Jump to content

плато

Современная яйла в Аладагларе , Турция.
Еще одна современная яйла на озере Сон Кёль , Киргизия.

Яйлак ( турецкий : yaylak ; азербайджанский : yaylaq ; южноазербайджанский : یایلاق ; казахский : жайлау ; киргизский : жайлоо ; персидский : ییلاق ; русский : яйлаг ) — это летние высокогорные пастбища , связанные с отгонным скотоводством в нескольких общинах Центральной и Западной Азии тюркских . Существуют различные варианты яйлакского скотоводства, формы альпийского отгонного животноводства , некоторые из которых подобны полукочевому скотоводству, хотя большинство сходны с пастушеским земледелием (например, в горных районах Европы и Кавказа). Однако в евразийских степях, на Ближнем Востоке и в Северной Африке яйлякское скотоводство часто сосуществует с полукочевым скотоводством и скотоводческим кочевничеством. [ 1 ] Этот термин широко использовался в советской антропологии.

Обратный термин — гишлаг (от тюркского кышлаг ), зимнее пастбище. Это слово дало начало использованию термина кишлак для обозначения сельских поселений в Средней Азии .

Этимология и терминология

[ редактировать ]

Яйлак - это чемодан , который произошел от тюркских корней yay «лето» и -lagh или -lağ , девербального плюс деноминального суффикса. Обратный термин - гишлаг (также пишется как кышлак или кхишлок ), зимнее пастбище (от кыш , киш или гиш «зима»). Последнее дало начало термину кишлак для обозначения сельских поселений в Средней Азии . Транскрипции этого термина включают yaylak, yaylaq, یایلاق, ailoq, jaylaw или jayloo и yeylāq.

Первое зарегистрированное использование этого слова в письменном источнике можно отнести к древнетюркскому произведению IX века «Ирк Битиг» . [ 2 ]

Определения

[ редактировать ]

Анатолий Хазанов , антрополог и историк, изучающий передвижное скотоводство , отмечает: «Специфическое значение скотоводства обычно наиболее ярко проявляется в специализированном горном варианте пастушеского земледелия; в советской антропологии это часто называют яйлагским скотоводством...» [ 3 ] В западной антропологии скотоводство яйлаков более или менее соответствует понятию отгонного животноводства ( Transhumanz ). [ 4 ]

По словам Карла Генриха Менгеса , который изучал и был свидетелем кочевого образа жизни тюркского племени Кашкай в Иране , «[т]рибы находятся в своих летних стоянках (jajłaγ), а не в движении (köç). Они живут в течение майских месяцев. – Август, в районе, указанном выше, и примерно в конце августа начнем двигаться на юг к зимним стоянкам (qyšłaγ). [ 5 ]

По оценке другого западного специалиста по кочевничеству и скотоводству, классификационная система Хазанова представляет собой наиболее современный подход, «классифицирующий кочевые формы по степени миграционной подвижности общества, преобладанию конкретных животных в производстве продуктов их существования и уровню симбиоза». между кочевым и оседлым земледельческим обществом Он делит скотоводов на пять типов: от «чистого скотоводческого кочевничества» до «чистого скотоводческого кочевничества». «полукочевое скотоводство», «полуоседлое скотоводство» и, наконец, к «отгонному скотоводству» и «сезонному отгонному животноводству» (Яйлак Хазанова – Хазанов 1994, 19–23)». [ 6 ]

Ряд ученых высказывали предположение, что яйлячное скотоводство имеет древние корни в неолите Западной Азии , утверждая, что уже в седьмом тысячелетии до нашей эры скотоводство жителей гор Загроса приняло яйлячную форму и что помимо своих постоянных поселений эти люди также имели сезонные стоянки в горах. Flannery, 1965: 1254-5, Narr, 1959: 85, Masson 1976: 39. Хотя «недавние исследования показали, однако, что скотоводство яйлаков в горах Загроса можно датировать не ранее второй половины четвертого тысячелетия до н.э. (Мортенсен, 1975: 23 и далее, 32-3). недостаточно данных для окончательного решения этого вопроса». [ 7 ]

Значение для пастырских сообществ

[ редактировать ]

Яйлякское скотоводство позволяет людям, занимающимся сельским хозяйством в определенных экологических зонах, использовать другие территории в качестве сезонных пастбищ, когда они наиболее продуктивны. [ 8 ] В одну часть года скот содержится на горных пастбищах, а в другую часть перегоняется в более низкие зоны. [ 3 ]

Другое объяснение важности и положения яйлака в сегодняшнем сельском хозяйстве дается в недавних исследованиях: «Поскольку Ближний Восток полузасушливый, большая часть Ближнего Востока традиционно отдавалась такому образу жизни, который сочетает в себе экстенсивное выращивание таких культур, как пшеница и ячменя с выпасом овец и коз, как правило, стада перемещаются по фиксированным схемам между соседними экологическими зонами в течение года и пасутся на жнивье обрабатываемых полей после сбора урожая. отгонное скотоводство или полукочевство, и оно отличается от перемещения кочевых групп, следующих за своими стадами (пасторальное кочевничество и скотоводческие кочевники составляют значительное, но сокращающееся меньшинство в таких странах, как Саудовская Аравия (вероятно, менее 3 процентов), Иран (вероятно, менее 3 процентов). 4 процента) и Афганистане (не более 10 процентов). Они составляют менее 2 процентов населения стран Северной Африки. за исключением Ливии и Мавритании». [ 9 ]

Разнообразие мобильных пастбищных систем обычно связано как с экологией выпаса, так и с социально-политическими переговорами. [ 10 ] [ 11 ] Эти факторы могут способствовать значительным изменениям в том, как скотоводы управляют территорией и претендуют на участки своего ландшафта (например, пастбища и палаточные лагеря). Однако в свете экологической изменчивости качества пастбищ из года в год владение и контроль над конкретными местами и ресурсами, такими как летние и зимние пастбища ( айлок и кишлок ) и сезонные цистерны ( ехдон ), привели к различным формам социальных взаимодействий, таких как торговля ресурсами, политические союзы и аренда земли для удовлетворения потребностей домашних стад. [ 12 ]

Другой источник дает дополнительную информацию о скотоводстве яйлаков в Иране и на Кавказе: «Полукочевники живут в долине или на равнине зимой и в высокогорье летом. Их «сезонный дом» может означать начало их перехода от полукочевого скотоводства к оседлая деревенская жизнь. Другой пример такого образа жизни из другой части Северного яруса — племена бахтиаров Ирана на всем протяжении горного хребта Загрос от Азербайджана до Аравийского моря. скотоводческие племена ежегодно перемещаются со своими стадами туда и обратно между своим домом в долине и домом в предгорьях». [ 13 ]

  1. ^ Анатолий Хазанов, Кочевники и внешний мир, второе издание, The University of Wisconsin Press, 1994, с. 24
  2. ^ «плато» . Нисанянский словарь . Проверено 01 марта 2021 г.
  3. ^ Jump up to: а б Анатолий Хазанов, Кочевники и внешний мир, второе издание, University of Wisconsin Press , 1994, с. 23
  4. ^ Хазанов, там же, 23; Крадер, Л. Народы Центральной Азии. Уральско-алтайская серия, Том. 26, Университет Индианы, Блумингтон, Индиана, 1966, с. 409
  5. ^ Карл Х. Менгес. Исследование тюркских диалектов Ирана (предварительный отчет о поездке в Персию), Oriens, Vol. 4, № 2, 31 декабря 1951 г., с. 273.
  6. ^ Майкл Фрачетти, «Пасторальные пейзажи Евразии бронзового века и природа социального взаимодействия в горно-степной зоне Восточного Казахстана», Глава 2, доктор философии. Диссертация по антропологии, Пенсильванский университет, 2004 г.
  7. ^ Анатолий Хазанов, Кочевники и внешний мир, второе издание, The University of Wisconsin Press, 1994, с. 97
  8. ^ Барт, Фредрик. Кочевничество в горных и плоскогорных районах Юго-Западной Азии. В: Проблемы засушливой зоны, 1962, с. 342
  9. ^ Дейл Эйкельман, Ближний Восток и Центральная Азия. Антропологический подход. Четвертое издание. Прентис Холл, 2002, с. 11
  10. ^ Таппер, Ричард Л. Индивидуализированное право на выпас скота и социальная организация среди шахсеванских кочевников Азербайджана. В: Пастырское производство и общество, 1979, с. 111
  11. ^ Бейтс, Дэниел Г. «Пастух становится фермером. Исследование оседлости и социальных изменений в юго-восточной Турции. В: Турция. Географические и социальные перспективы. Ред. Питер Бенедикт, Эрол Тумертекин, Фатма Мансур. Лейден: EJBrill, 1972, стр. 49
  12. ^ Барфилд, Томас Дж., Среднеазиатские арабы Афганистана: пастырское кочевничество в переходный период. Остин, Техасский университет Press, 1981, стр. 44–46.
  13. ^ Рухолла Рамазани, The Northern Tie. Афганистан, Иран и Турция. Компания Д. Ван Ностранда: Нью-Джерси, 1966, с. 85
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 10b1bdabbb54c877fd014e0b78491a88__1713460980
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/10/88/10b1bdabbb54c877fd014e0b78491a88.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Yaylak - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)