Тадеуш Моргенштерн-Подъязд
Тадеуш Юзеф Роман Моргенштерн-Подъезд | |
---|---|
Рожденный | |
Умер | 5 октября 1973 г. | ( 77 лет
Национальность | Польский |
Занятие | морской офицер |
Годы активности | 1913–1945 |
Известный | Помогаем воссоздать ВМС Польши |
Тадеуш Юзеф Роман Моргенштерн-Подьязд (9 ноября 1895 - 5 октября 1973) был польским военно-морским офицером, одним из основателей Военно-морского флота Второй Польской Республики и с сентября 1941 по 1941 год занимал должность заместителя командующего ВМФ. Октябрь 1942 года. [ 1 ]
На австрийской службе
[ редактировать ]Моргенштерн-Подъезд родился в польской семье высшего сословия в Черновицах (современные Черновцы , Украина ) в провинции Буковина в Австрийской империи. Его семья имела немецкое происхождение и ассимилировалась в польском обществе. [ 2 ] Его отец Роман участвовал в Январском восстании против российского правления в 1863 году и бежал в Австрийскую империю после поражения восстания. [ 2 ] Многие польские земянские (дворянские) и шляхетские (дворянские) семьи в составе Австрийской империи были лояльны Дому Габсбургов, и в 19 и начале 20 веков сыновья земянских и шляхетских семей были обычным явлением присоединяться к императорскому дому. Австрийский флот. [ 3 ] По крайней мере, отчасти предпочтение польских элитных семей австрийскому флоту, а не армии, объяснялось большей возможностью продвижения поляков по службе во флоте, поскольку как австрийская, так и мадьярская аристократия предпочитали армию. [ 3 ]
Окончив местную гимназию (среднюю школу, которая служит подготовкой к поступлению в университет в немецкоязычных странах), Моргенштерн-Подъезд изучал право в Университете Лемберга в Лемберге (современный Львов , Украина) в тогдашней австрийской провинции Галиция . [ 2 ] Он окончил Краковский университет и проучился два семестра в Венском университете в 1913 году. [ 4 ] Он вступил в Императорский австрийский флот и проходил обучение на австрийской военно-морской базе в Фиуме (современная Риека , Хорватия ) на Адриатическом море . Окончил Колледж морских гардемаринов в Фиуме. [ 5 ] Он дослужился до звания лейтенанта и служил на крейсере «Гельголанд» и линкоре «Габсбург» в Первой мировой войне против « Регия Марина» на Адриатике. [ 4 ] В октябре 1917 года он прошел курс подводного плавания. [ 4 ] После распада Австрийской империи в 1918 году он присоединился к недавно созданной Польской армии, где служил в военно-морском отделе польского генерального штаба.
Во времена Второй республики
[ редактировать ]27 ноября 1918 года он явился на службу в Варшаву в качестве одного из трёх морских лейтенантов, прикомандированных к польскому генеральному штабу. [ 4 ] Со 2 мая 1919 года служил адъютантом адмирала Казимежа Порембского . [ 4 ] 10 февраля 1920 года он принял участие в церемонии под названием « Свадьба Польши на море» в Пуцке , где генерал Юзеф Галлер сбросил кольцо в Балтику, чтобы символизировать то, что Польша снова получила доступ к морю. [ 4 ] В начале 20 века военно-морской флот рассматривался как символ статуса великой державы из-за огромной популярности книги 1890 года « Влияние морской мощи на историю», написанной американским историком Альфредом Тайером Маханом, который утверждал, что любая сила, которая была величайшей морской державой, была величайшей морской державой. также величайшая держава в мире. Поскольку Махан написал «Влияние морской мощи на историю» прежде всего с целью повлиять на Конгресс, чтобы тот проголосовал за увеличение финансирования ВМС США, его книга пользовалась большой популярностью как в Европе, так и в Азии. На «Свадьбе на море» Халлер произнес речь, в которой предполагал, что Польша будет иметь флот из двух линкоров, шести крейсеров и двадцати восьми эсминцев, но эта цель оказалась непрактичной из-за финансовых проблем. [ 6 ] Махан испытывал значительное пренебрежение к стратегии guerre de Course , заключающейся в нападении на торговый флот противника, и предпочитал стратегию большого флота, сосредоточенного вокруг линкоров, которые могли бы выиграть решающую битву на уничтожение против своих противников. Влияние Махана привело к тому, что военно-морские силы всего мира сосредоточили внимание на традиционном флоте, ориентированном на линкоры, который был более дорогостоящим и дорогим, чем флот, предназначенный для стратегии боевых действий . Польское военно-морское мышление в межвоенный период склонялось к концепции Махана о флоте, достаточно сильном, чтобы доминировать на Балтике и позволить кораблям союзника Польши, Франции, войти в Балтику для доставки грузов в Польшу. [ 7 ]
Моргенштерн-Подъезд выполнял в Варшаве ряд административных работ по воссозданию военно-морского флота Польши. [ 2 ] В июле 1920 года он оставил свои штабные обязанности и стал адъютантом капитана Константина Яцнича полка морской пехоты, состоящего из моряков, добровольно воевавших против Красной Армии во время польско-советской войны 1920 года. [ 4 ] С 31 июля 1920 года полк морской пехоты впервые принял участие в боях против Красной Армии у Остроленки . [ 4 ] В конце 1920 года он принял командование миноносцем ОРП « Комендант Пилсудский» на Балтийском море . [ 2 ] В 1921 году он стал заместителем командира канонерской лодки ОРП « Генерал Галлер» . [ 4 ] В 1922 году недолгое время командовал тральщиком ОРП « Яскулка» , а затем поступил на курсы офицерской подготовки в Офицерскую школу ВМФ в Торуни . [ 2 ] В 1925–1927 годах он был начальником отдела регулирования и подготовки ВМФ Польши, а в 1927 году вернулся в Морскую офицерскую школу в качестве директора по науке. [ 4 ] В 1928 году Моргенштерн-Подьязд, свободно говоривший по-французски, служил на французском эсминце «Ураган» , чтобы научиться командовать эсминцем. [ 4 ] С 1928 по 1933 год командовал последовательно миноносцем ОРП « Краковяк» и эсминцем ОРП « Вичер» . [ 2 ] В 1930 году «Вичер» был достроен на французской верфи в Бленвиль-сюр-Орн, и Моргенштерн-Подьязд был назначен ее первым капитаном, которому поручили доставить его в Польшу. [ 8 ] Франция и Польша подписали союз в 1921 году, и на протяжении всей эпохи Второй республики влияние Франции на польскую армию было сильным: большая часть военных кораблей ВМС Польши строилась на французских верфях.
Сторонник режима санации , Моргенштерн-Подьязд был близок к маршалу Юзефу Пилсудскому и в 1931 году в качестве капитана «Вихера » взял Пилсудского на отдых в Португалию. [ 2 ] В 1932 году в качестве капитана « Вихера» Моргенштерн-Подьязд сыграл центральную роль в Данцигском кризисе , доставив «Вихер» в гавань Вольного города Данциг (современный Гданьск , Польша) несмотря на возражения Сената Вольного города. [ 2 ] Позже Моргенштерн-Подьязд вспоминала: «Я должна была реагировать на любые инциденты со стороны Гданьска всеми доступными средствами, включая оружие». [ 2 ] В 1933 году он был назначен командиром Военно-морской кадетской школы в Торуни. В 1938 году он стал первым капитаном эсминца ORP Błyskawica и в том же году принял командование эскадрой эсминцев, базировавшейся в Гдыне . 28 февраля 1939 года на посту командира эсминца ОРП « Гром » корабль подвергся обгону, в результате чего его понизили в должности. [ 4 ] В апреле—июле 1939 года — заместитель командующего Хельским укрепрайоном . [ 4 ] В июле 1939 года назначен командиром Военно-морского кадетского училища в Быдгоще . [ 4 ] Летом 1939 года, когда Данцигский кризис приближался к своей кульминации, атмосфера в Быдгоще была напряженной: Моргенштерн-Подьязд приказал кадетам проводить «полевые учения» против деятельности местной общины фольксдойч (этнических немцев), многие из которых занимались шпионажем. для Германии. [ 9 ]
Вторая мировая война
[ редактировать ]Когда 1 сентября 1939 года Германия вторглась в Польшу, Моргенштерн-Подъязд отправил кадетов сражаться при защите Городище, а 19 сентября он приказал взорвать школу, чтобы не допустить ее попадания в руки немцев. В ходе кампании Мрогенштерн-Подъязд отводил своих кадетов сначала в Пинск , а затем в Городище. [ 4 ] 11 сентября 1939 года ему было приказано отправить своих курсантов присоединиться к наспех сформированным военно-морским батальонам для борьбы с вторгшимися немецкими войсками. [ 9 ] [ 10 ] Приказ отступить к Пинску оказался невыполнимым, когда Советский Союз вторгся в Польшу 17 сентября 1939 года. [ 9 ] 23 сентября 1939 года бежал в Венгрию , где был интернирован. [ 4 ] Хотя тогда он еще этого не знал, это будет последний раз, когда он увидит Польшу . 23 октября 1939 года он смог бежать из Венгрии в Румынию , где, как и многие другие польские военнослужащие, он не был интернирован режимом короля Кароля II , а вместо этого ему разрешили отправиться во Францию .
После недолгого пребывания в Бухаресте Моргенштерн-Подьязд прибыл в Париж, чтобы отчитаться перед правительством в изгнании. В декабре 1939 года он был назначен первым польским военно-морским атташе в Швеции , прибыв в Стокгольм 17 декабря 1939 года. [ 4 ] В Швеции он занимался сбором разведывательной информации о действиях немецких военно-морских сил на Балтике. [ 5 ] Поскольку Кригсмарине обычно проводила обучение на Балтике, в то время как одна из ее основных баз располагалась в Киле, большая часть информации, которую Моргенштерн-Подьязд пересылал в Лондон, британцы числили либо как разведданные B («ценные»), либо как разведывательные данные A. («имеющие значительную ценность»). [ 5 ] Поскольку Кригсмарине всегда проводила ходовые испытания новых подводных лодок на Балтике, его информация о ходовых испытаниях была особенно полезна для британцев, поскольку позволяла им оценить количество новых подводных лодок, собиравшихся войти в Атлантический океан. [ 5 ]
Во время сентябрьской кампании 1939 года три польские подводные лодки бежали через Балтику в Швецию, где лодки и их экипажи были интернированы после того, как подводные лодки пробыли более 48 часов. [ 4 ] Будучи военно-морским атташе, Моргенштерн-Поджазд был глубоко обеспокоен обращением Швеции с интернированными польскими моряками и часто навещал их, чтобы убедиться, что шведы обращаются с ними гуманно. [ 4 ] Шведская экономика была очень тесно интегрирована в экономику Германии, и на протяжении большей части Второй мировой войны Швеция придерживалась прогерманского нейтралитета, поскольку Швеция сильно зависела от немецкого бизнеса в поддержании функционирования своей экономики. Моргенштерн-Подьязд потратил много времени на рассмотрение жалоб польских моряков шведскому правительству, которое он обвинил в нарушении различных аспектов международного права при обращении с интернированными моряками с целью заслужить расположение Рейха . [ 4 ]
Летом 1941 года разразился скандал, когда 19 июля 1941 года командир Богуслав Кравчик польской подводной лодки ORP «Вилк» покончил жизнь самоубийством. В ответ на скандал в страну пришел генерал Владислав Сикорский , премьер-министр правительства в изгнании. конфликт с адмиралом Ежи Свирским и его заместителем командующего Каролем Корытовским. Сикорский хотел уволить адмирала Свирского, но ему помешали сделать это из-за возражений со стороны британского Королевского флота, который утверждал, что Свирский был самым опытным польским адмиралом и некому было его заменить. Моргенштерн-Подъезд был назначен вместо Корытовского на посту заместителя Свирского. В сентябре 1941 года он вылетел на британском бомбардировщике в Великобританию и 10 сентября 1941 года принял командование в должности заместителя Свирского. [ 4 ] Отношения Моргенштерна-Подьязда со Свирским были натянутыми, и 23 января 1942 года он попытался уйти в отставку, заявив, что просто не может работать со Свирским. [ 4 ] Его отставка была отвергнута Сикорским, который призвал найти способ научиться сотрудничать со Свирским. [ 4 ] 15 октября 1942 года он ушел в отставку и стал военно-морским атташе Польши в США. [ 4 ] Он должен был оставаться в Вашингтоне до июня 1945 года. [ 4 ]
Во время его пребывания в Вашингтоне его основная обязанность заключалась в организации связи между кораблями ВМС Польши и ВМС США, выполнявшими конвои в «Североатлантическом маршруте», в ходе которого торговые суда доставляли припасы и людей из Северной Америки в Соединенные Штаты. Королевство. В сентябре 1945 года он принял командование военно-морской школой ORP « Балтык» в Окегемптоне . [ 4 ] Как и большинство других польских военно-морских офицеров, Моргенштерн-Подьязд был очень озлоблен потерей Польшей независимости и рассматривал исход войны как поражение своей страны. [ 6 ]
В изгнании
[ редактировать ]Моргенштерн-Поджазд решил не возвращаться в коммунистическую Польшу и в 1949 году был избран президентом Ассоциации военно-морского флота. Художник, некоторые из написанных им акварелей были выставлены в местной художественной галерее в Оттаве , Канада. Во время ссылки Моргенштерн-Поджазд публиковал статьи в различных польских эмигрантских журналах и выступал на Радио «Свободная Европа» с критикой коммунистического режима. [ 2 ] В 1964 году генерал Владислав Андерс назначил его контр-адмиралом. [ 11 ] Журналист Евгениуш Ромишевский взял у него интервью для документального фильма о кризисе 1932 года, вышедшего в эфир на польском канале Радио «Свободная Европа» 12 мая 1968 года. [ 2 ] Моргенштерн-Подьязд умер в изгнании в Лондоне и похоронен на кладбище Путни-Вейл . [ 11 ]
Книги и статьи
[ редактировать ]- Крыска-Карский, Тадеуш; Жураковский, Станислав (1991). Генералы независимой Польши . Варшава: Издания Споткания.
- Стирлинг, Тесса (2005). Разведывательное сотрудничество Польши и Великобритании во время Второй мировой войны . Лондон: Валлентайн Митчелл. ISBN 8389115379 .
- Китовски, Зигмунт (осень 2017 г.). «Факультет механики и электротехники Польской военно-морской академии - восемьдесят пять лет обучения и научных исследований. Часть 1: 1931-1955». Zeszty Naukowe Akademii Marynakrki Wojennej . 211 (4): 89–112.
- Стокер, Дональд (2003). Великобритания, Франция и торговля военно-морским оружием на Балтике, 1919–1939 гг.: Большая стратегия и провал . Лондон: Рутэлдж. ISBN 1135774226 .
Примечания
[ редактировать ]- ^ Франиэль, Патрик (24 мая 2015 г.). «Офицерские звания в австро-венгерском флоте» . Nowastrategia.org.pl . Проверено 12 ноября 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л «Тадеуш Моргенштерн-Подъезд — капитан ОРП «Вичер» » . Польское радио. 5 октября 2017 года . Проверено 25 октября 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Кохновский, Роман (3 октября 2014 г.). «Из чужого флага под свой. Военно-морской флот Второй Польской Республики» . ПЧ24 . Проверено 26 октября 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С Пшибышевский, Казимеж (30 мая 2017 г.). «Моргенштерн-Подъезд, Тадеуш» . Э-Витор . Проверено 25 октября 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д Стирлинг 2005 , с. 303.
- ^ Jump up to: а б Панглосс, мэтр (12 декабря 2018 г.). «Нью-Кавендиш-стрит и Свободный польский флот» . Ici, Лондон Иностранцы, изгнанники и колонисты в Лондоне военного времени . Проверено 26 октября 2020 г.
- ^ Стокер 2003 , с. 67-68.
- ^ «Флагман Второй Польской Республики Вихер в оборонительной войне 1939 года» Морской портал. 1 сентября 2020 г. Проверено 25 октября 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с Китовский 2017 , стр. 98.
- ^ Рецидив, Дариуш. «Обучение офицеров польского флота в Великобритании» (PDF) . Научные тетради Майнарской военной академии . Проверено 25 октября 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Крыска-Карски и Жураковски 1991 , стр. 149.