Сармишсай
Сармишсай ( узбекский : Сармишсой ; также известный как Сармишское ущелье) расположен в хребте Каратау в Нуратинском районе Навоийской области Узбекистана горном . В ущелье находятся археологические находки, датируемые каменным веком , в том числе два участка петроглифов с общим числом 10 000 древних наскальных рисунков. По данным ЮНЕСКО , это самый крупный и важный памятник наскального искусства в Узбекистане. [1]
География и естествознание
[ редактировать ]Горный хребет Каратау — южный отрог Западного Тянь-Шаня ЮНЕСКО , объект Всемирного наследия . Район Каратау, расположенный недалеко от Зерафшанской долины и пустыни Кызылкум , с древних времен был местом пересечения сезонных миграционных путей людей и животных.
Сармишское ущелье прорезано в скале песчаника рекой Сармиш, которая сегодня представляет собой небольшой горный ручей. [2] Склоны ущелья весной покрыты зарослями деревьев и кустарников, а также маками и другими полевыми цветами. [3] В регионе встречается около 650 видов растений. [1] Исторически этот район был местом обитания огромного разнообразия дикой природы и был плодородным охотничьим угодьем, о чем свидетельствует разнообразие диких и домашних животных, изображенных на петроглифах Сармиша. [4] Три вида, обитающие здесь, до сих пор занесены в Красную книгу Узбекистана как исчезающие виды: среднеазиатская кобра , черный гриф и северцевский баран. [1]
История
[ редактировать ]Узбекистана Ученые Археологического института Академии наук полагают, что Сармишай был заселен человеком еще в эпоху палеолита (старого каменного века). [4]
Этот район был заселен охотниками и рыбаками из культуры Кельтеминар в период неолита . [3] Наличие воды и хорошая охота сделали Сармишай хорошим местом для поселения. [2] археологи также нашли свидетельства проведения религиозных обрядов. К этому времени относятся самые ранние петроглифы, хотя большинство из них относятся к бронзовому веку . [5] Скифские племена переселились в Сармишсай в железном веке и занимали эту территорию с IX по II века до нашей эры. Мы знаем, что лошади играли важную роль в их культуре, поскольку они изображали их на петроглифах со сценами охоты. [3] К этому периоду относятся и доисламские захоронения и алтари.
Сармишсай все еще был оккупирован общинами после прихода ислама в Среднюю Азию в 8 веке нашей эры. На скалах высечено множество надписей на арабском языке . [3] Суфийские миссионеры также оставили несколько резных фигурок. [5]
Петроглифы
[ редактировать ]
более 10 000 петроглифов . На сегодняшний день в Сармишсае обнаружено [4] Они признаны ЮНЕСКО в предварительном списке объектов всемирного наследия и находятся на территории охраняемого природного парка площадью 5000 гектаров. [1] Единственными сопоставимыми объектами в Центральной Азии являются Тамгалы в Казахстане и Саймали Таш в Кыргызстане . [1]

Петроглифы разбросаны по ущелью, но сконцентрированы в двух основных областях. Самые древние петроглифы датируются 9 тысячелетием до нашей эры, но охватывают период истории вплоть до 18 века нашей эры. [5] К сожалению, есть и современные граффити. [6]
Поверхность темных камней полировалась и использовалась древними художниками в качестве холста. Первоначально они вырезали свои произведения искусства с помощью каменных долот и других основных инструментов. [5] Более поздние художники имели большее разнообразие инструментов, в том числе металлические, а также расписывали некоторые рисунки.

Большинство петроглифов Сармишсая изображают людей и животных, в том числе сцены охоты. В число животных входят антилопа-сайгак , дикий горный баран и коза, слон, лев, тигр и гепард . Изображения зубров (дикого крупного рогатого скота) особенно важны, помогая археологам датировать петроглифы, поскольку зубры в этой области вымерли из-за чрезмерной охоты во 2-м тысячелетии до нашей эры. [7] Не все изображения соответствуют действительности: есть и трехгорбый верблюд, и человек с двумя головами. [5] На петроглифах, выполненных скифскими художниками в период железного века, часто изображены одомашненные животные, что показывает, как развивалось общество к этому времени. Имеется изображение пастуха верхом на лошади, двугорбого верблюда и собаки, которая могла быть домашним животным. [2] Скифы также создавали изображения религиозных обрядов, включая экстатические танцы, религиозные символы и даже зороастрийских священников, поклоняющихся в храме огня . [7]
Другие сайты
[ редактировать ]Археологи обнаружили в Сармишсае ряд захоронений, а также языческие жертвенники. Они дополняют петроглифы, изображающие религиозные обряды, такие как жертвоприношения животных. [2]
находится детский летний лагерь « Лагер Сармыш» . На одном конце Сармышского ущелья [8] Для туристов также имеется горный юрточный лагерь.
См. также
[ редактировать ]- Кызыл Кум
- Озеро Айдар , большое искусственное озеро.
- Туризм в Узбекистане
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и «Сармишсай» . Центр всемирного наследия ЮНЕСКО . Проверено 31 октября 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Ущелье «Сармыш-сай» | Узбекистан. История сильнее времени!» (на русском языке) . Проверено 31 октября 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Ущелье Сармиш-сай, Узбекистан — Путеводитель» . www.advantour.com . Проверено 31 октября 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с «Петроглифы Сармиш-сай» . meros.uz . Проверено 31 октября 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Ибботсон, Софи (2020). Узбекистан . Соединенное Королевство: Bradt Guides Ltd., с. 214. ИСБН 9-781784-771089 .
- ^ «Ущелье Сармышсай и Асрлар садоси 2013 как главный национальный фестиваль. Петроглифы в Навои, ущелье Сармышсай» . www.people-travels.com . Проверено 31 октября 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Ибботсон, Софи (2020). «Сойдя с Шелкового пути: скрытые археологические памятники Узбекистана». Брэдт Гайдс Лтд .
- ^ Ибботсон, Софи (2020). Узбекистан . Соединенное Королевство: Bradt Guides Ltd., с. 215. ИСБН 9-781784-771089 .