Кимекско-Кипчакская конфедерация
Эта статья может быть недостаточно сфокусированной или может быть посвящена более чем одной теме . В частности, племя кимеков ≠конфедерация кимеков. Кроме того, возникла некоторая путаница с терминами Ими/Имур/Кимек и Имак/Йемек. ( октябрь 2017 г. ) |
Кимекская конфедерация | |||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
880–1035 | |||||||||||
Статус | Племенная конфедерация | ||||||||||
Капитал | Оно пришло | ||||||||||
Религия | Шаманизм , Тенгризм , Несторианство , Буддизм , Ислам | ||||||||||
Каган | |||||||||||
История | |||||||||||
• Учредил | 880 | ||||||||||
• Упразднено | 1035 | ||||||||||
|
Кимекско -Кипчакская конфедерация. [а] — средневековое тюркское государство, образованное семью народами, в том числе емеками и кипчаками , в междуречье Оби и Иртыша .
Имя
[ редактировать ]Минорский , цитируя Маркварта, Бартольда, Семенова и другие источники, предполагает, что название Кимак (произносится как Кимак ) происходит от Ики-Имак , «два Имака», вероятно, относящихся к первым двум кланам ( Ими и Имак ) федерации. [1]
С другой стороны, Прицак попытался связать кимеков с протомонгольским кумо конфедерации Кумо Си (庫莫奚; среднекитайский : kʰuo). ЧАС -mɑk̚-ɦei; * qu(o)mâġ-ġay , от * quo «желтоватый» плюс номинальный суффикс * -mAk ); Голден считает реконструкцию Прицака «весьма проблематичной», поскольку Прицак не объяснил, как Куомич мог создать Кимека ; тем не менее, Голден серьезно относится к связи с протомонгольским миром. [2]
Махмуд аль-Кашгари не упоминает ни одного Кимека, кроме Ямака ; Кашгари далее отметил, что Кара-Ханиды, подобные ему, считали емеков «племенем кипчаков», хотя современные кипчаки считали себя другой партией. [3] [4] [5] Этноним йемак , возможно, был транскрибирован в середине VII века китайскими авторами как 鹽莫 Yánmò < среднекитайский * jiäm-mâk , [6] Имеется в виду группа Тиле , которая первоначально населяла северо-западную Монголию, а затем мигрировала к северу от Горного Алтая и Иртышской зоны. [7] [8] [б]
Первоначально Голден (1992:202, 227, 263) принял отождествление кимеков с имеками/йимеками/йемеками, потому что /k/ > ∅, приводящее к кимек > имек , действительно было засвидетельствовано в нескольких средневековых кыпчакских диалектах; Голден также считал, что йемеки вряд ли будут 鹽莫 * jiäm-mâk > Yánmò в китайском источнике. [11] Однако позже Голден передумал, мотивируя это тем, что, поскольку изменение звука в средневековом кыпчакском диалекте /k/ > ∅ еще не произошло в древнетюркском языке середины VII века , отождествление емеков с кимеками оспаривается. В результате Голден (2002:660-665) позже отказывается от идентификации кимеков > емеков и становится более склонным к отождествлению 鹽莫 Янмо с емеками такими учеными, как Хамбис, Зуев и Кумеков, цитируется в Golden (1992: 202). [12] По словам Тишина (2018), емеки были просто самым важным из семи составляющих племен, представители которых встретились в долине Иртыша , где возник разнообразный племенной союз кимеков, как сообщает Гардизи . [13]
Источник
[ редактировать ]Конфедерация Кимеков возникла как племенной союз семи племен или родов. [14] Эти племена возникли в степях восточной части Центральной Азии. [14] Основная их часть переселилась в современный Казахстан после разрушения Уйгурского каганата (840 г.). [14] Государство Кимеков образовалось в конце IX – начале X веков из племенных владений под управлением хагана , который был верховным среди подвластных вождей. [15]
Историческая справка
[ редактировать ]Географический договор X века Худуд ал-Алам дал описание культуры и быта кимеков и кипчаков. Кимаки вели полуоседлый образ жизни, поскольку в Худуде упоминается множество бродячих племенных скотоводов, а также город под названием * Йимакия (> Ямаккийя > мс. Намакия ); в то время как кипчаки по некоторым обычаям напоминали современных огузов, которые были кочевниками-скотоводами. [16] [17] Южными соседями кимаков были карлуки, сохранявшие свою независимость еще 200 лет. Резиденция хакана Кимака находилась в городе Имакия ( Павлодар , Казахстан ) на Иртыше. [18]
В середине VII века одно из племен, входящих в состав будущей конфедерации кимеков, — емаки — жило недалеко от Иртыша, к северу от Алтая, в составе Западно-Тюркского каганата и, возможно, было известно китайцам как 鹽莫 Янмо (< Среднекитайский * jiäm-mâk ). [19] [7] [8] После распада Западно-Тюркского каганата в 743 г. часть кимаков осталась в его преемнике – Уйгурском каганате (740–840 гг.), [с] а другая часть сохранила свою независимость. [18] Лев Гумилев связывает кимеков с западнотюркским племенем Чумукун (處木昆): поскольку кимаки были известны только арабам и персам, а Чумукун был известен только китайцам. [21] [22] В этот период консолидировалось ядро племен конфедерации кимаков. [23] Глава конфедерации кимаков имел титул шад тутук , то есть «князь-правитель, или правящий». [18] Во главе союза, а позднее и Кимакского каганата стало племя Йемек. По словам Прицака (1982:331-33), [24] Кимеки были известны китайцам как 庫莫 Кумо < MC kʰuoH-mɑk̚ < * qu(o)mâġ, связанный с Си < * ɦei < * Ġay , народом, который исламские писатели знали как Кай и чей этноним часто связывают с монгольским * mogaï «змея» ( Халха могой могой ). Плетнева предположила, что «У змеи семь голов»/«Дракон с семью головами», записанный Кашгари. [25] отражает консолидацию конфедерации Кимеков. [23] Однако Голден (1992) не нашел текстовых свидетельств, связывающих qay с монгольским * mogaï ,. [26] Голден, вслед за Кляшторным, утверждал, что идентификация Кайса как «Народа Змеи», или, скорее, «Люда вождя по имени Змея/Дракон», на самом деле стала результатом участия Кайса в антикараханидской коалиции, возглавляемой вождем ябаку Будрачом. , чей эпитет Бёке означает «Великий Дракон/Великая Змея». [27] [28]
До середины VIII века кимаки граничили с карлуками и токуз-огузами на юге и с енисейскими киргизами на востоке. После распада Западно-Тюркского каганата в 743 г. основная часть кимаков осталась в Прииртышье. В конце VIII или начале 9 века часть племен кимаков мигрировала в двух направлениях: на северо-запад к Уралу и на юго-запад к северному Жетысу . Миграция изменила этнический состав жителей Среднего Поволжья и Нижнего Прикамья на западе. Распространяясь от Прииртышья, кимаки занимали территорию между реками Яик и Эмба , а также между Аральскими и Прикаспийскими степями до района Жетысу.
Между 9–11 веками кимеки были сосредоточены в бассейне среднего Иртыша и северо-восточном Семиречье . [15]
История
[ редактировать ]История Центральной Азии |
---|
История тюркских народов до XIV века. |
---|
9 и 10 века
[ редактировать ]После распада Уйгурского каганата в 840 г. среднеазиатские племена оказались в стороне. Части тюркских племен эймур, баяндур и шивэй -татар присоединились к ядру племен кимаков. Татарские племена уже входили в состав Кимакской конфедерации — некоторые уже участвовали в первоначальном формировании Кимакского каганата. У кипчаков тоже был свой ханлык, но политически они зависели от кимаков. Господствующее племя кимаков в основном проживало на берегах Иртыша. Кипчаки, описанные Худудом ал-Аламом, занимали отдельную территорию, расположенную западнее, примерно в юго-восточной части Южного Урала . Китайские летописцы писали о горах Кыпчакской земли — в летописи Юаньши эти горы называются Йулуболу (玉里伯里), [29] а кыпчаки называются кинча 欽察. К северу от кипчаков и кимаков лежал бескрайний лес. [30]
Из всех многочисленных племен кимаки были готовы возглавить новый политический племенной союз. Они создали новое государство Кимакский каганат, федерацию семи племен, семи ханлыков. Абу Саид Гардези (ум. 1061) писал, что государство кимаков включало в себя семь родственных племен: емеков , кипчаков , эймуров , татар , баяндура , ланиказов и айладов . На пике своего развития Кимакский каганат насчитывал 12 ядерных племен, простиравшихся от реки Иртыш и гор Алтая на востоке до черноморских степей на западе, до таежных окраин на севере и на юге до пустынно-степной территории. После своего упадка кимаки Джети-Су отступили обратно в Верхнее Прииртышье, а западные кипчак-кимаки поселились в Северо- Причерноморских степях. [31] Кимаки изначально были тенгрианцами , возможно, с некоторыми несторианскими христианскими общинами. В 11 веке ислам сделал некоторые вторжения.
Арабские и персидские географы, путешественники и историки предоставляют множество сведений о кимаках. [18] В 821 году араб Тамим ибн Бахр отправился в Токуз-Огузы через земли кимаков и кыпчаков. Его описания позже были использованы другими авторами. Персидский путешественник Гардези записал кимаков, отметив, что их местонахождение ранее было зафиксировано как территория народа, названного китайскими авторами «Чумукун». [32]
В 9 веке кимаки вступили в союз с огузами. [18] Во второй половине IX века усиленные кимаки начали дрейфовать на запад. Они заняли земли печенегов ( бесеньо, баджинаков, пацинаков, печенегов, называемых у арабов «баджнаками», а у византийцев «пацинаками»), кочевых скотоводов, ядром которых были племена Кангарского союза . Положение печенегов ухудшилось, их союз потерпел поражение от союза огузов, кимаков и карлуков. Кимаки вместе с огузами захватили кангарские печенежские земли по Сейхуну ( Сыр-Дарье ) и в Приаралье, захватив пастбища на Южном Урале .
Под натиском кимаков печенеги двинулись из Приаралья в нижневолжские степи , а оттуда в донско - днепровское междуречье , оттесняя мадьяр на запад. В конце 9 века на юге восточноевропейских степей образовался новый кочевой союз печенегов. Их соседями были более сильные и известные люди: огузы, кипчаки, мадьяры и Хазарский каганат . Под давлением совместных нападений половцев /кипчаков и их языковых родственников-огузов Кимекского каганата, а также воспользовавшись слабостью Хазарского каганата, печенеги двинулись через его территорию на запад, неся разрушения оседлому населению булгар и алан. на Северном Кавказе. [18]
В X веке кимеки были в союзе с огузами. в своем труде X века Ибн Хаукал нарисовал карту, показывающую, что племена кыпчаков-кимаков вместе с огузами паслись в степях к северу от Аральского моря, а аль-Масуди примерно в то же время писал, что все они кочевали по Эмбе и Яик. На Ближнем Востоке половецко-кипчакская страна стала называться Дешт-и-Кипчак и Кумания . [18] Аль-Бируни отмечал, что огузы нередко паслись в стране Кимек. роды кимакских племен довольно часто кочевали по побережью Каспийского моря: « Шахнаме » даже называет это море Кимакским» Некоторые . Роды кипчаков установили очень тесные контакты. [30]
Они доминировали в сердце Азии, контролировали ключевую центральную часть Шелкового пути и влияли на события от Китая до Персии и Европы наравне со скифами и монголами . Государство Кимаков можно рассматривать как одну из величайших пастырских кочевых империй всех времен. [33]
В конце X века о них знали не только писатели и ученые Халифата , но и в государствах Средней Азии путешествия в страну кимаков были хорошо известны и обсуждались на рынках и в чайханах . [34]
Кимеками управлял « каган », также называемый в восточных летописях «хакан», а не из династии Ашина . В X и XI веках правящим родом были татары . [35] Позже ими, по-видимому, правил клан Илбари. [36]
В X веке кипчаки стали независимыми в составе Каганата (если они вообще когда-либо были зависимы) и начали мигрировать на запад. Расцвет могущества кимаков пришелся на правителей Илбури в конце XII века. В 1183 году кимаки напали на Волжскую Булгарию и дважды разграбили Хорезм , в 1152 и 1197 годах.
Отклонить
[ редактировать ]Федерация Кимаков занимала огромную территорию от рек Тобол и Иртыш до Каспийского моря и Сыр-Дарьи . Северной границей федерации Кимаков была сибирская тайга, восточной границей – Горный Алтай, южной границей – безжизненная степь Бет-Пак. Границы, естественным образом защищавшие их от врагов, кимаки жили спокойно. Их соседями были карлуки, огузы и кыргызы. Кимаки, кипчаки, огузы, печенеги, угры и другие народы и этносы многонационального Кимакского каганата жили мирно и благополучно.
В начале XI века кимаки и кипчаки вытеснили огузов на юг, печенегов на запад, карлуков на юго-восток и угров на север, в сибирскую тайгу, и стали хозяевами древнего Канджу . Отдельные ханлыки Кимакского каганата крепли, усиливались сепаратистские силы, подрывая центральную власть. Хакан стал лишь предводителем ополчения, центральной армии не было, каждый подданный хана имел свое небольшое войско.
Кимаки, а затем и Хитай вынудили кипчаков двинуться на запад, заняв земли, ранее принадлежавшие огузам. После захвата огузских земель кипчаки значительно усилились, и кимаки попали в их зависимость. Миграция кипчаков была спланированным вторжением, захватом более богатых пастбищ. Часть кимаков осталась на древней земле по Иртышу, а часть ушла с кипчаками на запад. Большая часть племен Кимакского каганата — кимаки, кипчаки, печенеги и огузы мигрировали на запад, за Урал, Волгу, Дон и Днепр, изменив этническую карту Восточной Европы. Южные карлуки вошли в состав государства Караханидов .
Значительная масса кипчаков и кимаков осталась на Иртышских территориях вместе с древними волжскими финнами Западной Сибири. Впоследствии они образовали сибирских татар и другие тюркские народы. На западе кипчаки пошли по пути, пройденному ранее печенегами под давлением огузов, а позднее огузами под давлением кимаков и кипчаков. Они пересекли Волгу, Дон, Днестр и Днепр и достигли Дуная. На пути к кипчакам присоединились остатки печенегов и огузов. Русские летописи под 1054 годом фиксируют появление под Киевом огузов, которых вытеснили кипчаки - ветвь среднеиртышских и обских кимаков. [18]
Придворный врач сельджукских султанов аль-Марвази рассказывает, что «Каисы» и «Куны» изгнали племя «шаров» ( среднетюркский сарыг ), а шары, в свою очередь, стали причиной цепных перемещений и миграций туркмен , затем Огузы и, наконец, печенеги . Матфей Эдесский рассказывает, что «народ змей» потеснил «рыжих», а «рыжие» двинулись на огузов, которые вместе с печенегами напали на Византию. Плетнёва идентифицировала каев как кимаков, а шарыев — как кипчаков, эндоним которых половцами называли восточные славяне ( polovъje ср . др. , что означает «светло-жёлтый»). Помимо шарысов, т.е. желтых кипчаков, в наступлении на Запад участвовали и другие орды кимаков (каисы, куны) и другие члены каганата. [37] Однако Голден идентифицировал каев как Кумо Си , имевших протомонгольское происхождение, а Шары - как « желтых уйгуров », возглавляемых вождями басмылов, а не кипчаков. [38] а «Люди Змеи» следует интерпретировать как «Люди вождя по имени Змея-Дракон» и отождествлять их с антикараханидской племенной коалицией (включая, среди прочего, Кайсов) во главе с Будрачом, вождём ябаку , чей эпитет был Бёке ». Великий Дракон/Великий Змей», вслед за Кляшторным. [39]
Падение Кимакского каганата в середине XI века было вызвано внешними факторами. Миграция среднеазиатских монголоязычных кочевников, подталкиваемая монгольско- китайским государством Ляо, образовавшимся в Северном Китае в 916 году нашей эры. Хитайские кочевники заняли земли кимаков и кипчаков западнее Иртыша. После этого Каганат пришел в упадок, и кимеки, вероятно, время от времени подвергались владычеству кыргызов и кара-китаев . В XI–XII вв. монголоязычное племя найманов в своем продвижении на запад вытеснило кимаков-кипчаков с Монгольского Алтая и Верхнего Иртыша. С середины XII века монгольские племена преобладали почти на всей территории современной Монголии. [18]
В XII веке территория ханства включала Южный Урал, Восточное Поволжье, полуостров Мангышлак и регион к северо-западу от Аральского моря. Их центры включали Кимяк и Сангир . Большая часть населения вела полукочевой образ жизни, меньшинство занимали оседлые земледельцы, а многие горожане были ремесленниками. В северных частях территории Кимека располагались подземные города с сетью туннелей и камер, спасающихся от холода.
В 13 веке остатки Кимакского ханства были завоеваны монголами , а его земли отошли к Улусу Джучи . См. Золотую Орду, чтобы узнать о последующей истории этой территории. Значительная часть населения в созданном монголами государстве Кипчакское ханство было выходцами из земель Кимакского каганата. [18] Лидер кимаков Бахман-хан оказал сопротивление через несколько лет после того, как монголы завоевали регион.
Экономика
[ редактировать ]Экономика Кимакской конфедерации с их поселениями и пастбищами, простирающимися на тысячи километров от Иртыша до Каспийского моря и от тайги до казахстанских полупустынь, варьировалась между восточными и западными районами, а также между северными лесными -степь и южные предгорья Тянь-Шаня . Персидский аноним подчеркивал, что кипчаки, живущие в крайних западных районах Каганата, ведут более примитивный образ жизни, чем те, кто жил вблизи Иртыша, где город Имак был центром союза кимаков и летней резиденцией кимакского кагана. [40]
Экономика кимаков представляла собой классический среднеазиатский скотоводческий кочевой образ жизни с тюркской моделью широко варьирующихся местных экономических специализаций и адаптаций. [41] Главным животным была лошадь, а основным кормовым животным — овца. В качестве натурального животного жирнохвостые овцы давали мясо в пищу, масло для приготовления пищи и жир для освещения. Беднейшие кимаки пасли скот. Зимовали они в степи между реками Эмба и Урал, а лето проводили вблизи Иртыша. Летняя родина хаканов-кимаков находилась в городе Имак, в среднем Иртыше, зимней столицей был Тамим на южном берегу озера Балхаш . [42] Археология подтверждает, что кимаки в Прииртышье были полуоседлыми, Аль-Идриси в XII веке писал о возделываемых кимаками землях как о известном факте, с посевами пшеницы, проса, ячменя, бобовых и даже риса. [40] Кимаки также выращивали виноград и занимались пчеловодством. Они оставили остатки ирригационных систем и руины замков. [18] Аль-Идриси подробно описывает города кимаков, подчеркивая, что все они были хорошо укреплены. В каганском городе, где сосредоточивалась кимакская аристократия, были рынки и храмы. широко использовались глиняные полуземлянки Оседлый образ жизни привел к строительству более устойчивых жилищ, в поселениях и городах наряду с войлочными юртами . Обычно оба типа жилищ имели очаг в центре. [40]
Кипчаки как по письменным источникам, так и по археологическим данным сочетали пастушеское скотоводство с некоторыми элементами оседлого образа жизни. [43] Степи «Дешт-и-Кипчак», или Кипчак, были хорошо организованы для процветающего кочевого скотоводства. Степь подразделялась на участки с определенными пастбищными путями, яйлачные летние поселения и кишлачные зимние поселения. Рядом с постоянными яйлячными и кишлачными поселениями находились курганные кладбища. На поселениях, вдоль степных шляхов и проезжих дорог кипчаки воздвигали святилища предков с каменными статуями, изображающими умерших. [44] Любимым животным была лошадь, использовавшаяся для верховой езды и тягловой работы в сельском хозяйстве, а лучшим считалось конское мясо. Среди ремесел были обработка кожи, изготовление войлока, одежды и обуви, конских упряжей из кожи и войлока. Кимаки и другие племена Каганата производили оружие, инвентарь и сельскохозяйственные орудия. В лесостепных районах была широко распространена обработка древесины. Посуда, детали юрт и т. д. изготавливались из дерева. Железо, золото и серебро добывались и обрабатывались. Города кимаков в основном располагались вдоль торговых путей. Торговля была в основном бартерной, земледельцы обменивали зерно и муку на ягнят и кожу, но активна была и денежная торговля.
Под влиянием торговых связей с арабами-мусульманами Кимакский каганат был втянут в работорговлю. «Неугодных людей» и даже родственников продали в рабство. Рабство стало судьбой множества людей, проданных Хитаем, проводившим бесконечные охоты и облавы. Эта трагедия длилась 200 лет, c. 850 – 1050. [18]
Культура
[ редактировать ]Кимаки владели древнетюркской письменностью . Абу Дулаф (ок. 940 г.) и Ибн аль-Факих писали о Кимакском каганате: «У них есть тростники, которыми они пишут». Около Урджара, в горах Тарбагатая и в Прииртышье археологи нашли бронзовые зеркала X-XI веков с надписями. Л. Кимбалл утверждает, что у грамотных кимаков были труды по праву, религии, истории и эпической поэзии, ни одно из которых не сохранилось. Хотя у кимаков были медные монеты, большая часть торговли велась путем бартера.
Охота была ключевой частью жизни кимаков. Охота большими группами служила подготовкой к войне. Гордость, престиж и лидерство были связаны с использованием соколов, ястребов, беркутов и охотничьих собак, а также с преследованием хищных зверей, в том числе ныне вымерших каспийских тигров и снежных барсов .
Кимак-ханы носили золотые короны и шитую золотом одежду. Аль Идриси рассказал, что кимаки добывают золото с помощью ртути и помещают его в навоз.
Города кимаков представляли собой симбиоз местного преимущественно тюркского населения кимаков, ранее существовавшей автохтонной культуры и людей из других регионов Центральной Азии. Характерной особенностью было то, что все города были хорошо укреплены, и в каждом князь-атаман возглавлял гарнизон. Города располагались на берегах озер, рек, в приграничных районах и в неприступных горных районах. Крепостная стена с железными воротами окружала крупнейшую столицу Хакана Тамим, где также жили аристократы. На холмах стояли замки-форты, окруженные рвами.
Кимаки Сейхунской степи торговали овцами. Присутствие кимаков на Волге позволило им использовать основные местные торговые пути и связало их с византийским миром и миром викингов. [41]
Кимаки готовили сыр и напитки из ферментированного кобыльего молока, часть которого, вероятно, была дистиллирована до высокой крепости, а также напитки из риса, проса, ячменя и меда. [45]
Религия
[ редактировать ]Религия кимаков была такой же, как и у большинства тюрков. В степях от Байкала до Дуная тюрки верили в Тенгри. Западные соседи кыргызов (кимаки, кипчаки, половцы, огузы, печенеги, карлуки и др.), располагавшиеся ближе к мусульманским землям, еще исповедовали тенгрианство в 9 веке . У кимаков существовала традиция почитания предков. На границе с уйгурами кимаки приняли манихейство . [18] Кимаки также поклонялись скалам с изображениями (видимо, древними петроглифами ) и изображениями человеческих ног. Аль-Идриси говорил о вере в различных духов и о принятии некоторыми кимаками манихейства и ислама. По-видимому, две последние религии начали проникать к кимакам еще в X веке, но получили широкое распространение гораздо позже, и то только в Центральном Прииртышье и Прибалхашье. [46]
Святилища и погребальные обычаи
[ редактировать ]Наиболее типичной и примечательной чертой кимако-кипчакской и половецкой культуры являются курганные стелы или балбалы , воздвигнутые при святилищах с квадратными оградами из грубого камня и гравия. Подобные святилища со статуями умерших предков в VI-IX веках строили гёктюрки и уйгуры. После разрушения Гёктюркского и Уйгурского каганатов кипчаки и половцы были одними из немногих тюркских народов, сохранивших эту традицию. Половцы и кипчаки продолжали эту традицию до утраты своей политической независимости.
Отличительной чертой половцев и кипчаков с конца IX в. стало строительство небольших огороженных святилищ предков со статуей (или статуями) внутри. Обелиски часто представляли собой простые грубые стелы, часто с фигурами без деталей. Лица обозначались глубокими резными линиями, часто в форме сердца. Женские статуи отличались от мужских круглой грудью. [44] Святилища строились только для богатых и знатных кочевников.
Низами описал почтение кимаков к своим предкам. Кимаки и половцы/кипчаки воздвигли множество статуй, которые, как считалось, обладали особой силой и соответственно почитались: «Все племена половцев/кипчаков, когда им случается проходить там, дважды кланяются перед этим обелиском. Верхом или пешком они кланяются ему. что касается Творца, то всадник в честь него берет стрелу из колчана, пастухи со стадами оставляют овцу». [47]
Некоторые кимаки кремировали своих умерших: вблизи Иртыша обнаружены кремационные захоронения. [48]
С.А.Плетнева разработала сравнительную характеристику средневековых погребальных обычаев Северного Причерноморья, в том числе кимаков, половцев и кипчаков. Погребальными дарами являются те, которые необходимы кочевнику во время путешествия на тот свет: конская сбруя, оружие, реже личные украшения и сосуды с ритуальной пищей. Рядом с больным лежал его верный товарищ («товарич») – лошадь. Веру в необходимость снабжать больных вещами, необходимыми в дороге и хотя бы для первоначальной жизни на том свете, описывает путешественник и писатель X века Ибн Фадлан , описывая не кимак-кипчакский, а огузский погребальный обряд. Однако из раскопок курганов кочевников мы знаем, что погребальный обряд тюркских народов в целом был сходен, то есть общие положения строительства погребальных комплексов были идентичны. [44]
А если бы человек из их числа умер, то для него вырыли большую яму в форме дома, он был бы одет в куртку, пояс, лук... и вложил бы в руку деревянную чашку с набиза, поставил бы перед ним деревянный сосуд с набизом, принес бы все, что у него есть, и положил бы его с собой в том доме... Потом поместил бы его в него, а дом над ним настилом покрыл бы, а над ним сложил бы что-то вроде купола из глины.Тогда они брали лошадей и, в зависимости от их количества, убивали их сто, или двести, или одного, и ели их мясо, кроме головы, ног, шкуры и хвоста. И действительно, все это растягивают на деревянных подрамниках и говорят: «Это его кони, на которых он пойдет в рай». А если бы он когда-нибудь убивал людей и был храбр, то вырезали бы из дерева изображения, перечисляя тех, кого он убил, ставили бы их на его могилу и говорили: «Это его отроки, которые будут служить ему в раю».
— Ибн Фадлан [44]
Кочевников в потусторонний мир всегда сопровождали забитые лошади, а иногда и другие животные, а также убитые им враги, представленные простыми стелами или грубыми человеческими изображениями из камня или дерева. Лошади были необходимы для быстрого перехода, для перевозки из одного мира в другой, и чем их больше, тем лучше. У огузов изображения умерших не устанавливались ни над могилами, ни в специальных святилищах. Этот обычай был только у населения Кимакского каганата и преимущественно у кипчаков. [49]
Ханы-Жрецы
[ редактировать ]Тюркские ханы, в том числе Кимак-хан, играли особую роль первосвященников и носителей пророчеств. Шабиб аль-Карани оставил, вероятно, искаженное описание такого ритуала:
У хакана тюрков есть определенный день, когда они разжигают огромный костер. Хакан произносит в огонь пророческую фразу. Затем он пристально смотрит в огонь и отворачивается от огня. Если его лицо становится желтым – это признак плодородия и добра, если оно становится белым – не будет урожая, если оно становится зеленым – к болезням и эпидемиям, а если оно становится черным – это указывает на смерть хакана или дальнее путешествие. . Когда случается последнее, Хакан спешит отправиться в путешествие или набег. У шаманов кимаков были яда , «камни дождя», которые использовались для вызова дождя, когда он был необходим.
— [47]
Племенной состав
[ редактировать ]Список Гардизи
[ редактировать ]Согласно Гардизи (ум. 1061), конфедерация кимеков включала семь племен: [1] [11]
- Он идет [14] / Я ; [50]
- Имак ; [14] [50]
- татарский ; [14] [50]
- Баюндур [14] / Баяндур ; [50]
- Кипчак ; [14] [50]
- Нилкар [14] / Ланиказ [50] / Нилгаз ; [51]
- Айлад . [14] [50]
Список худуда
[ редактировать ]X века Худуд аль-Алам упоминает «страну Кимак», которой управляет хаган (король), у которого есть одиннадцать заместителей, владеющих наследственными феодальными владениями. [52] Это говорит о том, что дивизий было 11. [53]
Список известных правителей
[ редактировать ]См. также
[ редактировать ]История Казахстана |
---|
- Тюркские народы
- Хронология турок (500-1300 гг.)
- Племя Кима
- История России
- История Казахстана
- История центральной степи
- «Кимякское ханство». Татарская энциклопедия (на татарском языке). Казань : Республики Татарстан Академия наук . Учреждение Татарская энциклопедия. 2002.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Этноним также пишется кимак , а государство называется «ханством» и «каганатом».
- ^ Соль Мо Янмо , из MC* jiäm-mâk , не следует путать с Ян Мо Янмо , из MC ʔen ЧАС -muɑt̚ (ЗС) / * ˀien-муят (Зуев). 燕末 Янмо , резиденция кагана Сюэянтуо Ягмурчина , отождествляется Цэнем Чжунмяном с топонимом Обар Баш ( OTrk 𐰃𐰉𐰺𐱈), упомянутым в надписях Тоньюкук. [9] [10]
- ↑ в своей работе X века « Золотые луга» аль-Масуди упомянул Кмак йур (вариант Кмак быдур ), который, возможно, транскрибирует племенное название Кимек Йигур , уйгуров, которые позже искали убежища у кимеков. [20]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Минорский, В. (1937) «Комментарий» к «§18. Кимак» в « Худуд аль-Алам» . Перевел и объяснил В. Минорский. п. 304-305
- ^ Золотой (1992). п. 202
- ^ Махмуд аль-Кашгари. «Диван Лугат аль-Тюрк». Отредактировано и переведено Робертом Данкоффом в сотрудничестве с Джеймсом Келли. В источниках восточных языков и литературы. (1982). Часть II. п. 161
- ^ Минорский (1937) с. 305
- ^ Голден, Питер Б. «Кыпчак» в Университете тюркологии и лингвистики Хаджеттепе, Анкара (2014). п. 188
- ^ Кумеков, Б.Е. (1972) "Государство кимаков IX-XI веков по арабским источникам" Алма-Ата. п. 40, 45; цитируется в Golden (1992), с. 202, н. 84
- ^ Jump up to: а б Голден, Питер Б. (2017) «Кыпчак» в тюркологии и лингвистике . п. 187
- ^ Jump up to: а б Тонгдянь , Том 200.
- ^ «Надписи Тоньюкук», строка 26, текст в Türik Bitig
- ^ Зуев Ю.А. «Каганат Сюэянтуо и кимеки. ([Вклад] в тюркскую этногеографию Средней Азии середины VII века)» в книге Шыгыс , Институт востоковедения, Алматы (2004). часть 1. стр. 14
- ^ Jump up to: а б Питер Б. Голден (1992). Введение в историю тюркских народов . О. Харрасовиц. п. 202.
- ^ Голден, ПБ (2002) «Заметки о кыпчакских племенах: кимеках и емеках», в «Турках» , I , стр. 662
- ^ Тишин, В.В. (2018). ["Кимак и Тё-му-кун (处木昆): Заметки об идентификации" https://doi.org/10.17746/1563-0110.2018.46.3.107-113 ] с. 111
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Аджажанов 1992 , с. 69.
- ^ Jump up to: а б Аджажанов 1992 , с. 70.
- ^ Худуд аль-Алам «Разделы 18, 19, 21» Перевод и объяснение В. Минорского (1937). п. 99-101
- ^ Минорский, В.Ф. (1937) Комментарий к Худуд аль-Аламу к «Разделам 18, 19, 21», с. 304–312, 315–317
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м Файзрахманов Г. «Древние тюрки в Сибири и Средней Азии»
- ^ Кумеков, Б.Е. (1972) "Государство кимаков IX-XI веков по арабским источникам" Алма-Ата. п. 40, 45
- ^ Золотой (1992) с. 202-203
- ^ Гумилев, Л. (2009) Поиски воображаемого царства: Легенда о царстве пресвитера Иоанна, гл. 14 (на английском языке; перевод REF Smith)
- ^ Гумилев, Л. Н. Древние турки (1993: 380-381). Москва: Клышников, Комаров и К°. п. цитируется по Тишину В.В. (2018). ["Кимяк и Тё-му-кун (处木昆): Примечания по идентификации" https://doi.org/10.17746/1563-0110.2018.46.3.107-113 ] с. 107, 111
- ^ Jump up to: а б С.А.Плетнева, «Кипчаки», стр.26.
- ^ цитируется по Golden (1992). п. 202, н. 79
- ^ Махмуд аль-Кашгари. «Диван Лугат аль-Тюрк». Отредактировано и переведено Робертом Данкоффом в сотрудничестве с Джеймсом Келли. В источниках восточных языков и литературы. (1982). Часть I. п. 268
- ^ Голден, Питер Б. (1992). Введение в историю тюркских народов . Висбаден: Отто Харрассовиц. п. 275.
- ^ Кляшторный, Сергей (2005). «Половецкий вопрос (II): кипчаки, команы и половцы». Восточный журнал Венгерской академии наук . 58 (3): 243–248. doi : 10.1556/AOrient.58.2005.5.2 (неактивен 19 мая 2024 г.). JSTOR 23658648 .
{{cite journal}}
: CS1 maint: DOI неактивен по состоянию на май 2024 г. ( ссылка ) - ^ Голден, Питер Б. (2006). «Куманика V: Басмилы и кыпчаки». Архивы средневековой Евразии 15 : 17, 24–25.
- ^ Юаньши, том 128.
- ^ Jump up to: а б С.А.Плетнева, «Кипчаки», стр.27.
- ^ Кимбалл Л., «Исчезнувшая империя кимаков», Западный Вашингтон, Университет, 1994, стр. 371–373.
- ^ Гумилев (1993) с. 380-381, н. 38; цитируется по Тишину (2018). п. 107–11
- ^ Кимбалл Л., «Исчезнувшая империя кимаков», Западный Вашингтон, Университет, 1994, стр.371
- ^ С.А.Плетнева, "Кипчаки", стр.25.
- ^ Голден, ПБ (2011) «Формирование половцев-кыпчаков и их мира», в исследованиях народов и культур евразийских степей . Эд. Автор: Хрибан Чутулин. п. 320
- ^ Аджажанов, С.Г. «Государства огузов, кимеков и кыпчаков» в «Истории цивилизаций Центральной Азии », том IV , с. 75
- ^ С.А.Плетнева, "Кипчаки", стр.34.
- ^ Голден, Питер Б. (1992). Введение в историю тюркских народов . Отто Харрасовиц, Висбаден. п. 276
- ^ Голден, Питер Б. (2006) «Куманика V: Басмылы и кыпчаки» в Архивах средневековой Евразии 15. стр. 23-24
- ^ Jump up to: а б с С.А.Плетнева, «Кипчаки», стр.28.
- ^ Jump up to: а б Бьюэлл 1993 г.
- ^ Кимбалл Л., «Исчезнувшая империя кимаков», Западный Вашингтон, Университет, 1994, стр. 377–385.
- ^ С.А.Плетнева, "Кипчаки", стр.29.
- ^ Jump up to: а б с д С.А.Плетнева, «Кипчаки», стр.30
- ^ Кимбалл Л., «Исчезнувшая империя кимаков», Западный Вашингтон, Университет, 1994, стр. 378–385.
- ^ С.А.Плетнева, "Кипчаки", стр.32.
- ^ Jump up to: а б Кимбалл Л., «Исчезнувшая империя кимаков», Университет Западного Вашингтона, 1994, стр.381.
- ^ Кимбалл Л., «Исчезнувшая империя кимаков», Западный Вашингтон, Университет, 1994, стр.380
- ^ С.А.Плетнева, "Кипчаки", стр.31.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Кимбалл 1994 , с. 374.
- ↑ Minorsky V. in Акеров Т.А. (2005). Древние кыргызы и Великая степь: по следам древних кыргызских цивилизаций . Бийиктик. ISBN 978-9967-13-151-4 .
- ^ Худуд аль-Алам "§18. Кимак". В переводе и пояснении В. Минорского (1937). п. 99-100
- ^ Минорский (1937) с. 304-305
Литература
[ редактировать ]- Ахинджанов С.М. «Кипчаки в истории средневекового Казахстана» , Алма-Ата, 1989 г., ISBN 5-628-00146-5
- Агажанов, С.Г. (1992). «Государства огузов, кимеков и кипчаков» . История цивилизаций Центральной Азии, Том IV: Эпоха достижений, с 750 г. н. э. до конца пятнадцатого века . Мотилал Банарсидасс. стр. 61–76. ISBN 978-81-208-1595-7 .
- Файзрахманов Г., «Древние тюрки в Сибири и Средней Азии» Казань, «Мастер Лайн», 2000, ISBN 5-93139-069-3
- Гумилев Л.Н., «Древние тюрки», Москва, «Наука», 1967 г.
- Кимбалл, Линда Эми (1994). «Исчезнувшая империя кимаков » В Каплане, Эдвард Х.; Уизенхант, Дональд В. (ред.). Opuscula Altaica: эссе, представленные в честь Генри Шварца . Западный Вашингтон. ISBN 978-0-914584-19-3 .
- Куменков Б.Е., «Государство Кимаков 9–11 веков по арабским источникам», Алма-Ата, «Наука», 1972 г.
- Плетнева С.А., «Кипчаки», Москва, 1990 г., ISBN 5-02-009542-7