Белый монастырь
ⲡⲙⲟⲛⲁⲥⲧⲏⲣⲓⲟⲛ ⲛ̀ⲧⲉ ⲁⲡⲁ ϣⲉⲛⲟⲩϯ ⲡⲧⲱⲟⲩ ⲛ̀ⲁⲑⲣⲏⲃⲓ | |
![]() Суд монастыря | |
Информация о монастыре | |
---|---|
Другие имена | Дейр эль-Абьяд |
Учредил | 442 |
Посвящается | Шенуте |
епархия | Коптская православная церковь Александрии |
Люди | |
Основатель(и) | Святой Пигол |
Сайт | |
Расположение | Сохаг , провинция Сохаг |
Страна | ![]() |
Координаты | 26 ° 32'05 "N 31 ° 38'44" E / 26,534761 ° N 31,645694 ° E |
Публичный доступ | Да |
Коптский Белый монастырь ( араб . الدير أبيض ), а также монастырь Аббы Шенуда ( коптский : ϯ ) и Атрибийский ⲡⲙⲟⲛⲁⲥⲧⲏⲣⲓⲟⲛ ⲛ̀ⲧⲉ ⲁⲡⲁ ϣ ⲉⲛⲟⲩ монастырь ( коптский : ⲡⲧⲱⲟⲩ ⲛ̀ⲁⲑⲣⲏⲃⲓ , латинизированный: eptōw enatʰreβi , букв. «гора Атрибиса») [1] [2] монастырь православный Шенута имени святого Коптский . Он расположен недалеко от Верхнего Египта городов Тахта и Сохаг и примерно в двух с половиной милях (4,0 км) к юго-востоку от Красного монастыря .
Название монастыря происходит от цвета белого известняка его внешних стен. Белый монастырь архитектурно похож на Красный монастырь. В монастыре располагалась одна из крупнейших когда-либо известных коптских библиотек, в которой насчитывалось более 1000 рукописей, из которых сохранилось 10%. [3]
История
[ редактировать ]Фундамент
[ редактировать ]Монастырь был основан святым Пиголом ( коптский : ⲡⲓϫⲱⲗ) . [4] ), дядя по материнской линии Шенуте, в 442 г. [Сомнительная дата: см. здесь ] . Однако он стал известен только после того, как Шенуте сменил своего дядю на посту настоятеля монастыря. После смерти Шенуте в 466 году население Белого монастыря увеличилось с 30 монахов до 2200 монахов и 1800 монахинь. За это время монастырь также увеличился в размерах до 12 800 акров (51,8 км 2). 2 ), площадь примерно в 3000 раз превышает первоначальный размер. На этой территории находились кельи, кухни и склады, руины которых до сих пор можно увидеть с северной, западной и южной сторон церковного комплекса.
После смерти Шенуды монашеская община Белого монастыря продолжала существовать на протяжении V века под руководством святой Виссы ( коптский : ⲃⲏⲥⲁ [5] ), а позднее святой Зиновий . Однако монастырь начал медленно приходить в упадок после мусульманского завоевания Египта в 641 году. Состояние упадка можно частично объяснить высокими налогами, которые монастырям в Египте пришлось нести. Такие налоги привели к исчезновению большого числа монастырей.
Средний возраст
[ редактировать ]В середине VIII века арабский правитель аль-Касим ибн Убайд Аллах ворвался в монастырскую церковь со своей наложницей верхом на лошади. В результате наложница упала на землю и в конечном итоге погибла вместе с лошадью, на которой она ехала. [6]
Монастырь служил пристанищем армянским монахам в 11 и 12 веках. Об этом говорят надписи, найденные на росписях центральной апсиды церкви, датированные между 1076 и 1124 годами. Среди этих армянских монахов был художник Теодор Кайсунский , армянский визирь Бахрам, ставший монахом после изгнания из его должность во время халифата фатимидского халифа аль-Хафиза (1135-1137). [7] В 1168 году монастырь подвергся нападению Ширкуха .
Между 1202 и 1259 годами монастырь подвергался капитальным реставрациям. В 13 веке в работе, приписываемой Абу аль-Макариму , упоминается, что в монастыре была крепость, которая, вероятно, была построена в средние века для защиты монастыря от нападений. пустыни бедуинов . Абу аль-Макарим также рассказывает об огороженной стене вокруг монастыря, внутри которой существовал сад, полный всевозможных деревьев. Отсутствие литературных рукописей после 14 века указывает на то, что с этого времени монастырь находился в состоянии сильного упадка. По словам аль-Макризи, который называл его одновременно «Белым монастырем» и «Монастырем Святого Шенута», упоминалось, что в 13 веке он лежал в руинах, и использовалась только церковь. [8]
Современная история
[ редактировать ]Монастырь посетили Иоганн Михаэль Ванслеб в 1672 году и Рихард Покок в 1737 году. Оба они ошибочно приписывали основание монастыря Елене Константинопольской , императора Константина матери . Во второй половине XVIII века обрушился юго-западный угол уцелевшего церковного комплекса. В 1798 году монастырь был разграблен и полностью сожжен мамлюками . О разрушении упомянул французский путешественник Доминик Виван , посетивший монастырь на следующий день после его разрушения. В 1802 году под руководством Мухаммеда Али часть монастыря была перестроена. В 1833 году Роберт Керзон монастырь посетил и оставил письменную запись о своем посещении. В 1893 году Фергюссон опубликовал план церковного комплекса. Однако наиболее значительный вклад в изучение монастыря и его церкви внесли такие посетители, как Владимир де Бок (1901 г.), Ч. Р. Пирс (1904 г.), Флиндерс Петри (1907 г.), Сомерс Кларк (1912 г.) и Уго Моннере де Виллар (1925).
В 1907 году в церковном комплексе был проведен очередной ремонт, в ходе которого были сняты налеты с кирпичной кладки и замаскированы дверные проемы. Затем, в 1980-х годах, были проведены дальнейшие реставрационные работы на стенах и колоннах церкви.
Описание монастыря
[ редактировать ]Единственной сохранившейся частью первоначального монастыря является церковный комплекс, построенный в стиле базилики. Он имеет шесть входов: три расположены по центру в северной, южной и западной стенах. Остальные три расположены к югу от западной стены, к востоку от южной стены и к востоку от северной стены. Его внешний вид напоминает египетский храм . Он представляет собой сочетание экзо- и эзо-нартекса, ведущего в тело первоначальной церкви. В этом корпусе, который сейчас представляет собой открытый двор, есть неф, окруженный двумя проходами. Они отделены от нефа длинными рядами колонн с обратным островом на западе, образующим эзонартекс. На вершине этих островов существовали мезонинные галереи, о чем свидетельствуют два ряда окон на стенах. Величественный стиль этой базилики V века включает в себя открытый двор размером 172 на 76 футов, половину этой ширины занимает неф.

Нынешняя церковь сейчас занимает то, что раньше было хором и святилищем. Он отделен от открытого двора прочной стеной из красного кирпича средневековой постройки с дверями и окнами. Первоначальное святилище было построено в виде трилистника с тремя апсидами. Это ступень выше нефа открытого двора. Прямоугольное пространство, ограниченное апсидами на северной, южной и восточной сторонах, служило алтарем базилики. Сейчас алтарь расположен внутри центральной или восточной апсиды. Остальное пространство теперь интегрировано в неф нынешней церкви. Также имеется новый иконостас, выполненный из массива дерева и украшенный небольшими иконами на верхнем регистре. Нынешнее святилище в центральной апсиде фактически разделено на три части. Средний посвящен святому архимандриту Шенуде, южный – Марии , матери Иисуса , а северный – святому Георгию .
Оригинальные три апсиды имеют великолепную конструкцию. Каждый состоит из двух рядов колонн, разделенных декоративным фризом и увенчанных наличниками. Между колоннами расположены ниши. Горизонтальное сечение ниш в каждом регистре чередуется с прямоугольным и круглым. Полукупола каждого украшены красивым узором. Над регистрами возвышается величественный полукупол. В этих полукуполах можно различить росписи. В центральной апсиде находится картина с изображением Христа Пантократора и четырех евангелистов. В северной апсиде находится изображение Успения Богородицы. В южной апсиде изображено Воскресение с двумя Мариями и двумя ангелами.
Церковный комплекс имеет несколько пристроек вдоль восточной и южной стен. Самым значительным является большой зал, расположенный вдоль южной стены. Вероятно, в первые дни это выполняло функцию женской палаты. На восточном и западном концах есть по камерам. В западной камере есть колодец, и в начале 19 века она была реконструирована. Есть также две камеры к югу от центральной апсиды и третья к северу. На южной стороне одна камера прямоугольная с купелью, которая сейчас используется как баптистерий, а вторая круглая с нишами. С северной стороны камера квадратная. К западу от круглого помещения есть еще одна прямоугольная камера, разделенная пополам двумя выступающими контрфорсами.

При строительстве церковного комплекса использовались самые разные строительные материалы. Это отражает различные этапы, которые прошел монастырь со времени своего основания. Наружные стены построены из белого известняка, залитого раствором без скрепления. Они наклонены снаружи на шесть градусов от вертикали (оригинальная конструкция). Горгульи и дверные перемычки также выполнены из известняка, а дверные косяки - из красного гранита. Источником этих известняков, вероятно, являются руины близлежащих древнеегипетских храмов, разрушению которых в прямом и переносном смысле способствовал святой Шенуда архимандрит. Первоначальные колонны нефа выполнены из мрамора или гранита, а некоторые более поздние - из красного кирпича. Многие из этих колонн больше не стоят. Мощение нефа выполнено из известняковых или гранитных плит.
Первоначальное святилище теперь покрыто сводами из обожженного кирпича; изначально у него была деревянная крыша. Неф, острова и большой южный зал (боковой притвор) теперь остались без крыши; первоначально у них были деревянные остроконечные крыши с галереями на островах. Стена между экзо-нартексом и корпусом первоначальной церкви сделана из известняка. Великая стена, определяющая западную границу нынешней церкви, состоит из красного кирпича, в котором заключены оригинальные колонны и арки. Теперь он покрыт слоем штукатурки кремового цвета. Четыре арки, несущие изгибы центрального оригинального купола святилища, также построены из красного кирпича, за исключением той, что находится на востоке и построена из мрамора.
Библиотека
[ редактировать ]
Кампания по ликвидации неграмотности, которую архимандрит Шенуда вел в своем монастыре, положительно отразилась на библиотеке монастыря. Поскольку все жители монастыря умели читать и многие умели писать рукописи, библиотека, должно быть, была одной из величайших библиотек христианского Египта . В библиотеке насчитывалось около 1000 кодексов, в среднем по 200–300 страниц каждый. Около 10% из них сохранились сегодня в коллекциях, расположенных в основном в Европе. [3] Это свидетельство заключается не только в количестве обнаруженных кодексов, но и в широком разнообразии имевшихся в них предметов.
Сегодня библиотека разбросана по всему миру. Кодексы были расчленены, отдельные листы оказались в разных библиотеках или музеях. Иногда даже отдельный фолиант оказывался в разных библиотеках, находящихся за тысячи миль друг от друга. Были предприняты серьезные усилия, чтобы искусственно перегруппировать эти кодексы из их диаспоры с помощью фотографических средств. Мгр. Луи Теофиль Лефор , коптолог из Лувена, предпринял первую комплексную попытку достичь этой монументальной цели. Однако его коллекция стала трагической жертвой Второй мировой войны. В настоящее время этой задачей занимается Тито Орланди и его коллеги в Римском университете Сапиенца . Там они сформировали Corpus dei Manoscritti Copti Letterari . [9] Им удалось идентифицировать сотни отдельных кодексов с помощью предыдущих работ, коптскими выполненных учеными.
Содержимое библиотеки, как упоминалось выше, украшало многие библиотеки и музеи по всему миру еще с XIX века. Ниже приводится неполный список тех мест, где имеются такие фрагменты:
- Амстердам , Государственный музей Амстердама
- Берлин , Немецкая государственная библиотека
- Каир , Коптский музей
- Каир , Египетский музей
- Каир , Французский институт восточной археологии
- Кембридж , Библиотека Кембриджского университета
- Флоренция , Лаврентьевская библиотека
- Санкт-Петербург , Российская национальная библиотека
- Лондон, Британская библиотека
- Лондон, Итонский колледж
- Лувен , Университетская библиотека
- Манчестер , Библиотека Университета Джона Райлендса
- Мичиган , Библиотека Мичиганского университета
- Москва, Пушкинский музей.
- Неаполь , Национальная библиотека Виктора Эммануила III.
- Нью-Йорк , Библиотека и музей Моргана
- Оксфорд , Бодлианская библиотека
- Париж, Национальная библиотека Франции
- Париж, Лувр
- Страсбург , Университетская библиотека
- Ватикан , Апостольская библиотека.
- Венеция , Библиотека Наниана
- Вена , Австрийская национальная библиотека
Древняя библиотека Белого монастыря богата многими категориями, такими как библейские, агиографические, литургические и т. д. Это дает исследователю хорошие знания о том, что читали монахи и что им разрешалось читать на разных этапах развития монастыря. Однако ранние времена не слишком хорошо представлены в сохранившихся фрагментах. Это можно объяснить либо их частым использованием, либо просто тем, что они стали жертвами времени и упадка монастыря в более поздние времена. Диалект этих рукописей был преимущественно на сахидско-коптском языке , который был усовершенствован в своей литературной форме святым архимандритом Шенудой . Были также двуязычные рукописи. Первые были на сахидско-коптском и греческом языках , а более поздние — на сахидско-коптском и арабском языках . В качестве письменных материалов использовался в основном пергамент из-за его распространенности, но некоторые из более поздних материалов были найдены и на бумаге.
Первая и самая распространенная категория — это библейские рукописи. почти все книги Ветхого Завета , включая Второканонические книги Представлены монастырях всегда не хватало . Исключение составляют лишь некоторые исторические книги, которых в египетских . С другой стороны, Новый Завет представлен полностью, хотя и в фрагментарной форме.
Вторая категория — это апокрифические Евангелия, Деяния и библейские жития, которые часто читали в египетских монастырях. К ним относятся Евангелие Двенадцати , Евангелие от Варфоломея , Деяния Фомы , Деяния Пилата , Жизнь Девы Марии и История Иосифа Плотника .
Третья категория — это исторические рукописи, которые редко встречаются ни в одной из найденных до сих пор коптских библиотек. Однако в Белом монастыре можно найти значительную часть рукописи церковной истории. Эта рукопись посвящена истории Коптской православной церкви Александрии в IV и V веках. Кроме того, имеется несколько фрагментов кодексов, фиксирующих деяния великих Никейского и Эфесского соборов .
Еще одна важная категория, представленная в библиотеке, — это агиографические тексты. Их можно найти в относительном изобилии во всех монастырских библиотеках, и Белый монастырь не является исключением. Они предназначены в первую очередь для духовного назидания монахов, а не являются точными историческими записями о святых. Они включают в себя деяния и связанные с ними тексты многих мучеников, таких как святой Коллуф Врач , святые Косма и Дамиан , святой Филопатер Меркурий , святой Псот , святой Феодор , святой Виктор и многие другие. Есть также жития многих важных святых Египетской Церкви, таких как святой Антоний , святой Афанасий , святой Пахомий и его ученики, святой Самуил Исповедник и святой Шенуда архимандрит , и это лишь некоторые из них.
Самая богатая и значимая категория — это сочинения отцов. В этой библиотеке собрано большое количество рукописей, сохранивших тексты сочинений египетских писателей, а также коптский перевод греческих сочинений отцов церкви . Наиболее значительная ее часть — это замечательные творения святителя Шенуды архимандрита . Другие сочинения включают проповеди святого Виссы , сочинения святого Пахомия и его учеников, а также Apophthegmata Patrum . Другие тексты оригинального коптского состава включают тексты Константина Асьюта , Иоанна Бурулуса и Руфа Шотепа . В группу коптских переводов греческих сочинений входят переводы св. Петра Александрийского , св. Афанасия , св. Феофила , св. Кирилла Великого , св. Диоскора . Греческие переводы некоптских отцов включают святого Кирилла Иерусалимского , святого Иоанна Златоуста и святого Севера Антиохийского . В этом сборнике встречаются и работы других авторов.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Тим, Стефан. Христианский коптский Египет в арабский период . п. 601.
- ^ «ТМ Места» . www.trismegistos.org . Проверено 20 сентября 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Белые 2019 , с. 42.
- ^ «ⲡⲓϫⲱⲗ» , Викисловарь , 26 мая 2021 г. , получено 30 сентября 2021 г.
- ^ «ⲃⲏⲥⲁ» , Викисловарь , 28 июля 2021 г. , получено 30 сентября 2021 г.
- ^ «МОНАСТЫРЬ СВЯТОГО АРХИМАНДРИТА ШЕНУДА – Святой архимандрит Шенуда» . Проверено 30 сентября 2021 г.
- ^ Бланке 2019 , стр. 41–42.
- ^ Бланке 2019 , стр. 42–43.
- ^ «CMCL - Исследования коптской цивилизации» . www.cmcl.it. Проверено 30 сентября 2021 г.
Источники
[ редактировать ]- Моннере де Виллар, У., «Монастыри близ Сохага». 2 том. Милан 1925-7
- Пирс, Ч.Р., «Белый монастырь возле Сохага, Верхний Египет», Археологический журнал 3,11 (61), 1904, 131–53.
- Такла, HN, «Святой Шенуда Архимандрит - Его жизнь и времена». Лос-Анджелес, 1987 год.
- Тимм С., «Ад-Дер аль Абьяд» В христианском коптском Египте в арабский период. Том 2 (DF), стр. 601–38, Висбаден, 1984 г.
- Бланке, Луиза (30 августа 2019 г.). Археология египетского монашества: поселение, экономика и повседневная жизнь в Федерации Белого монастыря . Йельский египтология. ISBN 978-1-950343-10-2 . Проверено 26 февраля 2024 г.
- Капуани, Массимо; Мейнардус, Отто Ф.А. (2002). Христианский Египет: коптское искусство и памятники через два тысячелетия . Литургическая пресса. ISBN 978-0-8146-2406-7 .
- Эветтс, БТА (31 декабря 2001 г.). Церкви и монастыри Египта и некоторых соседних стран . Пискатауэй, Нью-Джерси: Gorgias Press. дои : 10.31826/9781463207656 . ISBN 978-1-4632-0765-6 .
- Габра, Гавдат ; Вивиан, Тим (2002). Коптские монастыри: монашеское искусство и архитектура Египта . Американский университет в Каире Press. ISBN 978-977-424-691-3 . JSTOR j.ctt15m7g74 .
- Мейнардус, Отто Ф.А. (15 октября 2010 г.). Две тысячи лет коптского христианства . Американский университет в Каире Press . дои : 10.5743/каир/9789774247576.001.0001 . ISBN 978-977-424-757-6 .
- Изображения доктора Энрике Абреу, 2010 г.: Изображения красных и белых монастырей.
Внешние ссылки
[ редактировать ]