История Братьев-мусульман в Египте (1954 – настоящее время)
![]() | Эту статью необходимо обновить . ( ноябрь 2010 г. ) |
История «Братьев-мусульман» в Египте (с 1954 г. по настоящее время) охватывает историю «Братьев-мусульман» в Египте от его подавления при Насере до его формирования в крупнейший оппозиционный блок в египетском парламенте. Братство действует под лозунгом «Ислам – это решение» и стремится создать демократически основанное гражданское исламское государство. [ 1 ] [ 2 ] Его описывают как «глубоко укоренившуюся силу, насчитывающую сотни тысяч членов и филиалов по всему Ближнему Востоку». [ 3 ]
Братство при Насере, 1954–1970 гг.
[ редактировать ]На протяжении всего правления Гамаля Абд ан-Насера в Египте , после многочисленных покушений и террористических заговоров против государства, многие члены « Братьев-мусульман» содержались в концентрационных лагерях , где их подвергали пыткам . Те, кто избежавший ареста скрылся как в Египте, так и в других странах. Одним из подвергнутых пыткам был Сайид Кутб , бывший редактор газеты Общества, плодовитый автор художественной литературы, литературной критики и статей по политическим и социальным вопросам, а также автор бестселлера « Социальная справедливость в исламе» , в котором изложены принципы исламского социализма. . На какое-то время он стал самым влиятельным мыслителем Братства, а в 1959 году главный руководитель организации Хасан Исамил аль-Худайби возложил на него ответственность за братьев, содержащихся в тюрьмах и концентрационных лагерях. Кутб попытался интерпретировать ситуацию в лагерях с точки зрения ислама; эти размышления, которые он распространял в качестве комментариев к отрывкам из Корана , стали включать в себя анализ режима, который применял такое варварское обращение со своими заключенными. [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ]
За пределами тюрем ушедшие в подполье Братья начали реорганизоваться. В 1956 году были освобождены те, кто был заключен в тюрьму, но не осужден. Зайнаб аль-Газали , глава Ассоциации мусульманских женщин, организовала благотворительную работу для удовлетворения основных потребностей этих ныне обедневших Братьев. Вместе с лидером Братства Абд аль-Фаттахом Исмаилом она сыграла ключевую роль в восстановлении организации. Хотя Аль-Газали основное внимание уделялось исламскому образованию, появились и другие автономные группы «Братьев», которым не терпелось отомстить за подавление «Братьев» в 1954 году. Они нашли аналитическую основу и политическую программу, которую искали, в трудах Кутба, которые распространял Аль-Газали. и в котором постепенно формировалась его оценка режима Насера и способов его преодоления. [ 7 ]
В 1964 году Кутб на несколько месяцев вышел на свободу и его книга «Вехи» была опубликована ; его переиздавали пять раз за шесть месяцев. В нем Кутб утверждал, что человечество находится в разгаре глубокого кризиса, вызванного неспособностью принять систему ценностей, которая могла бы позволить людям жить в гармонии; Угроза ядерной войны была симптомом этого недуга. Системы ценностей, доминировавшие в мире, не оправдали своих обещаний. западного мира Концепция демократии , основанная на индивидуалистической идеологии, привела к огромной социальной несправедливости, колониализму над людьми и доминированию капитала . В блоке Восточном коллективистская идеология также потерпела неудачу: марксизм утратил связь со своими первоначальными принципами и стал идеологией репрессивных государств. Кутб видел в исламе решение затруднительного положения человечества: весь мир (включая Египет) жил в состоянии джахилии , что можно грубо перевести как образ жизни, характеризующийся невежественной враждебностью по отношению к воле Бога. В частности, люди допустили ошибку, позволив себе установить свою собственную систему ценностей вместо того, чтобы признать верховную власть Бога. [ 8 ] [ 9 ]
Хотя тема краха как капитализма, так и социализма не была новой в дискурсе Братства, применение концепции джахилийи к египетскому обществу представляло собой новаторство, частично мотивированное личным опытом Кутба о жестокости того, что превратилось в тоталитарное государство. [ 10 ]
Чтобы сыграть свою надлежащую роль, Исламу необходимо было найти осязаемые выражение в Умме , обществе людей, чья жизнь полностью соответствовали исламской этике . Авангард верующих было необходимо начать создавать Умму , которая бы затем расти, пока не охватит весь мир. Кутб предназначен для свою книгу, чтобы указать «вехи», прослеживающие путь, по которому это авангард должен последовать за ним. Столкнувшись с тоталитарным государством, он посоветовал им подготовить джихад, военный аспект которого вышел за рамки самообороны и стремился свергнуть тех, кто узурпировал верховную власть , которая должна принадлежать только Богу. Кутба мнение заключалось в том, что эта подготовка займет до пятнадцати годы. [ 11 ] [ 12 ]
Вехи вызвали споры внутри Братства. между молодыми активистами, которые выступали за немедленный переворот, и многое другое опытные члены, такие как Зайнаб аль-Газали, который придерживался точки зрения что организация должна ограничить себя на десятилетия, если потребуется быть, к просветительской работе до тех пор, пока на ней не окажутся 75% населения. сторона. В августе 1965 года правительство заявило, что обнаружил, что Братство организует огромную революционный сюжет. Всего было около 18 000 человек. арестованы, 100–200 человек были заключены в тюрьму, 38 из них были убиты в содержание под стражей на время расследования. Полиция систематически использовала пыток во время допросов; многие, в том числе Сайид Кутб и Зайнаб аль-Газали подвергались пыткам в течение нескольких месяцев. Полиция разрушили деревню Кардаса, где, по мнению полиции, подозреваемый скрывался, арестовывал и пытал всю свою население. Рейды по всему Египту сопровождались интенсивная кампания в СМИ против Братства. На основе признания, полученные под пытками, Кутб и двое других братьев были повешены в августе 1966 года. В 1970-е годы выяснилось, что заговор вероятно, было сфабриковано спецслужбами в рамках конфликт между различными фракциями внутри режима. [ 13 ] [ 14 ]
После смерти Кутба его идеи оставались влиятельными, но вызывает споры внутри Братства. Некоторые из младших Братья интерпретировали анализ Кутба так, что любой, кто не смог восстать против тиранического режима или правительства которого не было основано на исламском праве, следует рассматривать как отлучён от церкви ; они видели в этом оправдание революционная стратегия. Руководство Братства, которое выступал за реформистский подход, не соглашался, указывая что достаточно произнести дважды исповедовать веру , чтобы стать Мусульманин , и хотя есть мусульмане, которые грешат, это не считается основанием для отлучения от церкви. В отличие от тех молодые братья, выступавшие за революцию, руководство придерживался мнения, что организация должна полагаться на просветительская работа с целью реформирования египетского общества. Этот политика, которая с тех пор характеризует Братство, вызвало презрение со стороны революционных исламских воинствующих группировок. [ 15 ]
Братство при Садате, 1970–1981 гг.
[ редактировать ]Преемник Насера, Анвар аль-Садат , ввел политику экономической либерализации и, в гораздо меньшей степени, политической либерализации . В 1971 году концентрационные лагеря были закрыты, и режим начал постепенно освобождать заключенных «Братьев», хотя сама организация оставалась незаконной; последний из тех, что еще находившиеся за решеткой восстановили свою свободу в результате всеобщей амнистии 1975 года. Братство официально не назначало нового Генерального руководства после смерти Худайби в 1973 году; Умар Талмасани стал его самым видным представителем. Хотя организация отказалась выразить свою преданность Садату, ее критики со стороны египетских левых критиковали ее за то, что она не стала верной Садату. занять четкую позицию против режима и против экономического неравенства. В число его членов вошли многие успешные бизнесмены, получившие прибыль от свободной рыночной экономики Садата. политики ( инфитах ). [ 16 ] [ 17 ]
Главным политическим требованием Братства в этот период было применение законов шариата ; В ответ правительство инициировало длительный пересмотр всех египетских законов, чтобы определить, как лучше всего гармонизировать их с шариатом . В 1980 году в конституцию были внесены поправки, гласящие, что шариат «является основным источником всего законодательства». [ 18 ] [ 19 ]
Другой важной задачей «Братства» было убедить правительство позволить ему действовать легально и действовать как политическая партия, представители которой будут баллотироваться на посты в парламенте. Эта просьба не была удовлетворена, а Закон о политических партиях 1977 года прямо запрещал создание партий на основе религиозной принадлежности. Тем не менее, к Братству в некоторой степени относились терпимо, и в 1976 году ему разрешили издавать ежемесячную газету « Аль-Да’ва» ( «Приглашение к исламу» ), тираж которой, по оценкам, достиг 100 000 экземпляров, прежде чем она была закрыта в 1981. [ 20 ] [ 21 ]
Аль-Да'ва часто сосредоточивал свое внимание на проблеме Палестины ; его редакторы не одобряли Кэмп-Дэвидские соглашения 1978 года и мирный договор, подписанный Египтом и Израилем в 1979 году, в котором утверждалось, что Израиль никогда не примет мирное и справедливое решение конфликта. Статьи в «Аль-Даава» имели тенденцию изображать всех евреев , будь то израильтяне или нет, как ненадежных по своей сути и виновных в несправедливости, которую переносят палестинцы , и повторяли мифы, типичные для антисемитских текстов. В то же время и часто в тех же статьях газета продолжала отвергать арабский национализм . Редакторы также осудили христианский евангелизм , коммунизм и секуляризм . [ 22 ] [ 23 ]
Ученые расходятся во мнениях относительно влияния «Братьев» на египетскую политику 1970-х годов, но кажется очевидным, что другие исламские политические движения стали играть более важную роль. После поражения Египта в войне с Израилем 1967 года студенты и рабочие протестовали против неспособности режима взять на себя ответственность за поражение и начал призывать к более демократической политической системе. Сформировавшееся широкое студенческое движение сначала носило в основном светский характер, но постепенно на первый план вышли студенческие исламские группы, благодаря их способности реализовывать практические решения проблем, с которыми сталкиваются студенты в повседневной жизни (например, сильная перенаселенность), путем средствами национального студенческого союза , в котором они все чаще избирались на ответственные должности. Когда экономическая политика Садата привела к резкому росту цен на основные нужды и ужасающего ухудшения качества государственных услуг (что привело к массовым беспорядкам в январе 1977 года), эти группы приобрели влияние и за пределами университетов. Аль-Даава поддержал студенческое исламское движение и лидеры «Братьев-мусульман» были приглашены выступить на больших праздничных собраниях, организованных студенческими группами в дни исламских праздников. Когда Правительство начало препятствовать студенческому движению, а затем атаковать его с помощью спецназа, отношения Братства с правительством также испортились. [ 24 ] [ 25 ] [ 26 ]
Представители «Братства» последовательно отвергали революционное и террористическое насилие со стороны воинствующих исламских группировок, появившихся в Египте в 1970-е годы (таких как « Аль-Джихад» , убившая Садата в октябре 1981 года). В то же время они утверждали, что в этой радикализации во многом виноваты все более жестокие преследования со стороны полиции, и что, если бы Братство было легализовано, оно смогло бы помочь предотвратить экстремизм, предоставляя исламское образование молодым людям. Эти аргументы остались без внимания; За несколько месяцев до убийства, когда его популярность резко падала, Садат приказал провести массовые аресты всех оппозиционных сил, включая Братство. Арестованные братья были освобождены в январе 1982 года, после того как с них были сняты все обвинения. [ 27 ] [ 28 ] [ 29 ]
Братство при Мубараке, 1981–2011 гг.
[ редактировать ]Во время президентства Хосни Мубарака , который сменил Садата в 1981 году и оставался у власти до 2011 года, отношения «Братства» с правительством по сути остаются такими же, какими они были при Садате: к «Братству» относятся в некоторой степени терпимо, но официально оно незаконно, не допускается. распространять литературу или собираться публично и подлежит периодическим арестам. Тем не менее, оно издавало две газеты ( «Лива аль-ислам» («Знамя ислама») и «Аль-Итисам» («Приверженность»), имело региональные и национальные отделения и делало публичные заявления, а также книги известных братьев продаются в книжных магазинах. «Братья» придерживаются своих реформистских взглядов, придерживаясь долгосрочного, постепенного подхода к созданию исламского государства с согласия народа, реформируя общество снизу вверх, используя убеждение и другие ненасильственные средства. [ 30 ]
Египетское «Братья-мусульмане» подверглось серьезным репрессиям: многие лидеры были заключены в тюрьму, а активы конфискованы. Бывший президент Мурси , отстраненный от власти, скончался в 2019 году после того, как ему отказали в медицинской помощи во время содержания под стражей. Это ограничило политическое и гражданское участие группы, потенциально подталкивая некоторых членов к радикальным группировкам и насилию. [ 31 ] В то время как Катар и Турция развивали связи с «Братством» и его ответвлениями, Саудовская Аравия и ОАЭ стремились подавить такие движения. [ 32 ] Они выступают за широкий статус террористов в США, несмотря на снижение влияния «Братства» на его разбросанную сеть, в которую входят различные движения и партии. [ 33 ]
Несмотря на то, что «Братство» объявлено вне закона, оно смогло воспользоваться политическими и социальными событиями в Египте для увеличения своего членства и влияния. Египта Закон о чрезвычайном положении накладывает жесткие ограничения на легальную политическую оппозицию, и широко распространено мнение, что выборы регулярно фальсифицируются в пользу правительства. Однако исламские благотворительные организации и частные мечети процветали; хотя многие из этих организаций аполитичны, инакомыслие нашло выражение в основном внутри этой децентрализованной сети ассоциаций, которые преследуют разные цели и пользуются разной степенью автономии от государства. Есть также неофициальные свидетельства того, что исламские активисты приобрели определенное влияние в государственной бюрократии и что среди их сторонников есть множество врачей, учителей и администраторов. «Братья-мусульмане» выиграли от этих событий больше, чем любая другая исламская политическая группа, отчасти благодаря энергичным усилиям группы опытных активистов в возрасте от тридцати до сорока лет, которые отточили свои навыки в студенческом движении при Садате и присоединились к «Братьям-мусульманам». после окончания учебы. [ 34 ]
Братство особенно успешно вербует молодых людей, в том числе студентов и недавних выпускников. Рабочие места, материальные блага и деньги, необходимые для традиционной свадьбы, становятся все более недоступными для молодых египтян, а безудержная коррупция и закрытая авторитарная политическая система породили отчуждение ( айтираб ) и отчаяние. Исламское возрождение предлагает такой образ жизни, при котором молодых людей можно уважать за их благочестие и исламское образование, а не за их титулы или богатство, и при котором жить просто считается достойным восхищения. Мнение о том, что долг каждого мусульманина — участвовать в политических и социальных реформах (на что «Братья» особенно обращают внимание) действует как противоядие от политического отчуждения и пораженчества, позволяя молодым людям чувствовать себя более оптимистично в отношении будущего. Женщины из низшего среднего класса обнаружили, что более строгие религиозные обряды придают им большую респектабельность, позволяя им игнорировать другие социальные нормы, которые в противном случае ограничивали бы их возможности в таких областях, как образование, карьера и брак. Работа молодежи в «Братьях» включает организацию исламских семинаров и спектаклей, поддержку кандидатов «Братства» на выборах в студенческие союзы, профессиональные ассоциации и парламент, а также участие в демонстрации . [ 35 ]
1980-е годы
[ редактировать ]В 1980-х и начале 1990-х годов все больше и больше членов ведущих профессиональных ассоциаций Египта были выпускниками университетов из экономически неблагополучных семей; их голоса помогли кандидатам от «Братства» получить значительное большинство в исполнительных советах некоторых из этих ассоциаций, например, представляющих юристов, врачей, фармацевтов, ученых и инженеров, победив правительственных, светских и воинствующих исламских кандидатов на открытых, конкурентных выборах. Под руководством Братства несколько профессиональных ассоциаций создали программы, помогающие решить практические трудности, с которыми сталкиваются молодые выпускники, предлагая медицинскую страховку, кредиты под низкие проценты и обучение, чтобы заполнить пробелы, оставленные неадекватными университетскими курсами. Однако ограниченные ресурсы, доступные профессиональным объединениям, не позволили этим программам оказать существенное влияние, и успех Братства на этой арене был обусловлен скорее восприятием избирателями его кандидатов как честных и мотивированных чувством гражданского долга, в отличие от к коррупции, которая часто характерна для профессиональных ассоциаций. Эти ассоциации предоставили «Братству» платформу, с которой можно было критиковать отсутствие в Египте свободных парламентских и президентских выборов и применение пыток в тюрьмах, а также призывать к отмене закона о чрезвычайном положении. [ 36 ] [ 37 ]
Парламентские выборы, хотя и закрытые для оппозиции, дают некоторое представление о популярности «Братства» при Мубараке. На выборах 1984 года «Братству» было разрешено выдвигать кандидатов от партии Вафд. В 1987 году разрешили повторить эксперимент, на этот раз перейдя к Лейбористской партии. В обоих случаях партия, поддерживающая «Братство», получила больше голосов, чем все остальные оппозиционные партии вместе взятые. [ 38 ]
1990-е годы
[ редактировать ]Примерно примерно с 1992 года правительство снова прибегло к репрессивным мерам, чтобы остановить растущее влияние Братства. В 1993 году профессиональные ассоциации были поставлены под прямой контроль государства. В 1995 и 1996 годах было арестовано более тысячи братьев. Некоторые были приговорены военными трибуналами к нескольким годам каторжных работ; Основное обвинение заключалось в том, что обвиняемые были членами незаконной организации, планировавшей свергнуть правительство. В то же время правительство развернуло масштабную кампанию в СМИ против Братства, обвиняя его в том, что оно является террористической группой. Эту реакцию лучше всего можно объяснить попыткой предотвратить ненасильственный народный вызов власти режима путем предотвращения участия Братства в выборах. Аналогичным образом, в 1998 году сотни студентов-исламских активистов были арестованы непосредственно перед выборами студенческого союза. Братство было особенно уязвимо перед этими репрессиями из-за отсутствия поддержки среди высшего среднего класса, промышленных рабочих, а также самых бедных и наименее образованных слоев египетского общества. [ 37 ] [ 39 ]
Усиление репрессий со стороны правительства привело к конфликту между «старой гвардией» Братства, которая доминировала в Руководящем бюро, и его средним поколением лидеров, которые выступали за сотрудничество с другими политическими течениями, более открытые внутренние дебаты по политическим вопросам, более согласованные усилия по добиться легализации организации и более либеральной интерпретации ислама .
20 января 1996 года скончался Хамид Абу ан-Наср, генеральный лидер МБ Египта. Его преемником стал первый заместитель МБ Мустафа Машхур, который в молодости был «активным членом подпольного секретного аппарата (Аль-Джихаз аль-Сирри)». В общей сложности он провел в тюрьме 16 лет и считался сторонником жесткой линии. Министр внутренних дел Египта Хасан аль-Альфи ответил угрожающей речью вскоре после рейда на центральные офисы МБ и ареста 46 членов. [ 40 ]
В том же году, к разочарованию высшего руководства Братства, группа видных лидеров среднего поколения покинула Братство и присоединилась к нескольким коптам , чтобы сформировать новую политическую партию под названием Васат («Центр»), призванную представлять «гражданскую партию». платформа, основанная на исламской вере, которая верит в плюрализм и смену власти». [ 41 ] Партия Васат завоевала поддержку некоторых известных светских интеллектуалов, но ее неоднократные просьбы стать легальной политической партией были отклонены. [ 42 ]
выборы 2000 года
[ редактировать ]После периода самоанализа и сокращений, Братство в последние годы вернулось, поскольку его лидеры среднего поколения стали более влиятельными в организации. В 2000 году «Братство» выдвинуло 76 кандидатов в парламент как независимых (в том числе одну женщину, Гихан аль-Халафави, чья победа в ее округе была дисквалифицирована, когда правительство отменило там выборы), и получило 17 мест (столько же, сколько и все другие оппозиционные партии). вместе взятых), несмотря на активную кампанию правительства против него в средствах массовой информации и арест нескольких его кандидатов незадолго до голосования. В 2001 году Ассоциация юристов впервые за пять лет провела открытые выборы своего исполнительного совета; Чтобы не ставить режим в неловкое положение, «Братство» решило претендовать только на треть мест и выиграло все из них. [ 43 ] [ 44 ]
В своих публичных заявлениях «Братья» отказались от религиозной нетерпимости и антисемитизма, выраженных в их газете в 1970-х годах. В последние годы ее представители заявляли, что копты могут присоединиться к организации (отмечая, что у Хасана аль-Банны было два копта в качестве помощников, и он был известен отсутствием предубеждений по отношению к коптам); Мохаммад Махди Акеф , ставший Главным руководителем Братства в 2004 году в возрасте 75 лет. [ 45 ] сказал «Аль-Джазире» в 2005 году:
Ислам уважает христиан и евреев, и мы надеемся, что они относятся к нам так же. Невежество людей вызывает недовольство среди них, а не их религия. [ 46 ]
В последние годы «Братство» часто призывало к большей демократии на Ближнем Востоке . Абд аль-Муним Абу-л-Футух, один из лидеров среднего поколения, которого уважают как в Братстве, так и в партии Васат , сказал Международной кризисной группе в 2004 году: [ 47 ]
Отсутствие демократии является одной из главных причин кризиса здесь, в Египте и на Ближнем Востоке. «Братья-мусульмане» считают, что западные правительства являются одной из главных причин отсутствия демократии в регионе, поскольку они поддерживают диктатуры в арабском и исламском регионе в целом, несмотря на то, что было доказано, что отсутствие демократии и свобода является причиной терроризма и насилия. [ 48 ]
выборы 2005 г.
[ редактировать ]В 2005 году Братство [ 49 ] начал участвовать в продемократических демонстрациях вместе с Египетским движением за перемены (также известным как Кифайя , «достаточно»), и многие члены Братства были арестованы, более 700 только в мае 2005 года. [ 50 ]
На парламентских выборах 2005 года кандидаты от Братства, баллотировавшиеся как независимые, получили 88 мест. [ 51 ] (20% от общего числа) сформировать крупнейший оппозиционный блок, несмотря на множество нарушений [ 52 ] избирательного процесса, включая арест [ 53 ] сотен членов Братства. Между тем, легальные оппозиционные партии получили лишь 14 мест; это возобновило споры среди секуляристов и коптов о том, есть ли повод для беспокойства по поводу подъема Братства. [ 54 ]
События после выборов 2005 г.
[ редактировать ]«Братья-мусульмане» неоднократно призывали к созданию более демократической политической системы в Египте и участвовали в продемократических демонстрациях вместе с движением Кифайя в 2005 году. С 2005 года члены «Братьев-мусульман» в Египте также стали заметным онлайн-движением. В 2006 году Абдель Менем Махмуд создал первый публично известный блог Братства — Ana Ikhwan ( http://ana-ikhwan.blogspot.com ). В статье для Arab Media & Society ( http://www.arabmediasociety.com ) Кортни К. Радш из Американского университета исследует, как египетская блогосфера расширялась, поскольку многие молодые члены последовали ее примеру, особенно активисты, симпатизировавшие Кефае и ее членам. которые хотели принять участие в обсуждении проекта партийной платформы. [ 55 ] Эти «киберактивисты» часто критикуют организацию, например, за то, что она не допускает права женщин и коптов занимать пост президента, и более либеральны, чем их оффлайновые коллеги. [ 55 ] [ 56 ] [ 57 ]
Его успех в 2005 году спровоцировал «контратаку правительства» против Братства. В 2007 году в конституцию Египта были внесены поправки в пользу зарегистрированных партий и против независимых, в ущерб официально объявленным вне закона «Братьям», которые могут выдвигать кандидатов только как независимые. В 2008 году штат дисквалифицировал большинство кандидатов от Братства на выборах в местные советы. Режим Мубарака также запустил волну арестов и военных процессов против «Братьев», «поймав в ловушку тысячи рядовых членов», но также и важных лидеров, «которые управляли финансовым аппаратом, который направляет миллионы долларов в виде пожертвований и доходов от инвестиций в избирательную кампанию». и социальная помощь». Это ослабило движение, как и некоторые недавние спорные позиции Братства. В 2007 году оно распространило проект программы предлагаемой им политической партии, в котором содержался призыв к запрету женщин и христиан на посту президента Египта , а также к созданию специального совета исламских священнослужителей для проверки парламентского законодательства. В течение 2008-2009 гг. В ходе войны в Газе некоторые лидеры Братства призвали египтян отправиться в Газу Египта и сражаться с Израилем, несмотря на мирный договор с Израилем 1979 года . [ 3 ]
См. также
[ редактировать ]- История Братьев-мусульман в Египте
- «Братья-мусульмане» в современной политике Египта
- Братья-мусульмане в Египте
- История Республики Египет
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Ikhwan Web, интервью с доктором Мохамедом Эль-Сайедом Хабибом, первым заместителем председателя Братьев-мусульман, дата обращения 3 февраля 2012 г.
- ^ Министерство иностранных дел, «Умеренные братья-мусульмане» . Проверено 3 февраля 2012 г.
- ^ Jump up to: а б «Братья-мусульмане» терпят неудачу, когда Египет обходит исламистов с фланга ЯРОСЛАВ ТРОФИМОВ 15 МАЯ 2009 г. wsj.com
- ^ Квадрат, 65–76, 83–86.
- ^ Митчелл, 141.
- ^ Кепель, 30–32, 40–44.
- ^ Кепель, 33–34.
- ^ Кепель, 44–47.
- ^ Площадь, 94–95.
- ^ Кепель, 47–48.
- ^ Кепель, 46–56.
- ^ Площадь, 76.
- ^ Кепель, 34–37.
- ^ Квадрат, 76–82, 96–97.
- ^ Кепель, 62–65, 90–91.
- ^ Кепель, 72, 93, 101–107.
- ^ Уикхэм, 96–97.
- ^ Площадь, 107–112.
- ^ Кепель, 124–125.
- ^ Кепель, 101, 122–125.
- ^ Уикхэм, 65, 96.
- ^ Кепель, 108–124.
- ^ Площадь, 119–120.
- ^ Кепель, 126–146.
- ^ Площадь, 107, 115.
- ^ Уикхэм, 32–34, 115–117.
- ^ Кепель, 159–160, 183–206.
- ^ Площадь, 113–122.
- ^ Уикхэм, 65–66, 114.
- ^ Уикхэм, 66, 101, 113–114, 128–130, 135, 138, 150.
- ^ «Теряет ли «Братья-мусульмане» Турцию и Катар в свете сближения с Египтом?» . Центр Моше Даяна по изучению Ближнего Востока и Африки . 14 июля 2021 г. Проверено 4 ноября 2023 г.
- ^ «Почему «Братья-мусульмане» играют ключевую роль в противостоянии в Катаре» . Bloomberg.com . 7 июня 2017 года . Проверено 4 ноября 2023 г.
- ^ «Братья-мусульмане Египта» . Совет по международным отношениям . Проверено 4 ноября 2023 г.
- ^ Уикхэм, 71–75, 88–89, 93–118, 202.
- ^ Уикхэм, 36–62, 75–87, 164–171.
- ^ Уикхэм, 178–199.
- ^ Jump up to: а б МКГ, 13.
- ^ Уикхэм, 90.
- ^ Уикхэм, 18, 200–202, 208–210, 214–216, 226.
- ^ Египет
- ^ Нортон, 133–160.
- ^ Уикхэм, 217–220.
- ^ Уикхэм, 3, 221–226.
- ^ ICG, 14.
- ^ (ICG, 20 апреля 2004 г., 14)
- ↑ «Братья-мусульмане»: мы сила в Египте . Доха Аль-Зохайри в Египте. 22 июня 2005 г.]
- ^ Уикхэм, 222.
- ^ ICG, 11.
- ↑ Борьба за территорию . Архивировано 17 августа 2005 г. в Wayback Machine, 12–18 мая 2005 г.
- ↑ Египет арестовывает новых мусульманских активистов , 19 мая 2005 г.
- ↑ Богатые и Братство, 14 декабря 2005 г.
- ^ ahram.org. Архивировано 4 января 2006 г. на Wayback Machine.
- ^ bbc.co.uk
- ^ Кто боится Братства? Амира Ховейди
- ^ Jump up to: а б «Арабские СМИ и общество» .
- ^ «Архивная копия» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 12 января 2012 года . Проверено 7 января 2014 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ^ Линч, Марк (5 марта 2007 г.). «Братство блога» . Хранитель . Лондон.
Ссылки
[ редактировать ]- Карре, Оливье и Жерар Мишо. 1983. Братья-мусульмане: Египет и Сирия (1928–1982) . Париж: Галлимар.
- Международная кризисная группа (МКГ). 20 апреля 2004 г. «Исламизм в Северной Африке II: возможности Египта» . Каир/Брюссель: Международная кризисная группа.
- Кепель, Жиль. 1984. Пророк и фараон: исламистские движения в современном Египте . Париж: Открытие. ISBN 2-02-019429-5 .
- Митчелл, Ричард П. 1969. Общество братьев-мусульман . Лондон: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-508437-3 .
- Нортон, Огастес Р. 2005. Сорванная политика: дело Хизб аль-Васат . Переделка мусульманской политики: плюрализм, конкуренция, демократизация, Р.В. Хефнер, изд. Принстон: Издательство Принстонского университета, 2005, стр. 133–60.
- Уикхэм, Кэрри Розефски. 2002. Мобилизация ислама: религия, активизм и политические изменения в Египте . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета. ISBN 0-231-12573-9 .