Баня Чемберлиташ



Чемберлиташ Хамами — это историческая турецкая баня ( турецкий : хамам ), построенная рядом с Диван Йолу, дорогой процессий, восходящей к византийской эпохе , которая когда-то вела в Рим. [ 1 ] в районе Чемберлиташ в Стамбуле, Турция . Часто приписываемый Мимару Синану , он был построен в 1584 году. [ 2 ] Хамам находится недалеко от остановки «Чемберлиташ» трамвайной линии Т1.
История
[ редактировать ]Строительство и история
[ редактировать ]Чемберлиташ Хамами был построен по заказу Нурбану Султан , главы османского императорского гарема после смерти ее второго мужа Селима II . После его смерти на трон взошел ее первый сын, и она носила титул «Мать султана». Она отвечала за охрану королевской семьи и имела возможность осуществлять административный контроль над императорским гаремом . Чтобы справиться с этим, ей давали стипендию, которая увеличивалась в зависимости от количества женщин в гареме. Она использовала деньги для развития нескольких благотворительных фондов, включая Чемберлиташ Хамами. [ 3 ]
Основной целью хамама как благотворительного пожертвования было служение жителям Стамбула. Однако он также помог передать власть императорской семьи и благодаря своему финансовому успеху оплатил строительство новых комплексов мечетей, таких как комплекс мечети Атик Валиде в Стамбуле. [ 3 ] Чемберлиташ Хамами имел большой финансовый успех. При упоминании в экономических отчетах, в которых перечисляются рейтинги прибыли города, Чемберлиташ часто указывался выше других мест бизнеса, таких как магазины, поля, сады и дома, доходы от которых облагались налогом. [ 4 ]
Мимара Синана часто называют архитектором Чемберлиташ Хамами. Однако в пятитомной автобиографии, в которой перечислены все его завершенные произведения, Чемберлиташ цитируется только один раз в пятом томе, написанном после его смерти. В отличие от мечети Атик Валиде, которую он перечисляет во всех пяти томах, Чемберлиташ Хамами, скорее всего, была построена командой архитекторов, которые работали под его руководством и завершили его небольшие проекты практически без надзора. [ 3 ]
Более поздняя история
[ редактировать ]Во времена Османской империи такие здания, как Чемберлиташ Хамами, были построены из камня и кирпича. [ 3 ] Тем не менее, Чемберлиташ Хамами за время своего существования пострадал от множества пожаров, а отсутствие эффективного подразделения пожаротушения способствовало нанесенному ущербу. В июле 1660 года пожар бушевал так сильно в течение двух дней, что хамам и территория вокруг него были настолько опустошены, что арендную плату за хамам пришлось сократить вдвое. [ 3 ] Сильные землетрясения 1719, 1754 и 1766 годов, а также пожар 1782 года привели к значительным структурным повреждениям хамама. [ 3 ] В феврале 1667–168 гг. около 6% доходов хамама было потрачено на водопровод и неуказанный ремонт. [ 3 ]
В 1768 году императорский указ запретил дальнейшее строительство хамамов, поскольку они создавали нагрузку на запасы топлива и воды. Затем основное внимание было уделено обновлению и сохранению существующих хамамов. [ 3 ] В 1770 году велись работы над надписью на мраморных перегородках мужской парилки, о чем свидетельствуют несоответствия в каллиграфии. [ 3 ] До марта 1786 года были отремонтированы водопроводы за пределами Стамбула, снабжавшие хамам. [ 3 ] Дальнейший ремонт крыши, внутренних помещений и водных путей хамама был проведен в 1790 году. [ 3 ] В 1805 году было восстановлено свинцовое покрытие куполов и водоводов. [ 3 ]
Практика двойной аренды, или икаретеин, стала популярной в 18 веке и позволила людям вкладывать капитал в хамам в результате падения его доходов. Позволив арендаторам стать совладельцами, их побудили вкладывать деньги в ремонт и реставрацию даже после пожара или землетрясения. [ 3 ] Так продолжалось до 1829 года, когда хамам больше не нуждался в финансовой помощи извне. [ нужна ссылка ]
В период Танзимата (1839–1876 гг.) баням уделялось относительно мало внимания, поскольку приоритеты менялись. [ 3 ] Мустафа Решит Паша , градостроитель, посетивший Европу с дипломатическими миссиями, восхищался европейским городским планированием и стремился воссоздать его в Стамбуле. В 1868 году он отремонтировал часть Диван Йолу возле хамамы Чемберлиташ после пожара 1865 года. [ 4 ]
Позже была проложена канализация, улицы были расширены и переориентированы, что потребовало сноса части Чемберлиташ Хамами и его купола, что привело к закрытию женской части. [ 4 ] Уровень улицы, окружающей хамам, поднялся настолько, что пришлось построить ступеньки, чтобы обеспечить вход в мужской согюклюк , и сломать их по диагонали, чтобы женщины могли получить доступ к женскому иликлику . [ 4 ]
Туризм и современное использование
[ редактировать ]После того, как люди начали жить в квартирах с отдельными ванными комнатами, использование хамамов становилось все более устаревшим, поэтому Чемберлиташ Хамами посещали меньше по необходимости и больше те, кто искал исторический опыт. [ 4 ] Туризм стал основным источником дохода Чемберлиташ Хамами, и теперь иностранные посетители составляют почти всех его посетителей. [ 4 ] До декабря 2003 года женский сёгюклюк использовался как ресторан традиционной анатолийской кухни. [ 4 ]
Архитектура
[ редактировать ]

В хамаме есть две отдельные секции для мужчин и женщин. Вход в мужской отдел украсил золотая надпись сулут на зеленом фоне, написанная поэтом Саи-И Даи, восхваляющая Нурбану Султан и хамам. [ 1 ] Напротив, женский вход располагался в более скромном месте, без каких-либо украшений, чтобы сохранить женскую скромность. [ нужна ссылка ]
Первая комната за входом — предбанник, или согуклюк , где люди раздевались для принятия ванны. Комнаты были построены из дерева и просторны и представляли собой гостиную для общения и место, где можно было освежиться после завершения купания. [ 1 ] Раздевалка вела в iliklik, или теплую комнату , узкий коридор, который готовил клиентов к парной, или sıcaklık, где они фактически купались. Сыджаклык представляет собой квадратное помещение , хотя расположение двенадцати колонн, купальных камер и ниш в нишах по периметру кажется двенадцатиугольным. В центре находится нагретая мраморная плита, или гёбекташи, где купающиеся лежат, чтобы вспотеть . [ 1 ]
В задней части бани расположена печь, обеспечивающая центральное отопление всего здания. Как и в древнеримских системах отопления, между нижней частью здания и фундаментом под ним имеется полость, в которой дым и горячие газы циркулируют и поднимаются вверх по дымоходам между стенами, чтобы обогревать помещения, при этом кто-то разжигает огонь. [ 1 ]
Сотрудники
[ редактировать ]Хамам расположен в центральном районе Стамбула, в окружении мечетей и недалеко от Гранд-базара, поэтому обслуживает большое количество стамбульцев, особенно мужчин. Его популярность означала, что здесь предлагалось много разных вакансий. В женском отделении был хамам- анаси или «мать хамама». [ 1 ] Другие люди наблюдали за работой хамама, а под их началом работала команда надзирателей и сборщиков платежей. Были повара, готовившие кофе и прохладительные напитки, истопник, прачки, банщики, слуги и теллаки (люди, купающие клиентов).
Теллаками часто были мигранты или люди, у которых не было дома в Стамбуле, а вместо этого они постоянно жили в хамаме и отправляли часть своей зарплаты, состоящей из чаевых, своей семье. До конца 18 века большинство из них были албанцами, и эта работа носила поколенческий характер: мужчины следовали по стопам своих отцов и работали там. [ 1 ] Теллаков выбирали в соответствии с их физической силой, внешним видом и индивидуальностью, а затем обучали искусству заботы о своих будущих клиентах: мыли волосы, чистили тела и массировали их чистящей перчаткой. [ 1 ]
Влияние
[ редактировать ]18-го века Говорят, что Хаммам-э-Кадими в индийском городе Бхопал был вдохновлен Чемберлиташ Хамами. [ 5 ]
Ссылки
[ редактировать ]
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Эргин, Нина. «Банный бизнес в Стамбуле: пример Чемберлиташ Хамами в семнадцатом и восемнадцатом веках». Купальная культура анатолийских цивилизаций: архитектура, история и воображение , Петерс, 2011, стр. 142–169.
- ^ «История | Баня Чемберлиташ» . Cemberlitashamami.com . Проверено 24 января 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н Макэриг, Нина. Чемберлиташ Хамами в Стамбуле: биографические воспоминания о турецкой бане . Издательство Эдинбургского университета, 2019.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Цихоцкий, Нина. История жизни хамама Чемберлиташ: от бани до туристической достопримечательности .
- ^ Нат, Рабиндра (8 января 2018 г.). «400-летний турецкий спа-центр пользуется большим успехом в Бхопале» . Азиатский век . Проверено 28 февраля 2018 г.
41 ° 0'31,2 "N 28 ° 58'18,1" E / 41,008667 ° N 28,971694 ° E