СС Афения (1922)
56 ° 44' с.ш. 14 ° 5' з.д. / 56,733 ° с.ш. 14,083 ° з.д.
![]() Афины в гавани Монреаля
| |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | Афины |
Тезка | Афина |
Владелец |
|
Порт приписки | ![]() |
Строитель | Fairfield SB & Eng Co , Гован |
Номер двора | 596 |
Запущен | 28 января 1922 г. |
Завершенный | 19 апреля 1923 г. |
Идентификация |
|
Судьба | Потоплен U-30 3 сентября 1939 г. |
Примечания | Первый британский корабль, потопленный Германией во Второй мировой войне |
Общие характеристики | |
Тоннаж | |
Длина | 526,3 футов (160,4 м) на человека |
Луч | 66,4 футов (20,2 м) |
Глубина | 38,1 футов (11,6 м) |
колоды | 3 |
Движение | 6 × паровых турбин ; двойные винты |
Скорость | 15 узлов (28 км/ч; 17 миль в час) |
Емкость | В состоянии постройки: 516 кают класса, 1000 салонов 3-го класса. |
Датчики и системы обработки |
|
Примечания | родственный корабль : Летиция |
SS Athenia — трансатлантический пассажирский лайнер с паровой турбиной, построенный в Глазго , Шотландия, в 1923 году для линии Анкор-Дональдсон, которая позже стала Атлантической линией Дональдсона. Она работала между Соединенным Королевством и восточным побережьем Канады до 3 сентября 1939 года, когда торпеда немецкой подводной лодки U-30 потопила ее на западных подходах .
Athenia была первым британским кораблем, потопленным Германией во время Второй мировой войны , и этот инцидент стал крупнейшей гибелью людей на линии Дональдсона в море: погибли 117 гражданских пассажиров и членов экипажа. Затопление было признано военным преступлением . Среди погибших было 28 граждан США, что заставило Германию опасаться, что США могут присоединиться к войне на стороне Великобритании и Франции. Немецкие власти во время войны отрицали, что одно из их судов потопило корабль. Признание ответственности со стороны немецких властей произошло только в 1946 году.
Это был второй корабль Дональдсона с таким названием, торпедированный и потопленный Иништрахалла немецкой подводной лодкой у . Более ранняя Афиния (1903 г.) подверглась аналогичному нападению и затонула в 1917 году. [ 1 ]
Строительство
[ редактировать ]из Судостроительная и инженерная компания Fairfield Гована в Глазго построила Athenia , спустив ее на воду 28 января 1922 года и завершив ее в 1923 году. Ее водоизмещение составляло 13 465 брутто-регистровых тонн (GRT) и 8 118 чистых регистровых тонн (NRT), длина составляла 526,3 футов (160,4 м). длина между перпендикулярами составляла 66,4 фута (20,2 м) по ширине и глубина 38,1 фута (11,6 м). У него было шесть паровых турбин, приводивших в движение два винта через двойной редуктор, что давало ему скорость 15 узлов (28 км/ч; 17 миль в час). [ 2 ] Он вмещал 516 пассажиров салонного класса и 1000 пассажиров третьего класса. [ нужна ссылка ] К 1930 году ее навигационное оборудование включало беспроводную пеленгацию . [ 2 ] а к 1934 году оно было дополнено эхолотом и гирокомпасом . [ 3 ]
Карьера
[ редактировать ]Athenia была построена для Anchor-Donaldson Line, совместного предприятия Anchor Line и Donaldson Line. Фэрфилд построил родственный корабль « Летиция» , который был спущен на воду в октябре 1924 года и завершен в 1925 году. «Афения» и «Летиция» были двумя крупнейшими кораблями в различных флотах Дональдсона. Корабли работали по трансатлантическому маршруту Anchor-Donaldson, связывающему Ливерпуль и Глазго с Квебеком и Монреалем летом и с Галифаксом зимой. После строительства иммиграционного комплекса Pier 21 в Галифаксе в 1928 году Атения стала чаще заходить в Галифакс, совершив более 100 поездок в Галифакс с иммигрантами. [ 4 ] В 1935 году Anchor Line была ликвидирована, и Donaldson Line выкупила большую часть ее активов. [ 5 ] В 1936 году Дональдсон был преобразован в Атлантическую линию Дональдсона. [ 6 ]
Потеря
[ редактировать ]
1 сентября 1939 года «Афиния» под командованием капитана Джеймса Кука покинула Глазго и направилась в Монреаль через Ливерпуль и Белфаст . На борту корабля находились 1103 пассажира, в том числе около 500 еврейских беженцев, 469 канадцев, 311 граждан США и 72 подданных Великобритании, а также 315 членов экипажа. [ 7 ] Несмотря на явные признаки того, что война может начаться в любой день, она покинула Ливерпуль в 13:00 2 сентября без отзыва, а вечером 3-го числа — в день объявления Великобританией войны Германии — прошла 60 морских миль (110 км) к югу от Роколла и в 200 морских милях (370 км) к северо-западу от Иништрахалла ее заметила немецкая подводная лодка U-30 под командованием оберлейтенанта Фрица-Юлиуса Лемпа , Ирландия, когда около 16:30 . Позже Лемп утверждал, что тот факт, что это был затемненный корабль, следовавший зигзагообразным курсом, который, казалось, находился далеко от обычных морских маршрутов, заставил его поверить, что это был либо военный корабль , либо Q-корабль , либо вооруженный торговый крейсер . U-30 отслеживала Атению в течение трех часов, пока в конце концов, в 19:40, когда оба судна оказались между Роколлом и островом Тори , Лемп не приказал запустить две торпеды. Один из них взорвался по левому борту «Афины» в ее машинном отделении, и она начала оседать на корме.
Несколько кораблей, в том числе Е-класса эсминец Electra , отреагировали на Афины бедствия HMS сигнал . Электры Командир , лейтенант-командир. Сэмми А. Басс был старшим офицером и взял на себя ответственность. Он отправил F-класса эсминец HMS Fame на противолодочное зачистку района , а еще один эсминец E-класса Electra , HMS Escort , шведскую яхту Southern Cross водоизмещением 5749 брт , норвежский сухогруз MS Knute Nelson , [ 8 ] и американский грузовой корабль City of Flint , спасший выживших. Всего им удалось спасти около 981 пассажира и членов экипажа. Немецкий лайнер SS Bremen , следовавший из Нью-Йорка в Мурманск , также получил Афины сигнал бедствия от , но проигнорировал его, поскольку пытался избежать захвата британцами в качестве военного трофея. [ 9 ] Город Флинт доставил 223 выживших на пирс 21 в Галифаксе, а Кнут Нельсон высадил 450 выживших в Голуэе .

Афения оставалась на плаву более 14 часов, пока, наконец, в 10:40 следующего утра она, наконец, не затонула кормой первой. Из 1418 находившихся на борту 98 пассажиров [ 10 ] [ 11 ] и 19 членов экипажа погибли. [ 12 ] Многие погибли в машинном отделении и на кормовой лестнице, куда попала торпеда. [ 13 ] Около 50 человек погибли, когда одна из спасательных шлюпок попала в гребной винт Кнута Нельсона . [ 14 ] Спасательная шлюпка № 5А подошла к пустому танкеру и, вопреки совету, привязалась к корме спасательной шлюпки № 12. [ нужна ссылка ] Всего 15 футов (5 м) отделяли спасательную шлюпку от открытого гребного винта танкера. После того, как спасательная шлюпка № 12 была опорожнена, она была брошена на произвол судьбы и начала тонуть. Об этом факте сообщили на мостике Кнута Нельсона . корабля По какой-то причине телеграф команды был переведен на полный вперед. 5. Швартовный трос или «варп» спасательной шлюпки распался под действием напряжения, в результате чего спасательная шлюпка втянулась обратно во вращающийся гребной винт.
Вторая авария произошла около 05:00, когда спасательная шлюпка № 8 перевернулась в сильном волнении под кормой яхты Southern Cross , в результате чего погибли десять человек. Трое пассажиров были раздавлены насмерть при попытке перебраться из спасательных шлюпок на эсминцы Королевского флота . Другие смертельные случаи произошли в результате падения за борт Афины и ее спасательных шлюпок или в результате травм и облучения.
54 погибших были канадцами и 28 - гражданами США, что вызвало в Германии опасения, что этот инцидент приведет к вступлению США в войну. [ 7 ]
Последствия
[ редактировать ]Только после Нюрнбергского процесса после войны правда о затоплении Афины наконец стала известна. Затопление получило широкую огласку во всем англоязычном мире. [ 15 ] На первых полосах многих газет были опубликованы фотографии затерянного корабля и заголовки об объявлении Великобританией войны. Например, газета Halifax Herald от 4 сентября 1939 года поместила на первой полосе баннер с надписью «ЛАЙНЕР АФЕНИЯ ТОРПЕДИРОВАН И ЗАТОНЕЛ», а в центре страницы крупным красным шрифтом было написано «ИМПЕРИЯ В ВОЙНЕ».
Канадская девочка, 10-летняя Маргарет Хейворт, [ 16 ] был среди раненых и был одним из первых канадцев, погибших в результате действий противника. Газеты широко разрекламировали эту историю, назвав «Десятилетнюю жертву торпеды» «точкой сбора канадцев», и задали тон для освещения оставшейся части войны. Тысяча человек встретила поезд, который доставил ее тело обратно в Гамильтон, Онтарио , и были публичные похороны, на которых присутствовали мэр Гамильтона, городской совет, вице-губернатор Альберт Эдвард Мэтьюз , премьер-министр Митчелл Хепберн и весь Онтарио. кабинет. [ 17 ]
Когда гранд-адмирал Редер впервые услышал о затоплении Афины , он навел справки и получил ответ, что ни одна подводная лодка не находилась ближе, чем на 75 миль (121 км) к месту затопления. Поэтому он добросовестно заявил поверенному в делах США, что ВМС Германии не несут ответственности. Когда 27 сентября U-30 вернулась в Вильгельмсхафен, Лемп сообщил адмиралу Дёницу , что потопил «Атению» по ошибке. Дёниц немедленно отправил Лемпа в Берлин , где тот объяснил случившееся Редеру. В свою очередь Редер доложил Гитлеру, который решил, что инцидент следует сохранить в тайне по политическим причинам. Редер решил не отдавать Лемпа под трибунал, поскольку считал, что тот допустил понятную ошибку, и журнал U-30 , который видели многие люди, был изменен, чтобы подтвердить официальные опровержения. Лемп погиб в бою в 1941 году. [ нужна ссылка ]
Месяц спустя Völkischer Beobachter официальная газета нацистской партии опубликовала статью, в которой возложила ответственность за потерю Афины на Великобританию, обвиняя Уинстона Черчилля , тогдашнего первого лорда Адмиралтейства , в потоплении корабля с целью настроить нейтральное мнение против Германии. Редер утверждал, что не знал об этом до публикации, и заявил, что если бы он знал об этом, то предотвратил бы это появление. [ 18 ]
В США 60 процентов респондентов опроса Gallup считали, что ответственность за это несут немцы, несмотря на их первоначальные заявления о том, что Атения была потоплена Великобританией в пропагандистских целях, и только 9 процентов считали иначе. Некоторые противники интервенции призвали к сдержанности и в то же время выразили отвращение к затоплению. Боаке Картер назвал это преступным деянием.
Некоторые не были полностью убеждены в том, что Германия действительно несет ответственность. Герберт Гувер выразил свои сомнения, сказав: «Это настолько плохая тактика, что я не могу поверить, что даже неуклюжие немцы могли сделать такое», в то время как от Северной Каролины сенатор Роберт Райс Рейнольдс отрицал, что у Германии был какой-либо мотив потопить Афению . В лучшем случае, по его словам, такие действия «могут лишь еще больше настроить мир, и особенно Америку, против Германии, без ощутимой выгоды от ее затопления». Он добавил, что у Британии мог быть мотив – «разозлить американский народ». [ 19 ]
Лишь в январе 1946 года, во время дела против адмирала Редера на Нюрнбергском процессе , было зачитано заявление адмирала Дёница, в котором он наконец признал, что Атения была торпедирована U-30 и что были приложены все усилия, чтобы скрыть это. вверх. Лемп, который утверждал, что принял ее за вооруженный торговый крейсер , предпринял первые шаги, чтобы скрыть факты, не сделав записи в журнале подводной лодки и поклявшись своей команде хранить тайну.
После Афины затопления распространялись теории заговора в проосевых и антибританских кругах. Например, один редактор бостонской газеты «Итальянские новости» предположил, что корабль был потоплен британскими минами, и обвинил немецкие подводные лодки в том, что они втянули Америку в войну. [ 20 ] Претензии были необоснованными.
Груз
[ редактировать ]В Глазго был принят груз весом 888 тонн, из которых 472 тонны - строительный кирпич. Другие предметы включали гранитные камни для керлинга из Шотландии, учебники для школьной системы Торонто , несколько запечатанных стальных ящиков с новой одеждой, купленной в Европе туристами, а также акварельные картины пассажирки и английского иллюстратора Уинифред Уокер, предназначенные для ее запланированной книги «Цветы Шекспира». . [ 21 ] [ 22 ] [ 23 ]
Раскопки древностей Урарту , проведенные американскими учеными Кирсоппом и Сильва Лейком в 1938–1940 годах, и большая часть их находок и полевых записей были потеряны при затоплении корабля.
4 сентября 1939 года производитель камней для керлинга «Эндрю Кей и компания» отправил своему торговому представителю в Торонто телеграмму, в которой говорилось: «Теперь мы узнаем, что сегодня утром «Атения» затонула у берегов Шотландии, и мы сожалеем, что лучшая партия камней для керлинга камни, которые когда-либо покидали нашу фабрику, ушли вместе с ней». По словам Джеймса Уилли, секретаря и директора компании Kays of Scotland (как сейчас известна компания) в 2018 году в три коносамента на эту партию входили 48 пар камней для керлинга Blue Hone Ailsa для керлингового клуба Лондона, Онтарио, 41 пара камней для керлинга Blue Hone Ailsa. Камни для керлинга Blue Hone Ailsa для керлингового клуба Toronto High Park и 50 пар камней для керлинга Red Hone Ailsa для керлингового клуба Lindsay. В общей сложности это 278 камней для керлинга Andrew Kay & Co. Excelsior Ailsa с ручками и футлярами весом почти шесть тонн и стоимостью 585,12 фунтов стерлингов в 1939 году (что эквивалентно 45 822 фунтам стерлингов в 2023 году). [ 24 ]
Открытие затонувшего корабля
[ редактировать ]В 2017 году океанограф и морской археолог Дэвид Мирнс обнаружил затонувший корабль, который, по его мнению, принадлежал Афинам . Мирнс обнаружил место крушения на берегу Роколл, используя гидролокационные изображения, которые были отсканированы Геологической службой Ирландии для составления карты морского дна. Он заявил: «Могу ли я пойти в суд и сказать: «100%, это Афения?» Нет. Но, если не считать фотографии, по моему экспертному мнению, вероятность того, что это Атения , очень и очень высока . Все сходится. [ 25 ]
Законность затопления
[ редактировать ]Поскольку «Афиния» была невооруженным пассажирским судном, нападение нарушило Гаагские конвенции и Лондонский военно-морской договор 1930 года, который разрешал всем военным кораблям, включая подводные лодки, останавливаться и обыскивать торговые суда, но запрещал захват в качестве приза или потопление, за исключением случаев, когда корабль перевозил контрабанду или занимался военной деятельностью. [ 26 ] Даже если бы это было так и если бы было принято решение потопить их корабль, требовалось в первую очередь перевести пассажиров и команду в «безопасное место». Хотя Германия не подписала договор 1930 года, немецкие правила премий 1936 года ( Prisenordnung ), связывающие их военно-морских командиров, копировали большую часть его ограничений. [ 26 ] Лемп с U-30 не сделал ничего из этого, предпочитая вместо этого стрелять без предупреждения. [ нужны разъяснения ]
Мемориалы
[ редактировать ]Память о погибших британских членах экипажа «Афинии » чтят в Мемориале Тауэр-Хилл в Лондоне. Погибший канадский экипаж указан в Мемориале Галифакса (Мемориал моряка) в парке Пойнт-Плезант в Галифаксе, Новая Шотландия. [ 27 ] а также специальной мемориальной доской в честь 66-летней Ханны Рассел Кроуфорд Бэрд, гражданской стюардессы из Монреаля. Она была первой канадкой, погибшей на войне, и ее память увековечена в мемориале женщинам-морякам торгового флота в Лэнгфорде, Британская Колумбия . [ 28 ] [ 29 ]
Популярная культура
[ редактировать ]Полной истории затопления не было снято ни одного фильма, но в фильме « Восстань, любовь моя » (1940) режиссера Митчелла Лейзена с Клодетт Кольбер и Рэем Милландом в главных ролях был эпизод, включающий торпедирование лайнера.
В песне Rollerskate Skinny , написанной Реттом Миллером и исполненной его группой The Old 97's , упоминается о Athenia затоплении . [ нужна ссылка ]
В Джона Диксона Карра романе «Человек, который не мог вздрогнуть » доктор Фелл объявляет об окончании истории, показывая своей аудитории газету с заголовком «LINER ATHENIA: ПОЛНЫЙ СПИСОК ЖЕРТВ». Он имеет в виду, что началась Вторая мировая война и правда о тайне вряд ли теперь выйдет на поверхность.
Затопление Афины также упоминается в Элисон Ричман романе «Потерянная жена» о довоенной Праге и о том, как разбиваются мечты двух молодых влюбленных, когда их разлучает нацистское вторжение, их выносливость и опыт во время Второй мировой войны и войны. Холокост только для того, чтобы снова найти друг друга десятилетия спустя в Соединенных Штатах.
Недавнее обширное исследование этого инцидента опубликовано в книге Кея Радемахера 2009 года Drei Tage в сентябре – die letzte Fahrt der Athenia, 1939 («Три дня в сентябре - последнее путешествие Афины, 1939»), опубликованной MareVerlag из Гамбурга.
В романе Нормана Коллинза « Лондон принадлежит мне » он описывает затопление Афины , когда в Европе вспыхивает война. В результате затопления лондонцы не сомневаются, что война началась, и начинают готовиться к тому, что произойдет. Точно так же в конце фильма Патрика Гамильтона « Похмельная площадь » (1941) главный герой, Джордж Боун, обнаруживает, что газеты «все писали о затоплении « Атении ».
Затопление Афины также является частью начала фильма «U 47 – Капитанлейтенант Прин» (1958).
Наглядный отчет из первых рук о затоплении и спасении появляется в первой главе автобиографического отчета Джеймса А. Гудсона о его военном опыте в качестве аса-истребителя. [ 30 ]
Затопление Афины играет неотъемлемую часть сюжета романа «Немезида» Рори Клементса .
Известные личности на борту
[ редактировать ]- Эндрю Аллан , руководитель CBC Radio Drama, жених Джудит Эвелин (его отец погиб)
- Барбара Касс-Беггс , британско-канадский педагог, писатель и музыковед (ее муж и маленькая дочь также выжили)
- Джудит Эвелин , американская актриса театра и кино ( жена Крейга ) (выжила, как и ее жених, Эндрю Аллан )
- Томас Элдрет Финли-младший , глава Loomis Chaffee в Виндзоре, Коннектикут , и его жена Милдред Шеклетт Финли
- Джеймс А. Гудсон , будущий летчик-истребитель RCAF , а затем USAAF. ас-истребитель
- Ричард Стюарт Лейк , бывший вице-губернатор Саскачевана и федеральный политик, и его жена Дороти Шрайбер Лейк
- Чарльз Принс-старший и Чарльз Принс-младший, оба из Киттери, штат Мэн , и сотрудники Портсмутской военно-морской верфи.
- Никола Любич, десятимесячная дочь кинорежиссера Эрнста Любича , спасенная из воды своей медсестрой Карлиной Штромайер.
- Профессор Джон Х. Лоуренс , американский физик и доктор медицинских наук, позже названный отцом ядерной медицины. Он вернулся в Беркли, Калифорния , и работал со своим братом, физиком Эрнестом О. Лоуренсом.
- Гильдас Молгат , будущий канадский политик (с отцом и двумя братьями)
- Агнес Шарп , действующий олдермен CCF восьмого округа Гамильтона, вторая женщина, избранная в городской совет Гамильтона. [ 31 ]
- Профессор Чарльз Уортон Сторк , американский писатель и эссеист ( «Мечты Греции »)
- Доктор Эдвард Т. Уилкс , автор книг по педиатрии, основатель и первый президент педиатрического общества Нью-Йорка, и его сын (его жена и другой сын погибли)
- Маргаретта Финч-Хаттон, графиня Винчилси , вдова Гая Финч-Хаттона, 14-го графа Винчилси
- Хелен Джонсон Хэнней, дочь судьи Аллена Берроуза Хэннея
- Джордж Пенроуз Вулкомб, основатель колледжа Эшбери
- Доктор Лулу Эдит Свейгард, коллега Мейбл Элсуорт Тодд , пионер идеокинеза , автор (« Потенциал человеческого движения: его идеокинетическое облегчение »)
- Маргарет Доггетт, будущая жена Траммелла Кроу и мать Харлана Кроу
- Бетти Джейн Стюарт (1921–2001), светская львица Далласа и выпускница хоккейной школы . Будущая жена Джайлза Эдвина Миллера, совладельца команды Dallas Texans (НФЛ) 1952 года , а позже бабушка по отцовской линии певца и автора песен Ретта Миллера , фронтмена альтернативной кантри-группы Old 97's .
- Билл Гэдсби , позже защитник Зала славы Национальной хоккейной лиги с 1946 по 1966 год.
- Уинифред Уокер, отмеченный наградами художник-ботаник и официальный художник Английского королевского садоводческого общества Вестминстера в Англии, а позже — постоянный художник Калифорнийского университета. [ 21 ] [ 32 ]
См. также
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ «СС Афения [+1917]» . Место крушения . 13 марта 2021 г. Проверено 4 сентября 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Регистр Ллойда, 1930 год .
- ^ Регистр Ллойда, пароходы и теплоходы (PDF) . Лондон: Регистр Ллойда . 1934 год . Проверено 4 октября 2014 г.
- ^ «База данных прибытия судов» . Канадский музей иммиграции на пирсе 21. Архивировано из оригинала 15 февраля 2013 года . Проверено 12 ноября 2014 г.
- ^ Свиггам, Сьюзен; Кохли, Марджори (3 мая 2006 г.). «Лайн Дональдсона» . Проверено 3 октября 2014 г.
- ^ «СС Афения» . База данных Клайда . Клайдшипы . Проверено 6 ноября 2019 г.
- ^ Jump up to: а б Джонмейер, Хиллард. «Затопление Афины» . Кое-что обо всем военном . Проверено 13 августа 2014 г.
- ^ Холм Лоусон, Сири. «М/С Кнут Нельсон» . Warsailors.com.
- ^ Бреннеке 2003 , стр. 15–16.
- ^ «СС Афения» . Комиссия Содружества по военным захоронениям . CWGC оценивает число убитых мирных жителей в 64 человека.
- ^ Грегори, Маккензи Дж. «Марта Годдард умерла на борту «Афинии» в сентябре 1939 года» . Ahoy – Веб-журнал Mac .
- ^ Грегори, Маккензи Дж. «SS Athenia, первая жертва подводной войны 3 сентября 1939 года» . Ahoy – Веб-журнал Mac .
- ^ Падфилд 1996 , с. 7.
- ^ Блэр 1996 , с. 67.
- ^ Уильямс 2003 , с. 17.
- ^ «Хейворт, Маргарет Джанет» . Комиссия Содружества по военным захоронениям.
- ^ Хоутон 2003 , стр. 75–76.
- ^ Дэвидсон 1997 , с. 381.
- ^ Денеке 2003 , с. 68.
- ^ Сантосуоссо, Пенсильвания (15 сентября 1939 г.). «Дорогой Джо». Итальянские новости . п. 5. (еженедельная колонка)
- ^ Jump up to: а б Фрэнсис М. Кэрролл (2012). «Глава 2. Во всех отношениях готова к выходу в море». Торпедированная Афения: атака подводной лодки, положившая начало битве за Атлантику . Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-61251-155-9 .
- ^ Колфилд, Макс. Завтра никогда не наступало — История СС «Афения» . Проверено 12 марта 2019 г.
- ^ «Подарки садовнику» . Вашингтон Пост . Проверено 12 марта 2019 г.
- ^ МакТавиш, Ангус (11 апреля 2018 г.). «Лучшая партия камней для керлинга на свете…» Проверено 12 марта 2019 г.
- ^ Амос, Джонатан (5 октября 2017 г.). «Возможно, затонувшая Афина во время Второй мировой войны» . Новости Би-би-си .
- ^ Jump up to: а б Харвуд 2015 , с. 20.
- ^ «СС Афиния (Глазго)» . Комиссия Содружества по военным захоронениям нашла базу данных погибших на войне.
- ^ «Ханна Бэрд» . Канада по делам ветеранов. 20 февраля 2019.
Виртуальный военный мемориал
- ^ «Комитет Палаты собрания Новой Шотландии по делам ветеранов» . Хансард . Архивировано из оригинала 13 ноября 2007 года . Проверено 30 октября 2007 г.
- ^ Джеймс Гудсон (28 января 2016 г.). «Глава первая, Враги короля». Суматоха в облаках: оригинальное издание . Пингвин Букс Лимитед. ISBN 978-1-4059-2552-5 .
- ^ Фэрклаф 1995 , с. 61.
- ^ «Отмеченный посетитель цветов в Палм-Спрингс» . Солнце пустыни (1934–1989) . Палм-Спрингс, Калифорния. 22 января 1943 года . Проверено 12 марта 2018 г.
Общие источники
[ редактировать ]- Регистр Ллойда, пароходы и теплоходы (PDF) . Лондон: Регистр Ллойда . 1930 год . Проверено 4 октября 2014 г.
- Блэр, Клэй (1996). Гитлеровская подводная война . Том. Я: Охотники, 1939–1942 . Нью-Йорк: Рэндом Хаус. ISBN 0-304-35260-8 .
- Бреннеке, Йохен (2003). Охотники и жертвы . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. п. 310. ИСБН 1-59114-091-9 .
- Каин, лейтенант-коммандер Тимоти Дж (1959). HMS Электра . Лондон: Фредерик Миллер. ISBN 0-86007-330-0 .
- Колфилд, Макс (1958). Ночь ужаса . Лондон: Пан Книги.
- Крабб, Брайан Джеймс (2006). Гибель женщин-торговцев и военнослужащих Британского Содружества на море во время Второй мировой войны . Донингтон, Линкольншир: Шон Тайас. п. 310. ИСБН 1 900289 66-0 .
- Дэвидсон, Юджин (1997). Суд над немцами: отчет о двадцати двух обвиняемых перед Международным военным трибуналом в Нюрнберге . Колумбия, Миссури: Издательство Университета Миссури . п. 381. ИСБН 0-8262-1139-9 .
- Денеке, Юстус Д. (2003). Буря на горизонте: вызов американской интервенции, 1939–1941 гг . Лэнхэм, доктор медицины: Роуман и Литтлфилд. п. 68. ИСБН 0-7425-0785-8 .
- Эванс, Алан (1990). Сироты Бури . Ходдер и Стоутон. ISBN 0-340-54414-7 .
- Фэрклаф, Эллен (1995). Субботний ребенок: Мемуары первой женщины-министра Канады . Торонто: Университет Торонто Press. п. 61 . ISBN 0-802-007368 .
- Харвуд, Джереми (2015). Вторая мировая война на море . Хоув, Англия: Quid Publishing. п. 20. ISBN 978-1-921966-76-7 .
- Хоутон, Маргарет (2003). Гамильтонианцы: 100 увлекательных жизней . Торонто: Джеймс Лоример и компания. стр. 75–76 . ISBN 1-55028-804-0 .
- Пэдфилд, Пэдди (1996). Война под морем: подводный конфликт во время Второй мировой войны . Нью-Йорк: Джон Уайли и сыновья. ISBN 0-471-146242 .
- Пейн, Линкольн П. (1997). Корабли мира: Историческая энциклопедия . Бостон: Хоутон Миффлин Харкорт. ISBN 0-395-715563 .
- Радемахер, Кей (2009). Три дня в сентябре . Гамбург: MareVerlag. ISBN 978-3-866-480995 .
- Уильямс, Эндрю (2003). Битва за Атлантику: «Серые морские волки» Гитлера и отчаянная борьба союзников за их победу . Нью-Йорк: Основные книги. п. 17 . ISBN 0-465-09153-9 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Аллен, Тоня (1995–2014). «Гибель СС Афины » uboat.net . Гудмундур Хельгасон.
- Джонс, Дэниел Х (2003). «СС Афения» . СММЛ. Архивировано из оригинала 5 сентября 2008 года.
- «Джоан Хехт» . «Дейли телеграф» . 6 сентября 2009 г.
- «Название судна: Афиния Валовая вместимость: 13581» . Карточки движения торгового мореплавания 1939–1945 гг . Национальный архив .
- «Затопление СС Афины» . Немецкие подводные лодки и битва за Атлантику . Uboataces.com. 2005–2012 гг.
- Интервью IWM с выжившей Мэри Баучоп
- Интервью IWM с выжившим Паксом Уокером-Фрайеттом
- История и эфемеры линии Анкора-Дональдсона (Летиция и Афиния) в архивах GG
- Доска почета
- корабли 1922 года
- Археологические открытия 2017 года
- Морские инциденты в Ирландии
- Морские инциденты в сентябре 1939 г.
- Пассажирские суда Соединенного Королевства
- Корабли, построенные на реке Клайд
- Корабли, потопленные немецкими подводными лодками во время Второй мировой войны.
- Кораблекрушения Ирландии
- Пароходы Соединенного Королевства
- Торговые корабли Соединенного Королевства времен Второй мировой войны
- Пассажирские корабли Великобритании времен Второй мировой войны
- Кораблекрушения времен Второй мировой войны в Атлантическом океане
- Массовое убийство в 1939 году.
- Военные преступления нацистов