Шеруха-Этират
Шеруха-Этират | |
---|---|
Принцесса Ассирии | |
Супруг | Вошел (?) |
Проблема | Мэдайс (?) |
аккадский | 𒊩𒀭𒂔𒂊𒉈𒋥 ( Шеруа-Этират или Шеруа-этират ) |
Династия | Династия Саргонидов |
Отец | Асархаддон |
Мать | Эшарра-Хаммат (?) |
Šēruʾa-etirat ( неоассирийский аккадский : 𒊩𒀭𒂔𒂊𒉈𒋥 , латинизированный: Šēruʾa-etirat [ 1 ] или Шеруа-эхират , [ 2 ] что означает « Шеруа — тот, кто спасает»), [ 3 ] [ 4 ] по имени Саритра ( демотический : , сꜣрытꜣр ) [ 5 ] в более поздних арамейских текстах) — древняя ассирийская принцесса из династии Саргонидов , старшая дочь Асархаддона и старшая сестра его сына и преемника Ашшурбанипала . Она единственная из дочерей Асархаддона, известная по имени, и надписи, в которых перечислены царские дети, позволяют предположить, что она превосходила по рангу нескольких своих братьев, таких как ее младший брат Ашшур-мукин-палеа , но стояла ниже наследных принцев Ашшурбанипала и Шамаш-шума. -укин . Ее важность можно объяснить тем, что она, возможно, была самой старшей из всех детей Асархаддона.
Шеруха-Этират жила во время правления Ашшурбанипала, хотя ее дальнейшая судьба неизвестна; возможно, она была замужем за скифским царем Бартатуа и стала матерью его преемника Мадия ; в более поздней арамейской истории она играет центральную роль в попытке заключить мир между Ашшурбанипалом и Шамаш-шум-укином накануне их гражданской войны в 652 году до нашей эры и исчезает после того, как Ашшурбанипал убивает своего брата.
Биография
[ редактировать ]У Асархаддона , который правил Ассирией с 681 по 669 год до нашей эры, было несколько дочерей, но Шерух-Этират — единственная, известная по имени. Ее имя часто появляется в современных надписях. [ 1 ] По крайней мере, еще одна дочь, хотя и безымянная, известна из списков королевских детей, а Шеруа-Этират явно обозначена как «старшая дочь», что означает, что были и другие принцессы. [ 6 ] Поскольку списки царских детей непоследовательны, трудно определить возраст Шерухи-Этират относительно ее братьев и сестер мужского пола. [ 7 ] Обычно ее указывают в честь наследных принцев Ашшурбанипала (который должен был унаследовать Ассирию ) и Шамаш-шум-укина (который должен был унаследовать Вавилон ), но впереди младших братьев Ашшур-мукин-палеа и Ашшур-этель-шаме-эршети. -мубаллиссу . Таким образом, она, похоже, занимала третье место среди королевских детей, несмотря на то, что у нее было более двух сыновей. [ 8 ] Она была старше Ашшурбанипала, и одна из теорий относительно ее высокого статуса состоит в том, что она могла быть самой старшей из детей Асархаддона. [ 7 ]
Имя Шеруа-Этират указано среди имен ее братьев в документе, касающемся еды и потенциальных подарков для празднования Нового года, а также она упоминается в гранте Ашшурбанипала. Она также появляется в медицинском отчете о королевской семье за 669 г. до н.э. [ 9 ] Известно, что она приносила жертвы богу Набу вместе с детьми мужского пола и присутствовала на мероприятиях и церемониальных банкетах вместе со своими братьями и сестрами мужского пола. [ 6 ] Она также появляется в тексте времен правления Асархаддона или Ашшурбанипала, где Набу-надин-шуми, главный , пишет экзорцист Вавилонии принцессе, сообщая, что он молится за ее отца и за нее. [ 9 ]
Брак с Бартатуа
[ редактировать ]В вопросах Асархаддона оракулу бога Солнца Шамаша упоминается, что Бартатуа , скифский царь, стремившийся к сближению с ассирийцами, в 672 г. до н.э. просил руки дочери Асархаддона в браке. [ 10 ] Шерух-Этират, возможно, женился на Бартатуа , хотя сам брак не записан в ассирийских текстах. Тесный союз между скифами и Ассирией во время правления Бартатуа и его сына и преемника Мадия позволяет предположить, что ассирийские жрецы действительно одобряли этот брак между дочерью ассирийского царя и кочевым господином, чего никогда раньше не случалось в ассирийской истории; Таким образом, скифы заключили брачный союз с Ассирией, а Шерух-Этират, возможно, была матерью сына Бартатуи Мадея. [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ]
Требуемый брак Бартатуа с Шеруа-Этиратом потребовал бы, чтобы он присягнул на верность Ассирии как вассал, и в соответствии с ассирийским законодательством территории, которыми он управлял, были бы его феодальным владением, предоставленным ассирийским царем, что сделало скифское присутствие в Западной Азии номинальное продолжение Неоассирийской империи. [ 10 ] При таком устройстве могущество скифов в Передней Азии во многом зависело от их сотрудничества с Ассирийской империей, благодаря чему скифы отныне оставались союзниками Ассирийской империи, пока она не начала распадаться после смерти преемника Асархаддона Ашшурбанипала . [ 16 ]
Письмо Либбали-шаррату
[ редактировать ]Хотя Шеруа-Этират упоминается в нескольких королевских надписях, она наиболее известна своим письмом к своей невестке Либбали-шаррат , жене ее брата, наследного принца Ашшурбанипала, написанным около ок. 670 год до нашей эры . В этом письме Шерух-Этират она почтительно упрекает Либбали-шаррат за то, что она не учится, а также напоминает ей, что, хотя Либбали-шаррат должна стать будущей царицей, Шерух-Этират все же превосходит ее по рангу, поскольку она дочь царя (титул, который мог бы переводится как Марат Шарри , «дочь короля» на аккадском языке ), в то время как Либбали-шаррат - всего лишь невестка короля. [ 1 ] [ 7 ] [ 8 ] В переводе на английский язык письмо Шерухи-Этирата гласит: [ 17 ]
Слово царской дочери Либбали-шаррату.
Почему бы тебе не написать на планшете и не сделать домашнее задание? Ибо если вы этого не сделаете, они скажут: «Разве это сестра Шеруа-Этирата, старшей дочери Наследного дворца Ашшур-этель-илани-мукинни, [ н 1 ] великий царь, могучий царь, царь мира, царь Ассирии?»
Однако ты всего лишь невестка — хозяйка дома Ашшурбанипала, великого наследного принца Асархаддона, царя Ассирии. [ 17 ]
Начало письма («слово царской дочери») поразительно. Начало «это слово короля» обычно использовал только сам король. В письме предполагается, что королевский дом будет опозорен, если Либбали-шаррат не сможет читать и писать. [ 2 ] Некоторые ученые интерпретировали это письмо как знак того, что между обитателями древнего ассирийского царского дворца иногда возникала социальная напряженность. [ 9 ]
Спустя годы
[ редактировать ]Титул Шеруа-Этирата после смерти Асархаддона был ахат шарри («сестра царя»). [ 19 ] хотя роль, которую она сыграла при дворе своего брата Ашшурбанипала после смерти Асархаддона, и ее дальнейшая судьба неизвестны. [ 7 ]
Наследие
[ редактировать ]Более поздняя арамейская история, основанная на гражданской войне между ее братьями Ашурбанипалом и Шамаш-шум-укином (652–648 до н.э.), дает Саритре (Шеру'а-Этират) центральную роль в переговорах до начала гражданской войны около 652 г. до н.э. [ 7 ] [ 9 ] По сюжету Шеруха-Этират пытается заключить мир между Сарбанабалом (Ашшурбанипал) и Сармуге (Самаш-шум-укин). [ 9 ] Когда это терпит неудачу и Сарбанабал убивает Сармуге, Саритра исчезает, возможно, в изгнании. [ 20 ]
Если Шеруа-Этират женился на Бартатуа, она, вероятно, была матерью его преемника Мадея , который довел скифское могущество в Западной Азии до пика. [ 10 ] После того, как после смерти Ашурбанипала Неоассирийская империя начала распадаться, Мадис был убит мидийским царем Киаксаром , который изгнал скифов из Западной Азии. [ 21 ] [ 22 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Теппо 2007 , стр. 394.
- ^ Jump up to: а б Новотный и Синглетарий 2009 , с. 168.
- ^ «Шеруха-этерат [1] (ПН)» . Открытый богато аннотированный клинописный корпус . Пенсильванский университет .
- ^ Рот 1958 , с. 403.
- ^ Нимс и Штайнер 1985 .
- ^ Jump up to: а б Кертай 2013 , стр. 119.
- ^ Jump up to: а б с д и Новотный и Синглетарий, 2009 , стр. 172–173.
- ^ Jump up to: а б Мелвилл 2004 , с. 42.
- ^ Jump up to: а б с д и Теппо 2007 , стр. 395.
- ^ Jump up to: а б с Сулимирски и Тейлор 1991 , с. 564-5
- ^ Sulimirski & Taylor 1991 , стр. 566–567: «Бартатуа, вероятно, хорошо осознавал шаткое положение Асархаддона в 674 году и, должно быть, считал себя достаточно могущественным, чтобы просить руки ассирийской принцессы Шерна-этерт, наследника Асархаддона. дочь Асархаддона, по-видимому, не возмущалась ее браком с варваром, но он опасался, что «жертва» может оказаться напрасной... История не сообщает нам прямо, женился ли Бартатуа на ассирийской царской принцессе, но, похоже, это произошло. от прочного ассиро-скифского союза и лояльной поддержки Ассирии со стороны скифов почти до конца этого царства».
- ^ Барнетт 1991 .
- ^ Дьяконов 1985 , стр. 89–109: «Протофей просил руки дочери Асархаддона, и вопрос, заданный оракулу, касается целесообразности положительного ответа. ... Ассирийские жрецы, очевидно, санкционировали беспрецедентный брак дочери ассирийского царя вождю кочевников, поскольку последующие события лучше всего интерпретировать, исходя из предположения, что и Протофей, и его сын Мадий стали и оставались верными союзниками Ассирии в течение почти полувека».
- ^ Bukharin 2011 : "С одной стороны, Мадий, вероятно, полуассириец, даже будучи «этническим» полускифом (его предшественник и, вероятно, отец, ‒ царь скифов Прототий, женой которого была дочь ассирийского царя Ассархаддона)" [On the one hand, Madyes is probably a half-Assyrian, even being an “ethnic” half-Scythian (his predecessor and, probably, father, is the king of the Scythians Protothyes, whose wife was the daughter of the Assyrian king Essarhaddon)]
- ^ Ivantchik 2018 : «Примерно в 672 г. до н.э. скифский царь Партатуа ( Protothýēs of Hdt., 1.103) просил руки дочери ассирийского царя Асархаддона, обещая заключить договор о союз с Ассирией Вероятно, этот брак имел место и союз тоже возник (САА IV, № 20; Иванчик, 1993, с. 93-94; 205-9)».
- ^ Сулимирски и Тейлор 1991 , с. 564-567.
- ^ Jump up to: а б Барьямович 2011 , стр. 55–56.
- ^ Халтон и Свард 2017 , стр. 150.
- ^ Мелвилл 2004 , с. 38.
- ^ Липинский 2006 , стр. 183.
- ^ Дьяконов 1985 , с. 119.
- ^ Дьяконов 1993 .
Источники
[ редактировать ]- Барьямович, Гойко (2011). «Гордость, пышность и обстоятельства» . Королевские суды в династических государствах и империях: глобальная перспектива . БРИЛЛ. ISBN 978-90-04-20622-9 .
- Барнетт, Р.Д. (1991). «Урарту». В Бордмане, Джон ; Эдвардс, IES ; Хаммонд, ШФЛУ ; Соллбергер, Э. (ред.). Предыстория Балкан; и Ближний Восток и Эгейский мир, десятый-восьмой века до нашей эры . Кембриджская древняя история . Том. 3. Кембридж , Великобритания : Издательство Кембриджского университета . стр. 356–365. ISBN 978-1-139-05428-7 .
- Bukharin, Mikhail Dmitrievich [in Russian] (2013). "Колаксай и его братья (античная традиция о происхождении царской власти у скифов" [Kolaxais and his Brothers (Classical Tradition on the Origin of the Royal Power of the Scythians)]. Аристей: вестник классической филологии и античной истории (in Russian). 8 : 20–80 . Retrieved 2022-07-27 .
- Дьяконов, И.М. (1985). «Медиа». В Гершевиче, Илья (ред.). Медианный и ахеменидский периоды . Кембриджская история Ирана . Том. 2. Кембридж , Великобритания : Издательство Кембриджского университета . стр. 94–95. ISBN 978-0-521-20091-2 .
- Дьяконов, И.М. (1993). «КИАКСАР» . Энциклопедия Ираника . Нью-Йорк , США : Фонд Энциклопедии Ираника ; Издательство «Брилл» . Проверено 10 ноября 2021 г.
- Хэлтон, Чарльз; Свард, Саана (2017). Женская письменность Древней Месопотамии . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-1107052055 .
- Иванчик, Аскольд (1993). «СКИФЫ» . Энциклопедия Ираника . Нью-Йорк , США : Фонд Энциклопедии Ираника ; Издательство «Брилл» . Проверено 10 ноября 2021 г.
- Кертай, Дэвид (2013). «Царицы Неоассирийской империи» . Древние исследования Ближнего Востока . 40 (1): 108–124. дои : 10.1524/aof.2013.0006 . S2CID 163392326 .
- Липинский, Эдвард (2006). На подступах Ханаана в железном веке: историко-топографические исследования . Orientalia Lovaniense analecta. Том. 153. Левен , Бельгия : Peeters Publishers . ISBN 978-9-042-91798-9 .
- Мелвилл, Сара К. (2004). «Неоассирийские царственные женщины и мужская идентичность: статус как социальный инструмент». Журнал Американского восточного общества . 124 (1): 37–57. дои : 10.2307/4132152 . JSTOR 4132152 .
- Нимс, Чарльз Ф.; Штайнер, Ричард К. (1985). «Ашурбанипал и Шамаш-Шум-Укин: Повесть о двух братьях из арамейского текста в демотическом письме: Часть 1» . Библейское ревю . 91 (1): 60–81. JSTOR 44088732 .
- Новотны, Джейми; Синглетари, Дженнифер (2009). «Семейные узы: новый взгляд на семью Ашшурбанипала» . Студия Восточной Электроники . 106 : 167–177.
- Рот, Марта Т. (1958). Ассирийский словарь Восточного института Чикагского университета, том 4 (E) . Издательство Чикагского университета.
- Теппо, Саана (2007). «Агентство и неоассирийские женщины дворца» . Студия Восточной Электроники . 101 : 381–420.
- Сулимирский, Тадеуш ; Тейлор, Т.Ф. (1991). «Скифы». В Бордмане, Джон ; Эдвардс, IES ; Хаммонд, ШФЛУ ; Соллбергер, Э .; Уокер, CBF (ред.). Ассирийская и Вавилонская империи и другие государства Ближнего Востока, с восьмого по шестой век до нашей эры . Кембриджская древняя история. Том. 3. Кембридж : Издательство Кембриджского университета . стр. 547–590. ISBN 978-1-139-05429-4 .