Jump to content

Мечеть Фенари Иса

Координаты : 41 ° 0'55,37 "N 28 ° 56'38,40" E  /  41,0153806 ° N 28,9440000 ° E  / 41,0153806; 28,9440000
Мечеть Фенари Иса
Губский монастырь
Мечеть Фенари Иса
Вид сбоку на мечеть, бывшую церковь Святого Иоанна Крестителя , недавно отреставрированную в 2022 году.
Религия
Принадлежность Суннитский ислам
Год освящен 1497
Расположение
Расположение Стамбул , Турция
Мечеть Фенари Иса расположена в Стамбуле Фатих.
Мечеть Фенари Иса
Расположение в районе Фатих в Стамбуле.
Географические координаты 41 ° 0'55,37 "N 28 ° 56'38,40" E  /  41,0153806 ° N 28,9440000 ° E  / 41,0153806; 28,9440000
Архитектура
Тип церковь с крестово-квадратным планом (северная церковь) и квадратным планом (южная церковь)
Стиль византийский
Новаторский 908
Завершенный 1304
Технические характеристики
Минарет (а) 1
Материалы кирпич , камень

Мечеть Фенари Иса (полное название на турецком языке : Молла Фенари Иса Камии ), известная в византийские времена как Монастырь Липс ( греческий : Μονὴ τοῦ Λιβός ), представляет собой мечеть в Стамбуле , состоящую из двух бывших восточно-православных церквей.

Расположение

[ редактировать ]

Место поклонения расположено на бульваре Аднан Мендерес, также известном как улица Ватан, в районе Фатих в Стамбуле. Он находится между остановками Фатих-Эмниет и Аксарай на линии М1 стамбульского метро; До него также легко добраться от остановок IETT «Искендерпаша» или «Огужан».

Византийский период

[ редактировать ]
Инкрустация из цветного камня на мраморе ( Opus sectile ) с изображением императрицы Элии Евдокии как святой, 10 или 11 век, ранее находилась в церкви, сейчас находится в Стамбульском археологическом музее .

В 908 году византийский адмирал Константин Липс [1] открыл женский монастырь в присутствии императора Льва VI Мудрого (годы правления 886–912). [2] Женский монастырь был посвящен Богородице Панахрантос («Непорочной Богородице») в месте под названием «Мердосангарис» ( греч . Μερδοσαγγάρης ), [3] в долине Лика (река Константинопольская) . [2] Женский монастырь был известен также по его имени ( Monē tou Libos ) и стал одним из крупнейших в Константинополе .

Церковь построена на остатках другой святыни VI века. [4] и использовали надгробия древнеримского кладбища. [2] мощи . святой Ирины Здесь хранились Церковь широко известна как «Северная церковь».

Византийские останки Северной церкви (хранятся в Стамбульском археологическом музее).

После латинского нашествия и восстановления Византийской империи, между 1286 и 1304 годами, императрица Феодора , вдова императора Михаила VIII Палеолога (годы правления 1259–1282), построила еще одну церковь, посвященную св. Иоанн Креститель (Церковь Иоанна Предтечи Ливосского) [5] к югу от первой церкви. и ее Помимо Феодоры здесь были похоронены несколько представителей императорской династии Палеологов: ее сын муж император Андроник II Константин, императрица Ирина Монферратская ( годы правления 1282–1328). [4] Эта церковь широко известна как «Южная церковь». Императрица восстановила и женский монастырь, который к тому времени, возможно, был заброшен. [6] Согласно уставу , в монастыре в то время находилось всего 50 женщин. [6] [7] а еще ксенон [8] для мирянок на 15 пристроенных коек. [2]

В XIV веке эсонартекс и парекклесион. [9] были пристроены к церкви. Обычай хоронить в комплексе членов императорской семьи продолжился в 15 веке Анной , первой женой императора Иоанна VIII Палеолога (годы правления 1425–1448), в 1417 году. [10] [11] Возможно, церковь использовалась как кладбище и после 1453 года. [10]

Османский период

[ редактировать ]

В 1497–1498 годах, вскоре после падения Константинополя и во время правления султана Баязида II (1481–1512), южная церковь была преобразована в месцит (небольшую мечеть) османским сановником Фенаризаде Алаеддином Али бен Юсуфом Эфенди, Кади. 'спрашивающий [12] Румели , и племянник Фенари Моллы Шемседдина [2] чья семья принадлежала к религиозному классу улемов . Он построил минарет в юго-восточном углу и михраб в апсиде . [10] Поскольку одного из главных проповедников медресе звали Иса ( «Иисус» на арабском и турецком языках ), его имя было добавлено к имени мечети. Здание сгорело в 1633 году, было восстановлено в 1636 году великим визирем Байрам-пашой , который модернизировал здание до джами («мечети») и превратил северную церковь в текке ( домик дервишей ). По этому случаю колонны северной церкви были заменены простенками , отремонтированы два купола и удалено мозаичное убранство. [10] После очередного пожара 1782 г. [13] комплекс был снова восстановлен в 1847/48 году. При этом колонны южной церкви были заменены опорами, а балюстрады парапеты притвора были сняты. [13] В 1918 году здание еще раз сгорело. [14] и был заброшен. двадцать два саркофага . При раскопках, проведенных в 1929 году, было найдено [14] Комплекс был тщательно отреставрирован в период с 1950-х по 1960-е годы Византийским институтом Америки . [15] и с тех пор снова служит мечетью. [13]

Архитектура и декор

[ редактировать ]
Интерьер Северной церкви.

Северная церковь

[ редактировать ]

Северная церковь имеет необычный квинкунциальный ( крест-квадратный ) план и была одной из первых святынь в Константинополе, принявших этот план, прототипом которого, возможно, является Неа Экклесия («Новая церковь»), возведенная в Константинополе в 880, от которых не сохранилось никаких останков. [16] В период Османской империи четыре колонны были заменены двумя остроконечными арками , охватывающими всю церковь. [17]

Размеры северной церкви невелики: наос составляет 13 метров (43 фута) в длину и 9,5 метра (31,2 фута) в ширину, и его размер соответствовал населению, проживавшему в монастыре в то время. Кладка северной церкви была возведена чередующимися рядами кирпича и небольших необработанных каменных блоков. В этом приеме, типичном для византийской архитектуры X века, [18] кирпичи погружаются в толстый слой раствора . Здание увенчано османским куполом с восемью окнами. [17]

Это здание имеет три высокие апсиды : центральная многоугольная и фланкируется двумя другими, служившими пастофориями : протезом и диакониконом .

Апсиды прерываются тройными (центральным) и одинарными стрельчатыми окнами . [17] Стенки центральных плеч креста- наоса имеют два ряда окон: нижний — тройные стрельчатые, верхний — полукруглые. Две длинные парекклесии которых заканчивается низкой апсидой, обрамляют пресвитерий наоса , каждая из . Угловые и центральные бухты очень стройные. По четырем краям здания расположены четыре небольшие часовни на крыше, каждая из которых увенчана куполом .

Остатками первоначального убранства этой церкви являются основания трех из четырех колонн центрального пролета, а также множество оригинальных элементов декора, сохранившихся на столбах окон и на обрамлении купола. Убранство первоначально состояло из мраморных панелей и цветных изразцов: своды были украшены мозаикой . Сейчас видны только его отроги. [18]

В целом северная церковь представляет собой сильные аналогии с мечетью Бодрума (церковью Мирелайона ). [19]

Северный церковный купол.

Южная церковь

[ редактировать ]

Южная церковь представляет собой квадратное помещение, увенчанное куполом и окруженное двумя деамбулаториями . [20] эзонартекс (добавлены позже ) и парекклесион . Северный деамбулаторий - это южный парекклесион северной церкви. Такое увеличение пространств вокруг центральной части церкви, типичное для позднепалеологической архитектуры, было мотивировано потребностью в большем пространстве для гробниц, памятников, воздвигнутых благотворителям церкви и т. д. [21] Центральное помещение отделено от приделов тройной аркадой. Во время мессы верующие были заключены в деамбулаториях, которые были неглубокими и темными и едва могли видеть, что происходило в центральной части церкви.

Купол церкви Иоанна Предтечи .

Кладка состоит из чередующихся рядов кирпича и камня, что типично для поздневизантийской архитектуры Константинополя.

Пышное убранство южной и главных апсид (последняя семиугольная) состоит из тройного ряда ниш , причем средний ряд чередуется с тройными окнами. Кирпичи расположены в виде арок, крючков, греческих ладов , солнечных крестов , свастик и вееров. [22] Между этими узорами проходят белые и темно-красные полосы, чередующие один ряд камня с двумя-пятью кирпичами. Это первое появление этого важнейшего декоративного аспекта палеологической архитектуры в Константинополе.

В церкви есть экзонартекс, увенчанный галереей, которая была расширена и достигла северной церкви. Парекклесион . возведен рядом с южной стороной южной церкви и соединен с эсонартексом, так что помещение окружает весь комплекс с западной и южной стороны несколько мраморных саркофагов Внутри него размещено .

В целом этот комплекс представляет собой яркий пример [ нужна ссылка ] Средне- и поздневизантийской архитектуры в Стамбуле.

См. также

[ редактировать ]
  1. Имя основателя найдено в надписи на карнизе апсиды. Краутхаймер (1986), с. 409.
  2. ^ Jump up to: а б с д и Мюллер-Винер (1977), с. 126
  3. ^ Этот топоним имеет персидскую этимологию («Мерд-ил-сахра») и состоит из двух персидских слов Merdo (что означает «человек») и sachra (что означает «одиночество»): «Человек одиночества». Джанин (1964), с. 361.
  4. ^ Jump up to: а б Гюлерсой (1976), с. 258.
  5. ^ "Эта церковь была добавлена ​​к тридцати пяти церквям, посвященным этому святому, существовавшим в Константинополе в десятом веке!" Краутхаймер (1986), с. 436
  6. ^ Jump up to: а б Талбот (2001), с. 337
  7. ^ Краутхаймер (1986), с. 409.
  8. Это было благотворительное учреждение, что-то среднее между больницей и домом престарелых. Талбот (2001), с. 337
  9. ^ Парекклесион , часовня прислоненная к стене церкви или притвора.
  10. ^ Jump up to: а б с д Мюллер-Винер (1977), с. 127.
  11. Фрили говорит, что Анну похоронили глубокой ночью, чтобы не создавать панику среди населения из-за слухов о бубонной чуме.
  12. Кади Аскер («Армейский судья») был высшим военным судьей и одной из самых важных фигур в государственной организации Османской империи .
  13. ^ Jump up to: а б с Мюллер-Винер (1977), с. 128
  14. ^ Jump up to: а б Эйс (1955), с. 80.
  15. ^ «В поисках помощи Византийскому институту и ​​записям и документам полевых исследований в Думбартон-Оксе, примерно конец 1920-х–2000-х годов, MS.BZ.004, коллекции изображений и архивы полевых исследований, Думбартон-Оукс, попечители Гарвардского университета, Вашингтон, округ Колумбия» ХОЛЛИС для архивных открытий . Проверено 23 февраля 2021 г.
  16. ^ Краутхаймер (1986), с. 388.
  17. ^ Jump up to: а б с Ван Миллинген (1912), с. 128
  18. ^ Jump up to: а б Краутхаймер (1986), с. 405.
  19. ^ Краутхаймер (1986), с. 404.
  20. ^ Деамбулаторий — проход , окружающий центральную часть церкви.
  21. ^ Краутхаймер (1986), с. 457.
  22. ^ Краутхаймер (1986), с. 467.

Источники

[ редактировать ]
  • Ван Миллинген, Александр (1912). Византийские церкви Константинополя . Лондон: MacMillan & Co.
  • Джанин, Раймонд (1964). Византийский Константинополь (на французском языке) (2-е изд.). Париж: Французский институт византийских исследований.
  • Эйс, Семави (1955). Стамбул. Маленький путеводитель по памятникам византийцев и турков (на французском языке). Стамбул: Стамбульская типография.
  • Гюлерсой, Челик (1976). Путеводитель по Стамбулу . Стамбул: Стамбульская библиотека. ОСЛК   3849706 .
  • Мэтьюз, Томас Ф. (1976). Византийские церкви Стамбула: фотографический обзор . Университетский парк: Издательство Пенсильванского государственного университета. ISBN  0-271-01210-2 .
  • Мюллер-Винер, Вольфганг (1977). Картинный лексикон по топографии Стамбула: Византия, Константинополь, Стамбул до начала XIX века. 17 век (на немецком языке). Тюбинген: Васмут. ISBN  978-3-8030-1022-3 .
  • Краутхаймер, Ричард (1986). Раннехристианская и византийская архитектура (на итальянском языке). Турин: Эйнауди. ISBN  88-06-59261-0 . (Примечание. Хотя номера страниц в цитатах относятся к итальянскому изданию, также доступно английское издание, не такое современное, как итальянское: Краутхаймер, Ричард (1984). Раннехристианская и византийская архитектура (Четвертое изд.). Издательство Йельского университета . ISBN  978-0-300-05294-7 . )
  • Свободно, Джон (2000). Синий гид по Стамбулу . WW Нортон и компания. ISBN  0-393-32014-6 .
  • Талбот, Алиса-Мэри (2001). «Строительная деятельность при Андронике II». В Неджипоглу, Невра (ред.). Византийский Константинополь: памятники, топография и повседневная жизнь . Лейден, Бостон, Кельн: Brill. ISBN  90-04-11625-7 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 7f3dd5355b2353b88c689d3d081a3f63__1719530640
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/7f/63/7f3dd5355b2353b88c689d3d081a3f63.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Fenari Isa Mosque - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)