Ислам в Казахстане
Ислам по странам |
---|
Исламский портал |
Ислам является крупнейшей религией, исповедуемой в Казахстане , по оценкам, около 74%. [ 2 ] населения страны являются мусульманами . Этнические казахи — преимущественно сунниты мусульмане- ханафитской школы . [ 3 ] Есть также небольшое количество шиитов . [ 4 ] С географической точки зрения Казахстан является самой северной страной в мире с мусульманским большинством. [ 5 ] и самый большой по площади. Казахи составляют более половины всего населения, а другие этнические группы мусульманского происхождения включают узбеков , уйгуров и татар . [ 6 ] Ислам впервые пришел на южные окраины региона в VIII веке от арабов. Согласно Конституции Республика Казахстан провозглашает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы.
Хотя казахи отождествляют себя со своим мусульманским наследием, религиозные обряды, как правило, очень умеренны, а проявления религиозности, такие как ношение хиджаба или ежедневное посещение мечетей, редки. [ 7 ]
Однако наблюдатели также отмечают рост религиозности и общее исламское возрождение (как и в регионе в целом): доля казахов, идентифицирующих себя как мусульман, выросла с 79% в 2007 году до 93% в 2012 году. [ 8 ] в то время как по состоянию на 2012 год 10% казахов исповедуют ислам в целом (пять раз в день молятся и носят хиджаб для женщин), молодежь также чаще посещает мечети, тогда как их число «похоже, растет с каждым годом». [ 9 ] В 2019 году в стране действовало 2500 мечетей, число которых «выросло в 37 раз за 25 лет». [ 10 ]
История
[ редактировать ]Ислам впервые появился на территории современного Казахстана в VIII веке, когда арабы прибыли в южные части Средней Азии. оно постепенно распространилось по казахской степи Затем в последующие столетия .
Первоначальный толчок к распространению был дан битвой при Таласе в 751 году нашей эры, когда кочевники государства Карлук Ябгу объединились с арабами -аббасидами, чтобы остановить наступление китайской династии Тан .
В последующие годы ислам утвердился в южных частях Туркестана , а затем постепенно распространился на север. [ 11 ] Ислам также укоренился благодаря ревностному подчинению со стороны саманидских правителей, особенно в районах, прилегающих к Таразу. [ 12 ] где значительное количество коренного населения приняло ислам.
В 1000-х годах Ходжа Ахмад Ясави , тюркский поэт и религиозный лидер суфийского ордена, оказал большое влияние на распространение ислама как среди оседлых, так и кочевых народов Центральной Азии , написав на среднетюркском языке . Его широко считали одним из великих духовных лидеров региона. Это побудило Тимура несколько столетий спустя воздвигнуть мавзолей своего имени .
В период Золотой Орды первым правителем, принявшим ислам, был Берке-хан , внук Чингисхана .
Однако Берке не стал пропагандировать это среди своих подчиненных.
Лишь в 1321 году правитель Орды — хан Озбег публично принимает ислам Ибн Абдул Хамидом , суннитским суфийским бухарским сайидом и шейхом ордена Ясави . Далее он делает ислам официальной религией государства и начинает пропагандировать его среди своих подчиненных.
С этого момента все ханы принимают исламские имена в соответствии с тюрко-монгольской традицией .
Спустя столетия, после распада Золотой Орды, все ханы Казахского ханства, принадлежащие к роду Джучи, продолжали носить исламские имена.
В XVIII веке влияние России в регионе быстро возросло. Во главе с императрицей Екатериной русские первоначально продемонстрировали готовность позволить исламу процветать, поскольку мусульманские священнослужители были приглашены в регион для проповеди казахам, которых русские считали «дикарями», невежественными в вопросах морали и этики. [ 13 ] [ 14 ]
Российская политика постепенно изменилась в сторону ослабления ислама путем внедрения доисламских элементов коллективного сознания . [ 15 ] Такие попытки включали методы восхваления доисламских исторических деятелей и навязывание чувства неполноценности путем отправки казахов в высокоэлитные российские военные учреждения. [ 15 ] В ответ казахские религиозные лидеры попытались вызвать религиозный пыл, поддержав пантюркизм , хотя в результате многие подверглись преследованиям. [ 16 ] В советское время мусульманские институты сохранились только в тех районах, где казахи значительно превосходили численностью немусульман из-за повседневной мусульманской практики. [ 17 ] В попытке приспособить казахов к коммунистической идеологии гендерные отношения и другие аспекты казахской культуры были ключевыми целями социальных изменений. [ 14 ]
В последнее время казахи постепенно предпринимают решительные усилия по возрождению исламских религиозных институтов после распада Советского Союза . Хотя казахи и не являются сильными фундаменталистами, они продолжают идентифицировать себя со своей исламской верой. [ 18 ] и еще более преданно в деревне. Те, кто заявляют о своем происхождении от первых мусульманских воинов и миссионеров VIII века, пользуются большим уважением в своих общинах. [ 19 ] Политические деятели Казахстана также подчеркнули необходимость поддержки исламского просвещения. Например, министр иностранных дел Казахстана Марат Тажин недавно подчеркнул, что Казахстан придает значение использованию «позитивного потенциала ислама, изучению его истории, культуры и наследия». [ 20 ]
Советские власти пытались поощрять контролируемую форму ислама под руководством Духовного управления мусульман Средней Азии и Казахстана как объединяющую силу в обществах Центральной Азии, в то же время запрещая истинную религиозную свободу. С момента обретения независимости религиозная активность значительно возросла. Строительство мечетей и религиозных школ ускорилось в 1990-е годы при финансовой помощи Турции , Египта и, прежде всего, Саудовской Аравии . [ 21 ] В 1991 году действовало 170 мечетей, более половины из которых были построены заново. В то время в Казахстане действовало около 230 мусульманских общин. С тех пор количество мечетей выросло до 2320 по состоянию на 2013 год. [ 22 ] В 2012 году президент Казахстана открыл в столице новую мечеть Хазрет Султан , которая является крупнейшим мусульманским культовым сооружением в Центральной Азии. [ 23 ]
Ислам и государство
[ редактировать ]В 1990 году Нурсултан Назарбаев , тогдашний первый секретарь Коммунистической партии Казахстана , создал государственную основу для ислама, исключив Казахстан из-под власти Управления мусульман Центральной Азии, одобренного Советским Союзом и политически ориентированного религиозного управления для всей Центральной Азии. Вместо этого Назарбаев создал отдельный муфтият , или религиозный орган, для казахских мусульман. [ 24 ]
Ориентируясь на исламские правительства соседних Ирана и Афганистана , авторы конституции 1993 года специально запретили религиозные политические партии. 1995 года Конституция запрещает организации, стремящиеся разжигать расовую, политическую или религиозную рознь, и устанавливает строгий государственный контроль над иностранными религиозными организациями. Как и ее предшественница, конституция 1995 года предусматривает, что Казахстан является светским государством; таким образом, Казахстан является единственным государством Центральной Азии, конституция которого не отводит особого статуса исламу. Однако Казахстан вступил в Организацию исламского сотрудничества в том же году . Эта позиция основывалась как на внешней политике правительства Назарбаева, так и на внутренних соображениях. Осознавая потенциал инвестиций из мусульманских стран Ближнего Востока, Назарбаев посетил Иран, Турцию и Саудовскую Аравию ; в то же время он предпочитал рассматривать Казахстан как мост между мусульманским Востоком и христианским Западом. Например, первоначально он принял только статус наблюдателя в Организация экономического сотрудничества (ОЭС), все страны-члены которой являются преимущественно мусульманскими. Первая поездка президента в священный для мусульман город Мекку , состоявшаяся в 1994 году, была частью маршрута, который также включал визит к Папе Иоанну Павлу II в Ватикан . [ 24 ]
-
Мавзолей Ахмеда Ясави
-
Мечеть в Семее
См. также
[ редактировать ]Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бигожин, Улан. (2018). «Местная политика и покровительство святыне родословной в Казахстане». Дела Центральной Азии 5(3): 233–252. https://doi.org/10.1163/22142290-00503003
- Бигожин, Улан. (2019). «Где наша честь?» Спорт, мужественность и авторитет в казахстанских исламских СМИ». « Дела Центральной Азии » 6(2-3): 189-205. https://doi.org/10.1163/22142290-00602006.
- Карагианнис, Эммануэль (апрель 2007 г.). «Расцвет политического ислама в Казахстане: Хизб ут-Тахрир аль-Ислами». Национализм и этническая политика . 13 (2): 297–322. дои : 10.1080/13537110701293567 . S2CID 143664088 .
- Privratsky, Bruce (2001). Muslim Turkistan: Kazak Religion and Collective Memory . London: Curzon.
- Привратский, Брюс (2004). « Туркестан принадлежит Коджам: местные знания мусульманской традиции». В Дюдуаньоне, Стефан (ред.). Благочестивые общества против нечестивых государств . Берлин: ЛИТ Верлаг. стр. 161–212.
- Рорлих, Азаде-Айше (июнь 2003 г.). «Ислам, идентичность и политика: Казахстан, 1990-2000». Национальные документы . 31 (2): 157–176. дои : 10.1080/00905990307127 . S2CID 154798096 .
- Шваб, Венделл (июнь 2011 г.). «Создание исламской ниши в Казахстане: издательство «Мусылман» и его издания». Центральноазиатское исследование . 30 (2): 227–242. дои : 10.1080/02634937.2011.565229 . S2CID 144393697 .
- Шваб, Венделл (2012). «Традиции и тексты: как две молодые женщины учились толковать Коран и хадисы в Казахстане». Современный ислам . 6 (2): 173–197. дои : 10.1007/s11562-011-0177-4 . S2CID 144474672 .
- Шваб, Венделл (2015). «Ислам, развлечения и социальный капитал в Казахстане». Дела Центральной Азии 2 (1): 51–70. https://doi.org/10.1163/22142290-00201004
- Шваб, Венделл (2016). «Визуальная культура и ислам в Казахстане: случай социальных сетей Асыл Арны». Дела Центральной Азии 3(4): 301–329. https://doi.org/10.1163/22142290-00304001
- Шваб, Венделл. (2019). « Риторика исламских дебатов в казахстанских СМИ». Дела Центральной Азии 6(2-3): 166–188). https://doi.org/10.1163/22142290-00602005
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Религиозный состав по странам, 2010-2050 гг.» . Исследовательский центр Пью . 12 апреля 2015 года . Проверено 22 октября 2017 г.
- ^ «Религиозный состав по странам, 2010-2050 гг.» . Проект «Религия и общественная жизнь» исследовательского центра Pew . 2 апреля 2015 г. Проверено 29 октября 2020 г.
- ↑ Отчет о международной религиозной свободе за 2006 г. Архивировано 22 июня 2008 г. в Wayback Machine Посольство США в Астане, Казахстан.
- ^ «КАЗАХСТАН: Мусульманскую мечеть Ахмади закрыли, протестантов оштрафовали в 100-кратном размере минимальной заработной платы» . Форум 18 . Проверено 7 июня 2014 г.
- ^ с мусульманским большинством Татарстан , но является несуверенной федеративной республикой России расположен дальше к северу от Казахстана .
- ^ Казахстан – Отчет о свободе вероисповедания в мире за 2009 год, Государственный департамент США. Проверено 7 сентября 2009 г.
- ^ Раздел 1. Статья 1. КОНСТИТУЦИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН.
- ^ Юнисбай Б., Джунисбай А. и Жусупов Б. (2017). «Две страны, пять лет: Ислам в Казахстане и Кыргызстане через призму опросов общественного мнения», « Дела Центральной Азии » , 4:1, с. 10.
- ^ Ачилов, Д. (2012). «Исламское образование в Центральной Азии: опыт Казахстана». Азиатская политика , 14, стр. 85-86.
- ^ Билал А. Малик (2019). «Ислам в постсоветском Казахстане: опыт общественного возрождения ислама посредством институционализации», Азиатский журнал ближневосточных и исламских исследований , 13:3, стр. 7-8.
- ^ Атабаки, Турай. Центральная Азия и Кавказ: транснационализм и диаспора , с. 24
- ^ Ибн Асир, том 8, стр. 396
- ^ Ходарковский, Михаил. Степной рубеж России: создание колониальной империи, 1500-1800 гг. , стр. 39.
- ^ Перейти обратно: а б Эмбер, Кэрол Р. и Мелвин Эмбер. Энциклопедия пола и гендера: Мужчины и женщины в мировых культурах , стр. 572
- ^ Перейти обратно: а б Охотник, Ширен. «Ислам в России: политика идентичности и безопасности», стр. 14
- ^ Фарах, Цезарь Э. Ислам: верования и обряды , стр. 304
- ^ Фарах, Цезарь Э. Ислам: верования и обряды , стр. 340
- ^ Пейдж, Коган. Обзор Азии и Тихоокеанского региона 2003/04 , стр. 99
- ^ Атабаки, Турай. Центральная Азия и Кавказ: транснационализм и диаспора .
- ^ информ.кз | 154837. Архивировано 20 октября 2007 г. в Wayback Machine.
- ↑ Из статьи «Казахстан, ислам» в Oxford исламских исследованиях онлайн.
- ^ «Казахстан лидирует по количеству мечетей в Центральной Азии» . Архивировано из оригинала 25 января 2021 г. Проверено 02 января 2018 г.
- ^ «Казахи открывают огромную новую мечеть» . РадиоСвободная Европа/РадиоСвобода . Проверено 02 января 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б Страноведческое исследование - Библиотека Конгресса Казахстана
В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе . Страноведение . Федеральный исследовательский отдел .