Ташмеу-Шаррат
Ташмету-пилы | |
---|---|
Женщина дворца [ а ] | |
Умер | До 684 г. до н. э.? |
Супруг | Сеннахирим |
аккадский | Ташмету-шаррат или Ташметум-шаррат |
Ташмету-шаррат ( аккадский : Ташмету-шаррат или Ташметум-шаррат , [ 3 ] что означает « Ташметум — царица») [ 4 ] была царицей Неоассирийской империи как основной супругой [ б ] Сеннахирима 705–681 ( годы правления до н.э.). Ташмету-Шаррат в основном известна по надписи Сеннахирима, в которой восхваляется ее великая красота и в которой царь надеется провести с ней остаток своей жизни. Неизвестно, кто из детей Сеннахирима был детьми Ташмету-Шаррата; преемник царя Асархаддон ( годы правления 681–669 до н.э.) был сыном Накии , другой женщины.
Жизнь
[ редактировать ]Имя Ташмету-Шаррат аккадское (официальный язык древней Ассирии) и означает « Ташметум — царица». Она была первой ассирийской царицей после Муллису-муканнишат-Нинуа более чем за столетие до того, как носила имя определенного аккадского происхождения. Поскольку имя включает элемент шаррат («царица»), вполне возможно, что это имя было присвоено царице после ее брака с Сеннахиримом; в этом случае выбор имени, вероятно, был весьма осознанным: Ташметум была в месопотамской мифологии супругой бога Набу, который был тесно связан с ассирийским наследным принцем. [ 4 ]
Ташмету-Шаррат явно был влиятельной фигурой в Неоассирийской империи. Известно, что Ташмету-шаррат писала свое имя на вотивных вазах, подаренных храмам. Хотя в этих надписях записано только ее имя и ее положение как царицы Сеннахирима, само их существование имеет большое значение, поскольку очень немногие люди в Ассирии имели достаточно выдающийся статус, чтобы делать такие вещи. [ 6 ] Ташмету-шаррат известен по текстам, найденным как в Ниневии , столице Сеннахирима, так и в Ассуре , религиозном и церемониальном центре империи; вполне вероятно, что ей принадлежали дома в обоих городах. Свидетельства из Ассура представлены только в виде двух надписей на вазах в комнате дворца, но текстовые свидетельства из Ниневии более полны и показательны. Длинный и уникальный текст, начертанный возле одного из входов в покои Юго-Западного дворца Ниневии, построенного Сеннахиримом: [ 7 ] включает в себя большую и публичную похвалу короля королеве. [ 8 ] В тексте Сеннахирим пишет, что построил этот люкс для своей царицы и Хирту нарамтия («любимая супруга») Ташмету-шаррат, восхваляет ее великую красоту и выражает желание жить с ней во дворце в Туб Шири у Худ Либби ( «физическое и эмоциональное блаженство») навсегда. Надпись можно с уверенностью датировать периодом между 696 и 693 годами до нашей эры, когда дворец строился. [ 7 ] Помещение, отданное Ташмету-шаррат, по-видимому, не было жилым, а, скорее, залом, предназначенным для государственной деятельности, связанной с ее владениями в империи, банкетами и приемами. [ 9 ]
Неизвестно, когда Ташмету-Шаррат вышла замуж за Сеннахирима. Учитывая, что ее имя, если оно было принято при их браке, связано с ассирийским наследным принцем, она могла выйти замуж за Сеннахирима до того, как он стал царем. [ 4 ] Хотя Рикеле Боргер предположил, что надпись из Юго-Западного дворца указывает на то, что Ташмету-шаррат из-за своей красоты была очень молода, нет причин, по которым Сеннахирим не мог бы похвалить ее внешность, даже если бы ей было тридцать или сорок лет. [ 10 ] [ 8 ] Самому Сеннахириму на тот момент было около 50 лет. [ 8 ] В этом случае она могла бы выйти за него замуж c. 720 г. до н.э. и, таким образом, вполне могла быть матерью его старших детей. [ 10 ]
Срок пребывания Ташмету-Шаррат на посту царицы совпадает с пребыванием Накии , сегодня более известной супруги Сеннахирима. [ 6 ] Какие дети Сеннахирима были детьми какой женщины, неизвестно, кроме того, что его преемник Асархаддон ( годы правления 681–669 до н.э.) был сыном Накии. [ 11 ] Неясно, носила ли Накиа когда-либо титул царицы во время правления Сеннахирима (нет никаких свидетельств того, что когда-либо было две царицы одновременно, но у короля могло быть несколько жен, из которых только одна была царицей). [ 12 ] она была связана с Сеннахиримом уже в ок. 713 г. до н. э., когда родился Асархаддон и достиг видного положения в правлении Асархаддона. [ 13 ] Накию иногда называли царицей во время правления Асархаддона, но, поскольку она была матерью Асархаддона, этот титул мог быть дарован ей либо в конце правления Сеннахирима, либо от Асархаддона. [ 12 ] Если Ташмету-Шаррат была жива до конца правления Сеннахирима и позже, ее отношения с Накией, вероятно, ухудшились после того, как сын Накии был выбран наследным принцем. [ 14 ] в 684 г. до н.э. [ 15 ] Вполне возможно, что к тому моменту она уже была мертва, поскольку ни в одном документе времен правления Асархаддона о ней не упоминается. Глиняный список из Ниневии, датированный примерно за месяц до смерти Сеннахирима в 681 г. до н.э., имеет отпечаток печати, принадлежавшей ассирийской царице, что указывает на то, что на момент смерти Сеннахирима существовала царица. Возможно, что это была Ташмету-шаррат, но, альтернативно, это могла быть и Накиа, ставшая царицей после смерти Ташмету-шаррата. [ 14 ] Эккарт Фрам считает вероятным, что Накиа была царицей во время назначения Асархаддона наследным принцем, и, таким образом, Ташмету-Шаррат скончался в тот момент. [ 16 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Хотя сегодня историки обычно используют его, [ 1 ] титула «царица» как такового в Неоассирийской империи не существовало . Женской версией слова «король» ( шаррум ) было «шарратум» , но оно предназначалось для богинь и иностранных королев, которые правили самостоятельно. Поскольку супруги королей не управляли собой, их не считали равными и поэтому не называли шарратумами . Вместо этого термин, зарезервированный для главной супруги, был MUNUS É.GAL (женщина дворца). [ 2 ] На ассирийском языке этот термин был переведен issi ekalli , позже сокращен до sēgallu . [ 1 ]
- ↑ У ассирийских царей иногда было несколько жен одновременно, но не все были признаны царицами (или «дворцовыми женщинами»). Хотя в прошлом это оспаривалось, [ 1 ] [ 5 ] Похоже, что только одна женщина носила этот титул в любой момент времени, поскольку этот термин обычно появляется без уточнений (что указывает на отсутствие двусмысленности). [ 1 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Кертай 2013 , стр. 109.
- ^ Спурриер 2017 , с. 173.
- ^ Мелвилл 2014 , с. 234.
- ^ Jump up to: а б с Фрам 2014 , стр. 189.
- ^ Спурриер 2017 , с. 166.
- ^ Jump up to: а б Теппо 2005 , стр. 38.
- ^ Jump up to: а б Фрам 2014 , стр. 190.
- ^ Jump up to: а б с Кертай 2013 , стр. 116.
- ^ Кертай 2013 , стр. 117.
- ^ Jump up to: а б Фрам 2014 , стр. 190–191.
- ^ Элайи 2018 , с. 17.
- ^ Jump up to: а б Элайи 2018 , с. 15.
- ^ Кертай 2013 , стр. 118.
- ^ Jump up to: а б Фрам 2014 , стр. 192.
- ^ Раднер 2003 , с. 166.
- ^ Фрам 2014 , стр. 191.
Библиография
[ редактировать ]- Элайи, Жозетт (2018). Сеннахирим, царь Ассирии . Атланта: SBL Press. ISBN 978-0884143178 .
- Фрам, Эккарт (2014). «Дела семейные: психоисторические размышления о Сеннахириме и его временах». В Калими Исаак; Ричардсон, Сет (ред.). Сеннахирим у ворот Иерусалима: повесть, история и историография . Лейден: БРИЛЛ. ISBN 978-9004265615 .
- Кертай, Дэвид (2013). «Царицы Неоассирийской империи». Древние исследования Ближнего Востока . 40 (1): 108–124. дои : 10.1524/aof.2013.0006 . S2CID 163392326 .
- Мелвилл, Сара С. (2014). «Женщины в неоассирийских текстах». В Чаваласе, Марк В. (ред.). Женщины на Древнем Ближнем Востоке: Справочник . Лондон: Рутледж. ISBN 978-0-415-44855-0 .
- Раднер, Карен (2003). «Испытания Асархаддона: Заговор 670 г. до н. э.» . ISIMU: Журнал о Ближнем Востоке и Египте в древности . 6 . Автономный университет Мадрида: 165–183.
- Спурриер, Трейси Л. (2017). «В поисках Хамы: об идентификации забытой царицы, похороненной в гробницах Нимруда» . Журнал ближневосточных исследований . 76 (1): 149–174. дои : 10.1086/690911 . S2CID 164734557 .
- Теппо, Саана (2005). Женщины и их роль в Неоассирийской империи (PDF) (Диссертация). Университет Хельсинки.