Комнаты Мечети
комнаты мечети | |
---|---|
Мечеть Одалар | |
![]() Вид на мечеть с востока на фоне мечети Карие после пожара 1919 года. | |
Прежние имена | Святая Мария Константинопольская |
Общая информация | |
Статус | Разрушен |
Тип | Церковь |
Архитектурный стиль | Средняя Византия - Комнин |
Адрес | улица Мюфту 20-22 |
Город или город | Стамбул |
Страна | Турция |
Координаты | 41 ° 01'45 "N 28 ° 56'23" E / 41,029071 ° N 28,939828 ° E |
Разрушен | 2 июля 1919 г. |
Технические детали | |
Структурная система | Крест в квадрате |
41 ° 01'45 "N 28 ° 56'23" E / 41,029071 ° N 28,939828 ° E Мечеть Одалар ( турецкий : Odalar Câmîi , что означает «мечеть казарм» в честь близлежащих помещений женатых янычар, основанных в этом квартале в 18 веке. Также: Кеманкеш Мустафа Паша Câmîi ) была османской мечетью в Стамбуле . [1] Первоначально здание представляло собой церковь византийской эпохи восточную православную неизвестного назначения. [1] В 1475 году, после падения Константинополя (1453 год), он стал римско-католической церковью, посвященной Святой Марии Константинопольской , не превратили его в мечеть пока, наконец, в 1640 году османы . [1] Мечеть была уничтожена пожаром в 1919 году и с тех пор находится в руинах. [1] По состоянию на 2011 год от него остались лишь некоторые стены, скрытые среди современных зданий.
Расположение
[ редактировать ]Руины здания лежат в Стамбуле , в районе Фатих , в окрестностях Салматомрука, недалеко от Эдирне Капы (древних ворот Харисиуса ), примерно на полпути между церковью Хора и мечетью Фетхие . [2] Немногие останки лежат во дворе, и попасть в них можно через современные кварталы, построенные по адресу Müftu Sokaĝi 20-22 . [2]
История
[ редактировать ]Византийский век
[ редактировать ]Между девятым и десятым веками [3] церковь с подвалом и склепом была возведена на вершине шестого холма Константинополя , на плато, ограниченном открытой цистерной Аэция (ныне футбольное поле ) и неопознанным византийским зданием, носящим название османских времен. как Богдан Сарай . [2] Назначение этого здания неясно, [1] но, вероятно, он был частью комплекса, в который также входили сегодняшняя мечеть Касым Ага и цистерна Ипек, и почти наверняка был католиконом монастыря. [2]
Здание долгое время идентифицировалось как Богоматерь в Петре , но без убедительных доказательств. [4] В византийский период в этом районе находилось несколько монастырей; монастырь Мануэль , посвященный святому Иоанну в Петре, и женский монастырь Кехаритомене («полный благодати» или «одобренный (Богом)»). [2] Последний был основан в начале XII века императрицей Ирен Дукайной и известен прежде всего своим подробным и дошедшим до нас типиконом . [5] Возможными кандидатами на идентификацию являются близлежащая церковь Богородицы тес Келларариас , используемая монахинями Кехаритомены в качестве места захоронения, и церковь Святого Николая , упомянутые в типиконе женского монастыря. [6] Более того, мечеть Одалар можно было также отождествить с близлежащей церковью, посвященной святым Сергию и Вакху , которая находилась «возле цистерны Этиоса»: не путать с одноименной церковью , которая находится недалеко от собора Святой Софии (из-за открытия в окрестности с монограммой столицы (к сожалению, найденной не на месте ). [7] новая церковь крестово-квадратного плана. Между 1150 и 1175 годами над старой церковью (вероятно, разрушенной пожаром или находившейся под угрозой оползня) была построена [1] [8]
Османская эпоха
[ редактировать ]
Документированная история здания начинается в 1475 году, вскоре после падения Константинополя , когда султан Мехмед II завоевал генуэзскую колонию Каффа в Крыму . Около 40 000 латинских , греческих , армянских и еврейских жителей, проживавших в Каффе («каффариоты» или, по- турецки , Кефели ), были затем депортированы в Стамбул и переселены в этот квартал, названный в их честь Кефе Махаллеси . [1] [9] Латинянам, главным образом генуэзцам , было разрешено использовать в своем квартале в качестве церквей здание и вместе с армянами еще одно здание, известное позднее как мечеть Кефели , посвященное Святому Николаю. [1]
Здание, посвященное тогда Святой Марии Константинопольской ( итальянский : Санта-Мария-ди-Константинополи ), возглавили доминиканцы , у которых до османского завоевания также был монастырь в городе на Черном море . [10] Сюда из Кафы была привезена большая икона типа Одигитрии , которая сейчас хранится в доминиканском монастыре СС. Петра и Павла в Галате . [9] Благодаря всему этому в начале шестнадцатого века церковь Святой Марии превратилась в центр квартала, населенного преимущественно итальянцами, но вскоре здание пришло в упадок. [10] При султане Мураде IV (годы правления 1623–1640) было принято решение исключить из города-крепости христиан, не являвшихся подданными Османской империи, и переселить их в Галату и Перу . [11] Как следствие, после беспорядков между христианами и мусульманами, церковь была закрыта в 1636 году, а в 1640 году она была преобразована в мечеть Садразамом ( великим визирем ) Кеманкешем Мустафой-пашой (ум. 1644). [1] [12] Как уже говорилось выше, только икону Одигитрии удалось с большими трудностями перевезти в Галату. [9]
После переселения в квартал женатых янычар в 1782 году мечеть получила название Одалар (по- турецки « Ода » означает «комната», но также и «казарма янычар»). Ранее они размещались в Эски Одалар («Старые казармы») возле мечети Шехзаде , которые были уничтожены во время пожара 1782 года. [2] Здание постепенно ветшало (к середине XIX века купол обрушился) и сильно пострадало от пожара Салматомрука 2 июля 1919 года. Когда квартал был перестроен по современным критериям, здание не было восстановлено и пришло в упадок. . [13]
Архитектура
[ редактировать ]Как упоминалось выше, в византийский период в здании можно выделить несколько конструктивных этапов. Первая церковь, возведенная в средневизантийскую эпоху, имела почти квадратный план (около 11,65 х 10 м) с тремя апсидами и была ориентирована на восток. [1] В 1935 году еще были видны только трехстороннее святилище и Бема . [14] Церковь была построена на подвале, состоящем из 24 сводчатых помещений и сводчатого склепа с апсидой, который, предположительно, был часовней с реликвиями . [15] Эти помещения сначала использовались в светских целях, затем стали местом захоронения. [4] и, наконец, как цистерна. [16]
Вторая церковь, построенная в конце двенадцатого века, также использовала в качестве основания 16 небольших комнат заброшенного подвала первой церкви. Кладка выполнена из камня и кирпича и возведена в технике утопленного кирпича . [9] [17] [18] [19] типичный для византийской архитектуры среднего периода. [20] В этом методе за линией стены монтируются чередующиеся ряды кирпичей, которые погружаются в слой раствора . Благодаря этому толщина слоев раствора примерно в три раза больше толщины слоев кирпича. В этом здании три-четыре ряда кирпичей чередуются с одиночными рядами камней, [18] Кирпичи расположены так, что образуют несколько узоров. [19]
Вторая церковь была крестово -купольного типа с почти квадратным наосом шириной около 10,5 м: имела четыре колонны, поддерживающие купол через подвески , три апсиды - центральная, имеющая многоугольную форму - [1] и притвор, охватывающий здание с западной и северной сторон. [13] [17] Купол был около 4,4. шириной м, лежал на барабане и был украшен фресками. [13] К востоку от наоса находилось трехстороннее святилище, состоящее из бемы, окруженной протезом и диакониконом . [21] Пол новой церкви был на 3,3 м выше пола первой церкви. [1] Здание можно охарактеризовать как византийскую церковь среднего размера, похожую на близлежащую церковь Христа Пантепопта . [22]
Из рассказа Пьетро Демарчиса, епископа Санторини , посетившего Стамбул в 1622 году, мы знаем, что в то время колонны церкви были увезены турками и заменены деревянными колоннами, а купол был покрыт фресками. [10] Более того, часть здания уже находилась под угрозой разрушения. [10] Сразу после преобразования в мечеть к зданию были пристроены михраб , минбар и минарет . После пожара 1919 года здание пришло в упадок (крыша рухнула, а минарет рухнул уже в 1820-х годах), но, к счастью, оно было тщательно изучено и обследовано немецким археологом Паулем Шацманом в 1934/1935 году. [23] По словам греческого ученого Александроса Г. Паспатеса, в восточной части подвала мечети возник источник воды ( греческий : αγίασμα , хагиасма , турецкий : аязма ), посвященный Святому Иоанну Крестителю , долгое время заброшенный. [9]
Картины
[ редактировать ]При раскопках 1934/1935 гг. было обнаружено до четырех слоев раствора , покрытых фресками на синем фоне. [4] [9] с фреска изображением Мадонны на троне с ангелами. В склепе была найдена [17] В подвальных помещениях были найдены фрагменты картин на погребальную тематику. [24] В нижней церкви были обнаружены два деисуса , фреска с изображением солдата Святого Меркурия - беспрецедентной по технике среди известных византийских произведений того времени - и пророков. [17] Эти картины были выполнены то ли в десятом, то ли в середине одиннадцатого века и принадлежали, таким образом, первой церкви. Диаконикон второй церкви был украшен фресками, изображающими святых и эпизоды Жития Богородицы . [17] [24] Наиболее сохранившиеся фрески (среди них Святой Меркурий) были отделены, отреставрированы и выставлены в Археологическом музее Стамбула . [9]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Мюллер-Винер (1977), с. 188.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Вестфален (1998), с. 1.
- ^ Вестфалия (1998) стр.40
- ^ Jump up to: а б с Эйс (1955) стр.72
- ^ Плод (1953), с. 196.
- ^ Вестфален (1998), с. 2.
- ^ Плод (1953), с. 559.
- ^ Вестфалия (1998) стр.43
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Мамбури 1953), с. 308
- ^ Jump up to: а б с д Вестфален (1998), с. 48.
- ^ Вестфален (1998), с. 49.
- ^ Гюлерсой (1976) с. 249.
- ^ Jump up to: а б с Вестфален (1998) с. 52
- ^ Вестфален (1998) с. 37
- ^ Вестфален (1998) с. 24
- ^ Вестфален (1998) с. 47
- ^ Jump up to: а б с д и Плод (1953), с. 560.
- ^ Jump up to: а б Вестфален (1998) с. 53
- ^ Jump up to: а б Вестфален (1998) с. 78
- ^ Краутхаймер (1986), с. 400. Еще одним примером построек Константинополя, где использовался этот прием, является мечеть Эски Имарет.
- ^ Вестфален (1998) с. 60
- ^ Вестфален (1998) с. 67
- ^ Вестфален (1998), с. 5.
- ^ Jump up to: а б Вестфален (1998) с. 85
Источники
[ редактировать ]- Джанин, Раймонд (1953). Церковная география Византийской империи. 1. Часть: Константинопольская кафедра и Вселенский Патриархат. 3-й том. : Церкви и монастыри (на французском языке). Париж: Французский институт византийских исследований.
- Мамбури, Эрнест (1953). Туристический Стамбул . Стамбул: Типография братьев Читури.
- Эйс, Семави (1955). Стамбул. Маленький путеводитель по памятникам византийцев и турков (на французском языке). Стамбул: Стамбульская типография.
- Гюлерсой, Челик (1976). Путеводитель по Стамбулу . Стамбул: Стамбульская библиотека. ОСЛК 3849706 .
- Мюллер-Винер, Вольфганг (1977). Картинный лексикон по топографии Стамбула: Византия, Константинуполис, Стамбул до начала 17 века (на немецком языке). Тюбинген: Васмут. ISBN 978-3-8030-1022-3 .
- Краутхаймер, Ричард (1986). Раннехристианская и византийская архитектура (на итальянском языке). Турин: Эйнауди. ISBN 88-06-59261-0 .
- Вестфален, Стефан (1998). Одалар Камии в Стамбуле. Архитектура и живопись средневизантийской церкви (на немецком языке). Тюбинген: Васмут. ISBN 3-8030-1741-6 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]