Узбекская одежда
Узбекская одежда представляет собой традиционный стиль одежды, которую носят узбеки . Он демонстрирует традиционную модную чувствительность узбекских культурных традиций и формирует один из основных культурных аспектов узбекской цивилизации. Узбеки носят два основных типа одежды: традиционная одежда, известная как традиционная узбекская одежда. [1] ( Узбек : узбек миллий либослари ) и западная одежда, которая включает в себя все остальное, не признанное ни национальной одеждой, ни одеждой другой страны.
Традиционная мужская одежда включает в себя различные формы головных уборов, чаще всего тюбетейку, известную как доппи , длинное пальто, называемое чопон , рубашку, известную как яктак , традиционный пояс и свободные брюки. яркие платья до колен и свободные брюки, известные как лозим Женщины обычно носят одежду, закрывающую все тело, наиболее распространенной одеждой являются . В особых случаях мужчины носят богато расшитые чопоны. [2] (в некоторых регионах называется зарчопон ), а женщины носят изысканные платья из атласа и шелка , которые часто богато вышиты золотой нитью, известной как зардози .
Предыдущие поколения узбеков почти полностью носили традиционную одежду. После завоевания Россией Средней Азии западная одежда и мода становились все более популярными, особенно среди более молодых и образованных поколений. В то время как узбекская одежда в советскую эпоху обычно была ориентирована в первую очередь на утилитарную ценность и практически не подвергалась влиянию международных модных тенденций, в последнее время больше внимания стало уделяться традиционным моделям. [3] Тем не менее, сейчас редко кто-то носит традиционную одежду в качестве повседневной одежды, особенно в городах, но доппи, чопоны и женские платья до колен остаются популярными, особенно в сельской местности.
Головной убор
[ редактировать ]Доппи . — распространенный стиль узбекского головного убора Узбекские доппи обычно имеют квадратную форму с заостренными краями, но стили сильно различаются в зависимости от региона. Первоначально доппи носили только мужчины, но многие женщины также носят доппи. [4] Другие распространенные традиционные головные уборы, которые носят узбекские мужчины, включают чугурму , калпак , каракуль , а в последнее время и исламскую такию .
Хотя советское правительство начало широкомасштабную кампанию против ношения чадры, начиная с 1920-х годов, мужским головным уборам уделялось значительно меньше внимания. этнических узбеков Некоторые лидеры и активисты Коммунистической партии носили традиционные тюрбаны , тогда как другие носили только костюмы западного образца. Некоторые джадиды поддерживали принятие костюмов такого стиля как символ прогресса, другие считали это формой русификации. [5]
Мужская одежда
[ редактировать ]Узбекская мужская одежда со временем значительно изменилась. Исторически сложилось так, что традиционные наряды состояли из полосатого чапана и тюрбана . [6] Исторически чопоны (в русских источниках называемые халатами ) дарились в знак верности или одобрения. [7] У узбеков до сих пор принято дарить почетным гостям изысканные чопоны.
Со временем стили одежды изменились, более популярными стали брюки с рубашками. Доппи , чаще всего стеганая черная шапка с белой вышивкой, в значительной степени заменила тюрбан. Современные узбекские мужчины обычно носят рубахи и брюки западного образца. [2]
Женская одежда
[ редактировать ]Исторически узбекские женщины носили паранжу вне дома , закрывавшую все тело, а также сетчатый чачвон, обычно сделанный из плетенного конского волоса, закрывавший лицо. [8] хотя в Узбекистане его перестали носить в конце 1930-х годов из-за худжума . Хотя узбекские женщины в Узбекистане больше не носят паранжу, паранжу иногда надевают во время похорон. [9] Узбекские женщины в Афганистане по-прежнему обычно носят паранджу, выходя из дома. [10]
В наше время узбекские женщины часто носят яркие платья до колен и свободные брюки под ними, известные как иштон или лозим . Некоторые узбекские женщины начали носить хиджаб и платья с длинными рукавами, но эта практика не получила широкого распространения. [4]
Материалы и методы производства
[ редактировать ]Узбекистан является одним из крупнейших в мире производителей хлопка и шелка по объему, хотя производство хлопка со временем снижается. [11] [12] На протяжении веков земля Узбекистана была неотъемлемой частью Шелкового пути с торговыми узлами в Бухаре и Самарканде . Город Самарканд стал местом назначения производителей шелка по всему региону, в результате чего были переданы различные узоры и стили ткачества. [13]
Галерея
[ редактировать ]- Узбекские дети в вышитом чопоне, известном как зарчопон.
- Вышитые доппи в основном носят невесты.
- Фигуристы в костюмах, вдохновленных традиционной узбекской одеждой
- Вышитые сапоги, которые женщины носят в особых случаях.
- Узбек в доппи и чопоне.
- Различные типы традиционных узбекских доппи, известные как Шахрисабз доппи (первый и второй ряды), Сурхон доппи (тройка верхних в третьем ряду) и Чуст доппи (последний ряд).
- Узбекские женщины в современных традиционных платьях и мужчина в доппи.
- Мужчина в чугурме и чопоне
- Жених и невеста в традиционной одежде
- Паранджа с чачвоном , исторически носившаяся женщинами.
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ «Традиционная узбекская одежда» . Путеводитель по Центральной Азии . 28 ноября 2022 г. Проверено 8 декабря 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б Кондра 2013 , с. 9.
- ^ Ноултон 2006 , с. 72.
- ^ Перейти обратно: а б Джозеф и Наджмабади 2003 , с. 44.
- ^ Кронин 2014 , стр. 222.
- ^ Акинер 2013 , с. 207.
- ^ Петерсон 2019 , с. 110-112.
- ^ Камп 2011 , стр. 29.
- ^ Камп 2011 , стр. 290.
- ^ Уильямс, Брайан Глин (2011). Рассекреченный Афганистан: Путеводитель по самой продолжительной войне Америки . Издательство Пенсильванского университета. п. 17. ISBN 978-0-8122-0615-9 .
- ^ «Хлопковый район Узбекистана, урожайность и производство» . Отдел международной оценки производства . Министерство сельского хозяйства США.
- ^ Менгес и Шамухитдинова 2017 , с. 32.
- ^ Меллер, Сьюзен (2018). Шелк и хлопок: текстиль из Центральной Азии . Абрамс. ISBN 978-1-68335-557-1 .
Источники
[ редактировать ]- Акинер, Ширин (2013). Культурные изменения и преемственность в Центральной Азии . Рутледж. ISBN 978-1-136-15042-5 .
- Джозеф, Суад; Нагмабади, Афсана (2003). Энциклопедия женщин и исламских культур: семья, тело, сексуальность и здоровье . Брилл. ISBN 978-90-04-12819-4 .
- Ноултон, МэриЛи (2006). Узбекистан . Маршалл Кавендиш. ISBN 978-0-7614-2016-3 .
- Камп, Марианна (2011). Новая женщина в Узбекистане: ислам, современность и раскрытие при коммунизме . Вашингтонский университет Press. ISBN 9780295802473 .
- Кондра, Джилл (2013). Энциклопедия национальной одежды [2 тома]: Традиционная одежда мира [2 тома] . Издательство Блумсбери США. ISBN 978-0-313-37637-5 .
- Кронин, Стефани (2014). Кампании против ношения чадры в мусульманском мире: гендер, модернизм и политика одежды . Рутледж.
- Ментес, Габриэле; Шамухитдинова, Лола (2017). Текстиль как национальное достояние: идентичность, политика и материальная культура . Вазманн Верлаг.
- Петерсон, Майя К. (2019). Несбыточные мечты: вода и империя в бассейне Аральского моря в Центральной Азии . Кембридж, Соединенное Королевство: Издательство Кембриджского университета. ISBN 9781108673075 .
- Qayumov, Malik (1967). "Чудесное зеркало" [Wonderful Mirror]. Ogonyok (in Russian) (30): 11–12.
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с одеждой Узбекистана, на Викискладе?