Jump to content

Урартский

Координаты : 38 ° 30'00 "N 43 ° 20'33" E  /  38,50000 ° N 43,34250 ° E  / 38,50000; 43,34250
Страница полузащищена
(Перенаправлено с Урарты )

Урартский ( экзоним ) [а]
860 г. до н.э. – 590 г. до н.э./547 г. до н.э. [1]
Урарту при Сардури II, 743 г. до н.э.
Урарту при Сардури II , 743 г. до н.э.
Капитал
Общие языки
Религия
Урартский политеизм [4]
Правительство Монархия
• 858–844
Тревога
• 844–834(?)
Люцифер (?)
• 834–828
Сардури I
• 828–810
Ишпуини
• 810–785
Старение
• 785–753
Аргишти I
• 753–735
Сарды II
• 735–714
русский я
• 714–680
Аргишти II
• 680–639
Русский II
• 639–635
Сарды III
• 629–590 или 629–615
Россия III
• 615–595
Сарды IV
• 590–585
Русский IV
Историческая эпоха Железный век
• Учредил
860 г. до н.э.
• Медианское завоевание (или завоевание Ахеменидов в 547 г.) [5] )
590 г. до н.э./547 г. до н.э. [1]
Предшественник
Преемник
Наира
Срединная империя
Империя Ахеменидов
Сатрапия Армении

Урарту ( / ʊ ˈ r ɑːr t / ; ассирийский : мать Урарту , [6] Вавилонский : Урашту , иврит : אֲרָרָט Арарат ) — царство железного века , располагавшееся вокруг озера Ван на Армянском нагорье . Оно простиралось от восточного берега верхнего Евфрата до западных берегов озера Урмия и от гор северного Ирака до гор Малого Кавказа . [7] Ее цари оставили после себя клинописные надписи на урартском языке , входящем в хурро-урартскую языковую семью . [7] С момента своего повторного открытия в XIX веке Урарту, которое, как принято считать, было хотя бы частично армяноязычным , [3] [8] [9] [10] [11] сыграл значительную роль в армянском национализме . [12]

Царство возникло в середине 9 века до нашей эры и доминировало на Армянском нагорье в 8-7 веках до нашей эры. [13] Урарту часто воевал с Ассирией и на какое-то время стал самым могущественным государством на Ближнем Востоке . [13] Ослабленный постоянными конфликтами, он в конечном итоге был завоеван либо иранскими мидянами в начале VI века до нашей эры, либо Киром Великим в середине VI века до нашей эры. [14] [15] Археологически он известен своими большими крепостями и сложными металлическими изделиями. [16]

Имена и этимология

Урарту ( аккадский : ú-ra-áš-tu ) упоминается на вавилонской Карте мира . [17]

Географическому региону и государственному устройству, возникшему в регионе, были даны различные названия.

  • Урарту/Арарат : Название Урарту ( армянский : Урарту ; ассирийский : māt Urartu ; [6] Вавилонский : Урашту ; Иврит : אֲרָרָט Арарат ) происходит из ассирийских источников. Салманасар I (1263–1234 до н.э.) записал поход, в ходе которого он подчинил всю территорию «Уруатри». [18] [19] В тексте Салманасара имя Урарту используется для обозначения географического региона, а не царства, и названы восемь «земель», содержащихся в Урарту (которые во время кампании все еще были разъединены). Ассирийский Уруатри , кажется, соответствует Ацци современных хеттских текстов . [20] [21] Урарту является родственником библейского Арарата , аккадского Урашту и армянского Айрарата . [22] [23] Помимо обозначения знаменитого библейского нагорья, Арарат также появляется как название царства в Иеремии 51:27, упоминается вместе с Минни и Ашкеназом . Гора Арарат расположена примерно в 120 километрах (75 миль) к северу от бывшей столицы царства, хотя отождествление библейских « гор Арарат » с горой Арарат является современным отождествлением, основанным на постбиблейской традиции. [24]
  • Биайнили / Биаини : Урартские цари, начиная с совместного правления Ишпуини и его сына Менуа , называли свое королевство Биайнили , или «царями земли Биа» (иногда транслитерируется как Биай или Биас). [25] [26] Кем бы или чем бы ни была «Биа», остается неясным. Его не следует путать с близлежащей землей «Биане», которая, вероятно, стала Армянской Басеаной (греч. Фасиана ).
  • Королевство Ван Распространено мнение, что урартский топоним Биайнили (или Биайнели ), [27] [28] которое, возможно, произносилось как Ванеле (или Ванили ), превратилось в Ван ( Վան ). на древнеармянском языке [29] Названия «Ванское царство» и «Ванское царство» были применены к Урарту в результате этой теории и того факта, что урартская столица Тушпа располагалась недалеко от города Ван и одноименного озера .
  • Наири : Борис Пиотровский писал, что урарты впервые появляются в истории в 13 веке до нашей эры как союз племен или стран, еще не составивших унитарное государство. В ассирийских анналах термин Уруатри ( Урарту ) как название этого союза был заменен в течение значительного периода лет термином «земля Наири ». [30] Более поздние исследования предполагают, что Уруатри был районом Наири и, возможно, соответствовал Ацци из современных хеттских текстов. [31] [32] Хотя ранние правители Королевства Урарту называли свои владения «Наири» (вместо более позднего Биайнили), некоторые ученые полагают, что Урарту и Наири были отдельными государствами. Ассирийцы, похоже, продолжали называть Наири отдельным субъектом в течение десятилетий после основания Урарту, пока Наири не был полностью поглощен Ассирией и Урарту в 8 веке до нашей эры. [33]
  • Халдини : Карл Фердинанд Фридрих Леманн-Хаупт (1910) считал, что жители Урарту называли себя Халдини в честь бога Халди . [34] Эта теория была отвергнута подавляющим большинством современных ученых. [35]
  • Шурили : Лингвисты Джон Греппин и Игорь М. Дьяконов утверждали, что урартцы называли себя Шуреле (иногда транслитерируемое как Шурили или Шурили , возможно, произносится как Сурили ), имя, упомянутое в королевских титулах царей Урарту (например, «царь земель Шури »). [36] [37] слово Шури По разным оценкам, первоначально относилось к колесницам, копьям или мечам (возможно, связано с армянским словом сур ( սուր ), означающим «меч»). Другие связывали Шурили с пока неопределенным географическим регионом, таким как Шуприя (возможно, попытка правящей династии объединить себя с хурритами), Каппадокия , [38] Араратская равнина , [39] или весь мир. [37]
  • Армения : В конце VI — начале V века до нашей эры, с возникновением сатрапии Армении в регионе , Урарту ( Урашту по -вавилонски ) использовалось как синоним Армении ( древнеперсидская Армина ) в трёхъязычной Бехистунской надписи . [40] Название Арарат переводилось как Армения . в I веке нашей эры в историографических трудах [41] и очень ранние латинские Библии переводы , [42] а также Книги царей [43] и Исайя в Септуагинте . Некоторые переводы на английский язык, включая версию короля Иакова , [44] следуйте переводу Септуагинты Арарата как Армении . [45] Считается, что Шуприя (аккадский: Армани-Субарту из 3-го тысячелетия до нашей эры) изначально была хурритским или митаннийским государством, которое впоследствии было присоединено к Урартской конфедерации. Шуприя часто упоминается в сочетании с районом в местности под названием Арме или Армани и близлежащими районами Урме и Внутренний Уруму . Вполне возможно, что название Армения происходит от армини , урартского слова «житель Арме» или «армянская страна». [46] [22] [23] Племенем Арме из урартских текстов, возможно, были уруму , которые в XII веке до н. э. пытались вторгнуться в Ассирию с севера вместе со своими союзниками мушками и каскианами . Уруму, очевидно, поселились в окрестностях Сасона , дав свое название регионам Арме и близлежащим Урме и Внутреннему Уруму . [47]

Форма названия Армении УРАРТУ встречается в двух ассирийских надписях 9 века до нашей эры. Урартологи отождествляют с этим названием формы названий земель мат У-РУ-А Ţ-РИ, упомянутые Салманасаром I (в начале XIII в.), и мат У-РА Ţ-РИ, упомянутые Адад-нирари II (конец XIII в.) . века).

Формы имени УРАРТУ и Арарат различаются на одну гласную (в УРАРТУ чтении между согласными р и т отсутствует гласная «а»). И как показывают данные таблицы, именно в результате недоразумения клинописцы, читавшие название страны, брали прочтения ar и ar2 клинописных знаков AR и UB соответственно и игнорировали их прочтения ara8 и ara2. ․

На знаменитой вавилонской рис. 1), в надписи ассирийского царя Набопаласара ( 626 604 гг. до н. э.) и в Бехистунской надписи ахеменидского карте, изображающей древний мир (8 в. до н. э.) (см . иранского царя Дария I ( в 522-486 гг. до н.э.) название Армении представлено в форме UR-AŠ 2 -TU= URAŠTU. Некоторые авторы (С. Еремян, Б. Пиотровский , И. Дьяконов , Ю. Горовиц и др.) отличают УРАШТУ от УРАРТУ, но считают их равнозначными названиями. Для того чтобы форма письма УРАШТУ была идентична УРАРТУ=Арарат, необходимо, чтобы клинописный знак АШ2 имел чтение ru/ra. [48]

нет прямых свидетельств В существующих клинописных словарях того, что клинописный знак AŠ 2 имеет такое прочтение. Однако имеется ряд побочных данных, подтверждающих существование этих прочтений клинописи АШ 2. Чтение aš 2 клинописного знака AŠ 2 выражалось клинописью AŠ в клинописных словарях (AŠ 2 = AŠ). А клинопись АШ имеет 3 ру чтения.

  • Чтение as 2 клинописи AŠ 2 выражалось клинописью AŠ в клинописных словарях (AŠ 2 = AŠ). А клинопись АШ имеет 3 ру чтения: ru-u 2=ru 3 =AŠ (SA 126, Ea II 59 и т. д.). Поэтому можно предположить, что клинопись АШ 2 тоже должна иметь ру чтение.
  • Фонетическая эквивалентность r, l = š часто встречается в аккадском языке ․ Например, išu = irdu = «основание, учреждение», irtā nu = ištā nu = «с большой грудью», pā štu = pā ltu = «топор», ištā nu = iltā nu = «север». и так далее. Из эквивалентности аккадского r=š следует, что прочтения asa 2 и aša 2 клинописи AŠ 2 могут также выражать фонетические значения ar и ara. И из всего этого вытекает идентичность форм письма УРАШТУ и УРАРТУ, особенно если принять во внимание тот факт, что названия относятся к одной и той же местности. [48]
  • Наконец, есть примеры, которые просто указывают на то, что клинопись AŠ 2 имеет ру чтение. Так, клинопись МАШ=«козел» имеет значение «сын, детеныш» и пишется ма-аш 2 = МАШ = ма-ру 3 = mā ru = «сын, детеныш» (АИ/6 97), где слог ру 3 – чтение клинописи АШ. Поэтому из уравнения ма-аш 2 = ма-ру 3 = «детёныш, сынок» следует, что чтение ру можно отнести к символу АШ 2. После этих уточнений, если вернуться к форме записи Ур-аш 2 -tu=Ура-аша 2 -tu, то мы можем представить его в виде Ура-ру х -ту = Урарут, что идентично форме имени, читаемой Арарат в таблице выше. Теперь перейдем к нашей основной задаче, попробуем найти армянскую этимологию имени Арарат (=УРАРТУ) и посмотреть, с каких исторических времен оно было записано. [48]

История

Происхождение

Урарту под Араме Урарту , 860–840 гг. до н.э.

В ассирийских надписях Салманасара I впервые упоминается (ок. 1274 г. до н.э.) Уруатри как одно из государств Наири , свободной конфедерации небольших царств и племенных государств на Армянском нагорье в тринадцатом-одиннадцатом веках до нашей эры, которую он завоевал. Сам Уруартри находился в районе озера Ван . Государства Наири неоднократно подвергались дальнейшим нападениям и вторжениям со стороны Средней и Неоассирийской империй , которые располагались к югу в Верхней Месопотамии («Джазира») и северной Сирии , особенно при Тукульти-Нинурте I (ок. 1240 г. до н.э.). , Тиглатпаласар I (ок. 1100 г. до н. э.), Ашур-бел-кала (ок. 1070 г. до н. э.), Адад-нирари II (ок. 900 г. до н. э.), Тукульти-Нинурта II (ок. 890 г. до н. э.) и Ашурнасирпал II (ок. 883–859 до н. э.).

Урарту вновь появился в надписях на ассирийском языке в девятом веке до нашей эры как могущественный северный соперник Неоассирийской империи. Государства и племена Наири стали единым царством при урартском царе Араме (ок. 860–843 до н.э.), чьи столицы сначала в Сугунии , а затем в Арзашкуне были захвачены ассирийцами при неоассирийском императоре Салманасаре III .

Урартолог Пол Зимански предположил, что урарты или, по крайней мере, их правящая семья после Араме, возможно, эмигрировали на северо-запад, в район озера Ван, из своей религиозной столицы Мусасира . [49] По мнению Зиманского, урартский правящий класс был немногочисленным и управлял этнически, культурно и лингвистически разнообразным населением. Зиманский зашел так далеко, что предположил, что цари Урарту сами могли происходить из разных этнических групп. [50]

Рост

Фрагмент бронзового шлема эпохи Аргишти I. Изображено « дерево жизни », популярное среди древних обществ. Шлем был обнаружен при раскопках крепости Тейшебаини на Кармир-Блуре (Красном холме).

Ассирия впала в период временного застоя на десятилетия в первой половине IX века до нашей эры, что способствовало росту Урарту. За короткое время оно стало одним из крупнейших и могущественнейших государств Ближнего Востока . [50]

Сардури I (ок. 832–820 до н. э.), сын Лутипри, основал новую династию и успешно отразил нападения ассирийцев с юга под предводительством Салманасара III, укрепил военную мощь государства и перенес столицу в Тушпу (современный Ван). , Турция, на берегу озера Ван ). Его сын Испуини (ок. 820–800 до н. э.) присоединил соседнее государство Мусасир, ставшее важным религиозным центром Урартского царства, и ввёл культ Халди . [50]

Испуини был также первым урартским царем, писавшим на урартском языке (предыдущие цари оставили записи, написанные на аккадском языке ). [50] Он сделал своего сына Сардури II наместником. После завоевания Мусасира Испуини, в свою очередь, подвергся нападению Шамши-Адада V. Его соправитель и последующий преемник Менуа (ок. 800–785 до н. э.) также значительно расширил королевство и оставил надписи на обширной территории. Во время совместного правления Испуини и Менуа они перестали называть свою территорию Наири, вместо этого выбрав Бианили . [50]

Урарту достиг высшей точки своей военной мощи при сыне Менуа Аргишти I (ок. 785–760 до н. э.), став одним из самых могущественных царств древнего Ближнего Востока. Аргишти I добавил новые территории вдоль Араса и озера Севан и сорвал Салманасара IV походы против него. Аргишти также основал несколько новых городов, в первую очередь крепость Эребуни в 782 г. до н.э. 6600 военнопленных из Хатти и Супани . В новом городе поселили [51] [52]

Ниша и основание разрушенной урартской стелы, Ванская цитадель, 1973 год.

В период своего расцвета царство Урарту простиралось на север за Аракс и озеро Севан, охватывая современную Армению и даже южную часть современной Грузии почти до берегов Черного моря; на запад до истоков Евфрата ; на восток до современного Тебриза , озера Урмия и далее; и на юг до истоков Тигра . [ нужна ссылка ]

Тиглатпаласар III из Ассирии победил Сардури II из Урарту в первый год своего правления (745 г. до н.э.). Там ассирийцы нашли всадников и лошадей, прирученных как жеребят для верховой езды, не имеющих себе равных на юге, где их запрягали в ассирийские боевые колесницы. [53]

Контрольно-пропускные пункты

Замок Каялыдере — один из важных центров, позволявших Урартскому царству контролировать окружающие регионы от озера Ван на западе. [54]

Упадок и восстановление

В 714 году до нашей эры Урартское царство сильно пострадало от киммерийских набегов и походов Саргона II . Главный храм Мусасира был разграблен, а урартский царь Руса I потерпел сокрушительное поражение от Саргона II у озера Урмия. Впоследствии он покончил жизнь самоубийством от стыда. [55]

Сын Русы Аргишти II (714–685 до н.э.) восстановил позиции Урарту против киммерийцев, однако это больше не представляло угрозы для Ассирии, и в 705 году до нашей эры был заключен мир с новым царем Ассирии Сеннахиримом . Это, в свою очередь, помогло Урарту войти в длительный период развития и процветания, который продолжался во время правления сына Аргишти Русы II (685–645 до н. э.).

Однако после Русы II Урарту ослабло под постоянными нападениями киммерийских и скифских захватчиков. В результате он попал в зависимость от Ассирии, о чем свидетельствует сын Русы II Сардури III (645–635 до н. э.), называвший ассирийского царя Ашшурбанипала своим «отцом». [56] [57]

Падать

Урартская каменная арка возле Вана, 1973 год. [ нужна ссылка ]

Согласно урартской эпиграфике, за Сардури III следовали два царя — Руса III (также известный как Руса Эрименахи) (620–609 до н. э.) и его сын Руса IV (609–590 или 585 до н. э.). Есть предположение, что отец Русы III, Эримена, возможно, также был царем, возможно, правившим с 635 по 620 год до нашей эры, но о нем мало что известно. Возможно, Руса III основал новую династию и что его отец Эримена не был царем. [58] [59]

В конце VII века до нашей эры (во время или после правления Сардури III) Урарту подверглось вторжению скифов и их союзников — мидийцев . В 612 г. до н.э. мидийский царь Киаксар Великий вместе с Набополассаром Вавилонским . и скифами завоевал Ассирию после того, как она была необратимо ослаблена гражданской войной Затем в 590 г. до н.э. мидяне захватили столицу Урарта Ван, фактически положив конец суверенитету Урарту. [60] [61] Однако некоторые историки полагают, что Урарту просуществовало до середины VI века до нашей эры и в конечном итоге было разрушено Киром Великим. [15] Многие урартские руины того периода имеют следы разрушения в результате пожара.

Внешний вид Армении

Урартский гробничный комплекс, Ванская цитадель, 1973 год.

Ванское царство было разрушено в 590 г. до н.э. [62] а к концу VI века его заменила Сатрапия Армении. [63] Мало что известно о том, что произошло с регионом между падением Ванского царства и появлением сатрапии Армении. По словам историка Тураджа Дарьяи, во время армянского восстания против персидского царя Дария I в 521 году до нашей эры некоторые личные и топографические имена, засвидетельствованные в связи с Арменией или армянами, имели урартское происхождение, что позволяет предположить, что урартские элементы сохранились в Армении после ее падения. [64] В Бехистунской надписи (ок. 522 г. до н. э.) упоминаются Армения и армяне как синонимы Урарту и урартцев . [40] Однако топоним Урарту не исчез, поскольку считается, что его континуумом является название провинции Айрарат в центре Королевства Армения. [65]

Урартская царская гробница. Ванская цитадель, 1973 год.

По мере развития армянской идентичности в регионе память об Урарту померкла и исчезла. [66] Части его истории дошли до народных преданий и сохранились в Армении, как написано Мовсесом Хоренаци в виде искаженных легенд. [67] [68] в своей книге V века «История Армении» , где он говорит о первом армянском царстве в Ване , которое вело войны против ассирийцев. Рассказы Хоренаци об этих войнах с Ассирией помогут вновь открыть Урарту. [69]

Согласно Геродоту, алародийцы ( Alarodioi ) входили в состав й сатрапии империи Ахеменидов и составляли особый контингент в великой армии Ксеркса I. 18 - [70] Некоторые учёные пытались связать алародийцев с урартцами, предполагая, что алародианцы были вариацией названия урартов / араратцев . Согласно этой теории, урарты 18-й сатрапии впоследствии были поглощены армянской нацией. [71] Однако современные историки поставили под сомнение связь алародцев с урартами. [72]

В исследовании, опубликованном в 2017 году, [73] полные митохондриальные геномы четырех древних скелетов из Урарту были проанализированы наряду с другими древними популяциями, обнаруженными на территории современной Армении и Арцаха, насчитывающими 7800 лет. Исследование показывает, что современные армяне — это люди, имеющие наименьшую генетическую дистанцию ​​от этих древних скелетов. Кроме того, некоторые ученые утверждали, что урарты являются наиболее легко идентифицируемыми предками армян . [74] [75] [76] [77]

География

Урарту 715–713 гг. до н.э.

Урарту занимал территорию площадью около 200 000 квадратных миль (520 000 км2). 2 ), простирающийся от Евфрата на западе до озера Урмия на востоке и от Кавказских гор на юг до гор Загрос на севере Ирака. [7] В частности, Урарту представлял собой территорию, непосредственно окруженную горными цепями Восточного Понта на севере, Малого Кавказа на северо-востоке и гор Тавр на юге. [78] Оно было сосредоточено вокруг озера Ван, которое расположено на территории современной восточной Анатолии . [79]

В период своего расцвета Урарту простиралось от границ Северной Месопотамии до Южного Кавказа , включая современную Турцию , Нахчыван , [80] Армения и южная Грузия (до реки Куры). Горы Тавр также служили естественным барьером против южных угроз, особенно со стороны ассирийцев . [78] Археологические памятники в его пределах включают Алтынтепе , Топраккале , Патнос и Айкаберд . К крепостям Урарту относились крепость Эребуни (современный Ереван), крепость Ван , Аргиштихинили , Анзаф, Айкаберд и Башкале , а также Тейшебаини (Кармир Блур, Красный курган) и другие.

Открытие

Урартская стела Буланик , Музей Битлис Ахлат.
Стела Аринчкуса Аргишти I, принадлежащая урартскому царю Аргишти I , датированная между 785 и 756 годами до нашей эры, музей Битлис Ахлат.
Урартский котел в Музее анатолийских цивилизаций, Анкара.
Голова быка, Урарту, VIII век до н.э. Эта голова была прикреплена к краю огромного котла, подобного показанному выше. Коллекции Художественного музея Уолтерса .
Серебряное ведро из Урарту в Музее zu Allergesundheiten в Шаффхаузене, Швейцария, предположительно из гробницы принца Инуспуа, 810 г. до н.э.

Урартские надписи были найдены в замке Кепенек , расположенном на холме недалеко от центра Муша, и в Алазлы . [81] Вдохновленный сочинениями средневекового армянского историка Мовсеса Хоренаци (который описал урартские произведения в Ване и приписал их легендарному Ара Прекрасному и царице Семирамиде ), французский ученый Антуан-Жан Сен-Мартен предложил своему правительству послать Фридриха Эдуарда Шульца , немецкого профессора, в район Вана в 1827 году от имени Французского восточного общества. [82] Шульц обнаружил и скопировал множество клинописных надписей, частично на ассирийском, частично на неизвестном до сих пор языке. Шульц также обнаружил стелу Келишина с ассирийско-урартской двуязычной надписью, расположенную на перевале Келишин на нынешней иракско-иранской границе. Краткий отчет о его первоначальных открытиях был опубликован в 1828 году. Шульц и четверо его слуг были убиты курдами в 1829 году недалеко от Башкале . Его записи были позже обнаружены и опубликованы в Париже в 1840 году. В 1828 году британский ассириолог Генри Кресвик Роулинсон попытался скопировать надпись на стеле Келишина, но потерпел неудачу из-за льда на лицевой стороне стелы. Немецкий ученый Р. Рош несколько лет спустя предпринял аналогичную попытку, но он и его группа подверглись нападению и были убиты.

В конце 1840-х годов сэр Остин Генри Лейард исследовал и описал урартские гробницы замка Ван , включая камеру Аргишти . С 1870-х годов местные жители начали грабить руины Топраккале, продавая его артефакты европейским коллекциям. В 1880-х годах на этом месте были проведены плохо проведенные раскопки, организованные Хормуздом Рассамом по поручению Британского музея . Почти ничего не было должным образом задокументировано.

Первая систематическая коллекция урартских надписей и, таким образом, начало урартологии как специализированной области датируется 1870-ми годами, во время кампании сэра Арчибальда Генри Сейса . Немецкий инженер Карл Сестер, первооткрыватель горы Немрут , собрал больше надписей в 1890/1890 году. Вальдемар Бельк посетил этот район в 1891 году и обнаружил стелу Руса. Дальнейшей экспедиции, запланированной на 1893 год, помешали турецко-армянские военные действия. Белк вместе с Леманн-Хауптом снова посетил этот район в 1898/9 году, проводя раскопки Топраккале. В этой экспедиции Бельк достиг стелы Келишина, но подвергся нападению курдов и едва спасся. Белк и Леманн-Хаупт снова достигли стелы со второй попытки, но погодные условия снова помешали им скопировать надпись. После того, как очередное нападение на Бельк спровоцировало дипломатическое вмешательство Вильгельма II , султан Абдул Хамид II согласился выплатить Белку сумму в 80 000 золотых марок в качестве репарации. Во время Первой мировой войны район озера Ван на короткое время попал под контроль России. В 1916 году российские учёные Николай Яковлевич Марр и Иосиф Абгарович Орбели , проводя раскопки в Ванской крепости, обнаружили четырехликую стелу, несущую летопись Сардури II. В 1939 году Борис Пиотровский раскопал Кармир Блур , обнаружив Тейшебай , город бога войны Тейшебы . Раскопки американских ученых Кирсоппа и Сильвы Лейка в 1938-40 годах были прерваны Второй мировой войной , и большая часть их находок и полевых записей была потеряна, когда немецкая подводная лодка торпедировала их корабль SS Athenia . Их сохранившиеся документы были опубликованы Манфредом Корфманном в 1977 году.

Новый этап раскопок начался после войны. Раскопки сначала были ограничены Советской Арменией . Крепость Кармир Блур, построенная во времена правления Русы II, была раскопана командой под руководством Бориса Пиотровского, и впервые археологи урартского памятника систематически опубликовали свои результаты. Начиная с 1956 года Чарльз А. Берни определил и провел эскизное обследование многих урартских стоянок в районе озера Ван, а с 1959 года турецкая экспедиция под руководством Тахсина Озгюча провела раскопки в Алтынтепе и Арифе Эрзене.

В конце 1960-х годов были раскопаны урартские стоянки на северо-западе Ирана. В 1976 году итальянская группа под руководством Мирьо Сальвини наконец добралась до стелы Келишина в сопровождении тяжелого военного эскорта. Война в Персидском заливе затем закрыла эти места для археологических исследований. Октай Белли возобновил раскопки урартских памятников на турецкой территории: в 1989 году в 35 км к северу от Вана был обнаружен Аянис — крепость VII века до нашей эры, построенная Русасом II Урарту . Несмотря на раскопки, археологами было исследовано лишь от трети до половины из 300 известных урартских стоянок в Турции, Иране, Ираке и Армении (Wartke 1993). Без защиты многие объекты были разграблены местными жителями в поисках сокровищ и других предметов старины, которые можно было бы продать.

12 ноября 2017 года было объявлено, что археологи в Турции обнаружили руины урартского замка во время подводных раскопок вокруг озера Ван. Замок датируется 8 или 7 веками до нашей эры. [83]

Экономика и политика

Экономическая структура Урарту была аналогична другим государствам древнего мира, особенно Ассирии. Государство сильно зависело от сельского хозяйства , которое требовало централизованного орошения . Этими работами руководили короли, но они выполнялись свободными жителями и, возможно, рабским трудом заключенных. Свои наделы имели царские наместники, влиятельные люди и, возможно, свободные народы. Отдельные территории внутри государства должны были платить налоги центральному правительству: зерном, лошадьми, быками и т. д. В мирное время Урарту, вероятно, вел активную торговлю с Ассирией, поставляя скот, лошадей, железо и вино .

Сельское хозяйство в Урарту
 
 
Часть железных вил , найденных возле озера Ван , и железный лемех , найденный при раскопках в Русахинили (Топраккале). Урартский седельный керн

По археологическим данным, земледелие на территории Урарту развивалось с неолита , еще в III тысячелетии до нашей эры. В урартскую эпоху земледелие было хорошо развито и тесно связано с ассирийскими методами отбора культур и способов обработки. [84] Из клинописных источников известно, что в Урарту выращивали пшеницу , ячмень , кунжут , просо , полбу , возделывали сады и виноградники. Многие регионы государства Урарту нуждались в искусственном орошении, которое успешно было организовано правителями Урарту в период расцвета государства. В ряде регионов сохранились древние оросительные каналы, построенные Урарту, главным образом, в периоды Аргишти I и Менуа, некоторые из которых до сих пор используются для орошения.

Искусство и архитектура

Бронзовая фигурка крылатой богини Тушпуэа с крючком для подвешивания.

Здесь сохранилось множество остатков прочной каменной архитектуры, а также сырцового кирпича , особенно когда он был обожжен, что помогает выжить. Каменные руины представляют собой в основном крепости и стены с храмами и мавзолеями, а также множество гробниц , высеченных в скалах . Стиль, в котором возникли региональные вариации, демонстрирует особый характер, отчасти из-за более широкого использования камня по сравнению с соседними культурами. Типичный храм был квадратным, с каменными стенами такой же толщины, как и открытая внутренняя часть, но для верхней части использовался сырцовый кирпич. Они располагались на самой высокой точке цитадели и, судя по сохранившимся изображениям, были высокими, возможно, с остроконечными крышами; их акцент на вертикальности был заявлен как влияние более поздней христианской армянской архитектуры . [85]

Искусство Урарту особенно примечательно прекрасными предметами из бронзы по выплавляемым моделям : оружием, статуэтками, сосудами, в том числе большими котлами , служившими для жертвоприношений, фурнитурой для мебели, шлемами. Есть также остатки резьбы по слоновой кости и кости, фрески , цилиндрические печати и, конечно же, керамика. В целом их стиль представляет собой несколько менее сложную смесь влияний соседних культур. Археология выявила относительно мало примеров украшений из драгоценных металлов, которые ассирийцы хвастались тем, что увезли их в больших количествах из Мусасира в 714 г. до н.э. [85]

Религия

Современное изображение бога Халди на основе урартских оригиналов.

Урартский пантеон, по-видимому, включал разнообразную смесь хурритских, аккадских, армянских и хеттских божеств. [86]

Начиная с правления Ишпуини, урартский пантеон возглавляла триада, состоящая из Халди (верховного бога), Фейспаса (Тейшеба, бога грома и бурь, а иногда и войны) и Шивини (солнечного бога). Их царь также был главным жрецом или посланником Халди. Некоторые храмы Халди были частью королевского дворцового комплекса, а другие представляли собой самостоятельные сооружения.

С расширением территории Урарта многие боги, которым поклонялись покоренные народы, были включены в урартский пантеон как средство подтверждения аннексии территорий и содействия политической стабильности. Некоторые главные боги и богини урартского пантеона включают: [87]

Халди не был коренным урартским богом, а, по-видимому, малоизвестным аккадским божеством (что объясняет расположение главного храма поклонения Халди в Мусасире , который, как полагают, находится недалеко от современного Равандиза, Ирак ). [88] Урарты изначально не поклонялись Хальди как своему главному богу. Его культ, судя по всему, возник только во времена правления Ишпуини . [88]

Феипас был версией хурритского бога Тешуба . [89]

По мнению Дьяконова и Вячеслава Иванова , Шивини (вероятно произносится Шивини или Сивини ), вероятно, было заимствовано у хеттов. [90]

На воротах Мехр (Мехри-Дур), выходящих на современный Ван, в надписи перечислено в общей сложности 79 божеств и указано, какие жертвенные подношения следует приносить каждому; жертвоприношениями служили козы, овцы, крупный рогатый скот и другие животные. Урарты не практиковали человеческие жертвоприношения. [91]

Ряд богов, упомянутых в Воротах Мехра, могут иметь армянское происхождение. [86] включая Ара (или Арваа), [92] и, возможно, богиня Селарди (хотя относительно пола и имени этого божества существует путаница, некоторые полагают, что его следует читать как Меларди). [92] [93] [94]

Было высказано предположение, что урартский пантеон мог соответствовать горным вершинам, расположенным в пределах Армянского нагорья . [95]

Язык

Современное название письменности, используемой политической элитой королевства, — урартский ; язык засвидетельствован многочисленными клинописными надписями по всей Армении и восточной Турции . Неизвестно, на каких еще языках говорили народы Урарту при Ванском царстве, но есть свидетельства языкового контакта между протоармянским языком и урартским языком в раннюю эпоху (где-то между 3-2 тысячелетием до н.э.). , до образования королевства. [3] [96] [97] [74] [98]

Урарты использовали ассирийский язык, письмо и форму при создании надписей. [2] Этот язык и письменность использовались до конца девятого века до нашей эры, когда стал использоваться урартский язык. [2]

Урартский язык

«Урартский» — современное название вымершего языка, используемого в клинописных надписях царства Урарту. Его единственный известный родственник — хуррит ; вместе они образуют небольшую хурро-урартскую языковую семью. Другие названия, используемые для обозначения языка, - «халдийский» («халдианский») или «неохурритский». Однако последний термин считается проблематичным, поскольку сейчас считается, что урартский и хурритский языки имеют общего предка; Раньше считалось, что урартский язык произошел от хурритского языка или является его диалектом. [72] Фактически, по словам Пола Зимански:

Самый ранний диалект хуррита, встречающийся в царской надписи Тиш-атала и реконструированный на основе различных источников начала второго тысячелетия до нашей эры, демонстрирует черты, которые исчезли в более позднем хурритском языке, но присутствуют в урартском языке (Вильгельм 1988:63). Короче говоря, чем больше мы узнаем или делаем выводы о самых ранних стадиях хурритского периода, тем больше он похож на урартский (Gragg 1995:2170).

Урартский язык — эргативно-абсолютный , агглютинативный язык , принадлежащий ни к семитской , ни к индоевропейской языковой семье , а к хурро-урартской языковой семье, о родстве которой неизвестно ни с каким другим языком или языковой семьей. несмотря на неоднократные попытки найти генетические связи.

Образцы урартского языка сохранились во многих надписях, написанных ассирийской клинописью, найденных на территории царства Урарту. Хотя большая часть клинописных надписей в Урарту была написана на урартском языке, меньшинство из них было также написано на аккадском языке (официальном языке Ассирии).

Есть также утверждения об автохтонных урартских иероглифах , но это остается неопределенным. [99] В отличие от клинописных надписей, урартские иероглифы не удалось расшифровать. В результате ученые расходятся во мнениях относительно того, какой язык используется и являются ли они вообще письмом. Первоначально урартцы использовали эти местные иероглифы, но позже адаптировали для большинства целей ассирийскую клинопись. После 8-го века до нашей эры иероглифическое письмо было ограничено религиозными и бухгалтерскими целями. [ нужны разъяснения ]

фиксирующая основание крепости Эребуни Аргишти Урартская клинопись , .

Царство Урарту за время своего господства объединило разрозненные племена, каждое из которых имело свою культуру и традиции. Таким образом, когда политическая структура была разрушена, мало что осталось, что можно было бы идентифицировать как единую урартскую культуру. [100] По словам Зиманского: [101]

Далекий от давнего культурного единообразия, [Урарту] был просто надстройкой власти, ниже которой было достаточно места для проявления групп в Анатолии Ксенофонта и процветания. Нам не нужно строить гипотезы о массовом притоке новых народов, этнической замене или каких-либо очень серьезных механизмах культурных изменений. Армяне, Кардухой , Халдайой и Таочой вполне могли находиться там все это время, размещенные и скрытые в структуре командования, установленной урартскими царями.

В конечном счете, мало что известно о том, на чем на самом деле говорили в этом геополитическом регионе до создания армянского алфавита в 4 веке нашей эры. Некоторые ученые полагают, что сам этноним «Армина» и все другие названия засвидетельствованы применительно к восстаниям против Дария в сатрапии Армении (имена собственные Аракса , Халдита и Дадршиш , топонимы Зузахья , Тигра и Уяма , округ имя Аутияра ) не связаны с армянским лингвистическим и ономастическим материалом, засвидетельствованным позднее в исконно армянских источниках, и не являются иранскими , но кажутся родственными урартским. [102] Однако другие предполагают, что некоторые из этих имен имеют армянскую или иранскую этимологию. [64] [103] [104]

Протоармянский язык

Присутствие населения, говорящего на протоармянском языке в Урарту до его исчезновения, является предметом предположений, но существование урартских слов в армянском языке и армянских заимствований на урартском языке [105] предполагает ранний контакт между двумя языками и длительные периоды двуязычия . [8] [36] Наличие топонимов, племенных названий и божеств вероятной протоармянской этимологии, которые засвидетельствованы в записях, оставленных урартскими царями, таких как Уеликуни , Удури-Этиуни, Абилиани и Арзашкун, личные имена Араме и Диасуни, а также божества Аршибедини. и Анику, далее поддерживают присутствие армяноязычного населения, по крайней мере, в северных регионах Урарту. [106] [105] [107] [8] [36] [108] [86] Урартская конфедерация объединила разрозненные народы нагорья, положив начало процессу смешения народов и культур (вероятно, включая армянские племена) и языков (вероятно, включая протоармянский) внутри нагорья. Это смешение в конечном итоге привело к тому, что армянский язык стал доминирующим языком в регионе. [74]

Теория, поддержанная официальной историографией Армении и экспертами в области ассирийских и урартских исследований, такими как Игорь М. Дьяконов, Георгий Меликишвили , Михаил Никольский и Иван Мещанинов, предполагает, что урартский язык был исключительно формальным письменным языком государства, в то время как его жители Россия, в том числе и царская семья, говорила на протоармянском языке. Эта теория в первую очередь основана на том факте, что урартский язык, используемый в клинописных надписях, был очень повторяющимся и скудным по словарному запасу (имея всего 350–400 корней). Более того, за 250 лет использования он не обнаружил никакого развития, что указывает на то, что на этом языке перестали говорить до появления надписей или он использовался только в официальных целях. [ нужна ссылка ]

Дополнительная теория, предложенная Тамазом В. Гамкрелидзе и Ивановым в 1984 году, помещает родину протоиндоевропейцев (место, откуда могли возникнуть индоевропейцы) на Армянском нагорье, что повлечет за собой присутствие протоармян на территории территории в течение всего существования Урартского государства. [109] Хотя эта теория имеет меньшую поддержку, чем более популярная курганская гипотеза , армянская гипотеза поддерживает теорию о том, что на урартском языке не говорили, а просто писали, и постулирует, что армянский язык был развитием in situ 3-го тысячелетия до нашей эры. прото-- Индоевропейский язык . [109]

См. также

Примечания

Ссылки

Сноски

  1. ^ Нанн, Астрид (15 мая 2011 г.). «Срединная «Империя», конец Урарту и кампания Кира Великого в 547 г. до н.э. (Хроники Набонида, II 16)» . Абстракция Ираника. Библиографический обзор ирано-арийского домена (на французском языке). 31 . doi : 10.4000/abstractairanica.39422 . ISSN   0240-8910 . После цитирования соответствующих отрывков, анализа топонимов и нового прочтения Хроники Набонида II 16, ключевое географическое название которой следует читать «Урарту», ​​остаётся следующее: Кир Великий «пошёл на Урарту и разгромил её царя». Таким образом, Урарту не был разрушен мидянами в конце VII века. но продолжал существовать как политическое образование до середины VI века. Летопись Набонида (II 16) ясно показывает, что завоевание Кира Великого положило конец этому царству.
  2. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Ван де Миеруп, Марк (2007). История Древнего Ближнего Востока, ок. 3000-323 гг . до н.э. Издательство Блэквелл. п. 215.
  3. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Дьяконов, Игорь М (1992). «Первые свидетельства существования протоармянского языка в Восточной Анатолии». Ежегодник армянского языкознания . 13 : 51–54. ISSN   0271-9800 .
  4. ^ Авиа Таффет; Джак Якар (1998). «Политика и религия в Урарту» . В Такахито, принц Микаса (ред.). Очерки Древней Анатолии во втором тысячелетии до нашей эры . Бюллетень Ближневосточного культурного центра в Японии. Том. 10. Чукинто-Бунка-Сента Токио: Харрасовиц Верлаг . стр. 133–140. ISBN  9783447039673 . ISSN   0177-1647 .
  5. ^ Нанн, Астрид (15 мая 2011 г.). «Срединная «Империя», конец Урарту и кампания Кира Великого в 547 г. до н.э. (Хроники Набонида, II 16)» . Абстракция Ираника. Библиографический обзор ирано-арийского домена (на французском языке). 31 . doi : 10.4000/abstractairanica.39422 . ISSN   0240-8910 . После цитирования соответствующих отрывков, анализа топонимов и нового прочтения Хроники Набонида II 16, ключевое географическое название которой следует читать «Урарту», ​​остаётся следующее: Кир Великий «пошёл на Урарту и разгромил её царя». Таким образом, Урарту не был разрушен мидянами в конце VII века. но продолжал существовать как политическое образование до середины VI века. Летопись Набонида (II 16) ясно показывает, что завоевание Кира Великого положило конец этому царству.
  6. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Эберхард Шредер, Клинописные надписи и Ветхий Завет (1885), с. 65.
  7. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Зимански, Пол Э. (1 января 2011 г.). «Урарту» . Оксфордская энциклопедия археологии Ближнего Востока . Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/acref/9780195065121.001.0001 . ISBN  978-0-19-506512-1 . Проверено 22 ноября 2018 г.
  8. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Мэллори, JP; Адамс, Дуглас К., ред. (1997). Энциклопедия индоевропейской культуры . Лондон: Фицрой Дирборн. стр. 30 . ISBN  978-1884964985 . ОСЛК   37931209 . Тогда следует стремиться к присутствию армян на своих исторических местах где-то до 600 г. до н.э.; ... Например, армянская фонология, по-видимому, сильно пострадала от урартского языка, что может указывать на длительный период двуязычия.
  9. ^ Роберт Дрюс. Милитаризм и индоевропеизация Европы . Рутледж. 2017. с. 228. «Разговор Великого царства Биайнили совершенно определенно был армянским. Армянский язык, очевидно, был разговорным языком региона в пятом веке до нашей эры, когда персидские полководцы и греческие писатели соединили его с фригийским. едва ли можно предположить... Поскольку протоармянские носители, по-видимому, жили недалеко от хурритских носителей, наш вывод должен заключаться в том, что армяне говорили; язык Месропа Маштоца произошел от индоевропейского языка, на котором говорили на Южном Кавказе в бронзовом веке».
  10. ^ Грач Мартиросян (2013). «Место армянского языка в индоевропейской языковой семье: связь с греческим и индоиранским*» Лейденский университет . п. 85-86.
  11. ^ Петросян, Армен. «Армянские элементы в языке и ономастике Урарту». Арамазд: Армянский журнал ближневосточных исследований . 2010. [1]
  12. ^ Редгейт, Энн Элизабет (2000). Армяне . Уайли. ISBN  978-0-631-22037-4 . , с. 276.
  13. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Зимански, Пол Э. (1 января 2011 г.). «Урарту» . Оксфордская энциклопедия археологии Ближнего Востока . Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/acref/9780195065121.001.0001 . ISBN  978-0-19-506512-1 . Проверено 22 ноября 2018 г.
  14. ^ Джейкобсон, Эстер (1995). Искусство скифов: взаимопроникновение культур на краю эллинского мира . БРИЛЛ. п. 33. ISBN  9789004098565 .
  15. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Нанн, Астрид (15 мая 2011 г.). «Срединная «Империя», конец Урарту и кампания Кира Великого в 547 г. до н.э. (Хроники Набонида, II 16)» . Абстракция Ираника. Библиографический обзор ирано-арийского домена (на французском языке). 31 . doi : 10.4000/abstractairanica.39422 . ISSN   0240-8910 . После цитирования соответствующих отрывков, анализа топонимов и нового прочтения Хроники Набонида II 16, ключевое географическое название которой следует читать «Урарту», ​​остаётся следующее: Кир Великий «пошёл на Урарту и разгромил её царя». Таким образом, Урарту не был разрушен мидянами в конце VII века. но продолжал существовать как политическое образование до середины VI века. Летопись Набонида (II 16) ясно показывает, что завоевание Кира Великого положило конец этому царству.
  16. ^ Зимански, Пол Э. (1 января 2011 г.). «Урарту» . Оксфордская энциклопедия археологии Ближнего Востока . Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/acref/9780195065121.001.0001 . ISBN  978-0-19-506512-1 . Проверено 22 ноября 2018 г.
  17. ^ Горовиц, Уэйн (1988). «Вавилонская карта мира» . Ирак . 50 . Британский институт изучения Ирака : 147–165. дои : 10.2307/4200289 .
  18. ^ Абрам Ригг младший, Гораций. «Заметка об именах Арманум и Урарту». Журнал Американского восточного общества , 57/4 (декабрь 1937 г.), стр. 416–418.
  19. ^ Зиманский, Пол Э. Древний Арарат: Справочник по урартским исследованиям . Дельмар, Нью-Йорк: Caravan Books, 1998, стр. 28. ISBN   0-88206-091-0 .
  20. ^ Тревор Брайс. Справочник Рутледжа по народам и местам древней Западной Азии . Тейлор и Фрэнсис. п. 310. 2009.
  21. ^ Арам Косян. «К хеттской восточной периферии» . Армянский журнал ближневосточных исследований . Том. VI. Выпуск 2. 2011. С. 91–92.
  22. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Лэнг, Дэвид Маршалл . Армения: колыбель цивилизации . Лондон: Аллен и Анвин, 1970, с. 114. ISBN   0-04-956007-7 .
  23. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Редгейт, Анна Элизабет. Армяне . Корнуолл: Блэквелл, 1998, стр. 16–19, 23, 25, 26 (карта), 30–32, 38, 43. ISBN   0-631-22037-2 .
  24. ^ Фридман, Дэвид Ноэль; Майерс, Аллен К. (31 декабря 2000 г.). Библейский словарь Эрдмана . Издательство Амстердамского университета. ISBN  978-90-5356-503-2 .
  25. ^ Пол Зимански. «Урарт и урарты». В Шэрон Р. Стедман, Грегори МакМахон (ред.). Оксфордский справочник по Древней Анатолии (10 000–323 гг. до н. э.) . Издательство Оксфордского университета. 2001. с. 549.
  26. ^ Биргит Кристиансен. «Зернохранилища в Урарту и соседних государствах и монументализация административных отчетов». У Павла С. Авестисяна, Роберто Дэна, Ерванда Г. Грекяна (ред.). За горами и далеко . Археопресс Археология. 2019. С. 137, 140.
  27. ^ Хьюсен, Роберт Х. (2000), « Ван в этом мире; рай в следующем»: историческая география Вана / Васпуракана», в книге Ованнисяна, Ричарда Г. (редактор), Армянский Ван / Васпуракан , Исторические города Армении. и провинции, Коста-Меса, Калифорния: Mazda Publishers, стр. 13, ОСЛК   44774992
  28. ^ А.Ю. Мовсисян, "Иероглифическое письмо Ванского царства (Биайнили, Урарту, Арарат)", Издательство Гитутюн НАН РА, Ереван 1998.
  29. ^ И. М. Дьяконов, «Предыстория армянского народа» . Дельмар, Нью-Йорк (1968), с. 72.
  30. ^ Пиотровский, Борис Б. Древняя цивилизация Урарту . Нью-Йорк: Cowles Book Co., Inc., 1969, 51.
  31. ^ Брайс, Тревор (2009). Справочник Рутледжа по народам и местам древней Западной Азии . Тейлор и Фрэнсис.
  32. ^ Косян, Арам (2011). «К хеттской восточной периферии» . Армянский журнал ближневосточных исследований . VI (2): 91–92.
  33. ^ Пол Зимански. Экология и империя: Структура Урартского государства . стр. 49–50.
  34. ^ Леманн-Хаупт, КФ Армения . Берлин: Б. Бер, 1910–1931.
  35. ^ Зиманский, Пол. «Ксенофонт и урартское наследие» . По следам десяти тысяч (1995): 261–262.
  36. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Греппин, Джон AC; Дьяконов, И.М. (октябрь – декабрь 1991 г.). «Некоторые влияния хурро-урартских народов и их языков на древних армян» (PDF) . Журнал Американского восточного общества . 111 (4): 727. дои : 10.2307/603403 . JSTOR   603403 .
  37. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Зиманский, Пол. Экология и империя: Структура Урартского государства . 1985. с. 67.
  38. ^ Саймон, Жолт (2012). «Где находится земля суры иероглифической лувийской надписи KARKAMIŠ A4b и почему греки называли каппадокийцев сирийцами?» . Altorientalische Forschungen . 39 (1): 167–180. дои : 10.1524/aofo.2012.0011 . ISSN   0232-8461 . S2CID   163257058 .
  39. ^ Пейн, MR; Джейлан, А. (2003). «Новая урартская надпись из Агри-Пирабата» (PDF) . Studi Micenei ed Egeo-Anatolici . XLV (2): 191–201.
  40. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Востоковедение в СССР . Университет Индианы: Издательство «Наука», Центральный отдел восточной литературы. 1988. с. 312. По его мнению, первым армянским государством было царство "Дома Тогармы" в местности Мелида (Мелитена, современная Малатья) на... Здесь, как мы знаем из упомянутых выше надписей, "Армения" и " Урарту" были синонимами...
  41. ^ Иосиф Флавий . Древности евреев . Перевод Уистона, Уильяма . 1.3.5 – через ПАСЕ: Проект по взаимодействию с древней культурой.
  42. ^ «Книга Бытия: Глава 8» . LatinVulgate.com . Ментальные системы . Проверено 8 июня 2018 г.
  43. ^ 2 Царств 19:37
  44. ^ 2 Царств 19:37
  45. ^ Брэнд, Чад; Митчелл, Эрик; и др. (ноябрь 2015 г.). Иллюстрированный библейский словарь Холмана . Издательская группа B&H. ISBN  978-0-8054-9935-3 .
  46. ^ Армен Петросян. «Индоевропейские и древние ближневосточные источники армянского эпоса» . Журнал индоевропейских исследований. Институт изучения человека. 2002. с. 184.
  47. ^ Армен Петросян. [2] «Индоевропейские и древние ближневосточные источники армянского эпоса». Журнал индоевропейских исследований . Институт изучения человека. 2002. стр. 166–167.
  48. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Мартиросян, Гамлет. УРАРТУ, АРАТТА, ШУБУР, АРМАННУ, УРИ – НАЗВАНИЯ КИНО ХЭКЯНА .
  49. ^ Зиманский, Павел Урарту и урарты , стр. 557.
  50. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Урартская материальная культура как государственная сборка: аномалия в археологии Империи, Пол Зиманский, стр. 103 из 103–115
  51. ^ Адам Т. Смит. Политический ландшафт: расстановка власти в ранних сложных политиках. Издательство Калифорнийского университета. 2003. [3]
  52. ^ (на армянском языке) Оганесян, Константин . «Эребуни» (Эребуни). Армянская советская энциклопедия . том. iv. Ереван: Армянская академия наук , 1979, с. 90-91.
  53. ^ Д.Д. Лакенбилл, Древние записи Ассирии и Вавилонии (1927, том II:84), цитируется в Робин Лейн Фокс, Путешествующие герои в эпическую эпоху Гомера (2008:17).
  54. ^ «Урартская керамика замка Каялидере: раскопки 2018/2019 гг.» (на турецком языке). Университет Юдзунку Йил. Апрель 2023. с. 3.
  55. ^ Ру, Жорж (1966). - Древний Ирак стр. 314 . Пингвин. п. 314. ИСБН  9780140208283 .
  56. ^ Журнал древней истории 1951, № 3. Страницы. 243–244
  57. ^ Письмо Ашубанипала Сардури III. ХАБЛ, Нет
  58. ^ Майкл Роуф . «Тюро-Данжен, Леманн-Хаупт, Руса Сардурихи и Руса Эрименахи». Арамадз: Армянский журнал ближневосточных исследований. Том. V. Выпуск I. 2010. https://www.academia.edu/30995418/Thureau_Dangin_Lehmann_Haupt_Rusa_Sardurihi_and_Rusa_Erimenahi .
  59. ^ Майкл Роуф. «Мог ли Руса, сын Эримены, быть царем Урарту во время Восьмого похода Саргона?» БИАЙНИЛИ-УРАРТУМатериалы симпозиума, состоявшегося в Мюнхене 12–14 октября 2007 г. https://www.academia.edu/30995381/Could_Rusa_son_of_Erimena_have_been_king_of_Urartu_during_Sargon_s_Eighth_Campaign_
  60. ^ Чахин, М. (2001). Королевство Армения: История . Психология Пресс. п. 107. ИСБН  978-0-7007-1452-0 .
  61. ^ Курдоглян, Мигран (1994). Бадмутюн Айоц, Том I (на армянском языке). Azkayin Oussoumnagan Khorhourti Скачать бесплатно Mp3 стр. 100-1 46–48.
  62. ^ «Урарту – затерянное Ванское царство» . Архивировано из оригинала 02 июля 2015 г. Проверено 18 июня 2015 г.
  63. ^ Ван де Миеруп, Марк. История Древнего Ближнего Востока ок. 3000 – 323 гг . до н.э. Корнуолл: Блэквелл, 2007, с. 217. ISBN   1-4051-4911-6 .
  64. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Дарьяи, Турадж Падение Урарту и возвышение Армении , 2018, стр. 39. [4]
  65. ^ Хьюсен, Р. Х. «ПОЛЕТ» . Энциклопедия Ираника Проверено 0 сентября 2012 г.
  66. ^ Армен Ашер Народы Арарата . 2009, с. 291. ISBN   978-1-4392-2567-7 .
  67. ^ Эдвардс, IES, изд. (1970–2005). Кембриджская древняя история (3-е изд.). Кембридж [Англия]: Издательство Кембриджского университета. стр. 314 . ISBN  978-0521850735 . OCLC   121060 . В 1828 году французский учёный Ж. Сен-Мартен [...] начал искать объяснение, соединив [урартские клинописные надписи] с искаженными легендами, сохранившимися у армянского летописца Моисея Хоренского (Моисей Хоренаци), вероятно, VIII век нашей эры, согласно которому этот регион был захвачен из Ассирии великой армией под предводительством ее царицы Семирамиды, которая построила чудесный укрепленный город, цитадель и дворцы в самом Ване на берегу озера. [...] Ясно, что ко времени Моисея Хоренского все другие воспоминания об этом царстве [Царстве Урарту], некогда смертельном сопернике самой Ассирии, были забыты и остались таковыми, за исключением этих народных легенд.
  68. ^ Басмаджян, Габриэль; Франчук, Эдвард С.; Узунян, Нурхан. (2000–2005). Хачикян, А.Дж. (ред.). Наследие армянской литературы . Детройт: Издательство Государственного университета Уэйна. стр. 31 . ISBN  978-0814328156 . OCLC   42477084 . История [легенды об Айке] сохраняет некоторые отдаленные воспоминания из племенных времен и отражает борьбу между Урарту-Араратом и Ассиро-Вавилонией с девятого по седьмой века до нашей эры. Мовсес Хоренаци услышал ее и записал, она уже приобрела стройную структуру и литературный стиль.
  69. ^ Чилингироглу, Алтан; Дарбишир, Г., ред. (2005). Анатолийский железный век 5 . Пятый анатолийский коллоквиум по железному веку состоялся в Ване, 6–10 августа 2001 г. Лондон: Британский институт в Анкаре. п. 146. ИСБН  978-1912090570 . OCLC   607821861 . То, что в течение некоторого времени привлекало внимание ученых и побудило ираниста Сен-Мартена из Академии надписей в Париже послать молодого Шульца исследовать эти места [в Ване], можно найти в главе 16 книги Хоренаци. работа.
  70. ^ Ланг, стр. 112, 117
  71. ^ Дьяконов, И. Предыстория армянского народа . Дельмар, Нью-Йорк: Caravan Books, 1984.
  72. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Зиманский, Павел «Урарт и урарты». Оксфордский справочник по Древней Анатолии (2011): 557. [5]
  73. ^ Маргарян А.; Деренко, М.; Оганесян, Г.; Малярчук Б.; Хеллер, Р.; Хачатрян З.; Аветисян П.; Бадалян Р.; Бобохян А.; Меликян В.; Саргсян Г.; Пилипосян А.; Симонян, Х.; Мкртчян Р.; Денисова Г.; Епископосян Л.; Виллерслев, Э.; Аллентофт, Мэн (29 июня 2017 г.). «Восемь тысячелетий матрилинейной генетической преемственности на Южном Кавказе» . Современная биология . 27 (13): 2023–2028.e7. Бибкод : 2017CBio...27E2023M . дои : 10.1016/j.cub.2017.05.087 . ПМИД   28669760 . S2CID   23400138 . Чтобы пролить свет на материнскую генетическую историю региона, мы проанализировали полные митохондриальные геномы 52 древних скелетов из современной Армении и Арцаха, охватывающие 7800 лет, и объединили этот набор данных с 206 митохондриальными геномами современных армян. Мы также включили ранее опубликованные данные семи соседних популяций (n = 482). Анализ, основанный на слиянии, показывает, что размер популяции в этом регионе быстро увеличился после последнего ледникового максимума ок. 18 тыс. лет назад. Мы обнаружили, что наименьшая генетическая дистанция в этом наборе данных наблюдается между современными армянами и древними людьми, что также отражено как в сетевом анализе, так и в дискриминантном анализе основных компонентов.
    [...]
    Всего представлено 19 археологических памятников, охватывающих большую часть Армении, а также Арцаха (рис. 1), возраст которых оценивается в пределах 300–7800 лет на основе контекстуальной датировки артефактов. Этот временной промежуток сопровождается по крайней мере семью четко выраженными культурными переходами: неолит, энеолит, Кура-Аракс, Триалети-Ванадзор 2, Лчашен-Мецамор, урартский и армянский классический/средневековый период (рис. 1).
  74. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Чахин, М. (2001). Королевство Армения: история (2-е исправленное изд.). Ричмонд: Керзон. п. 182. ИСБН  978-0700714520 .
  75. ^ Фрай, Ричард Н. (1984). История Древнего Ирана . Мюнхен: CH Бек. п. 73 . ISBN  978-3406093975 . Однако настоящими наследниками урартов были не скифы и не мидяне, а армяне.
  76. ^ Редгейт, AE (2000). Армяне . Оксфорд: Блэквелл. п. 5 . ISBN  978-0631220374 . Однако наиболее легко опознаваемыми предками позднейшей армянской нации являются урарты.
  77. ^ Ланг, Дэвид Маршалл (1980). Армения: колыбель цивилизации (3-е изд.). Лондон: Аллен и Анвин. стр. 85–111. ISBN  978-0049560093 .
  78. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Раднер, Карен; Мёллер, Надин; Поттс, DT (2023). Оксфордская история Древнего Ближнего Востока, том IV: Эпоха Ассирии . Издательство Оксфордского университета. п. 769. ИСБН  9780190687632 .
  79. ^ Бёрни, Чарльз (1 января 2009 г.). «Урарту» . Оксфордский справочник по архитектуре . Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/acref/9780198605683.001.0001 . ISBN  978-0-19-860568-3 . Проверено 22 ноября 2018 г.
  80. ^ Дэн, Роберто (2014). «Внутри Империи: некоторые замечания об урартском и ахеменидском присутствии в Нахчыванской Автономной Республике». Иран и Кавказ . 18 (4): 327–344. дои : 10.1163/1573384X-20140402 . ISSN   1609-8498 . JSTOR   43899165 .
  81. ^ «Тарихи Эсерлер» . mus.bel.tr (на турецком языке) . Проверено 25 апреля 2024 г.
  82. ^ Линч, HFB Армения, Путешествия и исследования, Том 2 . Лондон: Лонгманс, 1901, с. 54.
  83. ^ «В Турции обнаружены подводные руины 3000-летнего замка» . Ежедневный Сабах . Турция . 12 ноября 2017 года . Проверено 21 ноября 2017 г.
  84. ^ Piotrovskii, Boris, B. Ванское царство (Урарту) , Moscow: Vostochnoy Literaturi Publishing, 1959.
  85. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б К.А. Берни, «Урартиец». Grove Art Online, Oxford Art Online . Oxford University Press, по состоянию на 30 декабря 2012 г., онлайн, требуется подписка.
  86. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Ерванд Грекян. «Урартская государственная мифология». Ереванский институт археологии и этнографии. 2018. С. 44-45. https://www.researchgate.net/publication/351107801_Biaynili-Owrartu_Astvacner_tacarner_pastamunk_BIAINILI-URARTU_GODS_TEMPLES_CULTS
  87. ^ Пиотровский, Борис Борисович (1969). Древняя цивилизация Урарту: археологическое приключение . книжной компании Cowles Book Co. ISBN  978-0-214-66793-0 .
  88. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Зиманский, Пол (2012). «Представляя Халди» . Истории давно минувших дней: Festschrift для Майкла Роуфа : 714.
  89. ^ [6] ( Британская энциклопедия )
  90. ^ Петросян, Армен. «Восточные хетты на юге и востоке Армянского нагорья?» Арамазд: Армянский журнал ближневосточных исследований . IV, 1 (2009). п. 63
  91. ^ Чахин, Марк (1987). Королевство Армения . Дорсет Пресс. ISBN  978-0-88029-609-0 .
  92. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Кембриджская древняя история: III Часть 1: Предыстория Балкан, Ближнего Востока и Эгейского мира, десятый-восьмой века до нашей эры. Издательство Кембриджского университета. 1971. с. 335.
  93. ^ Адонц, Николас. Мировоззрение древних армян. Айрмик Мотухты. 1926. № 12, с. 75.
  94. ^ Ерванд Грекян. «Урартская государственная мифология». Ереванский институт археологии и этнографии. 2018. с. 34 https://www.researchgate.net/publication/351107801_Biaynili-Owrartu_Astvacner_tacarner_pastamunk_BIAINILI-URARTU_GODS_TEMPLES_CULTS
  95. ^ Мирьо Сальвини (1994). Чилингироглу А., французский DH (ред.). Историческая справка урартского памятника Мехер Каписи . Том. 16 (Анатолийский железный век 3; Материалы Третьего анатолийского коллоквиума по железному веку, состоявшегося в Ване, 6–12 изд. 1990 г.). Анкара: Британский институт археологии в Анкаре. стр. 205–210. ISBN  1-898249-05-9 . JSTOR   10.18866/j.ctt1pc5gxc.31 .
  96. ^ Рона-Тас, Андраш. Венгры и Европа в раннем средневековье: введение в раннюю венгерскую историю . Будапешт: Издательство Центрально-Европейского университета, 1999, с. 76 ISBN   963-9116-48-3 .
  97. ^ Греппин, Джон AC (1991). «Некоторые влияния хурро-урартских народов и их языков на древнейших армян». Журнал Американского восточного общества . 3 (4): 720–730. дои : 10.2307/603403 . JSTOR   603403 . Однако даже сейчас кажется трудным отрицать, что армяне в свое время имели контакты с хурро-урартским народом.
  98. ^ Скарр, Крис, изд. (2013). Человеческое прошлое: мировая предыстория и развитие человеческих обществ (3-е изд.). WW Нортон. ISBN  978-0500290637 .
  99. ^ Сэйс, Арчибальд Х. «Царство Ван (Урарту)» в Кембриджской древней истории . Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 1982, том. 3, с. 172. См. также К.Ф. Леман-Хаупт, Армения однажды и сейчас , Берлин, 1931, вып. 2, с. 497.
  100. ^ Армен Ашер Народы Арарата . 2009, с. 290-291. ISBN   978-1-4392-2567-7 .
  101. ^ Зиманский, Павел «Ксенофонт и урартское наследие». По следам десяти тысяч (1995): 264-265 [7]
  102. ^ Шмитт, Р. «АРМЕНИЯ и ИРАН и. Армина, провинция Ахеменидов» . Энциклопедия Ираника . Проверено 3 сентября 2012 г.
  103. ^ ДАДАРСИС , 2011 г.
  104. ^ Дандамаев, М.А. Политическая история империи Ахеменидов , 1989.
  105. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Петросян, Армен (2010). «Армянские элементы в языке и ономастике Урарту» . АРАМАЗД: Армянский журнал ближневосточных исследований . В (1): 133–140.
  106. ^ Петросян, Армен (2016). «Индоевропейский *вел- в армянской мифологии» . Журнал индоевропейских исследований . 44 : 129–146. ISSN   0092-2323 .
  107. ^ Грач Мартиросян (2014). «Происхождение и историческое развитие армянского языка». Лейденский университет: 9. Дата обращения 16 февраля 2020 г. [8]
  108. ^ Петросян, Саргис (2019). «Места Светлого Культа Этиуни». Ширакский центр арменологических исследований НАН РА . 22 (1–2). 5–19.
  109. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Гамкрелидзе Тамаз В. ; Иванов, Вячеслав (1995). Индоевропейцы и индоевропейцы: реконструкция и исторический анализ протоязыка и протокультуры. Часть I: Текст. Часть II: Библиография, указатели . Вальтер де Грюйтер. ISBN  978-3-11-081503-0 .

Литература

  • Ашхарбек Калантар , Материалы по истории Армении и Урарта (при участии Мирджо Сальвини), Civilizations du Proche-Orient: Series 4 – Hors Série, Невшатель, Париж, 2004; ISBN   978-2-940032-14-3
  • Борис Б. Пиотровский , Древняя цивилизация Урарту (перевод с русского Джеймса Хогарта), Нью-Йорк: Cowles Book Company, 1969.
  • М. Сальвини, История и культура урартцев , Дармштадт, 1995.
  • Р.Б. Вартке, Урарту - Империя на Арарате В: История культуры древнего мира, Том 59, Майнц, 1993.
  • П. Е. Зиманский, Экология и империя: структура Урартского государства , [Исследования древней восточной цивилизации], Чикаго: Восточный институт, 1985.
  • П.Е. Зиманский, Древний Арарат. Справочник по урартским исследованиям , Нью-Йорк, 1998.

 WikiMiniAtlas
38 ° 30'00 "N 43 ° 20'33" E  /  38,50000 ° N 43,34250 ° E  / 38,50000; 43,34250

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c3d726abd9713b110f4585af7f800e23__1721308680
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c3/23/c3d726abd9713b110f4585af7f800e23.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Urartu - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)