Теперь Афганистан
![]() Буддийские ступы в Хадде , Уильям Симпсон , 1881 год. [1] | |
Координаты | 34 ° 21'42 "N 70 ° 28'15" E / 34,361685 ° N 70,470752 ° E |
---|---|
Тип | Группа буддийских монастырей |
История | |
Основан | 1 век до нашей эры |
Заброшенный | 9 век н.э. |
Хада ( пушту : هډه ) — греко-буддийский археологический объект, расположенный в десяти километрах к югу от города Джелалабад , в провинции Нангархар на востоке Афганистана .
Говорят, что Хадда был почти полностью разрушен в ходе боевых действий во время гражданской войны в Афганистане .
Фон
[ редактировать ]Около 23 000 греко-буддийских скульптур, как глиняных, так и гипсовых, были раскопаны в Хадде в 1930-х и 1970-х годах. Находки сочетают в себе элементы буддизма и эллинизма в почти идеальном эллинистическом стиле.
Хотя стиль артефактов типичен для позднеэллинистического 2-го или 1-го века до нашей эры, скульптуры Хадда обычно датируются (хотя и с некоторой неопределенностью) 1-м веком нашей эры или позже (т.е. одним или двумя столетиями позже). Это несоответствие можно объяснить сохранением позднеэллинистических стилей в этой части мира на протяжении нескольких столетий. Однако не исключено, что артефакты на самом деле были изготовлены в позднеэллинистический период.
Учитывая древность этих скульптур и техническую утонченность, указывающую на то, что художники полностью знакомы со всеми аспектами греческой скульптуры, было высказано предположение, что греческие общины были непосредственно вовлечены в эти реализации и что «этот район мог быть колыбелью зарождающейся буддийской скульптуры». в индо-греческом стиле». [2]
Стиль многих работ Хадды в высшей степени эллинистический, и их можно сравнить со скульптурами, найденными в храме Аполлона в Бассах, Греция .
Топоним . Хадда происходит от санскрита haḍḍa nm, «кость», или, незаписанного *haḍḍaka, прил., «(место) костей» Первый - если не окаменелая форма - дал бы начало хадду в последующих наречиях северной Индии (и в древнеиндийских заимствованиях в современном пушту). Последний естественным образом породил форму Хада и хорошо отражал веру в то, что в Хадде хранилась костная реликвия Будды. Термин хада встречается как заимствование в пушту хад, н., там же. и может отражать лингвистическое влияние коренного доисламского населения этой территории.
- Карта Хадды Чарльза Массона , 1841 год.
- Деревня Хадда, вид со стороны Тапа Шотора в 1976 году.
Буддийские писания
[ редактировать ]Считается, что самые старые из сохранившихся буддийских рукописей — а точнее, самые старые из сохранившихся индийских рукописей любого рода — были обнаружены в окрестностях Хадды. Вероятно, датируемые примерно I веком нашей эры, они были написаны на коре в Гандхари с использованием письма Хароштхи и были обнаружены в глиняном горшке с надписью на том же языке и письме. Они являются частью давно утраченного канона секты Сарвастивадин , которая доминировала в Гандхаре и сыграла важную роль в распространении буддизма в Центральную и Восточную Азию через Шелковый путь . Рукописи сейчас находятся в Британской библиотеке .
Монастырь Тапа Шотор (2 век н.э.)
[ редактировать ]
Тапа Шотор был большим буддийским монастырем Сарвастивадин . [3] [4] По мнению археолога Алчина , местонахождение Тапа Шотора предполагает, что греко-буддийское искусство Гандхары Раймонда произошло непосредственно от искусства эллинистической Бактрии , как это видно в Ай-Хануме . [5]
Самые ранние постройки в Тапа Шотор (названные археологами «Тапа Шотор I») относятся к индо-скифскому царю Азесу II (35–12 гг. До н. э.). [6]
Скульптурная группа, раскопанная на месте Хадда в Тапа-и-Шотор, представляет Будду в окружении совершенно эллинистического Геракла и Тихе , держащих рог изобилия . [7] Единственная адаптация греческой иконографии состоит в том, что Геракл держит в руках молнию Ваджрапани, а не свою обычную дубину.
По мнению Тарзи , Тапа Шотор с глиняными скульптурами, датируемыми II веком нашей эры, представляет собой «недостающее звено» между эллинистическим искусством Бактрии и более поздними лепными скульптурами, найденными в Хадде, обычно датируемыми III-IV веками нашей эры. [8] Скульптуры Тапа Шортора также современны многим ранним буддийским скульптурам, найденным в Гандхаре . [8]
- Служители Будды, Тапа Шотор (Ниша V1)
- Площадка Тапа Шотор с защитной крышей. [11]
Монастырь Чахил-и-Гунди (2-3 века н.э.)
[ редактировать ]Монастырь Чахил-и-Гунди датируется 4-5 веками нашей эры. Он построен вокруг ступы Чахил-и-Гунди , небольшой известняковой ступы . Большая часть остатков ступы была собрана в 1928 году археологической миссией француза Жюля Барту из французской археологической делегации в Афганистане и была сохранена и восстановлена благодаря сотрудничеству с Токийским национальным музеем . Сегодня они экспонируются в Музее Гиме в Париже . Обычно его датируют II-III веком нашей эры.
Убранство ступы представляет собой интересный пример греко-буддийского искусства, сочетающего элементы эллинистического и индийского искусства. Реконструкция состоит из нескольких частей: украшенного основания ступы, навеса и различных декоративных элементов.
- Навес ступы
- Сцена «Дар грязи», ступа Чахил-и-Гунди, Гандхара .
- Сцена вина и танцев с людьми в эллинистической одежде.
Монастырь Тапа Калан (4-5 века н.э.)
[ редактировать ]Монастырь Тапа Калан датируется 4-5 веками нашей эры. Его раскопал Жюль Барту . [12]
Одним из самых известных экспонатов является служитель Будды, демонстрирующий явные эллинистические стили, «Genie au Fleur», который сегодня находится в Париже в Музее Гиме . [13]
- Статуя Будды в Тапа Калан, сейчас
- Небольшая ступа, украшенная Буддами, Тапа Калан, IV-V века нашей эры.
- Индо-коринфская капитель с фигурой Будды внутри аканта листьев . Тапа Калан.
- Будда с летающим Эротом, держащим венок над головой, Тапа Калан, III век нашей эры.
- Головы, Тапа Калан. [14]
- Великое отъезд
Монастырь Баг-Гай (3-4 века н.э.)
[ редактировать ]Монастырь Баг-Гай обычно датируется III-IV веками нашей эры. [15] В Баг-Гае много небольших ступ с украшенными нишами. [16]
- Хадда номер 13, монастырь Баг Гай, автор Чарльз Массон,
- Скульптура из Баг-Гая
- Декоративное панно, монастырь Баг-Гай
Монастырь Тапа-и Кафариха (3-4 века н.э.)
[ редактировать ]Монастырь Тапа-и Кафариха обычно датируется III-IV веками нашей эры. Он был раскопан в 1926–27 годах экспедицией под руководством Жюля Барту в составе французской археологической делегации в Афганистане.
- Хадда номер 9, «Гора мира», Чарльз Массон.
- Ниша с сидящим Бодхисатвой Шакьямуни , Тапа-и Кафариха. Метрополитен-музей . [17]
- Дверной косяк: Жизнь Будды. Музей Гиме
- Атлас на основании ступы Тапа-и Кафариха. [18]
Монастырь Тапа Топе Калан (5 век н.э.)
[ редактировать ]Эта большая ступа находится примерно в 200 метрах к северо-востоку от современного города Хадда. Массон назвал его «Топе Калан» (Хадда 10), Барту «Бордж-и Кафариха», а теперь он обозначается как «Тапа Топе Калан». [19]
В ступе Топе Калан хранилось более 200 монет, в основном серебряных, датируемых 4-5 веками нашей эры. Среди монет были сасанидские выпуски Вархрана IV (388–399 гг. Н. Э.), Йездагирда II (438–457 гг. Н. Э.) и Пероза I (457/9–84 гг. Н. Э.). Было также пять римских золотых солидов : Феодосий II (408–50 гг. Н. Э.), Марциан (450–457 гг. Н. Э.) и Лев I (457–474 гг. Н. Э.). Многие монеты также представляли собой гуннские имитации сасанидских монет с добавлением Алхона тамги и 14 монет Алхона с правителями, демонстрирующими характерные удлиненные черепа. Все эти монеты указывают на то, что ступа датируется серединой-концом V века. [20]
- Руины ступы (Хадда 10)
- Алчон Хун , сасанидские и кидаритские монеты из Тапа Калана (Хадда 10)
- Небольшая декоративная ступа на Хадде 10
Галерея
[ редактировать ]- Полихромный Будда, II век н.э., Хадда.
- «Смеющийся мальчик» от Хадды.
- Мужчина в шлеме, Тапа Калан, Хадда, III-IV века н.э.
- Фрагмент Будды Хадды, III-IV века н.э.
- Статуя Хадда, III-IV века н.э.
- Голова Будды, вероятно, из Хадды, ок. V–VI вв. Метрополитен-музей . [21]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Симпсон, Уильям (1881). «Статья VII. — Об идентификации Нагарахары со ссылкой на путешествия Хиуэн-Цанга» . Журнал Королевского азиатского общества . 13 (2): 183–207. дои : 10.1017/S0035869X00017792 . ISSN 2051-2066 . S2CID 163368506 .
- ^ Джон Бордман, Распространение классического искусства в древности ( ISBN 0-691-03680-2 )
- ^ Ванлин, Александра. «География искусства Гандхары» (PDF) : 143.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Ванлин, Александра. «География искусства Гандхары» (PDF) : 158.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ «После открытий в Ай-Хануме и раскопок в Тапа Шоторе Хадда предоставил доказательства, указывающие на то, что искусство Гандхары произошло непосредственно от эллинизированного бактрийского искусства. В частности, из находок глиняных фигурок совершенно ясно, что либо бактрийский художник с севера был поставленных на службу буддизму, или же создателями этих предметов искусства были местные художники, полностью знакомые со стилем и традициями эллинистического искусства». Олчин, Фрэнк Рэймонд (1997). Гандхарское искусство в контексте: обмены между Востоком и Западом на перекрестке Азии . Опубликовано издательством Regency Publications для Фонда Древней Индии и Ирана, Кембридж. п. 19. ISBN 9788186030486 .
- ^ Ванлин, Александра. «Тапа-э Шотор» . База данных Hadda Archeo . АрхеоБД, 2021.
- ^ См. изображение. Архивировано 31 июля 2012 г. на archive.today.
- ^ Jump up to: а б Тарзи, Земарялай. «Разрушенное место Хадды» : 62 и сл.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Берендт, Курт А. (2007). Искусство Гандхары в Метрополитен-музее . Метрополитен-музей. ISBN 978-1-58839-224-4 .
- ^ Бордман, Джордж. Греки в Азии . с. Греки и их искусство в Индии.
- ^ Тарзи, Земарялай. «Разрушенное место Хадды» .
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Ванлин, Александра. «Тапа Топе Калан» . Хадда Архео БД .
- ^ См. изображение. Архивировано 3 января 2013 г. на archive.today.
- ^ «Фотография» . РМН .
- ^ Барту, Ж. (1928). «БАХ-ГАИ» . Обзор азиатского искусства . 5 (2): 77–81. ISSN 0995-7510 . JSTOR 43474661 .
- ^ Ри, Мэрилин М. (14 июня 2010 г.). Раннее буддийское искусство Китая и Центральной Азии, Том 3: Западный Цинь в Ганьсу в период шестнадцати королевств и взаимосвязи с буддийским искусством Ганхары . БРИЛЛ. стр. Рис. 8.32 а-г. ISBN 978-90-04-18400-8 .
- ^ Берендт, Курт А. (2007). Искусство Гандхары в Метрополитен-музее . Метрополитен-музей. п. 87. ИСБН 978-1-58839-224-4 .
- ^ «Фотография» . РМН .
- ^ Ванлин, Александра. «Тапа Топе Калан» . Хадда Архео БД .
- ^ Эррингтон, Элизабет (2017). Чарльз Массон и буддийские места Афганистана: исследования, раскопки, коллекции 1832–1835 гг . Британский музей. п. 34. дои : 10.5281/zenodo.3355036 .
- ^ «Голова Будды, Афганистан (вероятно, Хадда), V–VI век» . Метрополитен-музея Сайт .
Внешние ссылки
[ редактировать ]