Армяне
Вы можете помочь дополнить эту статью текстом, переведенным из соответствующей статьи на русском языке . (Август 2023 г.) Нажмите [показать], чтобы просмотреть важные инструкции по переводу. |
Общая численность населения | |
---|---|
в. 8 миллионов [ 1 ] до 11–16 миллионов [ 2 ] | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Армения 2 961 514 [ 3 ] [ 4 ] | |
Россия | 1,182,388 [ 5 ] –2,900,000 [ 6 ] |
Соединенные Штаты | 1,000,366 [ 7 ] –1,500,000 [ 8 ] |
Франция | 250,000 [ 9 ] –750,000 [ 10 ] |
Грузия | 168,191 [ 11 ] |
∟ Абхазия | 41,864 [ 12 ] |
Азербайджан | 50-1,000 |
Ливан | 150,000 [ 13 ] |
Иран | 120,000 [ 14 ] |
Германия | 90,000–110,000 [ 15 ] |
Украина [ а ] | 100,000 (2001) [ 16 ] |
Бразилия | 100,000 [ 17 ] [ 18 ] |
Греция | 80,000 [ 19 ] |
Аргентина | 70,000 [ 20 ] |
Турция | 60,000 [ 21 ] 300 000–5 000 000 ( Скрытые армяне ) [ 22 ] [ 23 ] |
Канада | 68,855 [ 24 ] |
Узбекистан | 50,000–70,000 [ 25 ] |
Польша | 40,000–80,000 [ 26 ] [ 27 ] [ 28 ] |
Бельгия | 40,000 [ 29 ] |
Испания | 40,000 [ 30 ] |
Болгария | 30,000 [ 31 ] |
Сирия [ б ] | 25,000–30,000 [ 32 ] [ 33 ] |
Казахстан | 25,000 [ 34 ] |
Австралия | 22,526 [ 35 ] |
Великобритания | 18,000–20,000 [ 36 ] [ 37 ] [ 38 ] |
Объединенные Арабские Эмираты | 8,000–10,000 [ 39 ] |
Нидерланды | 5,689 [н] –8,374 [м] (2021) [ 40 ] [ 41 ] |
Израиль и Палестина | 2,000–10,000 [ 42 ] [ 43 ] |
Языки | |
Армянский · Армянский знак | |
Религия | |
В основном христианство ( Апостольский · Католический · Евангелический · Православный ) Меньшинства: Нерелигиозные · Суннитский ислам · Армянское язычество ( неоязычество ) | |
Родственные этнические группы | |
Хемшин · Хайхурум · Лом | |
^ n: по юридическому гражданству ^ м: по национальности, натурализации и потомству |
Армяне ( армянский : հայեր , латинизированный : hayer , [hɑˈjɛɾ] ) — этническая группа и нация, обитающая в Армянском нагорье Западной Азии. [ 44 ] [ 45 ] [ 46 ] Армяне составляют основное население Республики Армения и составляли основное население отколовшейся Республики Арцах до наступления Азербайджана в Нагорном Карабахе в 2023 году и последующего бегства нагорно-карабахских армян . [ 47 ] За пределами современной Армении проживает широкая диаспора , насчитывающая около пяти миллионов человек полного или частичного армянского происхождения. Наибольшее армянское население сегодня проживает в России , США , Франции , Грузии , Иране , Германии , Украине , Ливане , Бразилии , Аргентине , Сирии и Турции . Современная армянская диаспора образовалась в основном в результате геноцида армян , за исключением Ирана, бывших советских республик и части Леванта . [ 48 ]
Армянский язык – индоевропейский язык . [ 45 ] [ 49 ] Он имеет две взаимопонятные устную и письменную формы: восточноармянскую , на которой сегодня говорят в основном в Армении, Арцахе, Иране и бывших советских республиках; и западноармянский , используемый в исторической Западной Армении , а после геноцида армян, прежде всего в общинах армянской диаспоры. Уникальный армянский алфавит был изобретен в 405 году нашей эры Месропом Маштоцем .
Большинство армян придерживаются Армянской Апостольской церкви , нехалкидонской в мире христианской церкви, которая также является старейшей национальной церковью . Христианство начало распространяться в Армении вскоре после смерти Иисуса, благодаря усилиям двух его апостолов, святого Фаддея и святого Варфоломея . [ 50 ] В начале IV века Королевство Армения стало первым государством, принявшим христианство в качестве государственной религии. [ 51 ] за этим последовали первые паломничества в Святую Землю , где община основала Армянский квартал Старого Иерусалима . [ 42 ] [ 52 ]
Этимология
Самые ранние свидетельства экзонима Армения датируются примерно VI веком до нашей эры. В своей трехъязычной Бехистунской надписи , датированной 517 г. до н.э., Дарий I Великий из Персии называет Урашту (на вавилонском языке ) Арминой ( древнеперсидский : 𐎠𐎼𐎷𐎡𐎴) и Харминуйей (на эламитском языке). На греческом языке Армениос ( Αρμένιοι ) засвидетельствован примерно в то же время, возможно, самым ранним упоминанием является фрагмент, приписываемый Гекатею Милетскому (476 г. до н. э.). [ 53 ] Ксенофонт , греческий генерал, участвовавший в некоторых персидских экспедициях, описывает многие аспекты армянской деревенской жизни и гостеприимства примерно в 401 году до нашей эры. [ нужна ссылка ]
Некоторые связывают название Армения с государством Армани (Арманум, Арми) раннего бронзового века или государством Арме (Шуприя) позднего бронзового века . [ 54 ] Армини , по-урартски «житель Арме» или «армянской страны», относится к региону Шуприя, расположенному непосредственно к западу от озера Ван. [ 55 ] Племенем Арме из урартских текстов, возможно, были уруму, которые в XII веке до нашей эры пытались вторгнуться в Ассирию с севера вместе со своими союзниками мушками и каскианами . Уруму, по-видимому, поселились в окрестностях Сасона , дав свое название регионам Арме и близлежащим землям Урме и Внутреннему Уруму. [ 56 ] Местоположение старого здания Армани является предметом споров. Некоторые современные исследователи поместили его в том же районе, что и Арме, недалеко от современного Самсата . [ 57 ] и предположили, что он был заселен, по крайней мере частично, ранними индоевропейскоязычными людьми . [ 58 ] Отношения между Армани и более поздним Арме-Шуприей, если таковые имеются, не определены. Кроме того, их связи с армянами неубедительны, поскольку неизвестно, на каких языках говорили в этих регионах.
Также было высказано предположение, что земля Эрменен (расположенная в Минни или недалеко от нее ), упомянутая египетским фараоном Тутмосом III в 1446 году до нашей эры, могла быть ссылкой на Армению.
Армяне называют себя Хай ( армянский : հայ , произносится [ˈhaj]; множественное число: հայեր, [haˈjɛɾ]). Имя традиционно происходит от Айка ( армянский : Հայկ ), легендарного патриарха армян и праправнука Ноя , который, по словам Мовсеса Хоренаци (Моисея Хорена) , победил вавилонского царя Бела в 2492 году до нашей эры. и основал свой народ в Араратской области. [ 59 ] Также дополнительно постулируется [ 60 ] [ 61 ] что название Хей или связано с ним — хеттов происходит от одного из двух конфедеративных вассальных государств Хаяса -Аззи (1600–1200 гг. до н. э.). В конечном счете, слово «Хэй» может происходить от протоиндоевропейских слов póti (что означает «господин» или «господин»). [ 62 ] или *h₂éyos / *áyos (что означает «металл»). [ 63 ]
Хоренаци писал, что слово армянин произошло от имени Арменак или Арам (потомок Айка). [ нужна ссылка ] Хоренаци называет и Армению, и армян Айком (по-армянски: Հայք) (не путать с вышеупомянутым патриархом Айком). [ нужна ссылка ]
История
Часть серии о |
Индоевропейские темы |
---|
Источник
Хотя армянский язык классифицируется как индоевропейский язык , его место в более широкой индоевропейской языковой семье является предметом споров. До недавнего времени ученые считали, что армянский язык наиболее тесно связан с греческим и древнемакедонским языками . Эрик П. Хэмп поместил армянский язык в «понтийскую индоевропейскую» (также называемую греко-армянской или греко-армянской) подгруппу индоевропейских языков в своем индоевропейском генеалогическом древе 2012 года. [ 64 ] Есть два возможных объяснения, не исключающих друг друга, общего происхождения армянского и греческого языков.
- По мнению Хэмпа, родиной предполагаемой греко-армянской подгруппы является северо-восточное побережье Черного моря и его внутренние районы. [ 64 ] Он предполагает, что они мигрировали оттуда на юго-восток через Кавказ, а армяне остались после Батуми , в то время как догреки двинулись на запад вдоль южного побережья Черного моря. [ 64 ]
- Древнегреческий историк Геродот (писавший около 440 г. до н.э. ) предположил, что армяне мигрировали из Фригии , региона, который охватывал большую часть западной и центральной Анатолии в период железного века : «армяне были экипированы как фригийцы, будучи фригийскими колонистами» (7.73) (7.73) ( Ἀρμένιοι δὲ κατά περ Φρύγες ἐσεσάχατο, ἐόντες Φρυγῶν ἄποικοι ). Это утверждение было интерпретировано более поздними учеными как означающее, что армяне говорили на языке, происходящем от фригийского , плохо подтвержденного индоевропейского языка. Однако эта теория была дискредитирована. [ 65 ] [ 66 ] Древнегреческие писатели считали, что фригийцы возникли на Балканах , в районе, примыкающем к Македонии, откуда они эмигрировали в Анатолию во время распада бронзового века . Это привело более поздних ученых к предположению, что армяне также произошли с Балкан. Однако армянское происхождение на Балканах, хотя когда-то и широко признававшееся, в последние годы подвергается повышенному вниманию из-за расхождений во времени и отсутствия генетических и археологических свидетельств. [ 64 ] [ 67 ] [ 68 ] Мнение о том, что армяне являются коренными жителями Южного Кавказа , подтверждается древними армянскими историческими свидетельствами и легендами, которые считают Араратскую равнину колыбелью армянской культуры, а также современными генетическими исследованиями. Фактически, некоторые ученые предполагают, что фригийцы или, очевидно, родственный им народ мушки были родом из Армении и двинулись на запад. [ 69 ]
Некоторые лингвисты предварительно заключают, что армянский, греческий (и фригийский ) и индоиранский языки были диалектно близки друг другу; [ 70 ] [ 71 ] [ 72 ] [ 73 ] [ 74 ] [ 75 ] внутри этой гипотетической диалектной группы протоармянский язык находился между протогреческим ( подгруппа центум ) и протоиндоиранским языком ( подгруппа сатем ). [ 76 ] Это побудило некоторых ученых предложить гипотетическую греко-армяно-арийскую кладу внутри индоевропейской языковой семьи, от которой произошли армянский, греческий, индоиранский и, возможно, фригийский языки. [ 77 ] Однако, по мнению Кима (2018), доказательств кладистической связи между армянским и греческим языками недостаточно, и общие черты между этими двумя языками можно объяснить в результате контакта. Контакт также является наиболее вероятным объяснением морфологических особенностей, общих для армянского языка с индоиранскими и балто-славянскими языками . [ 78 ]
Было высказано предположение, что бронзового века Триалетско-Ванадзорская культура и такие памятники, как погребальные комплексы Верин и Неркин Навер, указывают на индоевропейское присутствие в Армении к концу 3-го тысячелетия до нашей эры. [ 79 ] [ 80 ] [ 81 ] [ 82 ] [ 83 ] [ 84 ] [ 68 ] Спорная армянская гипотеза , выдвинутая некоторыми учеными, такими как Томас Гамкрелидзе и Вячеслав В. Иванов , предполагает, что индоевропейская родина находилась вокруг Армянского нагорья. [ 85 ] Эта теория была частично подтверждена, среди прочего, исследованиями генетика Дэвида Райха (и др., 2018). [ 86 ] [ 87 ] [ 88 ] Точно так же Гролле (и др., 2018) поддерживает не только родину армян на Армянском нагорье, но и то, что Армянское нагорье является родиной «допротоиндоевропейцев». [ 89 ] Крупное генетическое исследование 2022 года показало, что многие армяне являются «прямыми потомками Ямной по отцовской линии » . [ 90 ]
Генетические исследования объясняют армянское разнообразие несколькими смешениями евразийских популяций, возникшими между 3000 и 2000 годами до нашей эры. Но генетические сигналы о смешении населения исчезают после 1200 г. до н.э., когда цивилизации бронзового века в восточно-средиземноморском мире внезапно и жестоко рухнули. С тех пор армяне остались изолированными, и генетическая структура населения сложилась примерно 500 лет назад, когда Армения была разделена между османами и империей Сефевидов в Иране. [ 91 ] [ 92 ] Генетическое исследование (Ван и др., 2018) подтверждает коренное происхождение армян в регионе к югу от Кавказа, который он называет «Большим Кавказом». [ 93 ]
В эпоху бронзы на территории Великой Армении процветало несколько государств, в том числе Хеттская империя (на пике своего могущества в 14 веке до н. э.), Митанни (Юго-Западная историческая Армения, 1500–1300 гг. до н. э.) и Хаяса. -Аззи (1500–1200 гг. до н. э. Вскоре после Хаяса-Аззи пришел Арме-Шуприя ). (1300–1190 гг. до н. э.), Наирийская конфедерация (1200–900 гг. до н. э.) и Королевство Урарту (860–590 гг. до н. э.), которые последовательно установили свой суверенитет над Армянским нагорьем . Каждый из вышеупомянутых народов и племен участвовал в этногенезе. армянского народа. [ 94 ] При Ашурбанипале (669–627 гг. до н. э.) Ассирийская империя дошла до Кавказских гор (современные Армения , Грузия и Азербайджан ). [ 95 ]
Лувианолог Джон Д. Хокинс предположил, что люди «хай», возможно, упоминались в иероглифических лувийских надписях X века до нашей эры из Каркемиша . [ 96 ] А. Е. Редгейт позже уточнил, что эти люди «хай» могли быть армянами. [ 97 ]
Античность
Первым географическим образованием, которое соседние народы назвали Арменией (например, Гекатеем Милетским и в Ахеменидской Бехистунской надписи), была Сатрапия Армении , основанная в конце VI века до нашей эры при династии Оронтидов (Ервандуни) в Персидской империи Ахеменидов. . Позднее Оронтиды правили независимым Армянским царством . В зените своего развития (95–65 гг. до н. э.), во время правления Тиграна Великого , члена династии Арташесидов (Арташесянов) , Армянское царство простиралось от Кавказа до территории нынешней центральной Турции , Ливана и северный Иран .
, Армянское царство Аршакидов само по себе ветвь династии Аршакидов в Парфии , было первым государством, принявшим христианство в качестве своей религии (ранее оно было приверженцем армянского язычества , находившегося под влиянием зороастризма , [ 98 ] хотя позже были приняты некоторые элементы, касающиеся отождествления его пантеона с греко-римскими божествами). [ 99 ] В первые годы IV века, вероятно, в 301 году нашей эры, [ 100 ] вопреки Сасанидам . отчасти, похоже, [ 101 ] В позднепарфянский период Армения была преимущественно зороастрийской страной. [ 98 ] но с христианизацией ранее преобладавшие зороастризм и язычество в Армении постепенно пришли в упадок. [ 101 ] [ 102 ] Это период, когда армянская община была основана в Иудее (современная Палестина -Израиль), что привело к созданию Армянского квартала Иерусалима . [ 42 ] Позже, для дальнейшего укрепления армянской национальной идентичности, Месроп Маштоц изобрел армянский алфавит в 405 году нашей эры. Это событие положило начало Золотому веку Армении , во время которого многие иностранные книги и рукописи были переведены на армянский язык учениками Месропа. Армения снова потеряла свой суверенитет в 428 году нашей эры из-за конкурирующих Византийской и Сасанидской Персидских империй, пока мусульманское завоевание Персии не захватило и регионы, в которых жили армяне.
Средний возраст
В 885 году армяне восстановили себя как суверенное царство под предводительством Ашота I из династии Багратидов . Значительная часть армянской знати и крестьян бежала из-за византийской оккупации Багратидской Армении в 1045 году и последующего вторжения в регион турок-сельджуков в 1064 году. Они поселились в больших количествах в Киликии , анатолийском регионе, где армяне уже обосновались как меньшинство со времен Римской империи. В 1080 году они основали независимое Армянское княжество, тогдашнее Киликийское королевство , которое стало средоточием армянского национализма. Армяне установили тесные социальные, культурные, военные и религиозные связи с соседними государствами крестоносцев . [ 103 ] но в конце концов поддался вторжению мамлюков . В последующие несколько столетий Дженгисхан , Тимуриды и племенные тюркские федерации Ак-Коюнлу и Кара-Коюнлу над армянами правили .
Ранняя современная история
С начала 16 века как Западная , так и Восточная Армения иранских попали под власть Сефевидов . [ 104 ] [ 105 ] Из-за векового турецко-иранского геополитического соперничества, которое длилось в Западной Азии, значительная часть региона часто велась войной между двумя соперничающими империями. С середины 16 века с Амасийским миром и, особенно с первой половины 17 века с Зухабским договором до первой половины 19 века. [ 106 ] Восточная Армения находилась под властью сменявших друг друга иранских империй Сефевидов, Афшаридов и Каджаров , тогда как Западная Армения оставалась под властью Османской империи. В конце 1820-х годов части исторической Армении, находившиеся под контролем Ирана, с центром в Ереване и озере Севан (вся Восточная Армения), были включены в состав Российской империи после принудительной уступки Ираном этих территорий после его потери в русско-персидской войне (1826-1826 гг.). 1828 г.) и итоговый Туркменчайский мирный договор . [ 107 ] Однако Западная Армения осталась в руках Османской империи.
Современная история
Этническая чистка армян в последние годы существования Османской империи широко считается геноцидом , в результате которого погибло около 1,2 миллиона человек. [ 108 ] [ 109 ] Первая волна преследований пришлась на период с 1894 по 1896 годы, а кульминацией второй стали события геноцида армян в 1915 и 1916 годах. В ходе Первой мировой войны Османская империя обвинила (христианских) армян в том, что они могут вступить в союз с Имперской России и использовали это как предлог, чтобы обращаться со всем армянским населением как с врагом внутри своей империи.
С тех пор правительства Турецкой Республики последовательно отвергали обвинения в геноциде, обычно утверждая, что либо те армяне, которые погибли, просто находились на пути войны, либо что убийства армян были оправданы их индивидуальной или коллективной поддержкой врагов Турецкой Республики. Османской империи. Принятие в различных зарубежных странах законов, осуждающих преследование армян как геноцид, часто провоцировало дипломатические конфликты. (См. признание геноцида армян )
После распада Российской империи после Первой мировой войны в течение короткого периода, с 1918 по 1920 год, Армения была независимой республикой, страдавшей от социально-экономических кризисов, таких как крупномасштабные мусульманские восстания . В конце 1920 года коммунисты пришли к власти после вторжения в Армению Красной Армии ; В 1922 году Армения вошла в состав Закавказской СФСР Советского Союза , позже образовала Армянскую Советскую Социалистическую Республику (с 1936 по 21 сентября 1991 года). В 1991 году Армения провозгласила независимость от СССР и создала вторую Республику Армения. Также в 1991 году Нагорно-Карабахская Республика с армянским большинством (позже Республика Арцах ) провозгласила независимость от Азербайджана, которая продлилась до 2023 года.
Географическое распространение
Армения
Считается, что армяне проживали на Армянском нагорье более 4000 лет. По легенде, Айк , патриарх и основатель армянской нации, привел армян к победе над и Белом Вавилонским поселился на Армянском нагорье. [ 110 ] Сегодня, с населением в 3,5 миллиона человек (хотя, по более поздним оценкам, численность населения приближается к 2,9 миллионам), они составляют подавляющее большинство в Армении. Армяне в диаспоре неофициально называют их Айастанци ( армянский : հայաստանցի ), имея в виду тех, кто выходцы из Армении (то есть те, кто родился и вырос в Армении). Они, как и армяне Ирана и России, говорят на восточном диалекте армянского языка. Сама страна является светской в результате советского господства, но большинство ее граждан идентифицируют себя как апостольские армянские христиане.
Диаспора
В то время как крупнейшая армянская диаспора проживает в России , США , Франции и других странах, небольшие армянские торговые и религиозные общины существовали за пределами Армении на протяжении веков. существовала Видная община на Святой Земле с IV века , а один из кварталов обнесенного стеной Старого города называется Иерусалима Армянским кварталом . [ 42 ] Армянская католическая монашеская община из 35 человек, основанная в 1717 году, существует на острове недалеко от Венеции , Италия.
Регион Западной Армении был влиятельной частью Восточной Римской империи , которая была поглощена Османской империей в 16 веке. По оценкам, в начале 20 века армянское население Османской империи составляло от 1,5 до 2,5 миллионов человек. [ 108 ] [ 111 ] Большая часть современной армянской диаспоры состоит из армян, разбросанных по всему миру как прямое следствие массовых убийств и геноцида в Османской империи . Однако армянские общины в Иране , Грузии ( Тбилиси ) и Сирии существовали с древности . [ 48 ] В средние века и за столетия до геноцида дополнительные общины были сформированы в Греции , Болгарии , Венгрии , Киевской Руси и на территориях России, Польши , Австрии и Ливана . Остатки исторических общин есть также в Турции ( Стамбул ), [ 112 ] Индия , Мьянма , Таиланд , Бельгия Нидерланды , Португалия , Италия , Эфиопия , -Палестина , Ирак , Румыния , Сербия , , Израиль Судан и Египет .
До 2023 года в Нагорно -Карабахском регионе Азербайджана было абсолютное армянское большинство. С 1991 по 2023 год регионом управляла поддерживаемая Арменией Республика Арцах , практически непризнанное отколовшееся государство. После того, как Азербайджан разгромил Арцах в 2023 году после десятилетий конфликта , почти все население бежало в Армению .
В армянской диаспоре существует неофициальная классификация армян . Например, армян, происходящих из Ирана, называют Парскахай ( армянский : պարսկահայ ), а армян из Ливана обычно называют Липананахай ( армянский : լիբանանահայ ). Армяне Диаспоры являются основными носителями западного диалекта армянского языка. Этот диалект имеет значительные различия с восточноармянским, но носители любого из двух вариантов обычно понимают друг друга. На восточноармянском языке в диаспоре в основном говорят в Иране и европейских странах, таких как Украина, Россия и Грузия (где они составляют большинство в провинции Самцхе-Джавахети ). В различных общинах (например, в США и Канаде ), где вместе живут разные виды армян, существует тенденция группироваться вместе.
Культура
Религия
До христианства армяне придерживались армянской индоевропейской родной религии : типа местного многобожия, существовавшего до периода Урарту , но впоследствии перенявшего некоторые греко-римские и иранские религиозные особенности. [ 113 ] [ 114 ]
В 301 году нашей эры Армения приняла христианство в качестве государственной религии, став первым государством, сделавшим это. [ 50 ] Это утверждение в первую очередь основано на произведении Агафангела пятого века под названием «История армян». Агафангелос стал непосредственным свидетелем крещения армянского царя Трдата III (ок. 301/314 г. н.э.) святым Григорием Просветителем . [ 115 ] Трдат III провозгласил христианство государственной религией. [ 116 ]
Армения создала церковь, которая до сих пор существует независимо как от католической , так и от восточно-православной церквей, став таковой в 451 году нашей эры в результате своей позиции в отношении Халкидонского собора . [ 50 ] Сегодня эта церковь известна как Армянская Апостольская церковь , которая является частью восточно-православной общины, не путать с восточно-православной общиной. Во время последующих политических затмений Армения зависела от церкви в сохранении и защите своей уникальной идентичности. Первоначальное местонахождение Армянского католикосата – Эчмиадзин. Однако продолжающиеся волнения, характеризовавшие политическую сцену Армении, заставили политическую власть переместиться в более безопасные места. Вместе с политической властью в разные места перемещался и церковный центр. Поэтому в конечном итоге он переехал в Киликию как Святой Престол Киликии . [ 117 ]
Иногда Армения представляла собой христианский «остров» в преимущественно мусульманском регионе. Однако существует меньшинство этнических армянских мусульман, известных как амшенцы и криптоармяне , хотя первых часто рассматривают как отдельную группу или подгруппу. На позднецарском Кавказе были задокументированы отдельные обращения мусульман, езидов, евреев и ассирийцев в армянское христианство. [ 118 ] История евреев в Армении насчитывает более 2000 лет. Армянское Киликийское королевство имело тесные связи с европейскими государствами крестоносцев . Позже ухудшение ситуации в регионе побудило епископов Армении избрать католикоса в Эчмиадзине, первоначальной резиденции католикосата. В 1441 году в Эчмиадзине был избран новый католикос в лице Киракоса Вирапеци, а Григор Муссапегианц сохранил за собой титул католикоса Киликийского. Таким образом, с 1441 года в Армянской церкви было два католикосата с равными правами и привилегиями и с соответствующей юрисдикцией. Первенство чести Католикосата Эчмиадзина всегда признавалось Католикосатом Киликии. [ 119 ]
Хотя Армянская Апостольская церковь остается самой известной церковью армянской общины во всем мире, армяне (особенно в диаспоре) присоединяются к любому количеству других христианских конфессий. К ним относятся Армянская католическая церковь (которая следует своей собственной литургии, но признает римско-католического Папу), Армянскую евангелическую церковь , которая началась как реформация Материнской церкви, но позже отделилась, и Церковь Армянского Братства , которая родилась в Армянская евангелическая церковь, но позже от нее откололась. Есть и другие многочисленные армянские церкви, принадлежащие протестантским конфессиям всех мастей.
На протяжении веков многие армяне коллективно принадлежали к другим конфессиям или христианским движениям, в том числе к павликианам , которые являются формой гностического и манихейского христианства. Павликиане стремились восстановить чистое христианство Павла и примерно в 660 году основали первую общину в Кибоссе, Армения.
Другой пример — тондракианцы , процветавшие в средневековой Армении между началом 9-го и 11-го веков. Тондракианцы выступали за отмену церкви, отрицали бессмертие души, не верили в загробную жизнь, поддерживали права собственности крестьян и равенство между мужчинами и женщинами.
Православных . армян или халкидонских армян в Византийской империи называли иберами («грузинами») или «греками» Известным православным «иберийским» армянином был византийский генерал Григорий Пакурианос . Потомками этих православных и халкидонских армян являются айхурумы Греции и армяне-католики Грузии.
Язык и литература
Армянский язык является ответвлением индоевропейской семьи и, насчитывающий около 8 миллионов человек, является одной из самых маленьких сохранившихся ветвей, сравнимой с албанским или несколько более распространенным греческим языком , с которым он может быть связан (см. Греко-армянский язык ). Сегодня в этом филиале только один язык – армянский.
Пять миллионов говорящих на восточноармянском языке живут на Кавказе, в России и Иране, а примерно два-три миллиона человек в остальной части армянской диаспоры говорят на западноармянском языке. По данным переписи населения США, 300 000 американцев говорят дома по-армянски. Фактически, это двадцатый по распространенности язык в Соединенных Штатах, на нем немного меньше носителей, чем на гаитянском креольском , и немного больше, чем на навахо .
Армянская литература восходит к 400 году нашей эры, когда Месроп Маштоц впервые изобрел армянский алфавит . Этот период времени часто называют Золотым веком армянской литературы. Ранняя армянская литература была написана «отцом армянской истории» Моисеем Хорене , автором «Истории Армении» . Книга охватывает временные рамки от формирования армянского народа до пятого века нашей эры. В девятнадцатом веке произошло великое литературное движение, которое должно было дать начало современной армянской литературе. Этот период времени, в течение которого процветала армянская культура, известен как период Возрождения (Зартонки шерхан). Авторы-возрожденцы из Константинополя и Тифлиса , почти идентичные европейским романтикам, были заинтересованы в поощрении армянского национализма. Большинство из них переняли вновь созданные восточные или западные варианты армянского языка в зависимости от целевой аудитории и предпочли их классическому армянскому языку (грабар). Этот период закончился после резни в Хамидиане. , когда армяне переживали неспокойные времена. Поскольку армянская история 1920-х годов и Геноцида стала обсуждаться более открыто, такие писатели, как Паруйр Севак , Геворк Эмин , Сильва Капутикян и Ованес Шираз, начали новую эру литературы.
Архитектура
Первые армянские церкви были построены по приказу святого Григория Просветителя и часто строились на вершине языческих храмов и имитировали некоторые аспекты армянской дохристианской архитектуры. [ 120 ]
Классическая и средневековая армянская архитектура разделена на четыре отдельных периода.
Первые армянские церкви были построены между 4 и 7 веками, начиная с обращения Армении в христианство и заканчивая арабским вторжением в Армению. Ранние церкви представляли собой в основном простые базилики , но некоторые имели боковые апсиды. К пятому веку широкое распространение получил типичный купольный конус в центре. К седьмому веку были построены церкви с централизованным планированием и более сложный контрфорс с нишами , излучающий стиль Рипсиме сформировался . Ко времени арабского вторжения уже сформировалась большая часть того, что мы сейчас знаем как классическую армянскую архитектуру.
С 9 по 11 века армянская архитектура пережила возрождение под патронажем династии Багратидов , когда в районе озера Ван было построено большое количество зданий , включая как традиционные стили, так и новые инновации. армянские хачкары с богатой резьбой. В это время были разработаны [ 121 ] За это время было построено множество новых городов и церквей, в том числе новая столица на озере Ван новый собор на острове Акдамар и соответствующий . При этой династии также был построен собор Ани . первые крупные монастыри, такие как Ахпат и Аричаванк Именно в это время были построены . Этот период завершился вторжением сельджуков .
Спорт
В Армении занимаются многими видами спорта, среди самых популярных — футбол , шахматы , бокс , баскетбол, хоккей , самбо , борьба , тяжелая атлетика и волейбол. [ 122 ] С момента обретения независимости правительство Армении активно восстанавливает свою спортивную программу в стране.
Во времена советской власти армянские спортсмены добились известности, завоевав множество медалей и неоднократно помогая СССР выигрывать медали на Олимпийских играх. Первой медалью, завоеванной армянином в современной олимпийской истории, стал Грант Шагинян , завоевавший два золота и два серебра по гимнастике на летних Олимпийских играх 1952 года в Хельсинки. Чтобы подчеркнуть уровень успехов армян на Олимпийских играх, Шагинян сказал:
«Чтобы попасть в любую советскую сборную, армянским спортсменам приходилось превосходить своих соперников на несколько ступеней. Но, несмотря на эти трудности, 90 процентов армянских спортсменов в советских олимпийских сборных вернулись с медалями». [ 123 ]
В футболе их самой успешной командой был ереванский «Арарат» , который завоевал большую часть советских чемпионатов в 70-х годах, а также одержал победы над профессиональными клубами, такими как «Бавария» из Мюнхена, в еврокубках. Среди известных игроков - Генрих Мхитарян , Юрий Джоркаев , Ален Богосян , Андраник Эскандарян , Андраник Теймурян , Эдгар Манучарян , Хорен Оганесян и Никита Симонян .
Армяне также добились успехов в шахматах, самом популярном интеллектуальном виде спорта в Армении. Некоторые из самых выдающихся шахматистов мира – армяне, такие как Тигран Петросян и Левон Аронян . Гарри Каспаров наполовину армянин по матери. Как нация, Армения становилась чемпионом мира 2011 года и выигрывала Всемирную шахматную олимпиаду . трижды [ 124 ]
Армяне также добились успехов в тяжелой атлетике и борьбе , последняя из которых стала успешным видом спорта на Олимпийских играх для Армении. На летних Олимпийских играх 1996 года в Атланте Армен Назарян завоевал золото в категории мужского греко-римского наилегчайшего веса (52 кг), а Армен Мкртчян завоевал серебро в категории пресс-папье среди мужчин вольным стилем (48 кг), обеспечив Армении первые две медали в ее олимпийской истории. . Есть также успешные армяне в боксе : Артур Абрахам и Вик Дарчинян .
Музыка и танец
Армянская музыка представляет собой смесь местной народной музыки, возможно, лучше всего представленной Дживана Гаспаряна известной музыкой на дудуке , а также легкой поп-музыки и обширной христианской музыки .
Такие инструменты, как дудук, дхол , зурна и канун, обычно встречаются в армянской народной музыке. Такие артисты, как Саят-Нова, известны своим влиянием на развитие армянской народной музыки. Одним из древнейших видов армянской музыки является армянское песнопение , которое является наиболее распространенным видом религиозной музыки в Армении. Многие из этих песнопений имеют древнее происхождение и восходят к дохристианским временам, в то время как другие являются относительно современными, в том числе несколько, составленные святым Месропом Маштоцем, изобретателем армянского алфавита. Во время советской власти армянский композитор классической музыки Арам Хачатурян стал всемирно известным благодаря своей музыке, различным балетам и « Танцу с саблями» из композиции для балета « Гаяне» .
Геноцид армян вызвал массовую эмиграцию, которая привела к расселению армян в различных странах мира. Армяне хранили свои традиции, а некоторые представители диаспоры прославились своей музыкой. В армянской общине США после Геноцида была популярна так называемая армянская танцевальная музыка в стиле «кеф», в которой использовались армянские и ближневосточные народные инструменты (часто электрифицированные / усиленные), а также некоторые западные инструменты. В этом стиле сохранились народные песни и танцы Западной Армении , а многие артисты также исполняли современные популярные песни Турции и других стран Ближнего Востока, из которых эмигрировали армяне. Ричард Хагопян , пожалуй, самый известный исполнитель традиционного стиля «кеф», а группа Vosbikian Band была известна в 40-х и 50-х годах тем, что разработала свой собственный стиль «кеф-музыки», на который сильно повлиял популярный американский джаз -биг-бэнд того времени. Позже, возникший из армянской диаспоры Ближнего Востока и под влиянием поп-музыки континентальной Европы (особенно Франции), жанр армянской поп-музыки приобрел известность в 60-х и 70-х годах благодаря таким артистам, как Адисс Хармандян и Арут Памбукджян выступают перед армянской диаспорой и Арменией. Также с такими артистами, как Сирушо , исполняющими поп-музыку в сочетании с армянской народной музыкой в современной индустрии развлечений. Другими представителями армянской диаспоры, прославившимися в классических или международных музыкальных кругах, являются всемирно известный франко-армянский певец и композитор Шарль Азнавур , пианист Саан Арзруни , выдающиеся оперные сопрано, такие как Асмик Папян , а в последнее время Изабель Байракдарян и Анна Касян . Некоторые армяне решили петь неармянские мелодии, например, хэви-метал группа System of a Down (которая, тем не менее, часто включает в свои песни традиционные армянские инструментальные партии и стиль) или поп-звезда Шер (чей отец был армянином). Рубен Акопян (Рубен Сасунци) – широко известный армянский этнографический и патриотический фолк-певец, добившийся широкого национального признания благодаря своей преданности армянской народной музыке и исключительному таланту. В армянской диаспоре «Армянские революционные песни» пользуются популярностью у молодежи. [ нужна ссылка ] Эти песни поощряют армянский патриотизм и, как правило, посвящены истории Армении и национальным героям.
Ковроткачество
Ковроткачество исторически является основной традиционной профессией для большинства армянских женщин , в том числе многих армянских семей. Известные карабахские ковроткачи были и мужчинами. Самый старый сохранившийся армянский ковер из региона, называемый Арцахом (см. Также Карабахский ковер ) в средневековую эпоху, происходит из деревни Бананц (недалеко от Гандзака ) и датируется началом 13 века. [ 125 ] Впервые армянское слово, обозначающее ковер, «корк» , было использовано в исторических источниках в армянской надписи 1242–1243 годов на стене церкви Каптаван в Арцахе. [ 126 ]
Общими темами и узорами, встречающимися на армянских коврах, были изображения драконов и орлов. Они были разнообразны по стилю, богаты красками и орнаментальными мотивами и даже разделялись на категории в зависимости от того, какие животные на них изображались, например артсвагорги (ковры-орлы), вишапагорги (ковры-драконы) и отсагорги (ковры-змеи). ковры). [ 126 ] Ковер, упомянутый в надписях Каптавана, состоит из трех арок, «покрытых растительным орнаментом», и имеет художественное сходство с иллюминированными рукописями, созданными в Арцахе. [ 126 ]
Кроме того, искусство ковроткачества было тесно связано с изготовлением занавесей, о чем свидетельствует отрывок Киракоса Гандзакеци , армянского историка XIII века из Арцаха, который восхвалял Арзу-Хатун, жену регионального князя Вахтанга Хаченаци, и ее дочерей. за их опыт и мастерство в ткачестве. [ 127 ]
Армянские ковры были известны и иностранцам, приезжавшим в Арцах; арабский географ и историк Аль-Масуди отмечал, что среди других произведений искусства он никогда больше в жизни не видел подобных ковров. [ 128 ]
Кухня
Хоровац , барбекю в армянском стиле, пожалуй, любимое армянское блюдо. Лаваш – очень популярная армянская лепешка, а армянская паклава – популярный десерт из теста фило. Другие известные армянские блюда включают кебаб (шашлык из маринованного жареного мяса и овощей), различные долмы (фарш из баранины или говядины и риса, завернутые в виноградные листья, листья капусты или фаршированные в выдолбленные овощи), а также плов , блюдо из риса. . Кроме того, хапама в армянской культуре популярны , блюдо из тыквы, фаршированной рисом, и множество различных салатов. Фрукты играют большую роль в армянской диете. Абрикосы ( Prunus ameniaca , также известные как армянская слива ) выращиваются в Армении на протяжении веков и имеют репутацию особенно хорошего вкуса. персики Также популярны , виноград, инжир , гранаты и дыни. Консервы готовят из многих фруктов, в том числе из кизила, молодых грецких орехов, облепихи, шелковицы, вишни и многих других.
Учреждения
- Армянская Апостольская Церковь в мире , старейшая Национальная Церковь
- Армянский всеобщий благотворительный союз (AGBU), основанный в 1906 году, крупнейшая армянская некоммерческая организация в мире, осуществляющая образовательные, культурные и гуманитарные проекты на всех континентах.
- Армянская революционная федерация , основанная в 1890 году. Ее обычно называют Дашнакцутюн , что в переводе с армянского означает «Федерация» . АРФД является сильнейшей в мире армянской политической организацией и единственной армянской диаспорской организацией, имеющей значительное политическое присутствие в Армении .
- Амазкаин — армянское культурно-просветительское общество, основанное в Каире в 1928 году и ответственное за создание армянских средних школ и высших учебных заведений в ряде стран.
- Армянская католическая церковь , представляющая небольшие общины армяно-католиков в разных странах мира, а также важные монастырские и культурные учреждения в Венеции и Вене.
- Оменетмен, армянская скаутская и спортивная организация, основанная в 1910 году, насчитывающая около 25 000 членов по всему миру.
- Армянское общество помощи , основанное в 1910 году.
Генетика
Y-ДНК
Исследование 2012 года показало, что гаплогруппы R1b, J2 и T были наиболее заметными гаплогруппами среди армян. [ 129 ]
мтДНК
Наиболее заметными гаплогруппами мтДНК среди армянских образцов являются H, U, T, J, K и X, тогда как остальные оставшиеся у армян мтДНК — это HV, I, X, W, R0 и N. [ 130 ]
Известные люди
См. также
- Армянская диаспора
- Этнические группы в Европе
- Этнические группы в Западной Азии
- Айк
- Хемшинские народы
- Скрытые армяне
- Список армянских этнических анклавов
- Народы Кавказа
- Предыстория армян
Ссылки
Примечания
- ^ Число украинских армян оценивается намного ниже из-за вторжения России в Украину , поскольку это довоенные цифры.
- ↑ Численность сирийских армян трудно оценить из-за гражданской войны в Сирии . Многие бежали в Ливан , Армению и на Запад соответственно.
Цитаты
- ^ Различные источники:
- Деннис Джей Ди Сандол (24 января 2007 г.). Мир и безопасность в постмодернистском мире: ОБСЕ и разрешение конфликтов . Рутледж. п. 182. ИСБН 9781134145713 .
Почти 3 миллиона армян в Армении (и 3–4 миллиона в армянской диаспоре по всему миру) «воспринимают» почти 8 миллионов азербайджанцев в Азербайджане как «турков».
- Макголдрик, Моника; Джордано, Джо; Гарсия-Прето, Нидия, ред. (18 августа 2005 г.). Этническая и семейная терапия, третье издание (3-е изд.). Гилфорд Пресс. п. 439. ИСБН 9781606237946 .
Воздействие такого ужаса на группу, которая в настоящее время насчитывает около 6 миллионов человек по всему миру, не поддается измерению.
- Саргсян, Геворг; Балабанян, Ани; Хэнкинсон, Дензел (2006). От кризиса к стабильности в энергетическом секторе Армении: уроки, извлеченные из опыта реформы энергетики Армении (иллюстрированное издание). Публикации Всемирного банка. п. 18. ISBN 9780821365908 .
По оценкам, 3–6 миллионов диаспор в стране представляют собой основной источник прямых иностранных инвестиций в страну.
- Артур Дж. Шарп (15 сентября 2011 г.). Путеводитель по Ближнему Востоку: поймите людей, политику и культуру этого конфликтного региона . Адамс Медиа. п. 137. ИСБН 9781440529122 .
С тех пор, как в 1991 году была провозглашена новая независимая Республика Армения, почти 4 миллиона из 6 миллионов армян мира проживают на восточной окраине своей ближневосточной родины.
- Деннис Джей Ди Сандол (24 января 2007 г.). Мир и безопасность в постмодернистском мире: ОБСЕ и разрешение конфликтов . Рутледж. п. 182. ИСБН 9781134145713 .
- ^ разные источники:
- Фон Восс, Хуберта (2007). Портреты надежды: армяне в современном мире . Нью-Йорк: Berghahn Books. п. XXV. ISBN 9781845452575 .
...в мире около 8 миллионов армян...
- Фридман, Джери (2008). Геноцид армян . Нью-Йорк: Издательская группа Rosen. п. 52. ИСБН 9781404218253 .
В отличие от населения в 3,2 миллиона человек, около 8 миллионов армян проживают в других странах мира, включая крупные общины в Америке и России.
- Гунтрам Х. Херб, Дэвид Х. Каплан (2008). Нации и национализм: глобальный исторический обзор: глобальный исторический обзор . Санта-Барбара, Калифорния: ABC-CLIO. п. 1705. ISBN 9781851099085 .
Армяне, насчитывающие около 8 миллионов человек, около 3 миллионов из которых живут в новом независимом постсоветском государстве, постоянно борются за то, чтобы не потерять свою самобытную культуру, идентичность и недавно созданную государственность.
- Роберт А. Сондерс; Влад Струков (2010). Исторический словарь Российской Федерации . Лэнхэм, Мэриленд: Scarecrow Press. п. 50. ISBN 9780810854758 .
- Филандер, С. Джордж (2008). Энциклопедия глобального потепления и изменения климата . Лос-Анджелес: SAGE. п. 77. ИСБН 9781412958783 .
По оценкам, 60 процентов из 8 миллионов армян во всем мире живут за пределами страны...
- Роберт А. Сондерс; Влад Струков (2010). Исторический словарь Российской Федерации . Лэнхэм, Мэриленд: Scarecrow Press. п. 51. ИСБН 9780810874602 .
Во всем мире насчитывается более 8 миллионов армян; В Республике Армения проживают 3,2 миллиона человек.
- Фон Восс, Хуберта (2007). Портреты надежды: армяне в современном мире . Нью-Йорк: Berghahn Books. п. XXV. ISBN 9781845452575 .
- ^ [1] Архивировано 21 ноября 2018 г. в Wayback Machine, 12-21 октября в Республике Армения. результаты переписи населения, проведенной в октябре 2011 года в Республике Армения. стр. 6-7. (на армянском)
- ↑ Министерство культуры Армении «Этнические меньшинства в Армении. Краткая информация». Архивировано 10 октября 2017 года на Wayback Machine . По данным последней переписи населения 2011 года. «Национальное меньшинство». Архивировано 16 февраля 2017 года в Wayback Machine .
- ^ "Национальный состав населения Российской Федерации" [National makeup of the population of the Russian Federation] (Excel) (in Russian). Russian Federal State Statistics Service . Archived from the original on 5 January 2016 . Retrieved 5 January 2013 .
- ^ Роберт А. Сондерс; Влад Струков (2010). Исторический словарь Российской Федерации . Лэнхэм, Мэриленд: Scarecrow Press. п. 50. ISBN 978-0-8108-5475-8 .
- ^ Общее количество категорий происхождения, подсчитанное для людей с одной или несколькими категориями происхождения, согласно данным опроса американского сообщества 2011 года, оценки за 1 год . Бюро переписи населения США . Проверено 22 декабря 2012 г.
- ^
- Милликен, Мэри (12 октября 2007 г.). «Армяно-американское влияние обеспечивает прорыв в геноциде» . Рейтер . Архивировано из оригинала 5 ноября 2013 года . Проверено 5 декабря 2012 г.
- «Барак Обама о важности отношений США и Армении» . Армянский национальный комитет Америки . 19 января 2008 года. Архивировано из оригинала 6 января 2013 года . Проверено 24 июля 2012 г.
- ^ Тон, Кэролайн (2012). Армяне в Гамбурге: этнографическое исследование связи между диаспорой и успехом . Берлин: LIT Verlag Münster. п. 25 . ISBN 978-3-643-90226-9 .
- ^ Тейлор, Тони (2008). Отрицание: история предана . Карлтон, Виктория: Паб Мельбурнского университета. п. 4. ISBN 978-0-522-85482-4 .
- ^ «Национальная статистическая служба Грузии» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 5 февраля 2017 года . Проверено 24 мая 2016 г.
- ^ В Абхазии объявили данные переписи населения . Дельфи (на русском языке). 29 декабря 2011 г. Архивировано из оригинала 28 июля 2019 г. . Проверено 20 августа 2013 г. (По данным переписи 2011 года).
- ^ Гибни, Мэтью Дж. (2005). Иммиграция и убежище: с 1900 года по настоящее время . Санта-Барбара, Калифорния: ABC-CLIO. п. 13 . ISBN 978-1-57607-796-2 .
- ^ Варданян, Тамара (21 июня 2007 г.). Ирано-армянская община. чемоданное настроение [Иранско-армянская община] (на армянском языке). Фонд «Нораванк» . Архивировано из оригинала 19 мая 2020 года . Проверено 5 января 2013 г.
- ^ Саргсян, Бабкен (8 декабря 2012 г.). «Армянская община Германии» (на армянском языке). Архивировано из оригинала 3 марта 2016 года . Проверено 10 января 2015 г.
- ^ Распределение населения по национальностям и родному языку , Киев: Госкомстат Украины, 2001 , дата обращения 5 января 2013 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ↑ Армянская община в Бразилии процветает, но не прекращает борьбу за память о резне. Архивировано 10 июня 2016 года в Wayback Machine . Брено Сальвадор. О Глобо , 24 апреля 2015 г.
- ^ «Федеральный сенат Бразилии признал Геноцид армян» . Армянский еженедельник. 3 июня 2015 г. Архивировано из оригинала 14 июля 2015 г. Проверено 12 мая 2016 г.
- ^ Бедевян, Астхик (18 января 2011 г.). «Армянская община Греции готовится к встрече с президентом Армении» (на армянском языке). Радио Свободная Европа/ Армянская служба Радио Свобода. Архивировано из оригинала 3 марта 2016 года . Проверено 10 января 2015 г.
- ^ Айвазян 2003 , с. 100.
- ^ «Министерство иностранных дел: В Турции проживают 89 000 представителей меньшинств» . Сегодняшний Заман . 15 декабря 2008 г. Архивировано из оригинала 20 мая 2011 г. Проверено 5 января 2013 г.
- ^ Басюрт, Эрхан (26 декабря 2005 г.). «Моя бабушка была армянкой! [Моя бабушка армянка]» . Действие (на английском языке). Архивировано из оригинала 10 ноября 2013 года . Проверено 10 ноября 2013 г.
Я не думаю, что цифра в 300 тысяч – преувеличение. Я думаю, что даже больше. Но, к сожалению, этот вопрос не превратился в академическую работу. Мне бы хотелось стать ученым и провести исследование только по этой теме.
- ^ Даниелян, Диана (1 июля 2011 г.). " Азг": Возможно ли пробуждение исламизированных армян в Турции?" . Хайерн Айсор . Архивировано из оригинала 10 ноября 2013 года . Проверено 24 июня 2013 г.
Дагч говорит, что, по разным подсчетам, в Турции проживает от 3 до 5 миллионов исламизированных армян
- ^ Национальное обследование домохозяйств Канады , Статистическое управление Канады, 2021 г., архивировано с оригинала 21 декабря 2022 г. , получено 20 декабря 2022 г. Из них 38 010 человек сообщили об одиноком и 30 835 человек о смешанном армянском происхождении.
- ^ Арутюнян, Гагик (2009). РЕСУРСЫ АРМЯНСКОГО ИНФОРМАЦИОННОГО СООБЩЕСТВА В СТРАНАХ ПОСЛЕ СОВЕТА (PDF) . Нораванк'. п. 117. ISBN: 9789939900070 . Архивировано (PDF) из оригинала 18 августа 2019 года . Проверено 19 мая 2022 г.
- ^ «Диаспора – Польша» . diaspora.gov.am . Архивировано из оригинала 21 апреля 2023 года . Проверено 24 апреля 2023 г.
- ^ «О сообществе» . польша.mfa.am . Архивировано из оригинала 24 апреля 2023 года . Проверено 24 апреля 2023 г.
- ^ «Польша намерена установить трехсторонние деловые контакты с Арменией и Ираном. – Бесплатная онлайн-библиотека» . www.thefreelibrary.com . Архивировано из оригинала 25 апреля 2023 года . Проверено 24 апреля 2023 г.
- ^ «Присутствие армян в Бельгии незаменимо. Мэр Брюсселя» . 1 люрер . 22 февраля 2020 г. Проверено 17 октября 2020 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ «Армянская диаспора в Испании» . Посольство Республики Армения в Испании . Министерство иностранных дел Республики Армения. Архивировано из оригинала 31 марта 2016 года . Проверено 7 апреля 2016 г.
- ^ «Болгария» . Управление Верховного комиссара по делам диаспоры . Архивировано из оригинала 21 июня 2023 года . Проверено 20 июня 2023 г.
- ^ Налбандян, Наира (26 августа 2019 г.). "В Сирии осталось около 25-28 тысяч армян, социальные вопросы являются приоритетом - посол" . Радиостанция "Свободная Европа/Свобода" (на армянском языке). Архивировано из оригинала 29 августа 2019 года . Проверено 20 июня 2023 г.
- ^ «Сирия» . Управление Верховного комиссара по делам диаспоры . Архивировано из оригинала 21 июня 2023 года . Проверено 20 июня 2023 г.
- ^ "Численность населения Республики Казахстан по отдельным этносам на начало 2020 года" . Комитет по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан. Archived from the original on 27 May 2020 . Retrieved 27 April 2020 .
- ^ «Происхождение | Австралия | Профиль сообщества» . профиль.id.com.au . Архивировано из оригинала 26 марта 2023 года . Проверено 30 сентября 2022 г.
- ^ «Сообщество / Համայնքի» . Совет армянской общины Великобритании . Архивировано из оригинала 21 июня 2023 года . Проверено 20 июня 2023 г.
- ^ «Образовательный фонд Ахмеда Икбала Уллы поддерживает армянскую выставку» . Манчестерский университет . 20 мая 2019 года. Архивировано из оригинала 21 июня 2023 года . Проверено 20 июня 2023 г.
- ^ "Великобритания" . Управление Верховного комиссара по делам диаспоры . Архивировано из оригинала 21 июня 2023 года . Проверено 20 июня 2023 г.
- ^ «Диаспора – Объединенные Арабские Эмираты» .
- ^ «CBS Statline» . Архивировано из оригинала 28 мая 2019 года . Проверено 16 января 2022 г.
- ^ «Население; пол, возраст, поколение и миграционный фон, 1 января» (на голландском языке). Центральное статистическое бюро (CBS). 22 июля 2021 года. Архивировано из оригинала 28 мая 2019 года . Проверено 16 января 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Армянский квартал в Иерусалиме» . Еврейская виртуальная библиотека . Архивировано из оригинала 6 июля 2017 года . Проверено 5 мая 2023 г.
- ^ «Израиль» . Управление Верховного комиссара по делам диаспоры . Архивировано из оригинала 5 мая 2023 года . Проверено 5 мая 2023 г.
- ^ Хьюсен, Роберт Х. «География Армении» в книге «Армянский народ от древних до современности», том I: Династические периоды: от древности до четырнадцатого века . Ричард Г. Ованнисян (редактор) Нью-Йорк: St. Martin's Press, 1997, стр. 1–17.
- ^ Jump up to: а б «Коллекция армянских раритетов» . www.loc.gov . Вашингтон, округ Колумбия: Библиотека Конгресса . 2020. Архивировано из оригинала 7 марта 2023 года . Проверено 27 марта 2023 г.
Земли армян на протяжении тысячелетий располагались в Восточной Анатолии , на Армянском нагорье и в пределах Кавказского хребта . Впервые упомянутые почти одновременно в греческом и персидском источнике в VI веке до нашей эры, современные исследования ДНК показали, что сами люди уже существовали на своем месте на протяжении многих тысячелетий . Те люди, которых мир знает как армян, называют себя Хай и свою страну Айоц ашхарх – землю армян, сегодня известную как Айастан. Их язык хайерен (армянский) представляет собой отдельную и уникальную ветвь индоевропейского языкового генеалогического древа . Разговорный язык до тех пор, пока христианство не стало государственной религией в 314 году нашей эры, в 407 году для него был создан уникальный алфавит как для распространения новой веры, так и во избежание ассимиляции в персидский литературный мир .
- ^ «Армения: Древняя и домодерная Армения» . Британская онлайн-энциклопедия . Британская энциклопедия, Inc. Архивировано из оригинала 26 апреля 2019 года . Проверено 17 июля 2018 г.
Армяне, индоевропейский народ, впервые появляются в истории вскоре после конца VII века до нашей эры, переселив часть древнего населения к востоку от горы Арарат [...]
- ^ Пресс, Ассошиэйтед (30 сентября 2023 г.). «Почти все этнические армяне покинули Нагорный Карабах» . Хранитель . ISSN 0261-3077 . Проверено 4 марта 2024 г.
- ^ Jump up to: а б Ричард Г. Ованнисян , Армянский народ от древности до современности: с пятнадцатого века по двадцатый век , Том 2, с. 421, Пэлгрейв Макмиллан, 1997.
- ^ «Армяне (народ) | Описание, культура, история и факты» . Архивировано из оригинала 26 апреля 2019 года . Проверено 5 сентября 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с видеть Гастингс, Адриан (2000). Всемирная история христианства . Вм. Издательство Б. Эрдманс. п. 289. ИСБН 978-0-8028-4875-8 .
- ^ «Армения первая нация, принявшая христианство в качестве государственной религии» . Архивировано из оригинала 6 января 2011 года . Проверено 27 февраля 2007 г.
- ^ Дэвис, Джойс М. (июль 1992 г.). «Армянский квартал Иерусалима» . Журнал ОДИН . Католическая ассоциация благосостояния Ближнего Востока. Архивировано из оригинала 21 июня 2023 года . Проверено 21 июня 2023 г.
- ^ « на юге Армяне граничат с Халибами ». Чахин, Марк (2001). Королевство Армения . Лондон: Рутледж . стр. фр. 203. ИСБН 978-0-7007-1452-0 .
- ^ Ibp Inc. (сентябрь 2013 г.). Путеводитель по Армении, Том 1. Стратегическая информация и события . Международные деловые публикации, США. п. 42. ИСБН 9781438773827 .
- ^ Армен Петросян. Индоевропейские и древнеближневосточные источники армянского эпоса . Журнал индоевропейских исследований. Институт изучения человека. 2002. с. 184. [2] Архивировано 9 июля 2021 года в Wayback Machine.
- ^ Армен Петросян. Индоевропейские и древнеближневосточные источники армянского эпоса . Журнал индоевропейских исследований . Институт изучения человека. 2002. стр. 166–167. [3] Архивировано 9 июля 2021 года в Wayback Machine.
- ^ Арчи, Альфонсо (2016). «Египет или Иран в текстах Эблы?» . Ориенталия . 85 : 3. Архивировано из оригинала 15 августа 2021 года . Проверено 8 июня 2019 г.
- ^ Кронен, Гас; Гойко Барьямович; Майкл Пейро (9 мая 2018 г.). «Лингвистическое приложение к Дамгаарду и др. 2018: Ранние индоевропейские языки, анатолийский, тохарский и индоиранский» : 3. doi : 10.5281/zenodo . Архивировано из оригинала 29 июня. Получено 8 июня.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Размик Паносян, Армяне: от королей и священников к купцам и комиссарам, Columbia University Press (2006), ISBN 978-0-231-13926-7 , с. 106.
- ↑ Рафаэль Ишханян, «Иллюстрированная история Армении», Ереван, 1989.
- ^ Элизабет Бауэр. Армения: прошлое и настоящее (1981), с. 49
- ^ Петросян, Армен (2007). «К истокам армянского народа: проблема идентификации протоармян: критический обзор (на английском языке)» . Журнал Общества арменоведов . 16:30 . Архивировано из оригинала 4 октября 2020 года . Проверено 6 июня 2019 г.
- ^ Мартиросян, Грач (2010). Этимологический словарь армянской унаследованной лексики . Лейден: Брилл. стр. 382–385.
- ^ Jump up to: а б с д Хэмп, Эрик П. (август 2013 г.). «Распространение индоевропейских языков: развивающийся взгляд индоевропейиста» (PDF) . Китайско-платонические статьи . 239 : 8, 10, 13. Архивировано (PDF) из оригинала 2 августа 2019 года . Проверено 8 февраля 2014 г.
- ^ Джеймс П.Т. Клаксон (2008). «Классический армянин». Древние языки Малой Азии. Издательство Кембриджского университета. п. 124
- ^ Бартомеу Обрадор-Курсах. «О месте фригийского языка среди индоевропейских языков». Журнал языковых отношений. 2019. с. 240. https://www.jolr.ru/files/(271)jlr2019-17-3-4(233-245).pdf Архивировано 24 марта 2021 г. в Wayback Machine.
- ^ Армен Петросян (2007). Проблема идентификации протоармян: критический обзор . Общество арменоведения. стр. 49–54. Архивировано из оригинала 4 октября 2020 года . Проверено 23 ноября 2018 г.
- ^ Jump up to: а б Мартиросян, Грач (2014). «Происхождение и историческое развитие армянского языка» (PDF) . Лейденский университет. стр. 1–23. Архивировано (PDF) из оригинала 4 августа 2019 г. Проверено 5 августа 2019 г.
- ^ Коссян, Арам (1997). «Переосмысление проблемы Мушки» (PDF) . Studi Micenei ed Egeo-Anatolici . 39 (2): 252–266. Архивировано (PDF) из оригинала 28 августа 2020 года.
- ^ Справочник по формальным языкам (1997), стр. 6. Архивировано 18 мая 2020 года в Wayback Machine .
- ^ «Индоевропейское дерево с армяно-арийским, исключая греческий» . Архивировано из оригинала 14 мая 2018 года . Проверено 13 февраля 2021 г.
- ^ Индоевропейский язык и культура: Введение , Бенджамин В. Фортсон, Джон Вили и сыновья, 2009, стр. 383.
- ^ Ханс Дж. Холм (2011): «Списки Сводеша» пересмотренного албанского языка и последствия его положения в индоевропейских языках. Журнал индоевропейских исследований, том 39, номера 1 и 2.
- ^ Грач Мартиросян (2013). «Место армянского языка в индоевропейской языковой семье: связь с греческим и индоиранским*» Лейденский университет. п. 85-86. https://www.jolr.ru/files/(128)jlr2013-10(85-138).pdf Архивировано 24 марта 2021 г. в Wayback Machine.
- ^ Джеймс П.Т. Клаксон (2008). «Классический армянин». Древние языки Малой Азии. Издательство Кембриджского университета. п. 124
- ^ Грач Мартиросян. Место армянского языка в индоевропейской языковой семье: взаимоотношения с греческим и индоиранским. Журнал языкового родства • Вопросы языкового родства • 10 (2013) • С. 85—137
- ^ Справочник по формальным языкам (1997), стр. 6. Архивировано 18 мая 2020 года в Wayback Machine .
- ^ Ким, Рональд (2018). «Греко-армянский: живучесть мифа» . Индогерманские исследования . 123 (1). Библиотека Университета Британской Колумбии. дои : 10.1515/if-2018-0009 . S2CID 231923312 . Архивировано из оригинала 24 марта 2021 года . Проверено 9 июня 2019 г.
- ^ Греппин, Джон AC; Дьяконов, И.М. (1991). «Некоторые влияния хурро-урартских народов и их языков на древнейших армян». Журнал Американского восточного общества . 111 (4): 720–730. дои : 10.2307/603403 . JSTOR 603403 .
- ^ Джоан Аруз, Ким Бензел, Джин М. Эванс, За пределами Вавилона: искусство, торговля и дипломатия во втором тысячелетии до нашей эры Метрополитен-музей (Нью-Йорк, Нью-Йорк) [4] (2008), стр. 92
- ^ Коссян, Арам В. (1997), Пересмотр проблемы Мушки , заархивировано из оригинала 29 августа 2019 г. , получено 31 августа 2019 г. , стр. 254.
- ^ Питер И. Богуки и Пэм Дж. Крэбтри Древняя Европа, 8000 г. до н.э. - 1000 г. н.э.: Энциклопедия варварского мира . Архивировано 9 января 2016 года в Wayback Machine Сыновья Чарльза Скрибнера, 2004 г. ISBN 978-0684806686
- ^ Дэниел Т. Поттс Спутник археологии Древнего Ближнего Востока . Архивировано 19 мая 2020 года в Wayback Machine, том 94 книги Blackwell Companions to the Ancient World. Джон Уайли и сыновья, 2012 г. ISBN 1405189886 стр.681
- ^ Симонян, Акоп Ю. (2012). «Новые открытия в Верин Навер, Армения» . Backdirt (Загадка календаря майя). Институт археологии Котсена в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе: 110–113. Архивировано из оригинала 8 ноября 2021 года . Проверено 5 августа 2019 г.
- ^ Томас Гамкрелидзе и Вячеслав Иванов (филолог) | Вячеслав В. Иванов, Ранняя история индоевропейских языков , март 1990 г., с. 110.
- ^ Райх, Дэвид (2018). Кто мы и как мы сюда попали: древняя ДНК и новая наука о человеческом прошлом . Издательская группа Кнопфа Doubleday.
- ^ Дамгаард, Питер де Баррос (2018). Первые пастухи и влияние экспансии степей раннего бронзового века в Азию .
- ^ Хаак, Вольфганг (2015). Массовая миграция из степи является источником индоевропейских языков в Европе . bioRxiv 10.1101/013433 . дои : 10.1101/013433 . S2CID 196643946 .
- ^ Гролле, Иоганн (12 мая 2018 г.), «Вторжение из степи», Der Spiegel
- ^ Шоу, Джонатан (25 августа 2022 г.). «В поисках первых носителей индоевропейского языка» . Гарвардский журнал. Архивировано из оригинала 11 сентября 2022 года . Проверено 11 сентября 2022 г.
- ^ Хабер, Марк; Меззавилла, Массимо; Сюэ, Яли; Комас, Дэвид; Гаспарини, Паоло; Заллуа, Пьер; Тайлер-Смит, Крис (2015). «Генетические доказательства происхождения армян от смешения нескольких популяций бронзового века» . Европейский журнал генетики человека . 24 (6): 931–936. биоRxiv 10.1101/015396 . дои : 10.1038/ejhg.2015.206 . ПМК 4820045 . ПМИД 26486470 .
- ^ Уэйд, Николас (10 марта 2015 г.). «Дата рождения Армении, указанная в V веке, приобретает достоверность» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 19 мая 2020 года . Проверено 13 февраля 2017 г.
- ^ Ван, Чуан-Чао (2018), Генетическая предыстория Большого Кавказа.
- ^ Ваан Куркджян, «История Армении», Мичиган, 1968, История Армении Ваана Куркджяна . Архивировано 27 мая 2012 г. в archive.today ; Армянская советская энциклопедия, т. 12, Ереван 1987; Артак Мовсисян, «Священное нагорье: Армения в духовной концепции Ближнего Востока», Ереван, 2000; Мартирос Кавукджян, «Происхождение армянского народа», Монреаль, 1982 г.
- ^ Кертис, Джон (ноябрь 2003 г.). «Ахеменидский период в Северном Ираке». L'archéologie de l'empire achéménide (Париж, Франция): 12.
- ^ Хокинс, доктор медицинских наук (1972). «Строительные надписи Каркемиша: Длинная стена скульптур и Большая лестница». Анатолийские исследования . 22 : 87–114. дои : 10.2307/3642555 . JSTOR 3642555 . S2CID 191397893 .
- ^ Редгейт, AE (2007). «Рецензируемая работа: Предыстория армян, Габриэль Султанян». Бюллетень Школы восточных и африканских исследований Лондонского университета . 70 (1): 173–175. дои : 10.1017/S0041977X07000195 . JSTOR 40378911 . S2CID 163000249 .
- ^ Jump up to: а б Мэри Бойс. Зороастрийцы: их религиозные верования и практики. Архивировано 21 декабря 2016 г. в Wayback Machine Psychology Press, 2001 г. ISBN 978-0415239028 стр. 84
- ^ «Обращение Армении в христианство было, вероятно, самым важным шагом в ее истории. Оно резко отвернуло Армению от ее иранского прошлого и на века закрепило за ней внутренний характер, столь же ясный как для местного населения, так и для тех, кто находится за пределами ее границ, почти сразу определил Армению как первое государство, принявшее христианство» . (Нина Гарсоян в книге «Армянский народ от древности до современности» , изд. Р.Г. Ованнисян, Пэлгрейв Макмиллан, 1997, том 1, стр.81).
- ^ традиционно датируется 301 годом по Микаэлу Чамчиану (1784). 314 год — дата, предпочитаемая основной наукой, так Николас Адонц (1970), стр. 82, после исследования Ананиана и Зейбта «Христианизация Кавказа (Армения, Грузия, Албания)» (2002).
- ^ Jump up to: а б Мэри Бойс. Зороастрийцы: их религиозные верования и практики. Архивировано 19 сентября 2015 г. в Wayback Machine Psychology Press, 2001 г. ISBN 0415239028 стр. 84
- ^ Чарл Волхатер, Корен де Вет. Международные сравнительные перспективы религии и образования. Архивировано 18 октября 2015 г. в Wayback Machine AFRICAN SUN MeDIA, ISBN 1920382372 . 1 марта 2014 г. стр. 31
- ^ Ходжсон, Наташа (2010). Костик, Конор (ред.). Крестовые походы и Ближний Восток: истории культуры . Рутледж. ISBN 978-1136902475 . Архивировано из оригинала 18 октября 2015 года . Проверено 14 сентября 2015 г.
- ^ Дональд Рэйфилд. Грань империй: история Грузии. Архивировано 18 мая 2020 г. в Wayback Machine Reaktion Books, 2013 г. ISBN 1780230702 стр. 165
- ^ Стивен Р. Уорд. Бессмертное, обновленное издание: Военная история Ирана и его вооруженных сил. Архивировано 18 мая 2020 г. в издательстве Wayback Machine Georgetown University Press, 8 января 2014 г. ISBN 1626160325 стр. 43
- ^ Херциг, Эдмунд; Куркчиян, Марина (10 ноября 2004 г.). Армяне: прошлое и настоящее в формировании национальной идентичности . Рутледж. ISBN 9781135798376 . Архивировано из оригинала 24 марта 2021 года . Проверено 30 декабря 2014 г.
- ↑ Тимоти К. Даулинг. Россия в войне: от монгольского завоевания до Афганистана, Чечни и других стран. Архивировано 3 сентября 2016 г. в Wayback Machine, стр. 728 ABC-CLIO, 2 декабря 2014 г. ISBN 1598849484
- ^ Jump up to: а б «Геноцид армян (1915–16): обзор» . Энциклопедия Холокоста . Архивировано из оригинала 4 мая 2023 года . Проверено 5 мая 2023 г.
- ^ «День памяти Геноцида армян» . Институт Освенцима . Архивировано из оригинала 5 мая 2023 года . Проверено 5 мая 2023 г.
- ^ Ваан Куркджян, «История Армении», Мичиган, 1968, История Армении Ваана Куркджяна . Архивировано 27 мая 2012 г., archive.today .
- ^ «Геноцид армян | История, причины и факты | Британника» . www.britanica.com . 3 мая 2023 г. Архивировано из оригинала 11 марта 2015 г. Проверено 20 июня 2023 г.
- ^ Ходжоян, Сара (16 октября 2009 г.). «Армяне в Стамбуле: Диаспора в Турции приветствует налаживание отношений и ждет дальнейших шагов от обеих стран» . АрменияNow.com. Архивировано из оригинала 1 января 2017 года . Проверено 5 января 2013 г.
- ^ Кембриджская древняя история. том. 12, с. 486. Лондон: Издательство Кембриджского университета, 2005.
- ^ Терзян, Шелли (2014). Волхутер, Чарльз; де Вет, Корин (ред.). Международные сравнительные перспективы религии и образования . Африканское Солнце Медиа. п. 29. ISBN 978-1920382377 . Архивировано из оригинала 15 июня 2016 года . Проверено 20 июля 2015 г.
- ^ « Агафангел , История святого Григория и обращения Армении» . Архивировано из оригинала 30 сентября 2018 года . Проверено 13 июня 2014 г.
- ^ Агафангелос, История армян, Роберт В. Томсон, State University of New York Press, 1974.
- ^ «Мигрирующий католикосат» . Архивировано из оригинала 3 апреля 2008 года . Проверено 27 февраля 2007 г.
- ^ Хамед-Троянский, Владимир (2021). «Становление армянином: религиозные преобразования на позднем имперском Южном Кавказе» . Сравнительные исследования в обществе и истории . 63 (1): 242–272. дои : 10.1017/S0010417520000432 .
- ^ «Два католикосата внутри Армянской церкви» . Архивировано из оригинала 24 мая 2008 года . Проверено 27 февраля 2007 г.
- ^ «Сакральная геометрия и армянская архитектура | Путешествия по Армении, история, археология и экология | ТурАрмения | Путеводитель по Армении» . Архивировано из оригинала 24 июля 2019 года . Проверено 24 мая 2009 г.
- ^ Армения, прошлое и настоящее; Элизабет Бауэр, Джейкоб Шмидхейни, Фредерик Лейст, 1981 год.
- ^ «Спорт в Армении» . Архивировано из оригинала 19 ноября 2015 года . Проверено 27 февраля 2007 г.
- ^ «Послы в спорте?: Независимая Армения намного ниже славы советских времен на поле, коврике» . АрменияСейчас . 15 декабря 2006 г. Архивировано из оригинала 28 января 2018 г. . Проверено 27 января 2018 г.
- ^ «Армения: самая умная нация на земле» . Всемирная служба Би-би-си . 18 октября 2009 г. Архивировано из оригинала 24 октября 2017 г. Проверено 28 января 2018 г.
- ^ Акопян, Гравард Г. (1990). Средневековое искусство Арцаха . Ереван, Армянская ССР: Диаспора. п. 84. ИСБН 978-5-8079-0195-8 .
- ^ Jump up to: а б с Акопян. Средневековое искусство Арцаха , с. 84.
- ^ (на армянском языке) Киракос Гандзакеци . История Армении . Ереван, Армянская ССР. Армянская академия наук , 1961, с. 216, цитируется по делу Акопяна. Средневековое искусство Арцаха , с. 84, примечание 18.
- ^ Улубаян, Баграт А. (1975). Княжество Хачен, с 10 по 16 века (на армянском языке). Ереван, Армянская ССР. Армянская академия наук. п. 267.
- ^ Эррера К.Дж., Лоури Р.К., Хадден Л., Кальдерон С., Чиу С., Епископосян Л., Регейро М., Андерхилл П.А., Эррера Р.Дж. (март 2012 г.). «Неолитические отцовские сигналы указывают на то, что Армянское нагорье было заселено земледельцами» . Европейский журнал генетики человека . 20 (3): 313–20. дои : 10.1038/ejhg.2011.192 . ПМК 3286660 . ПМИД 22085901 .
- ^ Маргарян А, Деренко М, Оганесян Х, Малярчук Б, Хеллер Р, Хачатрян З, Аветисян П, Бадалян Р, Бобохян А, Меликян В, Саргсян Г, Пилипосян А, Симонян Х, Мкртчян Р, Денисова Г, Епископосян Л, Виллерслев Е , Аллентофт М (10 июля 2017 г.). «Восемь тысячелетий матрилинейной генетической преемственности на Южном Кавказе» . Современная биология . 27 (13): 2023–2028. дои : 10.1016/j.cub.2017.05.087 . ПМИД 28669760 . S2CID 23400138 . «Рисунок 2» . Архивировано из оригинала 24 марта 2021 года . Проверено 20 декабря 2019 г.
Общий
- В этой статье использованы общедоступные материалы из Всемирная книга фактов . ЦРУ .
- В этой статье использованы общедоступные материалы из Информационные бюллетени о двусторонних отношениях США . Государственный департамент США .
- Для категоризации армянских церквей в Лос-Анджелесе использовалась информация из проекта «Священная трансформация: армянские церкви в Лос-Анджелесе» . Архивировано 29 июня 2011 года в Wayback Machine (проект Университета Южной Калифорнии) . Школы политики, планирования и развития
- Некоторые сведения об истории армян взяты из многотомной «Истории армянского народа», Ереван, Армения, 1971 г.
Дальнейшее чтение
- Петросян, Армен (2006). «К истокам армянского народа. Проблема идентификации протоармян: критический обзор» . Журнал Общества арменоведения . 16 :25–66. ISSN 0747-9301 .
- И. М. Дьяконов, Предыстория армянского народа (переработанная, перевод Лори Дженнингс), Caravan Books, Нью-Йорк (1984), ISBN 978-0-88206-039-2 .
- Джордж А. Бурнутян, История армянского народа , 2 том. (1994)
- Ованнисян, Ричард Г. , изд. (сентябрь 1997 г.), Армянский народ от древности до современности , том. I - Династические периоды: от античности до четырнадцатого века, Нью-Йорк: St. Martin's Press, ISBN 978-0-312-10169-5
- Ованнисян, Ричард Г. , изд. (сентябрь 1997 г.), Армянский народ от древности до современности , том. II - Иностранное доминирование к государственности: от пятнадцатого века до двадцатого века, Нью-Йорк: St. Martin's Press, ISBN 0-312-10168-6
- Редгейт, Энн Элизабет (1999), Армяне (1-е изд.), Оксфорд, Великобритания: Blackwell Publishers, ISBN 0-631-22037-2
- Александра Циолковска-Бём , Польский опыт во время Второй мировой войны: лучший день не наступил , Лэнхэм, Мэриленд: Lexington Books, 2013, ISBN 978-0-7391-7819-5
- Рассел Д. Грей и Квентин Д. Аткинсон, «Время расхождения языковых деревьев подтверждает анатолийскую теорию индоевропейского происхождения», Nature, 426, 435–439 (2003)
- Джордж А. Бурнутян, Краткая история армянского народа (Mazda, 2003, 2004).
- Айвазян, Оганес (2003). Энциклопедия армянской диаспоры [ Энциклопедия армянской диаспоры ] (на армянском языке). Том. 1. Ереван: Издательство Армянской энциклопедии. ISBN 978-5-89700-020-3 .
- Стопка, Кшиштоф (2016). Армения Христиана: армянская религиозная идентичность и церкви Константинополя и Рима (4-15 века) . Краков: Издательство Ягеллонского университета. ISBN 9788323395553 .
- Маркарян, Моника Налбандян (2016). «Армянская диаспора в Бразилии» . Журнал востоковедения (6): 109–115. дои : 10.11606/issn.2763-650X.i6p109-115 . - об армянской диаспоре Бразилии.
- Материалы серии конференций Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе
Серия конференций Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе под названием «Исторические армянские города и провинции» организована заведующим кафедрой современной истории Армении Армянского образовательного фонда. Материалы конференции редактирует Ричард Г. Ованнисян . Изданные в Коста-Месе, Калифорния, издательством Mazda Publishers, они:
- Армянский Ван/Васпуракан (2000) ОСЛК 44774992
- Армянский Багеш/Битлис и Тарон/Муш (2001) ОСЛК 48223061
- Армянин Цопк/Харперт (2002) ОСЛК 50478560
- Армянка Карин/Эрзерум (2003) ОСЛК 52540130
- Армянская Себастия/Сивас и Малая Армения (2004) ОСЛК 56414051
- Армянский Тигранакерт/Диарбекир и Эдесса/Урфа (2006 г.) ОСЛК 67361643
- Армянская Киликия (2008) ОСЛК 185095701
- Армянский Понт: Трапезундско-Черноморские общины (2009) ОСЛК 272307784