Князь мечеть
Князь мечеть | |
---|---|
![]() | |
Религия | |
Принадлежность | Суннитский ислам |
Расположение | |
Расположение | Стамбул , Турция |
Географические координаты | 41 ° 00'49,7 "с.ш. 28 ° 57'25,8" в.д. / 41,013806 ° с.ш. 28,957167 ° в.д. |
Архитектура | |
Архитектор(ы) | Мимар Синан |
Тип | Мечеть |
Новаторский | 1543 |
Завершенный | 1548 |
Технические характеристики | |
Высота купола (внешняя) | 37 метров (121 фут) |
Купольный день. (внутренний) | 19 метров (62 фута) |
угрожать (а) | 2 |
Высота минарета | 55 метров (180 футов) |
Материалы | тесаный камень , гранит , мрамор |
Мечеть Шехзаде ( турецкий : Şehzade Camii , от оригинального персидского شاهزاده Šahzādeh , что означает «принц») — османская императорская мечеть 16-го века, расположенная в районе Фатих , на третьем холме Стамбула , Турция. Она была построена по заказу Сулеймана Великолепного как памятник его сыну Шехзаде Мехмеду, умершему в 1543 году. На английском языке ее иногда называют «мечетью принца». [ 1 ] Мечеть была одной из самых ранних и важных работ архитектора Мимара Синана и одним из знаковых произведений классической османской архитектуры . [ 2 ] [ 3 ]
История
[ редактировать ]Строительство комплекса Шехзаде ( кюллие ) было заказано османским султаном Сулейманом Великолепным как памятник его любимому сыну Шехзаде Мехмеду (род. 1521), который умер в 1543 году при возвращении в Стамбул после победоносной военной кампании в Венгрии. [ 4 ] Мехмед был старшим сыном единственной законной жены Сулеймана Хюррем Султан – хотя и не его старшим сыном – и перед своей безвременной смертью он был готов принять султанат после правления Сулеймана. Говорят, что Сулейман лично оплакивал смерть Мехмеда в течение сорока дней в своей временной гробнице в Стамбуле, месте, на котором имперский архитектор Мимар Синан построит роскошный мавзолей Мехмеда как часть более крупного комплекса мечетей, посвященного княжескому наследнику. .
Мавзолей Мехмеда был первым элементом комплекса, завершенным в 1544 году. [ 5 ] Мечеть и остальная часть комплекса были построены между 1545 и 1548 годами. [ 6 ] Комплекс был первым важным имперским заказом Синана. [ 7 ]
Мечеть немного пострадала во время взрыва в июне 2016 года , произошедшего на соседней улице. Некоторые из его окон были разбиты. [ 8 ] [ 9 ]
Архитектура
[ редактировать ]Экстерьер
[ редактировать ]Вход в мечеть осуществляется через вымощенный мрамором двор с колоннадой, площадь которого равна площади самой мечети. [ 10 ] Двор ограничен портиком с пятью куполообразными пролетами с каждой стороны и арками из чередующегося розового и белого мрамора . В центре находится фонтан для омовения ( шадырван ), который был позже подарком султана Мурата IV . [ 11 ]
Синан добавил куполообразные портики вдоль боковых фасадов здания (на северо-восточной и юго-западной сторонах), которые помогают скрыть несущие контрфорсы конструкции и придать экстерьеру большую монументальность. [ 12 ] [ 13 ]
близнецы Минареты- , пристроенные к мечети, имеют два балкона со скульптурой мукарна и переплетающимися геометрическими украшениями в виде барельефа, вырезанными на их древках. Такой уровень декоративных деталей на минаретах характерен для этой мечети и редко повторялся в более поздних османских мечетях. [ 11 ] В то время как мечети, спонсируемые другими членами королевской семьи, иногда имели два минарета, мечеть Шехзаде - единственная несултанская мечеть, спроектированная Синаном, с двумя минаретами, каждый из которых имел два балкона. [ 14 ]
- Внешний вид мечети
-
Главные ворота во двор
-
Двор мечети
-
Вход в мечеть со двора
-
Вид на северо-восточную сторону мечети и ее внешний портик.
-
Вид на юго-восточную сторону мечети (за михрабом )
-
Детали минаретов
Интерьер
[ редактировать ]
Мечеть имеет квадратный план, покрытый центральным куполом, окруженным четырьмя полукуполами , с четырьмя куполами меньшего размера, занимающими углы. Центральный купол поддерживается четырьмя колоннами по углам. Он имеет диаметр 19 метров (62 фута) и высоту 37 метров (121 фут). [ 15 ]

Этот дизайн представляет собой кульминацию предыдущих купольных и полукупольных зданий в османской архитектуре , придавая полную симметрию купольным конструкциям, с которыми экспериментировали более ранние османские архитекторы. [ 16 ] Ранняя версия этого дизайна, в меньшем масштабе, использовалась до Синана в мечети Фатих-паши в Диярбакыре , датированной 1520 или 1523 годом. [ 17 ] [ 18 ]
Помимо симметрии планировки, ранние инновации Синана очевидны в том, как он организовал структурные опоры купола. Вместо того, чтобы купол опирался на толстые стены вокруг него (как это было принято раньше), он сосредоточил несущие опоры в ограниченном количестве контрфорсов вдоль внешних стен мечети и в четырех колоннах внутри самой мечети по углам. купола. Это позволило сделать стены между контрфорсами тоньше, что, в свою очередь, позволило увеличить количество окон, чтобы обеспечить больше света. [ 12 ] Синан также сдвинул внешние стены внутрь, ближе к внутреннему краю контрфорсов, чтобы сами контрфорсы были менее заметны изнутри (снаружи он добавил портики, чтобы скрыть их, как уже говорилось выше). [ 12 ] Четыре тяжелые колонны, поддерживающие купол, были недостатком конструкции, поскольку отвлекали от единства пространства, но Синан постарался компенсировать это, придав им неправильную форму, благодаря которой они казались менее массивными. [ 11 ]
Расписное убранство интерьера не оригинально и в более поздние периоды переделывалось. Некоторые из этих более поздних реставраций сохранили большую часть композиции оригинальных классических османских проектов, обновив их, чтобы отразить новые методы, принятые под европейским влиянием, такие как затенение . [ 19 ] Также были добавлены новые дизайны, и среди более классических мотивов есть детали, которые явно датируются периодом османского барокко , хотя с тех пор они тоже были перекрашены и больше не являются оригинальными. [ 20 ] [ 21 ]
- Интерьер мечети
-
Вид изнутри
-
Главный купол
-
Детали над главным входом
-
Деталь одного из основных столбов
Наследие и влияние
[ редактировать ]Синан считал мечеть Шехзаде своей «подмастерской» работой и не был ею удовлетворен. [ 6 ] [ 22 ] [ 23 ] За всю оставшуюся карьеру он не повторил ее макет ни в одной другой своей работе. Вместо этого он экспериментировал с другими проектами, которые, казалось, были направлены на создание полностью единого внутреннего пространства и способов подчеркнуть восприятие главного купола посетителем при входе в мечеть. Одним из результатов этой логики было то, что любое пространство, не принадлежавшее центральному купольному пространству, было сведено к минимальной, подчиненной роли, а то и вовсе отсутствовало. [ 24 ]
Несмотря на мнение Синана, симметричный дизайн мечети Шехзаде с ее центральным куполом и четырьмя полукуполами оказался популярным среди более поздних архитекторов Османской империи. Это было повторено в классических османских мечетях, построенных после Синана, таких как мечеть Султана Ахмеда I , Новая мечеть в Эминёню и реконструкция мечети Фатих 18-го века . [ 25 ] [ 26 ] XIX века Его даже можно найти в мечети Мухаммеда Али в Каире . [ 27 ] [ 28 ]
Сложный
[ редактировать ]Другие постройки комплекса мечети Шехзаде включают медресе , табане (гостевой дом), караван-сарай , имарет , небольшой мектеп (начальная школа) и кладбище с несколькими мавзолеями . Мечеть и кладбище окружены небольшой стеной, образующей внешний двор, который также соединяется с большинством других элементов комплекса. [ 29 ]
- Элементы комплекса
-
Внешний вид кладбища и его куполообразных мавзолеев.
-
Внешний вид медресе (расположено на северной стороне комплекса)
-
Интерьер медресе
-
Внутренний двор имарета ( расположен на восточной стороне комплекса)
-
Интерьер зала в имарете
Мавзолеи
[ редактировать ]находятся пять мавзолеев ( тюрбе В погребальном саду к югу от мечети ). Самым ранним и крупнейшим из них является храм Шехзаде Мехмеда , над входом которого имеется персидская надпись на фундаменте с датой 1543–1544 годов. [ 30 ] Мавзолей представляет собой восьмиугольное строение с рифленым куполом, полихромной каменной кладкой и трехарочным портиком. Внутренние стены покрыты разноцветной плиткой Cuerda Seca , а окна украшены витражами. [ 31 ] [ а ] Необычной особенностью является прямоугольный деревянный трон над саркофагом Мехмеда, который символизировал его статус наследника. Внутри мавзолея также находятся могилы дочери Мехмеда Хюмаша Султана и его младшего брата Шехзаде Джихангира (ум. 1553). Личность четвертого саркофага неизвестна. [ 35 ]
- Мавзолей Шехзаде Мехмеда
-
Внешний вид мавзолея Шехзаде Мехмеда
-
Вид на гробницы внутри мавзолея
-
Вид на кафельные стены и деревянный трон над кенотафом Мехмеда.
-
Вид на купол
-
Деталь сухой веревочной плитки
К югу от мавзолея Шехзаде находится меньшая восьмиугольная тюрбе великого визиря Рустем-паши , которая также была спроектирована Синаном. В надписи указан год 968 хиджры (1560–61). Рустем-паша был мужем Михримах , дочери Сулеймана Великолепного. Как и мечеть Рустем-паши, она украшена большим количеством подглазурных изникских плиток. [ 36 ] [ 37 ] У ворот комплекса находится тюрбе великого визиря Ибрагим-паши , зятя Мюрата III , умершего в 1603 году. [ 38 ] Тюрбе . был спроектирован Далгичем Ахмедом Чавушем и почти равен тюрбе Шехзаде Мехмеда по дизайну и использованию плиточного декора [ 39 ]
- Другие мавзолеи
-
Мавзолей Рустема-паши.
-
Интерьер мавзолея Рустема-паши.
-
Мавзолей Ибрагим-паши
-
Вход в мавзолей Ибрагим-паши.
-
Интерьер мавзолея Ибрагим-паши
Центр Стамбула
[ редактировать ]Было сказано, что «зеленая колонна», стоящая на краю кладбищенской стены комплекса Шехзаде, обращенной к мечети Шехзаде и улице, была возведена в месте, которое считается центром Стамбула. [ 40 ] [ 41 ]
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Годфри Гудвин в своей книге «История османской архитектуры» , опубликованной в 1971 году, утверждает, что плитки cuerda seca, украшающие мавзолей, были сделаны в Изнике. [ 32 ] Из сохранившихся бухгалтерских книг историк Гюльру Нечипоглу показал, что османский двор нанимал команду плиточников в Стамбуле, и теперь принято считать, что вся плитка cuerda seca на императорских зданиях первой половины 16 века была изготовлена в Стамбуле, а не в Стамбуле. Изник. [ 33 ] [ 34 ]
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Роджерс, Синан, указатель стр.
- ^ Блум, Джонатан М.; Блер, Шейла С., ред. (2009). «Османка». Энциклопедия исламского искусства и архитектуры Grove . Том. 3. Издательство Оксфордского университета. п. 82. ИСБН 9780195309911 .
- ^ Кубань 2010 , с. 271.
- ^ Неджипоглу 2005 , стр. 191–192.
- ^ Кубань 2010 , с. 273.
- ^ Jump up to: а б Блэр и Блум 1995 , с. 218.
- ^ Гудвин 1971 , с. 206.
- ^ «Взрыв в Стамбуле: 11 погибших, из них 7 полицейских, 36 раненых» (на турецком языке). Республика . Проверено 7 июня 2016 г.
- ^ «Мечеть Шехзаде архитектора Синана была повреждена взрывом в Стамбуле» . Археофилия (на турецком языке). 7 июня 2016 г. Проверено 10 июня 2023 г.
- ^ Неджипоглу 2005 , с. 196.
- ^ Jump up to: а б с Самнер-Бойд и Фрили, 2010 , с. 185.
- ^ Jump up to: а б с Блэр и Блум 1995 , стр. 218–219.
- ^ Гудвин 1971 , с. 210.
- ^ Неджипоглу 2005 , с. 121.
- ^ Кубань 2010 , с. 272.
- ^ Кубань 2010 , с. 258, 271–272.
- ^ Гудвин 1971 , стр. 178, 207.
- ^ Кубань 2010 , стр. 236.
- ^ Багчи 2002 , с. 755.
- ^ Рустам 2019 , с. 268.
- ^ Эрчаг, Бейхан (1991). «Реставрация стамбульской мечети Шехзаде» . Журнал «Неделя Фонда» . 8 : 213–228.
- ^ Гудвин 1971 , с. 207.
- ^ Кубань 2010 , с. 261, 272.
- ^ Кубань 2010 , стр. 261.
- ^ Блэр и Блум 1995 , стр. 228–230.
- ^ Гудвин 1971 , стр. 340, 345–346, 358, 394, 408.
- ^ Гудвин 1971 , с. 408.
- ^ Аль-Асад, Мохаммед (1992). «Мечеть Мухаммеда Али в Каире». Мукарнас . 9 : 39–55. дои : 10.2307/1523134 . JSTOR 1523134 .
- ^ Кубань 2010 , с. 272–275.
- ^ Неджипоглу 2005 , с. 193.
- ^ Неджипоглу 2005 , с. 198.
- ^ Гудвин 1971 , с. 211.
- ^ Неджипоглу 1990 .
- ^ Карсвелл 2006 , стр. 57–58.
- ^ Неджипоглу 2005 , с. 200.
- ^ Неджипоглу 2005 , с. 327, рис. 314-315.
- ^ Гудвин 1971 , с. 252.
- ^ Неджипоглу 2005 , с. 531, примечание 56.
- ^ Самнер-Бойд и Фрили, 2010 , стр. 188–189.
- ^ «Середина Стамбула» . Культурный инвентарь . 4 августа 2021 г. Проверено 16 января 2023 г.
- ^ «Мечеть и комплекс Шехзаде» . База данных исторических маркеров . 1 февраля 2022 г. Проверено 16 января 2023 г.
Библиография
[ редактировать ]- Багджи, Серпил (2002). «Расписные украшения в османской архитектуре». В Инальчике Халил; Ренда, Гюнзель (ред.). Османская цивилизация . Том. 2. Анкара: Турецкая Республика, Министерство культуры. стр. 737–759. ISBN 9751730732 .
- Блэр, Шейла С.; Блум, Джонатан М. (1995). Искусство и архитектура ислама 1250-1800 гг . Издательство Йельского университета. ISBN 9780300064650 .
- Карсуэлл, Джон (2006) [1998]. Изникская гончарная мастерская . Лондон: Издательство Британского музея. ISBN 978-0-7141-2441-4 .
- Гудвин, Годфри (1971). История османской архитектуры . Лондон: Темза и Гудзон. ISBN 978-0-500-51192-3 .
- Кубань, Доган (2010). Османская архитектура . Перевод Милля, Адэра. Клуб коллекционеров антиквариата. ISBN 9781851496044 .
- Нечипоглу, Гюльру (1990). «От международного Тимурида к Османской империи: изменение вкуса керамической плитки шестнадцатого века» . Мукарнас . 7 : 136–170. дои : 10.2307/1523126 . JSTOR 1523126 .
- Нечипоглу, Гюльру (2005). Эпоха Синана: архитектурная культура Османской империи . Лондон: Книги реакции. ISBN 978-1-86189-253-9 .
- Рустем, Юнвер (2019). Османское барокко: архитектурная реконструкция Стамбула восемнадцатого века . Издательство Принстонского университета. ISBN 9780691181875 .
- Самнер-Бойд, Хилари; Свободно, Джон (2010). Прогулка по Стамбулу: классический путеводитель по городу (пересмотренная редакция). Таурис Парк в мягкой обложке. стр. 183–191. ISBN 9780857730053 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Аптулла Куран: Синан: великий старый мастер османской архитектуры, издательство Ada Press, 1987. ISBN 0-941469-00-X (на английском языке)
- Фарохи, Сурайя (2005). Подданные султана: культура и повседневная жизнь Османской империи ИБ Таурис. ISBN 1-85043-760-2 .
- Роджерс, Дж. М. (2007). Синан: Создатели исламской цивилизации . ИБ Таурис. ISBN 978-1-84511-096-3 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]