Jump to content

Персидская одежда

(Перенаправлено с иранской одежды )
Примеры персидской одежды из книги «Исторический костюм» (1888 г.)
Примеры персидской одежды из книги «Исторический костюм» (1888 г.)
Примеры персидской одежды из книги «Исторический костюм» (1888 г.)
Примеры персидской одежды из книги «Исторический костюм» (1888 г.)

Традиционная персидская одежда — это исторический костюм персидского народа и древней Персии (ныне Иран ) до династии Пехлеви 1930-х годов . Исторически ткань и цвет одежды имели большое значение. [1] В ахеменидский период (550–330 до н.э.) персидская одежда начала отражать социальный статус и положение, климат региона и время года. Философия дизайна древней одежды заключалась в сочетании функциональности и эстетики. [1]

Изображения образцов персидской одежды можно увидеть в древнем искусстве и персидских миниатюрах . [2] В персидских миниатюрах для одежды могут использоваться как яркие, так и приглушенные цвета, хотя цвета красочных пигментов часто не соответствуют цветам красителей. Традиционную персидскую одежду в наше время редко носят в городских районах, но она хорошо сохранилась в текстах и ​​картинах на протяжении всей истории. [ нужна ссылка ]

Одежда в Персии делится на несколько исторических периодов, однако о самой ранней истории известно мало. [3] [4] Точная дата возникновения ткачества в Иране пока не известна, но, скорее всего, она совпадет с зарождением цивилизации . [5]

В северном Иране есть исторические открытия, датированные примерно 6000 г. до н.э., которые относятся к ткачеству шерсти того времени. Другие открытия в центральном Иране, датированные 4200 годом до нашей эры, показали, что кожа животных не была единственной одеждой, которую носили на иранском нагорье с тех пор . Одежда древнего Ирана приняла развитую форму, при этом ткань и цвет одежды стали в то время очень важными. В ахеменидский период одежда менялась в зависимости от социального статуса, высокого положения, климата региона и времени года.

Часто носили широкий пояс, называемый камарбанд , от которого в английском языке происходит слово « камербанд ». [6]

Кожаные штаны тонока во время спортивного ритуала зорхане (около 1840–1933 гг.)
Кожаные штаны тонока во время спортивного ритуала зорхане ( ок. 1840 - ок. 1933 )

Чакчур (брюки на ногах, или чакчур ) представляли собой длинные штаны, часто из тонкой черной ткани, которые в основном носили женщины, но в более поздней истории их носили мужчины. [7] Чакчур существовал в двух различных стилях: первый стиль представлял собой свободные широкие брюки с поясом, заканчивающимся чулками (штанами-баллонами), закрывающими тело от талии до пальцев ног; второй стиль был похож на леггинсы со стремянами . [7] К концу династии Каджаров (начало 20 века) чакчур уже не был в моде. [7]

Брюки -шалвары ( ширвал, шалвар или « шаровары » ) имели полную ногу, облегали лодыжку, их носили как мужчины, так и женщины, они были изготовлены из различных стилей и цветов ткани. [7]

Одинокий

[ редактировать ]

Тонока ( тонбан ) представляла собой кожаные штаны, которые носили для традиционной борьбы и легкой атлетики, плотно прилегающие к талии и чуть ниже колен, иногда с декоративными деталями. Тонока могла иметь такие детали, как маленькие зеркала, пришитые к коленным чашечкам (чтобы показать уверенность владельца брюк в своей победе) или вышитые петли из грубого хлопкового шнура, чтобы раздражать противника. [7]

Платья и халаты

[ редактировать ]

Аба (также абаа и абая ) в Персии представляла собой верхнюю одежду из грубой шерсти с разрезом спереди, обычно без рукавов, но с большими проймами (коробчатая одежда с отверстиями для головы, рук и ног). [7] В Иране хаба в основном носят мусульманские религиозные ученые-мужчины, и эта практика зародилась в период Занда (конец 18 века). [8]

Хафтан — вариант халата или туники, использовавшийся в древней Персии в качестве боевой одежды. [7] Боевой вариант представлял собой двойной слой тяжелой ткани, стеганный и подбитый шелком. [7] Хафтан . носили под зерехом (кольчугой) [7]

Пальто и плащи

[ редактировать ]
Деталь рельефа, изображающая двух мужчин (слева и справа) в канди ; из Ападаны Персепольской , 550-330 гг. до н.э.

Мотыльки

[ редактировать ]

Кандис (или мидийский халат) представлял собой персидское пальто длиной в три четверти, хотя в своей самой ранней известной форме в 4–5 веках до нашей эры оно имело форму больше как плащ , который мог иметь декоративные рукава, но использовал только формальную обстановку. [9] Персидские канди часто были фиолетового цвета или делались из кожи и шкур. [10] Энциклопедия Ираника заявила, что многие ученые считают, что кандис, наряду с пальто с длинными рукавами, называемым сараписом, и длинными брюками, называемыми анаксиридами, составляли одежду для верховой езды мидийцев ; который был изображен на Персеполя рельефах . [10] Возможно, это был предмет одежды, связанный с дворянством. [10]

Чадор, хиджаб и джилбаб

[ редактировать ]

Некоторые ученые утверждают, что именно Кир Великий более чем за тысячу лет до ислама начал практику покрывать женщин, чтобы защитить их целомудрие . Теория утверждает, что чадра затем перешла от Ахеменидов к Селевкидам и , в свою очередь, была принята византийцами и , наконец, преобразована в хиджаб арабами, которые распространили ее по всему мусульманскому миру. [11]

Династия Сефевидов централизовала Иран и объявила шиитский ислам официальной религией, что привело к широкому распространению хиджаба женщинами в стране. Шиитский ислам служил Сефевидам инструментом консолидации различных этнических групп под своей властью и дифференциации от своих противников -суннитов-мусульман . [12] Таким образом, покрывать волосы издавна было традицией для женщин в Иране. Иранцы обычно называют джилбаб персидским названием «чадор».

Галеш Зануне
Галеш Зануне

Галеш ( персидский : گالش ) — это древний стиль обуви ручной работы, который когда-то был найден в Северном Иране. [13]

Персидские сапоги на каблуке

[ редактировать ]

Древние персы носили сапоги из шагреневой конской кожи на высоком каблуке. [14] Эти сапоги на каблуке создавались для крепкого захвата стремени во время верховой езды и не использовались для ходьбы. [14] Кавалерия Ахеменидской империи использовала эти ботинки в 10 веке. [14] [15]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б Одежда в Древнем Иране, Ферейдон Пурбахман/Т: Хаджар Зия Сикароди, Амир Кабир . 2007. стр. 24, 25, 57.
  2. ^ Прайс, Массум; Вайбель, Зохре (декабрь 2010 г.). Иран: 5000 лет одежды, украшений и косметики . Анахита Продакшнс Лимитед. ISBN  978-0-9809714-4-6 .
  3. ^ Хьюстон, Мэри Г. (08 марта 2012 г.). Древнеегипетский, месопотамский и персидский костюм . Курьерская компания. стр. 162–166. ISBN  978-0-486-14265-4 .
  4. ^ Зияпур, Джалил (1964). Древняя одежда иранцев: от древнейших времен до конца сасанидского Шахнаме [ Древняя одежда иранцев: от древнейших времен до конца сасанидского Шахнаме ] (на персидском языке). Идарах-и Кулл-и Музиха ва Фарханг-и Амма.
  5. ^ Энциклопедия текстиля с древнейших времен до начала XIX века . Эрнест Флемминг (введение). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк; Берлин, Германия: Э. Вейхе и Эрнест Васмут. 1927. С. XV – XVI. {{cite book}}: CS1 maint: другие ( ссылка )
  6. ^ «Камербанд» . Lexico Британский словарь английского языка . Издательство Оксфордского университета . Архивировано из оригинала 29 июля 2020 года.
  7. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Холам-Хосайн, Юсофи (15 декабря 1992 г.). «Одежда XXVII. Исторический лексикон персидской одежды» . Энциклопедия Ираника , Том. В. ​стр. 856–865. ISSN   2330-4804 .
  8. ^ Алгар, Х. (15 декабря 1982 г.). «Аба» . Энциклопедия Ираника , Том. 1 . стр. 50–51.
  9. ^ Миллер, Маргарет К. (2004). Афины и Персия в пятом веке до нашей эры: исследование культурной восприимчивости (1-е изд. ПБК). Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 165–168. ISBN  0521607582 .
  10. ^ Перейти обратно: а б с Шмитт, Рюдигер (15 декабря 1990 г.). "Конфеты " Энциклопедия Ираника , Том. IV . Иранская энциклопедия.
  11. ^ Макки, Сандра и Харроп, Скотт (1996). Иранцы: Персия, ислам и душа нации . Пингвин. ISBN  978-0-452-27563-8 . OCLC   38995082 . В бесконечных дебатах о происхождении и практике ношения чадры в исламском мире, которое многие считают символом более низкого статуса женщины по сравнению с мужчиной, некоторые историки утверждают, что именно Кир Великий за десять веков до ислама установил обычай покрывать женщин. чтобы защитить свое целомудрие. Согласно этой теории, покрывало перешло от ахеменян к Селевкидам. Они, в свою очередь, передали его византийцам, от которых его унаследовали арабские завоеватели, распространив его по обширным просторам арабского мира.
  12. ^ «Династия Сефевидов» . Британника . 10.10.2023 . Проверено 6 ноября 2023 г.
  13. ^ Снодграсс, Мэри Эллен (17 марта 2015 г.). Мировая одежда и мода: энциклопедия истории, культуры и социального влияния . Рутледж. п. 326. ИСБН  978-1-317-45167-9 .
  14. ^ Перейти обратно: а б с Ингевальдссон, Йеспер (29 марта 2020 г.). «История: Каблуки» . Shoegazing.com . Проверено 21 февраля 2024 г.
  15. ^ «Увлекательная эволюция каблуков: от мужчин в Персии до иконы женской моды» . Экономические времена . 06.10.2023. ISSN   0013-0389 . Проверено 21 февраля 2024 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ae754ea6a74141ca3d8494b4567ad486__1717345740
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ae/86/ae754ea6a74141ca3d8494b4567ad486.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Persian clothing - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)