Муллису-муканнишат-Нинуа
Муллису-муканнишат-Нинуа | |
---|---|
Женщина дворца [ а ] | |
![]() Надпись на крышке саркофага Муллису-муканнишат-Нинуа в Нимруде | |
Умер | После 859 г. до н.э. |
Супруг | Ashurnasirpal II |
Проблема | Салманасар III (?) |
аккадский | Муллису-Мукканшат-Нинуа |
Отец | Ашур-нирка-даинни |
Муллису-муканнишат-Нинуа ( аккадский : Муллису-муканнишат-Нинуа ) [ 3 ] была царицей Неоассирийской империи как основной супругой [ б ] Ашурнасирпала II ( годы правления 883–859 до н.э.). Вероятно, она также была матерью его сына и преемника Салманасара III ( годы правления 859–824 до н.э.). Муллису-муканнишат-Нинуа известна только по ее гробнице, обнаруженной в Нимруде в 1989 году. Она была дочерью «великого виночерпия» Ашур-нирка-даинни и поэтому, вероятно, принадлежала к ассирийской аристократии до того, как стала царицей.
Жизнь
[ редактировать ]Королева Ашурнасирпала II
[ редактировать ]Муллису-муканнишат-Нинуа известна только по ее гробнице и ее содержимому. [ 5 ] найден в 1989 году [ 6 ] среди гробниц цариц в Нимруде, среди руин Северо-Западного дворца древней ассирийской столицы Нимруда . [ 5 ] В результате о ней мало что известно, кроме имени. [ 3 ] Судя по надписи на крышке ее саркофага, она была царицей Ашурнасирпала II ( годы правления 883–859 до н. э.). [ 5 ] Муллису-муканнишат-Нинуа, вероятно, была первым человеком, похороненным в гробницах Северо-Западного дворца, поскольку ее саркофаг шире, чем вход в комнату, в которой он находился, и, как таковой, должен был быть построен до окружающего его склепа. [ 7 ]
Потому что царицы двух неоассирийских царей, предшествовавших Ашурнасирпалу II ( Адад-нирари II , 911–891 до н. э., и Тукульти-Нинурта II , 891–884 до н. э.), неизвестны. [ 8 ] Муллису-муканнишат-Нинуа — самая ранняя из известных цариц Неоассирийской империи . [ 5 ] Она единственная неоассирийская царица, о которой известна информация о ее семейном происхождении и происхождении; ее надгробная надпись идентифицирует ее как дочь Ашур-нирка-даинни , «великого виночерпия» ( šāqiu rabiu ) из Ашурнасирпала. [ 5 ] Возможно, что Ашур-нирка-даинни — это тот же человек, что и одноименный человек, который был носителем эпонима (человека, имя которого использовалось в качестве названия года) в 860 г. до н.э. В 1995 году Майкл Роаф предположил, что назначение Ашур-нирка-да''инни великим виночерпием и держателем эпонима совпало с браком Муллису-муканнишат-Нинуа с Ашурнасирпалом и что, таким образом, она была второй женой короля (после неизвестной ранее королевы) и вышла замуж за его лишь кратко, но это умозрительно; столь же вероятно, что Ашур-нирка-даинни занимал должность великого виночерпия значительно раньше, и что его почитание как держателя эпонима произошло позднее. [ 9 ] Ввиду типичных ассирийских имен и высокого положения Ашур-нирка-даинни вполне вероятно, что и Муллису-муканнишат-Нинуа, и ее отец принадлежали к ассирийской аристократии. [ 10 ]
После правления Ашурнасирпала II
[ редактировать ]Альберт Кирк Грейсон предположил в 1993 году, что Муллису-муканнишат-Нинуа пережил Ашурнасирпала более чем на полвека, поскольку печать влиятельного туртану (главнокомандующего) Шамши-илу , действовавшего в конце 9 — начале 8 веков до н.э., был найден в ее могиле и, должно быть, был помещен туда около 800 г. до н.э. Однако эта идея была отвергнута недавними учеными, учитывая, что печать находилась в бронзовом гробу в той же комнате, а не внутри саркофага Муллису-муканнишат-Нинуа. [ 5 ]
Хотя идея Грейсона больше не принимается, из надписи на ее саркофаге ясно, что Муллису-муканнишат-Нинуа на какое-то время пережила Ашурнасирпала. [ 11 ] Любопытно, что надпись идентифицирует ее как царицу как Ашурнасирпала, так и его сына и преемника Салманасара III ( годы правления 859–824 до н. э.). [ 9 ] Что это означает, неясно, и были предложены различные объяснения; если бы она была молода и вышла замуж за Ашурнасирпала только в конце его правления, она в принципе могла бы выйти замуж за его сына. [ 12 ] Альтернативно, ей могло бы быть разрешено сохранить титул королевы после смерти мужа (т.е. как вдовствующей королевы ). [ 6 ] [ 12 ] хотя доказательств того, что другие ассирийские царицы поступали так же, практически нет. Также возможно, что надпись просто идентифицирует ее по формальному титулу и ее следует интерпретировать как царицу Ашурнасирпала, но умершую во время правления Салманасара. [ 12 ] Была ли Муллису-муканнишат-Нинуа женой или матерью Салманасара, продолжает оставаться предметом споров среди современных ученых. [ 13 ] хотя более вероятно, что она была его матерью. [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ]
Надпись на крышке саркофага Муллису-муканнишат-Нинуа в основном представляет собой проклятие против любого, кто потревожит ее могилу: [ 10 ] [ 20 ]
Принадлежал Муллису-муканнишат-Нинуа, царице Ашурнасирпала, царю Ассирии, Салманасару, царю Ассирии. Никто впоследствии не имеет права помещать сюда (кого-либо другого), будь то дворцовая дама или королева, или снимать этот саркофаг с места. Кто снимет этот саркофаг с места, его дух не получит погребальных подношений с (другими) духами: это табу Шамаша и Эрешкигаль ! Дочь Ашур-нирка-даинни, великого виночерпия Ашурнасирпала, царя Ассирии. Тот, кто впоследствии уберет мой трон от теней мертвых, пусть его дух не получит хлеба! Пусть кто-нибудь потом оденет (меня) саваном, помажет (меня) маслом и принесет в жертву агнца. [ 10 ] [ 20 ]
Несмотря на проклятие, саркофаг Муллису-муканнишат-Нинуа был разграблен в какой-то момент после ее захоронения. [ 21 ] Во время разграбления часть большой каменной крышки саркофага была разбита, из-за чего на протяжении веков пыль попадала в могилу. Когда гробница была найдена в 1989 году, внутри разграбленного саркофага нашли только одну каменную бусину и один кусок кости. [ 19 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Хотя сегодня историки обычно используют его, [ 1 ] титула «царица» как такового в Неоассирийской империи не существовало . Женской версией слова «король» ( шаррум ) было «шарратум» , но оно предназначалось для богинь и иностранных королев, которые правили самостоятельно. Поскольку супруги королей не управляли собой, их не считали равными и поэтому не называли шарратумами . Вместо этого термин, зарезервированный для главной супруги, был MUNUS É.GAL (женщина дворца). [ 2 ] На ассирийском языке этот термин был переведен issi ekalli , позже сокращен до sēgallu . [ 1 ]
- ↑ У ассирийских царей иногда было несколько жен одновременно, но не все были признаны царицами (или «дворцовыми женщинами»). Хотя в прошлом это оспаривалось, [ 1 ] [ 4 ] Похоже, что только одна женщина носила этот титул в любой момент времени, поскольку этот термин обычно появляется без уточнений (что указывает на отсутствие двусмысленности). [ 1 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д Кертай 2013 , стр. 109.
- ^ Спурриер 2017 , с. 173.
- ^ Перейти обратно: а б Теппо 2005 , стр. 35.
- ^ Спурриер 2017 , с. 166.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Кертай 2013 , с. 110.
- ^ Перейти обратно: а б Мелвилл 2014 , с. 235.
- ^ Хусейн 2016 , с. 27.
- ^ Тетлоу 2004 , с. 230.
- ^ Перейти обратно: а б Кертай 2013 , с. 111.
- ^ Перейти обратно: а б с Мелвилл 2014 , с. 236.
- ^ Кертай 2015 , с. 46.
- ^ Перейти обратно: а б с Кертай 2013 , с. 112.
- ^ Карлссон 2013 , с. 4.
- ^ Карлссон 2013 , с. 57.
- ^ Спурриер 2017 , с. 168.
- ^ Сиддалл 2013 , с. 93.
- ^ Тетлоу 2004 , с. 147.
- ^ Хусейн 2016 , с. xii.
- ^ Перейти обратно: а б Дамерджи 2008 , с. 82.
- ^ Перейти обратно: а б Спурриер 2017 , с. 149.
- ^ Хусейн 2016 , с. 28.
Библиография
[ редактировать ]- Дамерджи, Муайяд Саид (2008). Знакомство с гробницами Нимруда . Нимрудская конференция. Том. Новый свет на Нимруд: материалы конференции Нимруд, 11–13 марта 2002 г., стр. 81–82.
- Хусейн, Музахим Махмуд (2016). Нимруд: Гробницы цариц . Багдад: Государственный совет Ирака по древностям и наследию. ISBN 978-1-61491-022-0 .
- Карлссон, Матиас (2013). Ранняя неоассирийская государственная идеология: отношения власти в надписях и иконографии Ашурнасирпала II (883–859) и Салманасара III (858–824) (PDF) (докторская диссертация). Уппсальский университет .
- Кертай, Дэвид (2013). «Царицы Неоассирийской империи». Древние исследования Ближнего Востока . 40 (1): 108–124. дои : 10.1524/aof.2013.0006 . S2CID 163392326 .
- Кертай, Дэвид (2015). Архитектура позднеассирийских царских дворцов . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-872318-9 .
- Мелвилл, Сара С. (2014). «Женщины в неоассирийских текстах». В Чаваласе, Марк В. (ред.). Женщины на Древнем Ближнем Востоке: Справочник . Лондон: Рутледж. ISBN 978-0-415-44855-0 .
- Сиддалл, Луис (2013). Царствование Адад-нирари III: исторический и идеологический анализ ассирийского царя и его времени . Лейден: БРИЛЛ. ISBN 978-90-04-25613-2 .
- Спурриер, Трейси Л. (2017). «В поисках Хамы: об идентификации забытой царицы, похороненной в гробницах Нимруда» . Журнал ближневосточных исследований . 76 (1): 149–174. дои : 10.1086/690911 . S2CID 164734557 .
- Теппо, Саана (2005). Женщины и их роль в Неоассирийской империи (PDF) (Диссертация). Университет Хельсинки.
- Тетлоу, Элизабет Мейер (2004). Женщины, преступление и наказание в древнем праве и обществе: Том 1: Древний Ближний Восток . Нью-Йорк: Континуум. ISBN 0-8264-1628-4 .