плато
Яйлак ( турецкий : yaylak ; азербайджанский : yaylaq ; южноазербайджанский : یایلاق ; казахский : жайлау ; киргизский : жайлоо ; персидский : ییلاق ; русский : яйлаг ) — это летние высокогорные пастбища , связанные с отгонным скотоводством в нескольких общинах Центральной и Западной Азии тюркских . Существуют различные варианты яйлакского скотоводства, формы альпийского отгонного животноводства , некоторые из которых подобны полукочевому скотоводству, хотя большинство сходны с пастушеским земледелием (например, в горных районах Европы и Кавказа). Однако в евразийских степях, на Ближнем Востоке и в Северной Африке яйлякское скотоводство часто сосуществует с полукочевым скотоводством и скотоводческим кочевничеством. [ 1 ] Этот термин широко использовался в советской антропологии.
Обратный термин — гишлаг (от тюркского кышлаг ), зимнее пастбище. Это слово дало начало использованию термина кишлак для обозначения сельских поселений в Средней Азии .
Этимология и терминология
[ редактировать ]Яйлак - это чемодан , который произошел от тюркских корней yay «лето» и -lagh или -lağ , девербального плюс деноминального суффикса. Обратный термин - гишлаг (также пишется как кышлак или кхишлок ), зимнее пастбище (от кыш , киш или гиш «зима»). Последнее дало начало термину кишлак для обозначения сельских поселений в Средней Азии . Транскрипции этого термина включают yaylak, yaylaq, یایلاق, ailoq, jaylaw или jayloo и yeylāq.
Первое зарегистрированное использование этого слова в письменном источнике можно отнести к древнетюркскому произведению IX века «Ирк Битиг» . [ 2 ]
Определения
[ редактировать ]Анатолий Хазанов , антрополог и историк, изучающий передвижное скотоводство , отмечает: «Специфическое значение скотоводства обычно наиболее ярко проявляется в специализированном горном варианте пастушеского земледелия; в советской антропологии это часто называют яйлагским скотоводством...» [ 3 ] В западной антропологии скотоводство яйлаков более или менее соответствует понятию отгонного животноводства ( Transhumanz ). [ 4 ]
По словам Карла Генриха Менгеса , который изучал и был свидетелем кочевого образа жизни тюркского племени Кашкай в Иране , «[т]рибы находятся в своих летних стоянках (jajłaγ), а не в движении (köç). Они живут в течение майских месяцев. – Август, в районе, указанном выше, и примерно в конце августа начнем двигаться на юг к зимним стоянкам (qyšłaγ). [ 5 ]
По оценке другого западного специалиста по кочевничеству и скотоводству, классификационная система Хазанова представляет собой наиболее современный подход, «классифицирующий кочевые формы по степени миграционной подвижности общества, преобладанию конкретных животных в производстве продуктов их существования и уровню симбиоза». между кочевым и оседлым земледельческим обществом Он делит скотоводов на пять типов: от «чистого скотоводческого кочевничества» до «чистого скотоводческого кочевничества». «полукочевое скотоводство», «полуоседлое скотоводство» и, наконец, к «отгонному скотоводству» и «сезонному отгонному животноводству» (Яйлак Хазанова – Хазанов 1994, 19–23)». [ 6 ]
История
[ редактировать ]Ряд ученых высказывали предположение, что яйлячное скотоводство имеет древние корни в неолите Западной Азии , утверждая, что уже в седьмом тысячелетии до нашей эры скотоводство жителей гор Загроса приняло яйлячную форму и что помимо своих постоянных поселений эти люди также имели сезонные стоянки в горах. Flannery, 1965: 1254-5, Narr, 1959: 85, Masson 1976: 39. Хотя «недавние исследования показали, однако, что скотоводство яйлаков в горах Загроса можно датировать не ранее второй половины четвертого тысячелетия до н.э. (Мортенсен, 1975: 23 и далее, 32-3). недостаточно данных для окончательного решения этого вопроса». [ 7 ]
Значение для пастырских сообществ
[ редактировать ]Яйлякское скотоводство позволяет людям, занимающимся сельским хозяйством в определенных экологических зонах, использовать другие территории в качестве сезонных пастбищ, когда они наиболее продуктивны. [ 8 ] В одну часть года скот содержится на горных пастбищах, а в другую часть перегоняется в более низкие зоны. [ 3 ]
Другое объяснение важности и положения яйлака в сегодняшнем сельском хозяйстве дается в недавних исследованиях: «Поскольку Ближний Восток полузасушливый, большая часть Ближнего Востока традиционно отдавалась такому образу жизни, который сочетает в себе экстенсивное выращивание таких культур, как пшеница и ячменя с выпасом овец и коз, как правило, стада перемещаются по фиксированным схемам между соседними экологическими зонами в течение года и пасутся на жнивье обрабатываемых полей после сбора урожая. отгонное скотоводство или полукочевство, и оно отличается от перемещения кочевых групп, следующих за своими стадами (пасторальное кочевничество и скотоводческие кочевники составляют значительное, но сокращающееся меньшинство в таких странах, как Саудовская Аравия (вероятно, менее 3 процентов), Иран (вероятно, менее 3 процентов). 4 процента) и Афганистане (не более 10 процентов). Они составляют менее 2 процентов населения стран Северной Африки. за исключением Ливии и Мавритании». [ 9 ]
Разнообразие мобильных пастбищных систем обычно связано как с экологией выпаса, так и с социально-политическими переговорами. [ 10 ] [ 11 ] Эти факторы могут способствовать значительным изменениям в том, как скотоводы управляют территорией и претендуют на участки своего ландшафта (например, пастбища и палаточные лагеря). Однако в свете экологической изменчивости качества пастбищ из года в год владение и контроль над конкретными местами и ресурсами, такими как летние и зимние пастбища ( айлок и кишлок ) и сезонные цистерны ( ехдон ), привели к различным формам социальных взаимодействий, таких как торговля ресурсами, политические союзы и аренда земли для удовлетворения потребностей домашних стад. [ 12 ]
Другой источник дает дополнительную информацию о скотоводстве яйлаков в Иране и на Кавказе: «Полукочевники живут в долине или на равнине зимой и в высокогорье летом. Их «сезонный дом» может означать начало их перехода от полукочевого скотоводства к оседлая деревенская жизнь. Другой пример такого образа жизни из другой части Северного яруса — племена бахтиаров Ирана на всем протяжении горного хребта Загрос от Азербайджана до Аравийского моря. скотоводческие племена ежегодно перемещаются со своими стадами туда и обратно между своим домом в долине и домом в предгорьях». [ 13 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Анатолий Хазанов, Кочевники и внешний мир, второе издание, The University of Wisconsin Press, 1994, с. 24
- ^ «плато» . Нисанянский словарь . Проверено 01 марта 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Анатолий Хазанов, Кочевники и внешний мир, второе издание, University of Wisconsin Press , 1994, с. 23
- ^ Хазанов, там же, 23; Крадер, Л. Народы Центральной Азии. Уральско-алтайская серия, Том. 26, Университет Индианы, Блумингтон, Индиана, 1966, с. 409
- ^ Карл Х. Менгес. Исследование тюркских диалектов Ирана (предварительный отчет о поездке в Персию), Oriens, Vol. 4, № 2, 31 декабря 1951 г., с. 273.
- ^ Майкл Фрачетти, «Пасторальные пейзажи Евразии бронзового века и природа социального взаимодействия в горно-степной зоне Восточного Казахстана», Глава 2, доктор философии. Диссертация по антропологии, Пенсильванский университет, 2004 г.
- ^ Анатолий Хазанов, Кочевники и внешний мир, второе издание, The University of Wisconsin Press, 1994, с. 97
- ^ Барт, Фредрик. Кочевничество в горных и плоскогорных районах Юго-Западной Азии. В: Проблемы засушливой зоны, 1962, с. 342
- ^ Дейл Эйкельман, Ближний Восток и Центральная Азия. Антропологический подход. Четвертое издание. Прентис Холл, 2002, с. 11
- ^ Таппер, Ричард Л. Индивидуализированное право на выпас скота и социальная организация среди шахсеванских кочевников Азербайджана. В: Пастырское производство и общество, 1979, с. 111
- ^ Бейтс, Дэниел Г. «Пастух становится фермером. Исследование оседлости и социальных изменений в юго-восточной Турции. В: Турция. Географические и социальные перспективы. Ред. Питер Бенедикт, Эрол Тумертекин, Фатма Мансур. Лейден: EJBrill, 1972, стр. 49
- ^ Барфилд, Томас Дж., Среднеазиатские арабы Афганистана: пастырское кочевничество в переходный период. Остин, Техасский университет Press, 1981, стр. 44–46.
- ^ Рухолла Рамазани, The Northern Tie. Афганистан, Иран и Турция. Компания Д. Ван Ностранда: Нью-Джерси, 1966, с. 85