Царицы Неоассирийской империи

Царица империи ( ассирийский : issi ekalli или sēgallu , букв. ) Неоассирийской «Женщина дворца» была супругой неоассирийского царя . Хотя королевы получили свою власть и влияние благодаря союзу со своим мужем, они не были пешками без политической власти. Королевы распоряжались собственными, зачастую значительными, финансами и владели обширными поместьями по всей империи. Для надзора за своими активами королевы нанимали большой административный персонал, возглавляемый группой женщин-администраторов, называемых шакинту . Среди обязанностей королев были религиозные обязанности и надзор за частями королевских дворцов; их роль как «правительниц домашнего царства» отражена в их титуле «Женщины дворца». Могущество и влияние цариц еще больше возросли при династии Саргонидов (722–609 до н.э.), когда они стали чаще появляться в произведениях искусства и были созданы крупные воинские части, непосредственно подчинявшиеся царице.
Самой известной и могущественной неоассирийской царицей была Шаммурамат , которая какое-то время могла быть регентом при своем малолетнем сыне Адад-нирари III после смерти мужа Шамши-Адада V в 811 г. до н.э. Сообщается также, что Шаммурамат сопровождала своего сына в военных кампаниях. Гробницы и останки многочисленных цариц были найдены в ходе раскопок гробниц цариц в Нимруде , что дало значительное представление об их жизни, а также об их одежде и регалиях .
Статус и роль
[ редактировать ]Титул и символ королевы
[ редактировать ]
Аккадский термин , клинописный используемый для обозначения царицы в Неоассирийской империи, был ми.е.гал , [ 1 ] [ 2 ] munus.é.gal [ 3 ] [ 4 ] или ме.кур , [ 5 ] будет переведено что на ассирийском языке как issi ekalli , что буквально означает «Женщина дворца». [ а ] Этот термин, возможно, также можно было бы сократить до сегаллу . [ 1 ] [ 3 ] [ 2 ] [ 5 ] с тем же смыслом. [ 2 ] [ 5 ] Современные историки признают неоассирийских «дворцовых женщин» царицами, хотя это расходится с древней ассирийской терминологией. [ 1 ] [ 5 ] Женская версия слова «король» ( шарру ) была шаррату , но этот термин применялся только к богиням и королевам иностранных наций, которые правили самостоятельно. Поскольку ассирийские супруги не управляли собой, ассирийцы не называли их шаррату . [ 1 ] [ 6 ] Разница в терминологии не обязательно означает, что иностранные царицы, которые часто управляли значительно меньшими территориями, чем Неоассирийская империя, считались имеющими более высокий статус, чем ассирийские царицы. Тем не менее, некоторые современные историки, такие как Сара К. Мелвилл, предпочитают называть ассирийских цариц просто «женами» или «супругами». [ 1 ] Титул «Женщина дворца» был новым изобретением неоассирийского периода; в Среднеассирийской империи , которая непосредственно предшествовала Неоассирийской империи, царицы обозначались как ашшат шарре («Жена царя»). [ 7 ]
По мере развития неоассирийского периода для королевских женщин были введены дополнительные титулы, возможно, в ответ на запутанные ситуации, которые могли возникнуть в отношении того, как следует называть бывших цариц и жен других членов царской семьи. При Саргоне II ( годы правления был введен титул bēlat bēti («Хозяйка дома») 722–705 до н.э.) для жены наследного принца . Титул умми шари («Мать царя») впервые засвидетельствован при преемнике Саргона Сеннахириме ( годы правления 705–681 до н. э.) и лучше всего может быть понят как приравнивание к положению царицы-матери , то есть бывшей царицы, которая также была мать нынешнего короля. [ 8 ] Умми шари могла сохранять видное положение на всю жизнь; Накиа , жена Сеннахирима и мать его преемника Асархаддона ( годы правления 681–669 до н.э.), все еще была засвидетельствована титулом умми шари во время правления ее внука Ашшурбанипала ( годы правления 669–631 до н.э.), несмотря на то, что уже не будучи матерью правящего короля. [ 9 ]
Часто используемым символом, по-видимому, королевским символом самих цариц, который использовался в документах и на предметах для обозначения цариц, был скорпион. [ 10 ] В месопотамском искусстве скорпионы были тесно связаны с плодородием и известны в произведениях искусства как религиозный символ с доисторических времен. Другая возможная ассоциация заключалась в том, что символ скорпиона представлял царицу как свирепую и идеальную мать; термином для обозначения женщины-скорпиона было tārit zuqaqīpi ( букв. « та, которая поднимает скорпиона » ), тесно связанное с термином tarû («вставать, брать», также используемым в значении «кормилица» или «кормилица»). «няня»). [ 11 ]
Позиция и власть
[ редактировать ]
Хотя королевы, как и все другие члены королевского двора женского и мужского пола, в конечном итоге черпали свою власть и влияние благодаря своей связи с королем, они не были пешками без политической власти. [ 5 ] [ 12 ] Королевы имели свое право голоса в финансовых делах, и хотя в идеале они должны были произвести на свет наследника престола, у них также было несколько других обязанностей и ответственности, часто на очень высоких уровнях правительства. [ 12 ] Сообщается, что неоассирийские царицы участвовали в организации религиозных мероприятий, таких как ритуалы, а также финансово поддерживали храмы и посвящали дары богам. Также очевидно, что они сыграли свою роль в принятии политических решений. Царицы пользовались уважением многих высокопоставленных чиновников и располагали собственными значительными финансовыми ресурсами, о чем свидетельствуют не только сохранившиеся тексты об их быте и деятельности, но и сокровища, обнаруженные в их гробницах. [ 13 ] Очевидно, что царицы занимали видное место в ассирийском обществе, поскольку существует множество свидетельств того, что цари оказывали им особое признание. Сеннахирим в надписях, касающихся строительства дворцов в Ниневии, публично описывал свою царицу Ташмету-Шаррат как свою «любимую жену, чьи черты [богиня] Белит-или сделала совершенными выше всех женщин». Когда умерла жена Асархаддона Эшарра-хаммат, он построил в ее честь огромный мавзолей . [ 14 ]
Королевы имели собственный обширный персонал, и административная единица их дворов была неотъемлемой частью управления империей до ее падения. Семья царицы владела обширными участками земли и множеством офисов по всей Неоассирийской империи, и в ней работали сотни людей. Штат королевы возглавляла группа женщин-администраторов по имени шакинту , которые сами обладали значительными ресурсами и собственным большим штатом. Вполне вероятно, что шакинту управляли провинциальными владениями королев относительно автономно. Среди сотрудников шакинту были как мужчины, так и женщины, занимавшие такие должности, как деревенские управляющие, дворцовые надзиратели, главные пекари и казначеи, а также такие рабочие, как ткачи, пастухи и кожевники. Не исключено, что основным предприятием многих холдингов было текстильное производство, предназначенное для снабжения текстилем как королевского дворца в столице, так и для торговых целей. [ 13 ] В правление Саргона II были созданы воинские части, подчинявшиеся царице. Возможно, обеспокоенный авторитетом Туртану ( главнокомандующего ) , Саргон также разделил этот пост на две части, один Туртану был назначен для войск королевы. При более поздних царях династии Саргонидов войска, приданные царице, стали более многочисленными и разнообразными; оно не ограничивалось только телохранителями; среди войска царицы были когорты пехоты , колесницы и несколько военачальников. Засвидетельствовано, что некоторые из войск королевы принимали участие в военных кампаниях, а это означает, что они были не просто почетным караулом королевы, но и частью военной мощи империи. [ 15 ]
В титуле «Женщина дворца» больший упор делается на роль королевы в отношении королевского дворца, чем на ее связь с королем. [ 5 ] [ 16 ] это означает, что их роль как «правителей внутреннего королевства» была более важной, чем то, что они были главными супругами королей. Еще одним свидетельством их сильной связи с дворцом было то, что гробницы королев в Нимруде , содержащие останки нескольких цариц, были найдены под полом одного из королевских дворцов в тогдашней столице Нимруде ; Таким образом, цариц хоронили во дворце, а не рядом с царями в царских гробницах Ассура , религиозного и церемониального центра Ассирии. [ 16 ] [ б ]

Хотя правление Асархаддона было, в частности, временем, когда царственные женщины могли осуществлять большую политическую власть, возможно, из-за недоверия Асархаддона к своим родственникам-мужчинам, [ 18 ] До этого момента в империи были влиятельные женщины. Самой могущественной и знаменитой неоассирийской царицей была Шаммурамат , жена Шамши-Адада V ( годы правления 824–811 до н.э.). Хотя упоминаний о ней во времена правления ее мужа мало, Шаммурамат достигла власти после его смерти и вступления на престол их сына Адад-нирари III ( годы правления 811–783 до н.э.). Адад-нирари III был довольно молод на момент своего воцарения, и несколько источников из раннего правления продолжали называть Шаммурамат королевой, возможно, предполагая, что она правила самостоятельно в качестве регента . [ 19 ] Надпись на пограничном камне предполагает, что сама Шаммурамат вместе со своим сыном участвовала в военном походе. [ 20 ] В более поздних легендах Шаммурамат была увековечена как легендарная царица Семирамида . [ 19 ] Мать Асархаддона Накиа также стала очень могущественной после смерти Сеннахирима; она владела собственными резиденциями в большинстве крупных ассирийских городов, вероятно, была чрезвычайно богата и по собственному желанию построила для своего сына новый дворец в Ниневии. [ 21 ]
Научные споры и проблемы
[ редактировать ]Неясно, как именно положение королевы было связано с положением короля. Хотя королева большую часть времени была супругой короля, существует научный спор относительно того, сохранила ли королева свой титул и статус после смерти короля, или же титул и положение были автоматически и напрямую переданы королеве. передан жене следующего короля. [ 22 ] Большинство историков поддерживают идею о том, что этот титул распространялся только на первую жену правящего короля, и этот титул не сохранялся после смерти короля. [ 8 ]
Некоторые ученые предположили, основываясь на проблемах с идентификацией королев из административных документов, что, возможно, в любой момент времени могло быть несколько женщин с титулом «Женщины дворца». В 2004 году Сара К. Мелвилл предположила, что этот термин использовался по-разному внутри и за пределами королевского дворца: в отношении империи существовала только одна «Женщина дворца», но несколько женщин могли носить этот титул, находясь в королевском дворце. . Хотя известно, что у ассирийских царей было несколько жен или, по крайней мере, партнерш, существуют серьезные проблемы с идеей о нескольких «женщинах дворца». Самое главное, что в ассирийских документах этот термин всегда используется без каких-либо уточнений, что позволяет предположить, что он однозначно относится к главной жене царя. Большинство историков поддерживают идею о том, что в любой момент времени существовала только одна «Женщина дворца». [ 23 ] Научные исследования осложняются отсутствием каких-либо конкретных текстовых свидетельств, описывающих королевскую свадебную церемонию, а также количества королевских жен. [ 24 ]
Одежда и регалии
[ редактировать ]
Ассирийские царицы носили короны, хотя внешне они отличались от венков своих мужей. Их корону современные ученые обычно называют фресковой короной. [ 10 ] [ 25 ] поскольку он включает в себя элементы, напоминающие стену замка. [ 26 ] [ 25 ] В древней Ассирии эту корону называли килилу («бои»). [ 25 ] Корона, весьма необычная конструкция в Месопотамии, представляла собой ленту, хорошо сидящую на голове царицы, украшенную через равные промежутки башнеобразными выступами, немного выше остальной части короны. [ 27 ] Настенная корона, вероятно, имела большое политическое значение и, возможно, была важным символом женской власти. [ 28 ] Королевы иногда изображаются без корон в произведениях искусства, хотя обычно это происходит в контекстах, где ношение короны было бы неуместно, например, в религиозных или культовых образах. [ 25 ] В таких случаях королевы могли носить более скромные регалии, например, простую повязку на голову. [ 10 ]
Вероятно, королевский наряд цариц был вдохновлен месопотамской мифологией; в мифе о нисхождении Иштар в подземный мир одеяние богини Иштар описывается очень похоже на то, что известно об одеянии неоассирийских цариц. Учитывая, что Иштар была частично богиней плодородия, вполне возможно, что платье, в свою очередь, также отсылало к плодородию. [ 14 ] Самым сильным сходством с Иштар было то, что богиня в ассирийском искусстве также носила фресковую корону. Это говорит о том, что идеологически царица могла быть образом Иштар и что временами ее можно было рассматривать как воплощение богини. [ 11 ]

В гробницах королев в Нимруде сохранились большие наборы королевских регалий. У отдельных цариц типичный ансамбль включал головной убор или корону, ожерелья, серьги, браслеты, бусы, до десяти колец, золотые украшения, одну или несколько печатей и зеркало. [ 30 ] Детали всех предметов различались от королевы к королеве, что указывает на индивидуальную идентичность, а также на то, что при жизни они были уникально одеты. С точки зрения иконографии, украшения цариц включали в себя как аспекты ассирийской царской традиции (например, глазные камни ), так и элементы, полученные из иностранных источников (таких как золото, агат и сердолик ; возможно, это выражение широты и доминирования неоассирийской традиции). Империя Многие элементы одежды и регалий, найденные в гробнице, хорошо согласуются с известными изображениями королев, например, с их серьгами и браслетами, но также существуют расхождения с произведениями искусства. Никакой фресковой короны, самого выразительного художественного знака королевства, никогда не было найдено. Вместо этого царицы, похороненные в Нимруде, были похоронены с другими головными уборами. [ 17 ] или, альтернативно, настенная корона принадлежала «коронной сокровищнице» и не была частью личных вещей королевы и, следовательно, не могла быть помещена в гробницу. [ 31 ]
Источники
[ редактировать ]Сохранившиеся исходные материалы об отдельных ассирийских царицах очень скудны; при жизни королев, похоже, редко обозначали по имени, и поэтому большинство доступных упоминаний о них представляют собой погребальные тексты и надписи. [ 1 ] Таким образом, имена многих королев остаются неизвестными. [ 32 ] Самая обширная информация о царицах была получена из гробниц цариц в Нимруде, обнаруженных в 1988 году. [ 1 ] Часто по каждой королеве доступно очень мало исторической информации. Самая ранняя царица, известная из неоассирийского периода, Муллису-муканнишат-Нинуа (жена Ашурнасирпала II ) — единственная из цариц, для которой достоверно известны какие-либо детали ее семейной истории; в ее надгробной надписи упоминается, что ее отцом был Ашур-нирка-даинни , «великий виночерпий» Ашурнасирпала. [ 22 ]
В отличие от скудных записей имен королев, королевы часто упоминаются в административных документах без их имен. Такие документы дают представление об их домохозяйствах, положении и статусе, но может быть сложно определить, какой королеве они принадлежат. [ 23 ] Известные документы, в которых упоминаются царицы, насчитывают около 200 текстов, распределенных во времени с 844 г. до н.э. до падения столицы. [ с ] Ниневии в 612 г. до н.э. [ 2 ]
Присутствие в искусстве
[ редактировать ]
Хотя многие художественные изображения царей и чиновников-мужчин сохранились со времен Неоассирийской империи, известно лишь несколько изображений цариц. Это не обязательно означает, что они не были важны, а скорее можно было понимать как меру, принятую для обеспечения безопасности королевских женщин; значительное количество сохранившихся текстов иллюстрирует, что ассирийцы считали, что любое негативное действие, совершенное по отношению к изображению, будет иметь пагубные последствия для человека, которого оно изображает. [ 26 ]
Самым известным неоассирийским произведением искусства, изображающим царицу, является рельеф Ашшурбанипала «Вечеринка в саду», на котором царь изображен лежащим на диване, а его царица Либбали-шаррат сидит напротив него на высоком стуле. Пару сопровождают слуги, и они изображают поднятие чаш в память о победах Ашшурбанипала над эламитами . В то время как на рельефе Ашурбанипал изображен как имеющий более высокий ранг, поскольку он изображен выше и крупнее, Либбали-шаррат также показана как имеющая исключительно высокий ранг, поскольку она тесно связана с королем, ее одежда и украшения аналогичны королевским. вызывать божественные образы. [ 33 ] Некоторые поразительные детали рельефа «Вечеринка в саду» заключаются в том, что, хотя Либбали-шаррат изображен с фресковой короной, Ашурбанипал некоронован (за исключением простой повязки на голову), а король лежит, тогда как королева сидит; сидеть на троне было королевской привилегией. Слуги, изображенные на изображении, также все женщины, то есть часть персонала Либбали-шаррата. В совокупности эти художественные решения означают, что сцена на самом деле организована вокруг Либбали-шаррата, а не Ашшурбанипала; это единственное известное сохранившееся изображение из древней Ассирии, изображающее человека, отличного от царя, который фактически руководит двором. [ 34 ]
Список королев
[ редактировать ]
Королевы известны по имени
[ редактировать ]- Муллису-муканнишат-Нинуа царица , Ашурнасирпала II ( годы правления 883–859 до н. э.) [ 22 ]
- Шаммурамат ( Саммурамат ), царица Шамши-Адада V ( годы правления 824–811 до н. э.) [ 8 ]
- Хама ( Хама ), царица Салмансара IV ( годы правления 783–773 до н.э.) [ 19 ]
- Иаба ( Iabâ ), царица Тиглатпаласара III ( годы правления 745–727 до н.э.) [ 35 ]
- расстаться [ д ] ( Баниту ), царица Салманасара V ( годы правления 727–722 до н.э.) [ 35 ]
- Гофолия Саргона ( , царица II ) годы правления 722–705 до н. э. [ 35 ] [ и ]
- Ташмету-шаррат ( Tašmētu-šarrat ), царица Сеннахирима ( годы правления 705–681 до н. э.) [ 39 ]
- (?) Накиа ( Накиа ), возможно, еще одна царица Сеннахирима [ 39 ] [ ж ]
- Эшарра-хаммат ( Ešarra-Hammat ), царица Асархаддона ( годы правления 681–669 до н.э.) [ 41 ]
- Либбали-шаррат ( Либбали-шаррат ), царица Ашшурбанипала ( годы правления 669–631 до н. э.) [ 42 ]
- Ана-Ташметум-таклак ( Ana-Tašmētum-taklāk ), известный по фрагментарной надписи. Царица в какой-то момент после правления Сеннахирима (из-за того, что она была засвидетельствована в Ниневии, ставшей столицей при Сеннахириме). Возможно, это тот же человек, что и одна из ранее неизвестных цариц Ашур-этил-илани или Синшаришкуна. [ 43 ]
Квинс не известен по имени
[ редактировать ]- Царица Салманасара III ( годы правления 859–824 до н. э.), о чем свидетельствуют три надписи, в которых упоминается царица. [ 44 ]
- Царица Адад-нирари III ( годы правления 811–783 до н. э.), возможно, о чем свидетельствуют некоторые надписи с упоминанием царицы. [ 44 ]
- Королева Ашур-дана III ( годы правления 773–755 до н.э.), что подтверждается тремя надписями, в которых упоминается царица. [ 44 ]
- Царица Ашур-Нирари V ( годы правления 755–745 до н.э.), что подтверждается пятью надписями с упоминанием царицы. [ 44 ]
- Царица Ашшур-этил-илани ( годы правления 631–627 до н.э.), о чем свидетельствуют две надписи с упоминанием царицы. [ 44 ]
- Царица Синшаришкуна ( годы правления 627–612 до н. э.), что подтверждается шестью надписями с упоминанием царицы. [ 44 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Прямой перевод клинописных знаков — просто «женщина» и «дворец». [ 5 ]
- ↑ Захоронение королев под полом дворца не было признаком неуважения; было обычной практикой На Древнем Ближнем Востоке хоронить своих предков под полом дома. [ 16 ]
- ↑ Ассирийская столица была перенесена из Нимруда в Ниневию при Сеннахириме .
- ↑ Некоторые исследователи предполагают, что Баниту и Иаба были одним и тем же человеком, причем Баниту — это имя Иабы на аккадском языке. Исторические и хонологические данные говорят против отождествления их с одним и тем же лицом. [ 36 ]
- ↑ У Саргона II также была еще одна жена, Раима, которая была матерью его преемника Сеннахирима . [ 37 ] Есть упоминания о «царице-матери» времен правления Сеннахирима, указывающие на то, что Раима была еще жива после смерти Саргона. Однако нет никаких доказательств того, что она когда-либо была царицей Саргона, и стиль «царица-мать», возможно, был применен к ней только после его смерти Сеннахиримом. [ 38 ]
- ↑ Накиа засвидетельствована как «Мать короля» во время правления Асархаддона, но неясно, занимала ли она когда-либо должность «Женщины дворца». Чтобы быть матерью Асархаддона, она должна была родить его ок. 713 г. до н. э., но известно, что в 694 г. до н. э. (когда Накиа, должно быть, была еще жива) Ташмету-Шаррат была царицей Сеннахирима. [ 40 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г Кертай 2013 , с. 109.
- ^ Jump up to: а б с д Мечи 2015 , с. 157.
- ^ Jump up to: а б Ямада и Ямада 2017 , с. 391.
- ^ Спурриер 2017 , с. 166.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Ганселл 2018 , с. 158.
- ^ Спурриер 2017 , стр. 173–174.
- ^ Якоб 2017 , с. 148.
- ^ Jump up to: а б с Кертай 2013 , с. 112.
- ^ Кертай 2013 , с. 120.
- ^ Jump up to: а б с Ганселл 2018 , с. 161.
- ^ Jump up to: а б CDLI .
- ^ Jump up to: а б Теппо 2007 , с. 392.
- ^ Jump up to: а б Мечи 2015 , с. 159.
- ^ Jump up to: а б Ганселл 2018 , с. 159.
- ^ Мечи 2015 , стр. 163–166.
- ^ Jump up to: а б с Спурриер 2017 , с. 174.
- ^ Jump up to: а б Ганселл 2018 , с. 165.
- ^ Раднер 2003 , с. 168.
- ^ Jump up to: а б с Кертай 2013 , с. 113.
- ^ Мечи 2015 , стр. 167.
- ^ Теппо 2007 , с. 391.
- ^ Jump up to: а б с Кертай 2013 , с. 110.
- ^ Jump up to: а б Кертай 2013 , стр. 109–110.
- ^ Мечи 2015 , с. 158.
- ^ Jump up to: а б с д Кертай 2020 , с. 212.
- ^ Jump up to: а б Ганселл 2018 , с. 160.
- ^ Пиннок 2018 , с. 735.
- ^ Пиннок 2018 , с. 743.
- ^ Ганселл 2018 , с. 168.
- ^ Ганселл 2018 , с. 164.
- ^ Пиннок 2018 , с. 746.
- ^ Мечи 2015 , с. 160.
- ^ Ганселл 2018 , с. 163.
- ^ Кертай 2020 , стр. 212–213.
- ^ Jump up to: а б с Кертай 2013 , с. 114.
- ^ Кертай 2013 , стр. 114–115.
- ^ Элайи 2018 , с. 13.
- ^ Кертай 2013 , с. 115.
- ^ Jump up to: а б Кертай 2013 , с. 116.
- ^ Кертай 2013 , стр. 116–119.
- ^ Кертай 2013 , с. 118.
- ^ Кертай 2013 , с. 119.
- ^ Кертай 2013 , с. 121.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Мечи 2015 , с. 161.
Библиография
[ редактировать ]- Элайи, Жозетт (2018). Сеннахирим, царь Ассирии . Атланта: SBL Press. ISBN 978-0884143178 .
- Ганселл, Эми Ребекка (2018). «В поисках неоассирийских цариц: междисциплинарная методология исследования древних женщин и создания древней истории». В Сварде, Саана; Гарсиа-Вентура, Аньес (ред.). Изучение гендера на Древнем Ближнем Востоке . Юниверсити-Парк, Пенсильвания: Айзенбраунс. ISBN 978-1575067704 .
- Якоб, Стефан (2017). «Экономика, общество и повседневная жизнь в среднеассирийский период». В Э. Фраме (ред.). Спутник Ассирии . Хобокен: Джон Уайли и сыновья. ISBN 978-1118325247 .
- Кертай, Дэвид (2013). «Царицы Неоассирийской империи». Древние исследования Ближнего Востока . 40 (1): 108–124. дои : 10.1524/aof.2013.0006 . S2CID 163392326 .
- Кертай, Дэвид (2020). «Либбали-шаррат в саду: ассирийская царица держит двор» . Источник: Записки по истории искусства . 39 (4): 209–218. дои : 10.1086/709188 .
- Мелвилл, Сара С. (2019). «Возвращение к неоассирийским женщинам» . Журнал Американского восточного общества . 139 (3): 687–692. дои : 10.7817/jameroriesoci.139.3.0687 .
- Пиннок, Фрэнсис (2018). «Золотой город для царицы: некоторые мысли о фресковой короне ассирийских цариц». В Кавальери, Марко и Бошетти, Кристина (ред.). Мвлта для Эгворы: Многозначное значение современных археологических исследований. Посвящение Саре Санторо . Том II. Лувен-ла-Нев: Университетские прессы Лувена. ISBN 978-2-87558-691-9 .
- Раднер, Карен (2003). «Испытания Асархаддона: Заговор 670 г. до н. э.» . ISIMU: Журнал о Ближнем Востоке и Египте в древности . 6 . Автономный университет Мадрида: 165–183.
- Спурриер, Трейси Л. (2017). «В поисках Хамы: об идентификации забытой царицы, похороненной в гробницах Нимруда» . Журнал ближневосточных исследований . 76 (1): 149–174. дои : 10.1086/690911 .
- Свард, Саана (2015). «Изменения в неоассирийском королевстве». Вестник Государственного архива Ассирии . XXI : 157–171.
- «Ассирийская царица и скорпион» . Инициатива по цифровой библиотеке клинописи . Проверено 19 января 2022 г.
- Теппо, Саана (2007). «Агентство и неоассирийские женщины дворца» . Studia Orientalia Electronica (101): 381–420.
- Ямада, Кейко; Ямада, Сиего (2017). «Салманасар V и его эпоха, новый взгляд» . В Баручи-Унне — Амитай; Сильная, Това; Ахитов, Самуэль; Эфал, Израиль; Тигай, Джеффри Х. (ред.). «И вот это случилось в те дни»: исследования по библейской, ассирийской и другой древней ближневосточной историографии, представленные Мордехаю Когану в день его 75-летия . Том. 2. Озеро Вайнона, Индиана: Айзенбраунс. ISBN 978-1575067612 .