ОРП Вичер (1928)
![]() «Уичер» , головной корабль своего класса | |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | ОРП Вичер |
Тезка | Польский : Gale |
Заказал | 2 апреля 1926 г. |
Строитель | Французские верфи , Бленвиль-сюр-Орн , Кан |
Заложен | 19 февраля 1927 г. |
Запущен | 10 июля 1928 г. |
Введен в эксплуатацию | 8 июля 1930 г. |
Судьба | Потоплен 3 сентября 1939 г. |
Примечания | 54 ° 36' с.ш., 18 ° 46' в.д. / 54,600 ° с.ш., 18,767 ° в.д. (остатки) |
Общие характеристики | |
Класс и тип | «Вичер» класса Эсминец |
Смещение |
|
Длина | 106,9 м (351 фут) |
Луч | 10,5 м (34 фута) |
Черновик | 3,5 м (11 футов) |
Скорость | 33,8 узла (62,6 км/ч) |
Дополнение | 162 |
Вооружение |
|
ORP Wicher , головной корабль класса , Wicher был ВМС Польши эсминцем . Она участвовала в боевых действиях во время вторжения в Польшу , которое положило начало Второй мировой войне в Европе. Флагман ВМС Польши, потопленный немецкими бомбардировщиками 3 сентября 1939 года. [1]
Довоенная история
[ редактировать ]Корабль был построен в Ateliers et Chantiers Navals Français, Бленвиль-сюр-Орн , недалеко от Кана, а строительство заняло 4 года, почти на два больше, чем первоначально планировалось. Паровые турбины были построены фирмой Ateliers et Chantiers de la Loire в Сен-Назере , а вооружение было установлено на арсенале французской морской пехоты в Шербуре . Корабль был спущен на воду 10 июля 1928 года, но только 8 июля 1930 года он был наконец принят в эксплуатацию ВМС Польши в Шербура гавани .
Ей дали название ORP Wicher ( польское : Gale ), в соответствии с французской традицией называть эсминцы в честь метеорологических явлений. Через неделю он прибыл в Гдыню под командованием командующего Тадеуша Моргенштерна-Подъязда и стал первым современным кораблем польских военно-морских сил. Ее родственный корабль «Бурза » был запущен в то же время, но был завершен два года спустя, примерно на четыре года позже первоначального срока.
В межвоенный период Уичер выполнял различные роли, в основном политические. Например, 15 июня 1932 года, во время Данцигского кризиса 1932 года , он был отправлен в порт Вольного города Данциг (современный Гданьск ), чтобы встретить два британских эсминца, входящих в порт, и подчеркнуть польское политическое влияние в этом городе. [2] В марте 1931 года она также отплыла на Мадейру , откуда привезла маршала Польши Юзефа Пилсудского и его семью. Этот переход был самым большим расстоянием, которое Уичер когда-либо преодолевал из Польши.
Она также посетила Стокгольм в августе 1932 года, Ленинград в июле 1934 года, Киль в июне 1935 года, а также Хельсинки и Таллинн в следующем месяце. В 1937 году, служа учебным кораблем , посетила Пярну , Нарву , Выборг , Турку , Мариехамн , Нексо , Скаген , Ассенс и Хельсингёр , а также Таллинн и Ригу .
К концу 1930-х годов стало очевидно, что вооружения недостаточно. Французская корабельная артиллерия имела низкую скорострельность , а корабль не имел достаточной защиты от бомбардировок с воздуха. Для решения проблемы осенью 1935 года два спаренных 13,2-мм крупнокалиберных пулемета Гочкиса были добавлены .
18 марта 1939 года корабль вместе со всей «Контрторпедной флотилией» был приведен в боевую готовность в связи с Мемельским кризисом . Через неделю тревогу отменили, а тренировочные круизы были остановлены. В то же время большинство польских надводных кораблей были готовы к выводу в британские порты в рамках операции «Пекин» . «Вичер» и «Гриф» были единственными крупными кораблями, оставшимися в гавани Гдыни для защиты польского берега.
Бой
[ редактировать ]
После вторжения в Польшу 1 сентября 1939 года он отразил бомбардировку Гдыни, после чего отплыл к военно-морской базе Хель , откуда должен был начать операцию «Рурка» — попытку заложить минное поле у входа в Гданьский залив . Уичер должен был прикрывать операцию, проводимую «Гриф» тяжелым минным заградителем . [1] со стороны немецкого порта Пиллау при поддержке шести тральщиков и двух канонерских лодок. Сев на морские мины с плавбазы, Гриф и ее флотилия отплыли к полуострову Хель .
По пути Уичер была атакована эскадрильей из 33 пикирующих бомбардировщиков Люфтваффе Ju 87B и получила несколько промахов, в результате которых был причинен незначительный ущерб и погиб ее капитан. В так называемой битве в Гданьской бухте Вичер не пострадал напрямую, но немецкие самолеты нанесли несколько близких попаданий, разбив все окна на мостике и сломав корпус в нескольких местах. Прибыв в гавань Хель в 18:45, Уичер отплыл в район боевых действий и прибыл около 22:00. Вихера , Капитан коммандер Стефан де Вальден , не знал, что операция была отменена, и фактически прикрывал пустую бухту, а не польскую флотилию, стоявшую на якоре в Хеле. [1]
Вскоре после ее прибытия Уичера экипаж заметил два немецких эсминца. Она не открывала по ним огонь, так как не хотела привлекать внимание к польским частям, которые должны были действовать в Гданьской бухте. Позже той же ночью она также заметила «Лейпциг» класса крейсер . Около 01:00 2 сентября Уичер вернулся в Хель и обнаружил, что операция отменена.
Утром 3 сентября 1939 года, стоя на якоре в гавани, «Гриф» и «Вичер» были атакованы двумя немецкими эсминцами, Z1 «Леберехт Маасс» и Z9 «Вольфганг Ценкер» , стрелявшими на дальность 9 морских миль. Польские военные корабли и береговая батарея отразили атаку, Гриф забил два попадания. После этого немецкая эскадра поставила дымовую завесу и отошла. [1]

Позже в тот же день Уичер , все еще находившийся в гавани, отразил два воздушных налета. Однако в третьей атаке около 15:00 она была атакована двумя группами немецких самолетов, нанесших четыре попадания. Две бомбы попали в ее мидель, одна попала в носовую часть , а другая едва не попала в цель, в результате чего ее корпус сломался в нескольких местах по правому борту. «Уичер» начала тонуть, и ее команда выбралась на берег, где присоединилась к сухопутной обороне Померании . В результате воздушной атаки один моряк погиб и 22 получили ранения.
После окончания боевых действий, в ноябре 1939 года, немцы подняли затонувший корабль и отбуксировали его на мелководье. По некоторым источникам [ который? ] ее должны были поднять, отремонтировать и ввести в состав Кригсмарине под названием Seerose . Однако эти планы не были осуществлены.
корабль Уичера Затонувший пережил Вторую мировую войну . В 1946 году вновь был поднят и отбуксирован из порта в район Ястарни . Там он служил мишенью для тренировок с воздуха до 1955 года. В 1963 году его частично сдали на слом. Оставшаяся часть, в приблизительном положении 54 ° 40' с.ш., 18 ° 32' в.д. / 54,667 ° с.ш., 18,533 ° в.д. , состоит из четверти корпуса, двух труб и руля направления.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Пешке, Майкл Альфред (февраль 1999 г.). ВМС Польши, 1918–1945 гг . Книги Гиппокрена . п. 37. ИСБН 0-7818-0672-0 .
- ^ «15 июня: Польский эсминец «Вичер» заходит в порт Данциг как угрожающий жест в сторону Германии и Данцига» . Стадный институт. Архивировано из оригинала 9 июня 2007 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Эсминцы типа «Вичер»
- Эсминцы Польши времен Второй мировой войны
- Эсминцы ВМС Польши
- Кораблекрушения времен Второй мировой войны в Балтийском море
- корабли 1928 года
- Корабли построены во Франции
- Морские инциденты в сентябре 1939 г.
- Эсминцы, потопленные самолетами
- Корабли, потопленные немецкой авиацией
- Кораблекрушения Польши