Турки под предводительством западнотюркского правителя Тонг Ябгу Кагана пересекли Гиндукуш и оккупировали Гандхару до реки Инд примерно с 625 года нашей эры. [13] [14] В целом территория Тюрк-шахи простиралась от Каписи до Гандхары, и в какой-то момент тюркская ветвь стала независимой в Забулистане. [9] [15] [6] Территория Гандхара, возможно, граничила с королевством Кашмир и королевством Канаудж на востоке. [9] Столицей тюрк-шахов Гандхара, которая, возможно, функционировала как зимняя столица, чередующаяся с летней столицей Кабулом, был Удабхандапура . [16] Корейский паломник Хуэй Чао , посетивший этот район в 723–729 годах нашей эры, упомянул, что этими регионами управляли тюркские короли.
Последний дошедший до нас правитель Незака Гар-илчи был записан как король Джибина (бывший Каписи / Кабулистан ) династией Тан в 653 году нашей эры. [17] Он также, вероятно, был неназванным правителем, который был утвержден на посту губернатора Цзибина под недавно сформированным китайским протекторатом Аньси в 661 году н. э. и в том же году станет посредником в заключении мирного договора с арабами. [18] [19] Тем не менее, в 664–665 гг. н. э. Абд ар-Рахман ибн Самура начал экспедицию с целью отвоевать территории, утраченные во время войн Халифата. [а] Кабул был оккупирован в 665 году после нескольких месяцев осады, но вскоре восстал, но был вновь оккупирован после еще одной годичной осады. [б] Эти события смертельно ослабили Незаков, хотя их правитель, имя которого в источниках не упоминается, был пощажен после принятия ислама . [23]
Вскоре (666/667?) на смену незакам пришли тюркские шахи сначала в Забулистане, а затем в Кабулистане и Гандхаре. [24] Их этническая принадлежность остается неясной, и название может быть ошибочным. [с] По словам Хечо , посетившего регион примерно через 50 лет после событий, первый шахский правитель Каписи, которого Аль-Бируни назвал Барха Тегин , был узурпатором, который раньше был военачальником на службе у последнего короля Незака. [26] [27] [д] Аль-Бируни приводит довольно легендарное описание возвышения Бархатегина, экстраполируя множество мифологических мотивов. [и] и точные обстоятельства возникновения тюрк-шахов остаются неясными. [ф]
Танский протекторат и вассальная зависимость Тохара Ябгуса
Тюрк-шахи, как и остальные западные тюрки , номинально входили в состав протектората китайской династии Тан примерно с 658 года нашей эры. [33] Территория тюрк-шахов была номинально разделена на несколько китайских командований под управлением протектората Аньси : город Йеге (современный Михтарлам ) к востоку от Кабула считался резиденцией китайского командования в стране Цзибин и назывался Сюсяньским командованием. (修鮮都督府, Сюсянь Дудуфу ), [18] город Ян на границе с Гандхарой был резиденцией командования Юэпань (元诇都 , Юэпан Дудуфу ) , Газни был резиденцией командования Тяочжи (婷管都管屋 , Тяочжи Дудуфу ) . [34] [35]
Согласно китайским источникам, в частности хроникам Цефу Юаньгуя , тюрки в Кабуле были вассалами Ябгусов Тохаристана , которые в свою очередь присягнули Танам. [36] Молодой брат Тохары Ябгу Панту Нили, которого в китайских источниках звали Пулуо (僕羅 púluó ), посетил двор династии Тан в Сиане в 718 году нашей эры и дал отчет о вооруженных силах в регионе Тохаристана, объяснив, что «двести двенадцать королевств, наместников и префектов» признавали власть Ябгусов (особенно упоминая среди них, что «царь Забула управляет двумястами тысячами солдат и лошадей, царь Кабула двумястами тысячами»), начиная с времен его деда, то есть, вероятно, со времени их основания. [36] [37] [г] [час]
Ему наследовал его сын Тегин Шах ок. 680 г., чей царственный титул был « Хорасан Тегин Шах», что означает «Тегин, король Востока», вероятно, имея в виду его сопротивление халифу Омейядов . [41] [44] Его территория включала территорию от Кабулистана до Гандхары и первоначально включала Забулистан, которым стал править Рутбиль (тюркский: Ильтабар ), его старший брат, основавший династию Зунбилов . [44] Их отношения временами были антагонистическими, но они вместе боролись против арабских вторжений. [44] [45]
Арабам снова не удалось захватить Кабул и Забулистан в 683 году нашей эры: их генерал Абу Убайда ибн Зияд был заключен в тюрьму в Кабуле, а губернатор Сиджистана Язид ибн Зияд был убит во время нападения на город. [4] [46] В 684–685 годах Кабул ненадолго переходит под контроль арабов. [46] В 698 году Убайд Аллах ибн Аби Бакра из халифата Омейядов возглавил «Армию разрушения» против Зунбилов, потерпел поражение и был вынужден предложить большую дань, отдать заложников, включая троих своих сыновей, и дать клятву не вторгаться в Зунбил снова. [47] Около 700 Ибн аль-Ашаса снова попытались вторгнуться с «Армией Павлина», но после некоторого первоначального прогресса в конечном итоге заключили мирный договор с турками и развернулись, чтобы возглавить восстание против наместника Омейядов на востоке Аль- Ашаса. Хаджадж ибн Юсуф . [48]
Тегин-шах, по-видимому, восстановил полный сюзеренитет над Забулистаном около 710 г. н.э. [44] Это следует из сообщений китайских хроник, в которых говорится, что правители Забулистана «подчинились Джибину ( Кабулу)» где-то между 710 и 720 годами нашей эры. [49] Похоже, что в этот период Зунбилы и тюркские шахи периодически соглашались или были вынуждены принимать уплату налогов арабам, тем самым признавая некоторую форму политической зависимости, но яростно сопротивлялись, когда арабы пытались предпринять более прямые военные действия. политический или религиозный контроль. [50]
В 719/20 году н. э. тегин Кабулистана ( Тегин-шах ) и ильтабар Забулистана (здесь названный «Шикер») отправили объединенное посольство к Сюаньцзуну , китайскому императору династии Тан в Сиане , чтобы получить подтверждение своих троны. [18] Китайский император подписал указ об инвестировании, который был возвращен тюркским правителям. Официальное китайское признание восшествия на престол Тегин-шаха появляется в анналах Таншу :
На седьмом году правления Кайюаня [719 г. н. э.] [Цзибин (Кабул) отправил] послов к [Танскому] двору, которые предложили книгу астрологических текстов, секретные медицинские рецепты, а также иностранные лекарства и другие вещи. Был издан императорский указ о присвоении царю [Джибина] титула Гелуодажи Теле [что означает «Тэгин»].
Слово « Гэлуодажи » в этом отрывке (китайский: 葛罗达支, произносится на раннем среднекитайском языке : кат-ла-дат-тцэ), считается транслитерацией этнонима Халадж . [53] Следовательно, Тегин-шаха называли «Тегином Халаджа». [53] Этот титул также появляется на его монетах шрифтом Гупта , где его называют « хитивира харалача », что, вероятно, означает « Илтабар из Халаджа». [53]
В 720 году н.э. правитель Забулистана (謝䫻, Xiėyù ) также получил титул Гедалуожи Селифа (китайский: 葛達羅支頡利發), Селифа является известной китайской транскрипцией турецкого « Илтабар », отсюда «Илтабар Халаджа». . [54] Это появляется в другом отрывке из Таншу, описывающем страну Забулистан (谢䫻, Xiėyù ), где упоминается, что Забулистан был вассалом Кабульского шаха примерно в тот же период, и как правитель Зунбиля по имени «Шикер» также был признан Китайский суд: [55] [56]
В этой стране [Забулистане] вместе живут жители Туджуэ (турки), Джибина ( Кабул ) и Тухуолуо ( Тохаристан ). Джибин набирает из них молодых людей для защиты от Даши (арабов). В первый год правления Цзинъюня (710 г.) они отправили посла к Тану для вручения подарков. Позже они подчинились Цзибину. В восьмом году Кайюаня (720 г.) император утвердил возведение на престол Гедалужи (« Халадж ») Селифы (« Илтебар ») Шикера. Их посланники несколько раз приезжали к царскому двору вплоть до эпохи Тяньбао (742–756).
Эти два китайских источника подтверждают, что правители Тюрк-шахи и Зунбиля были тюрками-халаджами. [58] Корейский паломник Хечо сопровождал возвращающееся посольство в 726 году нашей эры и написал отчет о своем путешествии и посещении двора Кабула, в котором рассказывается, что тюркские ( «Ту-чуэ» ) короли правили территориями Гандхары, Каписы и Забулистана в того времени, что они были буддистами и что король Кабула приходился дядей правителю Забула. [59] [44]
Королевская фигура с короной в виде тройного полумесяца и нимбом, в кафтане с двойным отворотом и сапогах, сопровождаемая фигурой в доспехах. Это возможное изображение божеств Солнца и Луны, демонстрирующее влияние Центральной Азии. Фреска из монастыря Фондукистан , около 700 г. н.э. [60] [61] Сходство можно увидеть с рыцарями Кизильских пещер , что указывает на преемственность среднеазиатского искусства под покровительством западных тюрков. [62]
На 27-м году [Кайюаня, т. е. 739 г. н. э.], король Усан Тела Са [от Хорасана Тегин Шаха] представил меморандум с просьбой, чтобы из-за его старости его сын Фулин Цзисуо мог стать его преемником на троне. Император согласился и отправил посла, чтобы императорским указом даровать ему царский титул.
Фромо Кесаро, похоже, успешно воевал против арабов. [4] [68] Его чеканка позволяет предположить, что арабы потерпели поражение и были вынуждены платить дань Фромо Кесаро, так как сасанидские монеты и монеты арабских правителей были надчеканены им по ободу со следующим текстом бактрийским письмом : [69]
Сасанидская драхма с лицевой стороной Фромо Кесаро и обратной накладкой по ободу в Бактрии . [70] [71]
Аверс: семя цезаря vago hoadeo kido vo tazikan horgo. Реверс: ò sào savo savago ato i mo vo Gaindo.
Фромо Кесаро, Величественный Государь, [это] тот, кто победил арабов и обложил [на них налогом]. Таким образом они отправили его.
- Ободная легенда о сасанидских и арабских монетах, отчеканенных Фромо Кесаро. [69] [72] [71] [к]
Поскольку эти монеты не были выпущены в литейных мастерских Фромо Кесаро, а представляли собой просто существовавшие ранее арабские/сасанидские монеты, которые он чиркнул по ободу своими победными легендами в Бактрии, может показаться, что, по всей вероятности, монеты подверглись этой довольно простой процедуре надчеканки. в поле, вероятно, во время одного из своих победоносных походов против мусульман. [68]
Победы Фромо Кесаро, возможно, легли в основу эпической легенды о тибетском царе, чье имя фонетически похоже: Фром Гесар . [4] [69]
Тюрк-шахи и зунбилы в Южной Азии и соседних государствах, около 750 г. н.э. [73]
В 745 году нашей эры сын Фромо Кесаро Бо Фучжун (勃匐準 Бо Фучжун в китайских источниках) стал королем, как записано в Старой книге Тан; [м] одновременно ему было присвоено танское звание «Левый генерал», что, вероятно, намекает на стратегические отношения между китайскими и тюркскими шахами в контексте расширения исламских границ. [51]
Погребальная стела королевской четы в буддийском монастыре Фондукистан , посвященная примерно в конце VII века нашей эры при тюркских шахах. Король в среднеазиатском кафтане с двойным лацканом , поясом и остроконечными сапогами, а королева индийского типа держит руки над подушками. Около 700 года нашей эры. [60] [83] [84] [85]
Борьба между арабами и тюркскими шахами продолжалась и в 9 веке нашей эры. [4] Надеясь воспользоваться Великой гражданской войной Аббасидов (811-819 гг. н. э.), тюрк-шахи, которого в арабских источниках называли «Пати Думи», вторгся в некоторые части Хорасана . [65] После того, как аббасидский халиф Аль-Мамун одержал победу в гражданской войне, он послал войска для противостояния тюркским захватчикам: в 814/815 году нашей эры тюркские шахи потерпели сокрушительное поражение от этих арабских войск, которые продвинулись до Гандхары . [86] [2] Тюрк-шаху теперь пришлось принять ислам и платить ежегодную дань в размере 1 500 000 дирхамов и 2 000 рабов аббасидскому правителю Хорасана . [86] [2] Он также передал большого и драгоценного идола, сделанного из золота, серебра и драгоценных камней, который был отправлен в Мекку . [65] Следуя Аль-Азраки первоначальному отчету от 834 года нашей эры, Кутб ад-Дин писал:
Теперь, когда этот король принял ислам, он решил, что трон с идолом следует отдать в качестве подношения Каабе .Поэтому он отправил трон Аль-Мамуну в Мерве , который затем отправил его Аль-Хасану ибн Салу в Васите , который, в свою очередь, поручил одному из своих помощников из Балха , Насиру бен Ибрагиму, сопровождать его в Мекку . Этот лейтенант прибыл туда в 201 году хиджры (816 г. н. э.) во время паломничества, когда Исхав бен Муса бен Иса вел паломников к святым местам. Когда они вернулись из Мины , Насир бен Ибрагим поставил трон с ковром и идолом в центре площади, посвященной Омару ибн Аль-Хаттабу , между Сафой и Марвой , где он оставался в течение трех дней.
Аль-Азраки также сделал очень подробное описание статуи, которое указывает на коронованного и украшенного драгоценностями Будду, восседающего на троне, дизайн, который в остальном хорошо известен и весьма специфичен для этого исторического периода для региона Афганистана и Кашмира . [88] На юге Зунбильские тюрк-шахи остались незатронутыми и продолжали править еще около двух десятилетий, прежде чем в 870/871 году нашей эры перешли к Саффаридам под предводительством выскочки-авантюриста Якуба ибн аль-Лайса аль-Саффара . [89]
Согласно арабскому летописцу аль-Бируни , последний тюрк-шахский правитель Кабула, Лагатурман — вероятный сын Пати Думи — был свергнут министром -брамином по имени Каллар около 822 года нашей эры. [65] [90] К власти пришла новая династия индуистских шахи со столицей в Кабуле. [2] На юге Зунбилы удерживали крепость против мусульманских сил до наступления Саффаридов в 870 году нашей эры.
Остатки буддийского монастыря в Мес-Айнаке недалеко от Кабула, который использовался до 9 века нашей эры. [91] Хуэй Чао сообщил, что турецкий король, королева и высокопоставленные лица исповедовали буддизм. 726 год нашей эры. [92]
Алчонские гунны , предшественники тюрк-шахов в Афганистане и Гандхаре, принесли разрушение буддизму. [93] Когда китайский паломник Сюаньцзан посетил северо-запад Индии в ок. В 630 году нашей эры он сообщил, что буддизм резко пришел в упадок и что большинство монастырей опустели и остались в руинах. [94] Сообщается, что тюрк-шахи были сторонниками буддизма и обычно считаются буддистами, хотя они также поклонялись индуистским богам. [92] [95] Возобновилось покровительство буддизму на территории Афганистана в 7-8 веках нашей эры в результате расширения власти династии Тан в Центральной Азии в то время, когда арабы оказывали давление на Хорасан и Систан . [96] Корейский паломник Хуэй Чао в 726 году нашей эры записал на китайском языке, что тюркские (突厥, Ту-чуэ) правители Каписа (« Цзибин ») следовали Триратне и посвятили множество буддийских храмов: [92]
(...) В страну Джибин. (...) Уроженцами этой страны являются Ху. Король и его войска были турками. (...) Всекитайское собрание народных представителей уважает «Три сокровища» и верит в них. Ножной монах Ножного храма. В каждом доме простого народа для строительства храма использовался шелк. Сделайте подношения Трем Драгоценностям. В большом городе есть храм. Назван храм Шаши. Реликвии Будды из костей улитки в храме каждый день преподносятся королю, чиновникам и народу в качестве подношений. Эта страна практикует Хинаяну. (...) Я прибыл в Цзибин . (...) Коренными жителями страны являются люди Ху (варвары); король и конница — тюрки (突厥, Туджуэ ). (...) Жители этой страны очень почитают Три Драгоценности . Здесь много монастырей и монахов. Простые люди соревнуются в строительстве монастырей и поддержке Трех Драгоценностей. В большом городе есть монастырь Ша-си-су. В настоящее время в монастыре можно увидеть вьющиеся волосы ( ушниша , 螺髻) и реликвии костей Будды. Король, чиновники и простые люди ежедневно поклоняются этим реликвиям. Хинаяна (小乘) В этой стране практикуется буддизм.
Королевства Центральной Азии, часто буддийские или с важной буддийской общиной, обычно находились под формальным контролем династии Тан, имели регулярные обмены с Китаем и ожидали защиты Тан. [96] Китайские монахи, вероятно, непосредственно руководили некоторыми буддийскими святилищами Центральной Азии, такими как храм Суйе (около Токмака в современном Киргизии ). [96] В этот период китайская империя Тан распространила свое влияние и пропаганду буддизма на королевства Центральной Азии , включая Афганистан, с соответствующим притоком китайских монахов, в то время как, наоборот, происходила миграция индийских монахов и художественных стилей из Индии в Центральную Азию. Азия, как « брахманское возрождение», вытесняла индийских буддийских монахов из своей страны. [100] [96]
По словам китайского паломника Вуконга , прибывшего в Гандхару в 753 году нашей эры, [92] страны Каписи Восточная столица находилась в Гандхаре , а летом — в Каписи. зимой [92] В Кашмире , который он посетил с 756 по 760 год нашей эры, он объяснил, что буддийские храмы были посвящены царями Тю-киу («тюркские»). [92] Брахманизм, похоже, тоже процветал, но в меньшей степени, при тюркских шахах, и к их периоду также приписывались различные произведения искусства. [92] [101]
В конце X века империя Саманидов во главе с тюркскими гуламами Алп-Тигином в Восточном Афганистане утвердилась , за которой позже пришла династия Газневидов . [102] [103] В то время местные общины турок-буддистов, похоже, смешались с вновь прибывшими турками-мусульманами из империи Саманидов, образуя этническую преемственность среди правящего класса Газни. Местные турки-буддисты постепенно исламизировались, но в художественном развитии и буддийской религиозной деятельности наблюдалось продолжение, а не перерыв. [103] Буддийское место Кол-и Тут в Кабуле использовалось до конца 11 века. [103]
С середины VII века нашей эры тюркские шахи подражали чеканке своих предшественников, гуннских незаков - алхонов . [1] [84] На первых монетах тюрк-шахи сохранилась голова крылатого быка Незака, а также их легенда «Король Незака» ( nycky MLKA ), но написанная искаженным письмом Пехлеви . Но стиль линеек на монетах теперь был совсем другим, и монеты были заметно более высокого качества из серебра. [42] Вскоре на этих монетах появилась новая легенда, заменившая легенду о «Царе Незаков», с использованием индийского почетного имени « Шри » («Совершенство») с царским титулом «Шахи» на бактрийском языке ( σριο Þανιο , Шрио шауои ) и на санскрите ( Шри Сахи ). [108] [84] Эта новая чеканка соответствует официальному учреждению тюркских шахов где-то после 661 года нашей эры. [1] [84]
На более поздних стадиях корона, украшенная головой быка, заменяется короной, состоящей из трех полумесяцев, в середине которых установлен цветок или трезубец. [84] [the] Часто голову быка в короне заменяют также символом головы льва или волка. [112] [105] На других монетах сохранились тройные полумесяцы, а царь был изображен в среднеазиатском кафтане . [91]
Ранняя монета тюркских шахов в стиле гуннов- незаков . Тюрк-шахи заменили пехлевийскую легенду о незаках легендой письма. бактрийского σριο Þανιο «Шрио Шахо», т.е. «Господин король», с тамгой . Корона теперь состоит из полумесяцев. Конец VII века нашей эры. [108]
Короны с головой льва или волка [105] в качестве центрального символа на аверсах двух монет Тюрк-Шахи. Этот новый символ заменил более раннюю голову быка на монетах Незака Хуннов . [112]
в сасанидском Трехъязычная монета Тегин-шаха стиле в конце его правления. Иранский бог Адур на реверсе. Легенда на аверсе: «Его Превосходительство, Ильтабар Халаджа , Поклонник высочайшего Бога, Его Превосходительство, Король, божественный Тегин […]». [114] Дата в Пехлеви : 728 г. н.э.
Произведения искусства этого периода в восточном Афганистане, по сложности и иконографии сравнимые с другими произведениями искусства Шелкового пути , такими как произведения Кызыла , объясняются спонсорством «космополитических» тюрков, а не их «эфталитов». предшественники в этой области ( незак - алчонские гунны ), которые, по словам Эдмунда Босворта , «не были способны на такую работу». [62] А вскоре после этого распространение ислама сделало создание подобных произведений искусства невозможным. [62]
Стиль, а также приемы, использованные при изготовлении этих произведений искусства (лепка из глины, смешанной с соломой, шерстью или конским волосом), характерны для картин и скульптур Средней Азии . [118] Производство Фондукистана должно соответствовать самому южному распространению этого конкретного вида буддийского искусства. [118] В новом регионе, оккупированном тюркскими шахами, было множество буддийских монастырей, таких как Мес Айнак , которые, по-видимому, использовались до 9 века нашей эры. [91] Посвящения, в том числе монеты тюрк-шахов, были найдены под статуей в буддийском монастыре Фондукистана . [1] [119]
Посвящения, в том числе монеты буддийских тюрк-шахов и одна сасанидская монета Хосро II, были найдены под статуей королевской четы с королем в тюркских одеждах в монастыре Фондукистан , что дает важную информацию относительно датировки статуи, а также буддийских искусство в целом: в результате анализа статуя может быть датирована после 689 г. н.э., и, как следствие, для нее и других произведений искусства Фондукистана обычно указывается дата около 700 г. н.э. [60] [1] [119] Царская чета состоит из принцессы в «индийском» платье и принца «в богатом кафтане с двойным отворотом и сапогах», характерных для среднеазиатской одежды. [121] [122]
Сидящий Майтрейя, 7-8 века нашей эры, недалеко от Кабула, Афганистан. «Стилистически связана со скульптурой Шахи северного Пакистана и Афганистана». [124]
Индуизм, похоже, также в некоторой степени процветал при тюркских шахах, и к их периоду также приписывались различные произведения искусства. [129] [130] В частности, знаменитая статуя божества Солнца , то есть Митры или Сурьи в тунике и сапогах, обнаруженная в Хайр Хане недалеко от Кабула. [126] а также статуя Ганеши из Гардеза теперь приписываются тюркским шахим 7-8 веков нашей эры, а не их преемникам индуистским шахам, как предполагалось ранее. [129] большое иконографическое и стилистическое сходство с произведениями буддийского монастыря Фондукистана . В частности, выявлено [129] Археологически строительство самого храма Хайр-Хане теперь датируется 608-630 годами нашей эры, началом периода тюрк-шахов. [131]
↑ Ибн А'сам аль-Куфи отмечает, что правитель Кабула периодически оказывал сопротивление Самуре, прежде чем отступить в город. [21] Этого правителя сравнивают с Самурой, который упорствовал в осаде, несмотря на трудности. [22]
^ Слово «турок» довольно широко использовалось в источниках для описания широкого спектра инопланетных народов. Сюаньцзан, вернувшись через Капису в 643 году нашей эры, уже отметил господство турок в регионе - турки держали власть над Вриджиштханой, второстепенным государством между Каписи и Гандхарой. . [25]
Отчет Хечо о Гандхаре (первые три строки приведены здесь).
Из Кашмира я отправился дальше на северо-запад. После месячного путешествия через горы я прибыл в страну Гандхара . Король и военный персонал — все турки. Местные жители - люди Ху ; есть брамины . Страна ранее находилась под влиянием короля Каписа . А-да [ альтернативно читается как «Отец», а не личное имя, относящееся к Барха Тегину, отцу тогдашнего короля Тегин-шаха. [28] ] турецкого короля взял разгромленную конницу [ альтернативно «возглавил армию и племя» или «возглавил войска всего своего племени» [28] ] и вступил в союз с царем Каписы. Позже, когда турецкие войска были сильны, принц убил короля Каписы [ возможно, Гар-илчи ] и объявил себя королем. После этого вся территория от этой страны на севере находилась под властью турецкого короля, который также проживал в стране.
У индусов в Кабуле жили короли, турки, которые, как говорили, были тибетского происхождения. Первый из них, Бархатакин, прибыл в страну и вошел в пещеру в Кабуле , куда никто не мог войти, кроме как проползая на четвереньках. [...] Через несколько дней после того, как он вошел в пещеру, он начал выползать из нее в присутствии людей, которые смотрели на него как на новорожденного ребенка. На нем было турецкое платье, короткая расстегнутая спереди туника, высокая шляпа, сапоги и оружие. Теперь люди почитали его как существо чудесного происхождения, которому суждено было стать королем, и фактически он подчинил эти страны своей власти и правил ими под титулом шахии Кабула. Правление сохранялось среди его потомков на протяжении нескольких поколений, число которых, как говорят, составляет около шестидесяти. [...] Последним королем этой расы был Лагатарман, а его визирем был Каллар, брахман.
↑ Баладхури отмечает о «Кабульском шахе», что он вычистил всех мусульман из Кабула (города -?) и «Рутбиля» (бывшего правителя Забула) и в том же году восстановил контроль над Бостом и Рухдваджем, вовлекая арабские силы в возобновленное наступление. . [31] Невозможно подтвердить, относится ли «Кабул-шах» к первому тюрк-шаху или к последнему Незаку; в случае последнего возникший конфликт послужил бы основой для возвышения тюрк-шахов. [32]
^ Этот отчет также показывает, что Ябгу Тохаристана правил обширной территорией около 718 года нашей эры, состоящей из территорий к северу и югу от Гиндукуша , включая районы Кабула и Забула . [38]
^ «В день Динвэй одиннадцатого месяца шестого года эры Аши Кайюань Тегин Пулуо (阿史特勒僕羅) пишет императору: Тохара Ябгу (吐火羅葉䕶), его старший брат, контролируя в качестве своих подчиненных двести двенадцать человек, таких как местные короли различных штатов, Дуду (генерал-губернаторы) и Киши (главы региональных правительств). Царь Забула управляет двумястами тысячами солдат и лошадей, царь Забула. Кабул двести тысяч, каждый король Хуттала , Чаганиана , Джиесу (解蘓國), Шугнана , Эвдала (悒達國), Кумедха Вахана (䕶宻國), Гузганана , Бамиана , Лиеудеджяна (久越徳建國) и Бадахшана. пятьдесят тысяч». Цефу Юангуй 3.5. Фаньян в т.ч. 999 г. (Претензии иностранных подданных), 718 г. н.э. в Куваяма, Шошин (2005). «Китайские записи о Бамиане: перевод и комментарии» . Восток и Запад . 55 (1/4): 143–144. ISSN 0012-8376 . JSTOR 29757642 . В эту статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе . Оригинальный текст Цефу Юангуи 3.5 Фаньян в томе 999: В ноябре шестого года шестого года правления Динвэя Астелепуруо написал письмо против Юэпуруоке Точаро Е Пи. подчиненные руководили всеми королями, губернаторами, губернаторами и генералами из 212 человек. Король Се Ян командовал армией в 200 000 человек. Король Цзинцзи командовал армией из 200 000 человек. Король Сида, король Иси, король И Шицзянь, Фань Янь, король Цзююэ, Децзянь, король Бутешань, каждый из которых имеет по 50 000 слуг, прибыл дедушка Ло и является королем всех королевств. Фань надеется уважать брата Пулуо, Панду Нили, и наследует. Сянь Эньхуань отправил послов Чицзе, чтобы возвести его страну на престол, однако Хо Ло и Е Цзи на протяжении поколений постоянно отдавали дань уважения Тан Чжунци. Наша страна находится недалеко от восточной границы Тубо, что является прекрасной едой. Это также западный город брата Пулуо. Каждое племя послало войска и лошадей. Обсудив нападение на воров и армию Хань, они узнали друг друга и поддержали друг друга на границе Ху, чтобы избежать вторжения рыбаков. Слуга Ло неоднократно посещал Святую Землю и ему было стыдно за благосклонность голландской страны, поэтому он послал слугу Ло ко двору, чтобы охранять Ю Цзе, который был готов пожертвовать своей жизнью в качестве своей наложницы. В этот момент Пулуо был озадачен. Династия Хань, храм Хунлу, не назначала Фань Вана, и не было никакого сравнения между большими и малыми. Высокие и низкие министры немедленно сообщили о плане назначения чиновников. Он тайно виделся с Ши Гоцюци, остальными принцами и другими. лидеры Сяована вошли в династию Юань, но это было неэффективно и было суждено быть награжденным Фань Ваном. Генерал третьего ранга Куан Пулуо полагался на свое усердие. Его положение в Тибете было таким же, как у принца Бэйя. сильно отличался от принцев других царей, но ему был присвоен титул слуги Ло, среднего человека четвертого ранга. Однако среди тибетских принцев все были его младший брат Саломон Кутан Ваджра Куча принц Бай Сяошунь и другие. После нескольких изменений Вэй Пулуо был переведен в генералы гвардии. В первый год после смерти Шэньлуна Эньюань был удостоен звания генерал-лейтенанта Вэй Ифу, ведущей левой армии. Он подвергался унижениям в течение 14 лет и подвергался унижениям. униженный Ши Юань Хун Лу Цин квази-управлял персонажем и званием, не позволяй ему говорить «Квин». 0999 — Wikisource, бесплатная библиотека» zh.m.wikisource.org «Цефу Юангуй (Sikuquanshuben)/ Том .
^ Мартин 2011 , с. 127: «Этот хвалебный эпитет он получил потому, что ему, как и византийцам, удавалось сдерживать мусульманских завоевателей».
^ Мартин 2011 , с. 127: «Этот хвалебный эпитет он получил потому, что ему, как и византийцам, удавалось сдерживать мусульманских завоевателей».
^ Исследование этих новых монет первоначально появилось в «Новых монетах Фромо Кесаро» Гельмута Хумбаха в: Г. Поллет (редактор), «Индия и древний мир. История, торговля и культура до 650 года нашей эры». Юбилейный том профессора Ф.Х.Л. Эггермонта. Левен 1987, 81-85, тарелки. XI-XIII
^ Тяньбао (天寶, 742–756), название эпохи, используемое императором Тан Сюаньцзуном.
На четвертом году правления Тяньбао его сын Бо Гучжунь был назначен королем Цзибина и Учана и удостоен титула генерала Цзо Сяовэя. На 4-м году правления Тяньбао [745 г. н.э.] [л] был издан другой императорский указ, согласно которому его сын [то есть Фромо Кесаро ] Бо Фузун стал его преемником на троне в качестве короля Джибина и Уддияны . Ему было присвоено звание «Генерал левой стойкой гвардии».
↑ В близлежащем Какраке , долине рядом с Бамианом , на знаменитой буддийской фреске под названием «Король-охотник» (7-8 века нашей эры) изображена типично местная королевская фигура, восседающая на троне, с луком и стрелами сбоку. Он носит корону в виде тройного полумесяца, которая, как говорят, очень похожа на короны в виде тройного полумесяца на монетах, найденных на северо-востоке Афганистана в районе Забулистана , например, на этой монете из Газни . [109] [44] Другие авторы приписывают корону в виде тройного полумесяца влиянию эфталита . [110] Картина может быть аллегорией короля, отказавшегося от насилия, особенно охоты на животных, и принявшего буддизм. [111]
^ Jump up to: а б с д и ж г час «В глиняной урне находились золотой брактеат с портретом правителя, три ранние драхмы тюрк-шахов (тип 236, одна из которых с надчеканкой) и надчеканенная драхма сасанидского царя Хосро II, датируемая 37 годом. его правления (= 626/7). Две надчеканки на драхме Хусро доказывают, что урна могла быть передана на хранение только после 689 г.» Alram 2014 , стр. 282–285.
^ «Продвижению исламских сил как в Тохаристан на севере, так и в Забулистан южнее противостояли местные правители, вероятно, западнотурецкого происхождения» в Вондровец, Клаус. «Чеканка Незака» : 181. {{cite journal}}: Для цитирования журнала требуется |journal= ( помощь )
^ Jump up to: а б «Новые правители Кабула, которые, по моему мнению, были турками-халаджами, распространили свою власть набывшая территория королевства Каписи [от Каписа до Гандхары], в то время как их ветвь стала независимой в Забулистане. Кореецмонах Хуйчао (慧超), посетивший эти регионы в третьем десятилетии VIII века, сообщил, что оба региона находились под властью турецких королей». Инаба, Минору. «Из Кесара Кабульшаха и Средней Азии» : 443–444. {{cite journal}}: Для цитирования журнала требуется |journal= ( помощь )
^ Резахани, Ходадад (15 марта 2017 г.). Переориентация сасанидов: Восточный Иран в поздней античности . Издательство Эдинбургского университета. п. 165. ИСБН 978-1-4744-0030-5 . Бактрийский документ (BD T) этого периода представляет нашему вниманию интересную информацию об этой местности. В нем, датированном 476 г. н.э. (701 г. н.э.), принцесса, идентифицированная как Баг-азияс, Великая турецкая принцесса, королева Кутлуга Тапаглиг Билга Савюг, принцесса Халача, леди Кадагестана, предлагает милостыню местному богу. из области Роба, известного как Камирд, за здоровье (ее) ребенка. Инаба, приводя доводы в пользу халаджской идентичности королей Кабула, воспринимает этот документ как доказательство того, что принцесса Халадж родом из Кабула и была предложена (эфталитскому) королю Кадагестана, став, таким образом, госпожой этого региона. Идентификация Кадагестана как оплота эфталитов основана на предположении Грене о выживании второстепенных эфталитов в этом регионе...
^ «Период, начиная с 560 г. н. э., будет периодом правления западных тюрков, хотя неясно, как и прежде всего, когда они получили власть над Бактрией и регионом Гиндукуша. Минору Инаба утверждает, что «постепенно расширив свою власть, они пришли к быть независимым..."" в Вондровец, Клаус. «Чеканка Незака» : 173. {{cite journal}}: Для цитирования журнала требуется |journal= ( помощь )
^ «Китаю, на другом конце Центральной Азии, удалось подчинить западную ветвь Каганата господству Тан в 658 году н.э. и, следовательно, установить протекторат в Бактрии, который также простирался к югу от Гиндукуша». в Вондровец, Клаус. «Чеканка Незака» : 681. {{cite journal}}: Для цитирования журнала требуется |journal= ( помощь )
^ «Отчет, цитируемый здесь как 3.5., показывает, что этот король Тохары обладал политической властью контролировать княжества, принадлежащие генерал-губернаторам к северу и югу от Гиндукуша, не говоря уже о генерал-губернаторе Юэчжи». в Куваяма, Шошин (2005). «Китайские записи о Бамиане: перевод и комментарии» . Восток и Запад . 55 (1/4): 153, 3–5. ISSN 0012-8376 . JSTOR 29757642 .
^ Оригинальный китайский: «Се Яньцзюй расположен на юго-западе Точары. Первоначальное название - Цаоцзюй Чжа или Цаоцзюй Сяньцин. Когда его называли Хэдаро Чживу, оно было изменено на нынешнее название. Он находился в четырехстах милях к востоку от Цзюньцзи, на северо-востоке. от Фаньанду, к югу от Брахмана, к западу от Персии и к северу от Ху Шицзяня. Его царь проживает в городе Хесина, который находится в семи тысячах миль от него. Он также управляет городом Асона. Здесь много тюльпанов, трав, источников. и источники для орошения полей. , император 8-го года правления династии Кайюань, зарегистрировал Гедаро Чжицзэли и поклялся, что Цвер будет королем, и представил ко двору несколько Тяньбао». Sikuquanshuben)/Том 221 — Wikisource, бесплатная библиотека» zh.wikisource.org «Книга Тан ( (на упрощенном китайском языке, также:) . 稲葉穣, Инаба Минору (2015). «От Каоджужи до Газны / Газнина: раннесредневековые китайские и мусульманские описания Восточного Афганистана» . Журнал истории Азии . 49 (1–2): 99–100. дои : 10.13173/jasiahist.49.1-2.0097 . ISSN 0021-910X . JSTOR 10.13173/jasiahist.49.1-2.0097 .
^ «Окончательное присоединение Тохаристана и Гандхары к Западно-Тюркской империи должно было произойти несколько лет спустя, около 625 года, когда Сасанидский Иран оказался вовлеченным в войну против Византии, которая в конечном итоге привела к ее затмению». в Дэни, Ахмад Хасан; Литвинский, Б.А. (январь 1996 г.). История цивилизаций Центральной Азии: Перекресток цивилизаций, 250–750 гг . н.э. ЮНЕСКО. стр. 370–375. ISBN 978-92-3-103211-0 .
↑ Оригинал на китайском языке: На двадцать седьмом году своего правления его король Вусантелеша состарился. Он попросил своего сына стать его наследником, и ему был присвоен титул посланника. 148_Старая книга Тан» . www.guoxue123.com «Том 198 Биографии
^ Jump up to: а б с д Рахман, Абдур; Бопеараччи (Ред.), Осмунд; Буссак (ред.), Мари-Франсуаза (2002). Афганистан. Древний перекресток между Востоком и Западом (Новый взгляд на Хингала, тюркских и индуистских шахов) . Полет. XV. Тюрнхаут, Бельгия: Брепольс. стр. 37–41. ISBN 2-503-51681-5 .
^ «Новые монеты Фромо Кесаро» Гельмута Хумбаха в: Г. Поллет (редактор), «Индия и древний мир. История, торговля и культура до 650 года нашей эры». Юбилейный том профессора Ф.Х.Л. Эггермонта. Левен 1987, 81-85, тарелки. XI-XIII
↑ На четвертом году правления Тяньбао его сын Бо Гэчжунь был назначен королем Сибиня и Учана, а также ему был присвоен титул генерала Цзо Сяовэй. «Сын Кесара Бо Фучжунь сменил его на троне в качестве короля Цзибина и Учана. Ему было присвоено звание генерала левой стойкой гвардии» в Balogh 2020 , стр. 104.
^ Д. У. Макдауэлл, «Шахи Кабула и Гандхары», Нумизматическая хроника , седьмая серия, Том. III, 1968, стр. 189–224, см. выдержки в RT Mohan, ВОЗВРАЩЕНИЕ В АФГАНИСТАН ... Приложение –B, стр. 164–68.
^ Ян, Юн-Хуа; Иида, Шотаро; Ян, Хан-Сун (1984). Дневник Хе Ч'О: Мемуары о паломничестве в пять регионов Индии (серия «Религии Азии») (издание на английском и корейском языках). Азиатские гуманитарные науки Пр. стр. 50–51. ISBN 978-0895810243 .
^ В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в открытом доступе . Текст посещения Цзибиня Хуэй-чао: «Отсюда я посетил страну Бо и вошел в горы. Пройдя восьмой день, я прибыл. в стране Цзибин. Эта страна также находится под юрисдикцией короля Цзянтуолуо. Зимой здесь тепло, но не холодно. Короли, солдаты и лошади в этой стране носят похожую одежду. И мужчины, и женщины носят тканевые рубашки и сапоги. Мужчины стригут бороды и волосы, и жители страны поклоняются трем сокровищам и приносят им подношения. храм в городе под названием Храм Шаши. В храме королевские чиновники и простые люди каждый день приносят подношения. На вершине горы нет растительности». В главе 25. «Просмотреть исходный текст/полный текст - История 徃五天竺國傳 (Ванго Чхончуккукчон)» . www.davincimap.co.kr . Перевод оригинального китайского текста : «Из Лампаки (覽波國, Кашмир ) я снова вошел в горы. После восьмидневного пути я прибыл в страну Каписа ( Цзибин (罽賓國)). Эта страна также находится под властью царя Гандхары (建馱羅). Летом царь приезжает в Капишу и живет здесь из-за прохладной температуры. Зимой он отправляется в Гандхару и живет в этом теплом месте, потому что там нет снега, и там тепло и не холодно. зимой в Каписе скапливается снег. В этом причина холода. Коренные жители страны — ху (варвары), король и конница — тюрки (突厥, «Туке»). это место во многом похоже на Тохаристан (吐火羅國), хотя есть небольшие различия, мужчины или женщины, все носят хлопчатобумажные рубашки, брюки и ботинки. Мужчины и женщины носят хлопчатобумажные рубашки. бороды и волосы, а женщины сохраняют волосы. Продукты этой земли включают верблюдов, мулов, овец, лошадей, ослов, хлопчатобумажную ткань, виноград, ячмень, пшеницу и шафран. Жители этой страны очень почитают Три драгоценности . Здесь много монастырей и монахов. Простые люди соревнуются в строительстве монастырей и поддержке Трех Драгоценностей. В большом городе есть монастырь Ша-си-су. В настоящее время в монастыре можно увидеть вьющиеся волосы ( ушниша , 螺髻) и реликвии костей Будды. Король, чиновники и простые люди ежедневно поклоняются этим реликвиям. Хинаяна (小乘) В этой стране практикуется буддизм. Земля расположена в горах. В горах нет растительности. [Выглядит] так, как будто земля сгорела в огне». адаптировано из: Ян, Юн-Хуа; Иида, Шотаро; Ян, Хан-Сун (1984). Дневник Хе Ч'О: Мемуары о паломничестве в пять регионов Индии (серия «Религии Азии») (издание на английском и корейском языках). Азиатские гуманитарные науки Пр. стр. 50–51. ISBN 978-0895810243 .
^ Jump up to: а б Дюпри, Луи (14 июля 2014 г.). Афганистан . Издательство Принстонского университета. п. 309. ИСБН 978-1-4008-5891-0 . Хайр Хане расположен на перевале, отделяющем Кабулскую долину от Кохистана (в который входит Беграм). Мотивы кушано-сасанидского и раннего индуистского искусства смешиваются в беловато-серой мраморной статуе Бога Солнца (Сурья или Митра), восседающего на ...
^ Журнал Американского восточного общества (тома 56–57 изд.). 1986. Чтобы преодолеть трудность, связанную с тем, что Пингала носит бороду, пришлось ввести Кабиров, Великих Богов Самофракии, которые... Эта особенность максимально приближает бога Солнца Хайр Хане к иранскому Митре, который направляет душу. принадлежащий ...
^ Jump up to: а б с д и «Поэтому невозможно отнести эти произведения к периоду индуистских шахов. Их следует отнести к периоду шахи до того, как индуистские шахи были созданы брахманом-вазиром Калларом, то есть тюркскими шахами». с.405 "Согласно вышеуказанным источникам, брахманизм и буддизм должным образом сосуществовали, особенно в VII-VIII вв. н.э., непосредственно перед мусульманской гегемонией. Мраморные скульптуры из восточного Афганистана не следует относить к периоду индуистских шахов. но к тюркским шахам». стр.407 в Куваяма, Шошин (1976). «Тюркские шахи и соответствующие брахманские скульптуры в Афганистане» . Восток и Запад . 26 (3/4): 375–407. ISSN 0012-8376 . JSTOR 29756318 .
Альрам, Майкл (2014). «От сасанидов до гуннов Новые нумизматические свидетельства из Гиндукуша». Нумизматическая хроника . 174 : 261–291. JSTOR 44710198 . ( требуется регистрация )
Грене, Франц (2002). «Незак» . Энциклопедия Ираника, интернет-издание .
Зиад, Валид (2022). «Незак-шахи Каписа-Гандхары». В Сокровищнице короля Сакры: Вотивные монеты из святилищ Гандхарана . Американское нумизматическое общество. ISBN 9780897227377 .
Arc.Ask3.Ru Номер скриншота №: c54d3ba0e423cdf872b8c9a3583db9f7__1722004800 URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c5/f7/c54d3ba0e423cdf872b8c9a3583db9f7.html Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1: Turk Shahis - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)