Саргон II
Саргон II | |
---|---|
![]() Alabaster bas-relief depicting Sargon II, from his palace in Dur-Sharrukin | |
King of the Neo-Assyrian Empire | |
Reign | 722–705 BC |
Predecessor | Shalmaneser V |
Successor | Sennacherib |
Born | c. 770–760 BC[1] |
Died | 705 BC (aged c. 55–65) Tabal (modern-day Turkey) |
Spouse | Ra'īmâ Atalia |
Issue | Sennacherib Ahat-abisha At least four others |
Akkadian | Šarru-kīn |
Dynasty | Sargonid dynasty |
Father | Tiglath-Pileser III (?) |
Mother | Iaba (?) |
Саргон II ( неоассирийский аккадский : 𒈗𒁺 , латинизированный: Шарру-кин , что означает «верный царь»). [ 2 ] или «законный король») [ 3 ] был царем Неоассирийской империи с 722 г. до н.э. до своей смерти в битве в 705 г. Вероятно, сын Тиглатпаласара III ( годы правления 745–727), Саргон, как обычно полагают, стал царем после свержения Салманасара V ( годы правления 745–727). 727–722 ) , вероятно, его брат. Его обычно считают основателем новой династической линии, династии Саргонидов .
Создавая свое правление на основе легенд о древних правителях Саргоне Аккадском , от которого Саргон II, вероятно, получил свое царственное имя, и Гильгамеше , Саргон стремился завоевать известный мир, положить начало золотому веку и новому мировому порядку , чтобы его помнили и почитали. будущими поколениями. В течение своего семнадцатилетнего правления Саргон существенно расширил территорию Ассирии и провел важные политические и военные реформы. Опытный царь-воин и военный стратег , Саргон лично вел свои войска в бой. К концу его правления все его главные враги и соперники были либо побеждены, либо умиротворены. Среди величайших достижений Саргона были стабилизация ассирийского контроля над Левантом , ослабление северного царства Урарту и завоевание Вавилонии . С 717 по 707 год Саргон построил новую ассирийскую столицу, названную в его честь, Дур-Шаррукин («Форт Саргон»), которую он сделал своей официальной резиденцией в 706 году.
Sargon considered himself to have been divinely mandated to maintain and ensure justice. Like other Assyrian kings, Sargon at times enacted brutal punishments against his enemies but there are no known cases of atrocities against civilians from his reign. He worked to assimilate and integrate conquered foreign peoples into the empire and extended the same rights and obligations to them as native Assyrians. He forgave defeated enemies on several occasions and maintained good relations with foreign kings and with the ruling classes of the lands he conquered. Sargon also increased the influence and status of both women and scribes at the royal court.
Sargon embarked on his final campaign, against Tabal in Anatolia, in 705. He was killed in battle and the Assyrian army was unable to retrieve his body, preventing a traditional burial. According to ancient Mesopotamian religion, he was cursed to remain a restless ghost for eternity. Sargon's fate was a major psychological blow for the Assyrians and damaged his legacy. Sargon's son Sennacherib was deeply disturbed by his father's death and believed that he must have committed some grave sin. As a result, Sennacherib distanced himself from Sargon. Sargon was barely mentioned in later ancient literature and nearly completely forgotten until the ruins of Dur-Sharrukin were discovered in the 19th century. He was not fully accepted in Assyriology as a real king until the 1860s. Due to his conquests and reforms, Sargon is today considered one of the most important Assyrian kings.
Background
[edit]Ancestry and rise to the throne
[edit]
Nothing is known of Sargon II's life before he became king.[5] He was probably born c. 770 BC and cannot have been born later than c. 760 BC.[1][a] His reign was immediately preceded by those of Tiglath-Pileser III (r. 745–727) and Tiglath-Pileser's son Shalmaneser V (r. 727–722).[7] Although Sargon is generally regarded as the founder of a new dynastic line, the Sargonid dynasty,[8] he was probably a scion of the incumbent Adaside dynasty.[9] Sargon grew up during the reigns of Ashur-dan III (r. 773–755 BC) and Ashur-nirari V (r. 755–745 BC), when rebellion and plague affected the Neo-Assyrian Empire; the prestige and power of Assyria dramatically declined. This trend reversed during the tenure of Tiglath-Pileser,[10] who reduced the influence of powerful officials,[11][12] reformed the army[13] and more than doubled the size of the empire.[14] In contrast to Tiglath-Pileser, little is recorded of Shalmaneser's brief reign.[7][15]
Whereas kings typically elaborated on their origin in inscriptions, Sargon stated that the Assyrian national deity Ashur had called him to the throne.[16][17] Sargon mentioned his origin in just two known inscriptions, where he referred to himself as Tiglath-Pileser's son, and in the Borowski Stele, probably from Hama in Syria, which referenced his "royal fathers".[16] Most historians cautiously[18] accept that Sargon was Tiglath-Pileser's son but not the legitimate heir to the throne as the next-in-line after Shalmaneser.[19] If Sargon was Tiglath-Pileser's son, his mother might have been the queen Iaba.[20] Some Assyriologists, such as Natalie Naomi May, have suggested that Sargon was a member of a collateral branch of the Adaside dynasty from the western part of the empire.[16] In Babylonia, Sargon and his successors were considered part of the "dynasty of Hanigalbat" (a western territory), while earlier Assyrian kings were considered part of the "dynasty of Baltil" (Baltil being the name of the oldest portion of the ancient Assyrian capital of Assur). Perhaps Sargon was connected to a junior branch of the royal dynasty established at Hanigalbat centuries earlier.[21] Some Assyriologists, such as John Anthony Brinkman, believe that Sargon did not belong to the direct dynastic lineage.[22]

The Babylonian Chronicles report that Shalmaneser died in January 722 and was succeeded in the same month by Sargon,[7] who was between forty and fifty years old.[1] The exact events surrounding his accession are not clear.[23] Some historians such as Josette Elayi believe that Sargon legitimately inherited the throne.[16] Most scholars however believe him to have been a usurper;[9][19] one theory is that Sargon killed Shalmaneser and seized the throne in a palace coup.[16] Sargon rarely referenced his predecessors[16] and, upon accession, faced massive domestic opposition.[24] Shalmaneser probably had sons of his own who could have inherited the throne,[25] such as the palace official Ashur-dain-aplu, who retained a prominent position under the Sargonid kings.[26] Sargon's only known reference to Shalmaneser describes Ashur punishing him for his policies:[27]
Shalmaneser, who did not fear the king of the world, whose hands have brought sacrilege in this city (Assur), pu[t on…] on his people, [he] impo[sed] the compulsory work and a heavy corvée, paid them like a working class […]. The Illil of the gods, in the wrath of his heart, overthrew [hi]s rule, and [appointed] me, Sargon, as king [of Assyria]. He raised my head; he let [me] take hold of the scepter, the throne (and) the tiara […].[27]
Sargon did not otherwise hold Shalmaneser responsible for the policies placed on Assur, since he wrote elsewhere that most of these had been enacted in the distant past. Tiglath-Pileser, not Shalmaneser, imposed forced labor on the residents of Assur.[28] Several of Shalmaneser's policies and acts were revoked by Sargon. Hullî, a king in Tabal (a region in Anatolia) deported by Shalmaneser, was reinstalled and Sargon reversed Shalmaneser's attempt to decrease trade with Egypt.[29]
Name
[edit]
Sargon II was the first king in more than a thousand years to bear the name Sargon.[30] There were two Mesopotamian kings of the same name before his reign: Sargon I, a minor Assyrian king of the 19th century BC (after whom Sargon II is enumerated by modern historians), and the far more prominent 24th–23rd century BC Sargon of Akkad, conqueror of large parts of Mesopotamia and the founder of the Akkadian Empire.[31] Sargon was probably an assumed regnal name.[32] Royal names in ancient Mesopotamia were deliberate choices,[33] setting the tone for a king's reign.[30] Sargon most likely chose the name due to its use by Sargon of Akkad. In late Assyrian texts, the names of Sargon II and Sargon of Akkad are written with the same spelling. Sargon II is sometimes explicitly called the "second Sargon" (Šarru-kīn arkû). Though the precise extent of the ancient Sargon's conquests had been forgotten, the legendary ruler was still remembered as a "conqueror of the world".[34] Sargon II also energetically pursued the expansion of his own empire.[30]
In addition to the name's historical connections, Sargon connected his regnal name to justice.[33] In several inscriptions, Sargon described his name as akin to a divine mandate to ensure that his people lived just lives, for instance in an inscription in which Sargon described how he reimbursed the owners of the land he chose to construct his new capital city of Dur-Sharrukin on:[33]
In accordance with the name which the great gods have given me – to maintain justice and right, to give guidance to those who are not strong, not to injure the weak – the price of the fields of that town [Khorsabad] I paid back to their owners ...[33]
The name was most commonly written Šarru-kīn, although Šarru-ukīn, is also attested. Sargon's name is commonly interpreted as "the faithful king" in the sense of righteousness and justice. Another alternative is that Šarru-kīn is a phonetic reproduction of the contracted pronunciation of Šarru-ukīn to Šarrukīn, which means that it should be interpreted as "the king has obtained/established order", possibly referencing disorder either under his predecessor or caused by Sargon's usurpation.[35] Šarru-kīn can also be interpreted as "the legitimate king" or "the true king" and it could have been chosen because Sargon was not the legitimate heir to the throne.[3][35] The ancient Sargon of Akkad also became king through usurpation.[35] The origin of the conventional modern version of the name, Sargon, is not entirely clear but it is probably based on the spelling in the Hebrew Bible (srgwn).[2]
Reign
[edit]Early reign and rebellions
[edit]
Sargon's reign began with large-scale resistance against his rule in Assyria's heartland. Although quickly suppressed, this political instability led several peripheral regions to regain independence. In early 721, Marduk-apla-iddina II, a Chaldean warlord of the Bit-Yakin tribe, captured Babylon, restored Babylonian independence after eight years of Assyrian rule and allied with the eastern realm of Elam.[36] Though Sargon considered Marduk-apla-iddina's seizure of Babylonia to be unacceptable, an attempt to defeat him in battle near Der in 720 was unsuccessful.[37][38] At the same time, Yahu-Bihdi of Hama in Syria assembled a coalition of minor states in the northern Levant to oppose Assyrian dominion.[37]
In addition to these revolts, Sargon may have had to deal with unfinished conflicts from Shalmaneser's reign. At some point in the 720s, the Assyrians captured Samaria after a siege lasting several years and ended the Kingdom of Israel, with its territory becoming the new Assyrian province of Samerina. Sargon claimed to have conquered the city,[39] but it is more likely that Shalmaneser captured the city since both the Babylonian Chronicles and the Hebrew Bible viewed the fall of Israel as the signature event of his reign.[40] Sargon's claim to conquering it may be related to the city being captured again after Yahu-Bihdi's revolt.[40][41] Either Shalmaneser or Sargon ordered the dispersal of the city of Samaria's population across the Assyrian Empire, following the standard resettlement policy. This specific resettlement resulted in the loss of the Ten Lost Tribes of Israel.[38] In his inscriptions, Sargon claimed to have resettled 27,280 Israelites.[41] Though likely emotionally damaging for the resettled populace, the Assyrians valued deportees for their labor and generally treated them well, transporting them in safety and comfort together with their families and belongings.[42][43][44]
Shortly after his failure to retake Babylonia from Marduk-apla-iddina in 720, Sargon campaigned against Yahu-Bihdi.[37] Among Yahu-Bihdi's supporters were the cities of Arpad, Damascus, Sumur and Samaria.[38] Three of the cities participating in the revolt (Arpad, Sumur and Damascus) were not vassal states; their lands had been converted into Assyrian provinces governed by royally appointed Assyrian governors.[45] The revolt threatened to undo the administrative system established in Syria by Sargon's predecessors[38] and the insurgents went on a killing spree, murdering all local Assyrians they could find.[38][46]
Sargon engaged Yahu-Bihdi and his coalition at Qarqar on the Orontes. Defeated, Yahu-Bihdi escaped into Qarqar, which Sargon besieged and captured. Sargon's army destroyed Qarqar and devastated the surrounding lands. Yahu-Bihdi was first deported to Assyria together with his family and then flayed alive. Hama and the other insurgent cities were annexed again. At the same time as large numbers of people from Syria were resettled in other parts of the empire, Sargon resettled some people to Syria, including 6,300 "guilty Assyrians", presumably Assyrians from the heartland who had fought against Sargon upon his accession but whose lives had been spared. Sargon described their resettlement as an act of mercy: "their transgression I disregarded, I had mercy on them".[47]
Around the same time as Yahu-Bihdu, Hanunu of Gaza in the south also rebelled against Assyria. After Sargon had defeated Yahu-Bihdu, he marched south. After capturing some other cities on his way, probably including Ekron and Gibbethon, the Assyrians defeated Hanunu, whose army had been bolstered by allies from Egypt, at Rafah. Despite the transgression, Gaza was kept as a semi-autonomous vassal state and not outright annexed, perhaps because the location, on the border of Egypt, was of high strategic importance.[48]
Proxy wars and minor conflicts
[edit]
A pressing concern for Sargon was the kingdom of Urartu in the north.[49] Though no longer as powerful as it had been in the past, when it at times rivalled Assyria in strength and influence,[50] Urartu still remained an alternative suzerain for many smaller states in the north. In 718, Sargon intervened in Mannea, one of these states. This campaign was as much a military effort as it was a diplomatic one; King Iranzu of Mannea had been an Assyrian vassal for more than 25 years and had requested Sargon to aid him. A rebellion by the Urartu-aligned noble Mitatti occupied half of Iranzu's kingdom, but thanks to Sargon Mitatti's uprising was suppressed. Shortly after the victory over the rebels, Iranzu died and Sargon intervened in the succession, supporting Iranzu's son Aza rise to the throne of Mannea. Another son, Ullusunu, contested his brother's accession and was supported in his efforts against him by Rusa I of Urartu.[51]
Another of Sargon's prominent foreign enemies was the powerful and expansionist Midas of Phrygia in central Anatolia.[52] Sargon worried about a possible alliance between Phrygia and Urartu and Midas' use of proxy warfare by encouraging Assyrian vassal states to rebel. Sargon could not fight against Midas directly but had to deal with uprisings by his vassals among the Syro-Hittite states, most of them located in remote locations in the mountains of southern Anatolia. It was crucial to keep control over the regions of Tabal and Quwê to prevent communication between Midas and Rusa. Tabal—several minor states competing with each other, contested between Assyria, Phrygia and Urartu—was particularly important since it was rich in natural resources (including silver). Sargon campaigned against Tabal in 718, mostly against Kiakki of Shinuhtu, who withheld tribute and conspired with Midas. Sargon could not conquer Tabal because of its isolation and difficult terrain. Instead, Shinuhtu was given to a rival Tabalian ruler, Kurtî of Atunna. Kurtî conspired with Midas at some point between 718 and 713, but later maintained his allegiance to Sargon.[53]

Sargon returned to Syria in 717 to defeat an uprising led by Pisiri of Carchemish, who had supported Sargon during Yahu-Bihdu's revolt but was now plotting with Midas to overthrow Assyrian hegemony in the region. The uprising was defeated and the population of Carchemish was deported and replaced with Assyrians. The city and its surrounding lands were turned into an Assyrian province and an Assyrian palace was constructed.[54] The conquest might have inspired Sargon to build his own new capital city (Dur-Sharrukin),[54] a project which could be financed with the silver plundered from Carchemish.[38] Sargon took so much silver from Carchemish that silver began to replace copper as the currency of the empire.[38] Despite Sargon's repeated victories in the west, the Levant was not fully stabilized.[55]
Sargon established a new trading post near the border of Egypt in 716, staffed it with people deported from various conquered lands and placed it under the local Arab ruler Laban, an Assyrian vassal. In later writings, Sargon for unknown reasons falsely claimed that he in this year also subjugated the people of Egypt. In actuality, Sargon is recorded to have engaged in diplomacy with Pharaoh Osorkon IV, who gifted Sargon with twelve horses.[56]
In 716, Sargon campaigned between Urartu and Elam, perhaps part of a strategy to weaken these enemies. Passing through Mannea, Sargon attacked Media, probably to establish control there and neutralize the region as a potential threat before confronting either Urartu or Elam. The local Medes were disunited and posed no serious threat to Assyria. After Sargon defeated them and established Assyrian provinces, he let the established local lords continue to rule their respective cities as vassals. Supplanting them and integrating the lands further into the imperial bureaucracy would have been costly and time-consuming due to their remoteness. As part of this eastern campaign, Sargon defeated some local rebels, including Bag-dati of Uishdish and Bel-sharru-usur of Kisheshim. In Mannea, Ullusunu had succeeded in taking the throne from his brother Aza. Instead of deposing Ullusunu and proclaiming a new king, Sargon accepted Ullusunu's submission and endorsed him as king, forgiving his uprising and gaining his allegiance.[57]
Urartu–Assyria War
[edit]
Urartu remained Sargon's main strategic rival in the north.[38] In 715, Urartu was severely weakened by an unsuccessful expedition against the Cimmerians, a nomadic people in the central Caucasus. The Cimmerians defeated the Urartian army and raided Urartian lands as far as immediately south-west of Lake Urmia. Ullusunu of Mannea had switched his loyalty to Assyria.[58] Rusa seized some of Ullusunu's fortresses and replaced him with Daiukku as the new king. Months later, Sargon invaded Mannea, recaptured Ullusunu's fortresses and restored him to the throne. Rusa attempted to drive Sargon back, but his army was defeated in the foothills of Sahand. Sargon also received the tribute of Ianzu, king of Nairi, another former Urartian vassal.[59] Preparing for a campaign against Rusa, Sargon defeated some minor rebels in Media. In Anatolia, Urik of Quwê, changed his allegiance from Sargon to Midas of Phrygia and began sending envoys to Rusa. To prevent the formation of a northern alliance, Sargon attacked Quwê, defeating Urik and recapturing some cities that had fallen to Midas. Quwê was abolished as a vassal kingdom and annexed.[60]
Suspecting an Assyrian invasion, Rusa kept most of his army by Lake Urmia, close to the Assyrian border, which was already fortified against Assyrian invasion.[58] The shortest path from Assyria to the Urartian heartland went through the Kel-i-šin pass in the Taurus Mountains. One of the most important places in all of Urartu, the holy city Musasir, was located just west of this pass and was protected by fortifications. Rusa ordered the construction of the Gerdesorah, a new fortress strategically positioned on a hill.[61] The Gerdesorah was still under construction when the Assyrians invaded.[62]
Sargon left the Assyrian capital of Nimrud in July 714. Rejecting the shortest route through the Kel-i-šin pass, Sargon marched his army through the valleys of the Great and Little Zab for three days before halting near Mount Kullar (the location of which remains unidentified). There Sargon chose a longer route through Kermanshah, probably since he knew the Urartians anticipated him attacking through the pass.[63] The longer route delayed the Assyrians with mountains and greater distance.[63] The campaign had to be completed before October, when the mountain passes would become blocked by snow. This meant that conquest, if that had been the intention, would not be possible.[63]
Sargon reached Gilzanu, near Lake Urmia, and made camp. The Urartian forces regrouped and built new fortifications west and south of Lake Urmia.[64] Though Sargon's forces had been granted supplies and water by his vassals in Media, his troops were exhausted and nearly mutinous. When Rusa arrived, the Assyrian army refused to fight. Sargon assembled his bodyguards and led them in a near-suicidal charge against the nearest wing of the Urartian forces. Sargon's army followed him, defeated the Urartians, and chased them west, far past Lake Urmia. Rusa abandoned his forces and fled into the mountains.[65]
On their way home, the Assyrians destroyed the Gerdesorah and captured and plundered Musasir[64] after the local governor, king Urzana, refused to welcome Sargon. An enormous quantity of spoils were carried back to Assyria. Urzana was forgiven and allowed to continue to govern Musasair as an Assyrian vassal. Though Urartu remained powerful and Rusa retook Musasir, the 714 campaign put an end to direct confrontations between Urartu and Assyria for the rest of Sargon's reign.[66] Sargon considered the campaign one of the major events of his reign. It was described in exceptional detail in his inscriptions and several of the reliefs in his palace were decorated with representations of the sack of Musasir.[67]
Construction of Dur-Sharrukin
[edit]
The foundations of Dur-Sharrukin ("fortress of Sargon") were laid in 717. Dur-Sharrukin was built between the Husur river and Mount Musri, near the village of Magganabba, around 16 kilometres (10 miles) northeast of Nineveh. The new city could use water from Mount Musri[69] but the location otherwise lacked obvious practical or political merit.[70] In one of his inscriptions, Sargon alluded to fondness for the foothills of Mount Musri: "following the prompting of my heart, I built a city at the foot of Mount Musri, in the plain of Nineveh, and named it Dur-Sharrukin".[69] Since no buildings had ever been constructed at the chosen location, previous architecture did not have to be taken into account and he conceived the new city as an "ideal city", its proportions based on mathematical harmony.[38] There were various numerical and geometrical correspondences between different aspects of the city[71] and Dur-Sharrukin's city walls formed a nearly perfect square.[38]

The numerous surviving sources on the construction of the city include inscriptions carved on the walls of its buildings, reliefs depicting the process and over a hundred letters and other documents describing the work. The chief coordinator was Tab-shar-Ashur, Sargon's chief treasurer, but at least twenty-six governors from across the empire were also associated with the construction; Sargon made the project a collaborative effort by the whole empire. Sargon took an active personal interest in the progress and frequently intervened in nearly all aspects of the work, from commenting on architectural details to overseeing material transportation and the recruitment of labor. Sargon's frequent input and efforts to encourage more work is probably the main reason for how the city could be completed so fast and efficiently. Sargon's encouragement was at times lenient, particularly when dealing with grumbling among the workers, but at other times threatening.[72] One of his letters to the governor of Nimrud, requesting building materials, reads as follows:[73]
700 bales of straw and 700 bundles of reeds, and each bundle no more than a donkey can carry, must be at hand in Dur-Sharrukin by the first day of Kislev. Should even one day pass by, you will die.[73]
Dur-Sharrukin reflected Sargon's self-image and how he wished the empire to see him. At about three square kilometers (1.2 square miles), the city was one of the largest in antiquity. The city's palace, which Sargon called a "palace without rival",[b] was built on a huge artificial platform on the northern side of the city astride the wall, as was typical of Neo-Assyrian palaces,[74] and was fortified with a wall of its own. At 100,000 square meters (10 hectares; 25 acres), it was the largest Assyrian palace ever built. The palace itself occupied three quarters of the citadel it was constructed on, while temples and the ziggurat were relegated to a single corner.[74] It was richly decorated with reliefs, statues, glazed bricks and stone lamassus (human-headed bulls). Other prominent structures in the city included temples, a building in the southwest called the arsenal (ekal mâšarti), and a great park, which included exotic plants from throughout the empire. The city's surrounding wall was 20 metres (66 ft) high and 14 metres (46 ft) thick, reinforced at 15-meter (49 ft) intervals with more than two hundred bastions. The internal wall was named Ashur, the external wall Ninurta, the city's seven gates Shamash, Adad, Enlil, Anu, Ishtar, Ea and Belet-ili after gods of the Mesopotamian pantheon.[71]
Further minor conflicts
[edit]
В годы после кампании против Русы Саргон старался сохранить лояльность своих северных вассалов и ограничить влияние Элама; хотя сам Элам не представлял угрозы для Ассирии, было невозможно отвоевать Вавилонию, не разорвав предварительно союз Мардука-апла-иддина с эламитами. В 713 году Саргон снова провел кампанию в горах Загрос , разгромив восстание в земле Караллы , встретившись с Уллусуну и получив некоторую дань. том же году Саргон послал своего туртану ( главнокомандующего ) на помощь Тальте Эллипи В , ассирийскому вассалу за горами Загрос. Саргон, вероятно, считал важным сохранить хорошие отношения с Эллипией, поскольку она была ключевым буферным государством между Ассирией и Эламом. Тальте угрожало восстание, но после ассирийского вмешательства он сохранил свой трон. [ 75 ]
Руса все еще намеревался распространить урартское влияние на южную Анатолию, несмотря на победу Саргона в 714 году. В 713 году Саргон снова выступил против Табала в южной Анатолии, пытаясь обезопасить природные ресурсы королевства (в основном серебро и древесину, необходимые для строительства Дур-Шаррукина) и не дать Урарту установить контроль и связаться с Фригией. Саргон использовал «разделяй и властвуй» в Табале подход ; территория была распределена между различными табалианскими правителями, чтобы не дать любому из них стать достаточно сильным, чтобы представлять проблему. Саргон также поощрял свободную гегемонию сильнейшего табалийского государства, Бит-Пуруташ (иногда называемого современными историками «собственно Табал») над другими табалийскими правителями. Царь Бит-Пуруташа Амбарис получил в жены дочь Саргона Ахат-Абишу и некоторую дополнительную территорию. Эта стратегия не увенчалась успехом; Амбарис вступил в сговор с другими правителями Табала, а также с Русой и Мидасом. Саргон сверг Амбариса, депортировав его в Ассирию, и присоединил Табал. [ 76 ]
Филистимский . город Ашдод восстал под предводительством своего царя Азури в 713 году и был разгромлен Саргоном или одним из его генералов Азури на посту короля сменил Ахи-Мити . году вассальный царь Тархунази Камману В 712 на севере Сирии восстал против Ассирии, стремясь вступить в союз с Мидасом. Тахунази был возведен на трон во время кампании Саргона 720 г. в Леванте. Это восстание было подавлено туртану Саргона ; Тархунази потерпел поражение, а его земли были аннексированы. Его столица, Мелид , была отдана Муталлу из Кумму . Муталлу был надежным союзником, поскольку цари Кумму долгое время поддерживали хорошие отношения с ассирийским двором. королевства После того, как ассирийская армия разгромила восстание Гургумского в 711 году и оно было аннексировано, контроль Саргона над южной Анатолией стал относительно стабильным. Вскоре после победы Саргона Ашдод снова восстал. Местные жители свергли Ахи-Мити и провозгласили вместо него дворянина по имени Ямани королем . В 712 году Ямани обратился к Иудее и Египту с просьбой о союзе. [ 77 ] но египтяне отказались от предложения Ямани, сохранив хорошие отношения с Саргоном. [ 78 ] После того, как ассирийцы разбили Ямани в 711 году и Ашдод был разрушен, Ямани бежал в Египет. [ 79 ] и был выдан Ассирии фараоном Шебитку в 707 году. [ 78 ]
Завоевание Вавилонии
[ редактировать ]
В 710 году Саргон решил отвоевать Вавилонию. Чтобы оправдать предстоящую экспедицию, Саргон заявил, что вавилонское национальное божество Мардук повелело ему освободить юг от злого Мардука-апла-иддина. [ 79 ] Хотя Вавилония и Элам по-прежнему поддерживали хорошие отношения, военный союз между ними распался. [ 78 ] Саргон использовал дипломатию, чтобы убедить города и племена в Вавилонии предать Мардука-апла-иддина. Путем тайных переговоров были завоеваны несколько племен и городов северной Вавилонии, в том числе город Сиппар и племена Бит-Даккури и Бит-Амуккани . [ 80 ]
Саргон вторгся в Вавилонию, двигаясь вдоль восточного берега реки Тигр , пока не достиг города Дур-Атара , который был укреплен Мардук-апла-иддиной, но был быстро разбит и переименован в Дур-Набу. Саргон создал новую провинцию вокруг города Гамбулу. [ 81 ] Дур-Атара мог быть захвачен специально для того, чтобы помешать эламитам отправить какую-либо значительную помощь Мардук-апла-иддине. [ 82 ] Саргон провел некоторое время в Дур-Атаре, отправляя своих солдат в экспедиции на восток и юг, чтобы убедить города и племена подчиниться его власти. Войска Саргона разбили отряд арамейских и эламских солдат у реки, называемой Укну. [ 81 ] Однажды Саргон переправился через Тигр и один из рукавов Евфрата и прибыл в город Дур-Ладинни , близ Вавилона, Мардук-апла-иддина испугался. Возможно, он не имел особой поддержки со стороны народа и духовенства Вавилона или потерял большую часть своей армии при Дур-Атаре. [ 81 ] [ 82 ] Мардук-апла-иддина бежал в Элам, где безуспешно просил короля Шутрука-Наххунте II о помощи. [ 82 ]
После ухода Мардукапла-иддина Саргон не встретил большого сопротивления на своем пути на юг. Жители Вавилона с энтузиазмом открыли ворота, и он въехал с триумфом. [ 78 ] [ 82 ] В 2017 году Элайи предположил, что Саргон, возможно, заключил соглашение с городскими священниками, которые, возможно, предпочли ассирийское правление халдейскому царю. После некоторых церемоний в городе Саргон со своей армией перебрался в Киш, чтобы продолжить войну и подавить оставшееся сопротивление. [ 82 ] Мардук-апла-иддина вернулся в Месопотамию, поселившись в своем родном городе Дур-Якин и продолжив сопротивление. [ 78 ]
Дур-Якин был укреплен, вокруг его стен был вырыт большой ров, а окружающая местность была затоплена через канал, вырытый из Евфрата. Охраняемый затопленной местностью, Мардук-апла-иддина разбил свой лагерь за городскими стенами. Его силы были разбиты армией Саргона, которая беспрепятственно пересекла затопленную местность. Мардук-апла-иддина бежал в город, когда ассирийцы начали собирать военную добычу у его павших солдат. [ 83 ] Саргон осадил Дур-Якин, но не смог взять город. Осада затянулась, начались переговоры, и в 709 году было решено, что город сдастся и снесет его внешние стены в обмен на то, что Саргон сохранит жизнь Мардук-апла-иддина. [ 84 ] Мардук-апла-иддина вместе со своей семьей и сторонниками получил пропуск в Элам для проживания в изгнании. [ 85 ]
Последние годы
[ редактировать ]
После взятия Вавилона в 710 году Саргон был провозглашен царем Вавилона и провел следующие три года в Вавилоне, во дворце Мардука-апла-иддина. жителями города [ 81 ] Делами в Ассирии в эти годы курировал сын Саргона Сеннахирим . Саргон участвовал в ежегодном вавилонском фестивале Акиту (Новый год) и получал почести и подарки от правителей земель, находящихся так далеко от центра его империи, как Бахрейн и Кипр . [ 85 ] Саргон занимался различными внутренними делами в Вавилонии, выкопал новый канал от Борсиппы до Вавилона и победил народ, называемый амаранеенами , который грабил караваны возле Сиппара. [ 81 ] В надписях Саргона того времени он использовал некоторые традиционно вавилонские элементы в своих царских титулах и часто упоминал божества, популярные в Вавилонии, а не те, которые были популярны в Ассирии. Некоторые ассирийцы, даже члены царской семьи, не согласились с провавилонской позицией Саргона. [ 85 ] [ с ]
В отсутствие Саргона событиями в остальной части империи занимались его чиновники и генералы. Мидас Фригийский оставался угрозой интересам Ассирии; чтобы гарантировать, что коммуникации и торговля оставались открытыми для ассирийских вассалов в Анатолии, ассирийцы тщательно следили за ним. В 709 году ассирийский правитель Куве Ашур-шарру-усур лично решил положить конец фригийской угрозе. Его набеги на Фригию и захват горной крепости, возможно , Хилакку , напугали Мидаса, который охотно стал вассалом Саргона. [ 86 ]

В 709 году Ассирия отправила экспедицию на Кипр. [ 87 ] Это был первый раз, когда ассирийцы получили подробные сведения об острове. [ 88 ] Саргон лично в походе не участвовал. [ 87 ] а ассирийцы полагались на своих левантийских вассалов в вопросах транспорта. [ 89 ] Поскольку Кипр находился далеко, фактически контролировать остров было бы сложно, но кампания привела к тому, что несколько кипрских правителей заплатили Саргону дань. [ 87 ] После ухода экспедиции киприоты, вероятно, с помощью ассирийского каменщика, посланного царским двором, [ 90 ] создал Саргонскую стелу . Стела была идеологическим маркером, указывающим границу сферы влияния ассирийского царя и отмечавшим включение Кипра в «известный мир» ассирийцев. Поскольку на нем было изображение и слова царя, он служил изображением Саргона и заменой его присутствия. [ 88 ]
В 709 году один из офицеров Саргона осадил финикийский город Тир после того, как его лидер отказался вступить в союз с Ассирией. Это оказалось одной из немногих военных ошибок времен Саргона; город несколько лет сопротивлялся ассирийцам до смерти Саргона, после чего ассирийское войско ушло. В 708 году Муталлу из Куммуха по неизвестным причинам удержал дань Ассирии и вступил в союз с новым урартским царем Аргишти II . Саргон послал одного из своих офицеров захватить Кумму. Ассирийцы сильно разграбили Кумух и присоединили его земли. Муталлу выжил, вероятно, сбежав в Урарту. [ 91 ]
Пусть правитель, его строитель, достигнет старости, и (обильное) потомство, пусть его основатель доживет до далеких дней (будущего)… пусть тот, кто обитает в нем, ликует здоровьем тела, радостью сердца , благополучие души; пусть ему повезет.
- Отрывок из надписи Саргона после основания Дур-Шаррукина, иллюстрирующий его надежду прожить в городе долгое время. [ 92 ]
Дур-Шаррукин был завершен в 707 году после десятилетия строительства. [ 93 ] Саргон вернулся в Ассирию. [ 85 ] подготовить открытие города. [ 93 ] Год спустя он перенес королевский двор в Дур-Шаррукин. [ 85 ] Инаугурация началась с того, что Саргон «пригласил богов» в Дур-Шаррукин, разместив статуи различных богов в храмах города. Саргон пригласил «принцев (всех) стран, правителей моей страны, писцов и начальников, дворян, чиновников и старейшин Ассирии» на большой пир. Простые люди, которые помогали строить город, также были приглашены принять участие в праздновании и обедать в одном зале с королем. [ 94 ] Уже вскоре после открытия новая столица была густонаселена. [ 68 ]
Последняя кампания и смерть
[ редактировать ]
Сохранилось лишь несколько источников, описывающих последнюю кампанию и смерть Саргона. Судя по Списку ассирийских эпонимов и Вавилонским хроникам, наиболее вероятным развитием событий является то, что Саргон в начале лета 705 года предпринял кампанию против восставшего против него Тавала. [ 95 ] Эта кампания была последней из нескольких попыток поставить Табал под контроль Ассирии. [ 85 ] Непонятно, почему Саргон решил лично возглавить экспедицию против Табала, учитывая большое количество кампаний, проводимых его чиновниками и генералами. Тавал не представлял реальной угрозы для Ассирийской империи. Элайи считает, что наиболее вероятное объяснение состоит в том, что Саргон рассматривал экспедицию как интересное развлечение от тихой придворной жизни Дур-Шаррукина. [ 96 ]
Последняя кампания Саргона закончилась катастрофой. Где-то в Анатолии Гурди из Кулуммы , фигура, о которой в остальном мало что известно, напал на ассирийский лагерь. [ 85 ] По-разному предполагалось, что Гурди был местным правителем в Анатолии или вождем племени киммерийцев, в то время входившим в союз с повстанцами в Табале. [ 97 ] В завязавшейся битве Саргон был убит. Ассирийские солдаты, спасавшиеся от нападения, не смогли вернуть тело царя. [ 85 ] Саргон умер чуть больше года после инаугурации Дур-Шаррукина. [ 98 ]
Семья и дети
[ редактировать ]
Помимо Салманасара V, вероятно, являвшегося братом Саргона, у Саргона был младший брат Син-аху-усур ( Син-аху-усур ), который к 714 году был командиром царской кавалерийской гвардии Саргона. После инаугурации Дур-Шаррукина в 706 году ему была предоставлена собственная резиденция в новой столице. [ 99 ] Похоже, он занимал влиятельную должность великого визиря . [ 38 ]
Известны две жены Саргона: Раима ( Ra'ima ) и Аталия ( Atalia ). [ 10 ] Саргона Аталия была царицей ; ее могила была обнаружена в Нимруде в 1989 году. [ 100 ] Общее предположение исследователей состоит в том, что ассирийские цари могли иметь несколько жен, но царицей могла быть признана только одна женщина. [ 101 ] [ 102 ] Когда-то считалось, что Сеннахирим был сыном Аталии, но теперь известно, что он был сыном Раимы, поскольку на стеле из Ассура, переведенной в 2014 году, Раима прямо упоминается как его мать. [ 103 ] Нет никаких свидетельств того, что Раима когда-либо была царицей Саргона. [ 104 ] Считается, что Аталия пережила Саргона. [ 105 ] а ее останки, найденные в 1989 году, указывают на то, что на момент смерти ей было примерно 30–35 лет. [ 106 ] Раима, должно быть, была значительно старше Аталии, учитывая, что она родила Сеннахирима ок. 745. [ 1 ] Вполне возможно, что Раима также пережила Саргона, поскольку о ней упоминается в надписи, написанной Сеннахиримом в 692 г. до н. э.: [ 103 ] хотя это могло быть написано после ее смерти. [ 104 ]
До рождения Сеннахирима у Саргона было как минимум два сына, хотя они умерли до рождения Сеннахирима. [ 10 ] на что указывает имя Сеннахирима, Син-аххи-эриба на аккадском языке, что означает «[бог] Син заменил братьев». [ 1 ] [ 107 ] [ 108 ] Как и Сеннахирим, старшие сыновья предположительно были сыновьями Раимы. [ 10 ] Сеннахирим, сменивший Саргона на посту царя ( годы правления 705–681), [ 10 ] был взрослым на момент вступления Саргона на престол. Он был назначен наследным принцем в начале правления Саргона и помогал своему отцу в управлении империей; [ 1 ] он помогал собирать и обобщать разведывательные отчеты ассирийской шпионской сети. [ 109 ] У Саргона было как минимум двое детей младше Сеннахирима, хотя их имена неизвестны. [ 10 ] На их существование указывает письмо времен правления Саргона, в котором упоминается «Сеннахирим, наследный принц ... [и все] принцы / дети царя (которые находятся) [в] Ассирии». [ 108 ] Единственной известной дочерью Саргона была Ахат-Абиша , вышедшая замуж за Амбариса из Табала. [ 110 ] Когда Амбарис был свергнут Саргоном в 713 году, Ахати-Авиша, вероятно, вернулся в Ассирию. [ 111 ]
Характер
[ редактировать ]Король-воин
[ редактировать ]
Саргон II был царем-воином и завоевателем, который лично командовал своей армией и мечтал завоевать мир, как Саргон Аккадский. Саргон принял традиционные месопотамские титулы, связанные с мировым господством, такие как « царь вселенной » и « царь четырех сторон света », а также титулы великой державы, в том числе « великий царь » и «могучий царь». [ 112 ] Хотя титулы неоассирийских царей были шаблонными, они обычно использовали дополнительные эпитеты, чтобы подчеркнуть свои уникальные качества и стремления. [ 113 ] Эпитеты Саргона представляют его как непобедимого военачальника, например, «могучего героя, окутанного ужасом, посылающего свое оружие, чтобы сокрушить врага, храброго воина, со дня (вступления) которого к власти произошло не было принца, равного ему, у которого не было бы ни победителя, ни соперника». [ 114 ] Саргон хотел, чтобы его считали вездесущим и нетерпеливым воином. Саргон вряд ли сражался на передовой во всех кампаниях, поскольку это поставило бы под серьезную угрозу империю, но ясно, что он был больше заинтересован в участии в войне, чем его предшественники и преемники, и в конце концов он погиб в бою. [ 114 ]
Саргон был весьма успешным военным стратегом, который использовал обширную шпионскую сеть, полезную для управления и военной деятельности, а также нанимал хорошо обученных разведчиков для разведки во время кампании. Хотя Ассирийская империя была значительно более могущественной, чем любой из ее врагов, эти враги также окружали империю. Поскольку одновременно можно было атаковать только одну цель, их нужно было выбирать с умом, чтобы избежать катастрофы. Саргон неоднократно перехитрил своих врагов, например, выбрав неожиданный путь в войне с Урарту. [ 109 ] Способность Саргона быстро реагировать и адаптироваться к неудачам отличала его от предшественников. [ 115 ] Саргон также усилил ассирийскую армию; он был первым ассирийским царем, который оценил военный потенциал кавалерии и ввел различные новшества, в том числе выбрал определенные породы лошадей, разработал новые методы запряжки и найма наемной кавалерии. [ 116 ] Судя по содержанию его писем, Саргон, похоже, обеспечивал дисциплину и послушание посредством страха, а не вдохновения или обожания. Собирая войска, он иногда угрожал им такими же наказаниями, как и злейшим врагам Ассирии, если они не подчинятся ему. [ 117 ]

Это королевский приказ чрезвычайной ситуации! Немедленно соберите командиров и всадников своего кавалерийского отряда! Кто опоздает, того посадят на кол посреди собственного дома, а его сыновей и дочерей тоже зарежут, в чем тогда будет его вина! Не медлите! Бросайте все и приезжайте немедленно!
- Отрывок из письма Саргона II с призывом кавалерийского полка для участия в походе. [ 118 ]
В отличие от многочисленных записей о таких наказаниях против ассирийских врагов, нет никаких доказательств того, что угрозы Саргона были реализованы — маловероятно, что они когда-либо были реализованы. Поскольку солдаты во многих случаях сами участвовали в расправах над своими врагами, самих угроз, вероятно, было достаточно. Несмотря на такой подход, Саргон не пользовался популярностью среди военных; нет никаких записей об армейских восстаниях против него или об участии армейских офицеров в заговорах. Также вероятно, что основным мотивирующим фактором для ассирийцев, служивших в армии, была не угроза со стороны царя, а скорее частые военные трофеи , которые можно было забрать после побед. [ 118 ]
В поисках славы
[ редактировать ]
Почти все ассирийские цари хотели превзойти своих предшественников и остаться в памяти славными правителями. [ 119 ] Саргон стремился превзойти всех предыдущих царей, даже Саргона Аккада. Он установил и культивировал свой собственный культ личности , например, создав стелы с изображением его как грозного короля и разместив их по всей империи, часто в хорошо заметных местах, таких как часто посещаемые переходы. В своем дворце в Дур-Шаррукине Саргон украсил стены рельефами, изображающими себя и свои достижения. Он надеялся, что будущие поколения будут считать его одним из величайших королей. [ 114 ]
Стремление Саргона к славе также отражено в Дур-Шаррукине, который, вероятно, был основан главным образом как идеологическое заявление, учитывая отсутствие очевидных достоинств его местоположения. [ 70 ] Возможно, вдохновленный Саргоном Аккадским, который считается основателем города Аккад . [ 30 ] Саргон II построил Дур-Шаррукин ради своей славы и намеревался построить город и другие свои строительные работы, чтобы сохранить память о нем для будущих поколений. [ 120 ] Надписи в Дур-Шаррукине напоминают о желании Саргона положить начало золотому веку и ознаменовать начало нового мирового порядка . [ 121 ] Они также осуждают тех, кто хочет разрушить труды Саргона, и призывают будущих королей чтить его память. [ 120 ]
Помимо Саргона Аккадского, еще одной фигурой, которую Саргон II боготворил, был древний шумерский правитель Гильгамеш , известный во времена Саргона главным образом благодаря «Эпосу о Гильгамеше» . [ 30 ] [ 122 ] В нескольких сохранившихся текстах подвиги Саргона II косвенно сравнивались с легендой. [ 30 ] В надписях Саргона поход против Урарту включает в себя отрывки, в которых кажется, что Саргон сражается не только с урартами, но и с самим ландшафтом. Фрагмент, где горы описываются так, как будто они поднимаются в виде мечей и копий, чтобы противостоять наступлению Саргона, вероятно, напомнил бы ассирийским читателям аналогичный раздел в « Эпосе о Гильгамеше» , подразумевая, что Саргон столкнулся с опасностями, равными опасностям древнего героя. [ 122 ] Гигантский рельеф в Дур-Шаррукине изображает мускулистого мужчину, прижимающего к груди льва. Хотя на рельефе нет надписи, подтверждающей его идентичность, ученые обычно идентифицируют его как изображение Гильгамеша. [ 122 ] В «Эпосе о Гильгамеше » Гильгамеш, хотя и не смог обрести настоящего бессмертия, достигает своего рода бессмертия, создав впечатляющую стену, окружающую Урук, строительную работу, которая переживет его и увековечит его память. [ 123 ]
Хранитель справедливости
[ редактировать ]
Саргон называл себя «хранителем справедливости». [ 124 ] и считал себя уполномоченным Богом «поддерживать справедливость и справедливость», «давать руководство тем, кто слаб» и «не причинять вред слабым». [ 33 ] Саргон работал над обеспечением защиты и безопасности людей, живших под его властью. [ 125 ]
При Тиглатпаласаре ассирийские усилия по ассимиляции и включению в состав завоеванных иностранных народов начались всерьез. Саргон продолжил и расширил эту политику, поставив иностранцев в одно положение с коренным ассирийским населением. В отчетах Саргона о завоеваниях прямо упоминается, что он взимал с жителей новых территорий те же налоги, что и с жителей центральной части Ассирии. [ 126 ] Саргон также поощрял ассимиляцию, культурное смешение и обучение, а не насильственное навязывание ассирийского образа жизни. [ 126 ] [ 127 ] Например, один из отрывков в отчете о строительстве Дур-Шаррукина гласит: [ 127 ]
Подданные (всех) четырех (частей света), чужих языков, с разными языками, не имеющими сходства, люди из горных районов и равнин, столько (разных людей), сколько света богов, [ д ] Господин превыше всех, наблюдает, я позволяю обитать внутри [моего нового города] по повелению Ашура, моего господина [...]. Прирожденные ассирийцы, опытные во всех профессиях, я поставил над ними надзирателями и наставниками, чтобы научить их правильно работать и уважать богов и царя. [ 127 ]
Власть и влияние женщин при царском дворе возросли во время правления Саргона. Он создал новые воинские части, подчинявшиеся королеве, [ 128 ] [ 129 ] [ 130 ] который увеличился в размерах и разнообразии при преемниках Саргона. Эти части входили в состав военной мощи империи и участвовали в походах. [ 128 ] [ 129 ] Мотивация Саргона неизвестна, но, возможно, он хотел уменьшить влияние влиятельных чиновников, делегировав полномочия и обязанности доверенным родственникам, в том числе женщинам. [ 129 ] Должность туртану была разделена на две части, одна из которых была передана войскам королевы. [ 128 ]
В ассирийской царской идеологии ассирийский царь был назначенным Богом смертным представителем Ашура. Считалось, что на царе лежит моральное, гуманное и необходимое обязательство расширить Ассирию, поскольку земли за пределами Ассирии считались нецивилизованными и представляли угрозу космическому и божественному порядку внутри Ассирийской империи. Таким образом, экспансионизм воспринимался как моральный долг по превращению хаоса в цивилизацию. [ 131 ] Сопротивление ассирийскому правлению рассматривалось как борьба против божественной воли; мятежники и враги были преступниками против божественного мирового порядка и заслуживали наказания. [ 132 ] Хотя в надписях Саргона записаны некоторые зверства, в том числе «заполнение горных долин» телами вражеских солдат. [ 133 ] и выкалывать пленным глаза, [ 134 ] Надписи Саргона, похоже, не содержат явного садизма (в отличие от надписей некоторых других царей, таких как Ашурнасирпал II ). [ 133 ] Зверства, совершаемые ассирийскими царями, в большинстве известных случаев были направлены только против солдат и элиты; по состоянию на 2016 год ни одна из известных надписей или рельефов Саргона не упоминает и не показывает причинения вреда гражданскому населению. [ 135 ] В отличие практически от всех других ассирийских царей, Саргон не только осуществлял господство посредством агрессии, но и поддерживал хорошие отношения с несколькими иностранными правящими классами и внешними царями, награждал верных вассалов, работал над заключением союзов и несколько раз щадил и прощал раскаявшихся врагов. [ 136 ]
Саргон считал себя исключительно умным человеком, более умным, чем любой из его предшественников. [ 112 ] Вполне вероятно, что он получил обычное образование ассирийского высшего класса, изучив аккадский и шумерский языки , а также некоторую арифметику . Саргон, возможно, также имел художественное или литературное образование; он построил библиотеку в своем дворце и покрыл стены дворца произведениями искусства. [ 5 ] Саргон активно продвигал культуру письма и писцов; придворные ученые стали более заметными во время правления Саргона, чем до и после. Со времен Саргона известно более тысячи клинописных букв, больше, чем за время правления трех его преемников вместе взятых. [ 137 ]
Наследие
[ редактировать ]Саргон забыт
[ редактировать ]
Наследию Саргона в древней Ассирии был нанесен серьезный ущерб из-за его смерти; в частности, неспособность вернуть его тело стала серьезным психологическим ударом для Ассирии. [ 85 ] Шок и теологические последствия преследовали правление его преемников на протяжении десятилетий. [ 122 ] Древние ассирийцы верили, что непогребенные мертвецы становятся призраками, которые могут возвращаться и преследовать живых. [ 85 ] [ 95 ] Считалось, что Саргон обречен на несчастную загробную жизнь; его призрак будет бродить по Земле, вечно беспокойный и голодный. [ 30 ] [ 122 ] Вскоре после того, как весть о смерти Саргона достигла центра Ассирии, влиятельный советник и писец Набу-зукуп-кена скопировал Таблицу XII из эпоса о Гильгамеше . [ 85 ] Эта табличка содержит раздел, пугающе похожий на смерть Саргона, с подробно описанными печальными последствиями: [ и ] что, должно быть, ошеломило и расстроило писца. [ 85 ] В Леванте над высокомерием Саргона высмеивали. Считается, что иностранный правитель, упрекаемый в библейской книге Исайи, основан на Саргоне. [ 85 ]
Сеннахирим был в ужасе от смерти своего отца. Ассиролог Эккарт Фрам считает, что Сеннахирим был настолько глубоко затронут, что у него началось посттравматическое стрессовое расстройство . [ 105 ] Сеннахирим не смог осознать и мысленно справиться с тем, что произошло. [ 138 ] Позорная смерть Саргона в бою и отсутствие его захоронения рассматривались как знак того, что он, должно быть, совершил какой-то серьёзный и непростительный грех, заставивший богов полностью покинуть его. [ 139 ] Сеннахирим пришел к выводу, что Саргон, возможно, оскорбил богов Вавилона, взяв под свой контроль город. [ 140 ]
Сеннахирим делал все возможное, чтобы дистанцироваться от Саргона, и никогда не писал и не строил ничего, чтобы почтить память Саргона. [ 85 ] [ 95 ] Одним из его первых строительных проектов было восстановление храма, посвященного Нергалу , богу подземного мира, возможно, предназначенному для умиротворения божества, возможно, причастного к судьбе Саргона. [ 141 ] Сеннахирим также перенес столицу в Ниневию, несмотря на то, что Дур-Шаррукин был совершенно новым и построен для размещения царского двора. [ 122 ] Учитывая, что Саргон частично смоделировал свое правление по образцу Гильгамеша, Фрам полагает, что вполне возможно, что Сеннахирим покинул Дур-Шаррукин из-за « Эпоса о Гильгамеше» . [ 122 ] Можно было опасаться, что разъяренный и голодный дух могущественного царя будет означать, что Сеннахирим не сможет держать здесь двор. [ 122 ] Сеннахирим потратил много времени и усилий, чтобы избавить империю от образов и работ Саргона. Изображения, созданные Саргоном в храме в Ассуре, были сделаны невидимыми за счет поднятия уровня двора, а царицу Саргона Аталию после ее смерти похоронили в спешке, без учета традиционных погребальных обычаев, в том же гробу, что и другую женщину. [ 105 ] Несмотря на это, Сеннахирим попытался отомстить за своего отца, отправив в 704 году экспедицию в Табал, чтобы убить Гурди и, возможно, вернуть тело Саргона; было ли оно успешным, неизвестно. [ 105 ] [ 142 ]
После правления Сеннахирима Саргон иногда упоминался как предок более поздних царей. [ ж ] Ассирия пала в конце VII века до нашей эры. Хотя местное население северной Месопотамии никогда не забывало древнюю Ассирию, знания об Ассирии в Западной Европе на протяжении последующих столетий черпались из сочинений классических авторов и Библии. [ 146 ] Благодаря стараниям Сеннахирима, к моменту написания этих работ о Саргоне запомнились плохо. Саргон был малоизвестен в ассириологии до повторного открытия Дур-Шаррукина в 19 веке. Его имя однажды встречается в Библии (Исаия 20:1). [ 147 ] Многие ассириологические комментаторы были озадачены появлением этого имени в Библии и полагали, что Саргон был просто псевдонимом одного из наиболее известных царей, обычно Салманасара, Сеннахирима или Асархаддона. [ 148 ]
Саргон вновь открыт
[ редактировать ]
Европейские исследователи и археологи впервые начали раскопки в северной Месопотамии в начале 19 века. [ 149 ] Примерно в это же время некоторые ученые считали Саргона отдельным царем между Салманасаром и Сеннахиримом. [ 150 ] Дур-Шаррукин был найден случайно; Поль-Эмиль Ботта проводил раскопки в Ниневии, когда услышал об этом от местных жителей. [ 151 ] в 1843 году. При Ботте и его помощнике Викторе Плейсе были раскопаны практически весь дворец, а также части окружающего города. [ 149 ] прошла первая в истории выставка ассирийских скульптур В 1847 году в Лувре , составленная из находок из дворца Саргона. Отчет Ботты о своих открытиях, опубликованный в 1849 году, вызвал исключительный интерес. [ 151 ] Хотя большая часть того, что было раскопано в Дур-Шаррукине, осталась на месте , рельефы и другие артефакты выставлялись по всему миру, включая Лувр, Институт Востока Чикагского университета и Музей Ирака . [ 149 ]
В 1845 году Исидор Левенштерн был первым, кто предположил, что Саргон был строителем Дур-Шаррукина, хотя он основывал эту идентификацию на ошибочных прочтениях клинописи. После того, как клинопись была расшифрована, археолог Адриан Прево де Лонгперье в 1847 году подтвердил, что имя короля было Саргон. Дискуссии и дебаты продолжались в течение нескольких лет, и ассириологи не полностью принимали Саргона как отдельного короля до 1860-х годов. [ 150 ] Благодаря большому количеству источников, оставшихся после его времени, Саргон более известен, чем многие его предшественники и преемники, а также древний Саргон из Аккада. [ 152 ] Современные ассириологи считают Саргона одним из самых важных ассирийских царей, учитывая значительное расширение ассирийской территории, предпринятое во время его правления, а также его политические и военные реформы. Саргон оставил стабильную и сильную империю, хотя его преемникам оказалось трудно контролировать ее. Сеннахириму пришлось столкнуться с несколькими восстаниями против его правления, некоторые из них были мотивированы смертью Саргона, хотя все они в конечном итоге были побеждены. [ 136 ] Элайи оценил Саргона в 2017 году как «настоящего основателя империи» и человека, который «преуспел во всем в своей жизни, но полностью потерпел неудачу после смерти». [ 153 ] С начала 20 века Саргон также был распространенным именем среди современных ассирийцев . [ 154 ]
Титулы
[ редактировать ]
Стела Саргона с Кипра дает Саргону следующие титулы:
Саргон, великий царь, могучий царь, царь вселенной, царь Ассирии, наместник Вавилона, царь Шумера и Аккада, царь четырех сторон света, любимец великих богов, идущих до меня; Ашур, Набу и Мардук доверили мне непревзойденное королевство и прославили мое милостивое имя. [ 155 ]
В отчете о реставрационных работах, проведенных во дворце Ашурнасирпала II в Нимруде (написанном до завоевания Саргоном Вавилонии), Саргон использовал следующую длинную титулатуру:
Саргон, префект Энлиля , жрец Ашура, избранник Ану и Энлиля, могущественный царь, царь вселенной, царь Ассирии, царь четырёх сторон света, любимец великих богов, законный правитель, которого Ашур и Мардука призвали, и чье имя они прославили; могучий герой, облаченный в ужас, посылающий свое оружие, чтобы сломить врага; храбрый воин, со дня вступления которого на престол не было ни одного равного ему князя, у которого не было бы ни победителя, ни соперника; который подчинил своей власти все земли от восходящего до заходящего солнца и принял на себя управление подданными Энлиля; воинственный вождь, которому Нудиммуд даровал величайшую мощь, чья рука обнажила меч, которому невозможно противостоять; возвышенный князь, который столкнулся лицом к лицу с Хумбан-никашем , царем Элама, в предместьях Дера и победил его; покоритель земли Иуды, лежащей далеко; который похитил жителей Хамы, чьи руки захватили Яху-Бихди, их короля; кто дал отпор народу Какме, злым врагам; который привел в порядок беспорядочные маннейские племена; который радовал сердце своей страны; который расширил границы Ассирии; кропотливый правитель; сеть неверных; чья рука захватила Писири, царя Хатти, и поставила его чиновника над Каркемишем, своей столицей; который похитил жителей Шинухту, принадлежавших Киакки, царю Табала, и привел их в Ассур, свою столицу; который наложил свое ярмо на землю Маски; победивший маннеев, Караллу и Паддири; который отомстил за свою землю; который сверг далекую Мидянку до самого восходящего солнца. [ 156 ]
См. также
[ редактировать ]
Примечания
[ редактировать ]- ↑ У сына и преемника Саргона Сеннахирима ( годы правления 705–681) был сын по имени Ашур-надин-шуми , который был провозглашен вассальным царем Вавилона в 700 году. Чтобы стать царем, Ашур-надин-шуми не мог быть моложе двадцати лет. Поскольку ассирийцы, как правило, вступали в брак в возрасте от 26 до 32 лет (хотя члены королевской семьи могли вступать в брак и раньше), Сеннахирим, вероятно, родился ок. 745 г. (самое позднее ок. 740 г.). Сеннахирим не был старшим сыном Саргона, что отодвигает дату рождения Саргона на ок. 770 г. (самое позднее ок. 760 г.). [ 6 ]
- ↑ Позднее это же имя использовал сын Саргона Сеннахирим для дворца, построенного в Ниневии. [ 68 ]
- ^ В текстах, написанных внуком Саргона Асархаддоном , Саргон, например, критикуется за чрезмерную снисходительность и снисходительность в Вавилонии. [ 85 ]
- ^ Относится к богу Солнца Шамашу . [ 127 ]
- ↑ Табличка XII содержит раздел, в котором Гильгамеш и его соратник Энкиду обсуждают судьбу «человека, убитого в бою» («его отец и мать держат его голову, его жена оплакивает его»), «человека, оставшегося непогребенным» (« его призрак не имеет покоя в подземном мире») и «человек, которого нельзя снабдить погребальными приношениями» («он греет объедки из горшка и разбросанные по улицам панировочные сухари»). [ 122 ]
- ↑ Он упоминается как таковой в надписях его внука Асархаддона ( годы правления 681–669 до н.э.), [ 143 ] его правнук Шамаш-шум-укин ( годы правления 668–648 до н. э. в Вавилонии) [ 144 ] и его праправнук Синшаришкун ( годы правления 627–612 до н.э.). [ 145 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Элайи 2017 , с. 29.
- ^ Перейти обратно: а б Элайи 2017 , с. 13.
- ^ Перейти обратно: а б Уилсон 2017 , с. 29.
- ^ Ямада и Ямада 2017 , стр. 402–403.
- ^ Перейти обратно: а б Элайи 2017 , с. 23.
- ^ Элайи 2017 , стр. 28–29.
- ^ Перейти обратно: а б с Элайи 2017 , с. 25.
- ^ Ливингстон 2017 , с. 366.
- ^ Перейти обратно: а б Фрам 2017 , стр. 180.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Мелвилл 2016 , с. 56.
- ^ Фрам 2017 , стр. 177.
- ^ Дюринг 2020 , с. 142.
- ^ Дубовский 2006 , с. 153.
- ^ Фрам 2017 , стр. 178.
- ^ Ямада и Ямада 2017 , стр. 405–406.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Элайи 2017 , с. 27.
- ^ Паркер 2011 , стр. 365–367.
- ^ Чен 2020 , с. 201.
- ^ Перейти обратно: а б Коган 2017 , с. 154.
- ^ Элайи 2017 , с. 28.
- ^ Фалес 2014 , стр. 204, 227.
- ^ Гарелли 1991 , с. 46.
- ^ Элайи 2017 , с. 8, 26.
- ^ Элайи 2017 , с. 32.
- ^ Ямада и Ямада 2017 , с. 423.
- ^ Ямада и Ямада 2017 , с. 426.
- ^ Перейти обратно: а б Элайи 2017 , с. 26.
- ^ Элайи 2017 , стр. 26–27.
- ^ Элайи 2017 , с. 30.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Фостер 2016 , с. 278.
- ^ Гуровиц 2010 , с. 93.
- ^ Элайи 2017 , стр. 14, 28.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Элайи 2017 , с. 12.
- ^ Элайи 2017 , стр. 14–15.
- ^ Перейти обратно: а б с Элайи 2017 , стр. 13–14.
- ^ Фрам 2017 , стр. 178, 180–181.
- ^ Перейти обратно: а б с Элайи 2017 , с. 45.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Фрам 2017 , стр. 181.
- ^ Элайи 2017 , с. 48.
- ^ Перейти обратно: а б Ямада и Ямада 2017 , стр. 408–409.
- ^ Перейти обратно: а б Элайи 2017 , с. 50.
- ^ Раднер 2017 , с. 210.
- ^ Далли 2017 , с. 528.
- ^ Фрам 2017 , стр. 177–178.
- ^ Элайи 2017 , с. 61.
- ^ Элайи 2017 , с. 62.
- ^ Элайи 2017 , стр. 63–65.
- ^ Элайи 2017 , стр. 221–222.
- ^ Элайи 2017 , с. 222.
- ^ Фрам 2017 , стр. 170–171.
- ^ Элайи 2017 , стр. 222–223.
- ^ Элайи 2017 , стр. 223, 236–237.
- ^ Элайи 2017 , стр. 223–224.
- ^ Перейти обратно: а б Элайи 2017 , с. 224.
- ^ Элайи 2017 , с. 84.
- ^ Элайи 2017 , с. 226.
- ^ Элайи 2017 , стр. 226–227.
- ^ Перейти обратно: а б Якубяк 2004 , стр. 192.
- ^ Элайи 2017 , стр. 227–228, 230.
- ^ Элайи 2017 , стр. 228–229.
- ^ Якубяк 2004 , стр. 191.
- ^ Якубяк 2004 , стр. 194.
- ^ Перейти обратно: а б с Якубяк 2004 , стр. 197.
- ^ Перейти обратно: а б Якубяк 2004 , стр. 198.
- ^ Бауэр 2007 , с. 377.
- ^ Элайи 2017 , с. 231.
- ^ Элайи 2017 , с. 229.
- ^ Перейти обратно: а б с Элайи 2017 , с. 206.
- ^ Перейти обратно: а б Элайи 2017 , с. 202.
- ^ Перейти обратно: а б Рид 2011 , с. 118.
- ^ Перейти обратно: а б Элайи 2017 , стр. 205–206.
- ^ Элайи 2017 , стр. 202–204.
- ^ Перейти обратно: а б Элайи 2017 , с. 204.
- ^ Перейти обратно: а б Сассон, Джек М., изд. (1995). Цивилизации древнего Ближнего Востока . Нью-Йорк. ISBN 0-684-19279-9 . ОСЛК 32013077 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Элайи 2017 , стр. 231–232.
- ^ Элайи 2017 , стр. 232–233.
- ^ Элайи 2017 , стр. 233–234.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Фрам 2017 , стр. 182.
- ^ Перейти обратно: а б Элайи 2017 , с. 234.
- ^ Элайи 2017 , стр. 234–235.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Ван Дер Спек 1977 , с. 57.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Элайи 2017 , с. 235.
- ^ Ван Дер Спек 1977 , с. 60.
- ^ Ван Дер Спек 1977 , с. 62.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Фрам 2017 , стр. 183.
- ^ Элайи 2017 , стр. 236–237.
- ^ Перейти обратно: а б с Элайи 2017 , с. 237.
- ^ Перейти обратно: а б Раднер 2010 , с. 440.
- ^ Раднер 2010 , с. 438.
- ^ Раднер 2010 , с. 432.
- ^ Элайи 2017 , стр. 237–238.
- ^ Элайи 2017 , с. 209.
- ^ Перейти обратно: а б Элайи 2017 , с. 201.
- ^ Элайи 2017 , стр. 205, 207, 209.
- ^ Перейти обратно: а б с Элайи 2017 , с. 213.
- ^ Элайи 2017 , с. 240.
- ^ Фрам 2017 , стр. 212.
- ^ Элайи 2017 , с. 210.
- ^ Элайи 2017 , стр. 27–28.
- ^ Дамерджи 2008 , с. 81.
- ^ Кертай 2013 , стр. 109.
- ^ Элайи 2018 , с. 15.
- ^ Перейти обратно: а б Элайи 2018 , с. 13.
- ^ Перейти обратно: а б Кертай 2013 , стр. 115.
- ^ Перейти обратно: а б с д Фрам 2014 , стр. 203.
- ^ Кертай 2013 , стр. 114–115.
- ^ Элайи 2018 , с. 12.
- ^ Перейти обратно: а б Кадр 2021 , с. 23.
- ^ Перейти обратно: а б Элайи 2017 , с. 19.
- ^ Элайи 2017 , с. 102.
- ^ Дубовский 2006б , стр. 141–142.
- ^ Перейти обратно: а б Элайи 2017 , с. 16.
- ^ Карлссон 2017 , стр. 13.
- ^ Перейти обратно: а б с Элайи 2017 , стр. 16–17.
- ^ Мелвилл 2016 , с. 193.
- ^ Элайи 2017 , с. 251.
- ^ Элайи 2017 , стр. 19–20.
- ^ Перейти обратно: а б Элайи 2017 , с. 20.
- ^ Элайи 2017 , с. 5.
- ^ Перейти обратно: а б Элайи 2017 , с. 22.
- ^ Элайи 2017 , с. 207.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Хелле 2021 , Поэма на века.
- ^ Ковач 1989 , с. хх.
- ^ Дорогая 2013 , с. 221.
- ^ Дорогая 2013 , с. 26.
- ^ Перейти обратно: а б Дорогая 2013 , с. 27.
- ^ Перейти обратно: а б с д Новак 2016 , стр. 132.
- ^ Перейти обратно: а б с Мечи 2015 , стр. 163–166.
- ^ Перейти обратно: а б с Мелвилл 2019 , с. 691.
- ^ Мечи 2016 , стр. 128.
- ^ Паркер 2011 , стр. 363–365.
- ^ Бедфорд 2009 , стр. 22, 29.
- ^ Перейти обратно: а б Элайи 2017 , с. 18.
- ^ Бэгг 2016 , с. 66.
- ^ Бэгг 2016 , стр. 59–60, 67.
- ^ Перейти обратно: а б Элайи 2017 , стр. 246–247.
- ^ Элайи 2017 , с. 249.
- ^ Фрам 2014 , стр. 202.
- ^ Элайи 2017 , с. 241.
- ^ Бринкман 1973 , с. 91.
- ^ Фрам 2017 , стр. 183–184.
- ^ Элайи 2017 , с. 212.
- ^ Лакенбилл 1927 , стр. 224–226.
- ^ Карлссон 2017 , стр. 10.
- ^ Лакенбилл 1927 , с. 413.
- ^ Тролле Ларсен 2017 , стр. 583–584.
- ^ Холлоуэй 2003 , с. 68.
- ^ Холлоуэй 2003 , стр. 69–70.
- ^ Перейти обратно: а б с Элайи 2017 , с. 7.
- ^ Перейти обратно: а б Холлоуэй 2003 , стр. 70–71.
- ^ Перейти обратно: а б Тролле Ларсен 2017 , стр. 584–585.
- ^ Элайи 2017 , с. 4.
- ^ Элайи 2017 , с. 255.
- ^ Акопян 2017 , с. 397.
- ^ Лакенбилл 1927 , с. 101.
- ^ Лакенбилл 1927 , стр. 71–72.
Источники
[ редактировать ]- Акопян, Арман (2017). Введение в арамейские и сирийские исследования . Пискатауэй: Gorgias Press. ISBN 978-1-4632-0738-0 .
- Бэгг, Ариэль (2016). «Где публика? Новый взгляд на сцены жестокости в неоассирийских царских надписях и искусстве». В Баттини, Лаура (ред.). Создание картин войны: Realia et Imaginaria в иконологии Древнего Ближнего Востока . Археопресс Древняя ближневосточная археология. Оксфорд: Археопресс. дои : 10.2307/j.ctvxrq18w.12 . ISBN 978-1-78491-403-5 .
- Бауэр, Сьюзен Уайз (2007). История древнего мира: от самых ранних отчетов до падения Рима . Нью-Йорк: WW Norton & Company. ISBN 978-0-393-05974-8 .
- Бедфорд, Питер Р. (2009). «Неоассирийская империя». В Моррисе, Ян; Шайдель, Уолтер (ред.). Динамика древних империй: государственная власть от Ассирии до Византии . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-537158-1 .
- Бринкман, Джон Энтони (1973). «Вавилонская проблема Сеннахирима: интерпретация». Журнал клинописных исследований . 25 (2): 89–95. дои : 10.2307/1359421 . JSTOR 1359421 . S2CID 163623620 .
- Чен, Фэй (2020). «Список ассирийских царей» . Исследование Синхронного списка царей Ашура . БРИЛЛ. ISBN 978-90-04-43091-4 .
- Коган, Мордехай (2017). «Восстановление Империи» . Израильский журнал исследований . 67 (2): 151–167. JSTOR 26740626 .
- Дэлли, Стефани (2017). «Ассирийская война». В Э. Фраме (ред.). Спутник Ассирии . Хобокен: Джон Уайли и сыновья. ISBN 978-1-444-33593-4 .
- Дамерджи, Муайяд Саид (2008). Знакомство с гробницами Нимруда . Нимрудская конференция. Том. Новый свет на Нимруд: материалы конференции Нимруд, 11–13 марта 2002 г., стр. 81–82. ISBN 978-0-903472-24-1 .
- Дорогая, Линда Т. (2013). История социальной справедливости и политической власти на Ближнем Востоке: круг справедливости от Месопотамии до глобализации . Лондон: Рутледж. ISBN 978-0-415-50361-7 .
- Дубовский, Петр (2006). «Походы Тиглатпаласара III в 734–732 гг. до н.э.: Историческая справка Иса 7; 2 Цар. 15–16 и 2 Пар. 27–28» . Библия . 87 (2): 153–170. JSTOR 42614666 .
- Дубовский, Петр (2006). Езекия и ассирийские шпионы: реконструкция неоассирийских разведывательных служб и ее значение для 4 царей 18-19 . Рим: григорианская и библейская пресса. ISBN 978-88-7653-352-5 .
- Дюринг, Бледа С. (2020). Империализация Ассирии: археологический подход . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-1-108-47874-8 .
- Элейн, Жозетт (2017). Саргон II, царь Ассирии Атланта: Общество издательства библейской литературы. ISBN 978-1-62837-177-2 .
- Элайи, Жозетт (2018). Сеннахирим, царь Ассирии . Атланта: Общество издательства библейской литературы. ISBN 978-0-88414-317-8 .
- Фалес, Фредерик Марио (2014). «Две династии Ассирии». В Гаспе, Сальваторе; Греко, Алессандро; Моранди Бонакосси, Даниэле; Пончия, Симонетта и Роллингер, Роберт (ред.). От источника к истории: исследования древних ближневосточных миров и за их пределами . Мюнстер: Угарит Верлаг. ISBN 978-3-86835-101-9 .
- Фостер, Бенджамин Р. (2016). Эпоха Агаде: изобретение империи в Древней Месопотамии . Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 978-1-138-90971-7 .
- Фрам, Эккарт (2014). «Дела семейные: психоисторические размышления о Сеннахириме и его временах». В Калими Исаак; Ричардсон, Сет (ред.). Сеннахирим у ворот Иерусалима: повесть, история и историография . Лейден: Издательство Brill . ISBN 978-90-04-26561-5 .
- Фрам, Эккарт (2017). «Неоассирийский период (ок. 1000–609 до н. Э.)». В Э. Фраме (ред.). Спутник Ассирии . Хобокен: Джон Уайли и сыновья. ISBN 978-1-444-33593-4 .
- Фрейм, Грант (2021). Царские надписи Саргона II, царя Ассирии (721–705 до н.э.) . Том. 2. Университетский парк: Айзенбраунс. дои : 10.5325/j.ctv1g8092k . ISBN 978-1-64602-109-3 . JSTOR 10.5325/j.ctv1g8092k .
- Гарелли, Пол (1991). «Достижение Тиглатпаласара III: новизна или преемственность?». В Когане, М.; Эф'ал, И. (ред.). Исследования по ассирийской истории и древней ближневосточной историографии, представленные Хаиму Тадмору . Иерусалим: Магнес. OCLC 23965475 .
- Хелле, Софус (2021). Гильгамеш: новый перевод древнего эпоса . Лондон: Издательство Йельского университета. ISBN 978-0-300-25118-0 .
- Холлоуэй, Стивен В. (2003). «Поиски Саргона, Пула и Тиглатпаласара в девятнадцатом веке» . В Чаваласе, Марк В.; Младший, К. Лоусон-младший (ред.). Месопотамия и Библия . Эдинбург: A&C Black. ISBN 978-1-84127-252-8 .
- Гуровиц, Виктор Авигдор (2010). «Имя Мидрашим и игра слов в именах в аккадских исторических сочинениях» . В Горовице, Уэйн; Габбай, Ури; Вукосавович, Филип (ред.). Доблестная женщина: древние исследования Ближнего Востока в Иерусалиме в честь Джоан Гудник Вестенхольц . Мадрид: CSIC Press . ISBN 978-84-00-09182-8 .
- Якубяк, Кшиштоф (2004). «Некоторые замечания о восьмом походе Саргона II 714 г. до н. э.» . Древнеиранский . 39 : 191–202. дои : 10.2143/IA.39.0.503895 .
- Карлссон, Маттиас (2017). «Ассирийский царский титулярный титул в Вавилонии». S2CID 6128352 .
{{cite web}}
: Отсутствует или пусто|url=
( помощь ) - Кертай, Дэвид (2013). «Царицы Неоассирийской империи». Древние исследования Ближнего Востока . 40 (1): 108–124. дои : 10.1524/aof.2013.0006 . S2CID 163392326 .
- Ковач, Галерея Морин (1989). Эпос о Гильгамеше . Стэнфорд: Издательство Стэнфордского университета. ISBN 0-8047-1589-0 .
- Ливингстон, Аласдер (2017). «Ассирийская литература». В Э. Фраме (ред.). Спутник Ассирии . Хобокен: Джон Уайли и сыновья. ISBN 978-1-444-33593-4 .
- Лакенбилл, Дэниел Дэвид (1927). Древние записи Ассирии и Вавилонии, Том 2: Исторические записи Ассирии от Саргона до конца . Чикаго: Издательство Чикагского университета. OCLC 179907647 .
- Мелвилл, Сара С. (2016). Кампании Саргона II, царя Ассирии, 721–705 гг. до н.э. Нормана: University of Oklahoma Press. ISBN 978-0-8061-5403-9 .
- Мелвилл, Сара С. (2019). «Возвращение к неоассирийским женщинам» . Журнал Американского восточного общества . 139 (3): 687–692. дои : 10.7817/jameroriesoci.139.3.0687 . JSTOR 10.7817/jameroriesoci.139.3.0687 . S2CID 211660781 .
- Новак, Мирко (2016). «Ассирийцы и арамейцы: способы совместного проживания и накопления в Гузане (Телль-Халаф)». В Арузе, Джоан; Сеймур, Майкл (ред.). От Ассирии до Иберии: искусство и культура железного века . Нью-Йорк: Метрополитен-музей. ISBN 978-1-58839-606-8 .
- Паркер, Брэдли Дж. (2011). «Строительство и осуществление царской власти в Неоассирийской империи». Журнал антропологических исследований . 67 (3): 357–386. дои : 10.3998/jar.0521004.0067.303 . JSTOR 41303323 . S2CID 145597598 .
- Раднер, Карен (2010). «Стела Саргона II Ассирии в Китионе: фокус новой кипрской идентичности?» . В Роллингере, Роберт; Гуфлер, Биргит; Ланг, Мартин; Мадрейтер, Ирен (ред.). Межкультурность в Старом Свете: Ближний Восток, Эллада, Египет и разнообразные уровни контактов . Лейпциг: Харрасовиц Верлаг. ISBN 978-3-447-06171-1 .
- Раднер, Карен (2017). «Экономика, общество и повседневная жизнь в неоассирийский период». В Э. Фраме (ред.). Спутник Ассирии . Хобокен: Джон Уайли и сыновья. ISBN 978-1-444-33593-4 .
- Рид, Джулиан (2011). «Эволюция ассирийской императорской архитектуры: политические последствия и неопределенности». Месопотамия . XLVI : 109–125. ISSN 0076-6615 .
- Свард, Саана (2015). «Изменения в неоассирийском королевстве». Вестник Государственного архива Ассирии . XXI : 157–171. ISSN 1120-4699 .
- Свард, Саана (2016). «Неоассирийские элитные женщины». В Будин, Стефани Линн и Макинтош Турфа, Джин (ред.). Женщины в древности: настоящие женщины древнего мира . Оксфорд: Рутледж. ISBN 978-1-138-80836-2 .
- Тролле Ларсен, Могенс (2017). «Археологическое исследование Ассирии». В Э. Фраме (ред.). Спутник Ассирии . Хобокен: Джон Уайли и сыновья. ISBN 978-1-444-33593-4 .
- Ван дер Спек, Робартус (1977). «Борьба ассирийского царя Саргона II против халдея Меродаха-Баладана (710-707 до н.э.)» . ДЖОЛ . 25 : 56–66.
- Уилсон, Ян Д. (2017). Царство и память в Древней Иудее . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-049990-7 .
- Ямада, Кейко и Ямада, Сиего (2017). «Салманасар V и его эпоха, новое посещение». В Баручи-Унне — Амитай; Сильная, Това; Ахитов, Самуэль; Эфал, Израиль и Тигай, Джеффри Х. (ред.). «И вот это случилось в те дни»: исследования по библейской, ассирийской и другой древней ближневосточной историографии, представленные Мордехаю Когану в день его 75-летия . Том. 2. Озеро Вайнона, Индиана: Айзенбраунс. ISBN 978-1-57506-760-5 .