Jump to content

Зунбилс

(Перенаправлено с Zunbil )
Зунбилс
680–870 [ 1 ] [ 2 ]
Примерное местонахождение Зунбилов ( ), и современные политики c. 800
Газни , столица, и другие важные города Зунбилов (коричневые точки), ок. 725
Капитал Газни
Общие языки бактрийский
Религия
индуизм
буддизм
Зороастризм
Историческая эпоха Раннее Средневековье
• Учредил
680
• Упразднено
870 [ 1 ] [ 2 ]
Предшественник
Преемник
Алчон Хунны
Незак гунны
Тохара Ябгус
Тюрк-Шахи
Династия Саффаридов
Династия Саманидов
Династия мальчик
Сегодня часть Афганистан

Зунбил , пишется также как Жунбил , или Рутбилы Забулистана , [ 3 ] была королевской династией к югу от Гиндукуша в нынешнем южном регионе Афганистана . Это была династия эфталитского происхождения. [ 4 ] Они правили примерно с 680 года нашей эры до завоевания Саффаридов в 870 году нашей эры. [ 3 ] [ 2 ] Династия Зунбил была основана Рутбилем (тюркский: Iltäbär ), старшим братом правителя тюрк-шахи (либо Барха Тегин , либо Тегин-шах ), который правил царством эфталитов из своей столицы в Кабуле . [ 3 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] , описывают Зунбилов как имеющих на своей службе турецкие войска Арабские источники, такие как Тарих ат-Табари и Тарих-и Систан . [ 10 ] Однако термин «турок» использовался неточно и расплывчато. [ 4 ]

Вера этой общины исследована недостаточно. Согласно интерпретации китайских источников Маркварта и де Гроота в 1915 году, царь Цао носил корону с головой золотой рыбы и был родственником согдийцев. Храм Зун можно было узнать по выставленному напоказ большому рыбьему скелету; это указывало бы на родственное торговое божество. [ 11 ] В дополнение к этому Марквартс утверждает, что Зунбилы поклонялись солнечному божеству , которое могло быть связано с Адитьей ( Сурья ). Однако, по мнению Сёсина Куваямы, существовала явная дихотомия между поклонниками индуистского бога Сурьи и последователями Жуна. Примером этого является конфликт между последователями Сурьи и Жуна, который привел к тому, что последователи Жуна мигрировали на юг, в сторону Забулистана, из Каписы. [ 12 ] [1] По словам Андре Винка, бог Чжун был в первую очередь индуистом , хотя также были отмечены параллели с добуддийскими религиозными и монархическими практиками в Тибете , и в его ритуалах присутствовало зороастрийское влияние. [ 13 ] [ 14 ] Другие ученые, такие как Х. Шедер и Н. Симс-Вильям, связывали его с Зурваном . [ 15 ]

Их территория располагалась между нынешним городом Зарандж на юго-западе Афганистана и Кабулистаном на северо-востоке, Заминдавар и Газни . столицами которых были [ 16 ] На юге их территория доходила временами до городов Рахвад ( ар-Руххадж ) и Бост (близ Кандагара ). [ 3 ]

Название Зунбил восходит к среднеперсидскому оригинальному Зун-датбар, «Зун, подающий справедливость». Это также отражает географическое название Заминдавар, происходящее от среднеперсидского слова «Замин-и датбар» (Земля творящего справедливость). [ 17 ]

Забулистан под властью турок

[ редактировать ]
Зунбилы пострадали от мусульманских завоеваний Индийского субконтинента .
  Пустынные территории ( пустыня Регистан и пустыня Тар )
  Зунбилс
  Королевство Синд (ок. 632–711 гг. Н. Э.)
затем халифская провинция Синд (712–854 гг. н.э.)
  Королевство Майтрака (ок. 475–776 гг. Н. Э.)

В течение более чем двух столетий своего правления Тохара Ябгусы , за которыми следовали тюркские шахи и Зунбилы, постоянно были препятствием для расширения мусульманских сил на восток.

Ранние арабские вторжения в Забулистан

[ редактировать ]

Рашидуны

[ редактировать ]

Около 643-644 годов нашей эры арабы впервые совершили набег на Систан, а затем начали нападать на тюркскую территорию с юго-запада. [ 18 ]

В 653–4 годах нашей эры армия численностью около 6000 арабов под предводительством генерала Абд ар-Рахмана ибн Самуры из халифата Рашидун прибыла к святыне Зуна в Заминдаваре. Сообщается, что Самура «отломал руку идолу и вырвал рубины, которые были его глазами, чтобы убедить марзбана Систана в никчемности бога». [ 19 ] Самура объяснил марзбану: «Моим намерением было показать вам, что этот идол не может принести ни вреда, ни пользы». [ 20 ]

Омейядский халифат

[ редактировать ]

Около 665 года нашей эры арабы под предводительством Абд аль-Рахмана ибн Самуры , генерала Омейядского халифата и халифального губернатора Сиджистана , впервые захватили Кабул, критически ослабив гуннов Незака . [ 1 ] [ 21 ] [ 18 ] Но тюркский правитель Барха Тегин вскоре смог перейти в контрнаступление и дать отпор арабам, вернув себе области Кабула и Забулистана (вокруг Газни ), а также регион Арахозии вплоть до Кандагара , и основав новую династию. тюркских шахов около 665 г. н.э. [ 18 ] [ 22 ]

Впервые упоминается, что Рутбиль существовал в его время, поскольку его самое раннее упоминание в арабских источниках датируется 666 годом нашей эры. [ 23 ] Рутбил, возможно, был братом или племянником Барха Тегина и, возможно, был назначен губернатором Забулистана Барха Тегином после того, как он завоевал этот регион у Гар-илчи . [ 8 ] [ 24 ] [ 5 ]

Рутбиль и король Кабула вместе вели кампанию против арабов после того, как Абдур Рахман ибн Самура был сменен на посту губернатора Систана . Раби ибн Зияд аль-Харити , вступив на пост губернатора в 671 году н. э., напал на Рутбиля в Босте и оттеснил его в ар-Руххадж . [ 8 ] Преемник Раби Убайд Аллах ибн Аби Бакра продолжил войну после своего назначения в 673 году нашей эры, что привело Рутбиля к заключению мирного договора как для Кабула, так и для Забула , в котором губернатор Систана признал контроль над этими территориями со стороны Рутбиля и короля Кабула. [ 8 ]

Основание Зунбилов (680 г. н.э.)

[ редактировать ]

Примерно в то время, когда умер первый правитель тюркских шахов Барха Тегин , его династия распалась на два королевства. С 680 года нашей эры Тегин-шах стал королем тюрк-шахов и правил территорией от Кабулистана до Гандхары , а также Забулистана. [ 22 ] [ 5 ] Его титул был «Хорасан Тегин Шах» (что означает «Тегин, король Востока»), и в китайских источниках он был известен как Усан Текин Са . [ 5 ] Его великий титул, вероятно, относится к его сопротивлению опасности халифа Омейядов с запада. [ 5 ]

В 680–683 годах нашей эры Рутбиль отделился от своего брата, шахи Кабула, согласно ат-Табари , и основал династию Зунбиль, присягнув на временную верность Салму ибн Зияду, арабскому правителю Систана. [ 25 ] [ 26 ] Территорией Забулистана стал управлять Рутбиль, также называемый Зибил или Джибул (от тюркского: Iltäbär «Командор»). [ 5 ] [ 27 ]

Отношения между двумя родственниками временами были антагонистическими, но они вместе боролись против арабских вторжений. [ 5 ] Рубтил выпустил монеты, основанные на сасанидских прототипах, с легендой бактрийского письма на лицевой стороне, легендой письма пехлеви на реверсе и короткой легендой письма брахми во имя Шри Вахудевах («Его Высочество Величественный Господь»):

Монета Рутбилов, отчеканенная в Забулистане около 720 г. н. э., близко имитирующая чеканку сасанидского правителя Хосрова II ( Чеканка Хосрова II с горящей Анахитой. 591–628 гг. н. э.). Анахита в огне на реверсе. [ 3 ]

Аверс: yypwlh. wtyp'/GDH/'pzwt
PWN ШМЫ ызть йыпвл бгых. что, типа? м'н'н млт'н МЛК'
Царь Джибуль, [его] слава возросла! Во имя бога, Джибуль, Величественный Господь, король храбрых людей.

Реверс: Шри Вахудевах / пнчдх. z'wlst'n / 'pl plm'n yzd'n
Его Высочество Величественный Лорд / [отчеканен в его] 15-й [год правления в] Завулистане, по велению богов.

Монета-легенда Рутбиля [ 27 ]

По словам Энтони Макниколла, «Зунбилы правили в районе Кандагара почти 250 лет до конца 9 века нашей эры». [ 28 ] Их главная столица Заминдавар располагалась на территории современной провинции Гильменд в Афганистане . Святилище Зуна находилось примерно в трех милях к югу от Муса Кала в Гильменде, и его следы можно обнаружить и сегодня. храм Сунагир, упомянутый знаменитым китайским путешественником Сюаньцзаном в 640 году нашей эры. Некоторые полагают, что именно к этому молитвенному дому относится [ 29 ]

Наступления Омейядского халифата (698–700 гг. Н. Э.)

[ редактировать ]

В 698 году Убайд Аллах ибн Аби Бакра , губернатор Сиджистана и военачальник халифата Омейядов , возглавил «Армию разрушения» против Зунбилов. Он потерпел поражение и был вынужден предложить большую дань, отдать заложников, в том числе троих своих сыновей, и дать клятву не вторгаться снова на территорию Зунбилов. [ 30 ]

Около 700 года Аль-Хаджадж ибн Юсуф назначил Ибн аль-Ашаса командующим огромной иракской армией, так называемой «Армией павлина», чтобы подчинить беспокойное княжество Забулистан . [ 31 ] Во время кампании властное поведение аль-Хаджаджа вызвало восстание Ибн аль-Ашаса и армии. Заключив соглашение с Зунбилами, армия двинулась обратно в Ирак. По пути мятеж против аль-Хаджаджа перерос в полноценное антиомейядское восстание. [ 31 ]

Арабы регулярно претендовали на номинальную власть над зунбилами, и в 711 году Кутайбе ибн Муслиму удалось заставить их платить дань. [ 32 ] В 725–726 годах Язид ибн аль-Гурайф , губернатор Систана , не смог этого сделать. [ 32 ] Арабы не смогут снова получать дань от Зунбилов до 769 г. н.э., когда Ман б. Заида аль-Шайбан нанесла им поражение возле Газни . [ 32 ]

Хурас и его сын Алхис, правители Газни (714–715 гг. н.э.)

[ редактировать ]
Вид монет, раскопанных в Танг-и Сафедаке (Гёбл, Хуннен Эм. 243), рядом с надписью Алхиса . бактрийского письма Легенда σηρο « Серо » (современник Сахи Тигина ). Примерно конец VII – начало VIII века нашей эры. [ 33 ] [ 34 ]

Бактрийская надпись Тан-и Сафедака, датированная примерно 714/15 годом н. э., упоминает о посвящении ступы Алхисом , сыном Хураса, господином «Газана», которого считали Газни . Алхис считается покровителем второго периода расцвета буддийского святилища Тапа Сардар , характеризующегося в этот период созданием гибридного китаизированно-индийского буддийского искусства. [ 35 ] [ 36 ]

Надпись Тан-и Сафедак

«(Это был) 492 год, месяц Сбол, когда я, Алхис, сын Хураса, владыка Газана, установил эту ступу (как) (благочестивый) фундамент (?) в Рагзамагане (?). (В то время) когда были турецкий правитель и арабский правитель, сделанные мною дейадхарма (почетные дары) сохранялись, а потом я сделал это. Зинайака-дейадхарма в добровольной вере, которую я имел в отношении худдха-шастры, и в великой вере (Шраддха) и в... Какие бы заслуги ( пунья ) ни возникли благодаря этому, сейчас и (в) будущем, пусть я, Алкхис, и мои родители, жена, братья (и) сыновья и (другие) родственники — пусть каждый (и) каждый (из нас) достигнет (своего) собственного желания.

- Бактрийская надпись Тан-и Сафедака. перевод Николаса Симса-Уильямса . [ 36 ]

Вассалитет Ябгусов Тохаристана

[ редактировать ]
Город Газни был столицей Зунбилов.

Согласно китайским источникам, в частности хроникам Цефу Юаньгуя , тюрки в Кабуле были вассалами Ябгусов Тохаристана . Когда младший брат Ябгу Панту Нили по имени Пулуо (僕羅 Púluó в китайских источниках) посетил двор династии Тан в Сиане в 718 году нашей эры, он дал отчет о вооруженных силах в регионе Тохаристана. [ 37 ] Пулуо описал власть «царей Тохаристана», пояснив, что «двести двенадцать королевств, наместников и префектов» признают власть Ябгусов, и что это было так со времен его деда, то есть, вероятно, с тех пор, как время основания Ябгусов Тохаристана. [ 38 ] Этот отчет также показывает, что Ябгу Тохаристана правил обширной территорией около 718 года нашей эры, состоящей из территорий к северу и югу от Гиндукуша , включая районы Кабула и Забула . [ 39 ] Наконец, Пулуо подтвердил лояльность Ябгу Панту Нили династии Тан. [ 38 ]

Часть китайской записи для этого аккаунта Пулуо:

В день Динвэй одиннадцатого месяца шестого года эры Кайюань Аши Тегин Пулуо пишет императору: Тохара Ябгу, его старший брат, контролирует в качестве своих подчиненных двести двенадцать человек, таких как местные короли различных штаты, дуду (генерал-губернаторы) и циши (главы региональных правительств). Царь Забула управляет двумястами тысячами солдат и лошадей, царь Кабула — двумястами тысячами, каждый царь Хуттала , Чаганиана , Джиесу , Шугнана , Эвдала , Кумедхи Вахана, Гузганана , Бамиана , Лиеудеджиана и Бадахшана — по пятьдесят тысяч».

Цефу Юангуй 3.5. Фаньян в т.ч. 999 г. (Претензии иностранных подданных), 718 г. н.э. [ 40 ]

Китайское влияние

[ редактировать ]

Инвеститура династии Тан

[ редактировать ]

В китайских источниках упоминаются несколько правителей Зунбиля, особенно Шикэр или Зигил (китайский: 誓屈爾 Shìqū'ér ), правитель Забулистана с 720 г. н.э. и в течение нескольких лет до 738 г. [ 41 ] В китайском отчете Таншу упоминается, как Забулистан (китайский: 誓䫻 Shìyù ) был вассалом Кабульского шаха около 710–720 гг. н.э., и как правитель Зунбиля по имени «Шикер» был признан китайским двором в 720 г. н.э. [ 42 ] [ 43 ] Шикэр получил титул Гедалуожи Селифа (китайский: 葛達羅支頡利發). Слово « Гелуодажи » в этом отрывке (китайский: 葛罗达支, произносится на раннем среднекитайском языке : кат-ла-дат-тце), считается транслитерацией этнонима Халадж . [ 44 ] Селифа — это известная китайская транскрипция турецкого « Илтабар », следовательно, Шикер был «Илтабар Халаджа»: [ 45 ]

В этой стране [Забулистане] вместе живут жители Туджуэ (турки), Джибина ( Кабул ) и Тухуолуо ( Тохаристан ). Джибин набирает из них молодых людей для защиты от Даши (арабов). В первый год правления Цзинъюня (710 г.) они отправили посла к Тану для вручения подарков. Позже они подчинились Цзибину. В восьмом году Кайюаня (720 г.) император утвердил возведение на престол Гедалужи Халадж ») Селифы Илтебар ») Шикера. Их посланники несколько раз приезжали к царскому двору вплоть до эпохи Тяньбао (742–756).

- Старая книга Тан , Книга 221: рассказ о Забулистане (谢䫻 Xiėyù ). [ 46 ]

Визит Хечо (726 г. н.э.)

[ редактировать ]
Описание Забулистана Хьечо

В 726 году нашей эры корейский буддийский монах Хечо посетил Забулистан (谢䫻国 Xiėyùguó ) и записал, что Кабулом и Забулом правили тюркские короли, которые следовали буддизму. По его словам, король Кабула был дядей короля Забула. [ 47 ]

Из Каписы я отправился дальше на запад и через семь дней прибыл в страну Забулистан, которую ее жители называют Ше-ху-ло-са-та-на . Коренные жители - люди Ху; король и конница — турки. Король, племянник короля Каписа, сам управляет своим племенем и конницей, расквартированной в этой стране. Он не подчиняется другим странам, даже своему дяде. Хотя король и вожди — турки, они очень почитают Три Драгоценности . Здесь много монастырей и монахов. Махаяны Практикуется буддизм . Есть великий турецкий вождь по имени Ша-туо-кан, который раз в году выкладывает свое золото и серебро, которых гораздо больше, чем имеет король. Одежда, обычаи и продукты этой страны похожи на те, что есть в Каписе, но языки другие.

Китайские художественные влияния (680-750 гг. н.э.)

[ редактировать ]

Китайское художественное влияние, помимо экономического политического влияния, заметно в художественных произведениях Зунбилов того времени, как это видно в буддийском монастыре Тепе Сардар . В период с 680 по 720 гг. н.э. по существу индийские пост- гупты начали смешиваться с китайскими стилистическими влияниями, «китайским прикосновением», заметным в буддийских произведениях искусства. [ 50 ]

Полноценная «китайская фаза» относится к периоду с 720 по 750 гг. н. э., что соответствует последней крупной фазе строительства и украшения буддийских памятников перед арабскими завоеваниями. [ 51 ] был отмечен покровительством Алхиса , современного правителя области Забул , который, вероятно, был той же этнической принадлежности, что и близлежащие тюркские шахи Кабула Этот период строительства, возможно , , и член Зунбилов. [ 36 ] или его преемники. [ 51 ] В этот период наблюдается заметная эволюция типов лиц статуй: китайско-индийские черты предыдущего периода заметно смещаются в сторону стилей династии Тан и явно следуют прототипам Тан. [ 51 ] Подобное явление наблюдается и на городище Адзина-Тепе . [ 51 ] Считается, что буддизм был особенно силен в Китае во время правления императрицы У Чжао (624-705 гг. н.э.), и что вместе с несколькими миссиями китайских паломников в Афганистан и Индию китайские монахи поселились в Газни примерно с 700 г. н.э. [ 51 ] Эта деятельность отражала активное развитие монастырей в Синьцзяне в VII-VIII веках и подчеркивала широкое территориальное единство буддийских королевств в Западной Центральной Азии того времени, основанное на интенсивных обменах и западном влиянии китайского буддизма и художественных стилей. [ 51 ]

Влияние китайских художественных стилей исчезает после 751 года нашей эры, когда танский Китай ушел из Центральной Азии после битвы при Таласе . [ 51 ]

Претензии Аббасидского халифата на господство (750 г. н.э.)

[ редактировать ]

Арабские источники сообщают, что после того, как Аббасиды пришли к власти в 750 году, Зунбилы подчинились третьему аббасидскому халифу аль-Махди (годы правления 775–785), но, похоже, это были номинальные действия. [ 53 ] и жители региона продолжали сопротивляться мусульманскому правлению. [ 54 ] Мусульманский историк Якуби (умер в 897/8 г.) в своем «Тарихе» («История») рассказывает, что аль-Махди просил и, по-видимому, добился подчинения различных правителей Центральной Азии , включая правителей Зунбилов. [ 55 ] Оригинальный отчет Якуби гласит:

Аль-Махди отправил послов к королям, призывая их подчиниться, и большинство из них подчинились ему. Среди них был король Кабуль-шаха по имени Ханхал ; царь Табаристана Исбахбад ; царь Согда Ихшид ; царь Тухаристана Шарвин ; король Бамиана Шир; царь Ферганы ------ ; царь Усрушаны ; Афшин ​царь Харлухийи Джабгуя ; король Сиджистана Зунбил; царь тюрков Тархан ; царь Тибета Х-хурн; царь Синда ар-Рай; король Китая Багбюр ; царь Индии и Атры Вахуфур; и царь тугуз -гузов Хакан.

- Якуби (умер в 897/8 г.), Тарих («История») [ 56 ] [ 57 ]

В 769 году нашей эры арабы снова смогли получить дань от Зунбилов спустя почти полвека, когда Ма'н б. Заида аль-Шайбан нанесла им поражение возле Газни . [ 32 ]

Разрушения арабов задокументированы около 795 г. н. э., поскольку мусульманский писатель Китаб аль-Бульдан записывает разрушение в то время Шах Бахара («Храма короля»), который, как полагают, был Тепе Сардаром : он рассказывает, что арабы напали на шаха. Бахар , «в котором находились идолы, которым поклонялись люди. Они разрушили и сожгли их». [ 58 ]

Конец тюркских шахов (822 г. н.э.)

[ редактировать ]

В 815 году н.э. Аббасиды во главе с халифом Аль-Мамуном разгромили кабульскую ветвь тюркских шахов в 815 году нашей эры, что, по сути, было политическим возмездием: надеясь воспользоваться Великой гражданской войной Аббасидов (811-819 гг. н.э.). , правитель тюрк-шахи, которого в арабских источниках звали «Пати Думи», вторгся в некоторые части Хорасана . [ 59 ] [ 60 ] Тюрк-шахиам пришлось не только принять ислам, но и уступить ключевые города и регионы. [ 59 ] Вскоре последовала еще одна кампания против ветви Гандхара, когда Халифат достиг реки Инд и нанес критическое поражение. [ 59 ] Новая династия, династия индуистских шахи , пришла к власти в Гандхаре и Кабуле в 822 году нашей эры. [ 59 ] Зунбилы не пострадали от набегов Аль-Мамуна и продолжали править еще около двух десятилетий, прежде чем были втянуты в конфликт и в конечном итоге вымерли. [ 59 ]

Завоевание Саффаридов (870 г. н.э.)

[ редактировать ]
Статуя Якуба бин Лаита ас-Саффара (годы правления 861–879 гг. н. э.), завоевателя Зунбилов ( Дезфул , Иран)

Зунбилы были окончательно разгромлены в 870 году нашей эры мусульманским завоевателем Якубом бин Лаитом ас-Саффаром (годы правления 861–879 гг. н. э., основатель династии Саффаридов ), который завоевал всю территорию Зунбиля со своей базы в Систане. [ 3 ]

Якуб бин Лаит ас-Саффар начал свои восточные завоевания в 870/871 году н.э., когда он выступил против хариджитов Герата и разгромил их. Затем он двинулся к Каруху и победил другого лидера хариджитов по имени Абд ар-Рахман. [ 61 ] Затем его армия двинулась к Газне , завоевав Зунбилов, и далее к Бамиану и Кабулу , оттеснив индуистских шахов на Восток, завоевав эти территории во имя ислама, назначив мусульманских губернаторов. Оттуда они двинулись на север Гиндукуша , и к 870 году нашей эры весь Хорасан оказался под контролем Саффаридов. Панджшерская долина теперь находилась под контролем Якуба, что позволило ему чеканить серебряные монеты. [ 62 ]

По мнению К. Э. Босворта , Саффариды впервые добились мусульманской экспансии в восточном Афганистане после более чем двух столетий грабительских набегов мусульманских правителей Систана и ожесточенного сопротивления со стороны правителей региона. [ 63 ]

Индуистские шахи , создав оборону в Гандхаре , продолжали сопротивление восточной экспансии ислама примерно до 1026 года нашей эры.

В своих путевых дневниках китайский монах Сюаньцзан сообщил в начале 700-х годов, что в этом районе находился храм индуистского бога Зун/Сунь (Сурья). Он также сообщил, что в районе Забула имеется множество буддийских ступ. Здесь находились десятки индуистских храмов и сотни буддийских монастырей. [ 3 ] Кроме того, сюда приезжает множество паломников. [ 3 ] По словам Уинка, было ясно, что Зунбилс правил преимущественно индийским царством. [ 64 ]

Последняя фаза строительства буддийского монастыря Тапа Сардар в Газни относится ко времени Зунбилов. [ 65 ]
Голова Будды из Тапа Сардара , Афганистан (3-5 века нашей эры).

В 726 году нашей эры корейский буддийский монах Хечо посетил Забулистан (谢䫻国 Xiėyùguó ) и записал, что Кабулом и Забулом правили тюркские короли, которые следовали буддизму. [ 47 ] Последняя фаза строительства буддийского монастыря Тапа Сардар в Газни относится ко времени Зунбилов. [ 65 ]

Зунбилы поклонялись божеству по имени Жун (или Зун), от которого они получили свое имя. [ 66 ] На монетах он изображен с пламенем, исходящим из его головы. Статуи украшались золотом, а вместо глаз использовались рубины. Хуэн Цанг называет его «сунагир». [ 29 ]

Происхождение и природа Жуня оспариваются. М. Шенкар в своем исследовании приходит к выводу, что Жун, возможно, был связан с божеством реки Окс, современной реки Амударьи. Более того, он считает наиболее вероятным, что Жун был величайшим божеством, которому поклонялись в Забулистане. [ 15 ] Ф. Грене полагает, что Жун мог быть связан с иранским солнечным божеством Митрой . [ 15 ] Чжун был связан с индуистским богом Адитьей в Мултане , добуддийскими религиозными и королевскими практиками Тибета , а также с шиваизмом . [ 14 ] Некоторые ученые считают, что этот культ не является ни буддийским, ни зороастрийским, а в первую очередь индуистским. [ 67 ] Ученые указывают на связь между божеством Чжунь/Зун и Шивой . [ 67 ]

Его святыня находилась на священной горе в Заминдаваре , а другая – в храме в Саккаванде . Первоначально он, по-видимому, был принесен в Заминдавар гефталитами, вытеснив более раннего бога на том же месте. Были отмечены параллели с добуддийской монархией Тибета , а также зороастрийское влияние на ее ритуал. Каким бы ни было его происхождение, он определенно был наложен на гору и на ранее существовавшего горного бога, слившись с доктринами поклонения Шайва. [ 13 ]

Гипотеза Зурвана

[ редактировать ]

Однако другие ученые связывают Зуна с сасанидским зороастрийским божеством Зурваном , божеством времени.

«Что касается происхождения Жуны, Сюаньцзан только упомянул, что первоначально он был привезен в Капису, позже Беграм из «далека», а затем перенесен в Забул. Нет единого мнения относительно того, кто и когда привез его. Отождествляя Жуна с сасанидским Зурваном, Культ Жуна или *Зрувана можно рассматривать в гораздо более широком контексте иранской истории и религиозного развития. Жун, как и Зурван, скорее всего, представлен. «бог времени», ересь в зороастризме, возникшая в ответ на религиозные реформы, проведенные во второй половине империи Ахеменидов. Космополитическая природа бога соответствует разнообразию религий, практиковавшихся в регионе до исламизации . Афганистан." [ 67 ]

По мнению Гульмана С., ее афганскими последователями, скорее всего, изначально были зороастрийцы. Упоминания о Жуне и его приверженцах исчезли с концом династии Жунбил в Забулистане в 870 году. Ее последователи, по словам Ибн Асира, приняли ислам. [ 67 ]

По словам Н. Симса-Вильямса: [ 15 ]

«Вполне вероятно, что Жун происходит от иранского Зурван».

Ульф Йегер утверждает: «Мы должны интерпретировать «Жун» как имя древнеиранского божества времени «Зурван». [ 15 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б АЛРАМ, Майкл (2014). «От сасанидов до гуннов Новые нумизматические свидетельства из Гиндукуша» (PDF) . Нумизматическая хроника . 174 : 282–285. ISSN   0078-2696 . JSTOR   44710198 .
  2. ^ Перейти обратно: а б «16. ИНДУССКИЕ ШАХИ В КАБУЛИСТАНЕ И ГАНДХАРЕ И АРАБСКОЕ ЗАВОЕВАНИЕ» . Pro.geo.univie.ac.at . Музей истории искусств, Вена. Архивировано из оригинала 16 марта 2016 года . Проверено 22 декабря 2021 г.
  3. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Альрам, Майкл; Филигенци, Анна; Кинбергер, Микаэла; Нелл, Дэниел; Пфистерер, Матиас; Вондровец, Клаус. «Лик другого (Монеты гуннов и западных тюрков в Средней Азии и Индии) 2012-2013 гг. Экспонат: 15. РУТБИЛЬИ ЗАБУЛИСТАНА И «ИМПЕРАТОР РИМА» » . Pro.geo.univie.ac.at . Музей истории искусств, Вена. Архивировано из оригинала 5 сентября 2016 года . Проверено 22 декабря 2021 г.
  4. ^ Перейти обратно: а б Подмигни, Андре. Создание индо-исламского мира около 700–1800 гг. н.э. Издательство Кембриджского университета. п. 63.
  5. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г "14. КАБУЛИСТАН И БАКТРИЯ ВО ВРЕМЯ "ХОРАСАН-ТЕГИН-ШАХА" " . Pro.geo.univie.ac.at . Музей истории искусств, Вена. Архивировано из оригинала 5 сентября 2016 года . Проверено 22 декабря 2021 г.
  6. ^ Андре Винк, Аль-Хинд, Создание индо-исламского мира , Том 1, (Брилл, 1996), 115; «Зунбилы раннего исламского периода и Кабулшахи почти наверняка были эпигонами южно-эфталитов. правители Завула. "
  7. ^ История цивилизаций Центральной Азии, Б.А. Литивинский Чжан Гуан-Да, Р. Шабани Самхабади, с.
  8. ^ Перейти обратно: а б с д Петри, Кэмерон А. (28 декабря 2020 г.). Сопротивление на краю империй: археология и история бассейна Банну с 1000 г. до н.э. по 1200 г. н.э. Издательство Кембриджского университета. п. 69. ИСБН  9781785703065 .
  9. ^ Рехман, Абдур (1979). Последние две династии шахи: анализ их истории, археологии, чеканки и палеографии . Центр изучения цивилизаций Центральной Азии Университета Каид-и-Азам. стр. 58–67.
  10. ^ Рафаэль Израэль , Энтони Херл Джонс (1984). Ислам в Азии: Южная Азия . Магнес Пресс. п. 15.
  11. ^ Х. Миякава и А. Коллауц: Документ о торговле на дальние расстояния между Византией и Китаем во времена Феофилакта. В: Византийский журнал , стр. 14 (приложение). Де Грютер, январь 1984 года. ISSN   1868-9027 .
  12. ^ Куваяма, Шошин (2000). Исторические заметки о Капиши и Кабуле в шестом-восьмом веках (PDF) .
  13. ^ Перейти обратно: а б Аль-Хинд: Короли-рабы и исламское завоевание - Том I. Брилл. 1991. стр. 118, 119. ISBN.  9004095098 .
  14. ^ Перейти обратно: а б Клиффорд Эдмунд Босворт (1977). Средневековая история Ирана, Афганистана и Средней Азии . Отпечатки Вариорума. п. 344.
  15. ^ Перейти обратно: а б с д и Йегер, Ульф (2019). Китайско-платонические документы: уникальная алксонско-гуннская статуэтка всадника (конец пятого века н. э.) из Древней Бактрии / современного Афганистана в семейной коллекции Притцкеров, Чикаго (PDF) . Филадельфия, Пенсильвания: Пенсильванский университет . Проверено 29 сентября 2021 г.
  16. ^ Андре Винк, «Аль-Хинд: Создание индо-исламского мира», Brill 1990, стр. 118
  17. ^ Босворт, Клиффорд Эдмунд . 2002. Энциклопедия ислама. Лейден: Брилл. Заминдавар. стр.439.
  18. ^ Перейти обратно: а б с Ким, Хён Джин (19 ноября 2015 г.). Гунны . Рутледж. стр. 58–59. ISBN  978-1-317-34090-4 .
  19. ^ Андре Винк, «Аль-Хинд: Создание индо-исламского мира», Brill 1990. стр. 120.
  20. ^ «Амир Крор и его предки» . Абдул Хай Хабиби . alamahabibi.com . Проверено 14 августа 2012 г.
  21. ^ Альрам, Майкл; Филигенци, Анна; Кинбергер, Микаэла; Нелл, Дэниел; Пфистерер, Матиас; Вондровец, Клаус. «Лик другого (Монеты гуннов и западных тюрков Средней Азии и Индии) 2012-2013 гг. Экспонат: 13. Тюрк-шахи в Кабулистане» . Pro.geo.univie.ac.at . Музей истории искусств, Вена. Архивировано из оригинала 28 августа 2016 года . Проверено 22 декабря 2021 г.
  22. ^ Перейти обратно: а б Вондровец, Клаус. Монеты, искусство и хронология II - Первое тысячелетие нашей эры на индо-иранском пограничье (Чеканка Незака) . п. 183.
  23. ^ Рехман 1976 , стр. 47.
  24. ^ Рехман 1976 , стр. 58–67.
  25. ^ аль-Табари (16 июня 2015 г.). История ат-Табари Том. 14: Завоевание Ирана 641–643 гг. н.э./21–23 гг. хиджры . СУНИ Пресс. ISBN  978-1-4384-2039-4 .
  26. ^ Рехман 1976 , стр. 66.
  27. ^ Перейти обратно: а б Дэни, Ахмад Хасан; Литвинский, Б.А. (январь 1996 г.). История цивилизаций Центральной Азии: Перекресток цивилизаций, 250–750 гг . н.э. ЮНЕСКО. стр. 379–380. ISBN  978-92-3-103211-0 .
  28. ^ Раскопки в Кандагаре 1974 и 1975 годов (монография Общества исследований Южной Азии), Энтони МакНиколл
  29. ^ Перейти обратно: а б «Храм Зура или Зуна в Заминдаваре» . Абдул Хай Хабиби . alamahabibi.com. 1969 год . Проверено 14 августа 2012 г.
  30. ^ Кеннеди, Хью (2010). Великие арабские завоевания: как распространение ислама изменило мир, в котором мы живем . Хачетт Великобритания. п. 128. ИСБН  9780297865599 .
  31. ^ Перейти обратно: а б Хью Кеннеди, Великие арабские завоевания, 2007, стр. 194–198.
  32. ^ Перейти обратно: а б с д Ли, Джонатан Л.; Симс Уильямс, Николас (2003). «Бактрийская надпись из Якавланга проливает новый свет на историю буддизма в Афганистане» . Искусство и археология Шелкового пути . 9 : 167.
  33. ^ Ли, Джонатан Л.; Симс Уильямс, Николас (2003). «Бактрийская надпись из Якавланга проливает новый свет на историю буддизма в Афганистане» . Искусство и археология Шелкового пути . 9 : 172.
  34. ^ «Позднегуннские, тюркские и арабо-эфталитские проблемы, стр. 7» . grifterrec.org .
  35. ^ Верарди, Джованни; Папаратти, Элио (2005). «От раннего Тапа Сардара до позднего: предварительная хронология» . Восток и Запад . 55 (1/4): 433. ISSN   0012-8376 . JSTOR   29757657 .
  36. ^ Перейти обратно: а б с Ли, Джонатан Л.; Симс Уильямс, Николас (2003). «Бактрийская надпись из Якавланга проливает новый свет на историю буддизма в Афганистане» . Искусство и археология Шелкового пути . 9 .
  37. ^ Куваяма, С. (2002). По Гиндукушу первого тысячелетия: сборник статей (PDF) . Киотский университет. п. 139.
  38. ^ Перейти обратно: а б Симс-Уильямс, Николас (2002). «Новые бактрийские документы из Гузгана (информационная записка)» . Отчеты сессий Академии надписей и изящной словесности . 146 (3): 1057. doi : 10.3406/crai.2002.22500 .
  39. ^ «Отчет, цитируемый здесь как 3.5., показывает, что этот король Тохары обладал политической властью контролировать княжества, принадлежащие генерал-губернаторам к северу и югу от Гиндукуша, не говоря уже о генерал-губернаторе Юэчжи». в Куваяма, Шошин (2005). «Китайские записи о Бамиане: перевод и комментарии» . Восток и Запад . 55 (1/4): 153, 3–5. ISSN   0012-8376 . JSTOR   29757642 .
  40. ^ Куваяма, Шошин (2005). «Китайские записи о Бамиане: перевод и комментарии» . Восток и Запад . 55 (1/4): 143–144. ISSN   0012-8376 . JSTOR   29757642 .
  41. ^ Ли, Джонатан Л.; Симс Уильямс, Николас (2003). «Бактрийская надпись из Якавланга проливает новый свет на историю буддизма в Афганистане» . Искусство и археология Шелкового пути . 9 : 166.
  42. ^ Майкл, Альрам (1 февраля 2021 г.). Сасанидский Иран в контексте поздней античности: серия лекций Бахари в Оксфордском университете . БРИЛЛ. п. 18. ISBN  978-90-04-46066-9 .
  43. ^ 稲葉穣, Инаба Минору (2015). «От Каоджужи до Газны / Газнина: раннесредневековые китайские и мусульманские описания Восточного Афганистана» . Журнал истории Азии . 49 (1–2): 99–100. дои : 10.13173/jasiahist.49.1-2.0097 . ISSN   0021-910X . JSTOR   10.13173/jasiahist.49.1-2.0097 .
  44. ^ Балог, Дэниел (12 марта 2020 г.). Гуннские народы в Центральной и Южной Азии: источники их происхождения и истории . Баркхаус. п. 105. ИСБН  978-94-93194-01-4 .
  45. ^ Оригинальный китайский язык в Цефу Юангуи , книга 0964 Цефу Юангуй (Sikuquanshuben)/Том 0964 «В сентябре посланник был отправлен в Гедалуо Чжиэли и поклялся, что Кер был королем Сеяна, а Гедалуо Житель был королем 𦋺蔔», упрощенный китайский «В сентябре [720 г. н.э.] послы записали, что Гедалужи Селифа Шикэр был возведен на трон как король Забулистана, Гедалуожи Теле был возведен на трон как король Джибина ». Инаба, Минору (2010). Из Кесара Кабульшаха и Центральной Азии, в «Монетах, искусстве и хронологии II. Первое тысячелетие нашей эры на индо-иранском пограничье» . Вена: Издательство Австрийской академии наук. п. 452. ИСБН  978-3700168850 также «В восьмом году Кайюаня (720 г.) император утвердил возведение на престол Гедалужи Селифы Шикэра. Их послы несколько раз приезжали к королевскому двору вплоть до эпохи Тяньбао (742–756 гг.)». 稲葉穣, Инаба Минору (2015). «От Каоджужи до Газны / Газнина: раннесредневековые китайские и мусульманские описания Восточного Афганистана» . Журнал истории Азии . 49 (1–2): 100. doi : 10.13173/jasiahist.49.1-2.0097 . ISSN   0021-910X . JSTOR   10.13173/jasiahist.49.1-2.0097 .
  46. ^ Оригинальный китайский: «Се Яньцзюй находится на юго-западе Точары. Первоначальное название — Цаоцзюй Чжа или Цаоцзюй Сяньцин. Его называют Хэдаро Живу. После изменения нынешнего названия он находится в четырехстах милях к востоку от Гуджи, к северо-востоку от Фаньанду, к югу от Брахмана, к западу от Персии и к северу от Шицзяня, его царь Юхэ Сина. Город простирается на семь тысяч миль, и в Асуо много городов. В стране, где тюльпановая трава орошалась источниками, жил тюркский народ из расы Тохуро, Жужуджу. Он взял своих потомков для содержания солдат для контроля за продовольствием. После того, как Цзинъюнь сначала отправил послов для уплаты дани, он затем отправил своих министров. его на восьмом году правления Кайюаня, когда Ку Эр был королем, он подарил двору несколько небесных сокровищ». в Sikuquanshuben)/Том 221 — Wikisource, бесплатная библиотека» zh.wikisource.org «Книга Тан ( (на упрощенном китайском языке, также:) . 稲葉穣, Инаба Минору (2015). «От Каоджужи до Газны / Газнина: раннесредневековые китайские и мусульманские описания Восточного Афганистана» . Журнал истории Азии . 49 (1–2): 99–100. дои : 10.13173/jasiahist.49.1-2.0097 . ISSN   0021-910X . JSTOR   10.13173/jasiahist.49.1-2.0097 .
  47. ^ Перейти обратно: а б Альрам, Майкл (1 февраля 2021 г.). «Нумизматическое наследие сасанидов на Востоке», в Сасанидском Иране в контексте поздней античности: серия лекций Бахари в Оксфордском университете . БРИЛЛ. п. 16. ISBN  978-90-04-46066-9 .
  48. ^ Джайн, Сандхья (1 января 2011 г.). ИНДИЯ, КОТОРУЮ ОНИ ВИДЕЛИ (ТОМ-1) . Прабхат Пракашан. ISBN  978-81-8430-106-9 .
  49. Оригинальный китайский: С тех пор он отправился на запад из Королевства Ибинь в Королевство Се на седьмой день. Он призвал Юнше защитить Луосатану. Местные жители — Ху. Король и его войска. Это тюркский язык. Король является племянником короля Бинбина. С тех пор племенные солдаты и лошади были размещены в стране. Он не принадлежит остальной части страны. И он не принадлежит дяде. Это король и лидер. Хотя они турки. Большое уважение к Трем Сокровищам. Ножной монах Ножного храма. Практикуйте Махаяну. Есть крупный тюркский лидер. Меня зовут Суо Дуцянь. Раз в год. Предположим, существует бесчисленное количество золота и серебра. Больше, чем тот король. Одевайтесь модно. С земли. Похож на Короля Бина. Слова и звуки разные. в том 1 CBETA Китайская Трипитака» . tripitaka.cbeta.org «Путевые заметки ,
  50. ^ Верарди, Джованни; Папаратти, Элио (2005). «От раннего Тапа Сардара до позднего: предварительная хронология» . Восток и Запад . 55 (1/4): 436–437. ISSN   0012-8376 . JSTOR   29757657 .
  51. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Верарди, Джованни; Папаратти, Элио (2005). «От раннего Тапа Сардара до позднего: предварительная хронология» . Восток и Запад . 55 (1/4): 438–442. ISSN   0012-8376 . JSTOR   29757657 .
  52. ^ Шварцберг, Джозеф Э. (1978). Исторический атлас Южной Азии . Чикаго: Издательство Чикагского университета. п. 145, карта XIV.1 (д). ISBN  0226742210 .
  53. ^ Аль-Якуби, Historiae, стр. 479; ат-Табари, с. 30: с. 143
  54. ^ Например, присоединение к восстанию Рафи ибн Лайта и нарушение соглашений о дани: аль-Якуби, Historiae, стр. 528; аль-Баладхури, стр. 203-04
  55. ^ Куваяма, Шошин (1999). «Исторические заметки о Каписи и Кабуле в шестом-восьмом веках» (PDF) . ЗИМБУН . 34 : 44.
  56. ^ Гордон, Мэтью С. и др. (2018). Работы Ибн Вадиха аль-Якуби . Брилл. стр. 1138–1139, примечание 2959. ISBN.  9789004364165 .
  57. ^ Рахман, А. (2002). «Новый взгляд на хингалов, тюрков и индуистских сахов» (PDF) . Древний Пакистан : 41.
  58. ^ «Буддийское место Тапа Сардар» . ghazni.bradypus.net . Архивы Итальянской археологической миссии в Афганистане.
  59. ^ Перейти обратно: а б с д и Рехман 1976 .
  60. ^ Альрам, Майкл (1 февраля 2021 г.). «Нумизматическое наследие сасанидов на Востоке» в Сасанидском Иране в контексте поздней античности: серия лекций Бахари в Оксфордском университете . БРИЛЛ. стр. 20–21. ISBN  978-90-04-46066-9 .
  61. ^ Босворт 1975 , с. 110.
  62. ^ Панджхир , Энциклопедия ислама, Том. VIII, 258 .
  63. ^ «Одним из наиболее важных аспектов политики ранних Саффаридов , имевших значение для распространения ислама в Афганистане и на границах Индии спустя долгое время после распада их империи, была экспансия в восточный Афганистан. Ранние арабские правители Систана временами проникли до Газны и Кабула , но это были не более чем набеги рабов и грабежей. Местные правители этих регионов, прежде всего правившие в них линии Зунбилов, оказывали ожесточенное сопротивление. были эпигонами южного гепталитского Заминдавар и Забулистан, которые, вероятно , неоднократно или хионитского царства Забул, эти Зунбилы наносили резкие поражения мусульманам. Долина реки была в то время культурным и религиозным форпостом индийского мира , как, конечно, и в предыдущие века, во времена расцвета буддизма . Цивилизация Гандхара ». в Босворте в 1975 году .
  64. ^ Подмигните, Андре (2002). Аль-Хинд, Создание индо-исламского мира: раннесредневековая Индия и распространение ислама, 7-11 века . БРИЛЛ. п. 114. ИСБН  978-0-391-04173-8 .
  65. ^ Перейти обратно: а б Панорамные изображения сайта смотрите: «Буддийское место Тапа Сардар» . ghazni.bradypus.net . Итальянская археологическая миссия в Афганистане.
  66. ^ Подмигните, Андре (2002). Аль-Хинд, Создание индо-исламского мира: раннесредневековая Индия и распространение ислама, 7-11 века . БРИЛЛ. п. 118. ИСБН  978-0-391-04173-8 .
  67. ^ Перейти обратно: а б с д Африди, Гюльман Шер. «Этимология Жунбила и личность правителей Кабула и Забула в седьмом-девятом веках нашей эры» . Журнал азиатской цивилизации .

Источники

[ редактировать ]
[ редактировать ]


Примечания

[ редактировать ]
1. ^ «История Сюаньцзана проста, но предполагает историческую подоплеку: произошел конфликт между двумя религиозными группами, группой Сурья и группой Жуна» .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b841183a79de4e4c06c268233201e869__1721332980
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b8/69/b841183a79de4e4c06c268233201e869.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Zunbils - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)