Энатон
Энатон ) — (или Эннатон , Хеннатон монастырский район в Египте в средние века . Оно продолжалось до 15 века, но своего расцвета оно достигло между 5 и 7 веками. [ 1 ] Свое название, что означает «девятый» ( греч. ἔνατον), он получил из-за своего местоположения на девятой миле к юго-западу от Александрии вдоль прибрежной дороги. [ 2 ]
Энатон состоял из отдельных монастырей и келий, которые избирали общего игумена (лидера). Теологически Энатон был миафизитом . В период своего расцвета этот район имел международный характер и включал в себя как коптов , так и сирийцев . [ 2 ] Это была промежуточная станция (римская mutatio ) для путешественников из Александрии к монастырям Нитрийской пустыни и монастырю святой Мины . Вероятно, он служил гостиницей или общежитием для паломников, туристов, купцов и их животных. [ 3 ]
Имена
[ редактировать ]На арабском языке Энатон стал известен как Дайр аз-Зуджадж (Монастырь стекла) или Дайр аз-Заджадж (Монастырь стеклодувов). [ 3 ] термины, происходящие от коптского ⲡⲓⲙⲟⲛⲁⲥⲧⲏⲣⲓⲟⲛ ⲛ̀ⲧⲉ ⲛⲓⲥⲁⲛⲁⲃⲁϫⲏⲓⲛⲓ, Pimonastirion ente nisanabajaini . [ 4 ] более точный коптский перевод греческого слова « Эль-Айнатун Также использовался ». На арабском языке его также иногда называют аль-Ханатун (от Энатона), Биханатун (от греко-коптского ⲡⲓϩⲉⲛⲁⲧⲟⲛ, Пи-Хеннатон ) и Тунбатарун (от греческого Тон Патерон , «[монастырь] Отцов»). Эфиопский Хроник перевод арабской версии « Никиу » Иоанна называет монастырь Бантун , что, очевидно, является искажением аль-Ханатун. [ 4 ]
Расположение
[ редактировать ]Точное местоположение Энатона неизвестно, но он, должно быть, находился на тении (полоске суши) между Средиземным морем и озером Мареотида . Вероятно, он стоял на якорной стоянке на берегу моря и служил выходом к озеру. Тения Пемптон была густонаселена в поздней античности, а монастыри располагались также на пятой миле ( ) , восемнадцатой ( Октокайдекатон ) и двадцатой миле ( Эйкостон ). [ 3 ]
В начале 20 века археологи идентифицировали погребальные стелы и руины церкви возле села Дихайла как происходящие из Энатона. Сейчас считается, что они принадлежат монастырю Пемптон. Более вероятное местонахождение — в нескольких милях западнее, на холме Ком-аз-Зуджадж. [ 3 ]
Благодаря близости к Александрии Энатон обеспечивал гораздо более легкую жизнь, чем монастыри пустыни. Когда Илария , дочь императора Зенона ( годы правления 474–491 ), попыталась поступить в монастырь Скетиды , аббат Пембо рекомендовал ей вместо этого присоединиться к Энатону, потому что «он умерен; существует в это время группа богатых людей, которые постриглись в монахи, живут без устали; находят утешение». [ 4 ]
Структура
[ редактировать ]Энатон описывается в источниках как как лавра (то есть совокупность отдельных келий или скитов , часто в пещерах ), так и монастырь . Он состоял из многочисленных автономных фондов, размер которых варьировался от одинокого отшельника в келье до больших общин монахов. Каждый фонд сам по себе считался монастырем , наиболее распространенным типом которого был койнобион (сообщество монахов). Каждый койнобион имел свою собственную церковь и находился под властью настоятеля с титулом игумена, кенобиарха или проэста , которого обычно называли «отцом» ( апа или абба ). Община часто брала имя особо почитаемого настоятеля, не обязательно своего основателя. [ 3 ]
Энатон функционирует в соответствии с «федеральной конституцией». [ 2 ] Различные монастыри избирали единого руководителя с титулом игумена. У них было общее собрание, а к началу VII века — общий ойкономос (управитель). Согласно « Истории Александрийских Патриархов» , около 600 года в Энатоне было 600 монастырей. Это число, скорее всего, представляет собой общее число монастырей в районе Александрии, на что указывает Копто-Арабская и Эфиопская Синаксарии . Тем не менее, «многие заведения Энатона, должно быть, придавали ему вид большого города с неровными улицами, домами с террасами на крышах и бегающими собаками». [ 3 ]
История
[ редактировать ]Происхождение
[ редактировать ]Происхождение Энатона неясно. [ 2 ] [ 4 ] Существуют агиографические источники, которые относят историю Энатона ко времени гонений Диоклетиана в конце III или начале IV века, но их достоверность сомнительна. [ 4 ] Монах Феодор , слова которого сохранились в « Изречениях отцов-пустынников» , говорят, пришел в Энатон в 308 году. В 364 году он был еще жив. [ 5 ]
страстях В «Арабских Сарапамона» , рассказе о мученической смерти епископа Сарапамона Никиуского , записано, что главный герой приехал из Палестины, чтобы принять крещение у патриарха Феоны Александрийского ( годы правления 282–300 ), и решил стать монахом в Дайр аль- Зуджадж. [ 4 ] Сарапамон стал жертвой гонений Диоклетиана. Его «Страсти» , однако, нельзя считать вполне достоверным источником. [ 3 ]
Коптское мученичество Апы Краджона также связывает Энатона с Феоной. В нем говорится, что во время гонения патриарх рукоположил некоего Феопемпта во епископа монастыря отцов вне Александрии. В этом монастыре в то время якобы уже насчитывалось шестьсот монахов. Мученичество , однако, во многом легендарно. [ 4 ] Иоанн Эфесский в своих «Жизнеописаниях Петра и Фотия» (написанных около 565 г.) использует название «Монастырь отцов» для обозначения Энатона в целом. [ 4 ]
Более надежным источником ранней истории Энатона является коптское « Житие Лонгина и Луция» , биография игуменов V века Лонгина и Луция . Обычно это считается в основном историческим. Оно указывает на то, что во времена Лонгина (450-е гг.) на кладбище у Энатона уже хоронили монахов. [ 3 ] Таким образом, сайт, похоже, существовал за некоторое время до избрания Лонгина. [ 2 ]
По словам Василия Оксиринхского в проповеди о добродетелях Лонгина, монастырь, основанный аввой Гаем из Коринфа, первоначально находился за пределами Энатона. После присоединения к Енатонской общине Гай был избран игуменом . [ 4 ]
Высота
[ редактировать ]
При Лонгине монахи Энатона решительно выступили против решений Халкидонского собора (451 г.). [ 2 ] Явно миафизитское богословие пришло в Энатон в 453 году вместе с Петром Иверийцем и его последователями, которые были изгнаны из Майумы в Палестине. [ 2 ] За ним последовали другие миафизиты и антихалкидонцы, изгнанники из Палестины и Сирии: Юлиан Галикарнасский , Север Антиохийский (518 г.), Тумо из Харкела (599 г.) и Павел Теллский (599 г.). [ 2 ] Северус был похоронен в Энатоне. [ 4 ]
Согласно биографии Севера Антиохийского, написанной Захарией Ритором , жил святой человек по имени Салама ( эт. 482–489), который жил в монастыре в Энатоне, который в конечном итоге взял его имя. У него были ученики по имени Стефан и Афанасий, первый из которых также основал монастырь в Энатоне, носивший его имя. [ 4 ] Два других друга Северуса, возможно, связаны с Энатоном. Согласно ее сирийской биографии, Анастасия Патриция основала здесь монастырь. Однако греческая версия ее жизни основывает ее на Пемптоне. Точно так же Кесария Патриций основал монастырь, который, возможно, находился в Энатоне. [ 3 ]
В 480-х годах некоторые монахи Энатона сотрудничали с халкидонским монастырем Метанойя к востоку от Александрии против (к тому времени незаконного) святилища Исиды в Менутисе . [ 3 ] Был короткий период, когда Энатон, по-видимому, принял халкидонианство, поскольку в 542/543 году он получил трактат от императора Юстиниана I. [ 2 ] а в 551 году Юстиниан назначил монаха Аполлинария из монастыря Салама Александрийским патриархатом. [ 4 ] Тем не менее, Энатон, должно быть, вскоре вернулся к миафизитству. В то время как халкидонские (мелькитские) патриархи проживали в Александрии, миафизитские (коптские) патриархи не могли. По крайней мере двое — Петр IV (567–576) и Дамиан (576–605) — проживали в Энатоне. [ 2 ] Среди выдающихся халкидонских посетителей — Иоанн Мосх , который останавливался в монастыре Иоанна Евнуха, [ 4 ] и Патриарх Иерусалимский Софроний , [ 1 ] посвятивший анакреонтикон Феоне, главе ( ойкономосу ) монастыря Тугара. [ 4 ]
В 616 году Энатон был местом встречи коптского патриарха Анастасия Апозигария и Антиохии сирийского патриарха Афанасия Гамоло , чтобы исцелить раскол, который разделял их две миафизитские церкви с конца 580-х годов. Ни один из них не мог встретиться в Александрии, поскольку она находилась под контролем халкидонитов. Их примирение стало возможным благодаря филологическим занятиям, проводимым в монастыре Антонинов в Энатоне. [ 2 ]
Между 615 и 617 годами, когда они проживали в Энатоне, Тумо из Харкела и Павел из Теллы произвели основные переводы на сирийский язык: харклеанскую версию Нового Завета и сиро-гексапларскую версию Ветхого Завета соответственно. [ 2 ]
Отклонить
[ редактировать ]Энатон был разграблен во время персидского завоевания Египта в 619 году, но пережил арабское завоевание Египта в 641 году. [ 3 ] Персидский мешок позволяет предположить, что Энатон был к тому времени довольно богат. [ 3 ]
Хотя Энатон иногда получал выгоду от мусульманского правления в Египте, [ 3 ] он так и не вернул себе былую славу. Похоже, какое-то время он сохранял свою федеральную конституцию, но к 11 веку превратился в единый монастырь. Он дольше сохранял свой международный характер и репутацию научного учреждения. [ 3 ] Он оставался активным монастырским центром до 14 или 16 века. Однако его дальнейшая история неясна. [ 1 ]
В 689 году на патриархию рассматривался игумен Иоанн. Фактически избранный, Симеон I , был сплющенным человеком, служившим у гробницы Севера. [ 3 ] Он был похоронен в той же церкви, что и Северус. [ 4 ] Следующий патриарх Александр II также был монахом из Енатона. Ко времени патриарха Марка II в конце VIII века существовала традиция, согласно которой Энатон должен посещать новый патриарх. От этой традиции отказались к 15 веку. [ 3 ]
К 11 веку Энатон представлял собой единственный монастырь, посвященный Северу Антиохийскому. Благодаря Северу и сирийскому влиянию он имел якобитскую ориентацию. В 1066 году на патриархию рассматривался игумен Иоанн ибн Тир. Монастырь, возможно, пострадал от набегов бедуинов во время патриархатов Шенуда II (1032–1046) и Христодула (1047–1077). В этот период в монастыре проживало всего около сорока монахов, что резко сократилось по сравнению с периодом его расцвета. [ 3 ]
«Чудеса аввы Мины» , возможно, написанные еще в 1363 году, были приписаны в 18 веке некоему архимандриту Мардарию Габал ан-Ниатону, что, возможно, является искаженной ссылкой на Энатон. [ 4 ] Аль-Макризи писал в 15 веке, что монастырь Дайр аз-Зуджадж был также известен как аль-Ханатун и был посвящен Бу Гургу Старшему, Святому Георгию . Он последний автор, написавший о существующем монастыре. [ 3 ] [ 4 ] Монастырь появляется на картах Западной Европы с 14 по 17 века, но, возможно, к тому времени это был всего лишь топоним. Упадок монастыря, вероятно, связан с нарушением прибрежного сообщения во время крестовых походов и опустыниванием озера Мареотида. [ 3 ]
Список монастырей
[ редактировать ]Финики — это цветочки. Курсивом обозначена неопределенность местоположения.
- Монастырь аввы Андрея [ 4 ]
- Монастырь Антонинов [ 2 ] или Антонианцы [ 4 ] (ок. 615) [ 3 ]
- Монастырь Даламатии [ 4 ] или Далмация [ 3 ]
- Богоявленский монастырь (567–569 гг.) [ 3 ]
- Монастырь отца Евстафия [ 3 ]
- Монастырь отцов [ 2 ]
- Монастырь Апа Гая (середина V века) [ 3 ]
- Монастырь аввы Иоанна Евнуха [ 4 ]
- Монастырь Мафора [ 3 ]
- Монастырь Патриция (ок. 576 г.) [ 3 ]
- Монастырь Салама [ 4 ] или Саломона [ 2 ] (551–ок. 600) [ 3 ]
- Монастырь Святого Севера [ 4 ]
- Монастырь Стефана [ 4 ]
- Монастырь Тугара [ 4 ] или Тугара (начало 7 века) [ 3 ]
- Monastery of Zaston [ 3 ]
- Три кельи аввы Зенона [ 2 ] (конец V века) [ 3 ]
Список игуменов
[ редактировать ]Финики — это цветочки.
- Гай Коринфский (5 век) [ 4 ]
- Луций Подвижник (V век) [ 6 ]
- Лонгин Ликийский (451–457) [ 3 ]
- Мой ( ок. 605) [ 4 ]
- Джон (689) [ 3 ]
- Иоанн ибн Тир (1066 г.) [ 3 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Геринг 2018 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Юкель 2011 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в Гаску, 1991 год .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа Гхатта 2017 .
- ^ Уорд 1984 , с. 79.
- ^ Уорд 1984 , с. 120.
Библиография
[ редактировать ]- Гаску, Жан (1991). "Энатон, The" . В Азиз Сурьял Атия (ред.). Коптская энциклопедия . Том. 3. Нью-Йорк: Издательство Macmillan. столбцы. 954б–958б.
- Гаттас, Мэри (2017). «На пути к локализации монастырского комплекса Хеннатон». В Гавдат Габра; Хани Н. Такла (ред.). Христианство и монашество в Северном Египте: Бени-Суэф, Гиза, Каир и дельта Нила . Американский университет в Каире Press. стр. 37–.
- Хэтч, Уильям HP (1937). «Подписка на рукопись Честера Битти на Евангелия Харклина». Гарвардское богословское обозрение . 30 (3): 141–155. дои : 10.1017/S0017816000022203 . S2CID 162340373 .
- Юкель, Андреас (2011). «Энатон» . У Себастьяна П. Брока ; Аарон М. Баттс; Джордж А. Кираз ; Лукас Ван Ромпей (ред.). Энциклопедический словарь сирийского наследия Горгия: электронное издание . Горгиас Пресс . Проверено 23 октября 2019 г.
- Геринг, Джеймс Э. (2018). «Эннатон, монастырь». В Оливере Николсоне (ред.). Оксфордский словарь поздней античности . Том. 1. Издательство Оксфордского университета. п. 538.
- Уорд, Бенедикта , изд. (1984). Высказывания отцов-пустынников: Алфавитный сборник (Переизданная ред.). Цистерцианские публикации.