Церковь Святой Марии Монгольской
Церковь Святой Марии Монгольской Панагия Мучлиотисса | |
---|---|
![]() Башня церкви, вид с юга | |
41 ° 01'47 "N 28 ° 56'56" E / 41,029722 ° N 28,948889 ° E | |
Расположение | Фенер , Стамбул |
Страна | Турция |
Номинал | греческий православный |
История | |
Основан | Начало 7 века. |
Основатель(и) | Сопатра / Мария Палеологина |
Преданность | Богородица Панагиотисса |
Культ (ы) присутствует | Сент-Мэри |
Архитектура | |
Стиль | Византийская Архитектура |
Завершенный | Вскоре после 1281 г. |
Святая Мария Монгольская (полное имя на греческом : Θεοτόκος Παναγιώτισσα (пр. Theotókos Panagiotissa , букв. «Всесвятая Богородица ») или Παναγία Μουχλιώτισσα (пр. Panaghía Muchliótissa ); тюркское имя: lı Kilise (что означает: Кровавая церковь ), Восточная православная церковь в Стамбуле . Это единственная сохранившаяся церковь. [1] Византийская церковь Константинополя , никогда не превращавшаяся в мечеть , всегда оставалась открытой для Греческой православной церкви .
Расположение
[ редактировать ]Церковь расположена в районе Фенер , Фатих район . Он расположен на Тевкии Кафер Мектеби Сокак , на вершине склона с видом на Золотой Рог , недалеко от внушительного здания Фанарского греческого православного колледжа . Церковь стоит за высокой стеной, и все двери обычно закрыты; тем не менее, церковь открыта для публики, но посетителям необходимо позвонить в дверной звонок возле входа.
История
[ редактировать ]В начале VII века царевна Сопатра (дочь византийского императора Маврикия ) и ее подруга Евстолия построили женский монастырь на склоне пятого холма Константинополя. Земля, подаренная императором, находилась к северу от Цистерны Аспара и до сих пор использовалась как кладбище. Здание было посвящено Святой Евстолии. [2] В 11 веке к нему был пристроен монастырь . Он был посвящен Всех Святых и имел тесную связь с монастырем Великой Лавры на Афоне . Во время латинского господства после Четвертого крестового похода монастырь исчез.
В 1261 году, после отвоевания города византийцами, Исаак Дука , тесть Георгия Акрополита и дядя по материнской линии Михаила VIII Палеолога , перестроил простой одноэтажный монастырь, посвященный Богородице Панагиотиссе . [2] В 1266 году здание было расширено, и его украсил художник по имени Модест . [3]

В 1281 году Мария Палеологина , внебрачная дочь императора Михаила VIII и вдова Абаки , хана Монгольского , Иль-ханства вернулась в Константинополь после 15-летнего отсутствия. Говорят, что она восстановила женский монастырь и церковь (которые затем приняли форму, которую мы видим до сих пор), заслужив титул Ктеторисса («основательница») этого комплекса, и уединилась там до своей смерти. С этого времени женский монастырь и церковь получили название Мушлитисса («монгольский» по-гречески). [2] [4] После ее смерти монастырь пришел в упадок, поскольку ее наследники использовали имущество женского монастыря в своих целях и даже внесли под него ипотеку. В конце концов монахини затеяли тяжбу с наследниками сначала перед императором, а затем перед патриархом. Наследники представили в доказательство своих прав императорскую хризобуллу, удостоверяющую покупку женского монастыря у Марии Палеологиной, но документ был признан фальшивым, и Патриархия восстановила права монахинь. [3] Женский монастырь просуществовал до конца Империи, затем был заброшен.
29 мая 1453 года, в день падения Константинополя , в окрестностях здания произошло последнее отчаянное сопротивление греков вторгшимся османам . Благодаря этому церковь получила турецкое название Канлы Килисе («Церковь Крови»), а дорога, ведущая к ней от Золотого Рога, до сих пор называется Восхождением Знаменосца (турецкий: Sancaktar yokuşu ), в честь османского знаменосца , который нашел свою смерть, сражаясь здесь. [5]

Традиция гласит, что султан Мехмед II подарил церковь матери Христодула , греческого архитектора мечети Фатих , в знак признания его работы. Грант был подтвержден Баязидом II в знак признания заслуг племянника Христодула, построившего мечеть, носящую имя этого султана. [6]
При султанах Селиме I и Ахмеде II были две попытки Османской империи превратить церковь в мечеть (последняя попытка, предпринятая великим визирем Али Копрюлю в конце семнадцатого века, была сорвана Димитрием Кантемиром ), но благодаря грантам Мехмеда II и Баязида II церковь оставалась приходом греческой общины. Таким образом, монгольская церковь Святой Марии — одна из немногих византийских церквей Стамбула, древнее посвящение которой никогда не забывалось. [7]
Несколько раз поврежденное (в 1633, 1640 и 1729 годах) пожарами, опустошившими Фенер, здание ремонтировалось и расширялось, полностью потеряв свою первобытную элегантность. [7] В конце девятнадцатого века рядом с ним построили небольшую школу, а в 1892 году пристроили небольшую колокольню. В 1955 году церковь пострадала во время антигреческого стамбульского погрома , но с тех пор была восстановлена. [7]
Описание
[ редактировать ]Комплекс находится за высокой стеной и обычно закрыт для публики. Хотя оно всегда оставалось в руках греков, здание претерпело гораздо более серьезные изменения, чем те, которые были превращены в мечети. Он имеет или изначально имел план тетраконха с центральным куполом , окруженным башней, что делает его уникальным в византийской архитектуре Константинополя и, в гораздо меньшем масштабе, неожиданно предвосхищает планы многих великих османских мечетей. [9]
Купол опирается на крест, образованный четырьмя полукуполами. Нартекс имеет три пролета, центральный пролет которого перекрыт цилиндрическим сводом . С южной стороны церковь разобрана и перестроена, а южный полукупол и южный пролет притвора сняты и заменены тремя нефами . Интерьер лишен оригинального убранства, но наполнен иконами и другими украшениями, что сильно затрудняет осмотр церкви.
На восточной стене находится большое изображение Страшного суда , возможно, написанное Модестом в 1266 году. Кроме того, заслуживают внимания мозаичная икона одиннадцатого века с изображением Богородицы и четыре иконы тринадцатого и четырнадцатого веков.
Под церковью видны раскопки и подземный ход, ведущий, как говорят, к собору Святой Софии (хотя эти два здания находятся на расстоянии нескольких километров друг от друга). Несмотря на свое историческое значение, церковь никогда не изучалась с архитектурной точки зрения.
Ссылки
[ редактировать ]- ↑ После завоевания грекам было разрешено сохранить еще одну небольшую церковь, названную Святым Георгием Кипарисовым, но она полностью сгорела (вместе с окружающими ее деревьями) во время великого пожара Саматьи в 1782 году. Затем церковь была перестроена в 1832 году. в гораздо большем масштабе. Мамбури (1953), с. 221.
- ^ Jump up to: а б с Мюллер-Винер (1977), с. 204.
- ^ Jump up to: а б Плод (1953), с. 221.
- ↑ По другому источнику, название происходит от замка Мушлион близ Мистры , на Пелопоннесе . Его жители были переселены в Фенер Мехметом II. Мамбури (1953) стр.99
- ^ Мамбури (1953), с. 249.
- ^ Ван Миллинген (1912), с. 276.
- ^ Jump up to: а б с Мюллер-Винер (1977), с. 205.
- ↑ Константинопольское архиепископство. Архивировано 26 ноября 2010 г. в Wayback Machine . Эта церковь фигурирует как № 1 в районе Фанара, как «Успение Божией Матери Мучлион» и «Мерьем Ана Рум Ортодокс Килисеси».
- ^ Мамбури, с. 249.
Источники
[ редактировать ]- Ван Миллинген, Александр (1912). Византийские церкви Константинополя . Лондон: MacMillan & Co.
- Мамбури, Эрнест (1953). Туристический Стамбул . Стамбул: Типография братьев Читури.
- Джанин, Раймонд (1953). Церковная география Византийской империи. 1. Часть: Константинопольская кафедра и Вселенский Патриархат. 3-й том. : Церкви и монастыри (на французском языке). Париж: Французский институт византийских исследований.
- Мюллер-Винер, Вольфганг (1977). Образный лексикон по топографии Стамбула: Византия, Константинополис, Стамбул до начала 17 века (на немецком языке). Тюбинген: Васмут. ISBN 978-3-8030-1022-3 .
- Райдер, Эдмунд К. (2010), «Деспойна монголов и ее покровительство в церкви Богородицы тон Мугулион», Журнал современного эллинизма , Зима (27): 71–102
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Церковь Панагии Мушлиотисса - страница о церкви на сайте thebyzantinelegacy.com
- Панагия Мучлиотисса и потайной коридор, ведущий к собору Святой Софии в Константинополе.