Либбали-Шаррат
Либбали-Шаррат | |
---|---|
Женщина дворца [ а ] | |
![]() Рельеф Либбали-Шаррата из Ниневии , изображающий обедающего. | |
Умер | После 631 г. до н.э. |
Супруг | Ашурбанипал |
Проблема | Ашур-этил-илани Синшаришкун |
аккадский | Либбали-Шаррат |
Либбали-шаррат ( аккадский : Либбали-шаррат , [ 3 ] [ б ] что означает «внутренний город [= Иштар ?] — царица») [ 5 ] была царицей Неоассирийской империи как основной супругой [ с ] Ашшурбанипала 669–631 до н.э. ) ( годы правления . Либбали-шаррат вышла замуж за Ашурбанипала до того, как он стал царем, вероятно, в 672 г. до н.э., и, возможно, дожила до смерти мужа, поскольку в документах времен правления ее вероятного сына Ашшур-этил-илани ( годы правления 631–627 до н.э.) упоминается « мать короля». Либбали-шаррат отличается тем, что является единственным известным человеком из древней Ассирии, который не был царем, которого изображают сидящим при дворе, поскольку на одном из барельефов Ашшурбанипала она изображена принимающей его за обедом в дворцовом саду в окружении своих собственных служанок. .
Жизнь
[ редактировать ]Жена наследного принца
[ редактировать ]
Неясно, когда Либбали-шаррат вышла замуж за Ашшурбанипала . Царица отца Ашшурбанипала Асархаддона ( годы правления 681–669 до н.э.), Эшарра-Хаммат , умерла в феврале 672 года до нашей эры. Современные документы, записывающие похороны Эшарра-Хаммата, фиксируют присутствие дочери и невестки царицы. Предположительно, дочерью была старшая дочь Шеруха-Этират , а невесткой могла быть Либбали-шаррат. В таком случае брак Либбали-шаррата с Ашурбанипалом состоялся до смерти Эшарра-Хаммата, но упомянутая невестка могла быть также женой другого из сыновей Ашшурбанипала. Ассиролог Симо Парпола считает, что Либбали-шаррат вышла замуж за Ашшурбанипала только в то время, когда он стал наследным принцем, в мае 672 года до нашей эры. [ 7 ]
Имя Либбали-шаррат уникально и неизвестно, чтобы его носил какой-либо другой человек. Поскольку оно также включает элемент шарратум («королева»), возможно, это не ее имя при рождении, а скорее имя, которое она взяла после замужества с Ашшурбанипалом или когда Асархаддон назначил его наследным принцем и наследником. В буквальном переводе Либбали-шаррат означает «внутренний город — королева». «Внутренний город» может быть термином для богини Иштар . В качестве альтернативы, это имя, возможно, следует интерпретировать как «[в] внутреннем городе [богиня] является королевой». [ 5 ] Либбали также было названием древнего храмового квартала в Ассуре , религиозном центре Ассирии. [ 8 ]

Возможно, между Либбали-Шарратом и сестрой Ашурбанипала Шерухой-Этират существовала некоторая напряженность. [ 9 ] В ц. В 670 г. до н. э., ближе к концу правления Асархаддона, Шерух-Этират написала письмо Либбали-Шаррат, в котором она отругала будущую царицу за то, что она не учится, и сообщила ей, что, хотя Либбали-Шаррат однажды станет царицей, Шерух-Этират все равно превосходит ее по рангу. поскольку она была дочерью короля. [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] Альтернативное прочтение письма состоит в том, что это была несколько грубая попытка помочь Либбали-Шаррат приспособиться к королевской жизни, а не попытка поставить ее на место. [ 13 ] В письме Шеруха-Этирата говорилось, что Либбали-шаррат, возможно, не умела читать и писать в то время, и что королевская семья будет позором, если она не сможет делать это после того, как станет королевой. [ 14 ] Хотя Либбали-Шаррат, как жену члена ассирийской царской семьи, уже давно готовили к своей роли, письмо показывает, что для того, чтобы стать женой наследного принца, все же потребовались большие корректировки даже на довольно позднем этапе. [ 13 ] Как можно заключить из более поздних документов, Либбали-шаррат действительно научилась правильно читать и писать и со временем начала разделять научные и литературные интересы своего мужа, который прославился тем, что собрал Библиотеку Ашшурбанипала . [ 15 ]
Царица Ассирии
[ редактировать ]
Начиная с реформ, инициированных Саргоном II ( годы правления 722–705 до н. э.), царицы Саргонидской династии ассирийских царей имели свои воинские части, присягнувшие непосредственно им. [ 16 ] Среди военного состава Либбали-шаррата был колесничий Мардук-шарру-ушур, отличившийся в гражданской войне 652–648 годов против брата Ашшурбанипала Шамаш-шум-укина . [ 3 ]
Либбали-шаррат, как известно, изображен вместе с Ашшурбанипалом на рельефе Ашшурбанипала «Вечеринка в саду», где они оба изображены обедающими в окружении служанок Либбали-шаррат, а сама Либбали-шаррат сидит напротив своего мужа в кресле с высокой спинкой. Тем временем Ашшурбанипал изображен лежащим на диване. Королевская чета с облегчением поднимает кубки, празднуя победу Ашшурбанипала над Эламом в 653 году до нашей эры . [ 17 ] [ 18 ] с головой эламского царя Теуммана, свисающей с одного из деревьев. Высокий статус Либбали-Шаррат как супруги иллюстрируется рельефом, насколько она близка к королю, а также ее украшениями и платьем. Показано, что Ашурбанипал обладает еще большей силой, поскольку на изображении он изображен немного больше и выше. [ 18 ] Однако поразительной деталью рельефа «Вечеринка в саду» является то, что, хотя Ашшурбанипал не носит свою корону, Либбали-шаррат носит. Тот факт, что она сидит, в то время как Ашурбанипал лежит, также важен, поскольку сидение на троне было божественной и царской привилегией. [ д ] Это означает, что вся сцена на самом деле организована вокруг Либбали-Шаррата, а не Ашшурбанипала. [ 20 ] Рельеф — единственное известное сохранившееся изображение из древней Ассирии, на котором изображен человек, отличный от царя, который не только эффективно держит двор, но и принимает царя. [ 21 ] [ и ]
Помимо рельефа «Вечеринка в саду», известно еще одно современное изображение Либбали-шаррата на стеле. На этом портрете изображена королева в формальной позе, совершающая некий ритуальный жест с растением. [ 22 ] Знатные женщины Ассирии, в том числе царицы, регулярно делали пожертвования храмам и совершали посвящения богам, чтобы заручиться божественным расположением и поддержкой. [ 23 ] Известно одно такое посвящение, написанное Либбали-шарратом, которое гласит: [ 24 ]
Для богини [...], великой [Леди], ее Леди. [Либбали-шаррат, супруга Ашшурбанипала, царя мира , царя Ассирии, она сделала его [...] из красного золота [ради жизни и здоровья] Ашшурбанипала, своего возлюбленного, (для) его длины дней, долголетия его трона и для нее самой, для ее жизни, ее долголетия и благополучия ее династии. Пусть (богиня) сделает свои слова приятными королю, ее мужу, и пусть она (богиня) заставит их состариться вместе. (Таким образом) она заставила (его) стоять и пожертвовала (его). [ 24 ]
Либбали-шаррат предположительно была матерью непосредственных преемников Ашшурбанипала, Ашшур-этил-илани ( годы правления 669–631 до н.э.) и Син-шар-ишкуна ( годы правления 669–631 до нашей эры), учитывая, что сыновья, рожденные от жен Ашшурбанипала низшего ранга, , такой как сын по имени Нинурта-шарру-усур, похоже, не играл никакой политической роли. [ 25 ] Либбали-шаррат, возможно, жил какое-то время после смерти Ашшурбанипала в 631 г. до н.э., поскольку существует табличка, датируемая правлением Ашур-этил-илани, где упоминается «мать царя». [ 26 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Хотя сегодня историки обычно используют его, [ 1 ] титула «царица» как такового в Неоассирийской империи не существовало . Женской версией слова «король» ( шаррум ) было «шарратум» , но оно предназначалось для богинь и иностранных королев, которые правили самостоятельно. Поскольку супруги королей не управляли собой, их не считали равными и поэтому не называли шарратумами . Вместо этого термин, зарезервированный для главной супруги, был MUNUS É.GAL (женщина дворца). [ 2 ] На ассирийском языке этот термин был переведен issi ekalli , позже сокращен до sēgallu . [ 1 ]
- ^ Имя Либбали-шаррата в более старых научных источниках иногда ошибочно переводится как Ашшур-шаррат ). [ 4 ]
- ↑ У ассирийских царей иногда было несколько жен одновременно, но не все были признаны царицами (или «дворцовыми женщинами»). Хотя в прошлом это оспаривалось, [ 1 ] [ 6 ] Похоже, что только одна женщина носила этот титул в любой момент времени, поскольку этот термин обычно появляется без уточнений (что указывает на отсутствие двусмысленности). [ 1 ]
- ↑ Возможно, изображение лежащего Ашшурбанипала было компромиссом между изображением его стоящим (невозможно, поскольку это изобразило бы его подчиненным своей сидящей жене) и сидящим на собственном троне (неуместно, поскольку в произведениях искусства обычно в любой момент времени изображался только один трон) . [ 19 ]
- ^ На самом деле нет известных изображений Ашшурбанипала, сидящего на троне или держащего суд, возможно, это означает, что символ трона терял свой статус в искусстве, а возможно, и при дворе, во время его правления. [ 19 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Кертай 2013 , стр. 109.
- ^ Спурриер 2017 , с. 173.
- ^ Jump up to: а б Мечи 2015 , стр. 164.
- ^ Альварес-Пон 2009 , с. 147.
- ^ Jump up to: а б Фрам 2014 , стр. 189.
- ^ Спурриер 2017 , с. 166.
- ^ Кертай 2013 , стр. 119.
- ^ Раднер 2015 , стр. 18–19.
- ^ Теппо 2007 , стр. 395.
- ^ Теппо 2007 , стр. 394.
- ^ Новотный и Синглетари, 2009 , стр. 172–173.
- ^ Мелвилл 2004 , с. 42.
- ^ Jump up to: а б Чавалас 2014 , с. 214.
- ^ Новотный и Синглетарий 2009 , с. 168.
- ^ Фрам 2004 , стр. 45.
- ^ Мечи 2015 , стр. 163.
- ^ Кертай 2020 , стр. 209.
- ^ Jump up to: а б Ганселл 2018 , с. 163.
- ^ Jump up to: а б Кертай 2020 , стр. 215.
- ^ Кертай 2020 , стр. 212.
- ^ Кертай 2020 , стр. 213.
- ^ Чавалас 2014 , с. 233.
- ^ Чавалас 2014 , с. 234.
- ^ Jump up to: а б Чавалас 2014 , с. 235.
- ^ Фрам 1999 , стр. 322.
- ^ Мечи 2015 , стр. 161.
Библиография
[ редактировать ]- Альварес-Мон, Хавьер (2009). «Пир Ашшурбанипала: вид из Элама». Ираника Антиква . 44 : 131–180. дои : 10.2143/IA.44.0.2034378 .
- Чавалас, Марк (2014). Женщины на Древнем Ближнем Востоке: справочник . Оксфорд: Рутледж. ISBN 978-0415448550 .
- Фрам, Эккарт (1999). «Кабала и любовь: Царская семья при дворе Ниневии» . От Вавилона до Иерусалима: Мир древних восточных царских городов (на немецком языке). Музей Рейсса в Мангейме.
- Фрам, Эккарт (2004). «Царская герменевтика: наблюдения над комментариями из библиотек Ашшурбанипала в Ниневии» . Ирак . 66 : 45–50. JSTOR 4200557 .
- Фрам, Эккарт (2014). «Дела семейные: психоисторические размышления о Сеннахириме и его временах». В Калими Исаак; Ричардсон, Сет (ред.). Сеннахирим у ворот Иерусалима: повесть, история и историография . Лейден: БРИЛЛ. ISBN 978-9004265615 .
- Ганселл, Эми Ребекка (2018). «В поисках неоассирийских цариц: междисциплинарная модель исследования древних женщин и создания древней истории». В Сварде, Саана; Аньес, Гарсиа-Вентура (ред.). Изучение гендера на Древнем Ближнем Востоке . Университетский парк: Айзенбраунс. ISBN 978-1575067704 .
- Кертай, Дэвид (2013). «Царицы Неоассирийской империи». Древние исследования Ближнего Востока . 40 (1): 108–124. дои : 10.1524/aof.2013.0006 . S2CID 163392326 .
- Кертай, Дэвид (2020). «Либбали-шаррат в саду: ассирийская царица, держащая двор» . Источник: Записки по истории искусства . 39 (4): 209–218. дои : 10.1086/709188 .
- Мелвилл, Сара К. (2004). «Неоассирийские царственные женщины и мужская идентичность: статус как социальный инструмент». Журнал Американского восточного общества . 124 (1): 37–57. дои : 10.2307/4132152 . JSTOR 4132152 .
- Новотны, Джейми; Синглетари, Дженнифер (2009). «Семейные узы: новый взгляд на семью Ашшурбанипала» . Студия Восточной Электроники . 106 : 167–177.
- Раднер, Карен (2015). Древняя Ассирия: очень краткое введение . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0198715900 .
- Спурриер, Трейси Л. (2017). «В поисках Хамы: об идентификации забытой царицы, похороненной в гробницах Нимруда» . Журнал ближневосточных исследований . 76 (1): 149–174. дои : 10.1086/690911 .
- Свард, Саана (2015). «Изменения в неоассирийском королевстве». Вестник Государственного архива Ассирии . XXI : 157–171.
- Теппо, Саана (2007). «Агентство и неоассирийские женщины дворца» . Студия Восточной Электроники . 101 : 381–420.