Война и экологическое право
![]() | В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Часть серии о |
Экологическое право |
---|
![]() |
Закон о контроле загрязнения |
Закон о природных ресурсах |
Справочные материалы |
Связанные темы |
|
Часть серии о |
Загрязнение |
---|
![]() |
Война может нанести серьезный ущерб окружающей среде, и воюющие страны часто ставят оперативные потребности выше экологических проблем на время войны . Некоторые международные законы призваны ограничить этот экологический ущерб.

Война и военные действия оказывают очевидное пагубное воздействие на окружающую среду. [1] Вооружение, передвижение войск, наземные мины , создание и разрушение зданий, уничтожение лесов путем дефолиации или общего использования в военных целях, отравление водных источников, стрельба по животным для тренировок, потребление в отчаянии видов, находящихся под угрозой исчезновения, и т. д. - это лишь некоторые из них. примеров того, как военная деятельность как в военное, так и в мирное время (например, обучение, строительство баз и транспортировка вооружения) наносит вред окружающей среде. « Выжженная земля » и « отравление колодца » — классические примеры такого воздействия. Недавние примеры включают сброс нефти и пожар в Ираке в Кувейте в 1990/1991 годах , использование обедненного урана в Косово в 1999 году , использование взрывчатых веществ в воздушном топливе в Афганистане с 2001 года .
С юридической точки зрения защита окружающей среды во время войны и военных действий частично регулируется международным экологическим правом . Дополнительные источники также можно найти в таких областях права, как общее международное право, законы войны , права прав человека и местные законы каждой затронутой страны. Однако эта статья в основном посвящена окружающей среде, и как только две страны борются за нее, этот вопрос становится предметом международной озабоченности. Таким образом, в центре внимания здесь находится международное экологическое право, соблюдение которого обеспечивается Советом Безопасности ООН . Право вооруженных конфликтов развито не очень хорошо по сравнению с другими областями международного права. Только Совет Безопасности ООН обладает полномочиями и юрисдикцией регулировать его разработку и реализацию или контролировать его соблюдение.
Источники правил
[ редактировать ]Обычное международное право и мягкое право
[ редактировать ]Документы обычного международного права и мягкого права касаются защиты окружающей среды во время вооруженных конфликтов и военных действий. Комиссия международного права (КМП) разработала Кодекс преступлений против мира и безопасности человечества (1954 г.). [2]
«Человек и его окружающая среда должны быть избавлены от воздействия ядерного оружия и всех других средств массового уничтожения. Государства должны стремиться к скорейшему достижению соглашения в соответствующих международных органах о ликвидации и полном уничтожении такого оружия»: принцип 26 Стокгольмская декларация 1972 года → Глава 11 Доклада Брундтланд: Мир, безопасность, развитие и окружающая среда. Всемирная хартия природы 1982 года: «Природа должна быть защищена от деградации, вызванной войной или другой враждебной деятельностью».
«Война по своей сути разрушительна для устойчивого развития. Поэтому государства должны уважать международное право, обеспечивающее защиту окружающей среды во время вооруженного конфликта, и сотрудничать в ее дальнейшем развитии, если это необходимо»: Принцип 24 Декларации Рио-де-Жанейро 1992 г. → параграф 39.6 Повестки дня на XXI век: « следует рассматривать меры в соответствии с международным правом для решения проблемы во время вооруженного конфликта крупномасштабного разрушения окружающей среды, которое не может быть оправдано международным правом».
Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 47/37 (1992 г.) предусматривает: [3] «Разрушение окружающей среды, не оправданное военной необходимостью и осуществляемое бессмысленно, явно противоречит существующему международному праву».
Договорное право
[ редактировать ]Несколько Организации Объединенных Наций договоров , в том числе Четвертая Женевская конвенция , Конвенция о всемирном наследии 1972 года и Конвенция об изменении окружающей среды 1977 года , содержат положения, ограничивающие воздействие войны или военной деятельности на окружающую среду.
Ирак нес ответственность по международному праву за «экологический ущерб и истощение запасов».природные ресурсы, возникшие в результате незаконного вторжения и оккупацииКувейта: Резолюция 687 (1991) Совета Безопасности ООН .
«Разрушение окружающей среды, не оправданное военной необходимостью и осуществляемое бессмысленно, явно противоречит существующему международному праву»: Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 47/37 (1992) .
Конвенция 1977 года об изменении окружающей среды
[ редактировать ]Конвенция об изменении окружающей среды – это международный договор, запрещающий военное или иное враждебное использование методов воздействия на окружающую среду, имеющих широкомасштабные, долгосрочные или серьезные последствия. Конвенция запрещает погодную войну, то есть использование методов воздействия на погоду с целью причинения ущерба или разрушения. Этот договор вступил в силу и был ратифицирован (принят как обязательный) ведущими военными державами.Договор имеет лишь ограниченную ратификацию. Он запрещает сторонам участвовать в «военных или каких-либодругое враждебное использование методов изменения окружающей среды, имеющееширокомасштабные, долговременные или серьезные последствия в качестве средства разрушения,ущерб или травма» любой другой стороны ← Использование Agent Orange во Вьетнаме.
Другие соответствующие договоры
[ редактировать ]- 1925 года Женевский газовый протокол
- Женевская конвенция 1949 г. IV ст. 53(4) ← Гаагские правила ст. 23(g): запрещение разрушений оккупационной державой, за исключением случаев абсолютной военной необходимости.
- Конвенция 1972 года о биологическом оружии
- Конвенция 1980 года о конкретных видах обычного оружия и 5 протоколов к ней: Протокол III (зажигательное оружие), ст. 2(4) (лесной и растительный покров); Протокол V 2003 г. (очистка от взрывоопасных остатков) ← Конвенция о противопехотных минах 1997 г. (Оттавский договор) ; → Конвенция 2008 года по кассетным боеприпасам
- 1972 года о всемирном наследии Конвенция
- Конвенция о химическом оружии 1993 года : не распространяется на гербициды или воздействие на флору.
Применение закона
[ редактировать ]Международное право войны и вооруженных конфликтов и общие правила охраны окружающей среды
[ редактировать ]Отправной точкой является то, что природная среда является гражданским объектом согласно международному гуманитарному праву. Если не предусмотрено иное, жители и воюющие стороны находятся «под защитой и верховенством принципов закона».наций, поскольку они вытекают из обычаев, установившихся междуцивилизованные народы, от законов человечества и диктатаобщественное сознание»: « Оговорка Мартенса » (Преамбула IV Гаагской конвенции 1907 года о законах и обычаях сухопутной войны). Статья 22 ограничивает право воюющих сторон применять средства нанесения ущерба противнику.
Искусство. 35(3) (запрет методов) и 55 (должная осторожность) Дополнительного протокола I 1977 года к Женевским конвенциям (широкая, но не всеобщая ратификация) обеспечивают дополнительную защиту окружающей среды. «В совокупности эти положения воплощают общее обязательство защищать природную среду от широкомасштабного, долгосрочного и серьезного экологического ущерба ; запрещение методов и средств ведения войны, которые предназначены или, как можно ожидать, причинят такой ущерб; и запрет нападений на природную среду путем репрессий »: параграф 31, Консультативное заключение Международного Суда по ядерному оружию 1996 г.; см. также заявления Международного суда Югославия против Великобритании 1999 г., ДР Конго против Руанды 2002 г.
«Уганда актами грабежей, грабежей иэксплуатация природных ресурсов Конго, совершенная членамиВооруженные силы Уганды на территории Демократической Республики Конго и невыполнение ею своих обязательств в качестве оккупирующей державы в округе Итури по предотвращению актов грабежей, грабежей иэксплуатация природных ресурсов Конго, нарушение обязательств передДемократическая Республика Конго согласно международному праву»: решение Международного Суда ДР Конго против Уганды (Вооруженные действия на территории Конго) 2005 г.
«Работы или сооружения, содержащие опасные силы, а именно плотины, дамбы и атомные электростанции, не должны становиться объектом нападения, даже если эти объекты являются военными объектами, если такое нападение может привести к высвобождению опасных сил и, как следствие, к серьезным потерям среди гражданское население.": ст. 15 Дополнительного протокола II 1977 года (немеждународные вооруженные конфликты, ратифицированы менее широко, чем ДП I); аналогично искусство. 56(1) Дополнительного протокола I 1977 года о международных вооруженных конфликтах.
«Намеренное начало нападения, зная, что такое нападение приведет к случайной гибели или ранению гражданских лиц или повреждению гражданских объектов или широкомасштабному, долгосрочному и серьезному ущербу природной среде, который был бы явно чрезмерным по сравнению с конкретными и «ожидаемое прямое общее военное преимущество» является военным преступлением, представляющим собой «серьезное нарушение законов и обычаев, применимых в международном вооруженном конфликте, в установленных рамках международного права»: ст. 8(2)(b)(iv) Римского статута Международного уголовного суда.
Подводя итог: «Общие принципы ведения военных действий применимы к природной среде: А. Никакая часть природной среды не может подвергаться нападению, если только она не является военным объектом. Б. Разрушение любой части природной среды запрещено. C. Нападение на военный объект, которое, как можно ожидать, может причинить случайный ущерб окружающей среде, который был бы чрезмерным по сравнению с конкретным и прямым ожидаемым военным преимуществом, запрещено»: МККК, обычное правило МГП 43. (Применение общих принципов ведения военных действий к природной среде). Некоторые государства настаивают на том, что такие правила (включая Дополнительный протокол I) применяются только к обычному оружию и не распространяются на ядерное оружие. См. также Правила 44 (должное внимание) и 45 (серьезный ущерб) .
Проект принципов ILC по защите окружающей среды в связи с вооруженными конфликтами : Специальный докладчик Мари Дж. Якобссон рассмотрела в период с 2013 по 2015 год обязательства до, во время и после вооруженного конфликта и предложила 5 проектов принципов права войны (соразмерность, различие, предосторожность, никаких репрессий, охраняемые зоны) и другие.Специальный докладчик Марья Лехто продолжила в 2018 году примерно 21 проект принципов, охватывающий все три этапа плюс оккупацию. По состоянию на середину 2019 года около 28 принципов (в том числе в отношении негосударственных субъектов) были приняты в предварительном порядке Редакционным комитетом со следующими частями: Введение – Принципы общего применения – Принципы, применимые во время вооруженного конфликта – Принципы, применимые в ситуациях оккупации – Принципы, применимые после вооруженного конфликта.
Международное экологическое право во время войны и вооруженного конфликта
[ редактировать ]В некоторых экологических договорах есть четкие положения о военных действиях и конфликтах; другим приходится полагаться на rebus sic stantibus (статья 62 VCLT) для толкования во время войны → Проекты статей КМП о влиянии вооруженных конфликтов на договоры , 2011 г.: экологические договоры продолжают действовать, если не указано иное.
Термоядерная война
[ редактировать ]В консультативном заключении Международного Суда о законности угрозы или применения ядерного оружия экология рассматривалась как второстепенная проблема с точки зрения законности термоядерной войны, но не было установлено, что всякая термоядерная война запрещена.
«Суд не считает, что рассматриваемые договоры могли иметьпризван лишить государство осуществления его права на самооборону в соответствии с международным правом из-за его обязательств по защите окружающей среды. Тем не менее, государства должны принимать во внимание экологические соображения при оценке того, что необходимо и соразмерно для достижения законных военных целей. Уважение к окружающей среде является одним из элементов, которые используются при оценке того, соответствует ли действие принципам необходимости и соразмерности»: параграф 30, Международного Суда Консультативное заключение по ядерному оружию 1996 г.
Организации
[ редактировать ]Международные организации с экологическими мандатами могут быть призваны во время вооруженного конфликта для оказания помощи в посредничестве или устранении ущерба, причиненного вооруженным конфликтом, например, Программа ООН по окружающей среде , Всемирная организация здравоохранения , Международная организация гражданской авиации , Международная морская организация и Международная организация по охране окружающей среды. Комитет Красного Креста . [4] Совет Безопасности ООН также продемонстрировал заботу об окружающей среде при обсуждении недавних конфликтов, например, во время войны в Персидском заливе 1991 года . ЮНЕП и ИМО также были вовлечены в этот конфликт, пытаясь устранить наиболее серьезные последствия для окружающей среды.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «EarthTrends: Тематика – Вооруженные конфликты, беженцы и окружающая среда» . 8 марта 2006 г. Архивировано из оригинала 8 марта 2006 г.
- ^ «Кодекс преступлений против мира и безопасности человечества» (PDF) .
- ^ «A/RES/47/37-E-Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 47/37 (1992)» . undocs.org .
- ^ «Руководство по защите окружающей среды в вооруженном конфликте» . Международный комитет Красного Креста . 21 сентября 2020 г.