Центральный банк Армении
![]() | Эта статья содержит контент, написанный как реклама . ( Июль 2017 г. ) |
![]() Логотип | |
Штаб-квартира | |
Штаб-квартира | Ереван |
---|---|
Координаты | 40 ° 10'33 "N 44 ° 30'38" E / 40,17583 ° N 44,51056 ° E |
Учредил | декабрь 1991 года |
Право собственности | 100% государственная собственность [1] |
Губернатор | Мартин Галстян |
Центральный банк | Армения |
Валюта | Армянский драм АМД ( ИСО 4217 ) |
Резервы | 1 770 миллионов долларов США [1] |
Предшественник | Национальный банк Армении (1991–1993) |
Веб-сайт | www.cba.am |
Центральный банк Армении ( армянский : րայաստանի Կենտրոնական Բանկ , латинизированный : Айастани Кентронакан Банк ) является центральным банком Армении со штаб - квартирой в Ереване . ЦБА является независимым учреждением, ответственным за выпуск всех банкнот и монет в стране, надзором и регулированием банковского сектора, а также хранением валютных резервов правительства. ЦБА также является единственным владельцем Армянского монетного двора.
Банк участвует в политике содействия финансовой доступности и является членом Альянса за финансовую доступность. [2]
3 июля 2012 года Центральный банк Армении объявил, что возьмет на себя конкретные обязательства по обеспечению финансовой доступности в соответствии с Декларацией Майя .
28 сентября 2012 года на Глобальном политическом форуме 2012 банк взял на себя дополнительное обязательство в соответствии с Декларацией Майя поощрять внедрение продуктов частного сектора, отвечающих потребностям бедных слоев населения, с упором на инновационные каналы, такие как мобильная связь. и электронные деньги. А также внедрить быструю, эффективную и бесплатную систему рассмотрения жалоб через офис финансового посредника и улучшить нормативно-правовую базу, чтобы потребители имели информацию, защиту и возможность доступа ко всем услугам.
Нынешним председателем ЦБА является Мартин Галстян .
Цель
[ редактировать ]Миссия Центрального банка
[ редактировать ]- быть престижной, прозрачной, независимой, основанной на знаниях и эффективной организацией, которая понимает и ценит тенденции развития в международном финансовом сообществе.
- поддерживать институциональный потенциал, чтобы оперативно реагировать на изменения в экономической ситуации и эффективно влиять на экономические процессы
- всегда поддерживать устойчивое макроэкономическое развитие Армении, оставаясь при этом ключевым партнером правительства в решении экономических проблем.
Ключевые задачи Центрального банка
[ редактировать ]- для поддержания стабильности финансового сектора
- обеспечить выпуск национальной валюты и обеспечить ее кругооборот
- по борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма
- управлять международными резервами Армении
- регулировать и контролировать другие сферы компетенции, предусмотренные конституцией и законами Армении.
Структура
[ редактировать ]ЦБА Менеджмент
[ редактировать ]Совет Центрального банка является высшим органом управления Центрального банка. Совет Центрального банка состоит из председателя, двух его заместителей и пяти членов правления. В состав Совета Центрального банка по должности входят Председатель Центрального банка и заместители Председателя Центрального банка.Председатель Центрального банка является высшим должностным лицом Центрального банка. Председатель несет ответственность за выполнение задач, установленных настоящим Законом. В случае отсутствия Председателя или его неспособности исполнять свои обязанности его заменяет один из его заместителей, а в случае отсутствия или невозможности управления заместителями старейший член Совета Центрального банка исполняет обязанности старшего члена Совета Центрального банка. его место.Председатель назначается Национальным собранием по представлению Президента сроком на 6 лет, а заместители председателя назначаются Президентом сроком на 6 лет. Члены Совета Центрального банка назначаются Президентом Республики Армения сроком на 5 лет. Члены Совета Центрального банка не могут занимать иную оплачиваемую должность в Центральном банке.Председатель Центрального банка координирует и обеспечивает работу Центрального банка, представляет Центральный банк в республике и за рубежом, а также в международных организациях, реализует иные права, закрепленные исключительно за Советом Центрального банка. Председатель, его заместители, а также члены Правления не могут быть членами управления какой-либо партии, не могут иметь другого государственного звания, выполнять иную оплачиваемую работу, кроме научно-исследовательской, педагогической и творческой деятельности.
Поддержание финансовой стабильности
[ редактировать ]Основным органом, ответственным за финансовую стабильность в Армении, является Центральный банк, как это предусмотрено Законом Республики Армения «О Центральном банке». Одной из целей ЦБА является поддержание стабильности и надлежащего функционирования финансовой системы Армении, в том числе обеспечение стабильности, ликвидности, платежеспособности и надлежащего функционирования банковской системы. Центральный банк Армении реализует вышеупомянутую задачу посредством своих усилий по оценке и снижению рисков, функций регулирования и надзора за финансовой системой, надзора за платежной системой и, в исключительных обстоятельствах, выступая в качестве кредитора последней инстанции и резолюционной работы по борьбе с проблемные банки.
Введение в финансовую стабильность
[ редактировать ]Центральный банк Армении определяет финансовую стабильность как состояние, при котором финансовая система способна противостоять потрясениям и сбоям, чтобы система поддерживала достаточный уровень ликвидности, адекватно выполняла транзакции и передачи и способствовала распределению сбережений на инвестиционные возможности в экономике. В самом распространенном определении финансовая стабильность означает стабильность ключевых финансовых учреждений и финансовых рынков и никоим образом не исключает банкротства отдельных финансовых учреждений, а также серьезных колебаний стоимости активов. Финансовая стабильность предполагает выявление источников крупных рисков, неразумное управление финансовыми рисками , неэффективное ценообразование на активы и реализацию соответствующей политики.
Стабильная финансовая система является ключевым компонентом здоровой и успешной экономики. Каждый должен быть уверен, что система безопасна и стабильна, а ее функции достаточны для предоставления жизненно важных услуг экономике. Защита и поддержание стабильности финансовой системы имеет первостепенное значение для центральных банков большинства стран. Это связано с тем, что низкая инфляция и безработица, а также быстрый экономический рост, как общие цели монетарных и других государственных органов, не могут быть достигнуты в современной экономике без развитой и стабильной финансовой системы, посредством которой эффекты мер денежно-кредитной политики могут быть эффективно направлены на другие страны. сектора экономики.
Инструменты, используемые ЦБ для поддержания финансовой стабильности
[ редактировать ]Центральный банк располагает множеством инструментов поддержания финансовой стабильности. Такими инструментами являются:
- анализ и оценка рисков
- рыночная информация, которая обеспечивает широкую прозрачность в отношении целей центрального банка, публичное выявление рисков, поощрение участников финансового рынка повышать свою осведомленность об этих рисках и действовать соответствующим образом.
- надзор и развитие платежной системы
- рыночные операции и помощь в ликвидности
- выступая в качестве кредитора последней инстанции
- комитет финансовой стабильности
- другой
В целях выявления вероятных рисков, влияющих на финансовую систему, Центральный банк анализирует ряд показателей местной и внешней финансовой системы, а также реального сектора, осуществляет мониторинг финансовых рынков, осуществляет надзор за платежными системами. На этом этапе Центральный банк анализирует основные элементы финансовой системы (финансовые учреждения, инфраструктуру финансового рынка и финансовые рынки), а также развитие макроэкономики. Центральный банк опирается на анализ всех факторов, которые могут прямо или косвенно повлиять на стабильное функционирование финансовой системы. Еще одним важным инструментом оценки финансовой стабильности являются индикаторы финансовой устойчивости, одобренные МВФ.
Центральный банк также использует известные в мире модели стресс-тестирования для оценки уязвимости финансовой системы во время реализации вероятных рисков. Стрессовые сценарии представляют собой простые события типа «что, если», позволяющие оценить издержки финансовой системы или отдельных участников.
Важным аспектом поддержания стабильности финансовой системы является контроль рисков. Центральный банк осуществляет контроль рисков путем реализации пруденциальной и макропруденциальной политики, а также надзора за финансовой системой. Пруденциальное регулирование предполагает установление определенной нормативной базы для отдельного учреждения с целью удержания рисков, влияющих на устойчивость отдельного учреждения, в управляемых пределах. Сама по себе макропруденциальная политика подразумевает использование пруденциальных инструментов, которые обеспечат стабильность финансовой системы в целом. Макропруденциальное регулирование направлено на минимизацию системных рисков.
Политика Центрального банка, направленная на поддержание финансовой стабильности
[ редактировать ]Политика Центрального банка по поддержанию финансовой стабильности делится на три типа.
- Когда финансовая система характеризуется как стабильная, или, другими словами, колебания основных показателей находятся в пределах допустимого диапазона, необходимо проводить превентивную политику. Реализация такой политики предполагает постоянный мониторинг ряда макропруденциальных показателей. Необходимо отразить прямые и косвенные международные риски финансового сектора как в количественном, так и в качественном выражении. Превентивная политика направлена на обеспечение финансовой стабильности путем использования имеющихся инструментов надзора и регулирования.
- Когда колебания финансовой системы находятся в пределах целевого диапазона, но имеют тенденцию нарушать его, что может вызвать высокую волатильность в определенных финансовых или нефинансовых секторах, тогда будет применяться корректирующая политика. Действия, вытекающие из вышеуказанной политики, охватывают такие виды деятельности, как изучение новых инструментов финансового рынка и методов анализа рисков, изучение практики резервирования потерь по кредитам, обсуждение новых требований к достаточности капитала, а также принятие международных реформ и внедрение соответствующих дополнений. Фактически это дает возможность расширить имеющиеся инструменты и усовершенствовать нормативную базу.
- В случае, если колебания финансовой системы выходят за пределы допустимого уровня и система не может выполнять свои ключевые функции, будет реализована политика восстановления. Меры восстановления обычно включают в себя расширенный набор антикризисных мер. Чрезвычайными антикризисными мерами, принимаемыми Центральным банком, являются: расширение возможностей банков по займам у центрального банка, политика количественного смягчения, экстренная помощь ликвидностью в рамках его функции кредитора последней инстанции и т. д.
Комитет финансовой стабильности
[ редактировать ]В 2011 году Центральный банк создал консультативный орган — Комитет финансовой стабильности. Основной задачей Комитета является оценка финансовой устойчивости. Комитет определяет вероятные риски, угрожающие финансовой стабильности и основные каналы ее влияния, обсуждает основные меры, направленные на обеспечение финансовой стабильности, предлагает объем дальнейших направлений политики и другие необходимые действия. Заседания комитета проходят ежеквартально. В чрезвычайных ситуациях внеочередное заседание созывается на основании устного решения председателя.
- Комитет доступен со структурой, указанной ниже:
- председатель комитета
- Председатель Центрального банка
- заместитель председателя комитета
- Заместитель председателя Центрального банка
- Члены комитета
- Начальник отдела стабильности и развития финансовой системы
- Руководитель департамента денежно-кредитной политики
- Начальник отдела финансового надзора
- Руководитель финансового отдела
- Начальник управления регулирования финансовой системы
Отчет о финансовой стабильности
[ редактировать ]Центральный банк Армении публикует результаты текущего анализа в Отчете о финансовой стабильности. Отчет о финансовой стабильности публикуется ежегодно, начиная с 2007 года, и раз в полгода, начиная с 2010 года. Основная цель Отчета о финансовой стабильности – сосредоточить внимание на текущих событиях в реальном и финансовом секторах, которые могут подорвать финансовую стабильность. В отчете представлена оценка Банком России финансовой устойчивости, основные риски, угрожающие финансовой стабильности, а также принимаемые меры по предотвращению и снижению этих рисков. Публикация Отчета о финансовой стабильности позволяет повысить осведомленность финансовых учреждений, компаний, предпринимателей и широкой общественности о мерах, принимаемых властями для обеспечения стабильности финансовой системы. С другой стороны, цель предоставления информации о происхождении рисков и уязвимости финансовой стабильности – помочь людям принимать решения в различных ситуациях. Риски, влияющие на финансовую стабильность Армении, могут возникнуть в местной экономике, внешней экономике и самой финансовой системе. Учитывая вышеизложенное, возможные риски, влияющие на финансовую стабильность Армении, представлены в 5 сферах:
- Риски, связанные с развитием мировой экономики (макроэкономика и финансовые рынки)
- Риски, связанные с развитием макроэкономической ситуации в Армении
- Риски, связанные с развитием макроэкономической ситуации в Армении
- Риски, связанные с развитием финансовых институтов Армении
- Риски, возникающие в результате развития финансовой инфраструктуры.
Центральный банк Армении постоянно проводит большую работу с целью сделать отчет о финансовой стабильности более информативным и расширенным в соответствии с международной практикой и перед лицом новых вызовов.
Стратегия поддержания финансовой стабильности, 2015–2017 гг.
[ редактировать ]Поддержание прочной, стабильной и функциональной финансовой системы
[ редактировать ]Этот аспект направлен на обеспечение нормальной деятельности и стабильности финансовой системы Армении, в том числе на создание необходимых условий для нормальной работы. Это подразумевает, что финансовые учреждения и организации платежно-расчетной системы своевременно выполняют свои обязательства, эффективно, результативно и бесперебойно выполняют свои функции, разумно управляют своими рисками, поглощают и нейтрализуют риски, возникающие в результате возможных шоковых ситуаций, сохраняя при этом свою деятельность открытой и прозрачной. .
1. Текущие достижения
[ редактировать ]В список достижений вошли проведение комплексного анализа рисков финансовых институтов и внедрение инструментов мониторинга финансовой стабильности. Публикация отчета о финансовой стабильности улучшилась. Были организованы симуляционные игры для отработки реагирования и других соответствующих действий на чрезвычайные ситуации. Внедрена система оценки рисков, распространяющихся на финансовую систему из внешнего и реального секторов, посредством макропруденциального анализа (количественные методы, стресс-тесты). Разработаны и применяются в настоящее время концепция антикризисного управления и методология системного раскрытия банковской информации.
Концепция внедрения новых Базельских принципов (Базель 3) была разработана с целью приведения нормативной базы банковской системы Армении в соответствие с международно признанными принципами. Ведется работа по внедрению новой модели (риск-ориентированный надзор). Совместная группа Всемирного банка и Международного валютного фонда также провела оценку финансовой системы Армении в рамках Программы оценки финансового сектора в 2012 году, которая отметила заметные улучшения и прогресс в области регулирования и надзора финансовой системы по сравнению с оценкой 2005 года. . В частности, последняя оценка показывает, что финансовая система Армении соответствует вышеупомянутым принципам почти на 93%, что означает, что страна соответствует рейтингу как соответствующая или в значительной степени соответствующая.
Разработан и утвержден график внедрения системы Solvency 2 в Республике Армения. Начались соответствующие работы по организации намеченных мероприятий; в частности, было разработано «Руководство по оценке рисков андеррайтинга иного, чем страхование жизни», которое в настоящее время находится на пилотной стадии. В 2012 году завершена комплексная оценка Электронной платежной системы Центрального банка на соответствие международным принципам, установленным Банком международных расчетов. По результатам оценки ЭПС оценена как надежная и безрисковая с точки зрения финансовой устойчивости. Результаты этой оценки также послужили основой для деятельности Всемирного банка, проведенной в рамках ФСАП в 2012 году.
2. Основные цели развития
[ редактировать ]- Разработать систему финансовой стабильности, чтобы обеспечить наличие эффективных систем и процедур для оценки потенциальных рисков, представляющих угрозу финансовой стабильности, а также для управления кризисами.
- Создать устойчивую структуру регулирования и надзора в соответствии с лучшим международным опытом и принципами, которая представляла бы собой наилучшее сочетание управления рисками финансовой системы (обеспечение стабильности) и текущих событий.
- Осуществить реформы в рамках единой философии развития финансовой системы, чтобы обеспечить равноправное и сбалансированное развитие финансовых институтов, финансовых рынков и финансовой инфраструктуры одновременно с увеличением финансового посредничества.
- Продолжить действия по внедрению передовых стандартов банковского регулирования и надзора, в частности новых Базельских принципов, перспективного надзора, основанного на рисках, консолидированного надзора за финансовыми учреждениями, улучшить систему отчетности и качество данных, предоставляемых банками, а также принять более оптимизированные подходы к надзору. в целом. 16
- Продолжить деятельность по внедрению лучших международных стандартов страхового регулирования и надзора, а именно новых принципов, разработанных Международной ассоциацией страховых надзорных органов, улучшить существующие подходы к надзору и, в частности, продолжить дальнейшие усилия по поэтапному внедрению системы Solvency 2. .
- Оценить «Единую систему ведения реестров ценных бумаг и расчетов» Центрального депозитария Армении в соответствии с принципами, установленными Банком международных расчетов, с целью повышения эффективности управления рисками и функциональности систем расчетов по ценным бумагам в Республике Армения. Армении и привести эти системы в соответствие с международно признанными стандартами.
- Оценить текущие изменения, возникшие в результате оценки ЭПС ЦБ и на основе рекомендаций к системе управления рисками с единственной целью установить соответствие работы системы принципам, указанным Банком международных расчетов, что поможет система минимизирует возникновение рисков и повысит эффективность ее работы.
3. Ожидаемый результат и политические действия
[ редактировать ]Ожидаемый результат | Политические действия | |
1. Эффективные системы и механизмы финансовой стабильности и антикризисного управления в соответствии с лучшими международными практиками. | 1.1. Разработка и применение методов оценки, мониторинга и анализа рисков, специфичных для финансовой системы. 1.2. Регулярный пересмотр и обновление концепции антикризисного управления и ее приведение в соответствие с законодательной и нормативной базой. 1.3. Разработка количественных методов оценки рисков, распространяющихся из внешнего и реального секторов, посредством макропруденциального анализа. | |
2. Регулирование и надзор за финансовой системой в соответствии с лучшими международными практиками. | 2.1. Анализ и оценка потенциального воздействия в ходе поэтапного перехода к соглашению Базель 3. 2.2. Анализ и оценка потенциального воздействия в ходе поэтапного внедрения системы Solvency 2. | |
3. Новые финансовые институты, финансовая инфраструктура, инструменты и услуги для устойчивого развития финансовой системы. | 3.1. Разработка долгосрочной стратегии развития финансовой системы Республики Армения. Стратегия будет включать меры по дальнейшему развитию отдельных секторов финансовой системы (банков, страховых компаний, рынка ценных бумаг, платежно-расчетной системы). 3.2. Реализация мер, направленных на усиление финансового посредничества в Республике Армения, в частности содействие внедрению технологий, поддерживающих предоставление дистанционных финансовых услуг, расширение их географии, поддержка внедрения и постепенного развития услуг микрофинансирования, инновационных продуктов. и услуги, такие как безналичные, электронные и мобильные финансовые услуги. | |
4. Передовые стандарты банковского регулирования и надзора. | 4.1. Оценка возможности внедрения лучших международных практик в банковскую систему Республики Армения, апробация и внедрение. 4.2. Совершенствование и поэтапное внедрение системы риск-ориентированного надзора. 4.3. Тестирование и окончательное внедрение системы получения исходных данных от банков. 4.4. Принятие и введение в действие закона о консолидированном надзоре. | |
5. Передовые стандарты регулирования и надзора в сфере страхования. | 5.1. Оценка возможности внедрения лучших международных практик в банковскую систему Республики Армения, апробация и внедрение. 5.2. Поэтапное внедрение и развитие системы риск-ориентированного надзора за страховой деятельностью. | |
6. ДПМ «Единая система ценных бумаг» Ведение реестров и расчеты» в соответствии с Принципами Инфраструктуры финансового рынка. | 6.1. Обнаружение возможных источников рисков в системе. 6.2. Оценка системы на основе международных принципов/стандартов; инициирование плана действий по необходимым реформам, направленным на минимизацию рисков, выявленных в ходе оценки. 6.3. Последующий мониторинг результатов оценки | |
7. Приведение показателей прибыли на акцию Центрального банка в соответствие с Принципами ИФР. | 7.1. Оценка и внедрение изменений, предусмотренных планом действий для минимизации рисков, выявленных в ходе оценки. 7.2. Последующий мониторинг системы с установленной периодичностью. |
Денежно-кредитная политика
[ редактировать ]Центральный банк Армении (ЦБА) является юридическим лицом, наделенным государственными функциями. Основной целью ЦБА является стабильность цен в соответствии со статьей 83.3 Конституции Армении и статьей 4 Закона о Центральном банке Армении. С 1 января 2006 года ЦБА осуществляет стратегию таргетирования инфляции, которая предусматривает, что прогнозируемый уровень инфляции является промежуточной целью, а проценты — оперативной целью.ЦБА согласовывает основную цель с Правительством Армении, как это предусмотрено Законом Армении о государственном бюджете и одобрено Национальным Собранием Армении. ЦБА сам принимает решение о реализуемой им стратегии денежно-кредитной политики, а также промежуточных и оперативных целевых индикаторах, которые содержатся в программе денежно-кредитной политики и подлежат представлению Национальному Собранию. В программе изложены основные направления денежно-кредитной политики и монетарные инструменты, которые использует ЦБА для достижения своих целей. ЦБА также проводит валютную политику. [3]
С января 2006 года Центральный банк Армении в рамках Закона о Центральном банке Армении официально утвердил новые рамки управления инфляцией, перейдя к стратегии инфляционного таргетирования.
Обоснование принятия стратегии таргетирования инфляции Центральным банком Армении
В целях стабильности цен Центральный банк Армении (ЦБА) разрабатывает, утверждает и реализует программу денежно-кредитной политики (Закон Армении о Центральном банке, статья 6). В течение первой недели каждого квартала группа прогнозирования ЦБА представляет прогнозы инфляции на предстоящий 12-месячный горизонт, будущие направления денежно-кредитной политики, необходимые для минимизации отклонений прогнозируемой инфляции от целевого показателя, которые обсуждаются на заседании Совета. В начале каждого месяца Совет ЦБА принимает решение об уровне ставки рефинансирования ЦБА (ставки репо), а ежеквартально определяет направления денежно-кредитной политики на данный квартал.Координация монетарной и фискальной политики является очень важным аспектом разработки и реализации монетарной политики. Координация включает в себя как выбор основных макроэкономических показателей, так и вопросы, связанные с краткосрочной корректировкой ликвидности со стороны ЦБА, распределением внешних финансовых притоков, а также выпуском и размещением казначейских векселей Правительством.«Соглашение о принципах сотрудничества между ЦБА и Министерством финансов» служит основой для координации двух политик. Денежно-кредитная и фискальная политика координируются в процессе подготовки, корректировки и реализации среднесрочных, месячных, квартальных и годовых программ. ЦБА разрабатывает экономические и финансовые проекты в сотрудничестве с Правительством и поддерживает их реализацию, если они не противоречат его целям. Уполномоченные представители ЦБА и Министерства финансов участвуют в работе постоянных комиссий, контролирующих ход реализации политики. Делегаты наделены правом защищать свои интересы и решать волнующие вопросы.
Валютная политика
[ редактировать ]Валютная политика Центрального банка направлена на повышение надежности и международного авторитета армянского драма, а также на создание правовой и экономической основы для операций текущего счета, потоков капитала и иностранных инвестиций посредством эффективного управления валютными резервами Республика Армения. С этой целью принят соответствующий режим валютного курса, разработаны принципы организации валютных операций и установлен объем законодательной базы.
Режим валютного курса
Центральный банк осуществляет режим свободно плавающего обменного курса, который соответствует принципам либерализации операций по счету движения капитала и реализации независимой денежно-кредитной политики. Интервенция Центрального банка на валютный рынок осуществляется исходя из целей денежно-кредитной политики. Центральный банк публикует средние рыночные обменные курсы армянского драма по отношению к иностранной валюте.
История
[ редактировать ]До 1918 г.
[ редактировать ]Самые ранние монеты, найденные в Армении, датируются VI–V веками до нашей эры. Это эксклюзивные образцы серебряных монет Ахеменидского Ирана, Милета Малой Азии и Афин Греции.Известно, что еще в IV веке до нашей эры сатрапы Армении из династии Ахеменидов Тирибаз и Оранта чеканили монеты с изображением своих изображений.Монеты широко использовались в Армении с начала эллинистической эпохи (вторая половина IV века до н.э.). Благодаря международной торговле серебряные монеты Александра Македонского (336–323 гг. до н. э.) появились на армянском рынке из Малой Азии и Месопотамии. Армянские монеты того периода обычно изображали портрет монарха на аверсе и мифологические символы, а также имя и титул короля на реверсе в греческих надписях.Начиная со второй половины III века до нашей эры армянские цари Софена, Аршам, Ксеркс, Ардисарес, в том числе, чеканили медные монеты, которые являются самыми ранними армянскими монетами из известных.Несколько больше монет дошло до нас периода царства Арташесидов (189 г. до н. э. – 1 г. н. э.). Армянские монеты появились в международной торговле во времена правления Тиграна Великого (95–55 до н.э.). Их чеканили как в городах Армении (Арташат, Тигранакерт), так и Сирии (Антиохия, Дамаск). Известных монет династии Аршакидов (66–428 гг.) нет. Первоначально в Армении были в обращении монеты соседних стран – Римской империи и Парфянского царства. Позднее в обращение были введены монеты династии Сасанидов и Византийской империи.После завоевания Арабским халифатом (вторая половина VII в.) в обращении стали использовать монеты Омейядов, а затем и Аббасидов. Из денег Арабского Халифата в Армении находились в обращении серебряные дирхамы, медные филсы и ограниченное количество золотых динаров.В конце X века серебряный дирхам был заменен византийской золотой монетой, которая в то время играла ведущую роль денег в регионе. Тем временем в обращение начали проникать монеты сельджукских правителей. Во время правления династии Багратидов (885–1045) монеты не чеканились, хотя нам известна медная монета короля Курице II (1048–1100), потомка династии Багратидов Лори. Это первая монета, на которой имеются армянские надписи.В конце XI века на территории Малой Армении и Софены было основано Армянское государство Киликия (1080–1375). История этого государства охватывала два периода – Великое княжество и Царство. Монеты периода Княжества (1080–1198 гг.) практически не встречаются в единичных экземплярах. Доступно относительно большее разнообразие монет периода Королевства (1198–1375 гг.). Из киликийского выпуска можно выделить монеты из серебра, биллона (сплава с меньшим количеством серебра), меди и в очень ограниченном количестве из золота. Золотые монеты назывались дахекан; серебряные монеты – драм, тагворин; и медные монеты – данг, картез, пох. Армянские надписи и изображение креста являются основными характерными особенностями киликийских монет. Во время правления царя Хетума Первого (1226–1270) чеканились монеты с двуязычными наименованиями (армянским и арабским).В начале 13 века в обращение в северной и восточной части Армении проникли монеты грузинских царей, чеканившиеся в основном из меди и в небольшом количестве из серебра.Монеты монгольских ханов появились в обращении с 1260-х годов. В основном это были серебряные дирхемы и в небольшом количестве медные филы. В дальнейшем в денежном обращении использовались монеты разных мусульманских династий турецкого происхождения.Начиная с XVI века в обращении в Армении преобладали монеты иранских шахов.В 17 веке можно наблюдать массовое проникновение в обращение в Армении западноевропейских талеров.До начала 19 века монеты иранских шахов обращались в восточной части Армении, а монеты турецких султанов - в западной части Армении.Новая эра денежного цикла наступила после присоединения Армении к Российской империи (1-я половина XIX в.). В обращение были введены денежные выпуски империи и впервые бумажные банкноты.После февральского переворота в Армении начали обращаться бумажные банкноты Временного правительства России.
Денежный цикл в 1918–1924 гг.
[ редактировать ]После Октябрьской революции 1917 года Армения, Грузия и Азербайджан вскоре вышли из состава Российской империи, чтобы создать Закавказский комиссариат, независимый округ. В феврале 1918 года Закавказский комиссариат выпустил банкноты номиналом 1, 3, 5, 10, 50, 100 и 250 рублей. На этих банкнотах впервые появляются армянские надписи и нумизматическая разведка принимает их за первые армянские бумажные банкноты. Достигнув независимости 28 мая 1918 года, первая Республика Армения ввела в обращение чеки, выпущенные Ереванским филиалом Государственного банка. Летом 1920 года были введены в обращение банкноты серии 1919 года номиналом 50, 100 и 250 рублей. Они были разработаны Х. Коджояном и А. Фетваджяном и напечатаны компанией «Waterloo & Sons Limited» в Лондоне. Этот выпуск отличается оригинальным дизайном, в нем использованы национальные узоры и орнаменты, полные творчества. В 1921 году Ереванское отделение Государственного банка выпустило чеки номиналом 10 000 рублей. Затем появились банкноты серии 1921 года номиналом 5 000 и 10 000 рублей. Спустя некоторое время появились банкноты серии 1922 года номиналом 25 000, 100 000, 1 миллион и 5 миллионов рублей, а также купюры номиналом 5 миллионов рублей. были выпущены.В 1922 году три республики – Армения, Грузия и Азербайджан – объединились в Федеративный Союз Закавказских Советских Социалистических Республик. В 1923 году ФУЦСР выпускала банкноты номиналом 1000, 5000, 10000, 25000, 50000, 100000, 250000, 500000, 1 миллион, 5 миллионов и 10 миллионов рублей.13 декабря 1922 года ФУЦСР была реорганизована в Закавказскую Советскую Социалистическую Федеративную Республику и начала выпуск денежных знаков номиналом 25, 50, 75, 100, 250 миллионов и 1 и 10 миллиардов рублей. Банкнота номиналом 10 миллиардов рублей так и не была выпущена в обращение. Купюра серии 1923 года номиналом 1 червонец в обращение не вводилась.Вскоре после этого эти банкноты были заменены, хотя власти Советской Армении действовали указом от 20 декабря 1920 года, согласно которому обращение банкнот Советской России также было обязательным. После образования Советского Союза денежная реформа была проведена постановлением правительства от 15 апреля 1924 года о замене всех видов банкнот, находящихся в обращении в Закавказье, банкнотами унифицированных образцов Советского Союза.
Денежный цикл в советский период
[ редактировать ]В 1924 году монеты были введены в обращение на территории Советского Союза. Они были номиналом 1, 2, 3 и 5 копеек медью; 10, 15, 20 копеек из серебра; и 50 копеек и 1 рубль серебром. Медные монеты наименьшего номинала полкопейки чеканились в 1925–1928 годах.В 1923 году была отчеканена первая советская золотая монета номиналом 1 червонец. По всем своим характеристикам она соответствовала золотой монете Российской империи достоинством в 10 рублей. Он почти не появлялся в обращении и использовался только во внешнеторговых операциях.С 1926 г. монеты номиналом 1, 2, 3 и 5 чеканились из бронзы; начиная с 1931 года монеты номиналом 10, 15 и 20 копеек изготавливались из медно-никелевого сплава.Было большое разнообразие первых советских банкнот. В обращении находились советские червонцы (10 рублей) и рубли, предназначенные для изображения символов советской идеологии. Виды банкнот этого периода часто сменяли друг друга.В 1947 году была проведена денежная реформа, основная цель которой заключалась в содействии быстрому восстановлению пострадавшей от войны экономики, выводу из обращения фальшивых денег и замене старых образцов новыми.Денежная реформа 1961 года была направлена на изменение шкалы цен (10:1), улучшение денежного цикла и выпуск банкнот нового дизайна. В обращение были введены новые серии монет номиналом 1, 2, 3, 5, 10, 15, 20, 50 копеек и 1 рубль. Серия банкнот состояла из 1, 3, 5, 10, 25, 50 и 100 рублей номинальной стоимостью.В 1991 году для регулирования денежного обращения банкноты номиналом 50 и 100 рублей были изъяты из обращения и заменены новыми - банкнотами серии 1991 года номиналом 50 и 100 рублей (два разных типа). В дальнейшем в обращение были введены банкноты серии 1991 года номиналом 1, 3, 5, 10, 200, 500 и 1000 рублей. С февраля 1992 года была проведена либерализация цен, что привело к росту цен и девальвации рубля. В обращение были введены банкноты серии 1992 года номиналом 50, 200, 500, 1000, 5000 и 10000 рублей.
Денежный цикл в Республике Армения
[ редактировать ]22 ноября 1993 года в обращение была введена местная валюта драм номинальной стоимостью 10, 25, 50, 100, 200 и 500 драмов по курсу 200 рублей за один драм. Банкноты бывшего Советского Союза номинальной стоимостью 1–500 рублей выпуска 1961–1992 годов допускались к совместному обращению с драмом до 17 марта 1994 года.Монеты номиналом 10, 20, 50 лум и 1, 3, 5, 10 драмов из алюминиевого сплава были введены в обращение с 21 февраля 1994 года.Банкноты номиналом 1000 и 5000 драмов были введены в обращение с 24 октября 1994 года и 6 сентября 1995 года соответственно.С 1998 года в обращение были введены банкноты второй серии номиналом 50, 100, 500, 1000, 5000 и 20000 драмов. Банкноты этой серии отвечают современным требованиям по безопасности, долговечности, качеству и дизайну.4 июня 2001 года была введена в обращение памятная банкнота номиналом 50 000 драмов, посвященная 1700-летию принятия христианства в Армении.В период 2004–2005 годов из обращения были изъяты банкноты номиналом 50 и 100 драмов серий 1993–1995 годов и серий 1998 года. Они перестали быть законным платежным средством в Республике Армения, однако их разрешено обменивать по номинальной стоимости в коммерческих банках и Центральном банке Армении, без ограничений. В период 2003–2004 годов в обращение были введены монеты второй серии номиналом 10, 20, 50, 100, 200 и 500 драмов.С 24 августа 2009 года в обращение введена банкнота номиналом 100 000 драмов. На банкноте изображен царь Эдессы Абгар Пятый. По свидетельствам армянских историков, Абгар был первым царем армянского происхождения, принявшим христианство. Его почитала Армянская Апостольская Церковь.С августа 1994 года Центральный банк Армении выпустил в обращение несколько десятков памятных монет из золота, серебра и мельхиора.
20 век до 1991 года
[ редактировать ]В начале 20 века в Армении происходила концентрация капитала по мере развития капиталистических отношений. Российская столица была доминирующей. Крупнейшие российские банки открывали филиалы в ключевых городах Закавказья. В Ереване открылись филиалы банков, принадлежавших купцам Азово-Дона, Волго-Камска, Тифлиса и Кавказа в целом. Общественный городской банк открылся в Александрополе (Армения).
В 1914 году в Ереване действовало 10 банковских учреждений. Банки участвовали в коммерческой и промышленной деятельности путем инвестирования в акционерные компании в дополнение к кредитным операциям. Во времена гражданских войн финансово-кредитная система, а также денежный цикл были нарушены; финансовые права были всего лишь формальностью, в то время как не существовало никаких рамок для упорядочения функционирования казначейств.
После Октябрьской революции 1917 года в Армении был создан Закавказский комиссариат, в который вошли Армения, Грузия и Азербайджан. Хачатур Карчикян назначен министром финансов Закавказского комиссариата.
В мае 1918 года Закавказский комиссариат был распущен, после чего последовало образование трех независимых республик.
28 мая 1918 года Ованес Каджазнуни был назначен премьер-министром, а Саргис Араратян, а позже Григор Джагетян - министром финансов Первой Республики Армения .
В 1918–1919 годах денежная система страны была полностью разрушена, государственное казначейство было не в состоянии покрыть текущие расходы и произвести столь необходимые ассигнования. Чтобы сократить государственные расходы и увеличить доходы, правительство решило повысить налоги, сократить субсидии, сократить количество государственных служащих и создать новые рабочие места.
Правительству пришлось провести допэмиссию для покрытия текущих расходов. «Растущие государственные расходы правительство покрывало за счет выпуска банкнот, печатная машина работала бесперебойно и быстро, ежемесячно печатая 600–800 миллионов рублей. Естественно, такой поток денег во многом отражал торгово-промышленное положение страны и высокую стоимость жизни. Цены на продукты питания росли аномальными темпами», - написал премьер-министр Симон Врацян.
Правительство выпускало в большом количестве необеспеченные бумажные деньги. С августа 1919 г. по декабрь 1920 г. было выпущено чеков на сумму 11 миллиардов рублей, что равнялось золоту на сумму 6 миллионов рублей. Это привело к инфляции. Если летом 1919 года золотой червонец Российской империи (10 рублей) оценивался в 900 рублей чеками, то следующим летом он стоил уже 200 000 рублей.
20 августа 1920 года был принят закон «О фальшивомонетничестве». Закон, в частности, предусматривал, что к смертной казни может быть приговорен любой, кто будет иметь какое-либо отношение к подделке документов и/или предоставит фальсификатору инструменты и материалы для изготовления подделок.
26 октября 1920 года был принят еще один закон с целью превратить Ереванский филиал Государственного банка в Государственный банк Республики Армения. Однако реализация этого закона провалилась, поскольку 20 декабря 1920 года, после прихода к власти большевиков, был принят декрет о национализации банков.
В рамках кредитной политики Правительством Республики Армения были приняты меры по остановке инфляции и превращению Государственного банка в функционирующий институт, поскольку именно Министерство финансов отвечало за осуществление банковских операций. Правительство Армении попыталось снабдить британский банк в Батуми армянскими чеками по определенному обменному курсу. Попытки также включали хранение некоторой иностранной валюты в Тифлисском банке и осуществление обмена фунтов стерлингов, франков, грузинской и азербайджанской валюты армянскими чеками во всех центральных городах Республики Армения в обмен на указанную валюту. Несмотря на все усилия правительства, население, особенно мусульманская часть, не питало доверия к армянским денежным знакам, и в основном в торговле использовались облигации Закавказья. Правительство Армении пыталось договориться с правительством Грузии об уничтожении закавказских облигаций.
До установления советской власти в Армении действовало 6 банков (филиалов), в обращении находилось 340 миллионов закавказских облигаций и армянских чеков на сумму более 11 миллиардов рублей номинальной стоимостью всего 353 тысячи довоенных рублей. Деньги были полностью обесценены. Выручка от эмиссии и другие доходы направлялись на нужды МВД и военные нужды. Ключевой компонент денежной системы – государственный бюджет – отсутствовал.
28 декабря 1920 года Приказом Наркомфина № 5 Ереванское отделение Российского государственного банка было переименовано в Государственный банк ССРА, а на следующий день в Народный банк ССРА, а Владислав Моравский управляющим был назначен . Банка. В августе 1921 года Народный банк прекратил деятельность и его полномочия были переданы ФКП.
20 марта 1922 года был создан Государственный банк ССРА. Первым губернатором был Мартин Саакян, который занимал эту должность до 1924 года.
В 1924 году Ереванский филиал Государственного банка ССРА был переименован в Ереванский филиал Государственного банка Советского Союза, Григор Джагетян управляющим которого стал .
15 апреля 1924 года государственным декретом было утверждено решение о замене всех видов денежных знаков, находящихся в обращении в Закавказье, банкнотами Советского Союза.
В 1929 году по предложению архитектора и академика Александра Таманяна был выделен земельный участок под новое здание Армянского филиала Государственного банка. Строительство по проекту Николая Баева началось в 1930 году и завершилось в 1933 году.
В 1930–1932 годах была проведена кредитная реформа, направленная на преобразование специализированных банков в учреждения долгосрочного кредитования, а филиальная сеть была передана в ведение Армянского филиала Государственного банка. Специализированные банки функционировали через филиалы Государственного банка. Как в На 1 января 1930 г. было 7 филиалов; в 1931 году филиалов насчитывалось 26.
В 1938 году Государственный банк вышел из структуры Наркомата финансов.
В 1946 году Государственный банк снова вошел в состав Министерства финансов Советского Союза. Управляющий Банка одновременно занимал должность заместителя министра финансов.
В 1953 году Армянский филиал Госбанка был переименован в Армянский республиканский филиал Госбанка Советского Союза.
В 1954 году Государственный банк Советского Союза окончательно вышел из структуры Министерства финансов Советского Союза.
В 1961 году была проведена денежная реформа с целью обмена старых серий банкнот на новые в соотношении 1 к 10.
В августе 1977 года было совершено серьезное ограбление: из хранилища банка была похищена крупная сумма денег. Люди называют это «грабежом века». Летом 1978 года преступники были арестованы в Москве, а большая часть украденных денег была возвращена банку.
В 1987 году Армянский республиканский филиал Государственного банка был переименован в Армянский республиканский банк Государственного банка Советского Союза. Банк имел 52 филиала.
В 1987 году был создан ряд специализированных банков, в том числе Внешний банк экономики, Ардшинбанк (банк промышленности и строительства), Бнаксоцбанк (банк бытовых и социальных нужд), Агроардбанк (банк агропромышленного комплекса) и Хнайбанк (сберегательный банк). .
Начиная с 1988 года все 52 филиала Армянского республиканского филиала Госбанка вместе со своими книгами были переданы Ардшинбанку, Бнаксоцбанку и Агроардбанку.
В 1988 году был утвержден четвертый и последний устав Государственного банка Советского Союза, в котором говорилось, что Государственный банк является головным банком страны, единым эмиссионным центром и организатором кредитно-расчетных отношений в народном хозяйстве.
Развитие ЦБ
[ редактировать ]Введение национальной валюты:
В 1993 году был принят Закон Республики Армения «О Центральном банке Республики Армения», и Национальный банк был переименован в Центральный банк Республики Армения. Национальная валюта драм введена в обращение на территории Республики Армения Постановлением Верховного Совета Республики Армения от 19 ноября 2003 года № 15.
Создание денежно-кредитной политики:
В 1994 году Центральный банк впервые сформулировал программу денежно-кредитной политики таким образом, приняв стратегию сдерживания инфляции.
Принятие банковского законодательства:
В 1996 году Национальное Собрание Республики Армения приняло следующие законы с целью упорядочения банковского сектора Армении: Закон о Центральном банке Республики Армения, Закон о банках и банковской деятельности, Закон о банкротстве банков, Закон о Банковская тайна. Поддержание ценовой стабильности стало приоритетом номер один для Центрального банка, и была создана новая основа для мер по оздоровлению банковской системы.
Создание национальной платежно-расчетной системы:
В период 1996–2001 годов были внедрены система межбанковских электронных платежей BANKMAIL, система учета и расчетов по государственным ценным бумагам BOOKENTRY. Система SWIFT начала широко использоваться в международных платежах. Одновременно были направлены усилия по запуску национальной платежно-расчетной системы, соответствующей международным стандартам, путем создания единой платежно-расчетной системы ArCa («Армянская карта»).
Совершенствование базы банковского законодательства; создание инфраструктуры:
В период 2002–2004 годов в банковское законодательство были внесены значительные усовершенствования и нововведения, в результате которых, в частности, было установлено гарантирование вкладов физических лиц. Далее ЦБ взял на себя функцию по борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма. Процесс оздоровления банковского сектора был завершен, и армянские банки воспользовались повышенными уровнями пополнения капитала.
Центральный банк как мегарегулятор и ответственный за финансовую стабильность:
В 2006 году в Армении была введена единая система риск-ориентированного финансового регулирования и надзора в соответствии с международной практикой. Центральному банку были предоставлены полномочия по регулированию и надзору за деятельностью всех участников финансового сектора. Таким образом, ЦБ взял на себя функцию мегарегулятора наряду с ответственностью за поддержание финансовой стабильности. В финансовом секторе, в частности в банковской системе, была внедрена культура корпоративного управления. Банки становились все более дружелюбными к обслуживанию в более здоровой среде конкурентоспособности.
Таргетирование инфляции:
В 2006 году Центральный банк перешел к полноценной стратегии таргетирования инфляции. А поскольку основной и основной задачей ЦБА является обеспечение стабильности цен и с учетом ожиданий сохранения инфляционных рисков во внешнем мире, годовой целевой коридор инфляции на 2008-2010 годы установлен на уровне 4% (+1,5%). [4]
Развитие финансового сектора; институциональные и инфраструктурные реформы:
В период 2007–2011 годов Центральный банк инициировал законодательные реформы, касающиеся деятельности финансовой системы. Это создало основу для реформ в небанковском финансовом секторе, а именно в страховании и рынках капитала, а также проложило путь к осуществлению реформ в инфраструктуре. NASDAQ OMX, один из лучших операторов мира, вышел на армянский рынок. Кроме того, был создан компонент защиты интересов потребителей; начал работу офис посредника финансовой системы; введена система обязательного страхования автогражданской ответственности перед третьими лицамиБанковский сектор является крупнейшим игроком финансового рынка Армении. На долю сектора приходится около 95 процентов активов финансовой системы.
По состоянию на 31 декабря 2014 года финансовый рынок Армении включал:
- На 21 коммерческий банк (с 509 филиалами) и один банк развития (Всеармянский банк) приходится около 90 процентов активов финансового сектора. Банки
- Общий капитал составил 469 млрд драмов РА.
- Совокупные активы составили 3 трлн 411 млрд драмов.
- Общие обязательства составили 2 трлн 942 млрд драмов.
- Оплаченный уставный фонд составил 280,1 млрд драмов.
- Собственный капитал нерезидентов составил 186,4 млрд драмов РА.
- 32 кредитные организации (со 149 филиалами)
- 8 страховых компаний и 2 посредника (страхово-брокерские фирмы)
- 141 ломбард
- 203 обменных пункта (включая филиалы)
- 7 компаний по переводу денег
- 4 компании по обработке и клирингу платежных инструментов и платежно-расчетных документов
- Участники рынка ценных бумаг, в число которых входят 21 банк как поставщик инвестиционных услуг, 8 инвестиционных компаний, 4 управляющих инвестиционными фондами, Центральный депозитарий Армении и NASDAQ OMX Армения.
Губернаторы
[ редактировать ]Председатели Государственного банка и Центрального банка
- Григорий Смирнов , 1896–1901.
- Антон Крижижановский , 1901–1905.
- Николай Санников , 1905–1910.
- Константин Сибани , 1910–1916 гг.
- Владислав Моравский , 1916–1921 гг.
- Мартин Саакян , 1922–1924 гг.
- Григор Джагетян , 1924-1930 гг.
- Гарсан Варшамян , 1930–1931 гг.
- Оганес Давтян , 1931–1936 гг.
- Вардан Мамиконян , 1936–1937 гг.
- Аркадий Минасян , 1937–1939 гг.
- Сергей Батури , 1939–1943.
- Риза Велибеков , 1943–1944 гг.
- Арташес Саргсян , 1944–1967 гг.
- Степан Сафарян , 1967–1969 гг.
- Андрей Паповян , 1969–1972 гг.
- Владимир Агасян , 1972–1986 гг.
- Исаак Исаакян , 1986–1994 гг.
- Баграт Асатрян , 1994–1998 гг.
- Тигран Саргсян , 1998–2008 гг.
- Артур Джавадян , 2008-2020 гг.
- Мартин Галстян , с 2020 г.
Национальная валюта
[ редактировать ]Национальная валюта Республики Армения – драм (код ISO – AMD, знак – ). Один драм равен ста лумам. ЦБА наделен исключительным правом эмиссии валюты. Национальная валюта была введена в обращение 22 ноября 1993 года.Дизайн графического символа (знака) драма Республики Армения, авторы которого - Карен Комендарян и Рубен Арутчян, был одобрен и выбран из других проектных предложений постановлением Совета Центрального банка Армении № 25 от 09.10.2001 года. . Знак драма зарегистрирован в Государственном стандарте Республики Армения в 2007 году и в международных стандартах ISO/UNICODE в 2012 году. 21 сентября 1991 года Армения была провозглашена независимой республикой. В связи с этим возникла необходимость создания национальной валюты. 27 марта 1992 года было выбрано название армянской валюты «Драм» и подготовлены эскизы будущих банкнот. Первые серии банкнот номиналом 10, 25, 50, 100, 200 и 500 драмов поступили в обращение 22 ноября 1993 года. Затем в 1994 году серия банкнот пополнилась банкнотами номиналом 1 000 драмов, а позже, в 1995 году, с банкнотой 5 000 драм. В дизайне банкнот использованы изображения современных и исторических, архитектурных и культурных памятников Армении. Работая над первой серией банкнот, Центральный банк Республики Армения фактически заложил традицию изображения на них важнейших аспектов армянского культурного и исторического наследия. Банкноты первой серии находились в обращении до 2005 года, хотя с 1995 года начались работы по разработке новой, второй серии банкнот. Концепция дизайна определенно изменилась. Банкноты стали более совершенными по техническим параметрам: они больше соответствовали международным стандартам и последним мировым тенденциям. На банкнотах, пришедших на смену первой серии, стали изображаться самые известные личности, оставившие неоценимый след в культуре и историческом наследии Армении. В период с 1999 по 2010 год в обращении находились банкноты номиналом 50, 100, 500, 1 000, 5 000, 10 000, 20 000, 100 000 драмов. Первые два из них в настоящее время не циркулируют. 4 июня 2001 года была выпущена в обращение первая памятная банкнота номиналом 50 000 драмов, посвященная 1700-летию принятия христианства государственной религией в Армении. Дизайн банкноты отличался от общей концепции, принятой для второй серии банкнот Армении. Банкноты второй серии, в том числе памятной, были перевыпущены в виде репринтов, сохранив общий дизайн и надписи. В процессе переиздания особое внимание было уделено повышению защищенности банкнот и улучшению их общего качества. Были внедрены практически все достижения современных технологий безопасности – лакирование, использование голограмм, ОВИ и т.д. Количество защитных элементов на данный момент достигает 17, благодаря чему армянские банкноты способны соответствовать самым высоким стандартам, принятым в защищенная печать . Самая важная работа была проделана во время последней перепечатки банкнот номиналом 1 000, 5 000, 10 000 и 20 000 драмов. Все элементы дизайна были оптимизированы и объединены; современные элементы защиты появились не только на аверсе, но и на реверсе банкнот. Эта работа заслужила высокую оценку международного сообщества. В частности, на международной конференции банкнот в Сингапуре в 2011 году такой подход был признан актуальным и эффективным. Нынешний тираж трудно представить без находящихся в обращении монет. Первая серия монет обращения была выпущена в Армении в 1994 году. Это были монеты номиналом 10, 20, 50 лум и 1, 3, 5, 10 драмов. Кроме того, с 2003 года выпускаются монеты второй серии номиналом 10, 20, 50, 100, 200, 500 драмов. Самый высокий номинал серии - 500 драмов - был выпущен с целью замены банкнот того же номинала. Все монеты, кроме 10, 20, 50 лум и 1, 3, 5 драмов, которые быстро потеряли свою актуальность из-за высокой инфляции того времени, были отчеканены несколько раз. Третья серия банкнот армянских драмов была выпущена в 2018 году в честь 25-летия национальной валюты Армении. Все номиналы этой серии такие же, как и в предыдущих выпусках, за исключением банкноты номиналом 2000 драмов, которая является новым номиналом. Для этой серии была перевыпущена банкнота номиналом 50 000 драмов, а банкнота номиналом 100 000 драмов в этом выпуске исключена.Первые три номинала: 10 000 драм, 20 000 драм и 50 000 драм были выпущены 22 ноября 2018 года. Последние три номинала: 1 000 драм, 2 000 драм и 5 000 драм были выпущены 25 декабря 2018 года. [5] В 1996–97 годах впервые были выпущены в обращение памятные монеты (две медно-никелевые, посвященные 32-й Шахматной Олимпиаде и 100-летию со дня рождения Чаренца, и золотая монета, посвященная богине Анаит). Очередной выпуск памятных монет в 2012 году примечателен тем, что впервые реализуется интересная и современная концепция. Помимо 50-драмовых монет стандартного дизайна, были выпущены памятные монеты с идентичными характеристиками, посвященные 10 регионам Армении и столице Армении Еревану. На аверсе этих монет были изображены наиболее типичные изображения, связанные с регионами, которые они представляют. Все памятные монеты находятся в обращении наравне со стандартными и вызывают повышенный интерес среди коллекционеров. Стремясь перенять опыт таких стран, как США, Австрия, Канада и др., Центральный банк Армении с 2011 года выпускает в обращение серебряные инвестиционные монеты серии «Ноев ковчег». Эти монеты представляют 7 весовых категорий от 1/4 унции до 5 кг. Цель проекта – предоставить возможность домохозяйствам инвестировать свои дополнительные деньги в серебряные монеты. Удачно выбранная тема выпуска, а также отличное качество позволили всего за год продать более миллиона штук этих монет. Идея отражения на банкнотах и монетах важнейших культурно-исторических аспектов наиболее четко и ярко реализуется при выпуске коллекционных монет. С 1994 года по настоящее время выпущено более 170 коллекционных монет высокого качества. Эти монеты посвящены Армянскому государству, великим армянским полководцам, истории армянской валюты, формированию Вооружённых Сил Армении. Также выпущено немало монет в память юбилеев со дня рождения выдающихся деятелей науки, литературы, культуры и спорта. Большое внимание уделяется христианским ценностям: это древние храмы и церкви, духовные ценности прошлого. Разнообразие животного и растительного мира отражено в вопросах, касающихся редких и уникальных видов фауны и флоры Армении. Планомерная и систематическая работа по улучшению качества банкнот и монет в Армении не могла остаться недооцененной. Многие выпуски завоевали награды на самых престижных международных нумизматических форумах. Эта книга, посвященная 20-летию армянского драма, содержит наиболее полный перечень выпусков банкнот и монет Армении. Мы надеемся, что эта работа будет интересна и полезна не только нумизматам, но и всем, кто интересуется Арменией с ее богатой культурой и историей. [6] [7]
Законы и постановления
[ редактировать ]CBA в Конституции Армении
[ редактировать ]Президент Республики Армения рекомендует Национальному Собранию кандидатуру председателя Центрального банка.
Основной задачей Центрального банка Республики Армения является обеспечение стабильности цен в Республике Армения. Центральный банк разрабатывает, утверждает и реализует программы денежно-кредитной политики.Центральный банк выпускает валюту Республики Армения – армянский драм.Центральный банк независим при выполнении задач и функций, предоставленных Конституцией и законом.Председатель Центрального банка назначается Национальным Собранием по представлению Президента Республики сроком на шесть лет. Одно и то же лицо не может быть избрано на должность председателя Центрального банка более двух сроков подряд.В случаях, предусмотренных законом, Национальное собрание может большинством голосов по предложению Президента Республики отстранить от должности председателя Центрального банка (статья 83.3).
Валютное законодательство и нормативные акты
[ редактировать ]Армянские законы
- Закон Армении «О Центральном банке Армении» .
- Закон Армении «О банках и банковской деятельности» .
- Закон Армении «О валютном регулировании и валютном контроле» .
- Закон Армении «О кредитных организациях» .
- Закон Армении «Об иностранных инвестициях».
Закон Армении «О Центральном банке» определяет цели, полномочия, структуру и управление Центрального банка. Закон предусматривает, что Центральный банк является юридическим лицом, единственным учредителем которого является Республика Армения. Ключевой задачей Центрального банка является обеспечение стабильности цен, что достигается путем разработки, утверждения и проведения программ денежно-кредитной политики. Закон также предусматривает, что в задачи Центрального банка входит создание необходимых условий для стабильности, ликвидности, платежеспособности и нормального функционирования банковского сектора, а также создание и развитие эффективной платежно-расчетной системы. Закон определяет взаимоотношения Центрального банка с государственными органами, банками и другими юридическими лицами; он регулирует полномочия Центрального банка как валютного агента, обращение армянской валюты, валютный контроль и другие важные для экономики отношения.
Деятельность армянских банков регулируется Законом Армении «О банках и банковской деятельности». Закон определяет регистрацию, лицензирование, регулирование и прекращение деятельности банков, их филиалов, филиалов иностранных банков и всех филиалов, а также условия надзора за банковской деятельностью. Объясняются понятия «банк», «банковская деятельность», «банковский депозит» и некоторые другие определения; он регулирует корпоративную структуру и управление, объем финансовой, инвестиционной и подписной деятельности, а также пруденциальные экономические стандарты.
24 ноября 2004 года был принят Закон Армении «О валютном регулировании и валютном контроле» в новой редакции, в котором уточнены понятия «резидент и нерезидент», «текущие валютные операции», «движение капитала» и «финансовая валюта». транзакции». Он определил случаи осуществления операций в армянской валюте и иностранной валюте на территории Армении. Далее он предусматривал, что все денежные расценки при продаже имущества, оказании услуг и работ должны производиться в армянских драмах. Закон определяет круг органов, осуществляющих валютный контроль.
Период 2002–2003 годов стал знаковым, поскольку в банковском законодательстве произошел ряд существенных изменений и новаций. 29 мая 2002 года был принят Закон Армении «О кредитных организациях», который предоставил Центральному банку полномочия лицензировать и контролировать деятельность кредитных организаций в Армении. [8]
Статистика
[ редактировать ]Согласно статье 5(g) Закона о Центральном банке РА, Центральный банк Республики Армения (ЦБА) осуществляет сбор, составление и публикацию денежно-кредитной и финансовой статистики для достижения своих целей. К конкретным задачам в этой области относятся:
- Сбор и составление точной денежно-кредитной и финансовой статистики;
- Предоставление точных, достоверных и своевременных данных населению через статистические публикации и сайт Центрального банка.
С 2011 года ответственность за составление статистики внешнего сектора (платежный баланс, международная инвестиционная позиция и внешний долг) взял на себя Центральный банк Армении. Для достижения своих целей в соответствии с Законом о Центральном банке РА, Центральный банк Армении в рамках постановлений Совета ЦБА и указов Председателя ЦБА занимается сбором статистики других секторов (реального, внешнего и государственного секторов) для внутреннего использования. Согласно Закону РА «О государственной статистике», официально ответственным органом за статистику этих секторов экономики является Национальная статистическая служба РА (НССА), сайт которой находится по адресу www.armstat.am .
Центральный банк проводит статистический анализ во всех четырех отраслях экономики (сглаживание временных рядов, прогноз и классификация экономических показателей, расчет различных индексов и т. д.) и участвует в разработке статистической методологии в соответствии с международными стандартами. В целях мониторинга и оценки отдельных экономических явлений ЦБА проводит исследования, в частности, для выяснения ожиданий субъектов хозяйствования по экономическому росту и инфляции, раскрытия механизмов ценообразования на предприятиях, измерения ожиданий банков по макроэкономическим и финансовым показателям, оценки зарубежных денежные средства, принадлежащие домохозяйству, и т. д.Центральный банк публикует статистические данные на домашней странице ЦБА и в следующих публикациях ЦБА в соответствии с календарем предварительных выпусков :
- Вестник Центрального банка» (ежемесячно)
- Статистический вестник Центрального банка» (ежегодный).
Важным шагом в развитии статистической системы Армении стала подписка 7 ноября 2003 года на Специальный стандарт распространения данных (ССРД) МВФ ( www.dsbb.imf.org ), который позволяет компилировать статистику стран-участниц по база единых стандартов. Армения стала 3-й среди стран СНГ и 54-й в мире страной, присоединяющейся к этой системе.Статистическую работу ЦБА координирует Статистическое управление Центрального банка. В состав Департамента входят Отдел денежно-кредитной и финансовой статистики, Отдел обработки данных, Отдел развития экономической статистики, Отдел статистики внешнего сектора и Кредитный регистр.
Сотрудничество с международными финансовыми организациями
[ редактировать ]Происходит интеграция Республики Армения и ее Центрального банка в мировое сообщество. ЦБА поддерживает взаимное сотрудничество с:
- Международный валютный фонд (МВФ)
- Всемирный банк
- Европейский банк реконструкции и развития
- Азиатский банк развития
Международное сотрудничество позволило ЦБА начать реализацию полученных кредитов на трансформацию системы, поддержание платежного баланса , финансирование частного бизнеса, институциональные и реабилитационные кредиты и другие подобные программы.
Положительные результаты работы с международными финансовыми организациями открывают новые перспективы для реализации совместных проектов совместно с различными экономическими институтами и крупными банками мира.
Независимость
[ редактировать ]Единственным учредителем Центрального банка является Республика Армения. Центральный банк независим от органов государственной власти Республики Армения в осуществлении своей деятельности в части постановки целей и принятия решений об инструментах достижения этих целей. Независимость необходима для реализации эффективной политики, направленной на поддержание ценовой и финансовой стабильности. Тем самым ЦБ вносит свой вклад в устойчивый экономический рост в долгосрочной перспективе.
См. также
[ редактировать ]- Армянский драм
- Армянская фондовая биржа
- Центр посетителей Центрального банка (Армения)
- Центральный депозитарий Армении
- Экономика Армении
- Федерация евро-азиатских фондовых бирж
- Список банков Армении
- Список центральных банков
- Комитет государственных доходов Армении
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Вайднер, Январь (2017). «Организация и структура центральных банков» (PDF) . Каталог Немецкой национальной библиотеки .
- ^ «Члены АФИ» . АФИ Глобал. 10 октября 2011 г. Архивировано из оригинала 20 февраля 2012 г. Проверено 23 февраля 2012 г.
- ^ (Закон о Центральном банке Армении, глава 7).
- ^ «Постановление 396 А от 11 декабря 2007 г.» (PDF) . cba.am.
- ^ «Споры в Армении по поводу нового дизайна банкнот» . Новости Джема. 27 ноября 2017 г. Архивировано из оригинала 12 января 2018 г.
- ^ Банкноты и монеты Республики Армения.
- ^ «Купюры и монеты» . Cba.am. Проверено 20 апреля 2022 г.
- ^ «Правовые акты» . Cba.am. Проверено 20 апреля 2022 г.