Мечеть Фенари Иса
Мечеть Фенари Иса Губский монастырь Мечеть Фенари Иса | |
---|---|
![]() Вид сбоку на мечеть, бывшую церковь Святого Иоанна Крестителя , недавно отреставрированную в 2022 году. [update] | |
Религия | |
Принадлежность | Суннитский ислам |
Год освящен | 1497 |
Расположение | |
Расположение | Стамбул , Турция |
Географические координаты | 41 ° 0'55,37 "N 28 ° 56'38,40" E / 41,0153806 ° N 28,9440000 ° E |
Архитектура | |
Тип | церковь с крестово-квадратным планом (северная церковь) и квадратным планом (южная церковь) |
Стиль | византийский |
Новаторский | 908 |
Завершенный | 1304 |
Технические характеристики | |
Минарет (а) | 1 |
Материалы | кирпич , камень |
Мечеть Фенари Иса (полное название на турецком языке : Молла Фенари Иса Камии ), известная в византийские времена как Монастырь Липс ( греческий : Μονὴ τοῦ Λιβός ), представляет собой мечеть в Стамбуле , состоящую из двух бывших восточно-православных церквей.
Расположение
[ редактировать ]Место поклонения расположено на бульваре Аднан Мендерес, также известном как улица Ватан, в районе Фатих в Стамбуле. Он находится между остановками Фатих-Эмниет и Аксарай на линии М1 стамбульского метро; До него также легко добраться от остановок IETT «Искендерпаша» или «Огужан».
История
[ редактировать ]Византийский период
[ редактировать ]
В 908 году византийский адмирал Константин Липс [1] открыл женский монастырь в присутствии императора Льва VI Мудрого (годы правления 886–912). [2] Женский монастырь был посвящен Богородице Панахрантос («Непорочной Богородице») в месте под названием «Мердосангарис» ( греч . Μερδοσαγγάρης ), [3] в долине Лика (река Константинопольская) . [2] Женский монастырь был известен также по его имени ( Monē tou Libos ) и стал одним из крупнейших в Константинополе .
Церковь построена на остатках другой святыни VI века. [4] и использовали надгробия древнеримского кладбища. [2] мощи . святой Ирины Здесь хранились Церковь широко известна как «Северная церковь».
После латинского нашествия и восстановления Византийской империи, между 1286 и 1304 годами, императрица Феодора , вдова императора Михаила VIII Палеолога (годы правления 1259–1282), построила еще одну церковь, посвященную св. Иоанн Креститель (Церковь Иоанна Предтечи Ливосского) [5] к югу от первой церкви. и ее Помимо Феодоры здесь были похоронены несколько представителей императорской династии Палеологов: ее сын муж император Андроник II Константин, императрица Ирина Монферратская ( годы правления 1282–1328). [4] Эта церковь широко известна как «Южная церковь». Императрица восстановила и женский монастырь, который к тому времени, возможно, был заброшен. [6] Согласно уставу , в монастыре в то время находилось всего 50 женщин. [6] [7] а еще ксенон [8] для мирянок на 15 пристроенных коек. [2]
В XIV веке эсонартекс и парекклесион. [9] были пристроены к церкви. Обычай хоронить в комплексе членов императорской семьи продолжился в 15 веке Анной , первой женой императора Иоанна VIII Палеолога (годы правления 1425–1448), в 1417 году. [10] [11] Возможно, церковь использовалась как кладбище и после 1453 года. [10]
Османский период
[ редактировать ]В 1497–1498 годах, вскоре после падения Константинополя и во время правления султана Баязида II (1481–1512), южная церковь была преобразована в месцит (небольшую мечеть) османским сановником Фенаризаде Алаеддином Али бен Юсуфом Эфенди, Кади. 'спрашивающий [12] Румели , и племянник Фенари Моллы Шемседдина [2] чья семья принадлежала к религиозному классу улемов . Он построил минарет в юго-восточном углу и михраб в апсиде . [10] Поскольку одного из главных проповедников медресе звали Иса ( «Иисус» на арабском и турецком языках ), его имя было добавлено к имени мечети. Здание сгорело в 1633 году, было восстановлено в 1636 году великим визирем Байрам-пашой , который модернизировал здание до джами («мечети») и превратил северную церковь в текке ( домик дервишей ). По этому случаю колонны северной церкви были заменены простенками , отремонтированы два купола и удалено мозаичное убранство. [10] После очередного пожара 1782 г. [13] комплекс был снова восстановлен в 1847/48 году. При этом колонны южной церкви были заменены опорами, а балюстрады парапеты притвора были сняты. [13] В 1918 году здание еще раз сгорело. [14] и был заброшен. двадцать два саркофага . При раскопках, проведенных в 1929 году, было найдено [14] Комплекс был тщательно отреставрирован в период с 1950-х по 1960-е годы Византийским институтом Америки . [15] и с тех пор снова служит мечетью. [13]
Архитектура и декор
[ редактировать ]
Северная церковь
[ редактировать ]Северная церковь имеет необычный квинкунциальный ( крест-квадратный ) план и была одной из первых святынь в Константинополе, принявших этот план, прототипом которого, возможно, является Неа Экклесия («Новая церковь»), возведенная в Константинополе в 880, от которых не сохранилось никаких останков. [16] В период Османской империи четыре колонны были заменены двумя остроконечными арками , охватывающими всю церковь. [17]
Размеры северной церкви невелики: наос составляет 13 метров (43 фута) в длину и 9,5 метра (31,2 фута) в ширину, и его размер соответствовал населению, проживавшему в монастыре в то время. Кладка северной церкви была возведена чередующимися рядами кирпича и небольших необработанных каменных блоков. В этом приеме, типичном для византийской архитектуры X века, [18] кирпичи погружаются в толстый слой раствора . Здание увенчано османским куполом с восемью окнами. [17]
Это здание имеет три высокие апсиды : центральная многоугольная и фланкируется двумя другими, служившими пастофориями : протезом и диакониконом .
Апсиды прерываются тройными (центральным) и одинарными стрельчатыми окнами . [17] Стенки центральных плеч креста- наоса имеют два ряда окон: нижний — тройные стрельчатые, верхний — полукруглые. Две длинные парекклесии которых заканчивается низкой апсидой, обрамляют пресвитерий наоса , каждая из . Угловые и центральные бухты очень стройные. По четырем краям здания расположены четыре небольшие часовни на крыше, каждая из которых увенчана куполом .
Остатками первоначального убранства этой церкви являются основания трех из четырех колонн центрального пролета, а также множество оригинальных элементов декора, сохранившихся на столбах окон и на обрамлении купола. Убранство первоначально состояло из мраморных панелей и цветных изразцов: своды были украшены мозаикой . Сейчас видны только его отроги. [18]
В целом северная церковь представляет собой сильные аналогии с мечетью Бодрума (церковью Мирелайона ). [19]
Южная церковь
[ редактировать ]Южная церковь представляет собой квадратное помещение, увенчанное куполом и окруженное двумя деамбулаториями . [20] эзонартекс (добавлены позже ) и парекклесион . Северный деамбулаторий - это южный парекклесион северной церкви. Такое увеличение пространств вокруг центральной части церкви, типичное для позднепалеологической архитектуры, было мотивировано потребностью в большем пространстве для гробниц, памятников, воздвигнутых благотворителям церкви и т. д. [21] Центральное помещение отделено от приделов тройной аркадой. Во время мессы верующие были заключены в деамбулаториях, которые были неглубокими и темными и едва могли видеть, что происходило в центральной части церкви.

Кладка состоит из чередующихся рядов кирпича и камня, что типично для поздневизантийской архитектуры Константинополя.
Пышное убранство южной и главных апсид (последняя семиугольная) состоит из тройного ряда ниш , причем средний ряд чередуется с тройными окнами. Кирпичи расположены в виде арок, крючков, греческих ладов , солнечных крестов , свастик и вееров. [22] Между этими узорами проходят белые и темно-красные полосы, чередующие один ряд камня с двумя-пятью кирпичами. Это первое появление этого важнейшего декоративного аспекта палеологической архитектуры в Константинополе.
В церкви есть экзонартекс, увенчанный галереей, которая была расширена и достигла северной церкви. Парекклесион . возведен рядом с южной стороной южной церкви и соединен с эсонартексом, так что помещение окружает весь комплекс с западной и южной стороны несколько мраморных саркофагов Внутри него размещено .
В целом этот комплекс представляет собой яркий пример [ нужна ссылка ] Средне- и поздневизантийской архитектуры в Стамбуле.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Имя основателя найдено в надписи на карнизе апсиды. Краутхаймер (1986), с. 409.
- ^ Jump up to: а б с д и Мюллер-Винер (1977), с. 126
- ^ Этот топоним имеет персидскую этимологию («Мерд-ил-сахра») и состоит из двух персидских слов Merdo (что означает «человек») и sachra (что означает «одиночество»): «Человек одиночества». Джанин (1964), с. 361.
- ^ Jump up to: а б Гюлерсой (1976), с. 258.
- ^ "Эта церковь была добавлена к тридцати пяти церквям, посвященным этому святому, существовавшим в Константинополе в десятом веке!" Краутхаймер (1986), с. 436
- ^ Jump up to: а б Талбот (2001), с. 337
- ^ Краутхаймер (1986), с. 409.
- ↑ Это было благотворительное учреждение, что-то среднее между больницей и домом престарелых. Талбот (2001), с. 337
- ^ Парекклесион , — часовня прислоненная к стене церкви или притвора.
- ^ Jump up to: а б с д Мюллер-Винер (1977), с. 127.
- ↑ Фрили говорит, что Анну похоронили глубокой ночью, чтобы не создавать панику среди населения из-за слухов о бубонной чуме.
- ↑ Кади Аскер («Армейский судья») был высшим военным судьей и одной из самых важных фигур в государственной организации Османской империи .
- ^ Jump up to: а б с Мюллер-Винер (1977), с. 128
- ^ Jump up to: а б Эйс (1955), с. 80.
- ^ «В поисках помощи Византийскому институту и записям и документам полевых исследований в Думбартон-Оксе, примерно конец 1920-х–2000-х годов, MS.BZ.004, коллекции изображений и архивы полевых исследований, Думбартон-Оукс, попечители Гарвардского университета, Вашингтон, округ Колумбия» ХОЛЛИС для архивных открытий . Проверено 23 февраля 2021 г.
- ^ Краутхаймер (1986), с. 388.
- ^ Jump up to: а б с Ван Миллинген (1912), с. 128
- ^ Jump up to: а б Краутхаймер (1986), с. 405.
- ^ Краутхаймер (1986), с. 404.
- ^ Деамбулаторий — проход , окружающий центральную часть церкви.
- ^ Краутхаймер (1986), с. 457.
- ^ Краутхаймер (1986), с. 467.
Источники
[ редактировать ]- Ван Миллинген, Александр (1912). Византийские церкви Константинополя . Лондон: MacMillan & Co.
- Джанин, Раймонд (1964). Византийский Константинополь (на французском языке) (2-е изд.). Париж: Французский институт византийских исследований.
- Эйс, Семави (1955). Стамбул. Маленький путеводитель по памятникам византийцев и турков (на французском языке). Стамбул: Стамбульская типография.
- Гюлерсой, Челик (1976). Путеводитель по Стамбулу . Стамбул: Стамбульская библиотека. ОСЛК 3849706 .
- Мэтьюз, Томас Ф. (1976). Византийские церкви Стамбула: фотографический обзор . Университетский парк: Издательство Пенсильванского государственного университета. ISBN 0-271-01210-2 .
- Мюллер-Винер, Вольфганг (1977). Картинный лексикон по топографии Стамбула: Византия, Константинополь, Стамбул до начала XIX века. 17 век (на немецком языке). Тюбинген: Васмут. ISBN 978-3-8030-1022-3 .
- Краутхаймер, Ричард (1986). Раннехристианская и византийская архитектура (на итальянском языке). Турин: Эйнауди. ISBN 88-06-59261-0 . (Примечание. Хотя номера страниц в цитатах относятся к итальянскому изданию, также доступно английское издание, не такое современное, как итальянское: Краутхаймер, Ричард (1984). Раннехристианская и византийская архитектура (Четвертое изд.). Издательство Йельского университета . ISBN 978-0-300-05294-7 . )
- Свободно, Джон (2000). Синий гид по Стамбулу . WW Нортон и компания. ISBN 0-393-32014-6 .
- Талбот, Алиса-Мэри (2001). «Строительная деятельность при Андронике II». В Неджипоглу, Невра (ред.). Византийский Константинополь: памятники, топография и повседневная жизнь . Лейден, Бостон, Кельн: Brill. ISBN 90-04-11625-7 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Византия 1200 г. - Монастырь Липс
- «Типикон Феодоры Палеологиной для монастыря Лип в Константинополе» (пер. Алиса-Мэри Тэлбот) из «Документов Византийского монашеского фонда: полный перевод Типики и завещаний выжившего основателя» , Томас, Дж. и Герой, AC (ред. ) (Исследовательская библиотека и коллекция Думбартон-Оукса, Вашингтон, округ Колумбия, 2000 г.)
- Церкви и монастыри Константинополя
- Мечети, переоборудованные из церквей в Стамбуле
- Церкви 10 века
- Религиозные здания и сооружения, построенные в 1497 году.
- Мечети 15 века
- Византийские церковные здания в Стамбуле
- Завоеватель
- 908 заведений
- Религиозные здания и сооружения, построенные в 900-х годах.
- Захоронения династии Палеологов