Jump to content

Данцигский кризис (1932 г.)

Данцигский кризис 1932 года — инцидент между Вольным городом Данциг (современный Гданьск , Польша) и Польшей, касавшийся того, имело ли польское правительство право размещать военные корабли в гавани Данцига, а также претензии Польши представлять Данциг перед иностранными державами. Инцидент произошел 14 июня 1932 года, когда эскадра британских эсминцев посетила Данциг и была встречена польским эсминцем «Вичер», вошедшим в гавань Данцига без разрешения Сената Свободного города. Инцидент привел к тому, что власти Данцига неохотно уступили право Польши размещать свои военные корабли в Данциге, возобновили соглашение, регулирующее права Польши в Вольном городе, а внутри Польши - сдвиг в сторону военно-морского духа.

Данцигский инцидент

Польский эсминец Wicher
Дата 14 июня 1932 г.
Расположение
Вольный город Данциг (современный Гданьск , Польша)
Результат Польская дипломатическая победа
Воюющие стороны
Польша Польша Вольный город Данциг Вольный город Данциг

американский президент Вудро Вильсон издал ряд военных целей, известных как « 14 пунктов» . 8 января 1918 года [ 1 ] Пункт 13 призывал к восстановлению независимости Польши после войны и к предоставлению Польше «свободного и безопасного доступа к морю». Это заявление подразумевало, что немецкий глубоководный порт Данциг расположен в стратегическом месте, где находится рукав реки. Висла, впадающая в Балтийское море, должна была стать частью Польши. [ 1 ] На Парижской мирной конференции 1919 года лидеры «большой тройки» Вильсон и премьер-министр Франции Жорж Клемансо поддержали притязания Польши на Данциг, но премьер-министр Великобритании Дэвид Ллойд Джордж выступил против на том основании, что население Данцига составляло около 90 человек. % немецкий. В результате компромисса было решено, что Данциг станет вольным городом, который не будет принадлежать ни Германии, ни Польше, но последняя должна будет иметь особые права в городе. Польская делегация на Парижской мирной конференции во главе с Романом Дмовским потребовала уступки Данцига Польше, и внутри Польши создание Вольного города широко рассматривалось как предательство пункта 13. [ 2 ] Такие соглашения, как Парижская конвенция 1920 года, давали Польше определенные права в отношении внешних отношений Вольного города. [ 3 ] В межвоенный период широко распространено мнение, что Польша искала любой предлог для аннексии Данцига, и движение польских вооруженных сил в Вольный город всегда было причиной большой напряженности. [ 2 ] Население Данцига, которое в то время на 90% составляло немцы, так и не смирилось с отделением от Германии, и на протяжении всего межвоенного периода муниципальные власти Свободного города использовали любую возможность, чтобы настаивать на возвращении в состав Рейха . [ 4 ]  

На той части побережья Балтийского моря, которая вошла в состав Польши, было всего два небольших рыболовных порта — Пуцк и Хель , ни один из которых не подходил в качестве военно-морских баз. Наиболее подходящим портом был Данциг, который был в значительной степени демилитаризован по условиям Версальского договора. Лига Наций, которая обладала высшей юридической властью над Данцигом, предложила Польше использовать Данциг в качестве порта атташе , в котором Польша будет иметь право размещать военные корабли, но не строить какие-либо военно-морские базы для поддержки военных кораблей. 8 октября 1921 года было подписано соглашение, дающее Польше права атташе в Данциге, которые продлевались каждые три года. Когда Балтийское море замерзло, польские военные корабли зимовали в Данциге и нанимали корабелов Вольного города для ремонта и технического обслуживания. [ 5 ] Польский флот в 1920-е годы был очень небольшим и состоял в основном из бывших немецких миноносцев. [ 6 ]

С приходом в 1930 году в Германии «президентского правительства» во главе с канцлером Генрихом Брюнингом произошел рост немецкого реваншизма, поскольку раздавались резкие призывы к возвращению Вольного города Данцига вместе с польским коридором Рейху . [ 7 ] Готфрид Тревиранус , министр оккупированных восточных территорий в кабинете Брюнинга, заявил в своей речи на митинге перед Рейхстагом в Берлине в августе 1930 года: «Несправедливая граница не может противостоять международному праву и национальной воле к жизни. Долой разговоры о катастрофе». Мужественно сплотитесь, чтобы изгнать все беды. Настанет день, когда борьба за правду освободит Германию и Европу!» [ 7 ] В то же время политика в Данциге сделала поворот вправо: данцигское отделение национал-социалистов под руководством гауляйтера Альберта Форстера стало второй партией в сенате Данцига с платформой «Домой, в Рейх [ 7 ]

В марте 1931 года Сенат Вольного города в одностороннем порядке лишил Польшу права атташе . [ 5 ] Спор был передан на рассмотрение Совета Лиги Наций, который 19 сентября 1931 года издал постановление, постановившее, что обе стороны должны передать свой спор в Постоянную палату международного правосудия в Гааге. 11 декабря 1931 года Постоянная палата международного правосудия постановила, что существующие контракты не являются основанием для размещения польских военных кораблей в Данциге. Суд предложил сторонам урегулировать спор самостоятельно. 1 мая 1932 года Сенат постановил, что военные корабли Польского флота не могут войти в Данциг без предварительного разрешения Сената. [ 8 ]

В июне 1932 года Свободный город пригласил группу эсминцев Королевского флота посетить Данциг, что довело напряженность до кипения. [ 9 ] 30 мая 1932 года канцлер Германии Брюнинг был уволен президентом Паулем фон Гинденбургом и заменен Францем фон Папеном , который был неизвестен большинству немцев. Так называемое «правительство друзей президента» Папена было самым правым правительством, которое было сформировано еще при Веймарской республике, и заняло жесткую позицию в отношении пересмотра восточных границ Германии. [ 8 ] Тот факт, что министр обороны Папена Курт фон Шлейхер был действующим генералом рейхсвера и был хорошо известен своими антипольскими предрассудками, вызвал большую тревогу в Варшаве. [ 8 ] Немецкое радио, которое контролировалось правительством, весной 1932 года заняло жесткую позицию в отношении Польши, развязав то, что польский историк Петр Внадиз назвал «военной истерией». [ 8 ] Франция, которая была самым важным союзником Польши, поддержала позицию Польши, но также посоветовала Варшаве проявлять осторожность. [ 10 ]

HMS Campbell в 1942 году. В 1932 году визит «Кэмпбелла » в Данциг стал непосредственной причиной кризиса.

В июне 1932 года Лозаннскую конференцию планировалось открыть для решения вопроса о репарациях, решение которого было приостановлено после введения Гуверовского моратория в июне 1931 года. Папен, который должен был возглавить немецкую делегацию в Лозанне, планировал встретиться с премьер-министром Франции Эдуардом Эррио , глава французской делегации с предложением положить конец французско-немецкой вражде . [ 11 ] Папен хотел предложить франко-германский военный союз, таможенный союз между Францией и Германией и обещание консультативного пакта, в обмен на которое он хотел, чтобы Франция приняла Gleichberechtigung («равенство статуса»), чтобы позволить Германии перевооружиться за пределами ограничений. установленный Версальским договором. [ 12 ] Папен также хотел положить конец франко-польскому союзу, который дал бы Германии свободу действий, чтобы начать войну с Польшей, не опасаясь войны с Францией. Папен пытался сделать предложение о союзниках Франции в Восточной Европе, которое могло показаться неприятным, более приемлемым для Эррио. Папен представил это как антисоветский шаг, и для того, чтобы не допустить Советов в Восточную Европу, требовалась более сильная в военном отношении Германия. [ 12 ] Маршал Юзеф Пилсудский лидер Польши , де-факто , из дипломатических сплетен смутно знал, что Папен планировал франко-германские переговоры в Лозанне о будущем Европы, и решился на смелый шаг, чтобы напомнить державам, что Польшу нельзя захватывать. само собой разумеющееся. [ 11 ]

Данциг считался «самым опасным городом в Европе», поскольку Вольный город был горячей точкой в ​​германо-польских отношениях, которая могла вызвать войну в любой момент. [ 13 ] Поскольку Польша была союзницей Франции, любая немецко-польская война автоматически становилась франко-германской войной, тем самым начав новую мировую войну. В отчете британского журналиста от 1932 года говорилось: «Германия намерена захватить Данциг и Коридор. Поляков, конечно, нельзя отговорить от своей территории, как можно решить этот вопрос, кроме как с помощью оружия? Я считаю, что в Европе должна быть война; лучшее, на что мы можем надеяться, - это то, что она скоро закончится и не распространится? ". [ 13 ]

Инцидент

[ редактировать ]
Уичер

Маршал Пилсудский решил по предложению заместителя польского министра иностранных дел полковника Юзефа Бека использовать предстоящий визит британских военных кораблей в качестве пробы сил, так как он был сильно обеспокоен возможностью достижения Эррио и Папеном соглашения в Лозанне, которое нанесет ущерб Польше. [ 11 ] На встрече с командующим ВМС Польши адмиралом Юзефом Унругом и капитаном эсминца ОРП « Вичер » капитан-лейтенантом Тадеушем Моргенштерном-Подьяздом было решено, что « Вихер» будет служить местом размещения британской эскадры независимо от того, будет ли «Вольный город» дано разрешение или нет. Тот факт, что Великобритания приняла приглашение Вольного города направить эскадру Королевского флота в Данциг без консультации с Варшавой, оскорбил и Пилсудского, и тем более Бека, который быстро становился любимым советником Пилсудского по внешней политике. [ 14 ] Бек был склонен к более конфронтационному внешнеполитическому курсу, чем Залесский, и круиз на « Уичере» стал ранним признаком изменения польской внешней политики. [ 14 ] Министр иностранных дел Польши Август Залесский , присутствовавший на сессии Лиги Наций в Женеве, не был проинформирован о планируемом визите Вихера в Данциг. [ 11 ] Моргенштерн-Подъезду было приказано в случае любого неуважения к польскому флагу открыть огонь по муниципальным зданиям, принадлежащим Вольному городу. [ 5 ] [ 9 ] [ 15 ] [ 11 ] Моргенштерн-Подьязду было приказано не разговаривать с властями Данцига, а только признать британцев. [ 16 ] Позже Моргенштерн-Подьязд вспоминала в интервью 1968 года Радио «Свободная Европа»: «Я должна была реагировать на любые инциденты из Гданьска всеми доступными средствами, включая оружие». [ 17 ]

14 июня 1932 года «Вичер» прибыл на дороги Данцига. британская эскадра в составе эсминцев HMS Campbell , HMS Westminster , HMS Walpole и HMS Vidette под командованием командующего Генри Придэма-Уиппелла Позже в тот же день вечером прибыла . Плотный график не позволил совершить запланированные взаимные визиты вежливости на море, и Моргенштерн-Подьязд решил приветствовать англичан в гавани Данцига. Польский комиссар в Данциге Казимеж Папе сообщил Сенату, что «Вичер» войдет в гавань, независимо от его мнения по этому поводу. Придэм-Виппелл не был уверен, стоит ли ему обмениваться визитами с « Уичером», поскольку Сенат отказал « Уичеру» в разрешении войти в гавань, но британский консул в Данциге посоветовал ему действовать. [ 18 ] Кроме того, граф Манфреди ди Гравина, итальянский дипломат, занимавший пост комиссара Лиги Наций в Данциге, посоветовал Придхам-Виппеллу обменяться визитами с Моргенштерном-Подьяздом. [ 18 ] Гравина был непопулярен среди поляков, которые обвиняли его в предвзятом отношении к Германии.

15 июня 1932 года, около 9:30 утра, в обстановке большого напряжения, « Уичер» и эскадра Королевского флота вошли в гавань, несмотря на протесты Сената. « Вичер » до полудня стоял на якоре у причала в Данциге. Моргенштерн-Подьязд нанес визит Придэм-Виппеллу на борту « Кэмпбелла» , а Придэм-Виппел, в свою очередь, посетил « Уичер» . И «Вичер» , и британские корабли покинули Данциг одновременно. Поскольку польский флаг не вызвал неуважения, Моргенштерн-Подъезд в гневе не произвел выстрела. [ 5 ]

Реакция в Лиге Наций на визит Вихера в Данциг была крайне неблагоприятной, но Залесский организовал умелую защиту в Женеве. [ 11 ] Французы также были оскорблены действиями Пилсудского и жаловались, что он не уведомил заранее о визите Уичера , что побудило Залесского сообщить французским дипломатам, что он также не получил предварительного уведомления. [ 11 ] Находясь в Женеве, Залески сразу же встретился с сэром Эриком Драммондом , генеральным секретарем Лиги Наций, чтобы попросить Лигу оказать давление на Вольный город, чтобы урегулировать портовый вопрос. Взамен Залесский пообещал не отправлять «Вичер» обратно в гавань. Залесский отметил, что старый немецкий линкор «Шлезиен» должен был посетить Данциг позже в том же году, и заявил, что, если проблема с портом атташе будет решена, Польша избежит затруднений по поводу посещения «Шлезиена » , что, вероятно, приведет к демонстрациям в Данциге. требуя его возвращения в Германию. [ 11 ] В свою очередь, такие демонстрации могут привести к столкновениям с польскими войсками, что поставит в неловкое положение Папена, который дома окажется под давлением, требующим принять меры, поскольку он был очень непопулярен. В частности, Залесский пообещал Драммонду, что «Вичер» не будет отправлен в гавань одновременно с визитом «Шлезиена» , предотвратив тем самым инцидент, который легко мог привести к германо-польской войне. Предложение Залесского о том, что, если вопрос о порте атташе будет решен удовлетворительным для Польши образом, в обмен на то, что Польша не будет возражать против визита Шлезиена , разрешит спор. Папен оказал давление на Сенат, чтобы тот принял предложение Польши. [ 11 ]  

На Лозаннской конференции Эррио согласился отменить репарации, но отклонил предложение Папена об экономическом союзе и военном союзе, поскольку не доверял ему. [ 19 ] Тот факт, что экономика Германии в три раза превышала экономику Франции, означал, что в любом французско-немецком экономическом союзе Германия будет старшим партнером, а Франция — младшим партнером.

Последствия

[ редактировать ]

Демонстрация польской силы возымела эффект, и 13 августа 1932 года было подписано новое соглашение, разрешающее польскому флоту использовать гавань. [ 5 ] [ 20 ] В новом соглашении был исключен термин «порт-атташе» и предоставлено польскому флоту больше прав на дозаправку и техническое обслуживание, но недружественное отношение Вольного города и Версальский договор исключили возможность создания постоянной военно-морской базы. После подписания соглашения Пьер Бресси, французский поверенный в делах в Варшаве, поздравил Залесского с тем, как Польша справилась с кризисом. [ 11 ] Залесский ответил, что использованные методы ему не по вкусу, но «нужно признать, что в сложившихся обстоятельствах у маршала Пилсудского было счастливое вдохновение». [ 11 ] Целью отправки « Вихера» в Данциг было в основном напомнить французам, что нельзя воспринимать Польшу как нечто само собой разумеющееся, поскольку Эррио рассматривал предложение Папена о новых франко-германских отношениях, и поэтому путешествие «Вихера » достигло своей цели. [ 11 ] Вандич писал, что отправлять Вихера в Данциг было рискованно, особенно с учетом приказа открыть огонь по муниципальным зданиям в случае неуважения к польскому флагу, что могло настроить мировое общественное мнение против Польши. Однако ставка Пилсудского оправдалась. [ 11 ]  

Инцидент 1932 года был единственным случаем, когда Польша прибегла к так называемой дипломатии канонерок , когда Министерство иностранных дел использовало военно-морской флот для достижения дипломатических целей. Инцидент также повлиял на отношение Польши к военно-морскому флоту. Пилсудский долгое время скептически относился к его ценности, которая, как правило, недофинансировалась. Инцидент привел к повороту военно-морского флота в Польше, и Пилсудский увеличил военно-морской бюджет, распорядившись о шестилетнем плане расширения военно-морского флота, состоящего из двух «Гром» эсминцев класса и двух «Орзел» подводных лодок класса .

Источники

[ редактировать ]
  • Грачик, Марцин (2007). Адмирал Свирский . Гданьск: Издательство Finna. ISBN  978-83-89929-82-2 .
  • Харгривз, Ричард (2010). Развязанный блицкриг: вторжение Германии в Польшу, 1939 год . Механиксбург: Stackpole Books. ISBN  978-0811707244 .
  • Хаферкорн, Рейнхард (март 1933 г.). «Данциг и Польский коридор». Международные дела . 12 (2): 224–239.
  • Козела, Витольд (2013). Эсминцы ВМС Польши . Варшава: Альма Пресс. ISBN  978-83-7020-518-8 .
  • Кондрацкий, Тадеуш (2013). Эсминцы «Вичер» и «Бурза» . Варшава: Эдипресс Польска. ISBN  978-83-7769-560-9 .
  • Маковский, Анджей (2015). «Нужен ли Польше военно-морской флот?» Море, корабли и корабли . 19 (9–10).
  • Макнамара, Пол (2009). Шон Лестер, Польша и захват Данцига нацистами . Дублин: Ирландская академическая пресса. ISBN  978-0-7165-2968-2 .
  • О'Коннелл, Джей-Джей (сентябрь 1939 г.). «Данциг: Случай Польши». Исследования: Ежеквартальный обзор Ирландии . 28 (111): 391–401.
  • Пясковский, Станислав (1984). Противоторпедные катера «Вичер» и «Бурза» . Олбани: Сигма Пресс.
  • Вандич, Петр Стефан (1988). Сумерки французских восточных альянсов, 1926-1936: французско-чехословацко-польские отношения от Локарно до ремилитаризации Рейнской области . Принстон: Издательство Принстонского университета. ISBN  9780691635255 . .
  • Завадский, Войцех (1998). Польский флот в 1918−1939 годах .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e98edf86f93d5b684c0155b5a36f9948__1719174360
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e9/48/e98edf86f93d5b684c0155b5a36f9948.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Danzig crisis (1932) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)