Jump to content

Искусство Урарту

Искусство Урарту относится к историко-региональному типу искусства Урарту (Арарата) – древнего государства Передней Азии , существовавшего в период с 13 по 6 века до нашей эры на Армянском нагорье . На искусство Урарту сильное влияние оказала соседняя Ассирия , самое известное государство того периода в регионе. Он достиг своего пика примерно в 8 веке до нашей эры, но был по большей части разграблен, разбросан и разрушен с падением Урарту примерно столетие спустя. [ 1 ] [ 2 ]

Деталь бронзового трона урартских царей

Урартское искусство находилось под сильным влиянием соседней Ассирии и, несмотря на очевидные стилистические различия, долгое время считалось ветвью ассирийского искусства. Для урартского искусства характерны 1) стиль, более строгое следование своему канону , чем в других культурах Древнего Востока, 2) предпочтение орнаментов, а не репрезентативных сцен жизни, и 3) практика копирования старых образцов вместо их улучшения. [ 3 ] [ 4 ] В результате стиль урартских мастеров оставался неизменным на протяжении нескольких столетий и постепенно упрощался. [ 3 ] Урартское искусство было относительно плохо охарактеризовано до 1950-х годов, когда были начаты крупные археологические работы в древних урартских городах Тейшебаини и Эребуни и многие урартские клинописные были расшифрованы таблички.

Бронзовые статуэтки

[ редактировать ]

Хотя урартские мастера были способны создавать крупные бронзовые статуи, до сих пор не найдено даже фрагментов ни одной из них. В литературе упоминается, что ассирийцы, разграбив город Мусасир , снесли бронзовую статую царя Аргишти I весом 60 талантов (около 1,8 тонны). Небольшие бронзовые предметы искусства изготавливались исключительно для царского дворца и делятся на три группы: украшения трона , орнаменты на медных котлах и, реже, статуэтки урартских богов.

Украшения для трона

[ редактировать ]

Между 1877 и 1885 годами местные охотники за сокровищами продали несколько небольших бронзовых фрагментов нескольким европейским музеям. Эти фрагменты впоследствии оказались частями одного и того же урартского царского трона. Они были отлиты из бронзы в форму, а затем позолочены путем обертывания тонкими золотыми листами. Фрагменты в настоящее время хранятся в Британском музее , Эрмитаже , Лувре , Метрополитен-музее , а также в частных коллекциях Парижа и Брюсселя .

Бронзовые части одного престола ( Эрмитаж , Россия ). Эскиз предмета из Британского музея справа показывает, что эти два предмета идентичны. Все фигурки имеют выступы и крючки для горизонтального или вертикального крепления, а также кодированные знаки, вероятно, обозначающие расположение на троне.

Декорации для котлов

[ редактировать ]
Слева: котел с бычьими головами, найденный в Ване , Армения. Справа: котел из фригийского города с фигурками, приписываемыми богу Шивини . [ 3 ] [ 5 ]

Украшения котла являются наиболее хорошо сохранившимися предметами из урартской бронзы и поэтому использовались в начале 20 века для выявления урартского стиля в искусстве. [ 3 ] Украшенные медные котлы, по-видимому, использовались для ритуальных церемоний. Например, в анналах ассирийского царя Саргона II упоминается бронзовый сосуд, наполненный вином, являвшийся частью жертвоприношения богу Халди .

Бронзовые статуэтки были отлиты отдельно, а затем прикреплены к котлу. В их число входят бычьи головы и крылатые божества, возможно, бог Шивини и его жена Тушпуэа . [ 3 ] Техника литья бронзовых украшений распространилась из Урарту в соседние страны, в частности во Фригию , а затем и в Европу. Урартские котловые украшения были найдены на Родосе , в Афинах , Беотии , Дельфах , Олимпии и в этрусских гробницах. [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] Некоторые урартские бронзовые фигурки были извлечены из котлов и повторно использованы другими народами для украшения новых сосудов.

Статуэтки богов

[ редактировать ]
Слева: бог погоды Тейшеба , найденный в 1941 году при раскопках в Кармир-Блуре , в руинах урартской крепости Тейшебаини, названной в честь бога. Справа: богиня Арубани , жена Халди.

Сохранилось всего три бронзовые статуэтки, изображающие урартских божеств. Один, возможно, бога Халди , хранится в Британском музее, а два других — в Историческом музее Армении (копия в музее Эребуни, Ереван, см. изображение).

Шлем урартского царя Сардури II, найденный в Кармир-Блуре близ Тейшебаини . [ 9 ] Надпись на шлеме гласит: «Сардури, сын Аргишти, посвящает этот шлем богу Халди». [ 10 ] Справа: деталь шлема с изображением древа жизни.

Было обнаружено множество урартских шлемов, только при раскопках Тейшебаини их более 20 . Царские парадные шлемы по форме не отличались от простых боевых шлемов, но содержали гравированные изображения.

Около Вана найдено несколько декоративных бронзовых урартских щитов (они хранятся в Британском музее и музеях Берлина) и 14 раскопано в Кармир-Блуре . Они имеют диаметр от 70 до 100 см и не предназначены для боя, судя по тонкости металла и характеру рукояток. На всех этих щитах изображены концентрические круги львов и быков, которые были спроектированы таким образом, чтобы ни одна фигура не выглядела перевернутой. Изображения сначала штамповались, а затем гравировались различными инструментами. Ассирийский царь Саргон II описал шесть золотых урартских щитов, украденных в Мусасире , весом по 6,5 кг каждый. Они не найдены до сих пор.

Бронзовые щиты, найденные в Кармир-Блуре возле Тейшебаини , и соответствующие им изображения. [ 9 ] [ 11 ]
Щит Сардури II . Клинописная надпись по краю гласит: «Сардури, сын Аргишти, посвящает этот шлем богу Халди». [ 12 ] Щит I. Аргишти Клинописная надпись по краю гласит: «Аргишти, сын Менуа, посвящает этот шлем богу Халди». [ 13 ]

лишь три царских урартских колчана Известны , все найденные при раскопках Тейшебаини . Они выполнены из бронзы и содержат изображения урартских воинов.

Колчан Сардури II (Эрмитаж).
Верхняя часть колчана Сардури II .
Колчан, принадлежавший Аргишти I. [ 9 ]
Защитные пояса урартских лучников. Слева: остатки железного пояса, найденного в Арин Берде , Эребуни . [ 14 ] Справа: бронзовый пояс, найденный возле Вана. [ 5 ]

урартской кольчуги Аргишти I. раскопаны В Тейшебаини плохо сохранившиеся остатки [ 14 ] Но почти все бронзовые урартские пояса не имеют происхождения: то есть, скорее всего, являются добычей и могут быть недостоверными. [ 15 ]

Ювелирные изделия

[ редактировать ]

Ювелирные изделия Урарту имели две градации: украшения из драгоценных металлов и камней для царя и его семьи и их упрощенные бронзовые варианты, которыми пользовались богатые люди. Многие ювелирные изделия использовались также в качестве амулетов. [ 16 ] В летописях ассирийского царя Саргона II упоминается огромное количество урартских ювелирных изделий из серебра и золота, вывезенных из Мусасира в 714 г. до н.э. [ 1 ] Они не сохранились, а некоторые, возможно, были переплавлены охотниками за сокровищами. [ 3 ] Ниже показаны два крупнейших найденных ювелирных изделия. Это нагрудное украшение, раскопанное в поздней урартской столице Русахинили , и крышка котла, найденная в Тейшебаини. Меньшие предметы включают золотые булавки, серьги, браслет и несколько медальонов. Ювелирные изделия в Урарту носили и мужчины, и женщины. Женские украшения обычно изображали урартскую богиню Арубани , жену Халди – верховного бога Урарту. Также распространены месопотамские мотивы, такие как древо жизни и крылатое солнце . Более доступные украшения включали бронзовые браслеты и серьги, а также бусы из сердолика . [ 16 ]

Женские серебряные украшения с изображением бога Халди на троне и его жены Арубани . Берлинский музей. Серебряная крышка котла с распустившимся гранатом наверху, на которой написано, что это собственность царя Аргишти I. [ 9 ] Бусы из сердолика , купленные у кладоискателей недалеко от Вана , Армения . [ 5 ]
Серебряные медальоны и золотые серьги (поврежденные огнем при штурме Тейшебаини ), найденные в Кармир-Блуре . [ 9 ]

Керамика и каменное искусство

[ редактировать ]

Вопреки ожиданиям, при раскопках было найдено очень мало каменных рельефов и скульптур. [ 17 ] хотя на рельефах ассирийского царя Саргона II, изображающих урартский город Мусасир, отчетливо видны крупные статуи. [ 1 ] В Турции обнаружено лишь несколько незначительных остатков каменных рельефов: остальные, вероятно, были уничтожены после падения Урарту. Однако керамические изделия были найдены в большом количестве. [ 18 ]

Рельеф с изображением Тейшебы, стоящей на быке, найденный повторно использованный в руинах крепости Адильджеваз/Адилчеваз ( Музей Вана , Турция) Два каменных ящика найдены в Кармир-Блюре. На правом изображены грифоны и крылатое солнце . [ 14 ]
Слева направо: ритон, найденный в Кармир-Блюре. [ 9 ] Ритон в форме шеи животного, найденный недалеко от города Ван, хранящийся в Археологическом музее Стамбула. Глазурованный ритуальный сосуд с изображением быков. [ 14 ]

Дерево и кость

[ редактировать ]

Было найдено несколько предметов искусства из кости, в основном разбитых на части, например, костяные гребни, раскопанные возле Тейшебаини. Единственным сохранившимся образцом деревянного искусства Урарту является лошадь, прикрепленная к более крупному деревянному изделию. [ 3 ]

Дерево и кость
Слева направо: канделябр, найденный в Русахинили ; деревянные вставки современные, вставки из кости и бронзы оригинальные. [ 5 ] Ножка той же люстры. Две костяные пластины с изображением богов; пластинки служили украшением других предметов и были найдены в Русахинили. [ 5 ] Деревянная голова лошади, найденная в Кармир-Блюре. [ 9 ]

Цветные фрески в довольно хорошем состоянии были найдены в руинах урартской крепости Эребуни. [ 19 ] В отличие от многих других урартских городов, Эребуни не был сожжен, а оставлен без боя, а затем заброшен; это помогло сохранить его фрески. [ 20 ] [ 21 ]

Примеры фресок из крепости Эребуни

Уплотнения цилиндра

[ редактировать ]
Серебряные ритоны эпохи Ахеменидов , найденные на холме Арин Берд. [ 14 ] Сочетание в них элементов восточного, греческого и урартского искусства подтверждает влияние искусства Урарту на близлежащие страны. [ 22 ]

Многие черты урартского искусства сохранились в соседних странах после падения Урарту в VI веке до нашей эры. Наблюдения Бориса Пиотровского позволяют предположить, что техника украшения и изготовления скифских поясов и ножен была заимствована из Урарту. [ 3 ] Урартский способ украшения котлов распространился по древнему миру, и считается, что искусство Армении и Южной Грузии частично основывалось на урартских традициях. [ 21 ] [ 23 ] В Урарту использовались цилиндрические печати, аналогичные печатям других древних государств Древнего Ближнего Востока . На них изображались луна, звезды, религиозные образы и иногда сцены охоты.

Отпечатки урартских цилиндрических печатей, найденные в Кармир-Блуре.
  1. ^ Jump up to: а б с Чахин, Мак, 148 лет
  2. ^ Урарту , Британская энциклопедия онлайн
  3. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Пиотровский Б. Б. Искусство Урарту VIII—VI вв. до н. э. ("The Art of Urartu, 8th–6th century BC"). ( Hermitage , Leningrad, 1962
  4. ^ Афанасьева В. К., Дьяконов И. М. (1968). Искусство Передней Азии 2 – середины 1 тысячелетия до н. э.. Памятники мирового искусства (The Art of Western Asia from 2nd to the middle of 1st millennium BC. Monuments of world art). Issue 2 (1st series). The Art of the Ancient Orient . Moscow: Искусство.
  5. ^ Jump up to: а б с д и Музей анатолийских цивилизаций , Анкара , Турция
  6. ^ Паллоттино, М. (1958). «Урарту, Греция и Этрурия». Восток и Запад . 9 (1–2). Рим.
  7. ^ Амандри П. Восточные предметы в Греции и Италии в VIII и VII веках до нашей эры, Сирия, XXXV, 1–2, Париж, 1958 г.
  8. ^ Максвелл, М., Хислоп К.Р. Урартские бронзы в этрусских гробницах , Ирак, XVIII, 2, 1956 г.
  9. ^ Jump up to: а б с д и ж г Национальный музей истории Армении, Ереван
  10. ^ Пиотровский, Б. Б. Кармир-Блур II, Результаты раскопок 1949–1950 (Karmir Blur II, Results of Excavations 1949–1950), Academy of Sciences of Armenia, Yerevan, 1952
  11. ^ Чахин, Мак, 156
  12. ^ Пиотровский, Б. Б. Кармир-Блур III, Результаты раскопок 1951–1953 (Karmir Blur III, Results of Excavations 1951–1953), Academy of Sciences of Armenia, Yerevan, 1955
  13. ^ Меликишвили, Г. А. Урартские клинообразные надписи (Urartian inscriptions), Academy of Sciences of the USSR, Moscow, 1960
  14. ^ Jump up to: а б с д и Erebuni Museum, Erevan, Armenia
  15. ^ Брестиан, Скотт де (29 мая 2012 г.). «Всадники в бронзе: пояс из Урарту» . Академия.edu . Проверено 10 марта 2024 г.
  16. ^ Jump up to: а б Есаян С. (2003). "Ювелирное искусство Урарту (Jewelry art of Urartu)". Историко-филологический журнал . 3 . Yerevan.
  17. ^ Марр Н. Я., Орбели И. А. Археологическая экспедиция 1916 года в Ван (Archaeological Expedition in 1916 to Van), Petrograd, 1922
  18. ^ Чахин, Мак, 160 лет.
  19. ^ Ходжаш С. И., Трухтанова Н. С., Оганесян К. Л. Эребуни. Памятник Урартского зодчества VIII—VI в. до н. э. (Erebuni. Monument of Urartu architecture of 8th–6th century BC), "Искусство", Moscow, 1979
  20. ^ Оганесян К. Л. Арин-Берд I, Архитектура Эребуни по материалам раскопок 1950–1959 гг. (Arin-Bird I, Architecture of Erebuni from excavations during 1950–1959). Academy of Sciences of Armenia, Yerevan, 1961
  21. ^ Jump up to: а б Пиотровский Б. Б. Ванское царство (Урарту) (kingdom of Van (Urartu)), Eastern Literature Publishing House, Moscow, 1959
  22. ^ Аракелян Б.Н. Клад серебряных изделий из Эребуни (Silver treasures excavated at Erebuni) Soviet Archaeology, 1971, Vol. 1
  23. ^ Степанян Н. Искусство Армении: черты историко-художественного развития Archived 3 October 2008 at the Wayback Machine (The Art of Armenia: the features of historical and artistic development). Soviet Artist, Moscow, 1989, ISBN   5-269-00042-3

Библиография

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ff2b8ceb514d69ca14b999edc647684a__1710075480
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ff/4a/ff2b8ceb514d69ca14b999edc647684a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Art of Urartu - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)