Jump to content

Монреальский протокол

Монреальский протокол
Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой
Подписано 16 сентября 1987 г.
Расположение Монреаль
Эффективный 1 января 1989 г., если к тому времени ратифицируют 11 государств.
Состояние Ратификация 20 государствами
Подписавшиеся 46
Ратификаторы 198 (все члены ООН, а также Острова Кука , Ниуэ , Святой Престол и Европейский Союз )
Депозитарий Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций
Языки арабский, китайский, английский, французский, русский и испанский.
Самая большая озоновая дыра в Антарктике, зарегистрированная по состоянию на сентябрь 2006 г.
Продолжительность: 5 минут 55 секунд.
Ретроспективное видео о Монреальском протоколе и сотрудничестве между политиками, учеными и лидерами отрасли в регулировании ХФУ.

Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой, представляет собой международный договор , призванный защитить озоновый слой путем поэтапного прекращения производства многочисленных веществ, ответственных за разрушение озонового слоя . Он был согласован 16 сентября 1987 года и вступил в силу 1 января 1989 года. С тех пор он претерпел девять изменений: в 1990 году ( Лондон ), 1991 году ( Найроби ), 1992 году ( Копенгаген ), 1993 году ( Бангкок ), 1995 году ( Вена ). ), 1997 ( Монреаль ), 1999 ( Пекин ) и 2016 ( Кигали ). [1] [2] [3] В результате международного соглашения озоновая дыра в Антарктиде медленно восстанавливается. [4] Климатические прогнозы показывают, что озоновый слой вернется к уровню 1980 года в период с 2040 года (на большей части мира) по 2066 год (над Антарктидой). [5] [6] [7] Благодаря широкому распространению и внедрению, он был воспринят как пример успешного международного сотрудничества. Бывший генеральный секретарь ООН Кофи Аннан заявил, что «возможно, единственным наиболее успешным международным соглашением на сегодняшний день является Монреальский протокол». [8] [9] Для сравнения, эффективное распределение бремени и предложения по решениям, смягчающие региональные конфликты интересов, были одними из факторов успеха в решении проблемы истощения озонового слоя, где глобальное регулирование, основанное на Киотском протоколе, не смогло этого сделать. [10] В случае с проблемой разрушения озона глобальное регулирование уже было введено до того, как был достигнут научный консенсус. Кроме того, общее общественное мнение было убеждено в возможных неизбежных рисках. [11] [12]

Договор по озону ратифицировали 198 сторон (197 государств и Европейский Союз ). [13] что делает их первыми универсально ратифицированными договорами в истории Организации Объединенных Наций. [14]

Этот поистине универсальный договор также отличался целесообразностью процесса выработки политики в глобальном масштабе, поскольку между фундаментальным научным открытием (1973 г.) и подписанием международного соглашения (1985 и 1987 гг.) прошло всего 14 лет.

Условия и цели [ править ]

Договор [Примечания 1] построен вокруг нескольких групп галогенированных углеводородов , разрушающих стратосферный озон. Все озоноразрушающие вещества, контролируемые Монреальским протоколом, содержат либо хлор , либо бром (вещества, содержащие только фтор, не наносят вреда озоновому слою). Некоторые озоноразрушающие вещества (ОРВ) еще не контролируются Монреальским протоколом, включая закись азота (N 2 O). Таблицу озоноразрушающих веществ, контролируемых Монреальским протоколом, см.: [15]

Для каждой группы ОРВ в договоре предусмотрен график, согласно которому производство этих веществ должно быть сокращено и, в конечном итоге, ликвидировано. Это включает 10-летний поэтапный отказ для развивающихся стран. [16] определенные в статье 5 договора.

План управления поэтапным отказом от хлорфторуглеродов ( ХФУ )

Заявленная цель договора состоит в том, что подписавшие его государства

Признавая, что выбросы определенных веществ во всем мире могут значительно истощить или иным образом изменить озоновый слой таким образом, что это может привести к неблагоприятным последствиям для здоровья человека и окружающей среды. Будучи преисполнены решимости защитить озоновый слой путем принятия мер предосторожности для справедливого контроля за общими глобальными выбросами веществ, которые истощают его, с конечной целью их уничтожения на основе достижений научных знаний.

Признавая, что для удовлетворения потребностей развивающихся стран необходимы специальные положения

должен принять ряд поэтапных ограничений на ХФУ использование и производство , включая:

  • с 1991 по 1992 год уровни потребления и производства контролируемых веществ, включенных в группу I приложения А, не превышали 150 процентов расчетных уровней производства и потребления этих веществ в 1986 году;
  • с 1994 года его расчетный уровень потребления и производства контролируемых веществ, включенных в группу I Приложения А, не превышает ежегодно двадцати пяти процентов от расчетного уровня потребления и производства в 1986 году.
  • с 1996 года расчетный уровень потребления и производства контролируемых веществ группы I приложения А не превышает нуля.

Происходил более быстрый вывод из обращения галонов-1211, -2402, -1301, более медленный вывод (до нуля к 2010 г.) других веществ (галонов 1211, 1301, 2402; ХФУ 13, 111, 112 и т.д.). .) [ противоречивый ] а некоторым химическим веществам было уделено отдельное внимание ( четыреххлористый углерод ; 1,1,1-трихлорэтан ). Поэтапный отказ от менее вредных ГХФУ начался только в 1996 году и будет продолжаться до тех пор, пока к 2030 году не будет достигнут полный отказ.

Было несколько исключений для «основных видов применения», для которых изначально не было найдено приемлемых заменителей (например, в прошлом от исключения были освобождены дозированные ингаляторы, обычно используемые для лечения астмы и хронической обструктивной болезни легких) или галоновые системы пожаротушения, используемые на подводных лодках и самолетах. (но не в общей промышленности).

Вещества группы I Приложения А:

Положения Протокола включают требование о том, чтобы Стороны Протокола основывали свои будущие решения на текущей научной, экологической, технической и экономической информации, которая оценивается с помощью групп экспертов из мирового экспертного сообщества. Чтобы внести этот вклад в процесс принятия решений, прогресс в понимании этих тем оценивался в 1989, 1991, 1994, 1998 и 2002 годах в серии докладов, озаглавленных « Научная оценка разрушения озона» , подготовленной Группой по научной оценке (SAP). [17]

В 1990 году была также создана Группа по технологической и экономической оценке в качестве консультативного органа по технологиям и экономике для Сторон Монреальского протокола. [18] Группа по технологической и экономической оценке (TEAP) предоставляет по запросу Сторон техническую информацию, касающуюся альтернативных технологий, которые были исследованы и применены, чтобы сделать возможным практически исключить использование озоноразрушающих веществ (таких как ХФУ и галоны), которые наносят вред озоновому слою. Стороны также поручают ГТОЭО каждый год оценивать различные технические вопросы, включая оценку заявок на получение исключений в отношении основных видов применения ХФУ и галонов, а также заявок на получение исключений в отношении важнейших видов применения бромистого метила. Годовые отчеты ГТОЭО являются основой для принятия обоснованных решений Сторонами.

Различные межправительственные, правительственные и неправительственные организации опубликовали многочисленные отчеты для каталогизации и оценки альтернатив озоноразрушающим веществам, поскольку эти вещества используются в различных технических секторах, таких как холодильное оборудование, кондиционирование воздуха, производство гибкого и жесткого пенопласта. , противопожарная защита, аэрокосмическая промышленность, электроника, сельское хозяйство и лабораторные измерения. [19] [20] [21]

План управления поэтапным отказом от гидрохлорфторуглеродов (ГХФУ) (HPMP) [ править ]

В соответствии с Монреальским протоколом по веществам, разрушающим озоновый слой, особенно Исполнительным комитетом (ExCom) 53/37 и ExCom 54/39, стороны этого протокола согласились установить 2013 год как время для замораживания потребления и производства ГХФУ для развивающихся стран. . В развитых странах сокращение потребления и производства ГХФУ началось в 2004 и 2010 годах соответственно, при этом 100%-ное сокращение было запланировано на 2020 год. Развивающиеся страны согласились начать сокращение потребления и производства ГХФУ к 2015 году, при этом 100%-ное сокращение запланировано на 2030 год. [22]

Гидрохлорфторуглероды, широко известные как ГХФУ, представляют собой группу искусственных соединений, содержащих водород, хлор, фтор и углерод. Они не встречаются нигде в природе. Производство ГХФУ начало расти после того, как в 1980-х годах страны согласились поэтапно отказаться от использования ХФУ, которые, как было установлено, разрушали озоновый слой. Как и ХФУ, ГХФУ используются для охлаждения, аэрозольных пропеллентов, производства пенопластов и кондиционирования воздуха. Однако, в отличие от ХФУ, большинство ГХФУ разлагаются в самых нижних слоях атмосферы и представляют гораздо меньший риск для озонового слоя. Тем не менее, ГХФУ являются очень мощными парниковыми газами , несмотря на их очень низкую концентрацию в атмосфере, измеряемую в частях на триллион (миллион миллионов). -

ГХФУ являются временными заменителями ХФУ и используются в качестве хладагентов , растворителей, пенообразователей при производстве пенопласта и огнетушителей. Что касается потенциала разрушения озонового слоя (ODP), по сравнению с ХФУ, имеющим ODP 0,6–1,0, эти ГХФУ имеют более низкие значения ODP (0,01–0,5). Что касается потенциала глобального потепления (ПГП), по сравнению с ХФУ, имеющим ПГП 4680–10720, ГХФУ имеют более низкий ПГП (76–2270).

Гидрофторуглероды (ГФУ) [ править ]

1 января 2019 года вступила в силу Кигалийская поправка к Монреальскому протоколу. [23] В соответствии с Кигалийской поправкой страны пообещали сократить использование гидрофторуглеродов (ГФУ) более чем на 80% в течение следующих 30 лет. [24] К 27 декабря 2018 года поправку ратифицировали 65 стран. [25]

производимые в основном в развитых странах, Гидрофторуглероды (ГФУ), заменили ХФУ и ГХФУ. ГФУ не наносят вреда озоновому слою, поскольку, в отличие от ХФУ и ГХФУ, они не содержат хлора. Однако они являются парниковыми газами с высоким потенциалом глобального потепления (ПГП), сравнимым с потенциалом ХФУ и ГХФУ. [26] [27] В 2009 году в исследовании было подсчитано, что быстрый поэтапный отказ от ГФУ с высоким ПГП потенциально может предотвратить выбросы, эквивалентные до 8,8 Гт CO 2 -экв в год, к 2050 году. [28] Таким образом, согласно прогнозам, предлагаемый поэтапный отказ от ГФУ позволит избежать потепления до 0,5°С к 2100 году при сценарии высокого роста ГФУ и до 0,35°С при сценарии низкого роста ГФУ. [29] Признавая возможность, открывающуюся для быстрого и эффективного поэтапного отказа от ГФУ в рамках Монреальского протокола, начиная с 2009 года, Федеративные Штаты Микронезии предложили поправку о поэтапном отказе от ГФУ с высоким ПГП, [30] США, Канада и Мексика последовали аналогичному предложению в 2010 году. [31]

После семи лет переговоров, в октябре 2016 года на 28-м совещании Сторон Монреальского протокола в Кигали , Стороны Монреальского протокола приняли Кигалийскую поправку, согласно которой Стороны согласились поэтапно сокращать использование ГФУ в рамках Монреальского протокола. [32] Поправка к юридически обязательному Монреальскому протоколу обеспечит, чтобы промышленно развитые страны сократили производство и потребление ГФУ как минимум на 85 процентов по сравнению со среднегодовыми значениями в период 2011–2013 годов. Группе развивающихся стран, включая Китай, Бразилию и Южную Африку, поручено сократить использование ГФУ на 85 процентов от их среднего значения в 2020–2022 годах к 2045 году. Индия и некоторые другие развивающиеся страны – Иран, Ирак, Пакистан и некоторые нефтяные экономики, такие как Саудовская Аравия и Кувейт, к 2047 году сократят выбросы ГФУ на 85 процентов от их стоимости в 2024–2026 годах.

17 ноября 2017 года, в преддверии 29-го Совещания Сторон Монреальского протокола, Швеция стала 20-й стороной, ратифицировавшей Кигалийскую поправку, превысив порог ратификации, гарантируя, что поправка вступит в силу 1 января 2019 года. [33]

История [ править ]

В 1970-х годах химики Фрэнк Шервуд Роуленд и Марио Молина , работавшие тогда в Калифорнийском университете в Ирвайне , начали изучать воздействие ХФУ на атмосферу Земли. Они обнаружили, что молекулы CFC достаточно стабильны, чтобы оставаться в атмосфере до тех пор, пока они не поднимутся в середину стратосферы , где они, наконец (в среднем через 50–100 лет для двух обычных CFC) будут расщеплены ультрафиолетовым излучением с выделением хлора. атом. Затем Роуленд и Молина предположили, что эти атомы хлора могут вызвать распад большого количества озона (O 3 ) в стратосфере. Их аргумент был основан на аналогии с современной работой Пола Дж. Крутцена и Гарольда Джонстона, которые показали, что оксид азота (NO) может катализировать разрушение озона. (Несколько других ученых, в том числе Ральф Цицерон , Ричард Столарски , Майкл МакЭлрой и Стивен Вофси, независимо предположили, что хлор может катализировать потерю озона, но никто не осознавал, что ХФУ являются потенциально крупным источником хлора.) Крутцен, Молина и Роуленд были награждены. 1995 год Нобелевскую премию по химии за работу над этой проблемой.

Экологическим последствием этого открытия было то, что, поскольку стратосферный озон поглощает большую часть ультрафиолетового излучения В (УФ-В), достигающего поверхности планеты, истощение озонового слоя ХФУ приведет к увеличению УФ-В-излучения при поверхности, что приводит к увеличению заболеваемости раком кожи и другим последствиям, таким как повреждение сельскохозяйственных культур и морского фитопланктона.

Но гипотеза Роуленда-Молина была решительно оспорена представителями аэрозольной и галоидоуглеродной промышленности. Председатель правления DuPont заявил, что теория разрушения озонового слоя - это "научная фантастика... чушь... полная чепуха". Роберт Абпланалп , президент Precision Valve Corporation (и изобретатель первого практического клапана аэрозольного баллончика), написал канцлеру Калифорнийского университета в Ирвайне, чтобы пожаловаться на публичные заявления Роуленда (Роан, стр. 56).

После публикации своей ключевой статьи в июне 1974 года Роуленд и Молина дали показания наслушания в Палате представителей США в декабре 1974 года. В результате было выделено значительное финансирование для изучения различных аспектов проблемы и подтверждения первоначальных выводов. В 1976 году Национальная академия наук США (NAS) опубликовала отчет, подтверждающий научную достоверность гипотезы разрушения озона. [34] НАН продолжала публиковать оценки смежных наук в течение следующего десятилетия.

В 1982 году представители 24 стран встретились в Стокгольме, Швеция, чтобы принять решение о «Глобальной рамочной конвенции по защите озонового слоя». В следующем году группа стран, в том числе США, Канада, страны Северной Европы и Швейцария, предложили во всем мире запретить «несущественное» использование ХФУ в аэрозольных баллончиках. [35]

Затем, в 1985 году, Британской антарктической службы ученые Джо Фарман , Брайан Гардинер и Джон Шанклин опубликовали результаты аномально низких концентраций озона над заливом Хэлли недалеко от Южного полюса . Они предположили, что это связано с повышенным уровнем содержания ХФУ в атмосфере. Потребовалось еще несколько попыток доказать, что потери в Антарктике реальны и значительны, особенно после того, как НАСА получило соответствующие данные из своих спутниковых записей. Это непредвиденное явление в Антарктике, а также научные изображения озоновой дыры НАСА сыграли важную роль в переговорах по Монреальскому протоколу. [36] Влияние этих исследований, метафора «озоновая дыра» и красочное визуальное представление в покадровой анимации оказались достаточно шокирующими, чтобы переговорщики в Монреале, Канада, серьезно отнеслись к этому вопросу. [37]

Спутниковая карта TOMS, показывающая общее содержание озона над Антарктидой. Снято 1 октября 1983 г. (НАСА).
Стороны, подписавшие Монреальский протокол, по регионам, 1987–2013 гг.

Также в 1985 году 20 стран, в том числе большинство крупных производителей ХФУ, подписали Венскую конвенцию , которая установила основу для согласования международных правил по озоноразрушающим веществам. [38] После открытия озоновой дыры SAGE 2 потребовалось всего 18 месяцев, чтобы достичь обязывающего соглашения в Монреале, Канада. Мостафа Камаль Толба , в то время возглавлявший ЮНЕП , считался «отцом Монреальского протокола» за его роль в объединении стран для заключения соглашения. [39]

В 1986 году оценка, проведенная НАСА и спонсируемая Программой ООН по окружающей среде, Всемирной метеорологической организацией и различными другими организациями, пришла к выводу, что продолжающиеся выбросы ХФУ на уровне 1980 года «сократят глобальный средний уровень озона примерно на 9 процентов ко второй половине 2019 года». век». США Основываясь на этих цифрах, Агентство по охране окружающей среды подсчитало, что только в Соединенных Штатах к 2075 году может возникнуть «более 150 миллионов новых случаев рака кожи среди людей, живущих в настоящее время и родившихся, что приведет к более чем 3 миллионам смертей». [35]

Но индустрия ХФУ не сдавалась так легко. Еще в 1986 году Альянс за ответственную политику в отношении ХФУ (ассоциация, представляющая отрасль ХФУ, основанная DuPont ) все еще утверждал, что наука слишком неопределенна, чтобы оправдать какие-либо действия. В 1987 году компания DuPont заявила перед Конгрессом США: «Мы считаем, что не существует неизбежного кризиса, который требовал бы одностороннего регулирования». [40] И даже в марте 1988 года председатель Du Pont Ричард Э. Хеккерт написал в письме Сенату США: «Мы не будем производить продукт, если он не может быть изготовлен, использован, обработан и утилизирован безопасно и в соответствии с надлежащей безопасностью». критерии качества здоровья и окружающей среды. На данный момент научные данные не указывают на необходимость резкого сокращения выбросов ХФУ. Не существует доступных показателей вклада ХФУ в какое-либо наблюдаемое изменение озона...». [41]

Однако в результате неожиданного изменения в политике Альянс за ответственную политику в отношении ХФУ опубликовал в 1986 году заявление, в котором заявил, что «значительный будущий рост... в ХФУ... будет неприемлем для будущих поколений» и что это будет «несовместимо с [ промышленности] целей... игнорировать потенциальный риск для будущих поколений». За три месяца до начала переговоров по протоколу промышленность США заявила о своей поддержке нового международного контроля над ХФУ. [35]

фонд Многосторонний

Основная цель Многостороннего фонда по осуществлению Монреальского протокола заключается в оказании помощи развивающимся странам-участникам Монреальского протокола, годовое потребление и производство озоноразрушающих веществ (ОРВ) на душу населения которых составляет менее 0,3 кг, в соблюдении мер контроля Протокол. В настоящее время этим критериям соответствуют 147 из 196 Сторон Монреальского протокола (они называются странами статьи 5).

Он воплощает в себе принцип, согласованный на Конференции Организации Объединенных Наций по окружающей среде и развитию в 1992 году, согласно которому страны несут общую, но дифференцированную ответственность за защиту и управление всеобщим достоянием.

Фонд управляется исполнительным комитетом с равным представительством семи промышленно развитых стран и семи стран, действующих в рамках статьи 5, которые избираются ежегодно Совещанием Сторон. Комитет ежегодно отчитывается перед Совещанием Сторон о своей деятельности. Работу Многостороннего фонда на местах в развивающихся странах осуществляют четыре агентства-исполнителя, имеющие договорные соглашения с исполнительным комитетом: [42]

До 20 процентов вкладов участвующих сторон также могут быть предоставлены через их двусторонние агентства в форме приемлемых проектов и мероприятий.

Фонд пополняется раз в три года за счет доноров. Сумма обязательств составляет 3,1 миллиарда долларов США за период с 1991 по 2005 год. Средства используются, например, для финансирования конверсии существующих производственных процессов, обучения персонала, выплаты роялти и патентных прав на новые технологии, а также для создания национальных бюро по озону.

Вечеринки [ править ]

По состоянию на октябрь 2022 года все государства-члены Организации Объединенных Наций, Острова Кука , Ниуэ , Святой Престол , Государство Палестина , а также Европейский Союз ратифицировали первоначальный Монреальский протокол (см. внешнюю ссылку ниже). [43] При этом Государство Палестина стало последней стороной, ратифицировавшей соглашение, в результате чего общее число сторон достигло 198. 197 из этих сторон (за исключением Государства Палестина) также ратифицировали поправки в Лондоне, Копенгагене, Монреале и Пекине. [13]

Эффект [ править ]

Тенденции в отношении озоноразрушающих газов

С момента вступления в силу Монреальского протокола концентрации в атмосфере наиболее важных хлорфторуглеродов и родственных им хлорированных углеводородов либо стабилизировались, либо снизились. [44] Концентрации галонов продолжают расти, поскольку галоны, которые в настоящее время хранятся в огнетушителях, высвобождаются, но темпы их увеличения замедлились, и ожидается, что их содержание начнет снижаться примерно к 2020 году. Кроме того, резко возросла концентрация ГХФУ, по крайней мере частично. из-за многих применений (например, в качестве растворителей или холодильных агентов) ХФУ были заменены ГХФУ. Хотя поступали сообщения о попытках отдельных лиц обойти запрет, например, путем контрабанды ХФУ из неразвитых в развитые страны, общий уровень соблюдения был высоким. Статистический анализ 2010 года показывает явный положительный сигнал Монреальского протокола для стратосферного озона. [45] В результате Монреальский протокол часто называют самым успешным международным экологическим соглашением на сегодняшний день. В отчете 2001 года НАСА обнаружило, что толщина озона над Антарктидой оставалась такой же в течение предыдущих трех лет. [46] однако в 2003 году озоновая дыра выросла до второго по величине размера. [47] В самой последней (2006 г.) научной оценке последствий Монреальского протокола говорится: «Монреальский протокол работает: имеются явные доказательства снижения атмосферной нагрузки озоноразрушающих веществ и некоторые ранние признаки восстановления стратосферного озона». [48] Однако более недавнее исследование, похоже, указывает на относительное увеличение содержания ХФУ из-за неизвестного источника. [49]

В 1997 году сообщалось о значительном производстве ХФУ в России для продажи на черном рынке ЕС на протяжении 90-х годов. Соответствующее производство и потребление в США стало возможным благодаря фальсифицированной отчетности из-за плохих механизмов правоприменения. Подобные нелегальные рынки ХФУ были обнаружены на Тайване, в Корее и Гонконге. [50]

Ожидается, что Монреальский протокол также окажет влияние на здоровье человека. Согласно отчету Агентства по охране окружающей среды США за 2015 год, защита озонового слоя в рамках договора предотвратит более 280 миллионов случаев рака кожи, 1,5 миллиона смертей от рака кожи и 45 миллионов катаракт в Соединенных Штатах. [51]

Однако гидрохлорфторуглероды, или ГХФУ, и гидрофторуглероды, или ГФУ, способствуют антропогенному глобальному потеплению . [52] В пересчете на молекулу эти соединения в 10 000 раз более мощные парниковые газы, чем углекислый газ. Монреальский протокол в настоящее время призывает к полному отказу от ГХФУ к 2030 году, но не накладывает никаких ограничений на ГФУ. Поскольку сами по себе ХФУ являются столь же мощными парниковыми газами, простая замена ХФУ на ГФУ не приводит к значительному увеличению темпов антропогенного изменения климата, но с течением времени устойчивое увеличение их использования может увеличить опасность того, что деятельность человека приведет к изменению климата. [53]

Политические эксперты выступают за активизацию усилий по увязыванию усилий по защите озона с усилиями по защите климата. [54] [55] [56] Политические решения в одной сфере влияют на затраты и эффективность экологических улучшений в другой.

Региональные случаи несоблюдения [ править ]

В 2018 году ученые, наблюдавшие за атмосферой после даты поэтапного отказа в 2010 году, сообщили о доказательствах продолжающегося промышленного производства ХФУ-11, вероятно, в Восточной Азии, с пагубным глобальным воздействием на озоновый слой. [57] [58] Мониторинговое исследование выявило свежие выбросы тетрахлорметана в атмосферу из китайской провинции Шаньдун , которые начались где-то после 2012 года и составляют значительную часть выбросов, превышающих глобальные оценки в соответствии с Монреальским протоколом. [59]

Празднование 25-летия [ править ]

В 2012 году исполнилось 25 лет со дня подписания Монреальского протокола. Соответственно, сообщество Монреальского протокола организовало ряд торжеств на национальном, региональном и международном уровнях, чтобы продемонстрировать свой значительный успех на сегодняшний день и рассмотреть предстоящую работу на будущее. [60] Среди его достижений:

  • Монреальский протокол стал первым международным договором, направленным на решение глобальной проблемы регулирования окружающей среды;
  • первый, кто принял «принцип предосторожности» при разработке научно обоснованной политики;
  • первый договор, в котором независимые эксперты в области науки об атмосфере, воздействии на окружающую среду, химической технологии и экономике отчитывались непосредственно перед сторонами, без редактирования и цензуры, действуя в соответствии с нормами профессионализма, экспертной оценки и уважения;
  • первый, кто предусмотрел национальные различия в ответственности и финансовых возможностях для реагирования путем создания многостороннего фонда для передачи технологий; первое МПС со строгой отчетностью, торговлей и обязательными обязательствами по поэтапному отказу от химических веществ как для развитых, так и для развивающихся стран; и,
  • первый договор с финансовым механизмом, демократически управляемым исполнительным советом с равным представительством развитых и развивающихся стран. [61]

За 25 лет с момента подписания стороны МП отмечают важные вехи. Примечательно, что в мире поэтапно отказались от 98% озоноразрушающих веществ (ОРВ), содержащихся почти в 100 опасных химических веществах по всему миру; каждая страна соблюдает строгие обязательства; и МП достиг статуса первого глобального режима с всеобщей ратификацией; даже самое новое государство-член, Южный Судан, ратифицировало его в 2013 году. ЮНЕП получила похвалы за достижение глобального консенсуса, который «демонстрирует приверженность мира защите озона и, в более широком смысле, глобальной защите окружающей среды». [62]

См. также [ править ]

Примечания [ править ]

Ссылки [ править ]

  1. ^ Хаб, Знания МИУР о ЦУР. «Кигальская поправка вступает в силу, обещая снижение глобального потепления | Новости | Центр знаний по ЦУР | МИУР» . Проверено 7 марта 2019 г.
  2. ^ МакГрат, Мэтт (15 октября 2016 г.). «Достигнута сделка по парниковым газам ГФУ» . Би-би-си.
  3. ^ «Поправки к Монреальскому протоколу» . Секретариат Программы ООН по окружающей среде по озону. Архивировано из оригинала 23 августа 2014 года . Проверено 24 августа 2014 г.
  4. ^ Эвенфельдт Б., «С озоновым слоем дела обстоят лучше», Arbetarbladet, 12 сентября 2014 г., стр. 10.
  5. ^ «Озоновый слой на пути к восстановлению: история успеха должна стимулировать действия по борьбе с изменением климата» . ЮНЕП. ЮНЕП. 10 сентября 2014 года. Архивировано из оригинала 13 сентября 2014 года . Проверено 18 сентября 2014 г.
  6. ^ Сьюзан Соломон; Энн Р. Дуглас; Пол А. Ньюман (июль 2014 г.). «Антарктическая озоновая дыра: обновленная информация» . Физика сегодня . 67 (7): 42–48. Бибкод : 2014ФТ....67г..42Д . дои : 10.1063/PT.3.2449 . hdl : 1721.1/99159 .
  7. ^ Канада, Окружающая среда и изменение климата (20 февраля 2015 г.). «Разрушение озонового слоя: Монреальский протокол» . эм . Проверено 22 апреля 2020 г.
  8. ^ «Озоновая дыра – Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой» . Theozonehole.com. 16 сентября 1987 года. Архивировано из оригинала 12 сентября 2012 года . Проверено 17 августа 2007 г.
  9. ^ «Предыстория Международного дня охраны озонового слоя - 16 сентября» . un.org . Проверено 28 мая 2017 г.
  10. О Монреале и Киото: Повесть о двух протоколах. Архивировано 26 августа 2014 года в Wayback Machine , Касс Р. Санстейн, 38 ELR 10566, 8/2008.
  11. ^ Экологическая политика, изменение климата и политика знаний. Архивировано 26 августа 2014 года в Wayback Machine. Райнер Грундманн , Vol. 16, № 3, 414–432, июнь 2007 г.
  12. ^ Возможности устранения технических неполадок, ведения переговоров и решения общих проблем. Архивировано 3 марта 2016 г. в Wayback Machine в сложности обществ и коллективной способности действовать, под ред. Шиманк, У. (2000). Франкфурт-на-Майне: Кампус, стр. 154–182, краткое содержание книги Общества Макса Планка. Архивировано 12 октября 2014 г. в Wayback Machine.
  13. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Статус ратификации – Секретариат по озону» . Озон.unep.org. Архивировано из оригинала 8 октября 2014 года . Проверено 10 марта 2008 г.
  14. ^ «Пресс-релиз ЮНЕП: «Южный Судан присоединяется к Монреальскому протоколу и обязуется постепенно отказаться от озоноразрушающих веществ » . Unep.org. Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 11 июля 2012 года .
  15. ^ «Озоноразрушающие вещества класса I | Наука | Защита озонового слоя | Агентство по охране окружающей среды США» . Epa.gov. 15 февраля 2013 года. Архивировано из оригинала 11 мая 2008 года . Проверено 28 октября 2006 г.
  16. ^ Интервью с Ли Томасом, шестым администратором Агентства по охране окружающей среды. Видео заархивировано 22 сентября 2020 года в Wayback Machine , стенограмма заархивирована 12 апреля 2019 года в Wayback Machine (см. стр. 15). 19 апреля 2012 г.
  17. ^ «Группа научной оценки | СЕКРЕТАРИАТ ОЗОНА» . ozone.unep.org . Архивировано из оригинала 24 апреля 2018 года . Проверено 23 апреля 2018 г.
  18. ^ «Группа по технологиям и экономической оценке | СЕКРЕТАРИАТ ОЗОНА» . ozone.unep.org . Архивировано из оригинала 26 января 2018 года . Проверено 23 апреля 2018 г.
  19. ^ Использование озоноразрушающих веществ в лабораториях. ТемаНорд 2003:516. http://norden.diva-portal.org/smash/get/diva2:796602/FULLTEXT01.pdf Архивировано 21 ноября 2015 г. в Wayback Machine.
  20. ^ Техническая и экономическая целесообразность замены бромистого метила в развивающихся странах. Друзья Земли, Вашингтон, 173 стр., 1996 г.
  21. ^ Руководство по поэтапному отказу от озоноразрушающих веществ на предприятии Министерства энергетики. 1995. «Руководство по поэтапному отказу от озоноразрушающих веществ на объектах Министерства энергетики» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 27 февраля 2008 года . Проверено 3 декабря 2007 г.
  22. ^ «Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой» . Программа ООН по окружающей среде . Архивировано из оригинала 14 октября 2018 года . Проверено 16 ноября 2018 г. .
  23. ^ «Хронология озона | Секретариат по озону» . ozone.unep.org . Проверено 22 апреля 2020 г.
  24. ^ Мсуя, Джойс. «Кигальская поправка знаменует собой новый рассвет в борьбе с изменением климата» . Стандарт . Проверено 22 апреля 2020 г.
  25. ^ Мсуя, Джойс (2 января 2019 г.). «Кигальская поправка знаменует собой новый рассвет в борьбе с изменением климата» . Стандарт . Проверено 2 января 2019 г.
  26. ^ «Климат иррациональности» . Приземленный. 18 сентября 2012 года. Архивировано из оригинала 1 октября 2012 года . Проверено 28 сентября 2012 г.
  27. ^ Канада, Окружающая среда и изменение климата (2 декабря 2008 г.). «Озоноразрушающие вещества» . эм . Проверено 22 апреля 2020 г.
  28. ^ Велдерс Г.Дж., Фэи Д.В., Дэниел Дж.С., МакФарланд М., Андерсен С.О. (июль 2009 г.). «Большой вклад прогнозируемых выбросов ГФУ в будущее воздействие на климат» . Труды Национальной академии наук Соединенных Штатов Америки . 106 (27): 10949–54. Бибкод : 2009PNAS..10610949V . дои : 10.1073/pnas.0902817106 . ПМК   2700150 . ПМИД   19549868 .
  29. ^ Сюй, Янъян; Заелке, Дурвуд; Велдерс, Гуус Дж. М.; Раманатан, В. (1 июня 2013 г.). Роль ГФУ в смягчении последствий изменения климата в 21 веке . Том. 13.
  30. ^ «Предлагаемая поправка к Монреальскому протоколу» (PDF) . Программа ООН по окружающей среде . 4 мая 2009 года . Проверено 17 мая 2018 г.
  31. ^ «Предлагаемая поправка к Монреальскому протоколу» (PDF) . Программа ООН по окружающей среде . 30 июля 2010 г. Проверено 17 мая 2018 г.
  32. ^ «Отчет двадцать восьмого совещания сторон Монреальского протокола по веществам, разрушающим озоновый слой» (PDF) . Октябрь 2016 г. Архивировано из оригинала (PDF) 26 января 2018 г. . Проверено 25 января 2018 г.
  33. ^ «Монреальский протокол отмечает еще одну веху, поскольку соглашение о сокращении выбросов газов, вызывающих потепление климата, должно вступить в силу в 2019 году» . ООН Окружающая среда . Проверено 25 января 2018 г.
  34. ^ Национальная академия наук (1976). Галогенуглероды, воздействие на стратосферный озон . Вашингтон, округ Колумбия. ISBN  9780309025324 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  35. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Бенедик, Ричард Эллиот (1989). «Озоновая дипломатия» . Проблемы науки и техники . 6 (1): 43–50. ISSN   0748-5492 .
  36. ^ Гревсмюль, Себастьян В.; Брайдей, Режис (2023). «Спутниковые изображения как инструменты визуальной дипломатии: визуализация озоновых дыр НАСА и переговоры по Монреальскому протоколу» . Британский журнал истории науки . 56 (2): 247–267. дои : 10.1017/S000708742300002X . ПМИД   36776108 . S2CID   256825183 .
  37. ^ Грундманн, Райнер, Транснациональная экологическая политика: реконструкция озона, Лондон: Routledge, ISBN   0-415-22423-3
  38. ^ «Венская конвенция по защите озонового слоя | Секретариат по озону» . ozone.unep.org . Проверено 22 апреля 2020 г.
  39. ^ «Доктор Мостафа Толба, отец Монреальского протокола, умер в возрасте 93 лет - IGSD» . 29 марта 2016 года . Проверено 28 сентября 2023 г.
  40. ^ Дойл, Джек (октябрь 1991 г.). «Позорные деяния DuPont: экологический отчет EI DuPont de Nemour» . Многонациональный монитор . Том. 12, нет. 10 . Проверено 8 сентября 2014 г.
  41. ^ «Du Pont: практический пример корпоративной стратегии 3D» . Гринпис. 1997. Архивировано из оригинала 6 апреля 2012 года . Проверено 8 сентября 2014 г.
  42. ^ Создание реальных изменений для окружающей среды . Секретариат Многостороннего фонда по осуществлению Монреальского протокола. 2007.
  43. ^ «2. Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой. Монреаль, 16 сентября 1987 года» . Объединенные Нации . Проверено 2 октября 2022 г.
  44. ^ «Удалось ли Монреальскому протоколу сократить количество озоноразрушающих газов в атмосфере?» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 14 июня 2006 года.
  45. ^ Мэдер, Дж. А.; Стеелин, Дж.; Питер, Т.; Бруннер, Д.; Ридер, HE; Стахел, Вашингтон (22 декабря 2010 г.). «Доказательства эффективности Монреальского протокола по защите озонового слоя» . Химия и физика атмосферы . 10 (24): 12161–12171. Бибкод : 2010ACP....1012161M . дои : 10.5194/acp-10-12161-2010 . hdl : 20.500.11850/27649 .
  46. ^ «Главная новость: антарктическая озоновая дыра 2001 г., аналогичная по размеру дырам последних трех лет, отчет НОАА и НАСА – 16 октября 2001 г.» . gsfc.nasa.gov. Архивировано из оригинала 31 декабря 2009 года . Проверено 16 сентября 2010 г.
  47. ^ «Новости NOAA онлайн (история 2099 г.)» . noaanews.noaa.gov . Проверено 16 сентября 2010 г.
  48. ^ Научная оценка разрушения озона: 2006 г., http://www.esrl.noaa.gov/csd/assessments/2006/report.html. Архивировано 29 марта 2010 г. в Wayback Machine.
  49. ^ «Таинственный источник производит запрещенные химикаты, разрушающие озоновый слой, что шокирует ученых» . 16 мая 2018 г.
  50. ^ Ландерс, Фредрик Пул (1997). «Торговля хлорфторуглеродами на черном рынке: Монреальский протокол делает запрещенные хладагенты популярным товаром» . Проверено 4 сентября 2019 г.
  51. ^ Обновление расчетов озона и профилей выбросов для использования в рамочной модели воздействия на атмосферу и здоровье http://www.epa.gov/ozone/science/effects/AHEF_2015_Update_Report-FINAL_508.pdf. Архивировано 17 апреля 2015 г. на Wayback Machine.
  52. ^ Ришав Гоял, Мэтью Х. Англия, Алекс Сен Гупта и Мартин Джакер. «Уменьшение изменения приземного климата, достигнутое Монреальским протоколом 1987 года» Environmental Research Letters 2019 14 (12) 124041; два : 10.1088/1748-9326/ab4874
  53. ^ «EIA – Выбросы парниковых газов в США, 2005 г.» . eia.doe.gov. Архивировано из оригинала 21 апреля 2011 года . Проверено 16 сентября 2010 г.
  54. ^ Марио Молина, Дурвуд Заелке, К. Мадхава Сарма, Стивен О. Андерсен, Вирабхадран Раманатан и Дональд Каниару. «Снижение риска резкого изменения климата с использованием Монреальского протокола и других нормативных мер в дополнение к сокращению выбросов CO 2 » PNAS 2009 106 (49) 20616-20621; дои : 10.1073/pnas.0902568106
  55. ^ К.С. Норман, С.Дж. ДеКанио и Л. Фан. «Монреальскому протоколу 20 лет: текущие возможности для интеграции с защитой климата». Глобальные изменения окружающей среды, том 18, выпуск 2, май 2008 г., страницы 330–340; дои : 10.1016/j.gloenvcha.2008.03.003
  56. ^ Пресс-релиз ЮНЕП, 2008 г. http://www.unep.org/Documents.Multilingual/Default.asp?DocumentID=593&ArticleID=6250&l=en&t=long . Архивировано 16 ноября 2010 г. в Wayback Machine.
  57. ^ «Запрещенные озоноразрушающие химикаты все еще производятся, говорят ученые» . ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЯДЕРНЫЙ РЕАКТОР. 17 мая 2018 года . Проверено 17 мая 2018 г.
  58. ^ Стивен А. Монцка; и др. (17 мая 2018 г.). «Неожиданное и устойчивое увеличение глобальных выбросов озоноразрушающего ХФУ-11» (PDF) . Природа . 557 (7705): 413–417. Бибкод : 2018Natur.557..413M . дои : 10.1038/s41586-018-0106-2 . hdl : 1983/fd5eaf00-34b1-4689-9f23-410a54182b61 . ПМИД   29769666 . S2CID   21705434 .
  59. ^ М. Ф. Лунт; и др. (28 сентября 2018 г.). «Продолжающиеся выбросы озоноразрушающего вещества тетрахлорида углерода из Восточной Азии» . Письма о геофизических исследованиях . 45 (20): 11, 423–11, 430. Бибкод : 2018GeoRL..4511423L . дои : 10.1029/2018GL079500 . ПМЦ   7526663 . ПМИД   33005064 .
  60. ^ «Веб-страница, посвященная 25-летию Секретариата по озону» . Озон.unep.org. Архивировано из оригинала 25 июня 2012 года . Проверено 11 июля 2012 года .
  61. ^ Канан, Пенелопа и Нэнси Райхман (2013), «Монреальский протокол» в книге Дж. Бритт Холбрук (главный редактор). Этика, наука, технология и инженерия: международный ресурс, 2-е издание, Thompson Learning.
  62. ^ ozone.unep.org

Общественное достояние В этой статье использованы общедоступные материалы из Всемирный справочник фактов (изд. 2024 г.). ЦРУ .   (Архивное издание 2003 г.) (называемое «Защита озонового слоя»)

Дальнейшее чтение [ править ]

  • , С.О. Андерсен и К.М. Сарма. (2002). Защита озонового слоя: история Организации Объединенных Наций, Earthscan Press . Лондон. [ ISBN отсутствует ]
  • Андерсен С.О. , К.М. Сарма и К.Н. Таддонио. (2007). Передача технологий для озонового слоя: уроки изменения климата . Earthscan Press, Лондон. [ ISBN отсутствует ]
  • Бенедик, Ричард Э. (1991). Озоновая дипломатия . Издательство Гарвардского университета. ISBN   0-674-65001-8 (Посол Бенедик был главным переговорщиком США на встречах, по итогам которых был принят Протокол.)
  • Бродер, Поль (1986). «Анналы химии: перед лицом сомнений». Житель Нью-Йорка , 9 июня 1986 г., стр. 70–87.
  • Часек, Пэм, Дэвид Дауни и Дж. В. Браун (2013). Глобальная экологическая политика , 6-е изд., Боулдер: Westview Press. [ ISBN отсутствует ]
  • Дотто, Лидия и Гарольд Шифф (1978). Озоновая война . Нью-Йорк: Doubleday (издатель) . [ ISBN отсутствует ]
  • Дауни, Дэвид (1993). «Сравнительная государственная политика защиты озонового слоя». Политология (Новая Зеландия) 45 (2): (декабрь): 186–197.
  • Дауни, Дэвид (1995). «Дорожная карта или ложный путь: оценка преобладания озонового режима как модели и стратегии глобального изменения климата», International Environmental Relations , 7(4):321–345 (осень 1995 г.).
  • Дауни, Дэвид (1999). «Сила разрушения: понимание политики стратосферного озона как проблемы ресурсов общего пула», в книге Дж. Баркина и Г. Шамбо (ред.) « Анархия и окружающая среда: международные отношения ресурсов общего пула» . Олбани: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. [ ISBN отсутствует ]
  • Дэвид Л. Дауни (2012). «Венская конвенция, Монреальский протокол и глобальная политика по защите стратосферного озона», в P. Wexler et al. (ред.) Химические вещества, окружающая среда, здоровье: глобальная перспектива управления . Оксфорд: Тейлор и Фрэнсис. [ ISBN отсутствует ]
  • Дауни, Дэвид (2013) «Истощение стратосферного озона». Справочник Routledge по глобальной экологической политике . Нью-Йорк: Рутледж. [ ISBN отсутствует ]
  • Фарман, Дж. К., Б. Г. Гардинер и Дж. Д. Шанклин (1985). «Большие потери общего озона в Антарктиде свидетельствуют о сезонности ClO
    х
    / Взаимодействие NO x Nature 315: 207–210, 16 мая 1985 г.
  • Гаро, Брайан Дж. (2013). От предосторожности к прибыли: современные вызовы охране окружающей среды в Монреальском протоколе . Нью-Хейвен и Лондон: Издательство Йельского университета. ISBN   978-0300175264
  • Грундманн, Райнер. (2001). Транснациональная экологическая политика: реконструкция озона , Лондон: Routledge. ISBN   0-415-22423-3
  • Литфин, Карен Т. (1994). Озоновые беседы . Издательство Колумбийского университета. ISBN   0-231-08137-5
  • Молина, Марио и Ф. Шервуд Роуленд (1974). «Стратосферный поглотитель хлорфторметанов: разрушение озона, катализируемое атомами хлора». Nature 249: 810–812, 28 июня 1974 г.
  • Мориссетт, премьер-министр (1989). «Эволюция политических мер реагирования на истощение стратосферного озона». Журнал природных ресурсов 29: 793–820.
  • Парсон, Эдвард (2003). Защита озонового слоя: наука и стратегия . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. [ ISBN отсутствует ]
  • Роан, Шэрон (1989). Озоновый кризис: 15-летняя эволюция внезапной глобальной чрезвычайной ситуации . Нью-Йорк, Джон Уайли и сыновья [ ISBN отсутствует ]
  • Экологическая программа ООН. (2012). Монреальский протокол и «зеленая» экономика .
  • Велдерс, Г.Дж.М., С.О. Андерсен, Дж.С. Дэниел, Д.В. Фэйи и М. МакФарланд. (2007). Важность Монреальского протокола в защите климата . Учеб. Натл. акад. наук, 104(12), 4814–4819, дои : 10.1073/pnas.0610328104 .
  • Велдерс, Г.Дж.М., Д.В. Фэйи, Дж.С. Дэниэл, М. МакФарланд и С.О. Андерсен. (2009). Большой вклад прогнозируемых выбросов ГФУ в будущее воздействие на климат . Учеб. Натл. акад. наук, 106(27), дои : 10.1073/pnas.0902817106 .
  • Велдерс, Г.Дж.М., А.Р. Равишанкара, М.К. Миллер, М.Дж. Молина, Дж. Алкамо, Дж.С. Дэниел, Д.В. Фэйи, С.А. Монцка и С. Рейманн. (2012). Сохранение климатических преимуществ Монреальского протокола за счет ограничения ГФУ . Наука, 335(6071), 922–923, дои : 10.1126/science.1216414 .

Внешние ссылки [ править ]


Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: bc94732e7d670806fa9342f704d6dd63__1720114440
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/bc/63/bc94732e7d670806fa9342f704d6dd63.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Montreal Protocol - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)