Маленькая Святая София
Маленькая Святая София Маленькая мечеть Святой Софии | |
---|---|
![]() Маленькая Святая София | |
Религия | |
Принадлежность | Суннитский ислам (настоящее время); Греческий православный (оригинал) |
Год освящен | между 1506 и 1513 годами (ислам);в. 536 (христианство) |
Расположение | |
Расположение | Стамбул , Турция |
Географические координаты | 41 ° 00'10 "N 28 ° 58'19" E / 41,00278 ° N 28,97194 ° E |
Архитектура | |
Архитектор(ы) | Исидор Милетский , Антемий Траллский (приписывается) |
Тип | церковь |
Стиль | византийский |
Новаторский | 532 |
Завершенный | 536 |
Технические характеристики | |
Минарет (а) | 1 |
Материалы | кирпич , гранит , мрамор , верд антик |
Часть | Исторические районы Стамбула |
Критерии | Культурные: i, ii, iii, iv |
Ссылка | 356 |
Надпись | 1985 г. (9-я сессия ) |
Маленькая Святой Софии мечеть ( турецкий : Küçük Ayasofya Camii ), бывшая церковь Святых Сергия и Вакха ( греческий : Ἐκκλησία τῶν Ἁγίων Σεργίου καὶ Βάκχου ἐν τοῖς μίσδου , транслит. Ekklesia tôn Hagíōn Sergíou kaì Bákchou en toîs Hormisdou ), бывший. Греческая православная церковь, посвященная святым Сергию и Вакху в Константинополе (современный Стамбул ), построенная между 532 и 536 годами и преобразованная в мечеть во времена Османской империи . [1]
Это византийское здание с центральным купольным планом было построено в шестом веке Юстинианом ; несмотря на свое турецкое название, оно, вероятно, не было образцом собора Святой Софии («Святой мудрости»), современником которого было его строительство, но, тем не менее, это одно из самых важных ранневизантийских зданий в Стамбуле . [2] признал его В то время Прокопий украшением всего города. [3] а современный историк Восточной Римской империи писал, что церковь «по оригинальности своей архитектуры и роскоши резного убранства занимает в Константинополе второе место после самой Святой Софии». [4]
Расположение
[ редактировать ]Здание стоит в Стамбуле , в районе Фатих и окрестностях Кумкапы , недалеко от Мраморного моря , недалеко от руин Большого дворца и к югу от Ипподрома . Сейчас он отделен от моря Сиркеджи -Халкалы пригородной железнодорожной линией и прибрежной дорогой Кеннеди-авеню .
История
[ редактировать ]Византийский период
[ редактировать ]
Согласно более поздней легенде, во время правления Юстина I его племянник Юстиниан был обвинен в заговоре против трона. Он был приговорен к смертной казни, которую избежали после того, как святые Сергий и Вакх предстали перед Юстином и поручились за невиновность Юстиниана. Он был освобожден и восстановлен в титуле кесаря , а в благодарность поклялся посвятить церковь святым, как только станет императором. Строительство церкви Святых Сергия и Вакха между 527 и 536 годами нашей эры было одним из первых актов правления Юстиниана I. [5]
Новая церковь находилась на границе между Первым и Третьим районами города. [6] на неровной территории между дворцом Ормизда (домом Юстиниана до его восшествия на престол) и церковью Святых Петра и Павла . Тогда две церкви делили один и тот же нартекс , атриум и пропилеи . Новая церковь стала центром комплекса, и ее часть сохранилась до сих пор, к югу от северной стены одного из двух других зданий. Церковь была одним из важнейших религиозных сооружений Константинополя. Вскоре после постройки церкви монастырь рядом со зданием был построен одноименный .
Строительство новой церкви началось либо незадолго до, либо во время строительства собора Святой Софии . [7] Считалось, что здание было спроектировано одними и теми же архитекторами, Исидором Милетским 532 по 537 год . и Антемием Траллесским построено с , как своего рода «генеральная репетиция» строительства крупнейшей церкви Византийской империи. Однако по архитектурным деталям здание сильно отличается от собора Святой Софии, и представление о том, что это была всего лишь уменьшенная версия, в значительной степени дискредитировано. [5] Вместо этого церковь построила Анисия Юлиана примерно за десять лет до СС. Строительство Сергия и Вакха, Сасанидов построенная под влиянием церковь Святого Полиевкта - самая большая церковь в Константинополе до строительства Святой Софии - вероятно, оказала самое непосредственное влияние. [1] Тем не менее, поскольку собор Святого Полиевкта Аникии Юлианы, построенный в 519–522 годах, не был куполообразным из кирпича, а вместо этого покрывал три противоположные пары экседров деревянной крышей, типичной для базилики, что является непосредственным архитектурным прецедентом обоих СС. Сергия и Вакха и собор Святой Софии можно найти в подвесных куполах в других местах, например, в так называемом мавзолее Галлы Плацидии в Равенне и в нескольких более ранних византийских куполах-ротондах и многоугольниках, фундаменты которых сохранились. [8]
В 536 и 537 годах дворец Хормизда стал монофизитским монастырем, где последователи этой секты, пришедшие из восточных областей Империи и спасавшиеся от преследований против них, нашли защиту у императрицы Феодоры . [9]
В 551 году папа Вигилий , который за несколько лет до этого был вызван в Константинополь Юстинианом, нашел в церкви убежище от солдат императора, желавших его схватить, и эта попытка вызвала беспорядки. [9] В период иконоборчества монастырь стал одним из центров этого движения в городе.
Османский период
[ редактировать ]После османского завоевания Константинополя в 1453 году церковь оставалась нетронутой до правления Баязида II . Затем (между 1506 и 1513 годами) он был преобразован в мечеть Хусейном Агой, главным черным евнухом , хранителем Баб-и-Саадет (буквально «Ворота счастья» на османском турецком языке) в резиденции султана , дворце Топкапы. . Тогда же портик и медресе . к церкви были пристроены [10]
В 1740 году великий визирь Хаджи Ахмет-паша восстановил мечеть и построил Шадырван (фонтан). Повреждения, нанесенные землетрясениями 1648 и 1763 годов, были устранены в 1831 году при правлении султана Махмуда II . был построен в 1762 году Впервые минарет . Его снесли в 1940 году и построили заново в 1956 году. [10]
Темпы разрушения здания, которое на протяжении веков уже страдало от сырости и землетрясений, ускорились после строительства железной дороги. Части СС. Петропавловское здание южнее здания было снесено для размещения железнодорожной линии. Другой ущерб был причинен использованием здания в качестве жилья для беженцев во время Балканских войн . [10]
Из-за растущей угрозы статической целостности здания несколько лет назад оно было добавлено в список памятников, находящихся под угрозой исчезновения ЮНЕСКО . Всемирный фонд памятников добавил его в свой список 100 мест, находящихся под наибольшей угрозой исчезновения в 2002, 2004 и 2006 годах. После обширной реставрации, которая длилась несколько лет и завершилась в сентябре 2006 года, он снова был открыт для публики и для богослужений.
Архитектура
[ редактировать ]Экстерьер
[ редактировать ]
Внешняя кладка сооружения выполнена в обычной для Константинополя техники того периода: кирпичи утоплены в толстые слои раствора . Стены укреплены цепями из небольших каменных блоков.
Здание, центральный план которого был сознательно повторен в базилике - Сан Витале в Равенне и послужил образцом для известного османского архитектора Мимара Синана при строительстве мечети Рустем-паши , имеет форму восьмиугольника, вписанного в неправильную форму. четырехугольник. Его увенчивает красивый зонтичный купол на шестнадцать отсеков с восемью плоскими секциями, чередующимися с восемью вогнутыми, стоящими на восьми многоугольных столбах .
Нартекс находится на западной стороне, напротив прихожей. [11] Многие эффекты в здании позже были использованы в соборе Святой Софии: экседры расширяют центральный неф по диагональным осям, красочные колонны заслоняют амбулатории от нефа , а свет и тень глубоко контрастируют на скульптуре капителей и антаблемента . [12]
Перед зданием находится портик (который заменил атриум ) и двор (оба добавлены в период Османской империи) с небольшим садом, фонтаном для омовений и несколькими небольшими магазинами.
Интерьер
[ редактировать ]Внутри здания находится красивая двухэтажная колоннада , которая проходит вдоль северной, западной и южной сторон и несет изящную надпись двенадцатью греческими гекзаметрами, посвященную императору Юстиниану , его жене Феодоре и святому Сергию , покровителю. солдат римской армии . По неизвестной причине святой Вакх не упоминается. [13] Колонны попеременно выполнены из зеленого античного и красного синнадского мрамора ; на нижнем этаже их 16, а на верхнем — 18. [ нужна ссылка ] колонн На многих капителях до сих пор сохранились монограммы Юстиниана . и Феодоры [14]
- Деталь колонны и северная часть купола.
- Купол.
- Галерея.
- Колоннады.
- Внутренний северо-запад (1914 г.).
- Внешний вид Маленького собора Святой Софии
- Маленький вид на собор Святой Софии с кладбища сзади
- Маленькая Айя София, широкий угол обзора
- Вид на маленький собор Святой Софии с первого этажа
- Вид на маленький собор Святой Софии с первого этажа
- Вид на маленький собор Святой Софии с первого этажа
- Маленький край собора Святой Софии под первым этажом
- Маленькая колонна Святой Софии и ободок под первым этажом
- Маленькие детали собора Святой Софии из интерьера
- Маленькие детали собора Святой Софии из интерьера
- Маленькие детали собора Святой Софии из интерьера
- Маленькие детали собора Святой Софии из интерьера
Ничего не осталось от первоначального внутреннего убранства церкви, которую современные летописцы описывают как покрытую мозаикой со стенами из разноцветного мрамора. Во время преобразования Османской империи в мечеть окна и вход были изменены, уровень пола поднят, а внутренние стены оштукатурены. [12]
Основания
[ редактировать ]К северу от здания находится небольшое мусульманское кладбище с тюрбе основателя мечети Хусейна-аги.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Бардилл, Джонатан (2017). «Дата, посвящение и облик преподобных Сергия и Вакха в Константинополе» . Журнал поздней античности . 10 (1): 85–86. дои : 10.1353/jla.2017.0003 . ISSN 1942-1273 .
- ^ Бардилл, Джонатан (2017). «Дата, посвящение и облик преподобных Сергия и Вакха в Константинополе» . Журнал поздней античности . 10 (1): 62–130. дои : 10.1353/jla.2017.0003 . ISSN 1942-1273 .
- ^ Прокопий, De Aedificiis , I.4.3–8. Прокопий описывал как церковь святых Сергия и Вакха, так и объединенную церковь святых Петра и Павла.
- ^ Норвич (1988), с. 531
- ^ Перейти обратно: а б Свободно (2000), с. 137
- ^ Мюллер-Винер (1977), с. 177
- ^ Строт (2021), с. 66.
- ^ Бардилл, Джонатан (2017). «Дата, посвящение и облик преподобных Сергия и Вакха в Константинополе» . Журнал поздней античности . 10 (1): 120–121. дои : 10.1353/jla.2017.0003 . ISSN 1942-1273 .
- ^ Перейти обратно: а б Мюллер-Винер (1977), с. 178
- ^ Перейти обратно: а б с Мюллер-Винер (1977), с. 182
- ^ Прихожая — часть церкви перед хором , часто предназначенная для духовенства.
- ^ Перейти обратно: а б Мэтьюз (1976), с. 242
- ^ Строт (2021), стр. 81–92; Ван Миллинген (1912).
- ^ Строт (2021), стр. 77–81.
Библиография
[ редактировать ]- Бардилл, Джонатан (2000). «Церковь Сергия и Вакха в Константинополе и беженцы-монофизиты» [ постоянная мертвая ссылка ] , выдержка из документов Думбартон-Оукс № 54 . Вашингтон: Исследовательская библиотека и коллекция Думбартон-Оукса.
- Бардилл, Джонатан (2017). «Дата, посвящение и облик преподобных Сергия и Вакха в Константинополе» . Журнал поздней античности . 10 (1): 62–130. дои : 10.1353/jla.2017.0003 .
- Свободно, Джон (2000). Синий гид по Стамбулу . WW Нортон и компания. ISBN 0-393-32014-6 .
- Краутхаймер, Ричард (1986). Раннехристианская и византийская архитектура (на итальянском языке). Турин: Эйнауди. ISBN 88-06-59261-0 .
- Манго, Кирилл (1975). Византийская архитектура . Нью-Йорк: Harry N. Abrams, Inc. ISBN 0-8109-1004-7 .
- Манго, Кирилл (1972). «Церковь Святых Сергия и Вакха в Константинополе и предполагаемая традиция восьмиугольных палатинских церквей». Ежегодник австрийских византийских исследований (21). Вена: 189–93.
- Мэтьюз, Томас Ф. (1976). Византийские церкви Стамбула: фотографический обзор . Университетский парк: Издательство Пенсильванского государственного университета . ISBN 0-271-01210-2 .
- Мюллер-Винер, Вольфганг (1977). Картинный лексикон по топографии Стамбула: Византия, Константинополь, Стамбул до начала XIX века. 17 век (на немецком языке). Тюбинген: Васмут. ISBN 978-3-8030-1022-3 .
- Норвич, Джон Джулиус (1988). Византия: первые века . Нью-Йорк: Альфред А. Кнопф. ISBN 0-394-53778-5 .
- Строт, Фабиан (2021). Заглавные монограммы. Юстинианская архитектурная скульптура Константинополя как носитель текста (на немецком языке). Висбаден: Райхерт. ISBN 978-3-95490-272-9 .
- Ван Миллинген, Александр (1912). Византийские церкви Константинополя . Лондон: MacMillan & Co.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]
- Свеншон, Хельге; Штихель, RHW (2000). «Новые наблюдения над бывшей церковью Святых Сергия и Бакхоса (Kücük Aya Sofya Camii) в Стамбуле». В: Стамбульские уведомления , том. 50, стр. 389-409.
- Вайцманн, Курт , изд., Эпоха духовности: позднеантичное и раннехристианское искусство, третий-седьмой века , вып. 249, 1979, Метрополитен-музей , Нью-Йорк, ISBN 9780870991790 ; полный текст доступен в Интернете в библиотеках Метрополитен-музея.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Церкви и монастыри Константинополя
- Мечети, переоборудованные из церквей в Стамбуле
- Церкви построены в 530-х годах
- Заведения VI века в Византийской империи
- Церкви VI века
- Византийская сакральная архитектура
- Церковные здания с куполами
- Завоеватель
- Исторические места Турции
- Здания мечети с куполами
- Объекты всемирного наследия в Турции
- Юстиниан I