Jump to content

Архитектура Афганистана

Президентский дворец Афганистана – современный комплекс, в котором представлены разнообразные стили архитектуры страны.

Архитектура Афганистана . относится к особому стилю архитектуры современной страны и государств-предшественников [1] Поскольку границы региона были связаны между тремя основными культурными и географическими центрами Центральной Азии , Индийским субконтинентом и Иранским нагорьем , границы региона до этого времени менялись с быстрым продвижением армий, при этом земли принадлежали обширному диапазону территорий. империй за последние два тысячелетия. [2] [3] [4]

Разнообразие афганской истории позволяет создать разнообразный и в то же время уникальный стиль, который существует в архитектуре и архитектурных памятниках страны, с влиянием, варьирующимся с течением времени от греческого до персидского , до индийского и европейского в последние столетия. [2] [3] Также отражен ряд религиозных влияний с течением времени, причем свидетельства в первую очередь демонстрируют раннее буддийское , зороастрийское и исламское вдохновение. [1] [2] [4] [5]

Архитектурное происхождение

[ редактировать ]

С наступлением железного века в Центральной Азии стали очевидны первые признаки кольцевого городского планирования, типичного с этого момента для всего Иранского нагорья. Круглая форма, скорее всего, имела защитное намерение. [1] В некоторых частях крупных исторических городов, таких как Балх и Кандагар, сохранились валы с фундаментом, датируемым этим периодом. [3] с характерной конструкцией из сырцового кирпича и башнями, расположенными через равные промежутки времени. [1] Цитадель также обычно располагалась в центре этих построек, что свидетельствует о том , что эти поселения также служили административными центрами и рынками. [3] С тех пор эта традиция оборонительной архитектуры распространилась и поддерживалась на большей части территории Центральной Азии. [3]

Великая цитадель Герата.

Эллинское влияние

[ редактировать ]

После Александром Македонским завоевания региона в 4 веке до нашей эры и последующего правления его генералов -Селевкидов эллинистическое влияние укрепило ранее существовавшие связи с Западом. [2] Это было особенно очевидно на севере региона, в то время как правление Маурьев продолжалось на юге. [2] [3] Хотя храмы сохранили свою отчетливую классическую буддийскую форму, в отделке и планировке сооружений сохранились свидетельства работы греческих архитекторов, а скульптуры являются ключевым проявлением западного искусства. [3] Греки также повлияли на городское планирование, построив агору или центральную площадь города, и эта традиция получила дальнейшее развитие при более позднем правлении Тимуридов, создав передовую архитектуру в дизайне городов. [3]

Древняя Тахт э Ростам, буддийская ступа, высеченная из самой земли, с траншеями вокруг нее, уходящими на 7 метров вниз, ведущими к нескольким пещерам и буддийским местам для молитв.

Ранняя буддийская архитектура

[ редактировать ]

Приход первоначально кочевых племен юэчжи из Центральной Азии и создание Кушанской империи добавили новый элемент к уже существующему характеру архитектуры Афганистана, поскольку при Канишке Великом страна превратилась в центр буддизма. Создание Кушанской империи укрепило существующие традиции и восстановило международные связи, [...] способствуя распространению буддийской архитектуры в Афганистане.

- Уорик Болл , Памятники Афганистана, Лондон, 2008 г.

С созданием Кушанской империи были созданы как политические, так и династические центры, причем один такой династический центр был обнаружен в Афганистане в Сурх-Котале , основанном в период расцвета буддизма в Афганистане. [1] [3] [4] Раскопки на этом месте выявили монументальную лестницу, ведущую вниз по склону холма от кушанского храма, построенного в первой половине II века нашей эры. [1] [3] [5] Зороастрийские ассоциации, возможно, очевидны в символах поклонения огню и существуют наряду с буддийскими архитектурными особенностями. Эллинистические пилястры и основания колонн рядом с известняком с надписями греческими буквами на неизвестном языке являются свидетельством западного влияния. [3] в то время как иранское влияние может также существовать в рамках концепции монументального династического центра. [1]

Искусственные пещерные сооружения были основной особенностью буддийских общин, достигнув своего апогея благодаря принятию буддизма эфталитами , когда пещеры использовались в качестве святилищ и келий для буддийских монахов. [1] [5] Наиболее ярким примером этого в Афганистане является провинция Бамиан , которая стала столицей буддизма в 4 веке нашей эры под властью эфталитов. [5] На этом месте существуют сотни таких пещер, которые также примечательны своими огромными статуями Будды и их публичным разрушением талибами в 2001 году. [1] [2] [5]

Ступу раскопали в 35 км от Кабула, Афганистан

В этот период пришло широкое строительство ступы , ключевой архитектурной формы раннего буддийского периода . [1] [3] Эта структура возникла из первоначальных земляных курганов, построенных на северо-востоке Индии после смерти Будды. [1] роль сооружения превратилась из памятного реликвария в место поклонения. [3] открыл оригинальные ступы Это произошло примерно в III веке до нашей эры, когда император Ашока с целью использования реликвий для распространения религии, что совпало с распространением самого сооружения. [1] С развитием этой цели произошло длительное и сложное развитие формы: от земляного холма до прочных каменных сооружений, состоящих из квадратного основания под полусферическим куполом. В конце концов, эта форма стала затмеваться украшением мачты с семью зонтикообразными дисками или чакрами , каждый из которых представляет отдельный слой небес. [1] [3] другие ступы , традиционные буддийские монастыри и часовни. Эти сооружения редко были изолированы, рядом обычно находились [3]

Несмотря на включение большей части Афганистана в состав Сасанидской империи в III веке нашей эры, регион так и не был полностью завоеван. [2] и региональное архитектурное развитие практически не пострадало. [1] На смену Сасанидам пришло вторжение эфталитов в V веке нашей эры . [2] Существуют некоторые предположения относительно того, в какой степени разрушительный характер эфталитов распространился на время их пребывания в Афганистане, хотя ученые сходятся во мнении, что местное буддийское влияние не было полностью устранено в этот период. [1] [2] [3] Таким образом, буддизм продолжался в регионе до прихода ислама с Аббасидами. [3] Несмотря на известность и продолжительность буддийского влияния в Афганистане до этого периода, религия и любое влияние, которое она оказывала на архитектурные сооружения, были уничтожены при исламском правлении. [1]

Ранняя исламская архитектура

[ редактировать ]

Первоначальное распространение ислама в северном Афганистане произошло примерно в 8 веке нашей эры, при правлении Аббасидов . С упадком Аббасидов к власти пришли местные иранские мусульманские династии. Одной из самых ранних из этих династий были Саффариды , которые полностью завоевали Афганистан и разгромили династию Шахи в Кабуле , процесс исламизации продолжился при Саманидах . [2] После этого момента Афганистан стал центром исламской цивилизации под властью Империи Газневидов следовали Гориды . , которой до 1219 года [2]

Мавзолей

[ редактировать ]
Мавзолей в Мазари-Шарифе

Мавзолей делало сооружения, в которых хранились святые люди , был важным исламским сооружением, а большое расстояние между регионом Афганистана и Меккой альтернативными точками опоры для необходимого паломничества в город. [1] В Мазари-Шарифе есть свидетельство этого в великом сиянии Али, четвертого суннитского праведного халифа, который сегодня остается местом великого паломничества мусульман -суннитов в Афганистане. [1] [2] Форма мавзолея обычно представляла собой либо куполообразную квадратную камеру, либо конический купол на вершине башни. Айван , декоративный сводчатый входной портал, был обычным более поздним дополнением, впоследствии ставшим ключевой особенностью. [3] Айван периода зародился в доисламской Центральной Азии и во время исламской экспансии стал частью многих проектов мавзолеев и мечетей, особенно в архитектуре позднего Тимуридов . [1] Он также сохранялся как выдающаяся особенность светской архитектуры, с доисламскими свидетельствами в дворцовой архитектуре Ай-Ханума и более поздним исламским примером во дворце Газневидов 12-го века нашей эры на Лашкари-Базаре . [1] Купол был еще одной важной формой, используемой, в частности, в мавзолеях и мечетях. [3]

Мечеть Герата, Афганистан. Вид с восточной крыши. (2011)

Еще одним ключевым влиянием исламского правления на архитектуру Афганистана стало введение универсального религиозного здания мечети , аспекты базовой структуры которой диктовались самой религией. [1] Мечеть должна быть обращена к Мекке, или кибле , в направлении молитвы, и иметь михраб или молитвенную нишу внутри стены киблы. [3] [4] Зона омовения допускает требование чистоты перед молитвой, а чистый крытый пол позволяет касаться головой земли во время молитвы. [1] Поскольку Коран ограничивает изображения животных или человеческих форм, украшение исламских построек приобрело более абстрактный аспект, чем в предыдущие эпохи. Большая часть этого украшения использовала буквальный текст Корана. [1]

Заметное иранское влияние заметно в последующие периоды Газневидов и Горидов. [4] когда плитки были уложены так, чтобы образовать декоративные надписи, составляющие целые стены, традиция, которая позже получила широкое развитие в эпоху Тимуридов. [1] Мечети обычно имели план из четырех айванов с центральной купольной камерой. [3] Самым старым исламским сооружением в Афганистане является квадратная девятикупольная мечеть в Балхе, построенная Аббасидами в 9 веке нашей эры. [4]

Минарет Горид в Джеме

65-метровый минарет Горид в Джаме. [4] - один из двух сохранившихся памятников в Афганистане этого периода. [3] – а два минарета в Газни часто называют наиболее исключительными примерами этой исламской архитектурной традиции. [1] [2] [4] Сами эти конкретные минареты также являются свидетельством разнообразия форм, существовавших при возведении минаретов: первый был колоссальным трехэтажным минаретом, а два последних - маленькими и звездообразными. [3] [4] Поскольку их высота служила для обозначения места религиозного сооружения, минареты почти всегда сопровождали мечеть и могли существовать либо рядом с ней, либо стоять отдельно. [3]

В Афганистане было мало памятников периодов Аббасидов, Саффаридов, Газневидов, Сельджуков, Горидов и Хорезма , которые пережили более позднее разрушение с приходом монголов . [5] хотя примеры архитектуры Газневидов, Горидов и сельджуков сохраняются и продолжают существовать в Индии в этот период при султанах Гора. [3]

Тимуридская архитектура

[ редактировать ]
Сад Бабура, могила Бабура, эмира Кабула и первого императора Великих Моголов.
Руины комплекса Мусалла, построенного по приказу Гавхар шада, королевы-супруги Шахрух-шаха.

В 1219 году империя Горидов была свергнута в Афганистане в результате вторжения Чингисхана . [2] Помимо того, что он вызвал масштабные разрушения, «оставив Афганистан в руинах», [2] Приход монголов остановил развитие новой архитектуры, поскольку практически вся художественная деятельность в регионе была прекращена. [2] [3] [5] Так продолжалось до тех пор, пока Тимур не взял на себя руководство монголами в конце 14 века нашей эры . [2] [5] Несмотря на то, что Тимур подвергал эту землю войнам, подобным тем, которые происходили при Чингисхане, ему также приписывают инициирование восстановления некоторых культурно значимых городских центров региона, разрушенных монгольским завоеванием. [2] [5] Такое управление на самом деле не происходило в Афганистане до начала 15-го века нашей эры, во время правления сына Тимура Шахрукха , где столица Тимура в Самарканде в современном Узбекистане служила ключевым источником вдохновения для столицы Шахрукха в Герате . [1]

не сильно изменилась по Архитектурная форма сравнению с дизайном до монгольского вторжения. [3] Использование купола и айвана в качестве основы структурного дизайна продолжалось с некоторыми изменениями: например, стал часто использоваться двойной купол, где айван превратился в монументальный вестибюль. [3] Мечети редко отличались от домонгольской конструкции, состоящей из четырех айванов и купольной камеры, образующей главный молитвенный зал. [1] Эти особенности сопровождают акцент на гигантизмах и бросающихся в глаза на протяжении всего периода Тимуридов. [1] [3] Свидетельством этому остается в Самарканде колоссальная мечеть Биби-Ханум , построенная в честь китайской жены Тимура. [1] [5]

В отличие от архитектуры, значительные изменения произошли в убранстве и орнаментации сооружений и памятников. Хотя в периоды Газневидов и Горидов использовался небольшой кирпич, ключевым нововведением Тимуридов было введение глазурованной и полихромной плитки. [3] [5] Цвета начинались с бирюзового, белого и королевского синего, за которыми последовало множество оттенков и пигментов, организованных в сложные и переплетающиеся геометрические гирихи или узлы. [3] Представленные дизайны включали цветочные мотивы, изображения гор и облаков, а также орнаменты, вдохновленные китайским искусством . [3] Сохранившийся образец глазурованного михраба существует в мечети Хауз-и Карбоз. [4]

Вероятно, никогда в истории мировой архитектуры не было периода, когда цвет и форма достигали такого идеального баланса дизайна и значения, как это было при Тимуридах во время правления Шахрукха.

- Дж. Д. Хоаг, Исламская архитектура, Лондон, 1987 г.

Современное архитектурное образование

[ редактировать ]

Сегодня Афганистан – это не пейзаж, усеянный стилистическими артефактами, а настоящий контекст сложности, конфликтов и хаоса. Руины средневековых памятников соседствуют со зданиями, вдохновленными западными стилистическими особенностями, наполненными модернизмом, постмодернизмом и деконструктивизмом.

Теодор Саврук, Хартфордский университет
Дворец Джахана Нумы в индийском колониальном стиле в Холме
Так-е Зафар в неоклассическом стиле, одном из нескольких европейских стилей, представленных в 1920-х годах.
Горизонт Кабула с изображением исторических и современных зданий.

Начиная с советского вторжения в Афганистан в 1979 году, в Афганистане последовали десятилетия войны и разрушений. [2] Это повлияло на архитектуру как через разрушение исторических зданий, так и через деградацию архитектурного образования и инженерных программ в университетах страны. [6] При поддержке USAID высшее образование в области архитектуры было введено в качестве отделения инженерного факультета Кабульского университета в 1968 году. [7] И факультет архитектуры, и инженерный факультет Кабульского университета не сохранились после советского вторжения в Афганистан в 1979 году, и в 1980 году акцент сместился на созданный по советскому образцу Кабульский политехнический институт архитектурного образования. [7] Здесь факультет архитектуры был закрыт через пять лет после выпуска выпуска 1985 года. [7] После вывода советских войск в 1988 году правительство президента Наджибуллы возобновило работу инженерного факультета Кабульского университета, причем архитектурное образование тогда было доступно только в Кабульском университете и Кабульском политехническом институте, несмотря на создание других университетов по всей стране, например, в Герате и Кандагаре. [7] Образование в Кабуле было затруднено из-за беспорядков в городе, в ходе которых были также разрушены значительные части города. [7]

В 2007 году Колледж инженерии, технологий и архитектуры Хартфордского университета получил средства на создание архитектурной программы и обновление инженерной программы в Гератском университете. [6] Теодор Саврук, посетивший Герат в качестве одного из ведущих деятелей этого проекта, отметил, что за десятилетия войны архитектура как профессия была заменена инженерным делом, где у инженеров было мало дизайнерского образования из-за акцента на практичности. [6] Это также привело к ограничению внимания к реставрации и сохранению исторического наследия, которые были включены в программу Гератского университета наряду с курсами по каменной кладке и исламской архитектуре. [6]

  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и Болл, Уорик (2008). Памятники Афганистана: история, археология и архитектура . Лондон: ИБ Таурис. ISBN  978-1-85043-436-8 .
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с Рунион, Мередит (2017). История Афганистана, 2-е издание . Санта-Барбара, Калифорния: ABC CLIO, LLC. ISBN  978-1-610-69778-1 .
  3. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из Кноблох, Эдгар (2002). Археология и архитектура Афганистана . Страуд, Глостершир: Темпус. ISBN  0-7524-2519-6 .
  4. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Петерсен, Эндрю (1995). Словарь исламской архитектуры . Лондон: Рутледж. ISBN  0203203879 . OCLC   50488428 .
  5. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Киа, Арди (2015). Культуры, искусство и архитектура Центральной Азии . Лэнхэм, Мэриленд: Lexington Books. ISBN  978-0-7391-9928-2 . OCLC   921249814 .
  6. ^ Jump up to: а б с д Саврук, Теодор (1 июля 2013 г.). «Реконструкция Афганистана: учебная программа по архитектуре для «нового образа жизни» » . Международный журнал исламской архитектуры . 2 (2): 371–395. дои : 10.1386/ijia.2.2.371_1 .
  7. ^ Jump up to: а б с д и Абдул Васай Наджими (2012). Архитектурное образование в Афганистане: эволюция, проблемы и возможности . Арчнет, Массачусетский технологический институт. OCLC   859961724 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 57bf7eb57dbb896d6b767b7121a20314__1719774600
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/57/14/57bf7eb57dbb896d6b767b7121a20314.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Architecture of Afghanistan - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)