Древняя история Афганистана
![]() | Вы можете помочь дополнить эту статью текстом, переведенным из соответствующей статьи на персидском языке . (март 2024 г.) Нажмите [показать], чтобы просмотреть важные инструкции по переводу. |
История Афганистана |
---|
![]() |
Хронология |
Древняя история Афганистана , также называемая доисламским периодом Афганистана , восходит к цивилизации Гильменд около 3300–2350 гг. до н.э. и цивилизации Оксус около 2400–1950 гг. до н.э. археологические исследования начались в Афганистане Всерьез после Второй мировой войны и продолжались до конца 1970-х годов, во время советско-афганской войны . Археологи и историки предполагают, что люди жили в Афганистане по крайней мере 50 000 лет назад и что фермерские сообщества этого региона были одними из самых ранних в мире. [1] Урбанизированная культура существовала на этой земле между 3000 и 2000 годами до нашей эры. [1] [2] [3] артефакты, характерные для палеолита , мезолита , неолита , бронзового и железного веков. На территории Афганистана обнаружены [3]
Населен иранскими народами и находился под контролем мидийцев до ок. 500 г. до н.э., когда Дарий Великий (Дарий I) выступил со своей персидской армией, чтобы сделать ее частью Империи Ахеменидов . В 330 году до нашей эры Александр Македонский вторгся Персидским эту землю после победы над III в Дарием в битве при Гавгамелах . Большая часть Афганистана стала частью Империи Селевкидов, за которой последовало Греко-Бактрийское царство . Селевк I Никатор потерпел поражение от Чандрагупты Маурья и отдал свою дочь по мирному договору. В течение следующих двух тысячелетий эту землю населяли различные племена и правили множество разных королевств. До прихода арабов ислама в 7 веке в современном Афганистане практиковался ряд религий, в том числе зороастризм , древние иранские религии , [4] Буддизм и индуизм . [5] Регион Кафиристан (современный Нуристан ) в горном хребте Гиндукуш не был преобразован до 19 века.
Каменный век
[ редактировать ]Луи Дюпри , Пенсильванский университет , Смитсоновский институт и другие предполагают, что люди жили в Афганистане по крайней мере 50 000 лет назад и что фермерские сообщества этого региона были одними из самых ранних в мире. [1]
Археологи нашли свидетельства проживания людей в Афганистане еще в 50 000 году до нашей эры. Артефакты указывают на то, что коренные жители были мелкими фермерами и пастухами, как и сегодня, весьма вероятно, сгруппированными в племена, с небольшими местными королевствами, возникавшими и разрушавшимися на протяжении веков.
Бронзовый век
[ редактировать ]Археологические находки указывают на возможное начало бронзового века в Афганистане, который в конечном итоге распространился по всему древнему миру. Также считается, что этот регион имел ранние торговые контакты с Месопотамией . [6]
Цивилизация Гильменд ( ок. 3300–2350 до н.э.)
[ редактировать ]Цивилизация Гильменд представляла собой культуру бронзового века, процветавшую в основном в средней и нижней долине реки Гильменд , на юге Афганистана ( Кандагар , Гильменд и Нимруз провинции ) и восточном Иране ( провинция Систан и Белуджистан ), преимущественно в третьем тысячелетии до нашей эры. [7] [8]
Цивилизация Окса ( ок. 2400–1950 до н.э.)
[ редактировать ]
— Цивилизация Окса среднего бронзового века цивилизация на юге Центральной Азии , также известная как Бактрийско-Маргианский археологический комплекс (BMAC). Городская фаза цивилизации или Эра интеграции, [9] был датирован Сандро Сальватори в 2010 году ок. 2400–1950 гг. до н.э. [10]
Жители цивилизации Оксус были оседлыми людьми, которые практиковали ирригационное земледелие пшеницы и ячменя . Комплекс с его впечатляющей материальной культурой, включая монументальную архитектуру, бронзовые инструменты, керамику и украшения из полудрагоценных камней, демонстрирует многие признаки цивилизации . Комплекс можно сравнить с протогородскими поселениями в бассейне Гильменда в Мундигаке на западе Афганистана и Шахре-Сухте на востоке Ирана. [11]
Арийская экспансия
[ редактировать ]
Авеста , была составлена на арианском языке самом раннем названии Афганистана, в первой половине второго тысячелетия до нашей эры (ок. 2000–1500 гг. до н. э.). [12] Пять древнеавестийских Гат (Gāthās), «песен», являются частью собрания литургических текстов, написанных на старом авестийском языке , а не в более позднем издании, известном как «новоавестийский». Ни в Старом Авестии, ни в Новом Авестии не упоминаются мидяне , которые, как известно, правили Афганистаном примерно с 700 г. до н.э. Это предполагает ранние временные рамки Авесты, которые еще предстоит точно определить, поскольку большинство ученых полагают, что она была написана в течение столетий, если не тысячелетий. Большая часть археологических данных происходит от цивилизации Оксус , которая играла ключевую роль в ранней иранской или арийской цивилизации в Афганистане.
Зороастризм распространился и стал одной из самых влиятельных религий в мире и на протяжении веков стал основной религией древнего арийского народа. Зороастризм, в котором доминировали иранцы , стал официальной религией на Иранском нагорье до поражения сасанидского правителя Йездигерда III в. 2000 лет после основания иранской религии.
Цивилизация долины Инда имела торговый пост в Шортугае. [13] [14] и материал части керамических фигурок змей, горбатых быков и других изделий в Мундигаке . На индийских языках говорят на большей части Индийского субконтинента . Согласно недавним исследованиям, цивилизация Окса не внесла основной вклад в индоарийскую генетику. [15]
Классическая античность
[ редактировать ]Мидийская эпоха (680–550 до н. э.)
[ редактировать ]
Мидяне . , иранский народ , прибыли где-то около 700-х годов до нашей эры и стали доминировать на большей части древнего Афганистана [16] Это было раннее племя, создавшее первую империю на нынешнем Иранском нагорье , и родственные нации с персами , над которыми они первоначально доминировали в провинции Фарс на юге. Срединный контроль над частями далекого Афганистана продлился до тех пор, пока Кир Великий не основал Персидскую империю Ахеменидов .
Эпоха Ахеменидов (550 г. до н.э. – 331 г. до н.э.)
[ редактировать ]
На территории современного южного Ирана персы бросили вызов мидийскому господству на иранском нагорье. К 550 г. до н.э. персы заменили мидийское правление своим собственным владычеством и даже начали расширяться за пределы прежних мидийских имперских границ.
Балх занимал особое положение в старом Афганистане, будучи столицей вице-королевства. К 4 веку до нашей эры персидский контроль над отдаленными территориями и внутренняя сплоченность империи стали несколько слабыми. Хотя отдаленные провинции, такие как Балх, часто были неспокойными под властью Ахеменидов, бактрийские войска из Балха сражались в решающей битве при Гавгамелах в 330 году до нашей эры против наступающих армий древних македонцев .
Македонское вторжение и империя Селевкидов (330–250 гг. до н. э.)
[ редактировать ]
Ахемениды потерпели решительное поражение от Александра и отступили от его наступающей армии греко-македонцев и их союзников. Дарий III , последний правитель Ахеменидов, пытался бежать в Балх, но был убит подчиненным ему господином, бактрийцем Бессом , который провозгласил себя новым правителем Персии как Артаксеркс (V). Бесс не смог оказать успешное сопротивление растущей военной мощи армии Александра, поэтому он бежал в свой родной Балх, где попытался привлечь на свою сторону местные племена, но вместо этого был передан Александру, который приступил к его пыткам и казни за совершив цареубийство .
Продвигаясь на тысячи километров на восток от недавно покоренной Персии, македонский вождь Александр Македонский встретил ожесточенное сопротивление местных племен Арии , Дрангианы, Арахозии (Южный и Восточный Афганистан, Северо-Западный Пакистан) и Балха (Северный и Центральный Афганистан). Одно из самых жестоких сражений, с которыми ему пришлось столкнуться, произошло в Герате . Один из его высших командиров был убит повстанцами, и ему пришлось отправиться туда самому. Он не смог победить их вовремя и в итоге сжег лес, чтобы положить конец восстанию. [17] После смерти Александра в возрасте 32 лет в 323 г. до н.э. его империя, которая никогда не была политически консолидированной, распалась, поскольку его товарищи начали делить ее между собой.
Командующий кавалерией Александра Селевк взял номинальный контроль над восточными землями и основал династию Селевкидов . Большинство македонских воинов Александра Македонского хотели покинуть восток и вернуться домой, в Грецию. Позже Селевк стремился охранять свою восточную границу и переселил ионийских греков (многие местные группы) в Балх в III веке до нашей эры.
Греко-Бактрийское царство ( ок. 250–150 до н. э.)
[ редактировать ]
В середине III века до нашей эры в Бактрии было провозглашено независимое эллинистическое государство , и в конечном итоге власть Селевкидов и Маурьев была свергнута в западном и южном Афганистане. Греко-бактрийское правление распространялось до тех пор, пока примерно к 170 г. до н. э. оно не охватило большую территорию, простиравшуюся от Туркменистана на западе до Пенджаба в Индии на востоке. Греческое правление было в конечном итоге побеждено постоянным конфликтом с иранскими кочевым племенами (сначала скифами - саками , затем тохарами , также известными как юэжи ), а также с парфянами в середине II века до нашей эры.
Парфянско-Кушанская империя (150 г. до н.э. – 300 г. н.э.)
[ редактировать ]В III и II веках до нашей эры парфяне , кочевая ираноязычная в Переднюю Азию прибыли группа. В то время как они совершили большие вторжения на современную территорию Афганистана, примерно 100 лет спустя другая ираноязычная группа с севера, которую китайцы называли вошла юэчжи, в регион Афганистана и основала империю, просуществовавшую почти четыре столетия, которая впоследствии доминируют на большей части региона Афганистана.
- Кушанский поклонник с Зевсом/Сераписом/Ормаздом, Бактрия, III век нашей эры. [18]
- Кушанский поклонник Шивы/Оешо, Бактрия, III век нашей эры. [18]
- Настенная роспись Шива -Оешо с фрагментом поклоняющегося, Бактрия, III век нашей эры. [19]
Кушаны — один из пяти аристократических иранских [20] [21] [22] [23] [24] [25] племена Юэчжи , [26] [27] [28] [29] который создал Кушанское царство . Этнически их считают родственными тохарам и бактрианам .Кушанская империя распространилась из долины реки Кабул, чтобы победить другие центральноазиатские племена, которые ранее завоевали части северной части центрально-иранского нагорья, когда-то находившегося под властью парфян. К середине I века до нашей эры базой контроля кушанов стал Афганистан, а их империя простиралась от севера Памира до долины реки Ганг в Индии. Во время правления Канишки у них было две сезонные столицы: Кабул весной и летом, а затем переезд в Пешаур осенью и зимой. [30] В начале II века при Канишке , самом могущественном из кушанских правителей, империя достигла наибольшего географического и культурного расширения и стала центром литературы и искусства. Канишка распространил контроль над Кушаном до устья реки Инд на берегу Аравийского моря , Кашмира и территории, которая сегодня является контролируемой Китаем территорией к северу от Тибета . Канишка был покровителем религии и искусства. Именно во время его правления буддизм, который пропагандировался в северной Индии ранее Маурьев императором Ашокой (ок. 260 г. до н.э. – 232 г. до н.э.), достиг своего апогея в Центральной Азии. Хотя кушаны поддерживали поклонение различным местным божествам.
Сасанидская эпоха (300–650 гг. Н. Э.)
[ редактировать ]
В III веке контроль над Кушаном распался на полунезависимые королевства, которые стали легкой мишенью для завоевания растущей иранской династии Сасанидов (ок. 224–561), аннексировавшей Афганистан к 300 году нашей эры. На этих далеких, самых восточных территориях они установили правителями вассальных королей, известных как кушаншахи . Сасанидский контроль временами был слабым, поскольку многочисленные вызовы со стороны среднеазиатских племен приводили к нестабильности и постоянным войнам в регионе.
Разъединенные Кушанское и Сасанидское царства были в плохом положении, чтобы противостоять угрозе нескольких волн ксионитов / хунских захватчиков с севера, начиная с 4 века. В частности, эфталиты (или Эбодало ; бактрийское письмо ηβοδαλο) вырвались из Средней Азии в течение V века в Бактрию и Иран, подавив последнее из Кушанских царств. Историки полагают, что контроль эфталитов продолжался в течение столетия и был отмечен постоянной войной с сасанидами на западе, которые осуществляли номинальный контроль над регионом.К середине VI века эфталиты были разгромлены на территориях севернее Амударьи ( река Окс в древности) другой группой среднеазиатских кочевников — гёктюрками , а также возродившимися сасанидами в землях южнее Амударьи. . Именно правитель западных Гёктюрков Сиджин (он же Синджибу, Силзибул и Янду Мучу-хан) возглавил войска против гефталитов, потерпевших поражение в битве при Чаче ( Ташкент ) и в битве при Бухаре.
Другой
[ редактировать ]
Династии Шахи управляли частями Кабулской долины (на востоке Афганистана) и старой провинцией Гандхара (северный Пакистан и Кашмир ) с момента упадка Кушанской империи в III веке до начала девятого века. [31] Они разделены на две эпохи: буддийские тюрк-шахи, смена которых произошла около 870 года и правили до арабо- исламского завоевания Афганистана .
Когда Сюаньцзан посетил этот регион в начале VII века, Кабулским регионом правил царь -кшатрий , которого идентифицировали как Шахи Хингал , и чье имя было найдено в надписи, найденной в Гардезе .
Археологические остатки
[ редактировать ]
Большинство коренных зороастрийских и некоренных греческих, эллинистических, буддийских, индуистских и других культур были заменены приходом ислама, и сегодня в Афганистане остается мало влияния. Однако вдоль древних торговых путей действительно существовали каменные памятники некогда процветающей буддийской культуры как напоминание о прошлом. Две массивные статуи Бамиана из песчаника высотой 35 и 53 метра возвышались над древним маршрутом через Бамиан в Балх и датируются III и V веками. Они просуществовали до 2001 года, когда были уничтожены талибами . [32] В этом и других ключевых местах Афганистана археологи обнаружили фрески , лепные украшения, статуи и редкие предметы из Китая , Финикии и Рима , которые были созданы еще во II веке и свидетельствуют о влиянии эти древние цивилизации в Афганистане.
Одна из ранних буддийских школ , Махасангхика - Локоттаравада , была известна в районе Бамиана. Китайский посетил монастырь Локоттаравада в VII веке нашей эры в Бамиане, Афганистан, и с буддийский монах Сюаньцзан тех пор этот монастырь был заново открыт археологами. [33] берестяные и пальмовые рукописи текстов из коллекции этого монастыря, включая сутры Махаяны На этом месте были обнаружены , и теперь они находятся в коллекции Шойена . Некоторые рукописи написаны на языке Гандхари и шрифтом Хароштхи , тогда как другие написаны на санскрите шрифтом Гупта . Рукописи и фрагменты, сохранившиеся из коллекции этого монастыря, включают известные буддийские тексты, такие как Махапаринирвана-сутра (из Агам ), Алмазная сутра ( Ваджраччедика Праджняпарамита ), Сутра Будды Медицины и Шрималадеви Симханада-сутра . [33]
В 2010 году в сообщениях говорилось, что около 42 буддийских реликвий были обнаружены в провинции Логар в Афганистане, которая находится к югу от Кабула. По мнению археологов, некоторые из этих предметов датируются II веком. Среди предметов были два буддийских храма ( ступы ), статуи Будды, фрески, серебряные и золотые монеты и драгоценные бусы. [34] [35]
Хронологическая таблица исторических периодов Афганистана |
См. также
[ редактировать ]- Доисламское индуистское и буддийское наследие Афганистана
- Доисламские сценарии в Афганистане
- Зунбилс
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с «Афганистан: VII. История (В архиве)» . Джон Форд Шредер . Университет Небраски. 2009. Архивировано из оригинала 31 октября 2009 года . Проверено 31 октября 2009 г.
- ^ «Доисламский период» . Страновые исследования Библиотеки Конгресса США по Афганистану. 1997 год . Проверено 16 августа 2010 г.
- ^ Jump up to: а б Дюпри, Нэнси Хэтч (1977). Исторический путеводитель по Афганистану . Том. 2. Издание. Управление авиации Афганистана, Афганская туристическая организация. п. 492 . Проверено 23 августа 2010 г.
- ^ https://ri.urd.ac.ir/article_43974.html.
- ^ Энде, Вернер; Штайнбах, Удо (15 апреля 2010 г.). Ислам в современном мире: Справочник по политике, религии, культуре и обществу . Издательство Корнельского университета. п. 257. ИСБН 9780801464898 .
Во времена первых завоеваний мусульман на территории современного Афганистана многочисленные местные естественные религии конкурировали с буддизмом, зороастризмом и индуизмом.
- ^ Уорик Болл, 2008, «Памятники Афганистана: история, археология и архитектура»: 261, Лондон.
- ^ Шаффер, Джим Г. и Кэмерон А. Петри (2019), «Развитие« цивилизации Гильменда »к югу от Гиндукуша» , в Рэймонде Олчине, Уорвике Болле и Нормане Хаммонде (ред.), Археология Афганистана, От древнейших времен до периода Тимуридов, новое издание , Издательство Эдинбургского университета, Эдинбург, ISBN 9780748699179 , стр. 161–259.
- ↑ Видале, Массимо (15 марта 2021 г.). «Склад в Систане в 3-м тысячелетии до нашей эры и технология его учета» , на семинаре «Ранняя урбанизация в Иране».
- ^ Видале, Массимо (21 июня 2017 г.). Сокровища Окса: Искусство и цивилизация Центральной Азии . Издательство Блумсбери. ISBN 978-1-83860-976-4 .
- ^ Сальватори, Сандро, (2010). «Размышляя о могиле 3245 на «Царском кладбище» Гонура (дельта Мургаба, Туркменистан)» , в: На пути раскрытия цивилизации. Том в честь 80-летия Виктора Сарианиди, с. 249: «Подводя итог, мы теперь можем датировать MBA 2400/2300–1950 гг. до н.э. и LBA 1950–1500 гг. До н.э. и признать очень сильную хронологическую корреляцию между MBA в южной части Центральной Азии и поздним периодом Умм ан-Нара».
- ^ Коль 2007, стр. 186–187.
- ^ «Автохтонные арийцы-корр.doc» (PDF) .
- ^ Древний Инд: урбанизм, экономика и общество. стр.1
- ^ Кенойер, Джонатан Марк (1998). Древние города цивилизации долины Инда. стр.96
- ^ Нарасимхан, Вагиш М.; и др. (2019). «Формирование человеческих популяций в Южной и Центральной Азии» . Наука . 365 (6457). bioRxiv 10.1101/292581 . дои : 10.1126/science.aat7487 . ПМК 6822619 . ПМИД 31488661 .
- ^ Пирния, Хасан (2013). Дата Ирана Бастана (История Древней Персии) (на персидском языке). Адинэ Санбз. п. 200. ИСБН 9789645981998 .
- ^ Хотак, Залмай (2017). История, 11 класс (на персидском языке). Кабул, Афганистан: Министерство образования.
- ^ Jump up to: а б с Выставка Метрополитен-музея. [ нужна полная цитата ]
- ^ "Фрагмент панно с богом Шивой/Оешо" . Метрополитен-музей.
- ^ Эрнст Херцфельд (1974). Археологические сообщения из Ирана . Дитрих Реймер. п. 143. Архивировано из оригинала 29 декабря 2021 г.
- ^ Археологические сообщения из Ирана . Просьба Д. Реймера. 1974. с. 143. Архивировано из оригинала 29 декабря 2021 г.
- ^ Сьюзан Бабайе, Талинн Григор (17 февраля 2015 г.). Персидское царствование и архитектура: стратегии власти в Иране от Ахеменидов до Пехлеви . Издательство Блумсбери . п. 288. ИСБН 978-0-85773-477-8 . Архивировано из оригинала 29 декабря 2021 г.
- ^ Бюллетень . Медельхавсмузеет. 1977. с. 60. Архивировано из оригинала 29 декабря 2021 г.
- ^ Гордон Таунсенд Боулз (1977). Народы Азии . Скрибнер . стр. 141, 414. ISBN. 978-0-684-15625-5 . Архивировано из оригинала 29 декабря 2021 г.
- ^ Каве Фаррох (28 февраля 2014 г.). Армии Древней Персии: Сасаниды . Перо и меч. ISBN 978-1-4738-8318-5 . Архивировано из оригинала 29 декабря 2021 г.
- ^ Нив Хореш (18 декабря 2013 г.). Китайские деньги в глобальном контексте: исторические моменты между 600 г. до н. э. и 2012 г. Издательство Стэнфордского университета . стр. 35, 379. ISBN. 978-0-8047-8854-0 . Архивировано из оригинала 29 декабря 2021 г.
- ^ Андреас Шпеер; Филипп Штайнкрюгер (31 августа 2012 г.). Византийский перекресток: формы познания и культурные взаимоотношения . Вальтер де Грюйтер . стр. 828, 906. ISBN. 978-3-11-027231-4 . Архивировано из оригинала 29 декабря 2021 г.
- ^ Майкл Адас (2001). Сельскохозяйственные и скотоводческие общества в древней и классической истории . Издательство Университета Темпл. стр. 156, 380. ISBN. 978-1-56639-832-9 . Архивировано из оригинала 29 декабря 2021 г.
- ^ Сьюзан Уайз Бауэр (17 марта 2007 г.). История древнего мира: от самых ранних отчетов до падения Рима . WW Нортон и компания . стр. 722, 896. ISBN. 978-0-393-07089-7 . Архивировано из оригинала 29 декабря 2021 г.
- ^ Хотак, Залмай (2017). История, 10 класс (на дари). Афганистан: Министерство образования.
- ^ Семья Шахи . Британская энциклопедия . 2006. Британская энциклопедия Интернет. 16 октября 2006 г.
- ^ Дехганпише, Бабак (31 декабря 2001 г.). «Восстановление бамианских Будд» . Новости Эн-Би-Си . Архивировано из оригинала 2 декабря 2020 года . Проверено 27 ноября 2021 г.
- ^ Jump up to: а б «Коллекция Шойена: Буддизм» . Архивировано из оригинала 10 июня 2012 года . Проверено 5 февраля 2013 г.
- ^ «В Логаре обнаружены 42 буддийские реликвии» . Максуд Азизи . Паджвок Афганские новости . 18 августа 2010 г. Архивировано из оригинала 17 марта 2010 г. Проверено 23 августа 2010 г.
- ^ «Афганские археологи находят буддийские памятники во время бушующей войны» . Саид Салахуддин . Новости Ежедневно. 17 августа 2010 г. Архивировано из оригинала 18 августа 2010 г. . Проверено 16 августа 2010 г.
Другие источники
[ редактировать ]- Ахмед, Акбар С. 1980. Экономика и общество ТАДЖИКИСТАНА. Лондон: Рутледж и Кеган Пол.
- Брайант, Эдвин. «В поисках истоков ведической культуры: дебаты об индоарийской миграции» (Оксфорд: Oxford University Press, 2003).
- Дюпри, Луи. «Афганистан» (Оксфорд: Издательство Оксфордского университета, 1997).
- Юанс, Мартин. Афганистан: Краткая история его народа и политики, Harper Perennial; 1-е издание Perennial (1 сентября 2002 г.)
- Харматта, Янош , изд., 1994. История цивилизаций Центральной Азии, Том II. Развитие оседлых и кочевых цивилизаций: 700 г. до н. э. – 250 г. н. э . Париж, Издательство ЮНЕСКО.
- Хилл, Джон Э. 2004. Западные регионы согласно Хоу Ханьшу. Черновой вариант аннотированного перевода на английский язык. [1]
- Хилл, Джон Э. 2004. Народы Запада из Weilue 魏略 Ю Хуаня 魚豢 : Китайский отчет третьего века, составленный между 239 и 265 годами нашей эры. Черновой вариант аннотированного перевода на английский язык. [2]
- Холт, Фрэнк Л. Громовой Зевс: создание эллинистической Бактрии, University of California Press (март 1999 г.)
- Кривачек, Пол. В поисках Заратустры: по Ирану и Центральной Азии в поисках первого в мире пророка, винтаж (9 марта 2004 г.)
- Литвинский Б.А. , ред., 1996. История цивилизаций Центральной Азии, Том III. Перекресток цивилизаций: 250–750 годы нашей эры . Париж, Издательство ЮНЕСКО.
- Олмстед, AT История Персидской империи, University of Chicago Press (15 февраля 1959 г.)
- Рит, Росс. «Буддизм: история» (Jain Publishing Company, 1996).
- Роуленд, Бенджамин-младший. Древнее искусство Афганистана: Сокровища Кабульского музея, паб Ayer Co (октябрь 1981 г.)
- Сарианиди, Виктор . 1985. Золотой клад Бактрии: Из раскопок Тилля-Тепе в Северном Афганистане . Гарри Н. Абрамс, Инк. Нью-Йорк.
- Шайеган, Рахим. Авеста и Бактрийско-Маргианский археологический комплекс
- Витцель, Майкл. Автохтонные арийцы? Свидетельства из древнеиндийских и иранских текстов
- «Кафиры Гиндукуша» сэра Джорджа Скотта Робертсона (1896 г.)
Внешние ссылки
[ редактировать ]