Табена
Табенна — христианская община, основанная в Верхнем Египте около 320 года святым Пахомием . Это был дом федерации монастырей, известной как Койнония . На момент смерти Пахомия в 346 году здесь было девять заведений для мужчин и два для женщин, а также две или три тысячи «табеннеситов». Считается первой крупной моделью общежительного монашества в раннем христианстве .
Имя и местоположение
[ редактировать ]Табенна (также Tabennae , Tabennisi, Tabennesi, Tabennese ) — коптское имя. Название и местонахождение этого монастыря долгое время были предметом большой неопределенности. В различных рукописях Лаузианской истории Палладия (§ 32) встречаются следующие греческие формы: Ταβέννησις, Ταβέννησος, Ταβενίσιος и Ταβένη. В Созомене (III, 14) в одной рукописи дано (правильно) «έν Ταβεννήσῳ», а в другой неправильно читается «έν Ταβέννη νήσῳ» в двух словах (со словом νῆσος, «остров»). Видимо, эта какография вдохновила Никифора Каллиста Ксантопулоса (фл. XIV в.) на следующую фразу: «ἔν τινι νήσῳ, ἣ Ταβέννη ώνόμαστο», «на неком острове под названием Табенне». Отсюда и пошла традиция, согласно которой монастырь был установлен на острове, что фактически не фигурирует ни в одном древнем документе. [ 1 ] В коптских рукописях наиболее распространены следующие формы: В арабских текстах встречаются: Табанессин, Тафнис, Тафанис, Тафнаса, а также Дунаса. На латыни форма Tabennen встречается в «Латинской жизни Пахомия» Дионисия . Эксигуса [ 2 ] Что касается производного обозначения обитателей этого места, то по-гречески оно принимает формы Тавеннисиотис, Тавинисиотис, Тависиотис; по латыни Tabennensis (с обычным суффиксом -ensis), Tabennesiota (след от греческого), Tabennensiota (смесь этих двух).
История
[ редактировать ]Монастырь в Табеннесе, возникший как заброшенная деревня на берегу реки Нил , считается первым общежительным монастырем , и ему приписывают начало пахомианского монашеского движения. Говорят, что однажды, когда Пахомий собирал дрова в этой деревне, ему было показано видение, в котором ему было сказано построить монастырь в этом месте. [ 3 ] Монахи Табеннесе сначала построили церковь для самой деревни. Когда деревня разрослась, они построили себе церковь. Все началось как своего рода общественный эксперимент, который быстро стал перенаселенным. [ 4 ] Здесь не только образовался монастырь, но и превратился в обширную деревню, отдельную от самого монастыря. [ 5 ] Несмотря на свою обширность, он редко привлекал паломников, поскольку находился в отдалении. [ 6 ] Несмотря на это, это не преминуло привлечь внимание местных властей. Есть записи о табеннесском налогообложении гермополитского нома , датированные 367 годом нашей эры. [ 7 ] Хотя Табеннесе находился в пределах нома Тентиритов, ном Гермополитов , находившийся на значительном расстоянии от него, отвечал за налогообложение своей земли. [ 8 ] Осенью 329 года монахов посетил новый архиепископ Александрийский Афанасий , который рукоположил Пахомия в священники. Вскоре после этого в соседней деревне Пбоу , также заброшенной, было основано второе заведение . Там поселился сам Пахомий ок. 336-37, а Пбоу стал важнейшим поселением с 600 монахами на момент смерти основателя в 346 году. После 340 года между Эсной и Ахмимом были основаны другие монастыри . Все это представляло собой настоящий порядок, во главе которого стоял генерал-настоятель, который циркулировал между монастырями и назначал их настоятелей. Собрание всех монахов происходило дважды в год, на Пасху и 13 августа, в материнском доме Табеннесиса; в этом случае начальство должно отчитываться о своем материальном управлении перед генеральным казначеем. После смерти Пахомия 9 мая 346 г. настоятелем был Петроний , но умер через три месяца. Его сменил Орсисий , но в 351 году, после восстания в монастыре, Феодор Табеннесский , одному из первых учеников Пахомия, пришлось взять дело в свои руки, и он обеспечивал руководство до своей смерти в 368 году, называя себя при этом «викарием» Орсисия. В то время существовало двенадцать мужских монастырей и три женских монастыря. Затем Орсисий возобновил свои функции до своей смерти после 386 г. В 390 г. архиепископ Александрийский Феофил I выступил за основание монастыря ордена в Канопусе к востоку от Александрии, на месте древнего храма Сераписа. Монастырь Метанойя, в котором проживали латинские монахи, сыграл важную роль в влиянии, оказываемом его правлением на Западе. Около 400 года, по словам Палладия, «табеннеситы» или пахомианцы насчитывали около 7000 человек. В V веке орден принял решения Халкидонского собора , а разногласия по этому поводу он испытал только с VI века.
Археология
[ редактировать ]Более поздние археологические раскопки обнаружили древний монастырь на окраине современной деревни Фау-Кибли. [ 9 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Этьен Марк Катремер , Географические и исторические мемуары Египта , 1811, том. я, с. 281.
- ^ Таким образом, наиболее разрешенными формами являются Tabennêsis на греческом языке и Tabennêsi на коптском языке. Что касается этимологии, египтолог Жорж Даресси предложил в ( Recueil des Travaux relatifs à la philologie et à l'archéologie égyptiennes et assyriennes , X, 1888, стр. 139 и 141) отождествить это имя с топонимом, который появляется в географическом списке Абидоса (иероглифами), а что означает «Обитель сына Исиды»; но другие приписывают этот топоним и Наг-Хаммади (Χηνοβοσκία греческих географов), который находится примерно в двадцати километрах ниже по течению от городища Табеннесис, на том же правом берегу реки.
- ^ Безвредный, Уильям (2004). Христиане пустыни: введение в литературу раннего монашества . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-803674-6 . OCLC 318458883 .
- ^ Геринг, Джеймс Э. (1999). Аскеты, общество и пустыня: исследования раннего египетского монашества . Гаррисберг, Пенсильвания. ISBN 1-56338-269-5 . OCLC 40907656 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Геринг, Джеймс Э. (1999). Аскеты, общество и пустыня: исследования раннего египетского монашества . Гаррисберг, Пенсильвания. ISBN 1-56338-269-5 . OCLC 40907656 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Безвредный, Уильям (2004). Христиане пустыни: введение в литературу раннего монашества . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-803674-6 . OCLC 318458883 .
- ^ Геринг, Джеймс Э. (1999). Аскеты, общество и пустыня: исследования раннего египетского монашества . Гаррисберг, Пенсильвания. ISBN 1-56338-269-5 . OCLC 40907656 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Геринг, Джеймс Э. (1999). Аскеты, общество и пустыня: исследования раннего египетского монашества . Гаррисберг, Пенсильвания. ISBN 1-56338-269-5 . OCLC 40907656 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Геринг, Джеймс Э. (1999). Аскеты, общество и пустыня: исследования раннего египетского монашества . Гаррисберг, Пенсильвания. ISBN 1-56338-269-5 . OCLC 40907656 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )