Архитектура Афганистана
Часть серии о |
Культура Афганистана |
---|
История |
Люди |
Языки |
Мифология |
Кухня |
Фестивали |
Религия |
Спорт |
Архитектура Афганистана . относится к особому стилю архитектуры современной страны и государств-предшественников [1] Поскольку границы региона были связаны между тремя основными культурными и географическими центрами Центральной Азии , Индийским субконтинентом и Иранским нагорьем , границы региона до этого времени менялись с быстрым продвижением армий, при этом земли принадлежали обширному диапазону территорий. империй за последние два тысячелетия. [2] [3] [4]
Разнообразие афганской истории позволяет создать разнообразный и в то же время уникальный стиль, который существует в архитектуре и архитектурных памятниках страны, с влиянием, варьирующимся с течением времени от греческого до персидского , до индийского и европейского в последние столетия. [2] [3] Также отражен ряд религиозных влияний с течением времени, причем свидетельства в первую очередь демонстрируют раннее буддийское , зороастрийское и исламское вдохновение. [1] [2] [4] [5]
Архитектурное происхождение
[ редактировать ]С наступлением железного века в Центральной Азии стали очевидны первые признаки кольцевого городского планирования, типичного с этого момента для всего Иранского нагорья. Круглая форма, скорее всего, имела защитное намерение. [1] В некоторых частях крупных исторических городов, таких как Балх и Кандагар, сохранились валы с фундаментом, датируемым этим периодом. [3] с характерной конструкцией из сырцового кирпича и башнями, расположенными через равные промежутки времени. [1] Цитадель также обычно располагалась в центре этих построек, что свидетельствует о том , что эти поселения также служили административными центрами и рынками. [3] С тех пор эта традиция оборонительной архитектуры распространилась и поддерживалась на большей части территории Центральной Азии. [3]
Эллинское влияние
[ редактировать ]После Александром Македонским завоевания региона в 4 веке до нашей эры и последующего правления его генералов -Селевкидов эллинистическое влияние укрепило ранее существовавшие связи с Западом. [2] Это было особенно очевидно на севере региона, в то время как правление Маурьев продолжалось на юге. [2] [3] Хотя храмы сохранили свою отчетливую классическую буддийскую форму, в отделке и планировке сооружений сохранились свидетельства работы греческих архитекторов, а скульптуры являются ключевым проявлением западного искусства. [3] Греки также повлияли на городское планирование, построив агору или центральную площадь города, и эта традиция получила дальнейшее развитие при более позднем правлении Тимуридов, создав передовую архитектуру в дизайне городов. [3]
Ранняя буддийская архитектура
[ редактировать ]Приход первоначально кочевых племен юэчжи из Центральной Азии и создание Кушанской империи добавили новый элемент к уже существующему характеру архитектуры Афганистана, поскольку при Канишке Великом страна превратилась в центр буддизма. Создание Кушанской империи укрепило существующие традиции и восстановило международные связи, [...] способствуя распространению буддийской архитектуры в Афганистане.
- Уорик Болл , Памятники Афганистана, Лондон, 2008 г.
С созданием Кушанской империи были созданы как политические, так и династические центры, причем один такой династический центр был обнаружен в Афганистане в Сурх-Котале , основанном в период расцвета буддизма в Афганистане. [1] [3] [4] Раскопки на этом месте выявили монументальную лестницу, ведущую вниз по склону холма от кушанского храма, построенного в первой половине II века нашей эры. [1] [3] [5] Зороастрийские ассоциации, возможно, очевидны в символах поклонения огню и существуют наряду с буддийскими архитектурными особенностями. Эллинистические пилястры и основания колонн рядом с известняком с надписями греческими буквами на неизвестном языке являются свидетельством западного влияния. [3] в то время как иранское влияние может также существовать в рамках концепции монументального династического центра. [1]
Искусственные пещерные сооружения были основной особенностью буддийских общин, достигнув своего апогея благодаря принятию буддизма эфталитами , когда пещеры использовались в качестве святилищ и келий для буддийских монахов. [1] [5] Наиболее ярким примером этого в Афганистане является провинция Бамиан , которая стала столицей буддизма в 4 веке нашей эры под властью эфталитов. [5] На этом месте существуют сотни таких пещер, которые также примечательны своими огромными статуями Будды и их публичным разрушением талибами в 2001 году. [1] [2] [5]
Ступа
[ редактировать ]В этот период пришло широкое строительство ступы , ключевой архитектурной формы раннего буддийского периода . [1] [3] Эта структура возникла из первоначальных земляных курганов, построенных на северо-востоке Индии после смерти Будды. [1] роль сооружения превратилась из памятного реликвария в место поклонения. [3] открыл оригинальные ступы Это произошло примерно в III веке до нашей эры, когда император Ашока с целью использования реликвий для распространения религии, что совпало с распространением самого сооружения. [1] С развитием этой цели произошло длительное и сложное развитие формы: от земляного холма до прочных каменных сооружений, состоящих из квадратного основания под полусферическим куполом. В конце концов, эта форма стала затмеваться украшением мачты с семью зонтикообразными дисками или чакрами , каждый из которых представляет отдельный слой небес. [1] [3] другие ступы , традиционные буддийские монастыри и часовни. Эти сооружения редко были изолированы, рядом обычно находились [3]
Несмотря на включение большей части Афганистана в состав Сасанидской империи в III веке нашей эры, регион так и не был полностью завоеван. [2] и региональное архитектурное развитие практически не пострадало. [1] На смену Сасанидам пришло вторжение эфталитов в V веке нашей эры . [2] Существуют некоторые предположения относительно того, в какой степени разрушительный характер эфталитов распространился на время их пребывания в Афганистане, хотя ученые сходятся во мнении, что местное буддийское влияние не было полностью устранено в этот период. [1] [2] [3] Таким образом, буддизм продолжался в регионе до прихода ислама с Аббасидами. [3] Несмотря на известность и продолжительность буддийского влияния в Афганистане до этого периода, религия и любое влияние, которое она оказывала на архитектурные сооружения, были уничтожены при исламском правлении. [1]
Ранняя исламская архитектура
[ редактировать ]Первоначальное распространение ислама в северном Афганистане произошло примерно в 8 веке нашей эры, при правлении Аббасидов . С упадком Аббасидов к власти пришли местные иранские мусульманские династии. Одной из самых ранних из этих династий были Саффариды , которые полностью завоевали Афганистан и разгромили династию Шахи в Кабуле , процесс исламизации продолжился при Саманидах . [2] После этого момента Афганистан стал центром исламской цивилизации под властью Империи Газневидов следовали Гориды . , которой до 1219 года [2]
Мавзолей
[ редактировать ]Мавзолей делало сооружения, в которых хранились святые люди , был важным исламским сооружением, а большое расстояние между регионом Афганистана и Меккой альтернативными точками опоры для необходимого паломничества в город. [1] В Мазари-Шарифе есть свидетельство этого в великом сиянии Али, четвертого суннитского праведного халифа, который сегодня остается местом великого паломничества мусульман -суннитов в Афганистане. [1] [2] Форма мавзолея обычно представляла собой либо куполообразную квадратную камеру, либо конический купол на вершине башни. Айван , декоративный сводчатый входной портал, был обычным более поздним дополнением, впоследствии ставшим ключевой особенностью. [3] Айван периода зародился в доисламской Центральной Азии и во время исламской экспансии стал частью многих проектов мавзолеев и мечетей, особенно в архитектуре позднего Тимуридов . [1] Он также сохранялся как выдающаяся особенность светской архитектуры, с доисламскими свидетельствами в дворцовой архитектуре Ай-Ханума и более поздним исламским примером во дворце Газневидов 12-го века нашей эры на Лашкари-Базаре . [1] Купол был еще одной важной формой, используемой, в частности, в мавзолеях и мечетях. [3]
Мечеть
[ редактировать ]Еще одним ключевым влиянием исламского правления на архитектуру Афганистана стало введение универсального религиозного здания мечети , аспекты базовой структуры которой диктовались самой религией. [1] Мечеть должна быть обращена к Мекке, или кибле , в направлении молитвы, и иметь михраб или молитвенную нишу внутри стены киблы. [3] [4] Зона омовения допускает требование чистоты перед молитвой, а чистый крытый пол позволяет касаться головой земли во время молитвы. [1] Поскольку Коран ограничивает изображения животных или человеческих форм, украшение исламских построек приобрело более абстрактный аспект, чем в предыдущие эпохи. Большая часть этого украшения использовала буквальный текст Корана. [1]
Заметное иранское влияние заметно в последующие периоды Газневидов и Горидов. [4] когда плитки были уложены так, чтобы образовать декоративные надписи, составляющие целые стены, традиция, которая позже получила широкое развитие в эпоху Тимуридов. [1] Мечети обычно имели план из четырех айванов с центральной купольной камерой. [3] Самым старым исламским сооружением в Афганистане является квадратная девятикупольная мечеть в Балхе, построенная Аббасидами в 9 веке нашей эры. [4]
Минарет
[ редактировать ]65-метровый минарет Горид в Джаме. [4] - один из двух сохранившихся памятников в Афганистане этого периода. [3] – а два минарета в Газни часто называют наиболее исключительными примерами этой исламской архитектурной традиции. [1] [2] [4] Сами эти конкретные минареты также являются свидетельством разнообразия форм, существовавших при возведении минаретов: первый был колоссальным трехэтажным минаретом, а два последних - маленькими и звездообразными. [3] [4] Поскольку их высота служила для обозначения места религиозного сооружения, минареты почти всегда сопровождали мечеть и могли существовать либо рядом с ней, либо стоять отдельно. [3]
В Афганистане было мало памятников периодов Аббасидов, Саффаридов, Газневидов, Сельджуков, Горидов и Хорезма , которые пережили более позднее разрушение с приходом монголов . [5] хотя примеры архитектуры Газневидов, Горидов и сельджуков сохраняются и продолжают существовать в Индии в этот период при султанах Гора. [3]
Тимуридская архитектура
[ редактировать ]В 1219 году империя Горидов была свергнута в Афганистане в результате вторжения Чингисхана . [2] Помимо того, что он вызвал масштабные разрушения, «оставив Афганистан в руинах», [2] Приход монголов остановил развитие новой архитектуры, поскольку практически вся художественная деятельность в регионе была прекращена. [2] [3] [5] Так продолжалось до тех пор, пока Тимур не взял на себя руководство монголами в конце 14 века нашей эры . [2] [5] Несмотря на то, что Тимур подвергал эту землю войнам, подобным тем, которые происходили при Чингисхане, ему также приписывают инициирование восстановления некоторых культурно значимых городских центров региона, разрушенных монгольским завоеванием. [2] [5] Такое управление на самом деле не происходило в Афганистане до начала 15-го века нашей эры, во время правления сына Тимура Шахрукха , где столица Тимура в Самарканде в современном Узбекистане служила ключевым источником вдохновения для столицы Шахрукха в Герате . [1]
не сильно изменилась по Архитектурная форма сравнению с дизайном до монгольского вторжения. [3] Использование купола и айвана в качестве основы структурного дизайна продолжалось с некоторыми изменениями: например, стал часто использоваться двойной купол, где айван превратился в монументальный вестибюль. [3] Мечети редко отличались от домонгольской конструкции, состоящей из четырех айванов и купольной камеры, образующей главный молитвенный зал. [1] Эти особенности сопровождают акцент на гигантизмах и бросающихся в глаза на протяжении всего периода Тимуридов. [1] [3] Свидетельством этому остается в Самарканде колоссальная мечеть Биби-Ханум , построенная в честь китайской жены Тимура. [1] [5]
В отличие от архитектуры, значительные изменения произошли в убранстве и орнаментации сооружений и памятников. Хотя в периоды Газневидов и Горидов использовался небольшой кирпич, ключевым нововведением Тимуридов было введение глазурованной и полихромной плитки. [3] [5] Цвета начинались с бирюзового, белого и королевского синего, за которыми последовало множество оттенков и пигментов, организованных в сложные и переплетающиеся геометрические гирихи или узлы. [3] Представленные дизайны включали цветочные мотивы, изображения гор и облаков, а также орнаменты, вдохновленные китайским искусством . [3] Сохранившийся образец глазурованного михраба существует в мечети Хауз-и Карбоз. [4]
Вероятно, никогда в истории мировой архитектуры не было периода, когда цвет и форма достигали такого идеального баланса дизайна и значения, как это было при Тимуридах во время правления Шахрукха.
- Дж. Д. Хоаг, Исламская архитектура, Лондон, 1987 г.
Современное архитектурное образование
[ редактировать ]Сегодня Афганистан – это не пейзаж, усеянный стилистическими артефактами, а настоящий контекст сложности, конфликтов и хаоса. Руины средневековых памятников соседствуют со зданиями, вдохновленными западными стилистическими особенностями, наполненными модернизмом, постмодернизмом и деконструктивизмом.
— Теодор Саврук, Хартфордский университет
Начиная с советского вторжения в Афганистан в 1979 году, в Афганистане последовали десятилетия войны и разрушений. [2] Это повлияло на архитектуру как через разрушение исторических зданий, так и через деградацию архитектурного образования и инженерных программ в университетах страны. [6] При поддержке USAID высшее образование в области архитектуры было введено в качестве отделения инженерного факультета Кабульского университета в 1968 году. [7] И факультет архитектуры, и инженерный факультет Кабульского университета не сохранились после советского вторжения в Афганистан в 1979 году, и в 1980 году акцент сместился на созданный по советскому образцу Кабульский политехнический институт архитектурного образования. [7] Здесь факультет архитектуры был закрыт через пять лет после выпуска выпуска 1985 года. [7] После вывода советских войск в 1988 году правительство президента Наджибуллы возобновило работу инженерного факультета Кабульского университета, причем архитектурное образование тогда было доступно только в Кабульском университете и Кабульском политехническом институте, несмотря на создание других университетов по всей стране, например, в Герате и Кандагаре. [7] Образование в Кабуле было затруднено из-за беспорядков в городе, в ходе которых были также разрушены значительные части города. [7]
В 2007 году Колледж инженерии, технологий и архитектуры Хартфордского университета получил средства на создание архитектурной программы и обновление инженерной программы в Гератском университете. [6] Теодор Саврук, посетивший Герат в качестве одного из ведущих деятелей этого проекта, отметил, что за десятилетия войны архитектура как профессия была заменена инженерным делом, где у инженеров было мало дизайнерского образования из-за акцента на практичности. [6] Это также привело к ограничению внимания к реставрации и сохранению исторического наследия, которые были включены в программу Гератского университета наряду с курсами по каменной кладке и исламской архитектуре. [6]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и Болл, Уорик (2008). Памятники Афганистана: история, археология и архитектура . Лондон: ИБ Таурис. ISBN 978-1-85043-436-8 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с Рунион, Мередит (2017). История Афганистана, 2-е издание . Санта-Барбара, Калифорния: ABC CLIO, LLC. ISBN 978-1-610-69778-1 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из Кноблох, Эдгар (2002). Археология и архитектура Афганистана . Страуд, Глостершир: Темпус. ISBN 0-7524-2519-6 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Петерсен, Эндрю (1995). Словарь исламской архитектуры . Лондон: Рутледж. ISBN 0203203879 . OCLC 50488428 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Киа, Арди (2015). Культуры, искусство и архитектура Центральной Азии . Лэнхэм, Мэриленд: Lexington Books. ISBN 978-0-7391-9928-2 . OCLC 921249814 .
- ^ Jump up to: а б с д Саврук, Теодор (1 июля 2013 г.). «Реконструкция Афганистана: учебная программа по архитектуре для «нового образа жизни» » . Международный журнал исламской архитектуры . 2 (2): 371–395. дои : 10.1386/ijia.2.2.371_1 .
- ^ Jump up to: а б с д и Абдул Васай Наджими (2012). Архитектурное образование в Афганистане: эволюция, проблемы и возможности . Арчнет, Массачусетский технологический институт. OCLC 859961724 .