Jump to content

Ойкономос

Oikonomos ( греч . οἰκονόμος , от οἰκο — «дом» и — νόμος «правило, закон»), латинизированное œconomus , oeconomus или economos , было древнегреческим словом, означающим «управитель домашнего хозяйства». В византийские времена этот термин использовался как титул менеджера или казначея организации.

Это почетное звание, присуждаемое священникам Восточной Православной Церкви . [ 1 ] Это также титул в Римско-католической церкви. [ 2 ] В каноне 494 Кодекса канонического права 1983 года «экономус» является епархиальным финансовым чиновником.

В Древней Греции

[ редактировать ]

Роль в ойкосе

[ редактировать ]
Руины в Афинах

Ойкос . (домохозяйство) был базовой единицей организации социальной, политической и экономической жизни в древнегреческом мире Лицом, ответственным за все его дела, был ойкономос . [ 3 ] [ 4 ] Ойкос . состоял из нуклеарной семьи, а также членов расширенной семьи, таких как бабушки и дедушки или незамужние родственницы [ 4 ] Мужем основной нуклеарной семьи обычно был ойкономос . [ 4 ] [ 5 ] Древнегреческий мир представлял собой патрилокальное общество. Замужняя женщина присоединялась к ойкосу своего мужа . Однако женщина по-прежнему останется членом ойкос, в котором она выросла, и вернется в свой первоначальный ойкос после окончания брака. [ 4 ] Ойкономос кириос домашнего хозяйства, помимо принятия экономических решений за ойкос , выступал в качестве законного опекуна, или ( слово, означающее «господин» или «контролер»), для других членов домашнего хозяйства. В этом качестве они обычно несли ответственность за членов семьи мужского пола в возрасте до 18 лет, незамужних женщин, а также их жен. [ 5 ] [ 6 ] Брак в греческом мире рассматривался как передача ответственности за женщину от одного кириоса к другому; в большинстве случаев от отца к мужу. [ 6 ] [ 7 ] принимает Считалось, что кириос решения в интересах своих подопечных относительно образования, финансов и брака. [ 5 ] [ 8 ] Хотя в разных греческих городах это было по-разному, ойкономос в Афинах имел право распоряжаться имуществом своей жены из-за своей роли ее кириоса . [ 5 ] В других городах, таких как Гортин и Спарта , оказывается, что замужние женщины имели право распоряжаться своей собственностью по своему усмотрению. [ 5 ] Полномочия ойкономос действовать как кириос не были неограниченными. В Афинах человек, находившийся под опекой кириоса, мог обратиться в суд за возмещением ущерба, причиненного его бывшим кириосом . [ 8 ] Ойкономос также в роли кириоса имел много обязанностей. Ожидалось, что он будет обеспечивать образование мальчиков, находящихся под его опекой, представлять своих подопечных в судебных процессах, обеспечивать их повседневные нужды, а также организовывать браки женщин, находящихся на его попечении. [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ]

Помимо членов семьи по родству или браку, рабы или метики в доме могли жить и работать . В богатых семьях работало много рабов и метиков. [ 4 ] Ойкономос . домашнего хозяйства играл роль в руководстве трудом рабов и метиков Хотя ойкономос не имел абсолютной власти над членами своего ойкоса из-за своей роли кириоса , этого не было в случае с рабами. Греки не считали его кириосом для рабов, вместо этого он был их деспотом , что означает «господин». [ 5 ] В некоторых крайних случаях рабы рассматривались как фактор производства без какой-либо деятельности, а не как автономные люди. [ 9 ] В небольшом ойко было всего несколько домашних рабов, известных как ойкетай. [ 9 ] Что касается ойкетай, то мужчины могли нести ответственность за работу в поле. В более крупных ойкосах многие рабы полностью посвящали себя сельскохозяйственным работам. Обычно это считается менее выгодным, чем работа в доме. [ 9 ]

Древний масляный пресс

Ойкос был основной единицей экономической организации в древнегреческом мире. Настоящие городские коммерческие центры были относительно редки и редки. [ 10 ] Кроме того, отсутствие доверия между членами ойкос и более крупных предприятий, не связанных с ойкос . лицами, не являющимися членами, обычно препятствовало формированию [ 4 ] По этим причинам ойкос оставался опорой древнегреческой экономики . [ 4 ] [ 10 ] будет Ожидалось , что ойкос самодостаточным в том, что он производит для себя. [ 10 ] Такие мыслители, как Аристотель, считали самодостаточный ойкос фундаментальной, неделимой составной частью полиса . Чтобы быть настоящим ойкосом, он должен был полностью обеспечивать себя тем, что производил и потреблял, а также поддерживать свою популяцию с течением времени. [ 11 ] : 31  Большинство перерабатывающих и складских помещений, необходимых для ведения фермы, таких как зернохранилища и маслобойни, находились на земле, принадлежащей ойко . [ 3 ] Продолжение существования ойкос зависело от его способности хранить товары на будущее и от благоразумия ойкономо в предвидении будущих потребностей. [ 11 ] : 61–62  Случайные погодные явления, войны, больные животные, вредители и даже стареющие члены ойкос могут серьезно угрожать его существованию. [ 11 ] : 61–62  Домохозяйства, которые занимались ремеслом в дополнение к сельскому хозяйству или вместо него, часто располагали свои мастерские внутри дома, в комнате, выходящей на улицу. [ 3 ]

Помимо множества экономических и социальных обязанностей, ойкономос также будет представителем своего ойкоса во внешнем мире. Ожидалось, что он будет выделять средства на религиозные праздники, посещать важные события, такие как рождения и свадьбы, а также выполнять свои гражданские обязанности в качестве члена полиса . В зависимости от города это могло включать военную службу. [ 11 ] : 61–62  будет ойкономос Ожидалось, что поддерживать отношения с другими домохозяйствами в полисе . В случае возникновения чрезвычайной ситуации ойкономос может обратиться за помощью к соседнему ойкосу . Взамен ойкономос должны были оказать материальную помощь этим же соседям в трудную минуту. Это фактически создало кредитную систему для добанковской экономики. [ 11 ] : 61–62 

Древние мыслители о концепции ойкономоса

[ редактировать ]

Ксенофонта » « Оэкономик — один из первых источников, в которых подробно обсуждается управление богатым аграрным имением. [ 12 ] Здесь роль ойкономоса в основном касалась управления своим домашним хозяйством с целью накопления и сохранения богатства, а не отношения к какому-либо современному пониманию «экономики». Сократ и Критон считают ведение домашнего хозяйства искусством или наукой, а первый утверждает, что лучший ойкономос — это тот, кто наилучшим образом использует ресурсы; тот, у кого обилие материальных благ, которых недостаточно для удовлетворения его потребностей, функционально беднее, чем тот, у кого мало богатств, которые его удовлетворяют. [ 13 ] В этом изображении, хотя Сократ полагает, что его собственная собственность стоит в сто раз меньше, чем собственность Критона, у него есть достаточно, чтобы удовлетворить себя и друзей, которые помогли бы ему, если бы он этого не сделал; у последнего есть социальные обязательства жертвовать, покровительствовать, развлекать гостей и финансировать потенциальные войны. Это заставляет Сократа считать себя намного богаче Критона. [ 13 ] Тем временем Исхомах, «справедливый и добрый» [ 13 ] Фермер из высшего сословия, в своих наставлениях по ведению домашнего хозяйства акцентирует внимание на важности обеспечения покорности жены и пристального надзора за домом, а также на глубоком понимании сельскохозяйственной техники. Короче говоря, Ксенофонт характеризует ойкономос как обладателей власти над детьми, рабами, женой и имуществом. [ 14 ] наряду с правом делегировать полномочия надзирателям; однако этот отчет касается конкретно богатых поместий.

Аристотель , однако, утверждал, что роль «хозяина дома» — это положение скорее природы, чем особого умения в ведении домашнего хозяйства. [ 15 ] Он не согласен с представлением о том, что ведение домашнего хозяйства является синонимом приобретения богатства, вместо этого утверждая, что это «искусство, которое использует домашние запасы». В той мере, в какой естественная часть ведения домашнего хозяйства касается приобретения, она ограничивается обеспечением предметов первой необходимости. [ 15 ] Обязанность ойкономоса Аристотеля состоит в том, чтобы использовать и распоряжаться богатством (наиболее важными из которых являются потребности для выживания, обеспечиваемые природой, которые предполагаются), а не приобретать его.

Аристотель также не верит, что накоплению богатства способствует исключительно хорошее управление домом, поскольку он утверждает в «Риторике» , что, чтобы проповедовать о росте богатства страны, политический оратор должен разбираться во внешних и внутренних делах. [ 16 ] софистом Алкидамасом Аристотель конкретно возражает против использования слова «ойкономос» в контексте ритора как «доставителя удовольствия своей аудитории». [ 16 ] Это было частью отказа от склонности Алкидамаса использовать чрезмерные метафоры и «длинные, неуместные или частые эпитеты».

Аристотель также подчеркивает важность домашнего хозяйства в трагедиях и комедиях. В «Поэтике » он пишет, что трагик Еврипид ошибочен в своей « ойкономии », [ 17 ] переводится как «менеджмент», а также (более прямо) «экономика», [ 17 ] темы трагедии. Отчасти это связано с тем, что семьи, которые он изображает, плохо подходят для трагических пьес. [ 18 ] Между тем, настоящая трагедия, например, относящаяся к дому Атрея или Эдипа , должна включать в себя семью или домашнее хозяйство ( ойкос ), вызывающее жалость у зрителей; для этого оно должно быть знакомо аудитории, но не слишком близко. [ 18 ] Поэт здесь является ойкономосом, ответственным за руководство и исполнение своей пьесы, а также за представление ойкоса , который является предметом.

Гесиод представляет в «Трудах и днях» инструкции по ведению домашнего хозяйства, подчеркивая связь между получением богатства и его трудовой этикой в ​​отношении ведения сельского хозяйства и поддержания порядка в доме. [ 19 ] Здесь он, по-видимому, рассматривает «дом» как совокупность всего, чем владеет ойкономос .

В империи Селевкидов

[ редактировать ]

Империя Селевкидов была разделена на административные регионы, известные как сатрапии . Гипотезы относительно роли ойкономоса расходятся . Некоторые предполагают, что они были управляющими королевскими казначействами или даже королевскими поместьями, что делало их полностью отделенными от какой-либо реальной административной роли. [ 20 ] : 280  Ойкономос . также мог быть финансовым директором сатрапии или, возможно, бухгалтером по налоговым поступлениям и административным расходам [ 20 ] : 280  Ойкономос , вероятно, был фигурой низкого ранга, поскольку согласно источникам, он отвечал за тривиальные местные решения и подчинялся стратегу , который выполнял функции губернатора сатрапии. [ 20 ] : 277–278  В надписи переписки между двумя жрецами, обнаруженной к северу от Сард, упоминается ойкономос по имени Асклепиад и предполагается, что его обязанностью было найти и установить место для стелы, на которой будут начертаны имена жрецов и их посвященных. [ 21 ] : 8  Другая надпись предполагает, что ойкономои отвечали за покупку быков для жертвоприношения в Панегирее . [ 21 ] : 273 

  1. ^ «Преосвященнейший архиепископ Елпидофор возводит декана Крестовоздвиженской богословской школы в ранг экономоса Архиепископии» . Греческая православная архиепархия Америки . 08.02.2022. Архивировано из оригинала 12 марта 2022 г. Проверено 10 мая 2022 г.
  2. ^ Одно или несколько предыдущих предложений включают текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Хоув, Альфонс ван (1913). « Епископальный Экономус ». В Герберманне, Чарльз (ред.). Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.
  3. ^ Jump up to: а б с Джеймсон, Майкл Х. (22 декабря 2015 г.). «Дома греческие» . В Уитмарше, Тим (ред.). Оксфордский классический словарь . дои : 10.1093/акр/9780199381135.013.3169 . ISBN  978-0-19-938113-5 . Проверено 10 мая 2022 г.
  4. ^ Jump up to: а б с д и ж г Фоксхолл, Лин (07 марта 2016 г.). «бытовой, греческий» . В Уитмарше, Тим (ред.). Оксфордский классический словарь . дои : 10.1093/акр/9780199381135.013.3168 . ISBN  978-0-19-938113-5 . Проверено 10 мая 2022 г.
  5. ^ Jump up to: а б с д и ж Шапс, Дэвид М. (2012). «Кириос» . В Бэгналле, Роджер С .; Бродерсен, Кай ; Чемпион, Крейдж Б .; Эрскин, Эндрю; Хюбнер, Сабина Р. (ред.). Энциклопедия древней истории . Уайли . дои : 10.1002/9781444338386.wbeah13138 . ISBN  978-1-4443-3838-6 . Проверено 10 мая 2022 г.
  6. ^ Jump up to: а б с Голден, Марк ; Уильямс, Гордон Уиллис (22 декабря 2015 г.). «обручение, греческое» . В Уитмарше, Тим (ред.). Оксфордский классический словарь . дои : 10.1093/акр/9780199381135.013.1099 . ISBN  978-0-19-938113-5 . Проверено 10 мая 2022 г.
  7. ^ Jump up to: а б Макдауэлл, DM (07 марта 2016 г.). «брачный закон, греческий» . В Уитмарше, Тим (ред.). Оксфордский классический словарь . дои : 10.1093/акр/9780199381135.013.3981 . ISBN  978-0-19-938113-5 . Проверено 10 мая 2022 г.
  8. ^ Jump up to: а б с Николас, Барри ; Бергер, Адольф (07 марта 2016 г.). «опека, греч.» . В Уитмарше, Тим (ред.). Оксфордский классический словарь . дои : 10.1093/акр/9780199381135.013.2903 . ISBN  978-0-19-938113-5 . Проверено 10 мая 2022 г.
  9. ^ Jump up to: а б с Картледж, Пол (07 марта 2016 г.). «рабство, греческое» . В Уитмарше, Тим (ред.). Оксфордский классический словарь . дои : 10.1093/акр/9780199381135.013.5969 . ISBN  978-0-19-938113-5 . Проверено 10 мая 2022 г.
  10. ^ Jump up to: а б с Картледж, Пол (22 декабря 2015 г.). «экономика, греч.» . В Уитмарше, Тим (ред.). Оксфордский классический словарь . дои : 10.1093/акр/9780199381135.013.2338 . ISBN  978-0-19-938113-5 . Проверено 10 мая 2022 г.
  11. ^ Jump up to: а б с д и Нэгл, Д. Брендан (2011). Домохозяйство как основа полиса Аристотеля . Издательство Кембриджского университета . ISBN  978-1-1074-0367-3 . OCLC   981539306 . ОЛ   34460233М . Проверено 10 мая 2022 г.
  12. ^ Грей, Вивьен Дж., изд. (2010). Ксенофонт . Оксфордские чтения по классическим исследованиям. Оксфорд : Издательство Оксфордского университета . ISBN  978-0-1992-1618-5 . LCCN   2010277889 . OCLC   941154223 . ОЛ   26125768М . Проверено 10 мая 2022 г.
  13. ^ Jump up to: а б с Ксенофонт (1914). «Экономикус». Малые произведения Ксенофонта . Классическая библиотека Бона. Перевод Уотсона, Джона Шелби. Лондон : Джордж Белл и сыновья . ОЛ   24198898М . Проверено 10 мая 2022 г. - из Интернет-архива .
  14. ^ Финли, Моисей И. (1973). Древняя экономика . Классические лекции Сатера. Том. 43. Беркли, Калифорния : Издательство Калифорнийского университета . стр. 18–19. ISBN  0-520-02436-2 . ОЛ   5429751М . Проверено 10 мая 2022 г. - из Интернет-архива .
  15. ^ Jump up to: а б Аристотель (2017). Политика . Перевод Джоуэтта, Бенджамина . Лулу.com . ISBN  978-1-3658-7706-3 . Проверено 10 мая 2022 г.
  16. ^ Jump up to: а б Аристотель (06 марта 2012 г.). Риторика . Перевод Робертса, В. Рис. ISBN  978-0-4861-1558-0 . Проверено 10 мая 2022 г.
  17. ^ Jump up to: а б Поэтика Аристотеля в Google Книгах
  18. ^ Jump up to: а б Шелл, Марк (1978). Экономика литературы . Балтимор : Издательство Университета Джонса Хопкинса . стр. 90–91. ISBN  0-80182-030-8 . LCCN   77021640 . ОСЛК   3205524 . ОЛ   4552175М . Проверено 10 мая 2022 г. - из Интернет-архива .
  19. ^ Тэнди, Дэвид В.; Нил, Уолтер К. (1996). Труды и дни Гесиода . Беркли, Калифорния : Издательство Калифорнийского университета . ISBN  978-0-520-20383-9 . LCCN   96000787 . ОЛ   7710188М . Проверено 10 мая 2022 г. - из Интернет-архива .
  20. ^ Jump up to: а б с Апергис, Герассимос Джордж (2004). Королевская экономика Селевкидов: финансы и финансовое управление империи Селевкидов . Кембридж : Издательство Кембриджского университета . ISBN  978-0-5218-3707-1 . LCCN   2005297593 . OCLC   56660741 . ОЛ   3438635М . Проверено 10 мая 2022 г.
  21. ^ Jump up to: а б Тонеманн, Питер, изд. (2013). Атталид Малая Азия: деньги, международные отношения и государство . Оксфорд : Издательство Оксфордского университета . ISBN  978-0-19-965611-0 . LCCN   2013431535 . ОЛ   26016224М . Проверено 10 мая 2022 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 33fad86155a58bbb8ce4ff49feba3c40__1693735740
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/33/40/33fad86155a58bbb8ce4ff49feba3c40.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Oikonomos - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)