Jump to content

Ислам в Казахстане

(Перенаправлено из «Истории ислама в Казахстане »)

Ислам в Европе
в процентах от населения страны [ 1 ]
  90–100%
  70–90%
  50–70%
  30–50%
  10–20%
  5–10%
  4–5%
  2–4%
  1–2%
  < 1%

Ислам является крупнейшей религией, исповедуемой в Казахстане , по оценкам, около 74%. [ 2 ] населения страны являются мусульманами . Этнические казахи — преимущественно сунниты мусульмане- ханафитской школы . [ 3 ] Есть также небольшое количество шиитов . [ 4 ] С географической точки зрения Казахстан является самой северной страной в мире с мусульманским большинством. [ 5 ] и самый большой по площади. Казахи составляют более половины всего населения, а другие этнические группы мусульманского происхождения включают узбеков , уйгуров и татар . [ 6 ] Ислам впервые пришел на южные окраины региона в VIII веке от арабов. Согласно Конституции Республика Казахстан провозглашает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы.

Хотя казахи отождествляют себя со своим мусульманским наследием, религиозные обряды, как правило, очень умеренны, а проявления религиозности, такие как ношение хиджаба или ежедневное посещение мечетей, редки. [ 7 ]

Однако наблюдатели также отмечают рост религиозности и общее исламское возрождение (как и в регионе в целом): доля казахов, идентифицирующих себя как мусульман, выросла с 79% в 2007 году до 93% в 2012 году. [ 8 ] в то время как по состоянию на 2012 год 10% казахов исповедуют ислам в целом (пять раз в день молятся и носят хиджаб для женщин), молодежь также чаще посещает мечети, тогда как их число «похоже, растет с каждым годом». [ 9 ] В 2019 году в стране действовало 2500 мечетей, число которых «выросло в 37 раз за 25 лет». [ 10 ]

Ислам впервые появился на территории современного Казахстана в VIII веке, когда арабы прибыли в южные части Средней Азии. оно постепенно распространилось по казахской степи Затем в последующие столетия .

Первоначальный толчок к распространению был дан битвой при Таласе в 751 году нашей эры, когда кочевники государства Карлук Ябгу объединились с арабами -аббасидами, чтобы остановить наступление китайской династии Тан .
В последующие годы ислам утвердился в южных частях Туркестана , а затем постепенно распространился на север. [ 11 ] Ислам также укоренился благодаря ревностному подчинению со стороны саманидских правителей, особенно в районах, прилегающих к Таразу. [ 12 ] где значительное количество коренного населения приняло ислам.

В 1000-х годах Ходжа Ахмад Ясави , тюркский поэт и религиозный лидер суфийского ордена, оказал большое влияние на распространение ислама как среди оседлых, так и кочевых народов Центральной Азии , написав на среднетюркском языке . Его широко считали одним из великих духовных лидеров региона. Это побудило Тимура несколько столетий спустя воздвигнуть мавзолей своего имени .

В период Золотой Орды первым правителем, принявшим ислам, был Берке-хан , внук Чингисхана . Однако Берке не стал пропагандировать это среди своих подчиненных.
Лишь в 1321 году правитель Орды — хан Озбег публично принимает ислам Ибн Абдул Хамидом , суннитским суфийским бухарским сайидом и шейхом ордена Ясави . Далее он делает ислам официальной религией государства и начинает пропагандировать его среди своих подчиненных. С этого момента все ханы принимают исламские имена в соответствии с тюрко-монгольской традицией .
Спустя столетия, после распада Золотой Орды, все ханы Казахского ханства, принадлежащие к роду Джучи, продолжали носить исламские имена.

В XVIII веке влияние России в регионе быстро возросло. Во главе с императрицей Екатериной русские первоначально продемонстрировали готовность позволить исламу процветать, поскольку мусульманские священнослужители были приглашены в регион для проповеди казахам, которых русские считали «дикарями», невежественными в вопросах морали и этики. [ 13 ] [ 14 ]

Российская политика постепенно изменилась в сторону ослабления ислама путем внедрения доисламских элементов коллективного сознания . [ 15 ] Такие попытки включали методы восхваления доисламских исторических деятелей и навязывание чувства неполноценности путем отправки казахов в высокоэлитные российские военные учреждения. [ 15 ] В ответ казахские религиозные лидеры попытались вызвать религиозный пыл, поддержав пантюркизм , хотя в результате многие подверглись преследованиям. [ 16 ] В советское время мусульманские институты сохранились только в тех районах, где казахи значительно превосходили численностью немусульман из-за повседневной мусульманской практики. [ 17 ] В попытке приспособить казахов к коммунистической идеологии гендерные отношения и другие аспекты казахской культуры были ключевыми целями социальных изменений. [ 14 ]

В последнее время казахи постепенно предпринимают решительные усилия по возрождению исламских религиозных институтов после распада Советского Союза . Хотя казахи и не являются сильными фундаменталистами, они продолжают идентифицировать себя со своей исламской верой. [ 18 ] и еще более преданно в деревне. Те, кто заявляют о своем происхождении от первых мусульманских воинов и миссионеров VIII века, пользуются большим уважением в своих общинах. [ 19 ] Политические деятели Казахстана также подчеркнули необходимость поддержки исламского просвещения. Например, министр иностранных дел Казахстана Марат Тажин недавно подчеркнул, что Казахстан придает значение использованию «позитивного потенциала ислама, изучению его истории, культуры и наследия». [ 20 ]

Советские власти пытались поощрять контролируемую форму ислама под руководством Духовного управления мусульман Средней Азии и Казахстана как объединяющую силу в обществах Центральной Азии, в то же время запрещая истинную религиозную свободу. С момента обретения независимости религиозная активность значительно возросла. Строительство мечетей и религиозных школ ускорилось в 1990-е годы при финансовой помощи Турции , Египта и, прежде всего, Саудовской Аравии . [ 21 ] В 1991 году действовало 170 мечетей, более половины из которых были построены заново. В то время в Казахстане действовало около 230 мусульманских общин. С тех пор количество мечетей выросло до 2320 по состоянию на 2013 год. [ 22 ] В 2012 году президент Казахстана открыл в столице новую мечеть Хазрет Султан , которая является крупнейшим мусульманским культовым сооружением в Центральной Азии. [ 23 ]

Ислам и государство

[ редактировать ]

В 1990 году Нурсултан Назарбаев , тогдашний первый секретарь Коммунистической партии Казахстана , создал государственную основу для ислама, исключив Казахстан из-под власти Управления мусульман Центральной Азии, одобренного Советским Союзом и политически ориентированного религиозного управления для всей Центральной Азии. Вместо этого Назарбаев создал отдельный муфтият , или религиозный орган, для казахских мусульман. [ 24 ]

Ориентируясь на исламские правительства соседних Ирана и Афганистана , авторы конституции 1993 года специально запретили религиозные политические партии. 1995 года Конституция запрещает организации, стремящиеся разжигать расовую, политическую или религиозную рознь, и устанавливает строгий государственный контроль над иностранными религиозными организациями. Как и ее предшественница, конституция 1995 года предусматривает, что Казахстан является светским государством; таким образом, Казахстан является единственным государством Центральной Азии, конституция которого не отводит особого статуса исламу. Однако Казахстан вступил в Организацию исламского сотрудничества в том же году . Эта позиция основывалась как на внешней политике правительства Назарбаева, так и на внутренних соображениях. Осознавая потенциал инвестиций из мусульманских стран Ближнего Востока, Назарбаев посетил Иран, Турцию и Саудовскую Аравию ; в то же время он предпочитал рассматривать Казахстан как мост между мусульманским Востоком и христианским Западом. Например, первоначально он принял только статус наблюдателя в Организация экономического сотрудничества (ОЭС), все страны-члены которой являются преимущественно мусульманскими. Первая поездка президента в священный для мусульман город Мекку , состоявшаяся в 1994 году, была частью маршрута, который также включал визит к Папе Иоанну Павлу II в Ватикан . [ 24 ]

См. также

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Бигожин, Улан. (2018). «Местная политика и покровительство святыне родословной в Казахстане». Дела Центральной Азии 5(3): 233–252. https://doi.org/10.1163/22142290-00503003
  • Бигожин, Улан. (2019). «Где наша честь?» Спорт, мужественность и авторитет в казахстанских исламских СМИ». « Дела Центральной Азии » 6(2-3): 189-205. https://doi.org/10.1163/22142290-00602006.
  • Карагианнис, Эммануэль (апрель 2007 г.). «Расцвет политического ислама в Казахстане: Хизб ут-Тахрир аль-Ислами». Национализм и этническая политика . 13 (2): 297–322. дои : 10.1080/13537110701293567 . S2CID   143664088 .
  • Privratsky, Bruce (2001). Muslim Turkistan: Kazak Religion and Collective Memory . London: Curzon.
  • Привратский, Брюс (2004). « Туркестан принадлежит Коджам: местные знания мусульманской традиции». В Дюдуаньоне, Стефан (ред.). Благочестивые общества против нечестивых государств . Берлин: ЛИТ Верлаг. стр. 161–212.
  • Рорлих, Азаде-Айше (июнь 2003 г.). «Ислам, идентичность и политика: Казахстан, 1990-2000». Национальные документы . 31 (2): 157–176. дои : 10.1080/00905990307127 . S2CID   154798096 .
  • Шваб, Венделл (июнь 2011 г.). «Создание исламской ниши в Казахстане: издательство «Мусылман» и его издания». Центральноазиатское исследование . 30 (2): 227–242. дои : 10.1080/02634937.2011.565229 . S2CID   144393697 .
  • Шваб, Венделл (2012). «Традиции и тексты: как две молодые женщины учились толковать Коран и хадисы в Казахстане». Современный ислам . 6 (2): 173–197. дои : 10.1007/s11562-011-0177-4 . S2CID   144474672 .
  • Шваб, Венделл (2015). «Ислам, развлечения и социальный капитал в Казахстане». Дела Центральной Азии 2 (1): 51–70. https://doi.org/10.1163/22142290-00201004
  • Шваб, Венделл (2016). «Визуальная культура и ислам в Казахстане: случай социальных сетей Асыл Арны». Дела Центральной Азии 3(4): 301–329. https://doi.org/10.1163/22142290-00304001
  • Шваб, Венделл. (2019). « Риторика исламских дебатов в казахстанских СМИ». Дела Центральной Азии 6(2-3): 166–188). https://doi.org/10.1163/22142290-00602005
  1. ^ «Религиозный состав по странам, 2010-2050 гг.» . Исследовательский центр Пью . 12 апреля 2015 года . Проверено 22 октября 2017 г.
  2. ^ «Религиозный состав по странам, 2010-2050 гг.» . Проект «Религия и общественная жизнь» исследовательского центра Pew . 2 апреля 2015 г. Проверено 29 октября 2020 г.
  3. Отчет о международной религиозной свободе за 2006 г. Архивировано 22 июня 2008 г. в Wayback Machine Посольство США в Астане, Казахстан.
  4. ^ «КАЗАХСТАН: Мусульманскую мечеть Ахмади закрыли, протестантов оштрафовали в 100-кратном размере минимальной заработной платы» . Форум 18 . Проверено 7 июня 2014 г.
  5. ^ с мусульманским большинством Татарстан , но является несуверенной федеративной республикой России расположен дальше к северу от Казахстана .
  6. ^ Казахстан – Отчет о свободе вероисповедания в мире за 2009 год, Государственный департамент США. Проверено 7 сентября 2009 г.
  7. ^ Раздел 1. Статья 1. КОНСТИТУЦИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН.
  8. ^ Юнисбай Б., Джунисбай А. и Жусупов Б. (2017). «Две страны, пять лет: Ислам в Казахстане и Кыргызстане через призму опросов общественного мнения», « Дела Центральной Азии » , 4:1, с. 10.
  9. ^ Ачилов, Д. (2012). «Исламское образование в Центральной Азии: опыт Казахстана». Азиатская политика , 14, стр. 85-86.
  10. ^ Билал А. Малик (2019). «Ислам в постсоветском Казахстане: опыт общественного возрождения ислама посредством институционализации», Азиатский журнал ближневосточных и исламских исследований , 13:3, стр. 7-8.
  11. ^ Атабаки, Турай. Центральная Азия и Кавказ: транснационализм и диаспора , с. 24
  12. ^ Ибн Асир, том 8, стр. 396
  13. ^ Ходарковский, Михаил. Степной рубеж России: создание колониальной империи, 1500-1800 гг. , стр. 39.
  14. ^ Перейти обратно: а б Эмбер, Кэрол Р. и Мелвин Эмбер. Энциклопедия пола и гендера: Мужчины и женщины в мировых культурах , стр. 572
  15. ^ Перейти обратно: а б Охотник, Ширен. «Ислам в России: политика идентичности и безопасности», стр. 14
  16. ^ Фарах, Цезарь Э. Ислам: верования и обряды , стр. 304
  17. ^ Фарах, Цезарь Э. Ислам: верования и обряды , стр. 340
  18. ^ Пейдж, Коган. Обзор Азии и Тихоокеанского региона 2003/04 , стр. 99
  19. ^ Атабаки, Турай. Центральная Азия и Кавказ: транснационализм и диаспора .
  20. ^ информ.кз | 154837. Архивировано 20 октября 2007 г. в Wayback Machine.
  21. Из статьи «Казахстан, ислам» в Oxford исламских исследованиях онлайн.
  22. ^ «Казахстан лидирует по количеству мечетей в Центральной Азии» . Архивировано из оригинала 25 января 2021 г. Проверено 02 января 2018 г.
  23. ^ «Казахи открывают огромную новую мечеть» . РадиоСвободная Европа/РадиоСвобода . Проверено 02 января 2018 г.
  24. ^ Перейти обратно: а б Страноведческое исследование - Библиотека Конгресса Казахстана

Общественное достояние В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе . Страноведение . Федеральный исследовательский отдел .

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 1cc91e706bf01d8029401312fdd2f55d__1720374060
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/1c/5d/1cc91e706bf01d8029401312fdd2f55d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Islam in Kazakhstan - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)