Вера этой общины исследована недостаточно. Согласно интерпретации китайских источников Маркварта и де Гроота в 1915 году, царь Цао носил корону с головой золотой рыбы и был родственником согдийцев. Храм Зун можно было узнать по выставленному напоказ большому рыбьему скелету; это указывало бы на родственное торговое божество. [ 11 ] В дополнение к этому Марквартс утверждает, что Зунбилы поклонялись солнечному божеству , которое могло быть связано с Адитьей ( Сурья ). Однако, по мнению Сёсина Куваямы, существовала явная дихотомия между поклонниками индуистского бога Сурьи и последователями Жуна. Примером этого является конфликт между последователями Сурьи и Жуна, который привел к тому, что последователи Жуна мигрировали на юг, в сторону Забулистана, из Каписы. [ 12 ] [1] По словам Андре Винка, бог Чжун был в первую очередь индуистом , хотя также были отмечены параллели с добуддийскими религиозными и монархическими практиками в Тибете , и в его ритуалах присутствовало зороастрийское влияние. [ 13 ] [ 14 ] Другие ученые, такие как Х. Шедер и Н. Симс-Вильям, связывали его с Зурваном . [ 15 ]
Название Зунбил восходит к среднеперсидскому оригинальному Зун-датбар, «Зун, подающий справедливость». Это также отражает географическое название Заминдавар, происходящее от среднеперсидского слова «Замин-и датбар» (Земля творящего справедливость). [ 17 ]
В течение более чем двух столетий своего правления Тохара Ябгусы , за которыми следовали тюркские шахи и Зунбилы, постоянно были препятствием для расширения мусульманских сил на восток.
Около 643-644 годов нашей эры арабы впервые совершили набег на Систан, а затем начали нападать на тюркскую территорию с юго-запада. [ 18 ]
В 653–4 годах нашей эры армия численностью около 6000 арабов под предводительством генерала Абд ар-Рахмана ибн Самуры из халифата Рашидун прибыла к святыне Зуна в Заминдаваре. Сообщается, что Самура «отломал руку идолу и вырвал рубины, которые были его глазами, чтобы убедить марзбана Систана в никчемности бога». [ 19 ] Самура объяснил марзбану: «Моим намерением было показать вам, что этот идол не может принести ни вреда, ни пользы». [ 20 ]
Впервые упоминается, что Рутбиль существовал в его время, поскольку его самое раннее упоминание в арабских источниках датируется 666 годом нашей эры. [ 23 ] Рутбил, возможно, был братом или племянником Барха Тегина и, возможно, был назначен губернатором Забулистана Барха Тегином после того, как он завоевал этот регион у Гар-илчи . [ 8 ] [ 24 ] [ 5 ]
Примерно в то время, когда умер первый правитель тюркских шахов Барха Тегин , его династия распалась на два королевства. С 680 года нашей эры Тегин-шах стал королем тюрк-шахов и правил территорией от Кабулистана до Гандхары , а также Забулистана. [ 22 ] [ 5 ] Его титул был «Хорасан Тегин Шах» (что означает «Тегин, король Востока»), и в китайских источниках он был известен как Усан Текин Са . [ 5 ] Его великий титул, вероятно, относится к его сопротивлению опасности халифа Омейядов с запада. [ 5 ]
В 680–683 годах нашей эры Рутбиль отделился от своего брата, шахи Кабула, согласно ат-Табари , и основал династию Зунбиль, присягнув на временную верность Салму ибн Зияду, арабскому правителю Систана. [ 25 ] [ 26 ] Территорией Забулистана стал управлять Рутбиль, также называемый Зибил или Джибул (от тюркского: Iltäbär «Командор»). [ 5 ] [ 27 ]
Монета Рутбилов, отчеканенная в Забулистане около 720 г. н. э., близко имитирующая чеканку сасанидского правителя Хосрова II ( ). Анахита в огне на реверсе. [ 3 ]
Аверс: yypwlh. wtyp'/GDH/'pzwt PWN ШМЫ ызть йыпвл бгых. что, типа? м'н'н млт'н МЛК'
Царь Джибуль, [его] слава возросла!
Во имя бога, Джибуль, Величественный Господь, король храбрых людей.
Реверс: Шри Вахудевах / пнчдх. z'wlst'n / 'pl plm'n yzd'n
Его Высочество Величественный Лорд / [отчеканен в его] 15-й [год правления в] Завулистане, по велению богов.
По словам Энтони Макниколла, «Зунбилы правили в районе Кандагара почти 250 лет до конца 9 века нашей эры». [ 28 ] Их главная столица Заминдавар располагалась на территории современной провинции Гильменд в Афганистане . Святилище Зуна находилось примерно в трех милях к югу от Муса Кала в Гильменде, и его следы можно обнаружить и сегодня. храм Сунагир, упомянутый знаменитым китайским путешественником Сюаньцзаном в 640 году нашей эры. Некоторые полагают, что именно к этому молитвенному дому относится [ 29 ]
Наступления Омейядского халифата (698–700 гг. Н. Э.)
В 698 году Убайд Аллах ибн Аби Бакра , губернатор Сиджистана и военачальник халифата Омейядов , возглавил «Армию разрушения» против Зунбилов. Он потерпел поражение и был вынужден предложить большую дань, отдать заложников, в том числе троих своих сыновей, и дать клятву не вторгаться снова на территорию Зунбилов. [ 30 ]
Около 700 года Аль-Хаджадж ибн Юсуф назначил Ибн аль-Ашаса командующим огромной иракской армией, так называемой «Армией павлина», чтобы подчинить беспокойное княжество Забулистан . [ 31 ] Во время кампании властное поведение аль-Хаджаджа вызвало восстание Ибн аль-Ашаса и армии. Заключив соглашение с Зунбилами, армия двинулась обратно в Ирак. По пути мятеж против аль-Хаджаджа перерос в полноценное антиомейядское восстание. [ 31 ]
Бактрийская надпись Тан-и Сафедака, датированная примерно 714/15 годом н. э., упоминает о посвящении ступы Алхисом , сыном Хураса, господином «Газана», которого считали Газни . Алхис считается покровителем второго периода расцвета буддийского святилища Тапа Сардар , характеризующегося в этот период созданием гибридного китаизированно-индийского буддийского искусства. [ 35 ] [ 36 ]
Надпись Тан-и Сафедак
«(Это был) 492 год, месяц Сбол, когда я, Алхис, сын Хураса, владыка Газана, установил эту ступу (как) (благочестивый) фундамент (?) в Рагзамагане (?). (В то время) когда были турецкий правитель и арабский правитель, сделанные мною дейадхарма (почетные дары) сохранялись, а потом я сделал это. Зинайака-дейадхарма в добровольной вере, которую я имел в отношении худдха-шастры, и в великой вере (Шраддха) и в... Какие бы заслуги ( пунья ) ни возникли благодаря этому, сейчас и (в) будущем, пусть я, Алкхис, и мои родители, жена, братья (и) сыновья и (другие) родственники — пусть каждый (и) каждый (из нас) достигнет (своего) собственного желания.
Согласно китайским источникам, в частности хроникам Цефу Юаньгуя , тюрки в Кабуле были вассалами Ябгусов Тохаристана . Когда младший брат Ябгу Панту Нили по имени Пулуо (僕羅 Púluó в китайских источниках) посетил двор династии Тан в Сиане в 718 году нашей эры, он дал отчет о вооруженных силах в регионе Тохаристана. [ 37 ] Пулуо описал власть «царей Тохаристана», пояснив, что «двести двенадцать королевств, наместников и префектов» признают власть Ябгусов, и что это было так со времен его деда, то есть, вероятно, с тех пор, как время основания Ябгусов Тохаристана. [ 38 ] Этот отчет также показывает, что Ябгу Тохаристана правил обширной территорией около 718 года нашей эры, состоящей из территорий к северу и югу от Гиндукуша , включая районы Кабула и Забула . [ 39 ] Наконец, Пулуо подтвердил лояльность Ябгу Панту Нили династии Тан. [ 38 ]
Часть китайской записи для этого аккаунта Пулуо:
В день Динвэй одиннадцатого месяца шестого года эры Кайюань Аши Тегин Пулуо пишет императору: Тохара Ябгу, его старший брат, контролирует в качестве своих подчиненных двести двенадцать человек, таких как местные короли различных штаты, дуду (генерал-губернаторы) и циши (главы региональных правительств). Царь Забула управляет двумястами тысячами солдат и лошадей, царь Кабула — двумястами тысячами, каждый царь Хуттала , Чаганиана , Джиесу , Шугнана , Эвдала , Кумедхи Вахана, Гузганана , Бамиана , Лиеудеджиана и Бадахшана — по пятьдесят тысяч».
— Цефу Юангуй 3.5. Фаньян в т.ч. 999 г. (Претензии иностранных подданных), 718 г. н.э. [ 40 ]
В китайских источниках упоминаются несколько правителей Зунбиля, особенно Шикэр или Зигил (китайский: 誓屈爾 Shìqū'ér ), правитель Забулистана с 720 г. н.э. и в течение нескольких лет до 738 г. [ 41 ] В китайском отчете Таншу упоминается, как Забулистан (китайский: 誓䫻 Shìyù ) был вассалом Кабульского шаха около 710–720 гг. н.э., и как правитель Зунбиля по имени «Шикер» был признан китайским двором в 720 г. н.э. [ 42 ] [ 43 ] Шикэр получил титул Гедалуожи Селифа (китайский: 葛達羅支頡利發). Слово « Гелуодажи » в этом отрывке (китайский: 葛罗达支, произносится на раннем среднекитайском языке : кат-ла-дат-тце), считается транслитерацией этнонима Халадж . [ 44 ] Селифа — это известная китайская транскрипция турецкого « Илтабар », следовательно, Шикер был «Илтабар Халаджа»: [ 45 ]
В этой стране [Забулистане] вместе живут жители Туджуэ (турки), Джибина ( Кабул ) и Тухуолуо ( Тохаристан ). Джибин набирает из них молодых людей для защиты от Даши (арабов). В первый год правления Цзинъюня (710 г.) они отправили посла к Тану для вручения подарков. Позже они подчинились Цзибину. В восьмом году Кайюаня (720 г.) император утвердил возведение на престол Гедалужи (« Халадж ») Селифы (« Илтебар ») Шикера. Их посланники несколько раз приезжали к царскому двору вплоть до эпохи Тяньбао (742–756).
В 726 году нашей эры корейский буддийский монах Хечо посетил Забулистан (谢䫻国 Xiėyùguó ) и записал, что Кабулом и Забулом правили тюркские короли, которые следовали буддизму. По его словам, король Кабула был дядей короля Забула. [ 47 ]
Из Каписы я отправился дальше на запад и через семь дней прибыл в страну Забулистан, которую ее жители называют Ше-ху-ло-са-та-на . Коренные жители - люди Ху; король и конница — турки. Король, племянник короля Каписа, сам управляет своим племенем и конницей, расквартированной в этой стране. Он не подчиняется другим странам, даже своему дяде. Хотя король и вожди — турки, они очень почитают Три Драгоценности . Здесь много монастырей и монахов. Махаяны Практикуется буддизм . Есть великий турецкий вождь по имени Ша-туо-кан, который раз в году выкладывает свое золото и серебро, которых гораздо больше, чем имеет король. Одежда, обычаи и продукты этой страны похожи на те, что есть в Каписе, но языки другие.
Китайское художественное влияние, помимо экономического политического влияния, заметно в художественных произведениях Зунбилов того времени, как это видно в буддийском монастыре Тепе Сардар . В период с 680 по 720 гг. н.э. по существу индийские пост- гупты начали смешиваться с китайскими стилистическими влияниями, «китайским прикосновением», заметным в буддийских произведениях искусства. [ 50 ]
Полноценная «китайская фаза» относится к периоду с 720 по 750 гг. н. э., что соответствует последней крупной фазе строительства и украшения буддийских памятников перед арабскими завоеваниями. [ 51 ] был отмечен покровительством Алхиса , современного правителя области Забул , который, вероятно, был той же этнической принадлежности, что и близлежащие тюркские шахи Кабула Этот период строительства, возможно , , и член Зунбилов. [ 36 ] или его преемники. [ 51 ] В этот период наблюдается заметная эволюция типов лиц статуй: китайско-индийские черты предыдущего периода заметно смещаются в сторону стилей династии Тан и явно следуют прототипам Тан. [ 51 ] Подобное явление наблюдается и на городище Адзина-Тепе . [ 51 ] Считается, что буддизм был особенно силен в Китае во время правления императрицы У Чжао (624-705 гг. н.э.), и что вместе с несколькими миссиями китайских паломников в Афганистан и Индию китайские монахи поселились в Газни примерно с 700 г. н.э. [ 51 ] Эта деятельность отражала активное развитие монастырей в Синьцзяне в VII-VIII веках и подчеркивала широкое территориальное единство буддийских королевств в Западной Центральной Азии того времени, основанное на интенсивных обменах и западном влиянии китайского буддизма и художественных стилей. [ 51 ]
Влияние китайских художественных стилей исчезает после 751 года нашей эры, когда танский Китай ушел из Центральной Азии после битвы при Таласе . [ 51 ]
Претензии Аббасидского халифата на господство (750 г. н.э.)
Арабские источники сообщают, что после того, как Аббасиды пришли к власти в 750 году, Зунбилы подчинились третьему аббасидскому халифу аль-Махди (годы правления 775–785), но, похоже, это были номинальные действия. [ 53 ] и жители региона продолжали сопротивляться мусульманскому правлению. [ 54 ] Мусульманский историк Якуби (умер в 897/8 г.) в своем «Тарихе» («История») рассказывает, что аль-Махди просил и, по-видимому, добился подчинения различных правителей Центральной Азии , включая правителей Зунбилов. [ 55 ] Оригинальный отчет Якуби гласит:
В 769 году нашей эры арабы снова смогли получить дань от Зунбилов спустя почти полвека, когда Ма'н б. Заида аль-Шайбан нанесла им поражение возле Газни . [ 32 ]
Разрушения арабов задокументированы около 795 г. н. э., поскольку мусульманский писатель Китаб аль-Бульдан записывает разрушение в то время Шах Бахара («Храма короля»), который, как полагают, был Тепе Сардаром : он рассказывает, что арабы напали на шаха. Бахар , «в котором находились идолы, которым поклонялись люди. Они разрушили и сожгли их». [ 58 ]
В 815 году н.э. Аббасиды во главе с халифом Аль-Мамуном разгромили кабульскую ветвь тюркских шахов в 815 году нашей эры, что, по сути, было политическим возмездием: надеясь воспользоваться Великой гражданской войной Аббасидов (811-819 гг. н.э.). , правитель тюрк-шахи, которого в арабских источниках звали «Пати Думи», вторгся в некоторые части Хорасана . [ 59 ] [ 60 ] Тюрк-шахиам пришлось не только принять ислам, но и уступить ключевые города и регионы. [ 59 ] Вскоре последовала еще одна кампания против ветви Гандхара, когда Халифат достиг реки Инд и нанес критическое поражение. [ 59 ] Новая династия, династия индуистских шахи , пришла к власти в Гандхаре и Кабуле в 822 году нашей эры. [ 59 ] Зунбилы не пострадали от набегов Аль-Мамуна и продолжали править еще около двух десятилетий, прежде чем были втянуты в конфликт и в конечном итоге вымерли. [ 59 ]
Зунбилы были окончательно разгромлены в 870 году нашей эры мусульманским завоевателем Якубом бин Лаитом ас-Саффаром (годы правления 861–879 гг. н. э., основатель династии Саффаридов ), который завоевал всю территорию Зунбиля со своей базы в Систане. [ 3 ]
Якуб бин Лаит ас-Саффар начал свои восточные завоевания в 870/871 году н.э., когда он выступил против хариджитов Герата и разгромил их. Затем он двинулся к Каруху и победил другого лидера хариджитов по имени Абд ар-Рахман. [ 61 ] Затем его армия двинулась к Газне , завоевав Зунбилов, и далее к Бамиану и Кабулу , оттеснив индуистских шахов на Восток, завоевав эти территории во имя ислама, назначив мусульманских губернаторов. Оттуда они двинулись на север Гиндукуша , и к 870 году нашей эры весь Хорасан оказался под контролем Саффаридов. Панджшерская долина теперь находилась под контролем Якуба, что позволило ему чеканить серебряные монеты. [ 62 ]
По мнению К. Э. Босворта , Саффариды впервые добились мусульманской экспансии в восточном Афганистане после более чем двух столетий грабительских набегов мусульманских правителей Систана и ожесточенного сопротивления со стороны правителей региона. [ 63 ]
Индуистские шахи , создав оборону в Гандхаре , продолжали сопротивление восточной экспансии ислама примерно до 1026 года нашей эры.
В своих путевых дневниках китайский монах Сюаньцзан сообщил в начале 700-х годов, что в этом районе находился храм индуистского бога Зун/Сунь (Сурья). Он также сообщил, что в районе Забула имеется множество буддийских ступ. Здесь находились десятки индуистских храмов и сотни буддийских монастырей. [ 3 ] Кроме того, сюда приезжает множество паломников. [ 3 ] По словам Уинка, было ясно, что Зунбилс правил преимущественно индийским царством. [ 64 ]
В 726 году нашей эры корейский буддийский монах Хечо посетил Забулистан (谢䫻国 Xiėyùguó ) и записал, что Кабулом и Забулом правили тюркские короли, которые следовали буддизму. [ 47 ] Последняя фаза строительства буддийского монастыря Тапа Сардар в Газни относится ко времени Зунбилов. [ 65 ]
Зунбилы поклонялись божеству по имени Жун (или Зун), от которого они получили свое имя. [ 66 ] На монетах он изображен с пламенем, исходящим из его головы. Статуи украшались золотом, а вместо глаз использовались рубины. Хуэн Цанг называет его «сунагир». [ 29 ]
Происхождение и природа Жуня оспариваются. М. Шенкар в своем исследовании приходит к выводу, что Жун, возможно, был связан с божеством реки Окс, современной реки Амударьи. Более того, он считает наиболее вероятным, что Жун был величайшим божеством, которому поклонялись в Забулистане. [ 15 ] Ф. Грене полагает, что Жун мог быть связан с иранским солнечным божеством Митрой . [ 15 ] Чжун был связан с индуистским богом Адитьей в Мултане , добуддийскими религиозными и королевскими практиками Тибета , а также с шиваизмом . [ 14 ] Некоторые ученые считают, что этот культ не является ни буддийским, ни зороастрийским, а в первую очередь индуистским. [ 67 ] Ученые указывают на связь между божеством Чжунь/Зун и Шивой . [ 67 ]
Его святыня находилась на священной горе в Заминдаваре , а другая – в храме в Саккаванде . Первоначально он, по-видимому, был принесен в Заминдавар гефталитами, вытеснив более раннего бога на том же месте. Были отмечены параллели с добуддийской монархией Тибета , а также зороастрийское влияние на ее ритуал. Каким бы ни было его происхождение, он определенно был наложен на гору и на ранее существовавшего горного бога, слившись с доктринами поклонения Шайва. [ 13 ]
Однако другие ученые связывают Зуна с сасанидским зороастрийским божеством Зурваном , божеством времени.
«Что касается происхождения Жуны, Сюаньцзан только упомянул, что первоначально он был привезен в Капису, позже Беграм из «далека», а затем перенесен в Забул. Нет единого мнения относительно того, кто и когда привез его. Отождествляя Жуна с сасанидским Зурваном, Культ Жуна или *Зрувана можно рассматривать в гораздо более широком контексте иранской истории и религиозного развития. Жун, как и Зурван, скорее всего, представлен. «бог времени», ересь в зороастризме, возникшая в ответ на религиозные реформы, проведенные во второй половине империи Ахеменидов. Космополитическая природа бога соответствует разнообразию религий, практиковавшихся в регионе до исламизации . Афганистан." [ 67 ]
По мнению Гульмана С., ее афганскими последователями, скорее всего, изначально были зороастрийцы. Упоминания о Жуне и его приверженцах исчезли с концом династии Жунбил в Забулистане в 870 году. Ее последователи, по словам Ибн Асира, приняли ислам. [ 67 ]
^ Андре Винк, Аль-Хинд, Создание индо-исламского мира , Том 1, (Брилл, 1996), 115; «Зунбилы раннего исламского периода и Кабулшахи почти наверняка были эпигонами южно-эфталитов. правители Завула. "
^ История цивилизаций Центральной Азии, Б.А. Литивинский Чжан Гуан-Да, Р. Шабани Самхабади, с.
^ Рехман, Абдур (1979). Последние две династии шахи: анализ их истории, археологии, чеканки и палеографии . Центр изучения цивилизаций Центральной Азии Университета Каид-и-Азам. стр. 58–67.
^ Рафаэль Израэль , Энтони Херл Джонс (1984). Ислам в Азии: Южная Азия . Магнес Пресс. п. 15.
^ Х. Миякава и А. Коллауц: Документ о торговле на дальние расстояния между Византией и Китаем во времена Феофилакта. В: Византийский журнал , стр. 14 (приложение). Де Грютер, январь 1984 года. ISSN 1868-9027 .
^ «Отчет, цитируемый здесь как 3.5., показывает, что этот король Тохары обладал политической властью контролировать княжества, принадлежащие генерал-губернаторам к северу и югу от Гиндукуша, не говоря уже о генерал-губернаторе Юэчжи». в Куваяма, Шошин (2005). «Китайские записи о Бамиане: перевод и комментарии» . Восток и Запад . 55 (1/4): 153, 3–5. ISSN 0012-8376 . JSTOR 29757642 .
^ Оригинальный китайский: «Се Яньцзюй находится на юго-западе Точары. Первоначальное название — Цаоцзюй Чжа или Цаоцзюй Сяньцин. Его называют Хэдаро Живу. После изменения нынешнего названия он находится в четырехстах милях к востоку от Гуджи, к северо-востоку от Фаньанду, к югу от Брахмана, к западу от Персии и к северу от Шицзяня, его царь Юхэ Сина. Город простирается на семь тысяч миль, и в Асуо много городов. В стране, где тюльпановая трава орошалась источниками, жил тюркский народ из расы Тохуро, Жужуджу. Он взял своих потомков для содержания солдат для контроля за продовольствием. После того, как Цзинъюнь сначала отправил послов для уплаты дани, он затем отправил своих министров. его на восьмом году правления Кайюаня, когда Ку Эр был королем, он подарил двору несколько небесных сокровищ». в Sikuquanshuben)/Том 221 — Wikisource, бесплатная библиотека» zh.wikisource.org «Книга Тан ( (на упрощенном китайском языке, также:) . 稲葉穣, Инаба Минору (2015). «От Каоджужи до Газны / Газнина: раннесредневековые китайские и мусульманские описания Восточного Афганистана» . Журнал истории Азии . 49 (1–2): 99–100. дои : 10.13173/jasiahist.49.1-2.0097 . ISSN 0021-910X . JSTOR 10.13173/jasiahist.49.1-2.0097 .
↑ Оригинальный китайский: С тех пор он отправился на запад из Королевства Ибинь в Королевство Се на седьмой день. Он призвал Юнше защитить Луосатану. Местные жители — Ху. Король и его войска. Это тюркский язык. Король является племянником короля Бинбина. С тех пор племенные солдаты и лошади были размещены в стране. Он не принадлежит остальной части страны. И он не принадлежит дяде. Это король и лидер. Хотя они турки. Большое уважение к Трем Сокровищам. Ножной монах Ножного храма. Практикуйте Махаяну. Есть крупный тюркский лидер. Меня зовут Суо Дуцянь. Раз в год. Предположим, существует бесчисленное количество золота и серебра. Больше, чем тот король. Одевайтесь модно. С земли. Похож на Короля Бина. Слова и звуки разные. в том 1 CBETA Китайская Трипитака» . tripitaka.cbeta.org «Путевые заметки ,
^ Панджхир , Энциклопедия ислама, Том. VIII, 258 .
^ «Одним из наиболее важных аспектов политики ранних Саффаридов , имевших значение для распространения ислама в Афганистане и на границах Индии спустя долгое время после распада их империи, была экспансия в восточный Афганистан. Ранние арабские правители Систана временами проникли до Газны и Кабула , но это были не более чем набеги рабов и грабежей. Местные правители этих регионов, прежде всего правившие в них линии Зунбилов, оказывали ожесточенное сопротивление. были эпигонами южного гепталитского Заминдавар и Забулистан, которые, вероятно , неоднократно или хионитского царства Забул, эти Зунбилы наносили резкие поражения мусульманам. Долина реки была в то время культурным и религиозным форпостом индийского мира , как, конечно, и в предыдущие века, во времена расцвета буддизма . Цивилизация Гандхара ». в Босворте в 1975 году .
Босворт, CE (1975). «Тахириды и Саффариды». Во Фрае, Ричард Нельсон; Фишер, Уильям Бейн; Бойл, Джон Эндрю (ред.). Кембриджская история Ирана: от арабского вторжения до сельджуков . Том. IV. Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-20093-6 .
1. ^ «История Сюаньцзана проста, но предполагает историческую подоплеку: произошел конфликт между двумя религиозными группами, группой Сурья и группой Жуна» .
Arc.Ask3.Ru Номер скриншота №: b841183a79de4e4c06c268233201e869__1721332980 URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b8/69/b841183a79de4e4c06c268233201e869.html Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1: Zunbils - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)