Jump to content

Тадеуш Моргенштерн-Подъязд

Тадеуш Юзеф Роман Моргенштерн-Подъезд
Рожденный ( 1895-11-09 ) 9 ноября 1895 г.
Черновцы, Буковина, Австрийская империя (современные Черновцы , Украина )
Умер 5 октября 1973 г. ) ( 1973-10-05 ) ( 77 лет
Национальность Польский
Занятие морской офицер
Годы активности 1913–1945
Известный Помогаем воссоздать ВМС Польши

Тадеуш Юзеф Роман Моргенштерн-Подьязд (9 ноября 1895 - 5 октября 1973) был польским военно-морским офицером, одним из основателей Военно-морского флота Второй Польской Республики и с сентября 1941 по 1941 год занимал должность заместителя командующего ВМФ. Октябрь 1942 года. [ 1 ]

На австрийской службе

[ редактировать ]

Моргенштерн-Подъезд родился в польской семье высшего сословия в Черновицах (современные Черновцы , Украина ) в провинции Буковина в Австрийской империи. Его семья имела немецкое происхождение и ассимилировалась в польском обществе. [ 2 ] Его отец Роман участвовал в Январском восстании против российского правления в 1863 году и бежал в Австрийскую империю после поражения восстания. [ 2 ] Многие польские земянские (дворянские) и шляхетские (дворянские) семьи в составе Австрийской империи были лояльны Дому Габсбургов, и в 19 и начале 20 веков сыновья земянских и шляхетских семей были обычным явлением присоединяться к императорскому дому. Австрийский флот. [ 3 ] По крайней мере, отчасти предпочтение польских элитных семей австрийскому флоту, а не армии, объяснялось большей возможностью продвижения поляков по службе во флоте, поскольку как австрийская, так и мадьярская аристократия предпочитали армию. [ 3 ]

Окончив местную гимназию (среднюю школу, которая служит подготовкой к поступлению в университет в немецкоязычных странах), Моргенштерн-Подъезд изучал право в Университете Лемберга в Лемберге (современный Львов , Украина) в тогдашней австрийской провинции Галиция . [ 2 ] Он окончил Краковский университет и проучился два семестра в Венском университете в 1913 году. [ 4 ] Он вступил в Императорский австрийский флот и проходил обучение на австрийской военно-морской базе в Фиуме (современная Риека , Хорватия ) на Адриатическом море . Окончил Колледж морских гардемаринов в Фиуме. [ 5 ] Он дослужился до звания лейтенанта и служил на крейсере «Гельголанд» и линкоре «Габсбург» в Первой мировой войне против « Регия Марина» на Адриатике. [ 4 ] В октябре 1917 года он прошел курс подводного плавания. [ 4 ] После распада Австрийской империи в 1918 году он присоединился к недавно созданной Польской армии, где служил в военно-морском отделе польского генерального штаба.

Во времена Второй республики

[ редактировать ]

27 ноября 1918 года он явился на службу в Варшаву в качестве одного из трёх морских лейтенантов, прикомандированных к польскому генеральному штабу. [ 4 ] Со 2 мая 1919 года служил адъютантом адмирала Казимежа Порембского . [ 4 ] 10 февраля 1920 года он принял участие в церемонии под названием « Свадьба Польши на море» в Пуцке , где генерал Юзеф Галлер сбросил кольцо в Балтику, чтобы символизировать то, что Польша снова получила доступ к морю. [ 4 ] В начале 20 века военно-морской флот рассматривался как символ статуса великой державы из-за огромной популярности книги 1890 года « Влияние морской мощи на историю», написанной американским историком Альфредом Тайером Маханом, который утверждал, что любая сила, которая была величайшей морской державой, была величайшей морской державой. также величайшая держава в мире. Поскольку Махан написал «Влияние морской мощи на историю» прежде всего с целью повлиять на Конгресс, чтобы тот проголосовал за увеличение финансирования ВМС США, его книга пользовалась большой популярностью как в Европе, так и в Азии. На «Свадьбе на море» Халлер произнес речь, в которой предполагал, что Польша будет иметь флот из двух линкоров, шести крейсеров и двадцати восьми эсминцев, но эта цель оказалась непрактичной из-за финансовых проблем. [ 6 ] Махан испытывал значительное пренебрежение к стратегии guerre de Course , заключающейся в нападении на торговый флот противника, и предпочитал стратегию большого флота, сосредоточенного вокруг линкоров, которые могли бы выиграть решающую битву на уничтожение против своих противников. Влияние Махана привело к тому, что военно-морские силы всего мира сосредоточили внимание на традиционном флоте, ориентированном на линкоры, который был более дорогостоящим и дорогим, чем флот, предназначенный для стратегии боевых действий . Польское военно-морское мышление в межвоенный период склонялось к концепции Махана о флоте, достаточно сильном, чтобы доминировать на Балтике и позволить кораблям союзника Польши, Франции, войти в Балтику для доставки грузов в Польшу. [ 7 ]

Моргенштерн-Подъезд выполнял в Варшаве ряд административных работ по воссозданию военно-морского флота Польши. [ 2 ] В июле 1920 года он оставил свои штабные обязанности и стал адъютантом капитана Константина Яцнича полка морской пехоты, состоящего из моряков, добровольно воевавших против Красной Армии во время польско-советской войны 1920 года. [ 4 ] С 31 июля 1920 года полк морской пехоты впервые принял участие в боях против Красной Армии у Остроленки . [ 4 ] В конце 1920 года он принял командование миноносцем ОРП « Комендант Пилсудский» на Балтийском море . [ 2 ] В 1921 году он стал заместителем командира канонерской лодки ОРП « Генерал Галлер» . [ 4 ] В 1922 году недолгое время командовал тральщиком ОРП « Яскулка» , а затем поступил на курсы офицерской подготовки в Офицерскую школу ВМФ в Торуни . [ 2 ] В 1925–1927 годах он был начальником отдела регулирования и подготовки ВМФ Польши, а в 1927 году вернулся в Морскую офицерскую школу в качестве директора по науке. [ 4 ] В 1928 году Моргенштерн-Подьязд, свободно говоривший по-французски, служил на французском эсминце «Ураган» , чтобы научиться командовать эсминцем. [ 4 ] С 1928 по 1933 год командовал последовательно миноносцем ОРП « Краковяк» и эсминцем ОРП « Вичер» . [ 2 ] В 1930 году «Вичер» был достроен на французской верфи в Бленвиль-сюр-Орн, и Моргенштерн-Подьязд был назначен ее первым капитаном, которому поручили доставить его в Польшу. [ 8 ] Франция и Польша подписали союз в 1921 году, и на протяжении всей эпохи Второй республики влияние Франции на польскую армию было сильным: большая часть военных кораблей ВМС Польши строилась на французских верфях.

Сторонник режима санации , Моргенштерн-Подьязд был близок к маршалу Юзефу Пилсудскому и в 1931 году в качестве капитана «Вихера » взял Пилсудского на отдых в Португалию. [ 2 ] В 1932 году в качестве капитана « Вихера» Моргенштерн-Подьязд сыграл центральную роль в Данцигском кризисе , доставив «Вихер» в гавань Вольного города Данциг (современный Гданьск , Польша) несмотря на возражения Сената Вольного города. [ 2 ] Позже Моргенштерн-Подьязд вспоминала: «Я должна была реагировать на любые инциденты со стороны Гданьска всеми доступными средствами, включая оружие». [ 2 ] В 1933 году он был назначен командиром Военно-морской кадетской школы в Торуни. В 1938 году он стал первым капитаном эсминца ORP Błyskawica и в том же году принял командование эскадрой эсминцев, базировавшейся в Гдыне . 28 февраля 1939 года на посту командира эсминца ОРП « Гром » корабль подвергся обгону, в результате чего его понизили в должности. [ 4 ] В апреле—июле 1939 года — заместитель командующего Хельским укрепрайоном . [ 4 ] В июле 1939 года назначен командиром Военно-морского кадетского училища в Быдгоще . [ 4 ] Летом 1939 года, когда Данцигский кризис приближался к своей кульминации, атмосфера в Быдгоще была напряженной: Моргенштерн-Подьязд приказал кадетам проводить «полевые учения» против деятельности местной общины фольксдойч (этнических немцев), многие из которых занимались шпионажем. для Германии. [ 9 ]

Вторая мировая война

[ редактировать ]

Когда 1 сентября 1939 года Германия вторглась в Польшу, Моргенштерн-Подъязд отправил кадетов сражаться при защите Городище, а 19 сентября он приказал взорвать школу, чтобы не допустить ее попадания в руки немцев. В ходе кампании Мрогенштерн-Подъязд отводил своих кадетов сначала в Пинск , а затем в Городище. [ 4 ] 11 сентября 1939 года ему было приказано отправить своих курсантов присоединиться к наспех сформированным военно-морским батальонам для борьбы с вторгшимися немецкими войсками. [ 9 ] [ 10 ] Приказ отступить к Пинску оказался невыполнимым, когда Советский Союз вторгся в Польшу 17 сентября 1939 года. [ 9 ] 23 сентября 1939 года бежал в Венгрию , где был интернирован. [ 4 ] Хотя тогда он еще этого не знал, это будет последний раз, когда он увидит Польшу . 23 октября 1939 года он смог бежать из Венгрии в Румынию , где, как и многие другие польские военнослужащие, он не был интернирован режимом короля Кароля II , а вместо этого ему разрешили отправиться во Францию .

После недолгого пребывания в Бухаресте Моргенштерн-Подьязд прибыл в Париж, чтобы отчитаться перед правительством в изгнании. В декабре 1939 года он был назначен первым польским военно-морским атташе в Швеции , прибыв в Стокгольм 17 декабря 1939 года. [ 4 ] В Швеции он занимался сбором разведывательной информации о действиях немецких военно-морских сил на Балтике. [ 5 ] Поскольку Кригсмарине обычно проводила обучение на Балтике, в то время как одна из ее основных баз располагалась в Киле, большая часть информации, которую Моргенштерн-Подьязд пересылал в Лондон, британцы числили либо как разведданные B («ценные»), либо как разведывательные данные A. («имеющие значительную ценность»). [ 5 ] Поскольку Кригсмарине всегда проводила ходовые испытания новых подводных лодок на Балтике, его информация о ходовых испытаниях была особенно полезна для британцев, поскольку позволяла им оценить количество новых подводных лодок, собиравшихся войти в Атлантический океан. [ 5 ]

Во время сентябрьской кампании 1939 года три польские подводные лодки бежали через Балтику в Швецию, где лодки и их экипажи были интернированы после того, как подводные лодки пробыли более 48 часов. [ 4 ] Будучи военно-морским атташе, Моргенштерн-Поджазд был глубоко обеспокоен обращением Швеции с интернированными польскими моряками и часто навещал их, чтобы убедиться, что шведы обращаются с ними гуманно. [ 4 ] Шведская экономика была очень тесно интегрирована в экономику Германии, и на протяжении большей части Второй мировой войны Швеция придерживалась прогерманского нейтралитета, поскольку Швеция сильно зависела от немецкого бизнеса в поддержании функционирования своей экономики. Моргенштерн-Подьязд потратил много времени на рассмотрение жалоб польских моряков шведскому правительству, которое он обвинил в нарушении различных аспектов международного права при обращении с интернированными моряками с целью заслужить расположение Рейха . [ 4 ]

Летом 1941 года разразился скандал, когда 19 июля 1941 года командир Богуслав Кравчик польской подводной лодки ORP «Вилк» покончил жизнь самоубийством. В ответ на скандал в страну пришел генерал Владислав Сикорский , премьер-министр правительства в изгнании. конфликт с адмиралом Ежи Свирским и его заместителем командующего Каролем Корытовским. Сикорский хотел уволить адмирала Свирского, но ему помешали сделать это из-за возражений со стороны британского Королевского флота, который утверждал, что Свирский был самым опытным польским адмиралом и некому было его заменить. Моргенштерн-Подъезд был назначен вместо Корытовского на посту заместителя Свирского. В сентябре 1941 года он вылетел на британском бомбардировщике в Великобританию и 10 сентября 1941 года принял командование в должности заместителя Свирского. [ 4 ] Отношения Моргенштерна-Подьязда со Свирским были натянутыми, и 23 января 1942 года он попытался уйти в отставку, заявив, что просто не может работать со Свирским. [ 4 ] Его отставка была отвергнута Сикорским, который призвал найти способ научиться сотрудничать со Свирским. [ 4 ] 15 октября 1942 года он ушел в отставку и стал военно-морским атташе Польши в США. [ 4 ] Он должен был оставаться в Вашингтоне до июня 1945 года. [ 4 ]

Во время его пребывания в Вашингтоне его основная обязанность заключалась в организации связи между кораблями ВМС Польши и ВМС США, выполнявшими конвои в «Североатлантическом маршруте», в ходе которого торговые суда доставляли припасы и людей из Северной Америки в Соединенные Штаты. Королевство. В сентябре 1945 года он принял командование военно-морской школой ORP « Балтык» в Окегемптоне . [ 4 ] Как и большинство других польских военно-морских офицеров, Моргенштерн-Подьязд был очень озлоблен потерей Польшей независимости и рассматривал исход войны как поражение своей страны. [ 6 ]

В изгнании

[ редактировать ]

Моргенштерн-Поджазд решил не возвращаться в коммунистическую Польшу и в 1949 году был избран президентом Ассоциации военно-морского флота. Художник, некоторые из написанных им акварелей были выставлены в местной художественной галерее в Оттаве , Канада. Во время ссылки Моргенштерн-Поджазд публиковал статьи в различных польских эмигрантских журналах и выступал на Радио «Свободная Европа» с критикой коммунистического режима. [ 2 ] В 1964 году генерал Владислав Андерс назначил его контр-адмиралом. [ 11 ] Журналист Евгениуш Ромишевский взял у него интервью для документального фильма о кризисе 1932 года, вышедшего в эфир на польском канале Радио «Свободная Европа» 12 мая 1968 года. [ 2 ] Моргенштерн-Подьязд умер в изгнании в Лондоне и похоронен на кладбище Путни-Вейл . [ 11 ]

Книги и статьи

[ редактировать ]
  • Крыска-Карский, Тадеуш; Жураковский, Станислав (1991). Генералы независимой Польши . Варшава: Издания Споткания.
  • Стирлинг, Тесса (2005). Разведывательное сотрудничество Польши и Великобритании во время Второй мировой войны . Лондон: Валлентайн Митчелл. ISBN  8389115379 .
  • Китовски, Зигмунт (осень 2017 г.). «Факультет механики и электротехники Польской военно-морской академии - восемьдесят пять лет обучения и научных исследований. Часть 1: 1931-1955». Zeszty Naukowe Akademii Marynakrki Wojennej . 211 (4): 89–112.
  • Стокер, Дональд (2003). Великобритания, Франция и торговля военно-морским оружием на Балтике, 1919–1939 гг.: Большая стратегия и провал . Лондон: Рутэлдж. ISBN  1135774226 .

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Франиэль, Патрик (24 мая 2015 г.). «Офицерские звания в австро-венгерском флоте» . Nowastrategia.org.pl . Проверено 12 ноября 2015 г.
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л «Тадеуш Моргенштерн-Подъезд — капитан ОРП «Вичер» » . Польское радио. 5 октября 2017 года . Проверено 25 октября 2020 г.
  3. ^ Jump up to: а б Кохновский, Роман (3 октября 2014 г.). «Из чужого флага под свой. Военно-морской флот Второй Польской Республики» . ПЧ24 . Проверено 26 октября 2020 г.
  4. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С Пшибышевский, Казимеж (30 мая 2017 г.). «Моргенштерн-Подъезд, Тадеуш» . Э-Витор . Проверено 25 октября 2020 г.
  5. ^ Jump up to: а б с д Стирлинг 2005 , с. 303.
  6. ^ Jump up to: а б Панглосс, мэтр (12 декабря 2018 г.). «Нью-Кавендиш-стрит и Свободный польский флот» . Ici, Лондон Иностранцы, изгнанники и колонисты в Лондоне военного времени . Проверено 26 октября 2020 г.
  7. ^ Стокер 2003 , с. 67-68.
  8. ^ «Флагман Второй Польской Республики Вихер в оборонительной войне 1939 года» Морской портал. 1 сентября 2020 г. Проверено 25 октября 2020 г.
  9. ^ Jump up to: а б с Китовский 2017 , стр. 98.
  10. ^ Рецидив, Дариуш. «Обучение офицеров польского флота в Великобритании» (PDF) . Научные тетради Майнарской военной академии . Проверено 25 октября 2020 г.
  11. ^ Jump up to: а б Крыска-Карски и Жураковски 1991 , стр. 149.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b3306154724cf4928f4ed9d35013b2b1__1713420480
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b3/b1/b3306154724cf4928f4ed9d35013b2b1.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Tadeusz Morgenstern-Podjazd - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)