Jump to content

Погребальный комплекс Султана Кайтбая

Координаты : 30 ° 02'38 "N 31 ° 16'30" E  /  30,0439 ° N 31,2749 ° E  / 30,0439; 31.2749
Погребальный комплекс Султана аль-Ашрафа Кайтбая
Религия
Принадлежность ислам
Покровитель Султан аль-Ашраф Абу ан-Наср Кайтбай
Расположение
Расположение Северное кладбище , Каир , Египет
Погребальный комплекс султана Кайтбая расположен в Египте.
Погребальный комплекс Султана Кайтбая
Расположение в Египте
Географические координаты 30 ° 02'38 "N 31 ° 16'30" E  /  30,0439 ° N 31,2749 ° E  / 30,0439; 31.2749
Архитектура
Тип медресе /мечеть, мавзолей, сабиль , куттаб
Стиль поздний мамлюк
Завершенный 1474
Технические характеристики
Купол (ы) 2
угрожать (а) 1
Критерии Cultural: (i)(v)(vi)
Назначен 1979 г. (3-я сессия )
Часть Исторический Каир
Справочный номер. 89-005

Погребальный комплекс султана Кайтбая — архитектурный комплекс, построенный мамлюкским султаном аль-Ашрафом Кайтбаем на Каира Северном кладбище . Он был построен между 1470 и 1474 годами. Главное здание представляет собой мечеть (первоначально медресе ), пристроенную к мавзолею Кайтбая, а другие части комплекса включают жилые постройки, поилку для животных и гробницу меньшего размера. Комплекс считается одним из самых красивых и совершенных памятников позднемамлюкской архитектуры и изображен на египетской банкноте в один фунт . [ 1 ] : 244  [ 2 ] : 273–278  [ 3 ] : 136 

Историческая справка

[ редактировать ]

Султан Кайтбай и его правление

[ редактировать ]
Интерьер мечети работы Генри Оссавы Таннера (1897 г.), идентифицированной Музеем изящных искусств в Бостоне как мечеть Кайтби.

Аль-Ашраф Кайтбай был мамлюком , купленным султаном Барсбаем ( годы правления 1422–1438 ) и служил под началом нескольких султанов-мамлюков , последний из которых — султан аз-Захир Тимурбуга ( годы правления 1467–1468 ) — назначил его амиром аль-Кабиром , Главнокомандующий или высшая должность эмира при султане . [ 1 ] : 246  [ 2 ] : 273  [ 3 ] : 135  Кайтбай сменил Тимурбугу на посту султана в возрасте 54 лет и правил почти 29 лет с 1468 по 1496 год, что стало вторым по продолжительности правлением среди египетских султанов-мамлюков (после ан-Насира Мухаммада ). Его период был отмечен внешними угрозами и внутренними восстаниями, особенно со стороны восставших османов , что потребовало дорогостоящих военных экспедиций, а также финансовых проблем. [ 1 ] : 246  [ 2 ] : 273 

Тем не менее, Кайтбай известен как эффективный правитель, который, находясь у власти, обеспечил долгосрочную стабильность. Он известен как один из величайших покровителей архитектуры периода мамлюков, особенно периода мамлюков Бурджи , который в остальном был отмечен относительным упадком Египта . [ 4 ] Он известен как минимум 85 сооружениями, которые он построил или отреставрировал в Египте , Сирии , Палестине и Мекке , в том числе 17 в Каире , и этот период характеризуется утонченностью мамлюкского архитектурного стиля , который включал больше декоративных деталей. [ 1 ] : 246 

Конструкция и контекст

[ редактировать ]
Царский комплекс Кайтбая на фотографии 1858 года. Мавзолей Кайтбая находится под куполом посередине. Справа находится меньший купол над тем местом, где сейчас находится могила Гульшани.

Погребальный комплекс Кайтбая был одним из первых его архитектурных заказов; строительные работы комплекса начались в 1470 году, а мавзолей был завершен в 1474 году. [ 2 ] : 275  Период строительства был долгим по мамлюкским меркам; однако комплекс Кайтбая имел большие размеры и представлял собой целый королевский квартал или обнесенный стеной пригород на тогда еще слегка урбанизированном пустынном кладбище к востоку от Каира, ныне известном как Северное кладбище . [ 2 ] : 275 

Эта пустынная территория была освоена мамлюками Бурджи в 15 веке, поскольку главный южный некрополь Карафа , не говоря уже о самом главном городе, стал слишком переполнен для крупных новых памятников. Крупные строительные проекты, подобные проекту Кайтбая, возможно, в то время были частично направлены на урбанизацию этой просторной территории, хотя со временем она стала в основном продолжением огромных городских кладбищ. [ 5 ] Его религиозные и торговые учреждения воспользовались караванным путем, который пролегал через него из Каира в Мекку на востоке и в Сирию на севере. [ 1 ] : 233 

Большой комплекс Кайтбая, как и другие, построенные мамлюкскими эмирами и султанами , сочетал в себе различные благотворительные и коммерческие функции, которые могли способствовать финансовому будущему его семьи после его смерти. [ 1 ] : 246  [ 2 ] Мавзолей и комплекс Кайтбая также были построены недалеко от святыни мусульманского мистика Абдаллаха аль-Манафи, над могилой которого Кайтбай построил новый купол в 1474 году. [ 1 ] : 244  Возможно, это повлияло на его решение назначить в свою мечеть шейха маликитского мазхаба , что было необычно для мамлюкских учреждений. [ 2 ] : 275 

Описание

[ редактировать ]
План главного здания: в левом верхнем углу купольный мавзолей (6); мечеть/медресе находится посередине (5); а сабиль — левый нижний угол (2).

Комплекс Кайтбая включал в себя множество построек на относительно обширной территории, окруженных одной стеной, от которой к югу от мавзолея до сих пор сохранились одни ворота, Баб аль-Гинди. [ 1 ] : 246  Многие из первоначальных построек, которые когда-то стояли напротив друг друга по обе стороны существующей улицы, исчезли. [ 2 ] : 275  Сегодня сохранилась мечеть, пристроенная к мавзолею самого Кайтбая, а также мак'ад (лоджия), меньшая мечеть и мавзолей для сыновей Кайтбая, ход (поилка для животных) и раб'. (жилой комплекс, где арендаторы платили арендную плату). В какой-то момент сообщалось, что здесь были большие сады. [ 2 ] : 275 

Мечеть/медресе

[ редактировать ]

Мечеть (первоначально медресе) вместе с мавзолеем султана образует главное здание комплекса и считается исключительным благодаря своим изысканным пропорциям и сдержанному, но изысканному убранству. [ 1 ] : 244–246  [ 2 ] : 276  Вход в мечеть обращен на север и немного отклоняет главную дорогу на восток вокруг стен мавзолея, возможно, для усиления ее визуального эффекта. [ 2 ] : 276  Фасад украшен каменной кладкой аблак (чередование темного и светлого камня), а входной портал дополнен высоким сложным паховым сводом с мукарнаса выступами . Минарет стоит над входом с западной стороны и изящно высечен в камне, разделен на три этажа с искусно вырезанными балконами. Восточный угол фасада занимает сабил (из которого можно было подавать воду прохожим) на первом этаже и куттаб ( школа) на верхнем этаже. Первый отмечен большими окнами с железными решетками , а второй — лоджией с открытыми арками с двух сторон.

Внутри вестибюль имеет еще один богато украшенный сводчатый потолок и ведет в главный зал святилища, который повторяет измененную планировку классического медресе, с двумя большими айванами по оси киблы и двумя мелкими или уменьшенными айванами по бокам. [ 1 ] : 245  Зал богато украшен резьбой по камню, расписными деревянными потолками и цветными окнами. Михраб относительно скромен , но деревянный минбар богато украшен резьбой с геометрическими узорами и инкрустирован слоновой костью и перламутром. [ 6 ] Деревянный фонарный потолок над центральным пространством отличается резьбой и росписью, но представляет собой реставрационную работу «Комитета » , а не оригинал. [ 2 ] : 276  Центральный этаж также отделан сложным мрамором с полихромным рисунком, но обычно покрыт коврами. [ 6 ]

Мавзолей и купол

[ редактировать ]

Мавзолей Кайтбая выступает с восточной стороны здания, что делает купол более заметным с улицы и позволяет большему количеству света проникать внутрь через окна, выходящие на север. Внешний купол мавзолея демонстрирует эволюцию каменных куполов, построенных ранее и поблизости султаном Барсбаем и другими: его часто называют апогеем дизайна куполов мамлюков в Каире из-за его сложного резного декоративного рисунка. [ 1 ] : 245  [ 7 ] : 88–89  Этот узор представляет собой центральную геометрическую звезду, исходящую от вершины купола, и арабесковый цветочный узор, который накладывается и усиливается естественными тенями. [ 2 ] : 276 

Внутри мавзолея можно попасть через дверь рядом со стеной киблы. Он украшен резным и аблак михрабом , полихромными мраморными панелями и высоким куполом с мукарнас подвесками . [ 1 ] [ 2 ] Здесь находится гробница султана, а также предполагаемый след Мухаммеда, привезенный из Мекки. [ 8 ]

Вспомогательные конструкции

[ редактировать ]

К западу от главной мечети Кайтбая находится куполообразная гробница меньшего размера, которая, возможно, была построена раньше, когда Кайтбай был еще эмиром , но позже была посвящена его сыновьям. [ 2 ] : 277  Позже его использовал турецкий суфий по имени Гульшани в период Османской империи . [ 1 ] : 245  Небольшой купол снаружи украшен резьбой по камню, аналогичной мавзолею султана, но несколько проще. [ 2 ] : 277  Гробница пристроена к зданию, которое, судя по всему, было частью королевского жилого комплекса, построенного Кайтбаем. [ 9 ] К западу от него находится макад , который обычно обозначает лоджию с видом на внутренний двор, но в данном случае представляет собой закрытый зал с множеством окон, расположенный над складскими помещениями. [ 1 ] : 246 

К северу от мечети, на главной улице, находится ход или поилка для животных с неглубокими декоративными нишами вдоль стены. [ 1 ] : 244  Дальше на север находятся полуразрушенные остатки раба или жилого комплекса на западной стороне главной улицы. Он частично заглублен ниже уровня улицы, но его высокий сводчатый входной портал все еще виден. [ 2 ] : 276 

Современное использование и реставрация

[ редактировать ]

В течение последних нескольких лет каирская компания ARCHINOS Architecture занимается консервацией памятников погребального комплекса султана аль-Ашрафа Кайтбея. Работа в основном финансируется Европейским Союзом и проводится под эгидой проекта «Исторический Каир» Министерства древностей Египта. ARCHiNOS все активнее включает в свою работу социальное развитие и культурные компоненты и адаптировал зал приемов в бывшей резиденции султана (мак'ад) под центр искусства и культуры в окрестностях. ARCHiNOS также модернизировал небольшую городскую площадь перед зданием, чтобы сделать ее подходящим местом для проведения различных культурных мероприятий, организуемых в мак'аде султана Кайтбея и вокруг него. В 2016 году был создан некоммерческий Фонд Султана для обеспечения доступа к культуре в бедных районах и содействия связям между сохранением культурного наследия и социально-экономическим развитием. [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Уильямс, Кэролайн. 2008 (6-е изд.). Исламские памятники в Каире: Практическое руководство . Каир: Американский университет в Каире Press.
  2. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д Беренс-Абусейф, Дорис. 2007. Каир мамлюков: история архитектуры и ее культуры . Каир: Американский университет в Каире Press.
  3. ^ Перейти обратно: а б Аль-Сайад, Незар. 2011. Каир: истории города . Издательство Belknap Press издательства Гарвардского университета.
  4. ^ Раймонд, Андре (2000) [1993]. Каир . Перевод Вуда, Уилларда. Издательство Гарвардского университета. стр. 165–188. ISBN  978-0-674-00316-3 .
  5. ^ Эль Кади, Галила; Боннами, Ален (2007). Архитектура для мертвых: средневековый некрополь Каира . Каир: Американский университет в Каире Press.
  6. ^ Перейти обратно: а б Откройте для себя исламское искусство (статья «Медрасе и мечеть султана Кайтбая»), получено 25 января 2014 г., http://www.discoverislamicart.org/database_item.php?id=monument;ISL;eg;Mon01;12;en
  7. ^ О'Нил, Зора и др. 2012 (11-е издание). Одинокая планета: Египет . Публикации Lonely Planet.
  8. ^ МакГрегор, Ричард Дж.А. (2020). Ислам и объект поклонения . Издательство Кембриджского университета. стр. 140–141. ISBN  9781108483841 .
  9. ^ Уильямс, Кэролайн (2018). Исламские памятники в Каире: Практическое руководство (7-е изд.). Каир: Американский университет в Каире Press.
  10. ^ «АРХиНОС – Сохранение наследия, Каир, Египет» . Проверено 28 января 2024 г.
  11. ^ «Культурное наследие для живых в городе мертвых » . Европейская служба внешних связей . Проверено 28 января 2024 г.
  12. ^ Тевфик, Нурхан (21 февраля 2016 г.). « Художники должны сыграть свою роль в украшении города: Каирский город мертвых наполнен культурой» . Ахрам Онлайн . Проверено 28 января 2024 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 2970d206a933a14907ad418a7c0037d1__1712578980
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/29/d1/2970d206a933a14907ad418a7c0037d1.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Funerary complex of Sultan Qaytbay - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)