Jump to content

Происхождение армян

Происхождение армян – тема, связанная с возникновением армянского народа и страны под названием Армения . Самое раннее общепризнанное упоминание о народе и стране относится к Бехистунской надписи VI века до нашей эры , за которой следуют несколько греческих фрагментов и книг. [1] Самая ранняя известная ссылка на геополитическое образование, из которого произошли армяне, датируется 13 веком до нашей эры как Уруатри на древнеассирийском языке . [2] Историки и арменологи высказывают предположения о более раннем происхождении армянского народа, но единого мнения пока достичь не удалось. Генетические исследования показывают, что армянский народ является коренным в исторической Армении . [3] практически не проявляя признаков примеси . примерно с 13 века до нашей эры [4]

Генетическое происхождение

[ редактировать ]

Недавние исследования показали, что армяне являются коренными жителями Армянского нагорья особую генетическую изоляцию . и образуют в регионе [5] Анализ митохондриальной древней ДНК скелетов из Армении и Арцаха, охватывающий 7800 лет, включая ДНК неолита бронзового , века , урартских , классических и средневековых армянских скелетов, [6] выявили, что современные армяне имеют наименьшую генетическую дистанцию ​​с ними по сравнению с соседними народами, такими как турки и азербайджанские тюрки , за которыми следуют грузины . Армяне также являются одним из генетических изолятов Ближнего Востока , которые имеют родство с неолитическими земледельцами , которые распространились в Европу примерно 8000 лет назад. Есть признаки значительной генетической примеси у армян между 3000 г. до н.э. и 2000 г. до н.э., но они спадают до незначительного уровня с 1200 г. до н.э., оставаясь стабильными до сих пор.

Анализ древней ДНК

[ редактировать ]

В исследовании, опубликованном в 2017 году, [6] полные митохондриальные геномы 52 древних скелетов из современной Армении и Арцаха, охватывающие 7800 лет, были проанализированы и объединены с 206 митохондриальными геномами современных армян и ранее опубликованными данными семи соседних популяций (482 человека).

Период Образцы
неолит 3
энеолит 1
Кура–Араксес 6
Trialeti–Vanadzor 5
Лчашен-Мецамор 29
Урартский 4
Классика / Средневековье 4
Современный 211

Анализ, основанный на слиянии, показывает, что численность населения в регионе быстро увеличилась после последнего ледникового максимума около 18 000 лет назад. В течение бронзового и железного веков многие сложные общества возникли из самобытных культур, таких как Кура-Араксес , Триалети-Ванадзор , Севан-Арцах, Кармир Берд , Кармир Ванк , Лчашен-Мецамор и Урарт . Никаких изменений в женском генофонде не удалось задокументировать, что подтверждает модель культурной диффузии в регионе (распространение культурных элементов — таких как идеи, стили, религии, технологии, языки — между людьми, будь то внутри одной культуры или из одной культуры). в другой).

В ходе исследования были взяты образцы 44 древних человеческих скелетов в соответствии с установленными правилами aDNA из 19 археологических памятников в Армении и Арцахе. На основании контекстуальной датировки артефактов их возраст оценивается от 300 до 7800 лет, что охватывает семь четко определенных культурных переходов.

Исследование показывает, что современные армяне имеют самую низкую генетическую дистанцию ​​между древними людьми в этом наборе данных – за ними следуют грузины – по сравнению с другими популяциями, такими как турки , персы и азербайджанцы .

Близость к неолитическим фермерам

[ редактировать ]

Согласно исследованию, опубликованному в 2015 году, [7] В ходе которого была проанализирована полногеномная вариация у 173 армян и сравнена с 78 другими популяциями по всему миру, армяне образуют отдельный генетический кластер, связывающий Ближний Восток , Европу и Кавказ .

Генетический ландшафт Ближнего Востока имел большее сходство с неолитической Европой, чем нынешние популяции. Армяне, похоже, имеют такое же сходство с этими неолитическими земледельцами, как и другие генетически изолированные люди на Ближнем Востоке, такие как киприоты-греки , евреи-мизрахи и христианские общины Ближнего Востока . Двадцать девять процентов (29%) армянского происхождения, по-видимому, происходят от древнего населения, которое лучше всего представлено европейцами эпохи неолита. Это предполагает, что они могут происходить от людей, населявших Ближний Восток во время неолитической экспансии ближневосточных фермеров в Европу, начавшейся около 8000 лет назад.

Более раннее исследование 2011 года. [8] также показало преобладание отцовских хромосом эпохи неолита , связанных с сельскохозяйственной революцией. В совокупности они составляют 77% наблюдаемых отцовских линий на Армянском нагорье – 58% в Сасоне и в среднем 84% в Араратской долине , Гардмане и озере Ван .

Примесь во время бронзового века

[ редактировать ]

Демографические процессы бронзового века оказали большое влияние на генетику популяций Армянского нагорья. Армяне, по-видимому, произошли от смеси различных популяций, живших в период с 3000 по 2000 годы до нашей эры . Этот период совпадает с куро-аракской культурой , появлением хеттов в Анатолии , крупными миграциями населения после приручения лошади и появлением колесниц . Это также совпадает с легендарным основанием армянской нации в 2492 году до нашей эры. Согласно генетическому атласу истории примесей человека, опубликованному Hellenthal et al. в 2014 г. примесь не предполагается или является неопределенной. [9]

До недавнего времени предполагалось, что армянский народ мигрировал с Балкан на Армянское нагорье, на основании отрывка Геродота в V веке до нашей эры, утверждающего родство между армянами и фригийцами . Однако результаты исследования армянской генетики 2020 года «решительно отвергают» эту давнюю точку зрения и показывают, что армяне генетически отличаются от древнего населения Балкан. [10]

Как было сделано в более ранних исследованиях, исследование 2020 года подтверждает закономерность генетического родства между современными армянами и древними жителями Армянского нагорья со времен энеолита . Он показывает «поразительно высокий» уровень региональной генетической преемственности на протяжении более 6000 лет, при этом только один обнаруженный вклад от загадочного сардинского народа во время или сразу после среднего и позднего бронзового века. Современные сардинцы, имеющие высочайшее генетическое родство с ранними европейскими земледельцами, которые мигрировали в Европу из Анатолии и начали заниматься земледелием около 8000 лет назад. [11] имеют 38–44% предков из иранского , степного и североафриканского источника. Однако не было обнаружено никаких заметных признаков влияния источников, подобных анатолийским фермерам или иранцам, которые могли бы изменить генофонд населения Армянского нагорья. Вероятно, это произошло в результате миграции на север с Ближнего Востока, а не с изолированного острова Сардиния , но до сих пор не было сделано никаких выводов ни о идентичности мигрирующих народов, ни о том, была ли причина культурной или климатической.

Начиная примерно с 1200 г. до н.э. , во время краха позднего бронзового века , примерно в то время, когда в исторических записях начинают появляться племенная конфедерация Наири и Урарту , признаки примеси уменьшаются до незначительного уровня до сегодняшнего дня. Похоже, что повсеместное разрушение и оставление крупных городов и торговых путей привело к изоляции армян от своего окружения, а принятие ими особой культуры и идентичности на ранних этапах своей истории генетически изолировало их от основной смеси на протяжении следующих тысячелетий.

Современная генетическая структура

[ редактировать ]

Генетический ландшафт Ближнего Востока, похоже, постоянно менялся со времен бронзового века. произошел Африке к югу от Сахары Около 850 лет назад в поток генов у сирийцев , палестинцев и иорданцев, что соответствует предыдущим сообщениям о недавнем потоке генов от африканцев к левантийскому населению после арабской экспансии . также имеется восточноазиатское У турок происхождение , возникшее около 800 лет назад, что совпало с приходом турок-сельджуков в Анатолию со своей родины недалеко от Аральского моря . Введение этих популяций, похоже, не оказало существенного влияния на армян. Около 500 лет назад генетическая структура населения, по-видимому, сформировалась, что совпадает с периодом, когда армянский народ был разделен между Османской империей и последующими иранскими империями .

Наиболее распространенные гаплогруппы у армян [12] [13]
Y-ДНК (мужской) мтДНК (женщина)
Р1б1 ЧАС
J2 В
Г Дж
J1 Х.В.
E1b1b1 Т
Т К
я2 Н
л я
Р1а Х
1 квартал В
Р2а Р
Ф V
А Ф
С

Самые ранние аттестации

[ редактировать ]

Армения и армяне были засвидетельствованы несколько раз в конце железного века и в начале классической античности .

Возможное упоминание в лувийских надписях

[ редактировать ]

Армяне (как «Хай»), возможно, упоминались в иероглифических лувийских надписях X века до нашей эры из Кархемиша . [14] [15]

Бехистунская надпись

[ редактировать ]
Армянский носитель дани (Бехистунская надпись)

Самое раннее упоминание о том, что можно однозначно идентифицировать как армянское, относится к трехъязычной Бехистунской надписи. [16] автор где-то после ок. 522 г. до н.э., в отношении страны и людей, связанных с ней. В следующей таблице аттестация представлена ​​на трех языках, на которых она была написана:

Утверждение слов «Армения» и «армяне» в Бехистунской надписи.
Старый персидский Эламит [17] вавилонский аккадский
Страна Люди Страна Люди Страна Люди
клинопись 𐎠𐎼𐎷𐎡𐎴 𐎠𐎼𐎷𐎡𐎴𐎹
Транслитерация ар-ми-ин(а) ар-ми-ины(а) Я не возьму это ḫar-mi-nu-ia-ip ГДЕ у-ра-аш-ту ЛУ у-ра-аш-та-аа
Перевод Армения Армяне Армения Армяне Урартский Урарты

Надписи ведут хронику сражений и завоеваний Дария Великого во время первой Персидской империи . В них упоминалось множество армян: [18]

Рельеф с изображением Арахи : «Это Араха. Он солгал, сказав: « Я Навуходоносор, сын Набонида. Я царь в Вавилоне» . [19]
  • Дадарси (или Дадршиш/Дадршиш ), сатрап и полководец, служивший Дарию и подавлявший восстания, в том числе несколько в Армении. [20]
  • Араха (или Араха ), 126-й царь Вавилона, восставший против Дария (он утверждал, что он Навуходоносор IV, сын Набонида ). [21] [22]
  • Халдита (или Халдита ), предполагаемый биологический отец Аракхи. [21] [22]
  • Различные другие неназванные армянские повстанцы, войска, армии и лидеры, отвергавшие власть Дария в Армении. [23]

В вавилонско-аккадской версии эти люди именуются урартами . [24]

Самое раннее известное свидетельство на греческом языке взято из фрагмента, приписываемого греческому историку Гекатею Милетскому. [ нужна ссылка ] который в некоторых источниках датируется периодом до Бехистунской надписи. В нем он упоминает халибов народ в Понте , за рекой Термодон , с армянами как их южными соседями: [25] [26]

Чалив, о понтийском народе на Фермодонте, о котором первым был Евдокс... И Чалив близ Гекатея ;

- Гекатей Милетский (ок. 525–500 до н. э.), Fragmenta Historicalorum Graecorum ...: фрагменты Apollodorus Bibliotheca cum, Том 1, с. 13, нет. 195

Ксеркс I был царем Ахеменидской Персии после правления его отца Дария Великого, автора Бехистунской надписи. Ксеркс является автором надписи в Ахеменидской провинции Армении где-то между 486 и 465 годами до нашей эры, расположенной в современном Ване, Турция . Надпись также написана на трех языках – на древнеперсидском, эламском и на вавилонском диалекте аккадского языка – и является последним известным столкновением имени Урарту/Урашту применительно к Армении. [27]

Геродот неоднократно упоминает армянский народ в своей книге «Истории» :

Рядом с киликийцами идут армяне , еще один народ, богатый стадами, а после армян , — матиены […]

- Геродот , «Истории» , книга 5, глава 49 (ок. 440 г. до н.э.)

Геродот также перечисляет этнические группы персидской армии и утверждает, что армяне — поселенцы из Фригии . Однако это этиологический тег, добавленный этнографом, ответственным за список, который чувствовал себя обязанным объяснить происхождение каждой из этнических групп - сами древние армяне, похоже, ничего не знали о миграции своих предков из Фригии. [28]

Фригийское снаряжение было очень похоже на пафлагонское , с лишь небольшим отличием. Как говорят македоняне , эти фригийцы назывались Бригами , пока они жили в Европе, где они были соседями македонян; но когда они сменили родину на Азию, они изменили и свое имя и стали называться фригийцами. Армяне , были вооружены , , являющиеся поселенцами из Фригии как фригийцы. Командиром обоих вместе был Артохм, женившийся на дочери Дария.

- Геродот , «Истории» , книга 7, глава 73 (ок. 440 г. до н.э.)

Этот отрывок часто цитировали для объяснения происхождения армян и появления протоармянского языка в регионе Южного Кавказа. Однако новейшие исследования в области языкознания показывают, что армянский язык столь же близок к индоиранскому, как и к греко-фригийскому . [29] [30] [31] Кроме того, ни археологические исследования, ни новейшие исследования в области генетики не указывают на переселение людей из Европы в Армению. [7] [6] а последнее исследование полностью отвергает эту историю. [10]

Ксенофонт

[ редактировать ]

В своей книге о Кире , первом императоре Персии , Ксенофонт пишет о разговоре между Киром и царем Армении по поводу прошлой войны между армянами и мидянами под предводительством Астиага (события, предшествовавшие тем, которые упомянуты в Бехистунских надписях): [32] [33]

Когда все было в порядке, он приступил к допросу: «Царь Армении , — сказал он, — я советую вам в первую очередь на этом процессе сказать правду, чтобы вы могли быть невиновны в том преступлении, которое ненавидят более сердечно, чем любой другой. Ибо позвольте мне заверить вас, что быть уличенным в неприкрытой лжи является самым серьезным препятствием на пути человека к получению какого-либо милосердия. Далее, — сказал он, — ваши дети и ваши жены здесь, а также присутствующие армяне знают обо всем, что вы сделали; и если они услышат, что вы говорите что-то еще, кроме фактов, они подумают, что вы на самом деле обрекаете себя на крайнее наказание, если я когда-нибудь узнаю правду».

«Ну, Кир, — сказал он, — спрашивай, чего хочешь, и будь уверен, что я скажу правду, пусть произойдет то, что произойдет в результате этого».

«Тогда скажи мне, — сказал другой, — была ли у тебя когда-нибудь война с Астиагом, отцом моей матери, и с остальными мидянами?»

«Да, — ответил он, — я это сделал».

«А когда ты был побежден им, ты согласился платить дань и присоединиться к его армии, куда бы он ни приказал тебе идти, и не владеть никакими фортами?»

«Это факты».

Ксенофонт , Киропедия , книга 3, глава 1, разделы 9–10 (ок. 370 г. до н.э.)

Ссылаясь на древнее для него время, Страбон упоминает Армению, обращенную к Сирии (на древнегреческом языке Ассирия [34] [35] [36] [37] ) и управлял всей Азией (вероятно, имеется в виду Западная Азия ), пока ее власть не была уменьшена ко времени Астиага из Мидийской империи (годы правления 585–550 до н.э.) от руки Кира из Персидской империи (годы правления 559–530) . э.), после чего сохранило свое «античное достоинство»: [38]

В древности Великая Армения управляла всей Азией после того, как распалась империя сирийцев, но позже, во времена Астиага, она была лишена этой великой власти Киром и персами, хотя и продолжала сохранять большую часть его древнее достоинство; а Экбатана была зимней резиденцией персидских царей, а также македонян, которые после свержения персов заняли Сирию; и до сих пор оно предоставляет парфянским царям те же преимущества и безопасность.

- Страбон , Geographica , Книга 11, глава 13, раздел 5 (между 20 г. до н. э. – 23 г. н. э.)

Историография

[ редактировать ]

Историки и арменологи пытались объяснить происхождение армянского народа, но до сих пор ничего убедительного не обнаружено. Нынешний консенсус заключается в том, что армянский народ возник в результате слияния различных народов, населявших горный регион, известный в железном веке под различными формами названия Урарту (также известное как Уруатри, Урашту и Арарат ). [39] Предполагается, что процесс объединения был ускорен с образованием Урарту и завершен в последующих армянских царствах. [40] [41] [42] [43]

Академики также рассмотрели этимологические корни основ Армен- и Хай- , от которых произошли современные экзонимы и эндонимы Армении и армян, чтобы предложить кандидатов в группы (т. е. протоармян), которые, возможно, внесли свой вклад в армянское происхождение. этногенез . Эти предположения носят чисто умозрительный характер и во многом основаны на географической близости, сходстве названий, лингвистике и экстраполяциях известных исторических событий того времени.

следующие культуры, народы и государства Было высказано предположение, что внесли свой вклад в этногенез армянского народа. [44] [45] [46] [47]

Доисторические культуры

[ редактировать ]

Существуют свидетельства существования культур неолита , энеолита и бронзового века на землях, исторически и в настоящее время населенных армянами, датируемые примерно 4000 годом до нашей эры. Археологические исследования в 2010 и 2011 годах в пещерном комплексе Арени-1 привели к открытию самой ранней известной в мире кожаной обуви , юбки и предприятия по производству вина .

С 2200 г. до н.э. по 1600 г. до н.э. Триалетско-Ванадзорская культура процветала в Армении, южной Грузии и северо-восточной Турции. Было высказано предположение, что это была индоевропейская культура. [48] [49] [50] Другие, возможно, родственные культуры в это время были распространены по всему Армянскому нагорью, а именно в регионах Арагаца и озера Севан .

Армани и Субарту

[ редактировать ]

Ученые начала 20-го века предположили, что название «Армения», возможно, впервые было записано в надписи, в которой Армани (или Арманум) упоминается вместе с Иблой , с территорий, завоеванных Нарам-Сином (2300 г. до н. э.), отождествляемых с аккадским колония в нынешнем районе Диярбекира ; однако точное местонахождение Армани и Иблы неясно. Некоторые современные исследователи поместили Армани (Арми) на территорию современного Самсата . [51] и предположили, что он был заселен, по крайней мере частично, ранними индоевропейскими людьми . [52] Сегодня современные ассирийцы (которые традиционно говорят на неоарамейском , а не на аккадском языке ) обращаются к армянам по имени Армани. [53] Тутмос III Египетский на 33 - м году своего правления (1446 г. до н. э.) упоминается как народ «Эрменена», утверждая, что на их земле «небо покоится на своих четырех столпах». [54] Армения, возможно, связана с Маннеей , которая может быть идентична региону Минни, упомянутому в Библии . Однако к чему относятся все эти свидетельства, невозможно определить с уверенностью.

Хаяса-Ацци

[ редактировать ]

Хеттские надписи, расшифрованные в 1920-х годах швейцарским ученым Эмилем Форрером, свидетельствуют о существовании горной страны Хаяса и/или Ацци, лежащей вокруг озера Ван . Несколько видных авторитетов согласны с размещением Аззи к северу от Ишувы . Другие считают Хаясу и Аззи идентичными.

Записи о времени между Телипину и Тудхалией III отрывочны. Хетты, похоже, покинули свою столицу Хаттусу и переехали в Сапинуву при одном из более ранних царей Тудхалии . В начале 14 века до нашей эры Сапинува также была сожжена. Хаттусили III пишет в это время, что Аззи «сделали Самуху своей границей». Современный грузинский термин «сомехи » «армянин», возможно, происходит от слова «Самуха».

Phrygians & Mushki

[ редактировать ]

Одна из распространенных теорий внедрения армянского языка на Армянское нагорье, основанная на утверждении Геродота о том, что армяне были фригийскими поселенцами, заключается в том, что он пришел через фригийцев и/или родственные народы, известные как мушки, как палеобалканские. -говорящие поселенцы, задним числом названные армяно-фригийцами , которые уже поселились в западных частях региона до основания Урарту, [55] [56] [57] и стал правящей элитой Мидийской империи , за которой последовала империя Ахеменидов. [58] По словам Игоря Дьяконова , мушки были фрако-фригийской группой, которая принесла свой протоармянский язык с Балкан через Малую Азию , смешиваясь с хурритами урартами ) и лувийцами . по пути [59] Дьяконов предположил, что корнем имени Мушки было «Муш» (или, возможно, «Мус», «Мос» или «Мош») с добавлением армянского суффикса множественного числа -k' . [60] Армен Петросян поясняет это, предполагая, что -ки было протоармянской формой классического армянского -к', и этимологизирует слово "Муш" как означающее "рабочий" или "земледельец". [61]

Однако, несмотря на утверждения Дьяконова, связь между мушками и армянским языками неизвестна, и некоторые современные ученые отвергают прямую языковую связь, если мушки были фракийцами или фригийцами. [62] [63] [64] [65] Кроме того, генетические исследования не подтверждают значительную примесь к армянской нации после 1200 г. до н. э., что делает мушки, если они действительно мигрировали с Балкан или западной Анатолии во время или после краха бронзового века , маловероятными кандидатами на роль протоармян. [66] [67] Однако, поскольку другие поместили (по крайней мере, восточную) родину Мушки в Армянское нагорье и регион Южного Кавказа, возможно, что по крайней мере некоторые из Мушки были армяноязычными или носителями близкородственного языка. [68]

Было высказано предположение, что мушки (и их союзники уруму) были связаны с распространением так называемой закавказской керамической посуды, которая появилась на западе, в современном Элязыге, Турция, в конце второго тысячелетия до нашей эры. [69] Считается, что эта керамическая посуда возникла в регионе Южного Кавказа , возможно, первоначально в Триалети-Ванадзорской культуре , что предполагает восточную родину мушек. [70] [71] [72]

Плиний в I веке нашей эры упоминает Мошени на юге Армении (« Армения » в то время простиралась на юг и запад до Средиземноморья и граничила с Каппадокией). В византийской историографии Мосхой был именем, эквивалентным или считавшимся предками «каппадокийцев» ( Евсевия ) со столицей в Масаке (позже Кесария Мазака, современный Кайсери ). Согласно армянской традиции, город Мазака был основан и назван в честь Мишака (Мисак, Мошок), двоюродного брата и генерала легендарного патриарха Арама . [73] Ученые предположили связь имени Мишак и Мушки. [74] [75]

Армянский регион Мокс и город Муш в Турции могут получить свои названия от Мушки. [76] [77]

По мнению профессора Джеймса Р. Рассела из Гарвардского университета , грузинское обозначение армян Сомехи сохраняет старое название Мушки. Однако существуют и другие теории происхождения этого экзонима. [ нужна ссылка ]

Урартский

[ редактировать ]

Урарту (также известный как Арарат , Урашту ) — географическое название, использовавшееся в железном веке для региона, который позже будет известен как Армянское нагорье. Государством, возникшим в регионе как конфедерация племен, было Королевство Ван, которое было сосредоточено вокруг озера Ван на территории современной Турции. Царство пришло к власти в середине 9 века до нашей эры, но постепенно пришло в упадок и в конечном итоге было завоевано иранскими мидянами в начале 6 века до нашей эры. [78] снова геополитический регион превратится в Армению Вскоре после этого . Будучи наследниками Урартского царства, самыми ранними идентифицируемыми предками армян являются народы Урарту. [40] [41] [42] [43]

Урартская конфедерация объединила разрозненные народы нагорья, что положило начало процессу смешения народов и культур (включая, возможно, армянские племена) и языков (потенциально в том числе протоармянских) внутри нагорья. Это смешение в конечном итоге привело к появлению армян как доминирующего государства и культуры Армянского нагорья, а также как прямых преемников и наследников Урартских владений. [40] [41] [42] [43]

Урартское божество

По словам историка М. Чахина: [79]

История Урарта является частью истории Армении в том же смысле, в каком история древних бриттов является частью истории Англии, а история галлов — частью истории Франции. Армяне могут законно претендовать через Урарту на историческую непрерывность длиной около 4000 лет; их история входит в число историй древнейших народов мира.

Ученые обнаружили ряд вероятных армянских божеств, личных имен и топонимов, упомянутых в урартских текстах, что позволяет предположить, что, возможно, Урарту, по крайней мере частично, состояло из армянского населения. [80] К ним относятся имя первого царя Урарту Араме и имя его второй столицы Арзашкуна . [81]

Согласно армянской традиции, мидяне помогли армянам основать династию Оронтидов (Ервандуни) . Это указывает на два сценария: либо Мидия впоследствии завоевала Урарту, что привело к его последующему упадку, либо Урарту сохранило свою независимость и власть, претерпев простую династическую смену, когда местная армянская династия или династии (Айказуни и /или Оронтиды) свергли правящая семья с помощью мидийской армии. Древние источники поддерживают последнюю версию: Ксенофонт , например, утверждает, что Армения, которой правил царь Оронтид, не была завоевана до правления мидийского царя Астиага (585–550 до н.э.) – спустя много времени после мидийского вторжения в конце 7 века до н.э. [82] Точно так же Страбон (I век до н. э. – I век н. э.) писал, что «[в] древние времена Великая Армения управляла всей Азией, после того как она расколола империю сирийцев, но позже, во времена Астиага, она была лишен этого великого авторитета [...]». [83]

Средневековые армянские хроники подтверждают греческие и еврейские источники. В частности, Мовсес Хоренаци пишет, что армянский царь Скайорди Айказуни был политическим врагом Ассирии во время правления Сеннахирима (705-681 гг. до н.э.), которое приходилось одновременно с правлением Аргишти II . Сын Скайорди, Паруйр Айказуни (также известный как Паруйр Скайорди), помог Киаксару и его союзникам завоевать Ассирию, за что Киаксар признал его царем Армении. По мнению Хоренаци, Мидия завоевала Армению лишь гораздо позже — при Астиаге. [84] Вполне возможно, что последний урартский царь Руса IV был связан с будущей армянской династией Оронтидов. [ нужна ссылка ]

Когда регион снова воссоединился под властью Армении, разрозненные народы региона смешались и стали более однородными, развилось единое чувство идентичности, и армянский язык стал преобладающим языком.

Арменовед Армен Петросян предположил, что могущественная конфедерация Этиуни , расположенная на территории нынешней территории северо-восточной Турции и Армении, могла быть названием, которое урарты использовали для обозначения армяноязычных племен. Согласно как урартским, так и ассирийским записям, этиуны были враждебны урартскому правлению. Топонимы Этиуни и племенные названия, такие как Удури, Уеликуни, Иштелуани, Абилиани и Луса, название реки Ильдаруни, богиня Анику, а также личные имена Диасуни, Мурини, Капурини, Нидини и Шиналби, могут иметь армянскую этимологию. [85] [86] [87] [88]

Наличие армянского языка

[ редактировать ]

Письменный язык, которым пользовалась политическая элита королевства, называется урартским и встречается в клинописных надписях в Армении и восточной Турции. Неизвестно, на каком языке говорили народы Урарту во времена существования Ванского царства, но существуют лингвистические свидетельства контакта протоармянского языка с урартским языком в раннюю эпоху (где-то между III в. —2-е тысячелетие до н. э.), произошедшее до образования Урарту как царства. [89] [90] [91] [40] [92]

Присутствие населения, говорившего на протоармянском языке в Урарту до его упадка, является предметом предположений, но существование урартских слов в армянском языке предполагает ранние контакты между двумя языками и длительные периоды двуязычия . [93] [94] Принято считать, что протоармяне проникли в Анатолию около 1200 г. до н.э. [95] [96] во время распада бронзового века , то есть за три-четыре века до возникновения царства Урарту. Тем не менее, Урартская конфедерация объединила разрозненные народы нагорья, что положило начало процессу смешения народов и культур (вероятно, включая армянские племена) и языков (вероятно, включая протоармянский) внутри нагорья. Это смешение в конечном итоге привело к тому, что армянский язык стал доминирующим языком в регионе. [79] Однако недавние генетические исследования показывают, что армянский этногенез завершился к 1200 году до нашей эры, что делает маловероятным появление армяноязычного населения уже во время краха бронзового века . [66] [67] Современные генетические исследования показывают, что армянское разнообразие можно объяснить несколькими смесями евразийских популяций, которые возникли между ~3000 и ~2000 гг. цивилизаций на Ближнем Востоке. Однако генетические сигналы о смешении популяций прекращаются примерно после 1200 г. до н. э., когда цивилизации бронзового века в восточно-средиземноморском мире внезапно и жестоко рухнули.

Альтернативная теория предполагает, что армяне были племенами, коренными жителями северных берегов озера Ван или северной периферии Урарту (возможно, как хайасаны , этиуни и /или диауэхи , все из которых известны только по упоминаниям, оставленным соседними народами, такими как хетты, урарты и ассирийцы). [97] Хотя царская элита использовала урартский язык, население, которым она управляла, могло быть многоязычным, и некоторые из этих народов говорили по-армянски.

Дополнение к этой теории, поддержанное официальной историографией Армении и экспертами в области ассирийских и урартских исследований, такими как Игорь М. Дьяконов, Георгий Меликишвили , Михаил Никольский и Иван Мещанинов, предполагает, что урартский язык был исключительно формальным письменным языком государства. в то время как его жители, включая царскую семью, говорили по-армянски. Эта теория в первую очередь основана на том факте, что урартский язык, используемый в клинописных надписях, был очень повторяющимся и скудным по словарному запасу (имея всего 350–400 корней). Более того, за 250 лет использования он не обнаружил никакого развития, что указывает на то, что на этом языке перестали говорить до появления надписей или он использовался только в официальных целях. [ нужен лучший источник ]

Дополнительная теория, предложенная Тамазом В. Гамкрелидзе и Ивановым в 1984 году, помещает протоиндоевропейскую родину (место, откуда индоевропейский язык мог возникнуть ) на Армянском нагорье (см.: Армянская гипотеза ), что повлечет за собой присутствие протоармян на территории на протяжении всего существования Урартского государства. [98] Армянская гипотеза поддерживает теорию о том, что на урартском языке не говорили, а просто писали, и постулирует, что армянский язык является развитием in situ 3-го тысячелетия до нашей эры протоиндоевропейского языка . [98]

Внешний вид Армении

[ редактировать ]

Династия Оронтидов, также известная под своим родным именем Эруандид или Ервандуни , была потомственным армянином. [99] династия и правители государства-преемника царства железного века Урарту ( Арарат ). [100] [101] [102] Оронтиды установили свое господство над Арменией примерно во время скифского и мидийского вторжения в VI веке до нашей эры.

Члены династии Оронтидов правили Арменией с перерывами в период с VI века до нашей эры по крайней мере до II века до нашей эры, сначала в качестве царей-клиентов или сатрапов империй Мидийских и Ахеменидов , которые основали независимое царство после распада империи Ахеменидов, и позже как короли Софены и Коммагены, которые в конечном итоге уступили Римской империи . Оронтиды — первая из трех царских династий, последовательно правивших древним Армянским царством (321 г. до н. э. – 428 г. н. э.).

О происхождении династии Оронтидов известно мало. [102] [103] [104] Некоторые историки полагают, что цари Оронтиды имели армянское или урартское происхождение. [102] [105] [104] Кроме того, историки полагают, что династия могла иметь иранское происхождение благодаря возможному родству с Ахеменидами либо по браку, либо по крови. [102] [106]

Имя Оронтес — эллинизированная форма мужского имени иранского происхождения; Երուանդ Эруанд на древнеармянском языке . [ нужна ссылка ] Имя засвидетельствовано только на греческом языке (греч. Ὀρόντης ). Его авестийская связь - Аурууант (храбрый, герой) и среднеперсидский Арванд (современный персидский اروند Арванд). [ нужна ссылка ] Некоторые предполагают преемственность с хеттским именем Арнуванда . Различные греческие транскрипции имени в классических источниках пишутся как Оронтес, Аруандес или Ардоат. Присутствие этой династии засвидетельствовано по крайней мере с 400 г. до н.э., и можно показать, что она правила первоначально из Армавира , а затем из Ервандашата . Армавир называют «первой столицей династии Оронтидов» — на греческом языке найдено несколько надписей , но проникновение эллинистической культуры в Армавир, похоже, было ограниченным. [107]

Точная дата основания династии Оронтидов обсуждается учеными по сей день, но существует единое мнение, что это произошло после разрушения и мидянами Урарту скифами около 612 г. до н.э.

Считается, что самые ранние религиозные верования армян представляли собой смесь индоевропейских , месопотамских и коренных анатолийских верований. Среди местных богов и богинь, которым поклонялись, были Ар (Арев, Арег), Ангех, Астхик , Айг, Ванатур и другие.

Во время мидийского и персидского господства иранские религиозные влияния начали смешиваться с коренными армянскими верованиями, что привело к поклонению новым синкретическим божествам, таким как Михр , Арамазд , Ваагн и Анаит .

Христианство распространилось в стране еще в 40 году нашей эры. Тиридат III Армянский (238–314) сделал христианство государственной религией в 301 году. [108] [109] отчасти, вопреки Сасанидской империи , похоже, [110] став первым официально христианским государством, за десять лет до того, как Римская империя предоставила христианству официальную терпимость при Галерии , и за 36 лет до Константина Великого крещения . До этого, во второй половине парфянского периода, Армения была преимущественно зороастрийской страной. [110]

  1. ^ Чахин, М. (2001). Королевство Армения: История (2-е изд.). Ричмонд, Суррей: Керзон. п. 177. ИСБН  0-7007-1452-9 . OCLC   46908690 . Самые ранние упоминания об Армении были сделаны Гекатаем Милетским (ок. 525 г. до н. э.), Дарием Великим в его знаменитых надписях в Бехистуне (ок. 520 г. до н. э.), Геродотом (ок. 450 г. до н. э.), Ксенофонтом (ок. 400 до н. э.), Страбон (ок. 45 г. до н.э.) и более поздние писатели-классики.
  2. ^ Борисович Пиотровский, Борис (1969). Урарту, Древние цивилизации, Археология мира . Мичиганский университет: Cresset Press. Уруатри и Наири во втором тысячелетии до нашей эры. И действительно, именно из ассирийских документов XIII века до нашей эры мы получаем первые определенные сведения о народах Армянского нагорья.
  3. ^ «Коллекция армянских раритетов» . www.loc.gov . Вашингтон, округ Колумбия : Библиотека Конгресса . 2020. Архивировано из оригинала 7 марта 2023 года . Проверено 27 марта 2023 г. Земли армян на протяжении тысячелетий располагались в Восточной Анатолии , на Армянском нагорье и в пределах Кавказского хребта . Впервые упомянутое почти одновременно в греческом и персидском источнике в VI веке до нашей эры, современные исследования ДНК показали, что сами люди уже существовали на своем месте на протяжении многих тысячелетий. Те люди, которых мир знает как армян, называют себя Хай и свою страну Айоц ашхарх – землю армян, сегодня известную как Айастан. Их язык хайерен (армянский) представляет собой отдельную и уникальную ветвь индоевропейского языкового генеалогического древа . Разговорный язык до тех пор, пока христианство не стало государственной религией в 314 году нашей эры, в 407 году для него был создан уникальный алфавит как для распространения новой веры, так и во избежание ассимиляции в персидский литературный мир .
  4. ^ Хабер М, Меззавилла М, Сюэ Ю, Комас Д, Гаспарини П, Заллуа П; и др. (2016). «Генетические доказательства происхождения армян от смешения нескольких популяций бронзового века» . Eur J Hum Genet . 24 (6): 931–6. дои : 10.1038/ejhg.2015.206 . ПМК   4820045 . ПМИД   26486470 . {{cite journal}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  5. ^ Хабер, Марк; Меззавилла, Массимо; Сюэ, Яли; Комас, Дэвид; Гаспарини, Паоло; Заллуа, Пьер; Тайлер-Смит, Крис (21 октября 2015 г.). «Генетические доказательства происхождения армян от смешения нескольких популяций бронзового века» . Европейский журнал генетики человека . 24 (6): 931–936. дои : 10.1038/ejhg.2015.206 . ПМК   4820045 . ПМИД   26486470 . Наши тесты показывают, что армяне не имели существенного смешения с другими популяциями в своей недавней истории и, таким образом, были генетически изолированы с конца бронзового века, 3000 лет назад.
  6. ^ Перейти обратно: а б с «Восемь тысячелетий матрилинейной генетической преемственности на Южном Кавказе» . Современная биология . 29 июня 2017 г. Архивировано из оригинала 04 февраля 2020 г. Чтобы пролить свет на материнскую генетическую историю региона, мы проанализировали полные митохондриальные геномы 52 древних скелетов из современной Армении и Арцаха, охватывающие 7800 лет, и объединили этот набор данных с 206 митохондриальными геномами современных армян. Мы также включили ранее опубликованные данные семи соседних популяций (n = 482). Анализ, основанный на слиянии, показывает, что размер популяции в этом регионе быстро увеличился после последнего ледникового максимума ок. 18 тыс. лет назад. Мы обнаружили, что наименьшая генетическая дистанция в этом наборе данных наблюдается между современными армянами и древними людьми, что также отражено как в сетевом анализе, так и в дискриминантном анализе основных компонентов.
    [...]
    Всего представлено 19 археологических памятников, охватывающих большую часть Армении, а также Арцаха (рис. 1), возраст которых оценивается в пределах 300–7800 лет на основе контекстуальной датировки артефактов. Этот временной промежуток сопровождается по крайней мере семью четко выраженными культурными переходами: неолит, энеолит, Кура-Аракс, Триалети-Ванадзор 2, Лчашен-Мецамор, урартский и армянский классический/средневековый период (рис. 1).
  7. ^ Перейти обратно: а б Тайлер-Смит, Крис; Заллуа, Пьер; Гаспарини, Паоло; Комас, Дэвид; Сюэ, Яли; Меззавилла, Массимо; Хабер, Марк (30 декабря 2019 г.). «Генетические доказательства происхождения армян от смешения нескольких популяций бронзового века | Европейский журнал генетики человека» . Европейский журнал генетики человека . 24 (6): 931–936. дои : 10.1038/ejhg.2015.206 . ПМК   4820045 . ПМИД   26486470 .
  8. ^ «Неолитические отцовские сигналы указывают на то, что Армянское нагорье было заселено земледельцами» . Европейский журнал генетики человека . 16 ноября 2011 г. Архивировано из оригинала 5 февраля 2020 г.
  9. ^ «Генетический атлас истории примесей человека» . Мировое происхождение . Архивировано из оригинала 02 сентября 2019 г.
  10. ^ Перейти обратно: а б Оганесян, Анаит; Джонс, Эппи; Дельсер, Пьерпаоло Майзано; Шрайбер, Джошуа; Акопян, Анна; Маргарян, Ашот; Гречдакян, Питер; Саакян, Ованес; Сааг, Лехти; Хачатрян, Заруи; Епископосян, Левон (24 июня 2020 г.). «СИГНАЛ ПРИМЕСИ У АРМЯН ПРИБЛИЗИТЕЛЬНО КОНЦА БРОНЗОВОГО ВЕКА УКАЗЫВАЕТ ШИРОКОЕ ПЕРЕМЕЩЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ ПО БЛИЖНЕМУ ВОСТОКУ» . bioRxiv : 2020.06.24.168781. дои : 10.1101/2020.06.24.168781 . S2CID   220253091 . Архивировано из оригинала 15 августа 2020 г. Мы показываем, что армяне действительно оставались несмешанными на протяжении всего периода неолита и, по крайней мере, до первой половины бронзового века, и не находим никакого подтверждения историческим предположениям Геродота о вкладе с Балкан. Тем не менее, мы обнаруживаем генетический вклад сардинского происхождения во время или сразу после среднего и позднего бронзового века. Аналогичный вход примерно в то же время был обнаружен в Восточной Африке, что позволяет предположить крупномасштабное перемещение как на север, так и на юг Ближнего Востока. Неясно, было ли такое крупномасштабное перемещение населения результатом климатических или культурных изменений, а истинный источник потока генов остается открытым вопросом, который необходимо решить в будущих исследованиях древней ДНК. [...] Мы сосредоточились на решении давней загадки генетических корней армян. Хотя балканская гипотеза долгое время считалась наиболее правдоподобной версией происхождения армян, наши результаты решительно отвергают ее, показывая, что современные армяне генетически отличаются как от древнего, так и от современного населения Балкан. Напротив, мы подтвердили закономерность генетического родства современных и древних жителей Армянского нагорья со времен энеолита, первоначально выявленную в предыдущих исследованиях. [...] Сардинцы имеют самую большую близость к ранним европейским фермерам [...]
  11. ^ Мэтисон, Иэн; Алпаслан-Роденберг, Сонгюль; Пост, Козимо; Сечени-Надь, Анна; Роланд, Надин; Маллик, Свапан; Олальде, Иньиго; Брумандхошбахт, Насрин; Кандилио, Франческа; Чероне, Оливия; Фернандес, Даниэль (март 2018 г.). «Геномная история Юго-Восточной Европы» . Природа . 555 (7695): 197–203. Бибкод : 2018Natur.555..197M . дои : 10.1038/nature25778 . ISSN   1476-4687 . ПМК   6091220 . ПМИД   29466330 . Земледелие впервые появилось в Европе в середине седьмого тысячелетия до нашей эры и было связано с мигрантами из Анатолии, которые поселились на юго-востоке, а затем распространились по всей Европе.
  12. ^ «Армянский проект ДНК – Распространение мтДНК» .
  13. ^ «Армянский ДНК-проект – Распространение yDNA» .
  14. ^ Дж. Д. Хокинс. Строительные надписи Кархемиша: Длинная стена скульптур и Большая лестница. Анатолийские исследованияТом. 22. Британский институт Анкары. (1972). п. 109. [1]
  15. ^ А.Э. Редгейт. Рецензируемая работа: Предыстория армян Габриэля Султаняна . Издательство Кембриджского университета. (2007). п. 175. Бюллетень Школы восточных и африканских исследований Лондонского университета.Том. 70, № 1 (2007), стр. 175. [2]
  16. ^ «АРМЕНИЯ и ИРАН i. Провинция Ахеменидов - Иранская энциклопедия» . 14 декабря 2019 г. Архивировано из оригинала 14 декабря 2019 г. Проверено 3 января 2020 г.
  17. ^ «Дом» (PDF) . 01.08.2019. Архивировано из оригинала (PDF) 1 августа 2019 г. Проверено 5 января 2020 г.
  18. ^ Дарий I. Скульптуры и надпись Дария Великого на скале Бехистун в Персии .
  19. ^ Бехистун, мелкие надписи Надпись ДБб-Ливий .
  20. ^ «Дадарши (1) — Ливий» . 03.01.2020. Архивировано из оригинала 03 января 2020 г. Проверено 3 января 2020 г.
  21. ^ Перейти обратно: а б «Араха (Навуходоносор IV) — Ливий» . 2019-08-31. Архивировано из оригинала 31 августа 2019 г. Проверено 3 января 2020 г.
  22. ^ Перейти обратно: а б «Навуходоносор» . 09.06.2019. Архивировано из оригинала 9 июня 2019 г. Проверено 3 января 2020 г.
  23. ^ «Бехистун (3) — Ливий» . 2019-11-28. Архивировано из оригинала 28 ноября 2019 г. Проверено 3 января 2020 г.
  24. ^ Дандамаев, М.А. (1989). Политическая история империи Ахеменидов . Лейден: Э. Дж. Брилл. п. 122. ИСБН  90-04-09172-6 . ОСЛК   22096527 . […] На этот раз восстание возглавил некий Араха, сын Халдиты, […]. В древнеперсидском и эламском вариантах Бехистунского текста он назван армянином, а в аккадском — урартийцем.
  25. ^ Мюллер, Теодор; Антуан-Жан, М.; Ланглуа, Виктор (1841). Греческие исторические фрагменты ...: Apollodorus Bibliotheca cum фрагменты (на латыни). Фирмен Дидо
  26. ^ Берти, Моника «Цифровые фрагменты греческих историков (DFHG)» . www.dfhg-project.org . Проверено 5 января 2020 г.
  27. ^ Ямаути, Эдвин М. (2003). Враги с северных границ: вторгающиеся орды из русских степей . Юджин, Орегон: Wipf and Stock Pub. п. 36. ISBN  1-59244-214-5 . OCLC   54451068 . Имя Урашту (вариант Урарту) последний раз встречается в надписях Ксеркса (486–465). В трехъязычных текстах Дария (522–486) древнеперсидское слово, соответствующее аккадскому Урашту, Армина .
  28. ^ Дрюс, Роберт (2017). Милитаризм и индоевропеизация Европы . Абингдон, Оксон. ISBN  978-1-138-28272-8 . OCLC   957682709 . Архивировано из оригинала 11 января 2020 г. В списке персидской армии Геродота (7.73) армяне и фригийцы объединены в бригады под командованием Артохмеса, а армяне идентифицируются как апоики фригийцев. Однако это этиологический признак: этнограф, составивший список, чувствовал себя обязанным объяснить, откуда этносов произошел каждый из упомянутых им . В отличие от Геродота и его источника, древние армяне, похоже, ничего не знали о миграции своих предков из Фригии. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  29. ^ Клаксон, Джеймс П.Т. (2008). «Классический армянин». Древние языки Малой Азии . Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. п. 124.
  30. ^ Ваврушек П. (2010). "Фризский". Языки Древнего Востока . Прага: Карлов университет в Праге. стр. 129. ISBN  978-80-7308-312-0 .
  31. ^ Дж. П. Мэллори; Дуглас К. Адамс (1997). Энциклопедия индоевропейской культуры . Лондон: Издательство Фицрой Дирборн. п. 419. ИСБН  9781884964985 .
  32. ^ «Ксенофонт, Киропедия, Книга 3, глава 1» . www.perseus.tufts.edu . Проверено 7 января 2020 г.
  33. ^ «3: Кир, Астиаг и Тигран: классические источники и иранская устная речь». Греческие тексты и армянские традиции . ТоталБокс. Де Грютер. 2016. ISBN  978-3-11-048866-1 . OCLC   969029189 . {{cite book}}: CS1 maint: другие ( ссылка )
  34. ^ Роллингер, Роберт (2006). «Термины «Ассирия» и «Сирия» снова». Журнал ближневосточных исследований . 65 (4): 284–287. дои : 10.1086/511103 . S2CID   162760021 .
  35. ^ Фрай, Р.Н. (1992). «Ассирия и Сирия: Синонимы». Журнал ближневосточных исследований . 51 (4): 281–285. дои : 10.1086/373570 . S2CID   161323237 .
  36. ^ Одишо, Джордж Ю. (1998). Звуковая система современного ассирийского (неоарамейского) . Харровиц. п. 8. ISBN  978-3-447-02744-1 .
  37. ^ «Сирия - это не что иное, как сокращение от Ассирия или Ассирийский; это согласно греческому произношению. Греки применяли это имя ко всей Малой Азии». цитируется по имени Его Величества монсеньора. Давид, сирийский архиепископ Дамаскин, Грамматика арамейского языка согласно двум сирийским и халдейским диалектам, том. 1, (Imprimerie Des Péres Dominicains, Мосул, 1896 г.), 12.
  38. ^ «Страбон, География, книга 11, глава 13, раздел 5» . 03.01.2020. Архивировано из оригинала 03 января 2020 г. Проверено 3 января 2020 г.
  39. ^ Паяслян, Саймон (2007). История Армении: от истоков до наших дней (1-е изд.). Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан. п. 4. ISBN  978-0-230-60858-0 . OCLC   314769884 . Считается, что они возникли в исторической Армении после столетий культурного слияния различных коренных и мигрирующих народов, возможно, простираясь еще до хурритов, хеттов, фригийцев и т. д.
  40. ^ Перейти обратно: а б с д Чахин, М. (2001). Королевство Армения: история (2-е изд.). Ричмонд: Керзон. п. 182. ИСБН  978-0700714520 .
  41. ^ Перейти обратно: а б с Фрай, Ричард Н. (1984). История Древнего Ирана . Мюнхен: CH Бек. п. 73. ИСБН  978-3406093975 . Однако настоящими наследниками урартов были не скифы и не мидяне, а армяне.
  42. ^ Перейти обратно: а б с Редгейт, AE (2000). Армяне . Оксфорд: Блэквелл. п. 5. ISBN  978-0631220374 . Однако наиболее легко опознаваемыми предками позднейшей армянской нации являются урарты.
  43. ^ Перейти обратно: а б с Ланг, Дэвид Маршалл (1980). Армения: колыбель цивилизации (3-е изд.). Лондон: Аллен и Анвин. стр. 85–111. ISBN  978-0049560093 .
  44. ^ Куркджян, Ваан (1958). История Армении (изд. 1964 г.). Мичиган: Всеобщий армянский благотворительный союз . Архивировано из оригинала 27 мая 2012 года . Проверено 22 июля 2009 г.
  45. ^ Армянская советская энциклопедия . Ереван: Армянская энциклопедия. 1987. с. т. 12.
  46. ^ Мовсисян, Артак (2000). Священное нагорье: Армения в духовной концепции Ближнего Востока . Ереван.
  47. ^ Кавукджян, Мартирос (1982). Генезис армянского народа . Монреаль.
  48. ^ Греппин, Джон AC; Дьяконов, И.М. (октябрь – декабрь 1991 г.). «Некоторые влияния хурро-урартских народов и их языков на древнейших армян». Журнал Американского восточного общества . 111 (4): 721. дои : 10.2307/603403 . JSTOR   603403 .
  49. ^ Джоан Аруз; Ким Бензел; Джин М. Эванс (2008). За пределами Вавилона: искусство, торговля и дипломатия во втором тысячелетии до нашей эры. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Метрополитен-музей. п. 92. ИСБН  9781588392954 .
  50. ^ Косьян, Арам В. (1997), Новый взгляд на проблему Мушки , с. 254
  51. ^ Арчи, Альфонсо (2016). «Египет или Иран в текстах Эблы?» . Ориенталия . 85 :3 . Проверено 8 июня 2019 г.
  52. ^ Кроонен, Гус; Барьямович, Гойко; Пейро, Микаэль (9 мая 2018 г.). «Лингвистическое приложение к Дамгаарду и др. 2018: Ранние индоевропейские языки, анатолийский, тохарский и индоиранский». Зенодо : 3. дои : 10.5281/zenodo.1240524 .
  53. ^ Мартирос Кавукджян, «Происхождение армянского народа», Монреаль, 1982.
  54. ^ Международная стандартная библейская энциклопедия, 1915 г. [3] Архивировано 21 февраля 2012 г. в Wayback Machine ; Эрик Х. Клайн и Дэвид О'Коннор (ред.) Тутмос III , Мичиганский университет, 2006 г.; ISBN   978-0-472-11467-2 .
  55. ^ (на армянском языке) Катвалян М. и Каро Гафадарян. Result [Играй]. Армянская советская энциклопедия . Ереван: Армянская Академия Наук, 1986, т. 1, с. 12, с. 276–283.
  56. ^ Самуэлян, Томас Дж. (2000). Армянское происхождение: обзор древних и современных источников и теорий . Иравунк Паб. Дом.
  57. ^ Учикаго.edu
  58. ^ Редгейт, AE (2000). Армяне . Уайли. ISBN  978-0-631-22037-4 . , с. 50
  59. ^ Ланг, Дэвид М. (1983). «Иран, Армения и Грузия» . Кембриджская история Ирана . стр. 505–536. дои : 10.1017/CHOL9780521200929.016 . ISBN  9781139054942 .
  60. ^ Игорь М. Дьяконов. Предыстория армянского народа . 1968. стр. 120. ( http://www.attalus.org/armenian/diakph11.htm )
  61. ^ Петросян, Армен (2002), Индоевропейские и древние ближневосточные источники армянского эпоса. стр.140, 146
  62. ^ Ваврушек, П. (2010). "Фризский". Языки Древнего Востока . Прага: Карлов университет в Праге. ISBN  978-80-7308-312-0 .
  63. ^ Дж. П. Мэллори; Дуглас К. Адамс (1997). Энциклопедия индоевропейской культуры . Лондон: Издательство Фицрой Дирборн. ISBN  9781884964985 .
  64. ^ Брикше, К. (2008). «Фригийский». Древние языки Малой Азии . Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета.
  65. ^ Ким, Рональд И. (2018). «Греко-армянский язык: живучесть мифа» . Индогерманские исследования . 123 (1): 247–271. дои : 10.1515/if-2018-0009 . S2CID   231923312 .
  66. ^ Перейти обратно: а б Хабер, Марк; Меззавилла, Массимо; Сюэ, Яли; Комас, Дэвид; Гаспарини, Паоло; Заллуа, Пьер; Тайлер-Смит, Крис (2015). «Генетические доказательства происхождения армян от смешения нескольких популяций бронзового века» . Европейский журнал генетики человека . 24 (6): 931–6. биоRxiv   10.1101/015396 . дои : 10.1038/ejhg.2015.206 . ПМК   4820045 . ПМИД   26486470 .
  67. ^ Перейти обратно: а б Уэйд, Николас (10 марта 2015 г.). «Дата рождения Армении, указанная в V веке, приобретает достоверность» . Нью-Йорк Таймс .
  68. ^ Косьян, Арам В. (1997), Новый взгляд на проблему Мушки , с. 262
  69. ^ Kossian, Aram V. (1997), The Mushki Problem Reconsidered , pp. 260–261
  70. ^ Севин, Вели (1991). «Ранний железный век в Элязыге и проблема мушкин». Анатолийские исследования . 41 : 96–97. дои : 10.2307/3642931 . JSTOR   3642931 . S2CID   164050075 .
  71. ^ Копаниас, Константинос (2015), Проблема Мушки/фригийцев с ближневосточной точки зрения , стр. 220–222.
  72. ^ Kossian, Aram V. (1997), The Mushki Problem Reconsidered , pp. 260–261
  73. ^ Эйнсворт, Уильям Фрэнсис (1842). Путешествия и исследования в Малой Азии, Месопотамии, Халдее и Армении . Джон В. Паркер. стр. 222–223.
  74. ^ Петросян, Армен (2002), Индоевропейские и древние ближневосточные источники армянского эпоса . стр.140
  75. ^ Олмстед, Техас (1929). «Два каменных идола из Малой Азии в Университете Иллинойса». Сирия . 10 (4): 313. doi : 10.3406/syria.1929.3413 . JSTOR   4236961 .
  76. ^ Косьян, Арам В. (1997), Новый взгляд на проблему Мушки , с. 255
  77. ^ Петросян, Армен (2002), Индоевропейские и древние ближневосточные источники армянского эпоса , с. 140
  78. ^ Джейкобсон, Эстер (1995). Искусство скифов: взаимопроникновение культур на краю эллинского мира . БРИЛЛ. п. 33. ISBN  9789004098565 .
  79. ^ Перейти обратно: а б Чахин, М. (2001). Королевство Армения: история (2-е исправленное изд.). Ричмонд: Керзон. п. 182. ИСБН  978-0700714520 .
  80. ^ Ерванд Грекян. «Урартская государственная мифология». Ереванский институт археологии и этнографии . 2018. С. 44-45. https://www.researchgate.net/publication/351107801_Biaynili-Owrartu_Astvacner_tacarner_pastamunk_BIAINILI-URARTU_GODS_TEMPLES_CULTS
  81. ^ Армен Петросян. «К истокам армянского народа. Проблема идентификации протоармян: критический обзор». Журнал Общества арменоведения. 2007. с. 33. https://www.academia.edu/3657764/Towards_the_Origins_of_the_Armenian_People_The_Problem_of_Identification_of_the_Proto_Armenians_A_Critical_Review_in_English_
  82. ^ Ксенофонт . Киропедия . 3.7. Архивировано 3 декабря 2007 г. в Wayback Machine . Перевод Генри Грэма Дакинса.
  83. ^ Страбон . География . 11.3.5 .
  84. ^ (на армянском языке) Мовсес Хоренаци . , История Армении пятый век . Аннотированный перевод и комментарии Степана Малхасянца , изд. Гагик Саргсян . Ереван: Издательство «Айастан», 1997, Т.21, с. 100–101. ISBN   5-540-01192-9 .
  85. ^ Армен Петросян. https://www.academia.edu/33109045/Indo-European_wel-_in_Armenian_mythology._Journal_of_Indo-European_studies_2016_1-2_pp._129-146
  86. ^ Армен Петросян. Этиуни – колыбель армян. Сборник научных статей, посвященный 130-летию со дня рождения Григора Капанцяна. Ереван 2018, стр. 299-330. Этиуни – колыбель армян. https://www.academia.edu/35086087/Etiuni_cradle_of_Armenians_Etiuni_Cradle_of_Armenians
  87. ^ Грач Мартиросян (2014). «Происхождение и историческое развитие армянского языка». Лейденский университет: 9. Дата обращения 8 августа 2020 г. https://ling.hse.ru/data/2014/09/01/1313574129/Hrach%20Martirosyan%20-%20Handout.pdf .
  88. ^ Саргис Петросян (2019). Светопоклонение в Землях Этиуни . http://shirak.asj-oa.am/663/1/5%2D19.pdf
  89. ^ Дьяконов, Игорь М. (1992). «Первые свидетельства существования протоармянского языка в Восточной Анатолии». Ежегодник армянского языкознания . 13 : 51–54. ISSN   0271-9800 .
  90. ^ Рона-Тас, Андраш. Венгры и Европа в раннем средневековье: введение в раннюю венгерскую историю . Будапешт: Издательство Центрально-Европейского университета, 1999, с. 76 ISBN   963-9116-48-3 .
  91. ^ Греппин, Джон AC (1991). «Некоторые влияния хурро-урартских народов и их языков на древнейших армян». Журнал Американского восточного общества . 3 (4): 720–730. дои : 10.2307/603403 . JSTOR   603403 . Однако даже сейчас кажется трудным отрицать, что армяне в свое время имели контакты с хурро-урартским народом.
  92. ^ Скарр, Крис, изд. (2013). Человеческое прошлое: мировая предыстория и развитие человеческих обществ (3-е изд.). WW Нортон. ISBN  978-0500290637 .
  93. ^ Мэллори, JP; Адамс, Дуглас К. (1997). Энциклопедия индоевропейской культуры . Лондон: Фицрой Дирборн. п. 30. ISBN  978-1884964985 . ОСЛК   37931209 . Тогда следует стремиться к присутствию армян на своих исторических местах где-то до 600 г. до н.э.; ... Например, армянская фонология, по-видимому, сильно пострадала от урартского языка, что может указывать на длительный период двуязычия.
  94. ^ Греппин, Джон А.С. и Игорь Дьяконов. Некоторые влияния хурро-урартских народов и их языков на древнейших армян , октябрь – декабрь 1991 г., стр. 727. [4]
  95. ^ Дуглас, Джон М. (1992). Армяне . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: JJ Winthrop Corp., с. 4. ISBN  0-9631381-0-3 . ОСЛК   25616109 . [...] Родиной армян являются равнины горы Арарат, простирающиеся от Кавказского хребта на востоке до реки Евфрат на западе. Сама нация является результатом слияния различных племен индоевропейцев, вернувшихся в Анатолию около 1200 г. до н.э., слившихся с [...]
  96. ^ Хукер, Дж. Т. (1999). Приход греков . Клермонт, Калифорния: Retina Books. п. 32. ISBN  0-941690-88-1 . OCLC   40180828 . Также невозможно отрицать, что некоторые из изоглосс, общих для греческого и армянского языков, убедительно свидетельствуют о том, что носители этих языков жили в соседстве в течение [...] теперь общепризнано, что около 1200 г. до н. э. предки армян вышли из Балканы в Анатолию [...] Миграция протоармян в Анатолию во время распада Хеттской империи, несомненно, прекрасно вписывается [...]
  97. ^ Армен Петросян (1 января 2007 г.). Проблема идентификации протоармян: критический обзор . Общество арменоведения. стр. 46, 49 . Проверено 23 ноября 2018 г.
  98. ^ Перейти обратно: а б Гамкрелидзе Тамаз В. ; Иванов, Вячеслав (1995). Индоевропейцы и индоевропейцы: реконструкция и исторический анализ протоязыка и протокультуры. Часть I: Текст. Часть II: Библиография, указатели . Вальтер де Грютер. ISBN  978-3-11-081503-0 .
  99. ^ Дэвид М. Лэнг (2008) [1983]. «Иран, Армения и Грузия». В Эхсане Яршатере (ред.). Кембриджская история Ирана, том 3: периоды Селевкидов, парфян и Сасанидов, часть 1 . Издательство Кембриджского университета. п. 510. дои : 10.1017/CHOL9780521200929.016 . ISBN  9781139054942 .
  100. ^ Туманов, Кирилл (1963). Исследования по христианской истории Кавказа . Вашингтон, округ Колумбия: Издательство Джорджтаунского университета. стр. 278 и далее.
  101. ^ (на армянском языке) Тирацян, Геворг. « Ервандунинер». Армянская советская энциклопедия . том. iii. Ереван: Армянская академия наук , 1977, с. 640.
  102. ^ Перейти обратно: а б с д Краузе, Тодд Б. и Джон А.С. Греппин, а также Джонатан Слокам. « Династия Ервандуни. Архивировано 10 апреля 2016 г. в Wayback Machine ». Центр индоевропейского языка и культуры имени А. Ричарда Диболда при Техасском университете . 22 января 2009 г.
  103. ^ Паяслян, Саймон (2007). История Армении: от истоков до наших дней (1-е изд.). Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан. п. 10. ISBN  978-1403974679 .
  104. ^ Перейти обратно: а б Бурнутиан, Джордж А. (2002). Краткая история армянского народа: (с древнейших времен до наших дней) (1-е изд.). Нью-Йорк: Издательство Mazda. п. 20. ISBN  978-1403974679 .
  105. ^ Паяслян, Саймон (2007). История Армении: от истоков до наших дней (1-е изд.). Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан. п. 20. ISBN  978-1403974679 .
  106. ^ Гарсоян, Нина (1997). «Возникновение Армении» в армянском народе от древности до современности, Том I, Династические периоды: от древности до четырнадцатого века . Ричард Г. Ованнисян (редактор) Нью-Йорк: St. Martin's Press, стр. 46–47. ISBN   0-312-10169-4 .
  107. ^ Бабаи, Сьюзен; Григор, Талинн (2015). Персидское царствование и архитектура: стратегии власти в Иране от Ахеменидов до Пехлеви . ИБТаурис. ISBN  978-1-84885-751-3 .
  108. ^ «Всемирный справочник: Армения» . ЦРУ . Проверено 15 ноября 2007 г.
  109. ^ Бруннер, Боргна (2006). Временной альманах с информацией, пожалуйста, 2007 год . Нью-Йорк: Time Home Entertainment. п. 685. ИСБН  978-1-933405-49-0 .
  110. ^ Перейти обратно: а б Мэри Бойс. Зороастрийцы: их религиозные верования и практики. Архивировано 19 сентября 2015 г. в Wayback Machine Psychology Press, 2001 г. ISBN   0-415-23902-8 стр. 84

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Армен Петросян. «Проблема армянского происхождения: миф, история, гипотезы (серия монографий JIES № 66)», Вашингтон, округ Колумбия, 2018 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c2855c3a55c559544d446131f870eb31__1714876680
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c2/31/c2855c3a55c559544d446131f870eb31.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Origin of the Armenians - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)