Глобальный экологический фонд
![]() | |
Формирование | 15 октября 1991 г |
---|---|
Тип | Фонд |
Фокус | Среда |
Расположение | |
Обслуживаемая территория | По всему миру |
Членство | 186 стран-членов [1] |
Ключевые люди | Карлос Мануэль Родригес, генеральный директор и председатель |
Бюджет | 5,25 млрд долларов США (2022–2026 гг.) [2] |
Веб-сайт | www |
Глобальный экологический фонд ( ГЭФ ) — это многосторонний экологический фонд, который предоставляет гранты и смешанное финансирование для проектов, связанных с биоразнообразием , изменением климата , международными водами , деградацией земель , стойкими органическими загрязнителями (СОЗ) , ртутью , устойчивым лесопользованием , продовольственной безопасностью и устойчивые города в развивающихся странах и странах с переходной экономикой. Это крупнейший источник многостороннего финансирования биоразнообразия во всем мире, который распределяет в среднем более 1 миллиарда долларов в год на решение взаимосвязанных экологических проблем.
ГЭФ был создан накануне Саммита Земли в Рио-де-Жанейро в 1992 году и включает в себя 184 страны в партнерстве с международными институтами, организациями гражданского общества и частным сектором. Он поддерживает инициативы устойчивого развития в развивающихся странах, которые приносят глобальные экологические выгоды. На сегодняшний день ГЭФ предоставил более 22 миллиардов долларов США в виде грантов и мобилизовал еще 120 миллиардов долларов США в виде совместного финансирования для более чем 5200 проектов и программ. Через свою Программу малых грантов (ПМГ) ГЭФ оказал поддержку почти 27 000 инициативам гражданского общества и сообществ в 136 странах. [3] В июне 2022 года доноры ГЭФ пообещали выделить рекордные 5,33 миллиарда долларов на поддержку его последнего четырехлетнего цикла пополнения, который продлится до июня 2026 года.
Помимо финансирования проектов посредством грантов и смешанного финансирования, ГЭФ также служит финансовым механизмом для следующих конвенций:
- Конвенция о биологическом разнообразии (КБР)
- Рамочная конвенция ООН об изменении климата (РКИК ООН)
- Конвенция ООН по борьбе с опустыниванием (КБО ООН)
- Стокгольмская конвенция о стойких органических загрязнителях
- Минаматская конвенция о ртути
ГЭФ также поддерживает реализацию Монреальского протокола по веществам, разрушающим озоновый слой (МП).
Структура
[ редактировать ]ГЭФ имеет структуру управления, организованную вокруг Ассамблеи, Совета, Секретариата, 18 агентств, Научно-технической консультативной группы (STAP) и Независимого управления оценки.
- Ассамблея ГЭФ состоит из всех 184 стран-членов. [4] или Участники. Он собирается каждые три-четыре года на министерском уровне для рассмотрения общей политики; рассматривать и оценивать деятельность ГЭФ на основе отчетов, представляемых Совету; проверить состав Фонда; и рассмотреть для одобрения консенсусом поправки к Инструменту создания реструктурированного ГЭФ на основе рекомендаций Совета . Во встречах принимают участие министры и правительственные делегации высокого уровня всех стран-членов ГЭФ. Ассамблея сочетает в себе пленарные заседания и панельные дискуссии высокого уровня, выставки, параллельные мероприятия и посещения объектов проектов ГЭФ. Выдающиеся экологи, парламентарии, бизнес-лидеры, ученые и лидеры НПО обсуждают глобальные экологические проблемы в контексте устойчивого развития и других целей международного развития.
- Совет ГЭФ является основным руководящим органом ГЭФ. В его состав входят 32 члена, назначенных группами стран-членов ГЭФ (14 из развитых стран, 16 из развивающихся стран и 2 из стран с переходной экономикой). Члены Совета [5] ротация каждые три года или до тех пор, пока избирательный округ не назначит нового члена. Совет, который собирается два раза в год, разрабатывает, принимает и оценивает оперативную политику и программы для мероприятий, финансируемых ГЭФ. Он также рассматривает и утверждает рабочую программу (проекты, представленные на утверждение), принимая решения консенсусом.
- Секретариат ГЭФ находится в Вашингтоне, округ Колумбия, и подчиняется непосредственно Совету и Ассамблее ГЭФ, обеспечивая воплощение их решений в эффективные действия. Секретариат координирует разработку проектов, включенных в рабочие программы, контролирует их реализацию и следит за соблюдением оперативной стратегии и политики. Секретариат возглавляет генеральный директор и председатель Карлос Мануэль Родригес.
- Научно-техническая консультативная группа ГЭФ (STAP) предоставляет ГЭФ научные и технические рекомендации по политике, оперативным стратегиям, программам и проектам. В состав Группы входят шесть членов, которые являются международно признанными экспертами в ключевых областях работы ГЭФ. Их поддерживает глобальная сеть экспертов и учреждений. Кроме того, НТКП взаимодействует с другими соответствующими научными и техническими органами, особенно со вспомогательными органами природоохранных конвенций.
- Независимый отдел оценки ГЭФ (НОО ГЭФ) подчиняется непосредственно Совету. Его возглавляет директор, назначаемый Советом, который координирует работу группы специализированных оценщиков. Он работает с Секретариатом и агентствами ГЭФ для обмена извлеченными уроками и передовым опытом. НОО проводит независимые оценки воздействия и эффективности ГЭФ. Обычно они касаются тематических областей, институциональных вопросов или сквозных тем.
- Агентства ГЭФ являются оперативным подразделением ГЭФ. Они тесно сотрудничают с инициаторами проектов — государственными учреждениями, организациями гражданского общества и другими заинтересованными сторонами — для проектирования, разработки и реализации проектов и программ, финансируемых ГЭФ. ГЭФ работает с 18 агентствами.
- Программа развития ООН (ПРООН)
- Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП)
- Всемирный банк
- Продовольственная и сельскохозяйственная организация (ФАО)
- Межамериканский банк развития (МАБР)
- Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО)
- Азиатский банк развития (АБР)
- Африканский банк развития (АфБР)
- Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР)
- Международный фонд сельскохозяйственного развития (МФСР)
- Всемирный фонд дикой природы – США (WWF-США)
- Консервейшн Интернэшнл (CI)
- Западноафриканский банк развития (BOAD)
- Бразильский фонд биоразнообразия (FUNBIO)
- Управление внешнеэкономического сотрудничества Министерства охраны окружающей среды Китая (FECO)
- Банк развития Южной Африки (DBSA)
- Банк развития Латинской Америки и Карибского бассейна (CAF)
- Международный союз охраны природы (МСОП)
История
[ редактировать ]Глобальный экологический фонд был создан в октябре 1991 года под председательством Мохамеда Эль-Ашри. [6] в качестве пилотной программы Всемирного банка стоимостью 1 миллиард долларов, призванной дать развивающимся странам возможность принять меры по решению экологических проблем и способствовать устойчивому развитию. ГЭФ предоставит новые и дополнительные гранты и льготное финансирование для покрытия «дополнительных» или дополнительных затрат, связанных с преобразованием проекта, приносящего национальные выгоды, в проект, приносящий глобальные экологические выгоды.
Программа развития Организации Объединенных Наций, Программа Организации Объединенных Наций по окружающей среде и Всемирный банк были тремя первоначальными партнерами, реализующими проекты ГЭФ.
В 1992 году на Саммите Земли в Рио-де-Жанейро ГЭФ был реструктурирован и учрежден в качестве постоянного отдельного учреждения. Решение сделать ГЭФ независимой организацией расширило участие развивающихся стран в процессе принятия решений и реализации проектов. С 1994 года Всемирный банк является попечителем Трастового фонда ГЭФ и предоставляет административные услуги.
В рамках реструктуризации ГЭФ было поручено стать финансовым механизмом как для Конвенции ООН о биологическом разнообразии, так и для Рамочной конвенции ООН по изменению климата. В партнерстве с Монреальским протоколом по веществам, разрушающим озоновый слой, ГЭФ начал финансирование проектов, которые позволят Российской Федерации и странам Восточной Европы и Центральной Азии поэтапно отказаться от использования озоноразрушающих химикатов.
В 1998 году Совет ГЭФ решил выйти за рамки первоначальных трех агентств-исполнителей, включая Международную финансовую корпорацию, чтобы расширить его возможности по созданию инновационных механизмов финансирования и лучшему привлечению инвестиций частного сектора. [7] Впоследствии ГЭФ также был выбран в качестве финансового механизма для еще трех международных конвенций: Стокгольмской конвенции о стойких органических загрязнителях (2001 г.), Конвенции Организации Объединенных Наций по борьбе с опустыниванием (2003 г.) и Минаматской конвенции о ртути (2013 г.).
Направления работы
[ редактировать ]Работа ГЭФ сосредоточена на шести основных областях, включая биоразнообразие, изменение климата (смягчение последствий и адаптация), химические вещества и отходы, международные воды, деградацию земель и устойчивое управление лесами.
Биоразнообразие : Биоразнообразие находится под серьезной угрозой. Сокращение и предотвращение дальнейшей утраты биоразнообразия считаются одной из наиболее серьезных проблем человечества. Из всех проблем, с которыми мир сталкивается при управлении «глобальными благами», только утрата биоразнообразия является необратимой. ГЭФ поддерживает проекты, направленные на устранение ключевых факторов утраты биоразнообразия и направленные на максимальное использование возможностей для достижения устойчивого сохранения биоразнообразия.
Изменение климата : Изменение климата в результате антропогенных выбросов парниковых газов (ПГ), удерживающих тепло, является критической глобальной проблемой, требующей существенных действий. Эти действия включают инвестиции в сокращение выбросов парниковых газов и адаптацию к изменениям климата, включая его изменчивость. Первые последствия изменения климата уже проявились, и ученые полагают, что дальнейшие последствия неизбежны. Многие из наиболее серьезных и негативных последствий изменения климата в непропорциональной степени лягут на плечи беднейших людей в развивающихся странах. ГЭФ поддерживает проекты в развивающихся странах.
- Смягчение последствий изменения климата : сокращение или предотвращение выбросов парниковых газов в области возобновляемых источников энергии; энергоэффективность; устойчивый транспорт; и управление землепользованием, изменениями в землепользовании и лесным хозяйством .
- Адаптация к изменению климата : Нацеленность на то, чтобы развивающиеся страны стали устойчивыми к изменению климата путем продвижения немедленных и долгосрочных мер по адаптации в политике, планах, программах, проектах и действиях развития.
Химические вещества : Стойкие органические загрязнители (СОЗ) — это пестициды, промышленные химикаты или нежелательные побочные продукты промышленных процессов, которые использовались десятилетиями, но недавно было обнаружено, что они имеют ряд тревожных характеристик, в том числе:
- Стойкость – они устойчивы к разложению в воздухе, воде и отложениях;
- Биоаккумуляция – они накапливаются в живых тканях в концентрациях, превышающих концентрации в окружающей среде;
- Перенос на большие расстояния – они могут перемещаться на большие расстояния от источника выброса по воздуху, воде и мигрирующим животным, часто загрязняя территории за тысячи километров от любого известного источника.
ГЭФ поддерживает проекты, направленные на прекращение производства и использования конкретных СОЗ, принимая меры по обеспечению экологически безопасного управления ими и их утилизации, выявляя источники и сокращая выбросы побочных продуктов СОЗ.
Экономика замкнутого цикла : ГЭФ организовал мероприятия, посвященные экономике замкнутого цикла , которая переходит от экономики «бери-производи-отходы» к экономике, которая стремится не использовать невозобновляемые исходные материалы и производить нулевые отходы . [8] ГЭФ является членом Платформы по ускорению экономики замкнутого цикла (ПАСЕ). [9] [10]
Международные воды : Отвод воды для орошения, снабжения и питьевого использования, а также загрязнение общих водоемов создают трансграничную напряженность. Эта напряженность сохраняется и в океанах: три четверти рыбных запасов подвергаются чрезмерному вылову, вылову на максимуме или в истощенном состоянии. ГЭФ поддерживает проекты, помогающие странам работать вместе над преодолением этой напряженности в крупных водных системах и коллективно управлять своими трансграничными бассейнами поверхностных вод, бассейнами подземных вод, а также прибрежными и морскими системами, чтобы разделить выгоды от них.
Деградация земель : Деградация земель представляет собой серьезную угрозу биоразнообразию, стабильности экосистем и способности общества функционировать. Из-за взаимосвязанности экосистем в разных масштабах деградация земель запускает разрушительные процессы, которые могут иметь каскадные последствия для всей биосферы. Потеря биомассы из-за вырубки растительности и усиления эрозии почвы приводит к образованию парниковых газов, которые способствуют глобальному потеплению и изменению климата. ГЭФ поддерживает проекты по обращению вспять и предотвращению опустынивания/деградации земель, а также по смягчению последствий засухи в пострадавших районах, чтобы способствовать сокращению бедности и обеспечению экологической устойчивости .
Устойчивое управление лесами / Сокращение выбросов в результате обезлесения и деградации лесов + : Леса покрывают почти одну треть площади суши в мире. Они обладают уникальным потенциалом для получения множества глобальных экологических выгод, таких как сохранение биоразнообразия , связывание углерода и защита от опустынивания . Устойчиво управляемые леса могут улучшить обеспечение древесной и недревесной лесной продукцией примерно 1,6 миллиарда человек, чьи средства к существованию зависят от лесов. Ожидается, что лесные экосистемы также будут играть ключевую роль, помогая людям в развивающихся странах адаптироваться к последствиям изменения климата. ГЭФ поддерживает проекты в области сохранения лесов (в первую очередь охраняемых территорий и буферных зон), устойчивого использования лесов (лесопродуктивных ландшафтов, устойчивого лесопользования), а также решения проблем лесов и деревьев в более широком ландшафте.
Помимо этих тематических областей, ГЭФ проводит работы по поддержке:
- Развитие потенциала
- Обмен долгов на природу [11]
- Гендерное равенство
- Коренные народы и традиционные знания
- Результаты и обучение
- Малые островные развивающиеся государства
Программа малых грантов
[ редактировать ]ГЭФ реализует Программу малых грантов, которая предоставляет финансовую и техническую поддержку проектам, воплощающим подход на уровне местного сообщества. ГЭФ рассматривает проекты на уровне сообществ как краеугольный камень для решения местных и глобальных проблем окружающей среды и устойчивого развития. [12]
См. также
[ редактировать ]- Климатическое финансирование
- Зеленый климатический фонд
- Климатические инвестиционные фонды
- Парижское соглашение
Примечания и ссылки
[ редактировать ]- ^ «Поиск | ГЭФ» . www.thegef.org . Проверено 4 апреля 2024 г.
- ^ «Страны обещают рекордную поддержку Глобальному экологическому фонду» . Глобальный экологический фонд . 08.04.2022 . Проверено 4 апреля 2024 г.
- ^ "О нас" . Глобальный экологический фонд . 06.04.2016 . Проверено 24 июля 2020 г.
- ^ «Страны (Участники)» . Глобальный экологический фонд . 15 апреля 2016 г. Проверено 20 июня 2022 г.
- ^ «Избиратели, члены Совета и их заместители» . Глобальный экологический фонд . Проверено 24 июля 2020 г.
- ^ «Бывшие руководители» . Глобальный экологический фонд . Проверено 23 ноября 2022 г.
- ^ «Расширенные возможности для исполнительных агентств» . Глобальный экологический фонд . 30 сентября 1998 г. Проверено 24 июля 2020 г.
- ^ «Справочная информация Ассамблеи ГЭФ: циркулярная экономика» . Глобальный экологический фонд . 20 июня 2018 года. Архивировано из оригинала 26 октября 2021 года . Проверено 2 апреля 2019 г.
- ^ «Платформа для ускорения циркулярной экономики» . Платформа для ускорения экономики замкнутого цикла . Проверено 20 июня 2022 г.
- ^ «Циркулярная экономика» . Всемирный экономический форум . Проверено 20 июня 2022 г.
- ^ «Долг за обмен на природу» . ПРООН . Архивировано из оригинала 02 января 2018 г. Проверено 23 октября 2017 г.
- ^ "О нас" . sgp.undp.org . Проверено 24 июля 2020 г.