Театр Армении
Армянский театр возник еще до римских времен и является одной из старейших евразийских театральных традиций. [1] Наряду с греческим и римским театрами, он считается одним из древнейших театров мира. [2] [1] вид театрального искусства — лирическая (глубокая) драма, оказавшая свое влияние на фольклор передневосточных Древний и излюбленный , балканских , апеннинских народов. В этом культурном контексте сформировалась и армянская народно-мистическая драматургия, характеризующаяся танцевальными элементами. Древняя театральная система хотя и не сохранилась, но оставила свои лингвистические следы.
История
[ редактировать ]Древний армянский театр
[ редактировать ]Армянский театр имеет свои корни в театре Древней Греции , и он был естественным развитием древних религиозных ритуалов , когда нанятые профессиональные гусаны (трубадуры) воспевали предков дворянина в длинных стихах. Исполнителей плачей или трагиков называли вохбергусами, а участников праздничных церемоний называли катакагусанами (комедиантами). [ нужна ссылка ]
История Армянского реального театра начинается примерно в 70 году до нашей эры. По мнению Плутарха , первый исторически известный театр в Армении был построен во времена правления Тиграна Великого . В Дикранагерте он открыл большой публичный театр в 69 г. до н.э., за четырнадцать лет до Помпея первого публичного театра в Риме .
Сын Тиграна, Артавазд II, написал несколько греческих трагедий , речей и исторических комментариев, которые сохранились до второго века нашей эры. Артавазд построил второй постоянный общественный театр Армении в старой столице Арташате . трагедии Еврипида и комедии Менандра Здесь регулярно ставились . Его считают первым армянским драматургом и руководителем Классического армянского театра. Плутарх упоминает, что « Вакханки Еврипида», поставленные Артаваздом, были представлены там в 53 г. до н.э.
Армянский театр в средние века (IV-XV вв.)
[ редактировать ]После принятия христианства в качестве государственной религии в 301 году и усиления авторитарного правления оппозиция церкви театральному искусству стала очевидной. Например, хорошо задокументированы проповеди католикоса Ованнеса Мандакуни (V век), посвященные театральному искусству.
Тем не менее, помимо постановок армянских комиков и трагиков, были представлены спектакли по произведениям античных драматургов, таких как Менандр и Еврипид. Ован Мандакуни засвидетельствовал, что по образцу древних амфитеатров было также создано специальное театральное сооружение с отдельными местами для женщин. Популярность театральных представлений побудила духовенство включить театральные элементы в церковные обряды.
За переводом Библии ( 410 г. н.э.) последовали большие успехи во всех областях, включая театр. Но развитие армянской культуры резко остановилось в седьмом веке, когда арабское вторжение замедлило весь прогресс. Хотя в восьмом и девятом веках существовал культурный упадок, театр выстоял и выжил. Армянские историки той эпохи указывают на его живое присутствие. Археологические раскопки, проведенные в форте Кайцун Берт в Лори, обнаружили многочисленные статуи актеров и маски животных и птиц, которые подтверждают описания, данные историками.
В позднем средневековье театральные представления также проводились в владениях Васпуракан, Ани и Киликия. Считается, что на острове Ахтамар также ставили спектакли театральные труппы. На стенах храма Ахтамар X века изображены две разновидности армянских театральных масок, изображающие героев бытовой комедии и клоунады.
В течение одиннадцатого-четырнадцатого веков армянский театр продолжал совершенствовать и совершенствовать свои драматические стили на армяно-киликийском пространстве. Театр мимов очистился от эротических излишеств, Трагический театр обогатился использованием тем из эпоса, Комический театр высмеивал социальные классы. К этой же эпохе относятся и первые сохранившиеся произведения армянской драматургии, в том числе драматическая поэма Ованнеса Ерзнкаци и «Книга Адама» Аракела Сюнеци.
Упадок начался с падением последнего независимого армянского королевства, династии Лузиньянов в Киликии, в 1375 году.
Армянский театр в 15-18 веках.
[ редактировать ]Возникновение нового армянского театра произошло в 17-18 веках. Различные театральные коллективы разбросаны по всей Малой Азии, направляясь в автономные армянские провинции. Шарден, французский путешественник, в своей книге «Мимы Востока» дает подробное описание спектакля, который он посетил в Армянском театре мимов в Ереване, Армения, в 1664 году. В то время Армения находилась под властью Персии. Отчет Шардена показывает, что традиция Гусана все еще была жива с пантомимой, сопровождавшейся музыкой, пением и танцами, похожими на оперу.
С 1668 года армянские школьные театры, как церковные, так и светские, были созданы в городах, где проживали армянские общины, таких как Львов, Венеция, Вена, Константинополь, Мадрас, Калькутта, Тбилиси, Москва и Дони-Ростов. Эти театры классической направленности выражали идеалы национально-освободительного движения. Примечательно, что сохранилась пьеса «Страсти святой Рипсиме», поставленная в 1668 году в армянской школе во Львове.
В XVIII веке на классическом армянском языке публиковались оригинальные пьесы и переводы европейских пьес. Они привлекали только светскую публику, в результате чего исполнялись редко, а использовались в школах при изучении классического армянского языка. Пьесы писались местным духовенством и исполнялись студентами. Пионерские усилия мхитаристов стали значительным шагом в развитии западноармянского театра.
Армянский театр в 19 веке.
[ редактировать ]Западная Армения
[ редактировать ]Уже в 1810 году в Константинополе, считавшемся культурным центром западных армян, под руководством Мандикяна ставятся первые армянские спектакли. Историческое значение имел «Армянский театр» Ованеса Гаспаряна (1846-1866), сохранивший традиции древнеармянского театра.
В 1855 году Срабион Экимян создал первый западноармянский любительский театральный кружок, а год спустя Бешигташлян организовал кружок любителей, выступавших в Лусавочянском училище. Их успех привел к строительству новых школьных аудиторий и театров в различных частях Константинополя . Турки, чье знакомство с армянским театром произошло в домах их армянских друзей, вскоре увидели и армянских актеров на турецких сценах. Считается, что армяне сыграли главную роль в зарождении современного турецкого театра.
Драматурги конца девятнадцатого века создали сильный прецедент для своих последователей. Крупнейшие драматурги продвигались вперед, предлагая новые стили и ранние следы нового народного языка . Бедросу Туряну (1852–1872) приписывают освобождение армянского классицизма от народного обихода. Несмотря на короткую жизнь, он написал не менее 10 пьес и несколько стихотворений, некоторые из которых погибли во время пожара.
Крупнейшим сатириком армянской сцены является Акоп Баронян . Родом из бедной семьи с минимальным образованием, талант барона позволил ему овладеть несколькими языками, читая классику на греческом , французском и итальянском языках . Его самые известные пьесы — «Брат Бальтазар», «Благородные нищие» и «Абисогом-ага». Подобно Мольеру , он высмеивает человеческую жадность, тщеславие и лицемерие, используя свое остроумие с разрушительным эффектом.
Самым значительным западноармянским классическим драматургом был Левон Шант (1869–1952), чей творческий путь на протяжении полувека охватывал рассказы, стихи, эссе, учебники и пьесы. (1869–1952) Он был дипломатом и педагогом, но настоящая слава его связана с мощными драматическими произведениями. Шант родился в Стамбуле и получил начальное образование в Турции. Позже учился в Джемаране (академии) Геворгяна в Эчмиадзине , а также в университетах Йены , Лейпцига и Мюнхена . преподавал на Кавказе Шант пережил геноцид армян турками-османами, поскольку в то время . Его самые популярные пьесы: «Древние боги» (1909), «Император» (1914), «Прикованный» (1918), «Принцесса павшего замка» (1921) и «Ошин Пайл» (1929). Подобно хроникам пьес Шекспира, взятым из английской истории, самые популярные пьесы Шанта отражают решающие периоды армянской истории. Он первый армянский драматург, который использовал экспрессионизм, умело черпал мифологию и смешивал ее с реализм , как показано в «Древних богах». С установлением советской власти в Армении Шант жил в изгнании во Франции , Иране , Египте и Ливане . Когда Ливан стал его постоянным местом жительства, он и его друг времен Джемарана Никол Агбалян основали армянский Джемаран в Бейруте , президентом которого он был двадцать лет. В 1930 году он помог знаменитому актеру и режиссеру Каспару Ипекяну в создании первой армянской театральной группы в Бейруте. В 1941 году Шант снова помог Каспару Ипекяну в формировании первого постоянного Театрального общества в диаспоре, известного как Casper Ipekian Hamazkayin Taderakhumb (Национальная театральная группа Каспара Ипекяна), и его первой постановкой была «Принцесса павшего замка» Шанта. Пьесы Шанта стали постоянной частью его репертуара с 1942 года до его смерти в 1951 году, когда его похоронили в Бейруте.
Восточная Армения
[ редактировать ]Армяне Кавказа пользовались большей свободой в развитии своего искусства, чем армяне Османской империи в начале двадцатого века. В результате развитие восточноармянской драмы нашло свой путь на Кавказе при различных обстоятельствах. Ее основатель Арутюн Аламдарян любительский театральный кружок в 1834 году организовал в Тифлисе и поставил несколько европейских пьес. [3] Его ученик Хачадур Абовян написал первую пьесу на современном восточноармянском диалекте «Агчеган сера» («Девичья любовь»), и она была исполнена коллективом. Другой ученик Аламдаряна, Галуст Шермазарян, написал сатирическую пьесу «Карапет Епископоси Аракнера» («Деяния епископа Карапета»). После его выступления ему пришлось бежать из страны, поскольку он оскорбил духовенство и правительственных чиновников своими веселыми выпадами в адрес обоих учреждений. В 1860 году Геворг Чимушгян организовал на Кавказе профессиональный театральный кружок. Современные армянские театры были построены в Тифлисе , Баку , Нор-Нахичевани , Александрополе , Карсе и Ереване . Менее чем за двадцать пять лет армянские писатели создали пьесы, имеющие литературную и художественную ценность. Это был разнообразный репертуар оригинальных произведений и качественных переводов европейских шедевров.
Величайшим восточноармянским драматургом конца XIX века был Габриэль Сундукян (1825–1912). Сундукян родился в Тифлисе и в результате учебы во Франции и России выучил французский, итальянский и русский языки , а также классический и современный армянский язык. Его пьесы блестящего литератора раскрывают широкий спектр человеческой натуры, ее слабостей и достоинств. Он был первым драматургом, работавшим с армянским средним и низшим классом, а его пьеса «Пепо» входит в число наиболее широко исполняемых пьес в Армении. В 1921 году в Ереване, Армения, был основан первый государственный театр, названный в его честь Театром Сундукяна. Среди других его крупных работ - «Смущение», «Чихание ночью - хорошее предзнаменование», «Мужья», «Любовь и свобода». Дереник Демирчян (1877–1956) и Александр Ширванзаде (1858–1935) были драматургами, прославившимися еще до коммунистического захвата Армении. Они остались в Армении и продолжили там свою творческую деятельность до конца жизни. Демирчян, современник Левон Шант был плодовитым писателем, поэтом и драматургом. Его самая популярная пьеса «Назар Храбрый» (Кадж Назар, 1923) высмеивает буржуазную мораль и была очень успешно адаптирована для кино. Александр Ширванзаде, как и его коллеги, писал во многих жанрах. Его пьесы разоблачают общество, в котором доминируют жадность, суеверия и лицемерие, демонстрируя глубокую заботу об истине и справедливости. Его пьесы «Хаос», «Намус», «Злой дух», «Во имя чести» до сих пор широко ставятся. Его мастерское использование реализма пронизывает противоречивые вопросы драмы «Ради чести».
Вскоре после того, как театр Сундукяна приобрел известность, многие известные актеры из-за границы, в том числе те, чья репутация процветала в Западной Армении, приехали в Ереван, чтобы пополнить его репертуар. Они способствовали заметному развитию его репертуара, который включал армянские пьесы и переводы классических, европейских и американских пьес. Его современный репертуар богато разнообразен и включает армянские переводы всемирно известных драматургов.
Актерами, чьи лавры отмечены выдающимися образами шекспировских персонажей, были Петрос Адамян и Ваграм Папазян . Специальностью Адамяна была роль Гамлета, которую он исполнял на русской и французской сценах на армянском языке. Считается, что Ваграм Папазян сыграл Отелло 3000 раз на армянском, русском и французском языках. Папазян был уроженцем Стамбула и вторую половину жизни прожил в Советской Армении (1888–1968).

Направление «бриджи» (актрисы, исполняющие мужские роли) проникло в армянский театр, когда актриса Сирануш (1857–1932) сыграла в 1902 году роль Гамлета. Она играла европейские и армянские роли, а также другие шекспировские роли, но ее изображения «Гамлет» были постоянной частью ее репертуара на протяжении всего ее тридцатилетнего правления на армянской сцене. Ее карьера на армянской сцене длилась дольше, чем у любой другой армянской актрисы. Вместе с Ваграмом Папазяном она выступала в спектакле Левона Шанта «Император» в 1916 году, когда он впервые появился на тифлисской сцене. Папазян сыграла Охан Гурген, а она — Феофано.
Вскоре после того, как Англия учредила Шекспировский фонд, в Ереване, Армения, был открыт Шекспировский центр при Институте искусств. С 1850-х годов было по меньшей мере 50 переводчиков шекспировских драм, но и по сей день переводчиком, чье мастерство до сих пор не имеет себе равных, является кадровый дипломат иранского происхождения и получивший образование в Париже Хованесс Массехян (1864–1932). Помимо армянского, он свободно владел английским, французским, персидским , русским, немецким , арабским и турецким языками . Его самый ранний перевод был « Гамлета» в 1894 году, а в последующие годы он перевел «Ромео и Джуйету» , «Венецианского купца» , «Отелло» и «Макбета» . Когда он умер, было обнаружено еще больше его переводов: «Много шума из ничего» , «Буря» , «Юлий Цезарь» и «Кориолан» . Массехян был редким человеком, который служил послом Ирана в Лондоне и Берлине за время своей карьеры на государственной службе .
Армянский театр в 1900-190 гг.
[ редактировать ]В 1905-1907 годах армянский театр пережил значительный подъём. В период с 1890 по 1900 год армянская самодеятельность была организована в рабочих кварталах таких крупных городов, как Тбилиси и Баку. Впоследствии были созданы народные театры, в которых участвовали актеры-любители и профессионалы.
В Тифлисе возникли общественные театры: «Аудитория Авчаляна» (1901), «Театр Мурашко» (1902), «Театр Араксяна Авлабаряна» (1903), «Народный дом имени Зубалова» (1909).
В Баку, наряду с народными домами в рабочих кварталах, действовали также армянские драматические кружки. Труппы армянских самодеятельных театров представили публичные выступления в таких городах, как Ереван, Александрополь, Батум, Шуши, Елизаветполь (Кировабад). Эти театры и труппы ставили для широкой публики классические и современные драматические произведения, предлагая доступные цены на билеты. Некоторые из этих театров продолжали свою деятельность до начала Первой мировой войны в 1914 году.
В работе народных театров внесли свой вклад различные актеры и режиссеры, в том числе такие деятели, как Погос Араксян, Амо Харазян, Григор Тер-Григорян, Ваан Галстян, М. Гаврош, Давид Гулазян и другие.
В 1910-е годы в качестве хозяев сцены появились новые актеры, в том числе Асмик, Исаак Алиханян, Петрос Адамян, Ольга Гулазян, Кнарик, Микаел Манвелян, Аршак Мамиконян, а позже появились такие, как Арус Восканян, Ваграм Папазян и Оганес Зарифян. В эту эпоху появился и новый драматург Левон Манвелян.
Однако развитию национального театра препятствовали политические ограничения, национальное давление, отсутствие материальной и организационной поддержки, а также цензурные ограничения на рост сценического искусства.
Самый глубокий кризис театр пережил в 1918-1920 годах.
В начале двадцатого века постановки шекспировских пьес ставились Армянским художественным театром в Нью-Йорке под руководством Ованесса Зарифяна до 1937 года, когда он умер. Десять лет спустя Элиа Киматян, бывший актер группы Зарифяна, поставил и поставил «Венецианского купца» в Нью-Йорке вместе с Армянской федерации молодежи организованной им театральной группой . Он сформировал группу в начале 1940-х годов и добился ряда успехов до середины 1960-х годов.
Основным источником армянской интеллигенции в историческом прошлом Армении были произведения Уильяма Шекспира. [4]
Рукописи в Матенадаране
[ редактировать ]В Матенадаране хранится богатейшая рукописная информация о театре. Армянский театр имеет историю, насчитывающую более 2000 лет. Греческий историк Плутарх свидетельствовал, что в 53 г. до н. э. в Арташате была поставлена пьеса Еврипида «Вакханки», а армянский Артавазд Б сочинял трагедии. В трудах армянских историков имеются свидетельства существования самобытных народных театров, действовавших в Армении в последующие века, а в некоторых миниатюрных рукописях сохранились изображения актеров в масках. Одним из таких ценных свидетельств является рукопись 1286 года, на которой изображен актер пантомимы с двойной маской на голове и принадлежавшая армянскому царю Хетуму II.
Летописец Ован Мандакуни V века вместе с Давидом Кертохом, а затем Товмой Арцруни (9-10 века) и другими дают важное представление о театре. Их отчеты подтверждают, что театр продолжал процветать и в последующие века.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Нишан Парлакян; С. Питер Коу (2001). Современная армянская драматургия: антология . Издательство Колумбийского университета. п. ix-x. ISBN 978-0-231-11630-5 .
- ^ Гоян, Георг (1952). 2000 лет армянского театра. Театр древней Армении [ 2000 years of Armenian theater. Theater of Ancient Armenia ] (in Russian) (Т. 1. ed.). Москва: Государственное издательство «Искусство». p. 86.
- ^ Энциклопедия мировой драмы McGraw-Hill, том 1, под редакцией Стэнли Хохмана, стр. 205
- ^ Пьесы Шекспира в Армении Эдвард Александр Пейдж [387] из 387-394
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- "Армения". Дон Рубин (1994). Всемирная энциклопедия современного театра: Европа . Тейлор и Фрэнсис. стр. 45–53. ISBN 978-0-415-05928-2 .
- Нишан Парлакян; С. Питер Коу (2001). Современная армянская драматургия: антология . Издательство Колумбийского университета. ISBN 978-0-231-11630-5 . Во введении представлен обзор исторического развития армянского театра.