Доисламские сценарии в Афганистане
Афганистан обладает богатым лингвистическим наследием доисламской письменности, существовавшей до того, как ее вытеснил арабский алфавит после исламского завоевания Афганистана . [ нужна ссылка ] Среди этих сценариев — Шарада , Харости , греческий (для бактрийского языка ) и Брахми. [ нужна ссылка ] . На протяжении тысячелетий Афганистан был населен индоарийскими и иранскими народами, поэтому все древние документы, трактаты, памятники и останки имеют индуистское и иранское происхождение. Позже буддизм стал главной силой в Афганистане и принес с собой свои богослужебные языки.
Обильные археологические свидетельства в виде надписей , нумизматики и рукописей. [ нужна ссылка ] предоставил следы предшественников современных индоарийских языков Афганистана, таких как дардские языки . Афганские рукописи, написанные доисламским индийским письмом, включены в Красный список древностей Афганистана, находящихся под угрозой незаконного оборота и грабежа.
сценарий Брахми
[ редактировать ]Недавние археологические находки санскритских надписей шрифтом Брахми , разработанных в то, что сейчас является современным Пакистаном и Индией, свидетельствует о преобладании санскрита в Афганистане.
Некоторые более поздние санскритские надписи на языке позднего брахми, датированные примерно пятым-восьмым веками, также были найдены в Афганистане в последние десятилетия. Заслуживают внимания фресковые надписи Дильберджина (Древняя Бактрия); надписи Гардез на изображении Ганесы; и надписи с изображениями Умы Махешвары из Тапа Скандара. Несколько буддийских надписей этого периода с буддийскими символами веры на обетных глиняных табличках также были обнаружены в Газни. [1]
Кушанская империя широко использовала санскрит в индуистских и буддийских литературных текстах, о чем свидетельствуют эпиграфические свидетельства.
Наличие буддийских литературных текстов на санскрите кушанского периода идет рука об руку с кодификацией санскритского канона школы Сарвастивады в Кашмире на буддийском совете во времена Канишка. [2]
Историки свидетельствуют, что самое большое население региона, включая Бактрию, говорило на местных диалектах санскрита. [3]
Шарада сценарий
[ редактировать ]Тексты шарады (первоначально разработанные в Кашмире на основе письма брахми) широко распространены в Афганистане; один из них был выгравирован на мраморной статуе индуистского бога-слона Ганеши , найденной недалеко от Гардеза . Другой был начертан на большом Ума Махешваре из Тепе Скандара , к северу от Кабула . Все надписи Шарады, похоже, датируются VIII веком нашей эры . [4]
Между 750 и 1000 годами нашей эры шахи выпустили серебряные монеты в качестве валюты для восточного Афганистана и Гандхары . На аверсе большинства монет есть легенда, написанная либо Спалпати Дева, либо Саманта Дева, которые являются шрифтами Шарада. [5]
сценарий Харости
[ редактировать ]Надписи и документы на языке Харости (разработанном в Гандхаре ) были обнаружены на обширной территории Афганистана. На крайнем западе и северо-западе несколько экземпляров были обнаружены на участках вдоль реки Кабул в Афганистане, вплоть до Вардака или Хавата, примерно в 20 милях к западу от Кабула. Недавние археологические раскопки также выявили многочисленные надписи Харости с севера Гиндукуша , в древней Бактрии , как в таких местах на севере Афганистана, как Кундуз , так и в нескольких местах бывших советских республик Узбекистана и Таджикистана . [6]
См. также
[ редактировать ]- Кушанский сценарий
- Гандхарские буддийские тексты
- Кандагарская греческая надпись
- Кандагарская двуязычная наскальная надпись
- Милинда Панья
- Сутра носорога
- Доисламское индуистское и буддийское наследие Афганистана
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Индийская эпиграфика: руководство по изучению надписей на санскрите, пракрите и других индоарийских языках , Ричард Саломон, стр.153
- ^ Перекресток цивилизаций: 250–750 гг. н.э. , Том 3, Борис Анатольевич Литвинский, Р. Шабани Самхабади, Издательство ЮНЕСКО, стр. 441.
- ^ Шелковый путь в мировой истории , Синьру Лю, Oxford University Press, стр.46
- ^ Афганцы , Виллем Фогельсанг, стр.186, Blackwell Publishers Ltd.
- ^ Индия и Центральная Азия: от классики до современности , Враджа Бихари Кумара, Астха Бхарати (Организация), Индийский совет по культурным связям
- ^ Индийская эпиграфика: руководство к изучению надписей на санскрите, пракрите и других индоарийских языках . Ричард Саломон, стр. 44, Oxford University Press