Jump to content

Политика Кыргызстана

Политика Кыргызстана , официально известного как Кыргызская Республика , осуществляется в рамках президентской системы представительной демократической республики, при которой Президент является главой государства , а Председатель Кабинета Министров является главой правительства . Исполнительную власть осуществляет правительство. Законодательная власть принадлежит как правительству, так и парламенту. The Economist Intelligence Unit оценил Кыргызстан как « авторитарный режим » в 2022 году. [ 1 ] [ нужно обновить ]

В отличие от своих авторитарных соседей – Казахстана , Таджикистана , Туркменистана и Узбекистана – Кыргызстан имеет более плюралистическую политическую систему после распада Советского Союза. Кыргызстан колеблется между авторитарными и демократическими формами правления. [ 2 ] Три авторитарных президента были отстранены от должности с 2005 года из-за народных протестов. [ 2 ]

Политическая история

[ редактировать ]

В первые годы Аскар полной независимости Кыргызстана президент Акаев, казалось, был искренне привержен процессу реформ. Однако, несмотря на поддержку крупных западных доноров, включая Международный валютный фонд (МВФ), Кыргызстан с самого начала столкнулся с экономическими трудностями. Это произошло главным образом в результате распада советского торгового блока, который препятствовал плавному переходу республики к экономике свободного рынка .

В 1993 году обвинения в коррупции в адрес ближайших политических соратников Акаева переросли в крупный скандал. Одним из обвиняемых в нарушениях был вице-президент Феликс Кулов , который подал в отставку по этическим соображениям в декабре. После отставки Кулова Акаев распустил правительство и призвал последнего коммунистического премьер-министра Апаса Джумагулова сформировать новое правительство. В январе 1994 года Акаев инициировал референдум с просьбой продлить мандат до завершения срока его полномочий. Он получил 96,2% голосов.

Новая Конституция была принята Парламентом в мае 1993 года. Однако в 1994 году Парламенту не удалось собрать кворум на свою последнюю запланированную сессию до истечения срока его полномочий (февраль 1995 года). Президента Акаева широко обвиняли в том, что он манипулировал бойкотом со стороны большинства парламентариев. Акаев, в свою очередь, утверждал, что коммунисты вызвали политический кризис, не позволив законодательному органу выполнять свою роль. Акаев запланировал референдум на октябрь 1994 года, одобренный подавляющим большинством избирателей, на котором были предложены две поправки к Конституции: одна позволила бы вносить поправки в Конституцию посредством референдума, а другая создала новый двухпалатный парламент под названием Жогорку Кенеш .

Выборы в две законодательные палаты – 35-местную постоянную ассамблею и 70-местную заочную ассамблею – состоялись в феврале 1995 года после того, как большинство международных наблюдателей сочли кампании удивительно свободными и открытыми, хотя процедура в день выборов была омрачена из-за широкомасштабных нарушений. Независимые кандидаты получили большинство мест, что свидетельствует о том, что личности преобладали над идеологиями. Новый парламент созвал свою первую сессию в марте 1995 года. Одним из первых его задач было утверждение точных конституционных формулировок о роли законодательного органа.

Независимые политические партии Кыргызстана участвовали в парламентских выборах 1996 года. Референдум в феврале 1996 года – в нарушение Конституции и закона о референдумах – внес поправки в Конституцию, предоставившие президенту Акаеву больше власти. Он также удалил положение о том, что парламентарии избираются прямым всеобщим голосованием. Хотя изменения дали президенту право распускать парламент, они также более четко определили полномочия парламента. С тех пор Парламент продемонстрировал реальную независимость от исполнительной власти.

Референдум в октябре 1998 года одобрил конституционные изменения, включая увеличение числа депутатов в верхней палате, сокращение числа депутатов в нижней палате, отмену парламентской неприкосновенности, реформирование правил земельных торгов и реформирование государственного бюджета.

Два тура парламентских выборов были проведены 20 февраля 2000 г. и 12 марта 2000 г. При полной поддержке Соединенных Штатов Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) сообщила, что выборы не соответствовали обязательствам по свободному и честные выборы и, следовательно, были недействительными. Сомнительные судебные разбирательства против оппозиционных кандидатов и партий ограничили выбор кандидатов, доступных кыргызским избирателям, в то время как контролируемые государством СМИ положительно отзывались только об официальных кандидатах, а правительственные чиновники оказывали давление на независимые СМИ, поддерживающие оппозицию.

В 2002 году Азимбек Бекназаров , ведущий деятель оппозиции, был заключен в тюрьму местными властями при обстоятельствах, которые многие считают политически мотивированными. Это привело к протестам, вылившимся в столкновения с полицией, кульминацией которых стала гибель пяти человек в Джалал-Абаде .

По мере приближения Мэй власти еще больше расширили свою власть, заключив в тюрьму бывшего союзника президента Феликса Кулова на десять лет за предполагаемое «злоупотребление служебным положением». В том же месяце все правительство ушло в отставку, приняв на себя вину за гибель людей во время протестов в начале года. Затем было сформировано новое правительство во главе с Николаем Танаевым .

В ноябре президент столкнулся с новыми протестами, поскольку оппозиция объявила, что пойдет маршем на столицу и потребует его отставки. Полиция отреагировала на это арестом большого количества демонстрантов, что еще больше усилило международное неодобрение авторитарного характера правительства Акаева.

Здание правительства в селе Тамчы . Иссык-Кульской области

К июню 2003 года нижняя палата парламента объявила, что президент Акаев и два других лидера [ ВОЗ? ] Кыргызстана, еще с советских времен, будет предоставлен пожизненный иммунитет от судебного преследования, что повысит вероятность того, что Акаев наконец уйдет в отставку.

В 2005 году, после спорных результатов парламентских выборов 2005 года , Кыргызстан оказался в состоянии политической нестабильности, когда различные партии заявляли, что они являются законным правительством. 10 июля 2005 года временный президент и оппозиционного Народного движения лидер Курманбек Бакиев одержал президентских выборах на убедительную победу . (См.: Тюльпановая революция ).

В 2006 году Бакиев столкнулся с политическим кризисом, когда тысячи людей приняли участие в серии акций протеста в Бишкеке . Они обвинили его в отказе от обещанных конституционных реформ, ограничивающих президентскую власть и предоставляющих больше полномочий парламенту и кабинету министров. Они также обвинили его в неспособности искоренить коррупцию, преступность и бедность. [ 3 ] Бакиев, в свою очередь, обвинил оппозицию в подготовке против него государственного переворота. Несколько парламентариев были убиты во время политических беспорядков. [ 4 ]

Президентские выборы , первоначально запланированные на 2010 год, были перенесены на 23 июля 2009 года. [ 5 ] Многие ожидали, что президент Бакиев сохранит свой мандат, в то время как оппозиционное Объединенное народное движение (ОНД) объявило 20 апреля 2009 года, что выставит единого кандидата – Социал-демократической партии лидера Алмаза Атамбаева . [ 6 ] Явка на выборах составила 79,3%. [ 7 ] По состоянию на 00:45 по местному времени в Кыргызстане 25 июля 2009 года (по данным 2058 из 2330 избирательных участков) Бакиев победил на выборах, набрав 83,8% голосов. [ 8 ]

Оценивая выборы, ОБСЕ заявила, что Бакиев получил «несправедливое преимущество» и что предвзятость СМИ «не позволила избирателям сделать осознанный выбор». Кроме того, они обнаружили, что выборы были «омрачены множеством проблем и нарушений», сославшись на вбросы бюллетеней и проблемы с подсчетом голосов. [ 9 ] В день голосования Атамбаев снял свою кандидатуру, заявив, что широко распространены фальсификации, заявив, что «из-за массовых, беспрецедентных нарушений мы считаем эти выборы нелегитимными и необходимо провести новые выборы». [ 10 ] Митинг оппозиции с участием 1000 человек в Балыкчи в день выборов был разогнан спецназом. [ 10 ]

Арест деятеля оппозиции 6 апреля 2010 года в городе Талас вызвал протест сторонников оппозиции. [ 11 ] Протестующие взяли под свой контроль правительственное здание, требуя нового правительства. ОМОН был послан из Бишкека, и им удалось временно восстановить контроль над зданием. Позже в тот же день были арестованы еще несколько деятелей оппозиции, а правительство заявило, что вернуло ситуацию под контроль. Однако на следующий день сотни сторонников оппозиции собрались в Бишкеке и прошли маршем к штаб-квартире правительства. Сотрудники службы безопасности попытались разогнать протестующих с помощью светошумовых гранат и боевых патронов, ценой десятков жизней. Однако протесты продолжались, что привело к бегству президента Бакиева в свой южный оплот Джелалабад и освобождению позднее в тот же день арестованных деятелей оппозиции. Новое правительство было сформировано под руководством лидера оппозиции Розы Отунбаевой , а Бакиев несколько дней оставался на юге Кыргызстана, а затем бежал в Белоруссию предоставил ему убежище , где президент Лукашенко . Новое временное правительство провело консультации по новой конституции, призванной расширить полномочия парламента и сократить полномочия президента. Референдум по итоговому документу был проведен 27 июня 2010 года и был одобрен более чем 90% избирателей при явке 72%. [ 12 ] Впоследствии, 10 октября 2010 года, были проведены выборы. В результате этих выборов пять партий достигли 5-процентного порога, необходимого для прохождения в парламент.

В 2011 году прошли президентские выборы, на которых победил Алмазбек Атамбаев . [ 13 ] В 2017 году он поддержал на посту президента премьер-министра Сооронбая Жээнбекова , который выиграл президентские выборы в том году. После того как Атамбаев ушел с поста президента, он начал критиковать Жээнбекова, и со временем их отношения ухудшились. Вскоре Атамбаев был обвинен администрацией Жээнбекова в коррупции. [ 14 ] Нарастали столкновения между силами безопасности и сторонниками Атамбаева, что усугубляло политические беспорядки. [ 15 ] Политический мятеж в Кыргызстане усилился после разногласий по поводу проведения парламентских выборов в Кыргызстане в октябре 2020 года , на которых только четыре партии преодолели 7% барьер для достижения парламентского представительства, три из которых были тесно связаны с правительством. Сторонники оппозиции заявили, что эти выборы были омрачены подкупом голосов и многими другими нарушениями. [ 16 ] Протесты привели к массовой отставке правительственных чиновников. [ 17 ] В октябре 2020 года президент Сооронбай Жээнбеков подал в отставку после протестов, вызванных нарушениями на парламентских выборах 4 октября 2020 года. [ 18 ] В январе 2021 года Садыр Жапаров был избран новым президентом после победы на президентских выборах с большим перевесом. [ 19 ]

В апреле 2021 года большинство избирателей на референдуме по конституции одобрили новую конституцию, которая предоставит президенту новые полномочия, что значительно усилит президентскую власть. [ 20 ]

Исполнительная власть

[ редактировать ]
Главные должностные лица
Офис Имя Вечеринка С
Президент Садыр Жапаров Мекенчил 28 января 2021 г.
Председатель Кабинета Министров Акылбек Жапаров Ар-Намыс 12 октября 2021 г.

Президент избирается всенародным голосованием максимум на два пятилетних срока. Председатель Кабинета Министров назначается президентом и утверждается Верховным Советом. [ 21 ]

Кабинет Министров

[ редактировать ]

Акылбек Жапаров Правительство

[ редактировать ]

С 13 октября 2021 г.: [ 22 ]

Законодательная власть

[ редактировать ]

В советскую эпоху в Кыргызстане существовал однопалатный законодательный орган, который в 1995 году был заменен двухпалатным Верховным Советом ( Жогорку Кенеш ). Верховный совет состоял из Собрания народных представителей (45 мест; члены избирались всеобщим голосованием от одномандатных округов ) и Законодательного собрания (60 мест; 45 членов которого избирались всеобщим голосованием от одномандатных округов, а также 15 которые были из общенациональных партийных списков на пропорциональной основе с 5-процентным порогом). [ 23 ] Все законодательные сроки составляли пять лет. [ 23 ]

В 2005 году в рамках избирательного процесса 2005 года и в соответствии с референдумом 2003 года парламент снова стал однопалатным. Законодательное собрание ( Myizam Chygaruu Jyiyny ) состояло из 75 членов, избираемых на пятилетний срок от одномандатных округов. [ 24 ]

Однако из-за политических волнений 21 октября 2007 года был проведен новый конституционный референдум, на котором была одобрена новая избирательная система, увеличен состав парламента до 90 членов и введено голосование по партийным спискам. [ 25 ] Голосование по партийным спискам представляет собой систему пропорционального представительства, при которой кандидаты выбираются из центральных партийных списков, а не избираются на местном уровне. Досрочные парламентские выборы состоялись 16 декабря 2007 года. [ 26 ] [ 27 ]

Политические партии и выборы

[ редактировать ]

президентские выборы 2017 г.

[ редактировать ]
Кандидат Вечеринка Голоса %
Сооронбай Жээнбеков СДПК 920,620 54.22
Умурбек Бабанов Независимый 568,665 33.49
Адахан Мадумаров Весь Кыргызстан 110,284 6.57
Темир Сариев Акшумар 43,311 2.55
Таалатбек Масадыков Независимый 10,803 0.64
Ulukbek Kochkorov Независимый 8,498 0.50
Азимбек Бекназаров Независимый 2,743 0.16
Арстанбек Абдылдаев Независимый 2,015 0.12
Арсланбек Малиев Независимый 1,621 0.10
Эрнис Зарлыков Независимый 1,554 0.09
Токтайм Уметалиева Независимый 1,473 0.09
Против всех 12,371 0.73
Недействительные / пустые голоса 13,902 0.82
Общий 1,697,868 100
Зарегистрированные избиратели/явка 3,014,434 56.32
Источник: Центральная избирательная комиссия. Архивировано 7 ноября 2017 г. на Wayback Machine.

Парламентские выборы 2015 г.

[ редактировать ]
Вечеринка Голоса % Сиденья +/–
Социал-демократическая партия 435,968 27.35 38 +12
Республика – Ата Журт 320,115 20.08 28 –23
Партия Кыргызстана 206,094 12.93 18 Новый
Онугуу – Прогресс 148,279 9.30 13 Новый
Одно много 135,875 8.52 12 Новый
Социалистическая партия Ата Мекен 123,055 7.72 11 –7
Все Кыргыз-Эмек 97,869 6.14 0 0
Замандаш 43,405 2.72 0 0
Великий Кыргызстан 23,899 1.50 0 Новый
Ар-Намыс 12,807 0.80 0 –25
Мекен Интимигия 12,679 0.80 0 Новый
Конгресс народа Кыргызстана 9,619 0.60 0 Новый
Мир 6,398 0.40 0 Новый
Азатский 5,355 0.34 0 Новый
Против всех 12,428 0.78
Недействительные/пустые голоса 32,410
Общий 1,626,255 100 120 0
Зарегистрированные избиратели/явка 2,761,297 58.89
Источник: ЦИК

Группы политического давления и лидеры

[ редактировать ]

Судебная власть

[ редактировать ]

Хотя конституция предусматривает независимую судебную власть, многие считают, что судебная система Кыргызстана находится под влиянием прокуратуры. Низкие зарплаты делают подкуп судей обычным явлением. Большинство дел рассматривается в местных судах; затем они могут подать апелляцию в муниципальные или региональные суды, при этом Верховный суд является последней апелляционной инстанцией. Имущественные и семейно-правовые споры, а также мелкие уголовные дела рассматриваются традиционными старейшинами, которые слабо контролируются прокуратурой. Экономические споры и военные дела рассматриваются в специализированных судах. Поправки к конституции 2003 года расширили сферу полномочий Верховного суда в гражданском, уголовном и административном судопроизводстве. Многие меры защиты западной юриспруденции отсутствуют в системе Кыргызстана, которая сохраняет многие черты советской системы. Право на защиту и презумпция невиновности обвиняемого гарантируются законом, но зачастую не реализуются. Суда присяжных не существует. Законодательная реформа, рассматриваемая в 2006 году, позволит создать систему присяжных и укрепить независимость судебной власти. [ 29 ]

Генеральная прокуратура Кыргызстана осуществляет надзор за соблюдением законодательства Кыргызской Республики и деятельностью правоохранительных органов, а также вынесением приговоров преступникам совместно с судебной властью.

Административное деление

[ редактировать ]

Кыргызстан разделен на семь областей (облустар, единственное число – облус) и два города областного уровня* (шаар):

примечание: названия административных центров в скобках.

Участие международных организаций

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Индекс демократии 2023: эпоха конфликтов (PDF) . Economist Intelligence Unit (Отчет). 2024. Архивировано (PDF) из оригинала 9 июня 2024 года . Проверено 22 июля 2024 г.
  2. ^ Перейти обратно: а б Энгвалл, Йохан (2022). «Ядовитый парламент Кыргызстана» . Журнал демократии . 33 (1): 55–69. дои : 10.1353/jod.2022.0004 . ISSN   1086-3214 . Архивировано из оригинала 28 января 2022 года . Проверено 20 января 2022 г.
  3. ^ aljazeera.net [ постоянная мертвая ссылка ]
  4. ^ aljazeera.net
  5. ^ «Кыргызская оппозиция выберет кандидата в президенты» . Радио Свободная Европа/Радио Свобода . 7 апреля 2009 г. Архивировано из оригинала 3 марта 2016 г. . Проверено 7 апреля 2009 г.
  6. Брюс Паннье «Кыргызская оппозиция объединяется и представляет кандидата в президенты». Архивировано 3 июня 2016 года в Wayback Machine , RFE/RL, 20 апреля 2009 года.
  7. ^ «Снятие средств и протесты омрачают выборы в Кыргызстане» . Радио Свободная Европа, Радио Свобода. 24 июля 2009 года. Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 25 июля 2009 г.
  8. ^ "Выборы президента Кыргызстана" . АКИpress. 25 July 2009. Archived from the original on 10 January 2021 . Retrieved 25 July 2009 .
  9. ^ Президентские выборы в Кыргызстане не соответствовали ключевым обязательствам ОБСЕ. Архивировано 11 января 2021 г. в Wayback Machine , пресс-релиз ОБСЕ (24 июля 2009 г.).
  10. ^ Перейти обратно: а б Кандидат от Кыргызстана отказался от голосования. Архивировано 26 января 2021 года на сайте Wayback Machine , BBC News (23 июля 2009 г.).
  11. ^ «В условиях кыргызского кризиса столкновения обостряются» . Новости Би-би-си . 7 апреля 2010 г. Архивировано из оригинала 16 августа 2017 г. . Проверено 7 апреля 2010 г.
  12. ^ «Избиратели Кыргызстана подавляющим большинством поддерживают новую конституцию» . Hurriyet Daily News и Economic Review . 2 июля 2010 г.
  13. ^ «Премьер-министр Атамбаев побеждает на выборах президента Кыргызстана» . Новости Би-би-си . 31 октября 2011 г. Архивировано из оригинала 12 ноября 2020 г. Проверено 15 октября 2020 г.
  14. ^ «Кыргызский спецназ атаковал резиденцию экс-президента Атамбаева» . info.tv5monde.com . Архивировано из оригинала 7 августа 2019 года . Проверено 12 января 2022 г.
  15. ^ «Заместитель министра внутренних дел Кыргызстана посетил подворье Атамбаева после того, как тот проигнорировал повестки» . Архивировано из оригинала 22 июля 2019 года . Проверено 15 октября 2020 г.
  16. ^ «Выборы в Кыргызстане: протестующие штурмуют парламент из-за заявлений о фальсификации результатов голосования» . Новости Би-би-си . 6 октября 2020 г. Архивировано из оригинала 12 октября 2020 г. . Проверено 15 октября 2020 г.
  17. ^ «Президент Кыргызстана уходит в отставку после беспорядков» . 15 октября 2020 года. Архивировано из оригинала 7 января 2021 года . Проверено 15 октября 2020 г.
  18. ^ «Выборы в Кыргызстане: президент Жээнбеков уходит в отставку после протестов» . Новости Би-би-си . 15 октября 2020 года. Архивировано из оригинала 3 мая 2021 года . Проверено 3 мая 2021 г.
  19. ^ «Выборы в Кыргызстане: Садыр Жапаров с большим перевесом побеждает на президентских выборах» . Новости Би-би-си . 11 января 2021 года. Архивировано из оригинала 6 мая 2021 года . Проверено 3 мая 2021 г.
  20. ^ «Избиратели Кыргызстана на референдуме поддержали президентское правление» . www.aljazeera.com . Архивировано из оригинала 11 апреля 2021 года . Проверено 10 октября 2021 г.
  21. ^ «Проект закона «О Конституции Кыргызской Республики» » . venice.coe.int . Венецианская комиссия . 23 февраля 2021 года. Архивировано из оригинала 11 февраля 2022 года . Проверено 10 октября 2021 г.
  22. ^ «Генерал | Кабинет Министров КР» . Архивировано из оригинала 21 октября 2019 года . Проверено 17 апреля 2019 г.
  23. ^ Перейти обратно: а б Дэй, Алан Джон (2002) Политические партии мира (5-е изд.) Джон Харпер, Лондон, с. 289, ISBN   0-9536278-7-X
  24. ^ Финн, Питер (28 февраля 2005 г.) «Выборы в Кыргызстане безрезультатны: большинство законодательных гонок вынуждены участвовать во втором туре: наблюдает за атмосферой ошибок» The Washington Post, стр. А-10
  25. ^ «Сотрудники (23 октября 2007 г.) «Множество нарушений» на выборах в Кыргызстане» BBC News » . 23 октября 2007 г. Архивировано из оригинала 8 января 2017 г. . Проверено 18 января 2008 г.
  26. Агентство новостей Кыргызской Республики (15 ноября 2007 г.) «Три кыргызские партии отозвали заявки на участие в выборах в парламент» от BBC Monitoring: Отдел Центральной Азии.
  27. ^ Кыргызский АКИpress (25 декабря 2007 г.) «Посланник ОБСЕ осуждает репрессии Кыргызстана против оппозиции» от BBC Monitoring: Central Asia Unit
  28. ^ «CAFMI | Центральноазиатский институт свободного рынка | Свобода не бесплатна» . Архивировано из оригинала 27 декабря 2012 года . Проверено 12 января 2013 г.
  29. ^ Профиль страны Кыргызстана. Архивировано 26 февраля 2005 г. в Wayback Machine . Библиотеки Конгресса США Отдел федеральных исследований (январь 2007 г.). В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 46fe91fdac1afe951fc0e91f1c18c80f__1722842040
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/46/0f/46fe91fdac1afe951fc0e91f1c18c80f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Politics of Kyrgyzstan - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)