Ойкономос
Oikonomos ( греч . οἰκονόμος , от οἰκο — «дом» и — νόμος «правило, закон»), латинизированное œconomus , oeconomus или economos , было древнегреческим словом, означающим «управитель домашнего хозяйства». В византийские времена этот термин использовался как титул менеджера или казначея организации.
Это почетное звание, присуждаемое священникам Восточной Православной Церкви . [ 1 ] Это также титул в Римско-католической церкви. [ 2 ] В каноне 494 Кодекса канонического права 1983 года «экономус» является епархиальным финансовым чиновником.
В Древней Греции
[ редактировать ]Роль в ойкосе
[ редактировать ]
Ойкос . (домохозяйство) был базовой единицей организации социальной, политической и экономической жизни в древнегреческом мире Лицом, ответственным за все его дела, был ойкономос . [ 3 ] [ 4 ] Ойкос . состоял из нуклеарной семьи, а также членов расширенной семьи, таких как бабушки и дедушки или незамужние родственницы [ 4 ] Мужем основной нуклеарной семьи обычно был ойкономос . [ 4 ] [ 5 ] Древнегреческий мир представлял собой патрилокальное общество. Замужняя женщина присоединялась к ойкосу своего мужа . Однако женщина по-прежнему останется членом ойкос, в котором она выросла, и вернется в свой первоначальный ойкос после окончания брака. [ 4 ] Ойкономос кириос домашнего хозяйства, помимо принятия экономических решений за ойкос , выступал в качестве законного опекуна, или ( слово, означающее «господин» или «контролер»), для других членов домашнего хозяйства. В этом качестве они обычно несли ответственность за членов семьи мужского пола в возрасте до 18 лет, незамужних женщин, а также их жен. [ 5 ] [ 6 ] Брак в греческом мире рассматривался как передача ответственности за женщину от одного кириоса к другому; в большинстве случаев от отца к мужу. [ 6 ] [ 7 ] принимает Считалось, что кириос решения в интересах своих подопечных относительно образования, финансов и брака. [ 5 ] [ 8 ] Хотя в разных греческих городах это было по-разному, ойкономос в Афинах имел право распоряжаться имуществом своей жены из-за своей роли ее кириоса . [ 5 ] В других городах, таких как Гортин и Спарта , оказывается, что замужние женщины имели право распоряжаться своей собственностью по своему усмотрению. [ 5 ] Полномочия ойкономос действовать как кириос не были неограниченными. В Афинах человек, находившийся под опекой кириоса, мог обратиться в суд за возмещением ущерба, причиненного его бывшим кириосом . [ 8 ] Ойкономос также в роли кириоса имел много обязанностей. Ожидалось, что он будет обеспечивать образование мальчиков, находящихся под его опекой, представлять своих подопечных в судебных процессах, обеспечивать их повседневные нужды, а также организовывать браки женщин, находящихся на его попечении. [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ]
Помимо членов семьи по родству или браку, рабы или метики в доме могли жить и работать . В богатых семьях работало много рабов и метиков. [ 4 ] Ойкономос . домашнего хозяйства играл роль в руководстве трудом рабов и метиков Хотя ойкономос не имел абсолютной власти над членами своего ойкоса из-за своей роли кириоса , этого не было в случае с рабами. Греки не считали его кириосом для рабов, вместо этого он был их деспотом , что означает «господин». [ 5 ] В некоторых крайних случаях рабы рассматривались как фактор производства без какой-либо деятельности, а не как автономные люди. [ 9 ] В небольшом ойко было всего несколько домашних рабов, известных как ойкетай. [ 9 ] Что касается ойкетай, то мужчины могли нести ответственность за работу в поле. В более крупных ойкосах многие рабы полностью посвящали себя сельскохозяйственным работам. Обычно это считается менее выгодным, чем работа в доме. [ 9 ]

Ойкос был основной единицей экономической организации в древнегреческом мире. Настоящие городские коммерческие центры были относительно редки и редки. [ 10 ] Кроме того, отсутствие доверия между членами ойкос и более крупных предприятий, не связанных с ойкос . лицами, не являющимися членами, обычно препятствовало формированию [ 4 ] По этим причинам ойкос оставался опорой древнегреческой экономики . [ 4 ] [ 10 ] будет Ожидалось , что ойкос самодостаточным в том, что он производит для себя. [ 10 ] Такие мыслители, как Аристотель, считали самодостаточный ойкос фундаментальной, неделимой составной частью полиса . Чтобы быть настоящим ойкосом, он должен был полностью обеспечивать себя тем, что производил и потреблял, а также поддерживать свою популяцию с течением времени. [ 11 ] : 31 Большинство перерабатывающих и складских помещений, необходимых для ведения фермы, таких как зернохранилища и маслобойни, находились на земле, принадлежащей ойко . [ 3 ] Продолжение существования ойкос зависело от его способности хранить товары на будущее и от благоразумия ойкономо в предвидении будущих потребностей. [ 11 ] : 61–62 Случайные погодные явления, войны, больные животные, вредители и даже стареющие члены ойкос могут серьезно угрожать его существованию. [ 11 ] : 61–62 Домохозяйства, которые занимались ремеслом в дополнение к сельскому хозяйству или вместо него, часто располагали свои мастерские внутри дома, в комнате, выходящей на улицу. [ 3 ]
Помимо множества экономических и социальных обязанностей, ойкономос также будет представителем своего ойкоса во внешнем мире. Ожидалось, что он будет выделять средства на религиозные праздники, посещать важные события, такие как рождения и свадьбы, а также выполнять свои гражданские обязанности в качестве члена полиса . В зависимости от города это могло включать военную службу. [ 11 ] : 61–62 будет ойкономос Ожидалось, что поддерживать отношения с другими домохозяйствами в полисе . В случае возникновения чрезвычайной ситуации ойкономос может обратиться за помощью к соседнему ойкосу . Взамен ойкономос должны были оказать материальную помощь этим же соседям в трудную минуту. Это фактически создало кредитную систему для добанковской экономики. [ 11 ] : 61–62
Древние мыслители о концепции ойкономоса
[ редактировать ]Ксенофонта » « Оэкономик — один из первых источников, в которых подробно обсуждается управление богатым аграрным имением. [ 12 ] Здесь роль ойкономоса в основном касалась управления своим домашним хозяйством с целью накопления и сохранения богатства, а не отношения к какому-либо современному пониманию «экономики». Сократ и Критон считают ведение домашнего хозяйства искусством или наукой, а первый утверждает, что лучший ойкономос — это тот, кто наилучшим образом использует ресурсы; тот, у кого обилие материальных благ, которых недостаточно для удовлетворения его потребностей, функционально беднее, чем тот, у кого мало богатств, которые его удовлетворяют. [ 13 ] В этом изображении, хотя Сократ полагает, что его собственная собственность стоит в сто раз меньше, чем собственность Критона, у него есть достаточно, чтобы удовлетворить себя и друзей, которые помогли бы ему, если бы он этого не сделал; у последнего есть социальные обязательства жертвовать, покровительствовать, развлекать гостей и финансировать потенциальные войны. Это заставляет Сократа считать себя намного богаче Критона. [ 13 ] Тем временем Исхомах, «справедливый и добрый» [ 13 ] Фермер из высшего сословия, в своих наставлениях по ведению домашнего хозяйства акцентирует внимание на важности обеспечения покорности жены и пристального надзора за домом, а также на глубоком понимании сельскохозяйственной техники. Короче говоря, Ксенофонт характеризует ойкономос как обладателей власти над детьми, рабами, женой и имуществом. [ 14 ] наряду с правом делегировать полномочия надзирателям; однако этот отчет касается конкретно богатых поместий.
Аристотель , однако, утверждал, что роль «хозяина дома» — это положение скорее природы, чем особого умения в ведении домашнего хозяйства. [ 15 ] Он не согласен с представлением о том, что ведение домашнего хозяйства является синонимом приобретения богатства, вместо этого утверждая, что это «искусство, которое использует домашние запасы». В той мере, в какой естественная часть ведения домашнего хозяйства касается приобретения, она ограничивается обеспечением предметов первой необходимости. [ 15 ] Обязанность ойкономоса Аристотеля состоит в том, чтобы использовать и распоряжаться богатством (наиболее важными из которых являются потребности для выживания, обеспечиваемые природой, которые предполагаются), а не приобретать его.
Аристотель также не верит, что накоплению богатства способствует исключительно хорошее управление домом, поскольку он утверждает в «Риторике» , что, чтобы проповедовать о росте богатства страны, политический оратор должен разбираться во внешних и внутренних делах. [ 16 ] софистом Алкидамасом Аристотель конкретно возражает против использования слова «ойкономос» в контексте ритора как «доставителя удовольствия своей аудитории». [ 16 ] Это было частью отказа от склонности Алкидамаса использовать чрезмерные метафоры и «длинные, неуместные или частые эпитеты».
Аристотель также подчеркивает важность домашнего хозяйства в трагедиях и комедиях. В «Поэтике » он пишет, что трагик Еврипид ошибочен в своей « ойкономии », [ 17 ] переводится как «менеджмент», а также (более прямо) «экономика», [ 17 ] темы трагедии. Отчасти это связано с тем, что семьи, которые он изображает, плохо подходят для трагических пьес. [ 18 ] Между тем, настоящая трагедия, например, относящаяся к дому Атрея или Эдипа , должна включать в себя семью или домашнее хозяйство ( ойкос ), вызывающее жалость у зрителей; для этого оно должно быть знакомо аудитории, но не слишком близко. [ 18 ] Поэт здесь является ойкономосом, ответственным за руководство и исполнение своей пьесы, а также за представление ойкоса , который является предметом.
Гесиод представляет в «Трудах и днях» инструкции по ведению домашнего хозяйства, подчеркивая связь между получением богатства и его трудовой этикой в отношении ведения сельского хозяйства и поддержания порядка в доме. [ 19 ] Здесь он, по-видимому, рассматривает «дом» как совокупность всего, чем владеет ойкономос .
В империи Селевкидов
[ редактировать ]Империя Селевкидов была разделена на административные регионы, известные как сатрапии . Гипотезы относительно роли ойкономоса расходятся . Некоторые предполагают, что они были управляющими королевскими казначействами или даже королевскими поместьями, что делало их полностью отделенными от какой-либо реальной административной роли. [ 20 ] : 280 Ойкономос . также мог быть финансовым директором сатрапии или, возможно, бухгалтером по налоговым поступлениям и административным расходам [ 20 ] : 280 Ойкономос , вероятно, был фигурой низкого ранга, поскольку согласно источникам, он отвечал за тривиальные местные решения и подчинялся стратегу , который выполнял функции губернатора сатрапии. [ 20 ] : 277–278 В надписи переписки между двумя жрецами, обнаруженной к северу от Сард, упоминается ойкономос по имени Асклепиад и предполагается, что его обязанностью было найти и установить место для стелы, на которой будут начертаны имена жрецов и их посвященных. [ 21 ] : 8 Другая надпись предполагает, что ойкономои отвечали за покупку быков для жертвоприношения в Панегирее . [ 21 ] : 273
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Преосвященнейший архиепископ Елпидофор возводит декана Крестовоздвиженской богословской школы в ранг экономоса Архиепископии» . Греческая православная архиепархия Америки . 08.02.2022. Архивировано из оригинала 12 марта 2022 г. Проверено 10 мая 2022 г.
- ^
Одно или несколько предыдущих предложений включают текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Хоув, Альфонс ван (1913). « Епископальный Экономус ». В Герберманне, Чарльз (ред.). Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.
- ^ Jump up to: а б с Джеймсон, Майкл Х. (22 декабря 2015 г.). «Дома греческие» . В Уитмарше, Тим (ред.). Оксфордский классический словарь . дои : 10.1093/акр/9780199381135.013.3169 . ISBN 978-0-19-938113-5 . Проверено 10 мая 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Фоксхолл, Лин (07 марта 2016 г.). «бытовой, греческий» . В Уитмарше, Тим (ред.). Оксфордский классический словарь . дои : 10.1093/акр/9780199381135.013.3168 . ISBN 978-0-19-938113-5 . Проверено 10 мая 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Шапс, Дэвид М. (2012). «Кириос» . В Бэгналле, Роджер С .; Бродерсен, Кай ; Чемпион, Крейдж Б .; Эрскин, Эндрю; Хюбнер, Сабина Р. (ред.). Энциклопедия древней истории . Уайли . дои : 10.1002/9781444338386.wbeah13138 . ISBN 978-1-4443-3838-6 . Проверено 10 мая 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с Голден, Марк ; Уильямс, Гордон Уиллис (22 декабря 2015 г.). «обручение, греческое» . В Уитмарше, Тим (ред.). Оксфордский классический словарь . дои : 10.1093/акр/9780199381135.013.1099 . ISBN 978-0-19-938113-5 . Проверено 10 мая 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Макдауэлл, DM (07 марта 2016 г.). «брачный закон, греческий» . В Уитмарше, Тим (ред.). Оксфордский классический словарь . дои : 10.1093/акр/9780199381135.013.3981 . ISBN 978-0-19-938113-5 . Проверено 10 мая 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с Николас, Барри ; Бергер, Адольф (07 марта 2016 г.). «опека, греч.» . В Уитмарше, Тим (ред.). Оксфордский классический словарь . дои : 10.1093/акр/9780199381135.013.2903 . ISBN 978-0-19-938113-5 . Проверено 10 мая 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с Картледж, Пол (07 марта 2016 г.). «рабство, греческое» . В Уитмарше, Тим (ред.). Оксфордский классический словарь . дои : 10.1093/акр/9780199381135.013.5969 . ISBN 978-0-19-938113-5 . Проверено 10 мая 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с Картледж, Пол (22 декабря 2015 г.). «экономика, греч.» . В Уитмарше, Тим (ред.). Оксфордский классический словарь . дои : 10.1093/акр/9780199381135.013.2338 . ISBN 978-0-19-938113-5 . Проверено 10 мая 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Нэгл, Д. Брендан (2011). Домохозяйство как основа полиса Аристотеля . Издательство Кембриджского университета . ISBN 978-1-1074-0367-3 . OCLC 981539306 . ОЛ 34460233М . Проверено 10 мая 2022 г.
- ^ Грей, Вивьен Дж., изд. (2010). Ксенофонт . Оксфордские чтения по классическим исследованиям. Оксфорд : Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0-1992-1618-5 . LCCN 2010277889 . OCLC 941154223 . ОЛ 26125768М . Проверено 10 мая 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с Ксенофонт (1914). «Экономикус». Малые произведения Ксенофонта . Классическая библиотека Бона. Перевод Уотсона, Джона Шелби. Лондон : Джордж Белл и сыновья . ОЛ 24198898М . Проверено 10 мая 2022 г. - из Интернет-архива .
- ^ Финли, Моисей И. (1973). Древняя экономика . Классические лекции Сатера. Том. 43. Беркли, Калифорния : Издательство Калифорнийского университета . стр. 18–19. ISBN 0-520-02436-2 . ОЛ 5429751М . Проверено 10 мая 2022 г. - из Интернет-архива .
- ^ Jump up to: а б Аристотель (2017). Политика . Перевод Джоуэтта, Бенджамина . Лулу.com . ISBN 978-1-3658-7706-3 . Проверено 10 мая 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Аристотель (06 марта 2012 г.). Риторика . Перевод Робертса, В. Рис. ISBN 978-0-4861-1558-0 . Проверено 10 мая 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Поэтика Аристотеля в Google Книгах
- ^ Jump up to: а б Шелл, Марк (1978). Экономика литературы . Балтимор : Издательство Университета Джонса Хопкинса . стр. 90–91. ISBN 0-80182-030-8 . LCCN 77021640 . ОСЛК 3205524 . ОЛ 4552175М . Проверено 10 мая 2022 г. - из Интернет-архива .
- ^ Тэнди, Дэвид В.; Нил, Уолтер К. (1996). Труды и дни Гесиода . Беркли, Калифорния : Издательство Калифорнийского университета . ISBN 978-0-520-20383-9 . LCCN 96000787 . ОЛ 7710188М . Проверено 10 мая 2022 г. - из Интернет-архива .
- ^ Jump up to: а б с Апергис, Герассимос Джордж (2004). Королевская экономика Селевкидов: финансы и финансовое управление империи Селевкидов . Кембридж : Издательство Кембриджского университета . ISBN 978-0-5218-3707-1 . LCCN 2005297593 . OCLC 56660741 . ОЛ 3438635М . Проверено 10 мая 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Тонеманн, Питер, изд. (2013). Атталид Малая Азия: деньги, международные отношения и государство . Оксфорд : Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0-19-965611-0 . LCCN 2013431535 . ОЛ 26016224М . Проверено 10 мая 2022 г.