Урарту религия

Религия Урарту — система верований, принятая в древнем государстве Урарту , существовавшем с VIII по VI века до нашей эры. Это было типично для деспотических государств Ближнего Востока . Религия Урарту носила политеистический характер и произошла от более ранних верований Месопотамии и Анатолии . [ 1 ] Как и в других верованиях древнего Ближнего Востока , в Урарту существовал пантеон божеств , покровительствующих различным явлениям. Главным божеством был Халди . Миры людей и богов объединялись посредством ритуальных жертвоприношений . Религия Урарту вобрала в себя мотивы древа жизни , змея и крылатого солнечного диска, характерные для древнего Ближнего Востока. [ 2 ] На фоне месопотамских верований Урарту отличалось высоким уровнем религиозной толерантности. [ 3 ] что было обусловлено многонациональностью государства. [ 4 ]
Источники по изучению религии Урарту.
[ редактировать ]



Источники по изучению религии Урарту скудны. У ученых имеется ограниченное количество документов, описывающих ритуалы и систему верований урартов. Уникальным письменным источником является текст, написанный во времена правления короля Ишпуини и высеченный на скале близ Топраккале . Текст был помещен у «Божьих ворот», известных в наше время как «Ворота Мгера». Ворота представляют собой прямоугольное неглубокое трехрамное углубление в скале. Согласно древним восточным верованиям, эти три уровня символизировали тройные двери, через которые божества могли выйти из глубины скалы. [ 5 ] [ 6 ]
Текст на воротах был обнаружен в 1916 году Иосифом Орбели во время работы русской археологической экспедиции. [ 7 ] Надпись оказалась списком всех урартских божеств. При раскопках в Аджанисе, где была обнаружена крепость времен Русы II , был найден документ с описанием жертвенного ритуала божеству Халди. [ 8 ] У исследователей также есть копии, содержащие упоминания о Халди: «Именем бога Халди я, царь Урарту, построил это зернохранилище...». Подобные формулы содержатся в некоторых письменных источниках и немногочисленных сохранившихся предметах материальной культуры с изображениями божеств или изображениями религиозных обрядов. Никаких мифологических текстов, молитв или магических заклинаний до сих пор обнаружено не было. [ 9 ]
Урартские религиозные обряды были похожи на ассирийские и хеттские . Это обстоятельство облегчает исследователям понимание некоторых символов урартских верований. [ 10 ] [ 11 ]
Развитие религии Урарту
[ редактировать ]Элементы древней восточной религии, вероятно, достигли Армянского нагорья еще до возникновения государства Урарту. В конце второго тысячелетия до нашей эры урарты мигрировали из-за реки Ревандуз в провинции Западный Азербайджан в Иране на запад. Принятая ими месопотамская система верований стала ядром религии Урарту. Верования хурритов , поселившихся на Армянском нагорье после падения Митанни , также считаются зародившимися в Месопотамском регионе. По теории Бориса Пиотровского , религии урартов и хурритов перемешались. [ 12 ] Игорь Михайлович Дьяконов , напротив, лишь указал на сходство двух божеств: Феиспа и Тешуба . По его словам, пантеоны божеств двух народов были разными, хотя два народа были родственными. [ 13 ] На верования урартов (через хурритов) повлияли верования хеттов, чей пантеон имел общие элементы с месопотамскими религиями. Из этой смеси ближневосточных верований возникла религия и пантеон урартских божеств. [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ]
Возникновение и развитие урартской государственности стало основной причиной создания канона религиозных верований. Аналогично эволюция верований происходила и в деспотических государствах Древнего Востока. Государственная религия была в руках правителя дополнительным инструментом контроля подданных. [ 18 ] Процесс кристаллизации системы верований Урарту завершился во время правления Ишпуини, присоединившего к государству Мусасир , центр культа Халди. [ 17 ] Этот город располагался к востоку от озера Ван . Отсюда началась урартская экспансия на Запад. При Ишпуини урартская письменность стала добавлять к имени царя формулу «Во имя бога Халди…».
В период Ишпуини на «воротах Мгера» был выгравирован полный список урартских божеств с информацией о количестве приносимых им в жертву животных. [ 19 ] В годы правления Менуа , Аргишти I , Сардури II и Русы I , то есть в период расцвета государства, в Урарту были возведены многочисленные храмы, большая часть которых была посвящена Халди. Во многих урартских городах регулярно проводились религиозные церемонии и ритуальные жертвоприношения.
В 714 году до нашей эры урартская армия потерпела поражение от ассирийцев под командованием Саргона II . Руса I спрятался за стенами Тушпы , а Саргон II совершил маневр, в результате которого был взят и разрушен Мусасир. Главный храм Халди был разграблен, а статую божества увезли в Ассирию. 714 год до н. э. оказался переломным как для государственности Урарту, так и для его религии. Хотя статуя божества была успешно выкуплена, прежнее положение Халди не было восстановлено. Во время правления Русы II , когда Урарту ненадолго восстановил свою прежнюю власть, превосходство Халди над другими божествами не было дано при возведении новых храмов. [ 17 ] В последний период существования ослабленного Урарту молитвы и подношения часто возносились Феипасу, ассирийскому Ашуру и вавилонскому Мардуку . [ 20 ] Предположительно, перенос столицы в Тейшебаини был мотивирован религиозно и, кроме того, политически. Тейшебаини был центром поклонения Феипасу, на которого возлагались надежды на возрождение государства. [ 17 ]
Мифология Урарту
[ редактировать ]Пантеон урартских божеств
[ редактировать ]Структура пантеона урартских божеств имела общие черты с месопотамской религией, частично опосредованной Ассирией, частично хурритами. Только главное божество Халди оставалось урартским. В урартском писании имена Феиспа и Шивини были написаны с использованием ассирийских идеограмм , которые в Ассирии соответствовали Хададу и Шамашу . С другой стороны, имя Халди имело фонетическое обозначение. Известные религиозные ритуалы, в том числе принесение жертв, также имели месопотамское происхождение. [ 21 ]
Урартские божества были антропоморфными , но сохраняли некоторые зооморфные элементы: наиболее распространенными атрибутами животных были рога и крылья. [ 22 ] Отдельное место в пантеоне урартских божеств занимали ипостаси Халди . [ 23 ] Некоторые божества носили тотемический характер, например, боги гор, троп и пещер. [ 24 ] Мужские божества занимали в пантеоне более высокое положение, чем женские. В описи Ишпуини божества мужского пола значились на первых 63 позициях из 79. [ 25 ]
Некоторые ученые Урарту выдвигают точку зрения, что каждое урартское божество принадлежит определенной вершине Армянского нагорья. [ 6 ]
Главные урартские божества
[ редактировать ]В число главных богов урартского пантеона входили Халди, Теиспа и Шивини, а также их супруги — Арубани , Хуба и Тушпуэа соответственно. Урартские цари взывали к этим трем божествам во время описаний успешных военных экспедиций; например, Аргишти I поместил молитву в четвёртую колонну старины Хорхор, выгравированной на скале Ван в Тушпуа:
«...На третий день я собрал воинов и вознес молитвы Халди, правителю, богу Теиспасу, богу Шивини, всем богам земли Биайнила за то, что я желал совершить во славу Господа; боги услышали мою просьбу, я совершил поход на землю Урме, я завоевал землю Урме...»
Просьба о помощи в битвах была, пожалуй, самым важным аспектом взаимоотношений правителей и богов. По поверьям, Халди был главной силой, способствовавшей победе. С Халди был связан священный огонь, его храмы назывались «домом оружия» и «домом щита». Другой формой почитания главных божеств была формула, заканчивавшаяся надписями на стелах и скалах:
«[Если] кто-то уничтожит эту надпись, [или] кто-то сломает ее, [или] кто-то принудит кого-либо совершить такие действия, ... [то] пусть [они] будут уничтожены богами Халди, Феипасом, Шивини, всеми их боги под солнцем». [ 26 ]
- Главные божества
-
Халди, вооруженный огнем
-
Феипас на льве
-
Шивини на быке
-
Супруга Халди – Арубани.
Держать
[ редактировать ]Халди был главным божеством урартского пантеона. Он был единственным человеком урартского происхождения. [ 21 ] Этимология его имени остается неясной. Вероятно, оно означает «небеса», поскольку именно таково значение слова хал в языках Северо-Восточного Кавказа , с которыми хуро-урартские языки родственны . В данном случае имя «Халди» могло означать «синий». [ 23 ] [ 27 ] Исследования хуро-урартских языков конца 20 века не подтверждают эту гипотезу. [ 28 ] Центром культа Халди был город Мусасир, ныне расположенный в провинции Западный Азербайджан в Иране. [ 14 ] [ 29 ]
Теспас
[ редактировать ]Феипас занимал второе место в иерархии пантеона урартских божеств после Халди. Его символом был бык; иногда его изображали верхом на льве. Феиспа имел много общего с ассирийским богом Хададом. В урартской клинописи имя бога было написано с использованием ассирийской идеограммы. И имя, и атрибуты Тейшебы также отсылают к хурритскому Тешубу. Существует гипотеза, что Феиспа был заимствован урартами из Месопотамии через хеттов. [ 21 ] В честь Феиспа был назван город Тейшебаини, расположенный на холме Кармир Блур .
Шивани
[ редактировать ]Шивини был третьим главным божеством Урарту. Его атрибутом был крылатый щит. Шивини соответствовал ассирийскому Шамашу; в урартской клинописи его имя было написано ассирийской идеограммой. [ 9 ] Столица Урарта Тушпа, вероятно, была центром культа Шивини. [ 30 ] [ 31 ]
Другие урартские божества
[ редактировать ]В пантеон Урарту входили также женские божества во главе с женами главных богов – Арубани, Хубы и Тушпуэа. Кроме того, среди наиболее выдающихся богов были: Шеларди, лунное божество , которое соответствовало месопотамскому Сину , и Цинуарди , которое разделяло характеристики с Иштар . Божества в списке Ишпуини были сгруппированы по полу, и, поскольку божества мужского пола были помещены в начало списка, [ 30 ] это позволило исследователям определить пол Шебити, которую первоначально пытались отождествить с вавилонской богиней Сабиту. [ 32 ] В список урартских божеств входят также тотемические божества и многочисленные ипостаси Халди.
Элементы мифологии
[ редактировать ]Урартская письменность почти не содержит упоминаний об урартской мифологии. Некоторые мифологические персонажи изображены на предметах материальной культуры. К ним относятся изображения древа жизни, змеи, грифона и крылатого щита. Подобные мифологические элементы присутствовали и в соседних с Урарту странах, поэтому ученые предполагают, что связанные с ними религиозные ритуалы были схожими. [ 24 ]
Темы древа жизни и змеи
[ редактировать ]Изображения древа жизни появляются на печатях, обнаруженных в Тушпе. На них изображены фигуры, склонившиеся к дереву. На некоторых тюленях люди держат сосуды с водой. [ 33 ] Дерево жизни также появилось вместе с астральными символами – луной и звездами. Мотив дерева, используемый в качестве орнамента, также был популярным сюжетом настенных росписей. [ 24 ]
Грифоны и ангелы
[ редактировать ]Сохранились урартские памятники материальной культуры с изображениями фигур с крыльями. Исследователи предполагают, что появление таких существ связано с процессом антропоморфизации урартских божеств. Появление крылатых фигур в урартской мифологии стало результатом постепенного превращения зооморфных божеств каменного века в антропоморфных. На этапе трансформации божествам придавались зооморфные черты, такие как добавление крыльев или сопутствующего животного-символа.
Крылатый щит
[ редактировать ]Мотив крылатого щита был широко распространен в цивилизациях Древнего Египта , Месопотамии и Хеттского государства. Щит был символом солнечного божества Шивини. Урартский символ не содержал деталей, встречающихся на месопотамских и египетских щитах. Стиль урартского щита был аналогичен хеттскому. Ритуалы, в которых он использовался, напоминали ассирийское богослужение. [ 34 ]
- Темы древа жизни и змеи
-
Змеи, склонившиеся над древом жизни на шлеме Сардури II из Кармира Блюра (Музей истории Армении)
-
Фрагмент шлема Сардури II с мотивом древа жизни и крылатыми фигурами с обеих сторон.
-
Типичное для искусства Урарту древо жизни – резьба по слоновой кости из Топраккале ( Музей анатолийских цивилизаций ).
-
Отпечаток цилиндрической печати с изображением змеи, найденной на Кармир Блуре (Музей истории Армении)
-
Фрагмент фрески со сценой поклонения древу жизни (Музей анатолийских цивилизаций)
- Крылатый щит
-
Изображение Шивини с бронзового пояса из Кармира Блюра ( Музей истории Армении )
-
Крышка каменной шкатулки. Крылатый щит соседствует с мотивом поклонения дереву.
-
Серебряный медальон Кармира Блюра периода падения Урарту (Музей истории Армении)
- Крылатые фигуры
-
Бронзовый поясной грифон из Кармира Блюра (Музей истории Армении)
-
Скульптуры из слоновой кости из Топраккале (Музей анатолийских цивилизаций)
-
Скульптура крылатого божества, украшавшая трон в Топраккале (Эрмитаж)
Религиозное поклонение
[ редактировать ]Поклонение урартским божествам проявлялось главным образом в жертвенных ритуалах. Они происходили как на открытом воздухе, так и в храмах. Согласно канону Ишпуини, для жертвоприношений использовались быки, коровы и овцы. Их количество зависело от ранга божества: от одной овцы у богини Барзии, до 17 волов и 34 овец у Халди. В Тушпе на Ванской скале для жертвоприношений использовалась площадка, оборудованная каналами для слива крови забитых животных. [ 35 ] Подобные площади были обнаружены и в других городах.
Во время правления Аргишти I, Сардури II, Аргишти II и Русы II к Урарту были присоединены новые территории на западе и востоке, что привело к диверсификации урартских религиозных практик. [ 36 ] Письменные источники периода правления Русы II содержат описания жертвоприношений, отличные от описаний в каноне Ишпуини. В жертву приносились очень молодые животные. Их возраст в среднем составлял два дня. Ритуал убийства происходил в храме. При раскопках в Кармир-Блуре был найден прах более четырех тысяч животных. Исследования показали, что некоторые из них были убиты вскоре после рождения. [ 37 ] [ 38 ]
Во время раскопок в Топраккале немецкая экспедиция археологов обнаружила жертвенный алтарь, на котором, помимо костей животных, находились кости принесенных в жертву людей. [ 39 ] Следы человеческих жертвоприношений были обнаружены и в Бастаме – крепости периода правления Русы II. [ 29 ] [ 40 ] При раскопках крепости Аджанис была найдена глиняная табличка с описанием ритуального убийства мальчика в честь Халди. [ 8 ]
Урартские храмы
[ редактировать ]Урартские храмы были небольшими по размерам. Основная часть их убранства была богато украшена и непригодна для использования на поле боя доспехами из меди, бронзы и драгоценных металлов. [ 41 ] С конца VIII века до нашей эры бронзовое оружие практически не использовалось. На смену ему пришло железное оружие. Старые бронзовые урарты предлагали в дар божествам. [ 42 ] Согласно летописям Саргона II, его армия при разграблении крупнейшего урартского храма в Мусасире награбила более ста тонн меди, двадцать пять щитов, полторы тысячи копий и более трехсот тысяч медных и бронзовых мечей и кинжалов. . [ 43 ] Храм в Мусасире выделялся среди других своей архитектурой и внутренним убранством . [ 17 ] По ассирийским данным, из его сокровищниц в 714 г. до н.э. было вывезено около двух тонн золота и десяти тонн серебра в виде самородков и украшений. [ 44 ] Кроме того, из скинии выводили скот, предназначенный для жертвоприношений. [ 45 ] Ассирийские анналы Саргона II не содержат сведений о железных изделиях, которые могли находиться в храме Мусасира. Поэтому ученые предполагают, что в Урарту существовал запрет на внесение в храмы железных предметов, как это было в кущах в Месопотамии и Иудее . [ 46 ]
Урартские магические ритуалы
[ редактировать ]Погребальные обряды
[ редактировать ]
Исследователи не выделяют какой-либо формы погребения, характерной для урартской культуры. Погребальные обряды были разнообразны. В пределах одного кладбища были как кремированные прахи, так и обычные могилы. [ 29 ] После сожжения трупа прах помещали в урну и закапывали в землю. Иногда вместо урны использовали глиняный горшок с тремя отверстиями или разбитый или треснувший глиняный сосуд. [ 47 ] В некоторых захоронениях обнаружены предметы, принадлежавшие умершим: характерные для Урарту браслеты, бронзовые пояса, сломанное оружие и уздечки . [ 48 ] [ 49 ] Наиболее распространенной формой захоронения в Урарту была кремация . Его использовали в основном при погребении королей и придворных. королевский колумбарий В пещерах Ван-Рока на самом нижнем уровне был обнаружен .
Разнообразие погребальных обрядов свидетельствует о мультикультурализме Урарту и отсутствии инициативы по стандартизации погребальных практик со стороны центральной власти. [ 29 ] [ 50 ] Конструкция царских гробниц Урарта в Ван-Роке была аналогична той, которая использовалась при строительстве гробниц в Иерусалиме и Фригии . Вполне вероятно, что этот метод строительства гробниц зародился в Древнем Египте раннединастического периода. [ 51 ]
Другие известные урартские магические ритуалы
[ редактировать ]Урартские глиняные таблички с текстами молитв, заклинаниями и описаниями религиозных обрядов не сохранились. Считается, что магические ритуалы, характерные для Месопотамии, существовали и в Урарту. К ним, вероятно, относилась магия числа три: тройное повторение слова или тройное использование формулы в описаниях действий правителя, обращенных к Халди. Магическое значение придавалось и некоторым предметам: гладким и цилиндрическим печатям, а также бронзовым поясам, которые были широко распространены в Урарту и, как считалось, обладали защитной силой. [ 52 ] Вино играло важную роль в религиозных церемониях. Практиковалось предлагать его божествам и ритуально потреблять. Глиняные и бронзовые сосуды, используемые для торжественных пиров, украшались символами божеств. Были найдены бронзовые котлы, которые использовались для ритуальных подношений Халди и Шивини. На них сохранились орнаменты в форме головы быка. [ 53 ]
Религиозная толерантность
[ редактировать ]Отличительной чертой урартской религии была толерантность. [ 3 ] Единая во время правления Ишпуини государственная религия наряду с расширением границ Урарту сосуществовала с верованиями завоеванных территорий. Урартские цари не запрещали иностранные религиозные обряды. Они также возводили храмы в честь местных божеств. В Эребуни Аргишти I построил скинию хеттских и лувийских божеств для переселенцев из земли Хатти . [ 54 ] В ходе раскопок в Кармир-Блуре были обнаружены идолы, типичные для эпохи неолита , которым поклонялись и в период Урарту. О религиозной толерантности свидетельствует и разнообразие погребальных обрядов. [ 55 ]
- Элементы иностранных верований в Урарту
-
Фундамент храма Иммаршиа, возведенного Аргишти I в Эребуни
-
Каменный идол из Кармира Блюра
-
Каменный идол из Кармира Блюра
Наследие религии Урарту
[ редактировать ]Урартская культура была подчинена правителю. В основном оно было сосредоточено вокруг нескольких центральных городов. После сноса этих городов урартское культурное наследие было утрачено. Влияние урартской цивилизации на другие народы было ограниченным. [ 56 ] Достижения урартской культуры через мидян были использованы Ахеменидами , [ 17 ] [ 57 ] которые ввели в свою культуру некоторые урартские символы; например, стал крылатый щит Фаравахара символом зороастризма . [ 58 ] Элементы урартской религии были переняты древними армянами, жившими на Армянском нагорье после падения Урарту. [ 59 ] Зороастризм был популяризирован среди армян дохристианского периода, а некоторые мифологические сюжеты и священные места сохранили свое сакральное значение в несколько измененном виде. [ 60 ] [ 61 ] [ 62 ] Например, урартские «божьи ворота» на скале рядом с Русахинили, где во времена правления Ишпуини был выгравирован список урартских божеств, армяне переименовали в «Ворота Мгера». Новое имя имело персидскую этимологию. Имя героя Мгера этимологически было связано с Митрой . Армянская традиция сохранила историю о том, как Мгер регулярно выходил из скалы. В период существования Урарту ждали ухода Халди. [ 63 ]
В научной литературе первой половины ХХ века не раз возникали гипотезы о халдейском народе ( καλδαιοι ), упоминаемые в древних источниках. Предполагалось, что халдеи взяли свое название от урартского Халди. [ 64 ] [ 65 ] Эта точка зрения была опровергнута после тщательных лингвистических и исторических исследований. [ 1 ] [ 17 ] [ 66 ] [ 67 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б ЧП Зиманский. Древний Арарат. Справочник по урартоведению . п. 86.
- ^ Б.Б. Пиотровский. Ванское царство (Урарту) . pp. 220–231.
- ^ Jump up to: а б М. Чахин. Королевство Армения . п. 141.
- ^ ЧП Зиманский. Экология и империя. Устройство Урартского государства .
- ^ Б.Б. Пиотровский. Ванское царство (Урарту) . pp. 221, 224–225.
- ^ Jump up to: а б М. Сальвини. «Историческая справка урартского памятника Мехер Каписи». В Чилингироглу А.; Французский DH (ред.). Анатолийский железный век. Материалы третьего анатолийского коллоквиума по железному веку, состоявшегося в Ване, 6–12 1990 г. Том. 3. С. 205–210.
- ^ Н.Я. Марр; И.А. Орбели. Археологическая экспедиция 1916 года в Ван .
- ^ Jump up to: а б М. Сальвини. «Надписи Аяниса. Клинопись и иероглифы». В Чилингироглу А.; Сальвини М. (ред.). Десятилетние раскопки Русахинили Эйдуру-кай, 1989–1998 гг . стр. 257–320.
- ^ Jump up to: а б Б.Б. Пиотровский. Ванское царство (Урарту) . p. 220.
- ^ Б.Б. Пиотровский. Ванское царство (Урарту) . pp. 228–231.
- ^ ЧП Зиманский. Древний Арарат. Справочник по урартоведению . стр. 86–87.
- ^ Б.Б. Пиотровский. Ванское царство (Урарту) . p. 231.
- ^ И.М. Дьяконов. Языки древней Передней Азии . p. 133.
- ^ Jump up to: а б Г.А. Меликишвили (1948). "Мусасир и вопрос о древнейшем очаге урартских племён". Вестник древней истории . 2 : 37–48.
- ^ М. Сальвини. История и культура урартов .
- ^ ЕС Стоун; ЧП Зиманский. «Урартская трансформация во внешнем городе Аянис». В А. Т. Смите; К.С. Рубинсон (ред.). Археология в приграничье: исследования на Кавказе и за его пределами .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г РД Барнетт. «Урарту». В Эдвардсе IES (ред.). Кембриджская древняя история . 1. Том. 3. С. 314–371.
- ^ И.М. Дьяконов; В.Д. Неронова; И.С. Свенцицкая (eds.). "Ранняя древность". История древнего мира . Vol. 1.
- ^ Б.Б. Пиотровский. Ванское царство (Урарту) . pp. 62, 221.
- ^ М. Сальвини (2002). «Стела Русы III Эрименахи из Ванской области». Микенские и эгейско-анатолийские исследования . 44 (2): 115–144.
- ^ Jump up to: а б с Б.Б. Пиотровский. Ванское царство (Урарту) . pp. 220–221.
- ^ Б.Б. Пиотровский. «Урартская мифология». У Токарева С.А. (ред.). Миф о мире народов . Том. 2. стр. 549–550.
- ^ Jump up to: а б Б.Б. Пиотровский. Ванское царство (Урарту) . p. 224.
- ^ Jump up to: а б с Б.Б. Пиотровский. Ванское царство (Урарту) . p. 228.
- ^ Г.А. Меликишвили (1953). "К интерпретации урартской надписи Мхер-Капуси". Сообщения Академии наук ГрузССР . 14 .
- ^ Г.А. Меликишвили. Урартские клинообразные надписи .
- ^ CF Леманн-Хаупт. Армения тогда и сейчас . Том 2. с. 935.
- ^ Я. Диакон; С.А. Старостин. «Древний Восток. Этнокультурные связи». Хуррито-урартские и восточнокавказские языки (PDF) .
- ^ Jump up to: а б с д К. Берни. Кэмпбелл С.; Грин А. (ред.). Археология смерти на Древнем Ближнем Востоке (старицы по археологии) . стр. 205–208.
- ^ Jump up to: а б Г.А. Меликишвили. Наири-Урарту .
- ^ Б.Б. Пиотровский. Ванское царство (Урарту) . p. 58.
- ^ Г. Капанцян. Об урартском божестве Шебиту .
- ^ CF Леманн-Хаупт. Армения тогда и сейчас . Том 2. С. 2, 50, 323.
- ^ Б.Б. Пиотровский. Ванское царство (Урарту) . p. 226.
- ^ О. Белли ван. Столица Урарту, Восточная Анатолия . п. 48.
- ^ ЧП Зиманский. Древний Арарат. Справочник по урартоведению . стр. 89–90.
- ^ А.Э. Редгейт. Армяне . стр. 45–47.
- ^ Б.Б. Пиотровский. Кармир-Блур II. Результаты раскопок 1949–1950 гг . п. 23.
- ^ CF Леманн-Хаупт. Армения тогда и сейчас . Том 2. с. 476.
- ^ Р. Краусс. Находки костей животных из Бастама на северо-западе Азербайджана/Ирана (найден материал при раскопках 1970 и 1972 годов .
- ^ А. Тер-Саркисянц. История и культура армянского народа с древнейших времён до начала XIX века . p. 50.
- ^ И.М. Дьяконов; В.Д. Неронов; И.С. Свенцицкий (eds.). "Расцвет Древних обществ: в 3-ёх т.". История Древнего Мира . p. 50.
- ^ И.М. Дьяконов (1951). "Ассиро-Вавилонские источники по истории Урарту". Вестник древней истории . 2–4 .
- ^ Б.Б. Пиотровский. Ванское царство (Урарту) . p. 161.
- ^ Н.В. Арутюнян. Земледелие и скотоводство Урарту . p. 154.
- ^ Д.Г. Редер (1987). "Роль Муцацирского храма в экономике Урарту и Ассирии в VIII в. до н. э.". Вестник древней истории . 1 : 147–158.
- ^ З. Дерин (1990). «Урартские кувшины для кремации в музеях Вана и Элязига». В Чилингироглу А.; Французский DH (ред.). Анатолийский железный век. Материалы третьего анатолийского коллоквиума по железному веку, состоявшегося в Ване . Том. 3. С. 49–62.
- ^ А.А. Мартиросян; А.О. Мнацаканян (1958). "Урартский колумбарий Нор-Ареша". Известия АН Армянской СССР. Общественные науки . 10 : 63–84.
- ^ А.Э. Редгейт. Армяне . п. 45.
- ^ ЧП Зиманский. Древний Арарат. Справочник по урартоведению . п. 89.
- ^ Д. Усышкин (1990). «Высеченные в скалах гробницы в Ване и монументальные гробницы на Ближнем Востоке». В Чилингироглу А.; Французский DH (ред.). Анатолийский железный век. Материалы третьего анатолийского коллоквиума по железному веку, состоявшегося в Ване . Том. 3. С. 253–264.
- ^ А.Э. Редгейт. Армяне . п. 47.
- ^ Б.Б. Пиотровский. Ванское царство (Урарту) . pp. 174–176.
- ^ Г.А. Меликишвили (1958). "К вопросу о хетто-цупаннийских переселенцах в Урарту". Вестник древней истории . 2 .
- ^ ЧП Зиманский. Древний Арарат. Справочник по урартоведению . стр. 87–89.
- ^ ЧП Зиманский. «Царство Урарту в Восточной Анатолии». В Сассон Дж.М. (ред.). Цивилизации Древнего Ближнего Востока . Том. 2. С. 1135–1146.
- ^ А. Тер-Саркисянц. История и культура армянского народа с древнейших времён до начала XIX века . p. 52.
- ^ С. И. Джонстон. Религии древнего мира. Путеводитель . п. 612.
- ^ Калифорния Берни; ДМ Ланг. Народы холмов. Древний Арарат и Кавказ . стр. 182, 188.
- ^ Н. Гарсоян. «Возникновение Армении». В Р. Г. Ованнисян (ред.). Армянский народ с древнейших времен до наших дней . Университет Лос-Анджелеса. стр. 37–62.
- ^ Дж. Рассел. «Формирование армянской нации». В Р. Г. Ованнисян (ред.). Армянский народ с древнейших времен до наших дней . Университет Лос-Анджелеса. стр. 19–36.
- ^ А.Э. Редгейт. Армяне . п. 61.
- ^ С.Б. Арутюнян. "Михр". In Токарев С.А. (ed.). Мифы народов мира . Vol. 2. p. 160.
- ^ CF Леманн-Хаупт. Армения тогда и сейчас .
- ^ ФВ Кинг. Справочник халдийских надписей .
- ^ И.И. Мещанинов (1927). "Древневанский бог Халд-Халдин". Восточные записки . 1 .
- ^ Б.Б. Пиотровский. Ванское царство (Урарту) . pp. 117–119.
Библиография
[ редактировать ]- А. Т. Смит; К.С. Рубинсон, ред. (2003). Археология в приграничье. Расследования на Кавказе и за его пределами . Лос-Анджелес. ISBN 1-931745-01-3 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Белли ван О. (1989). Столица Урарту, Восточная Анатолия . Стамбул. ISBN 975-479-093-0 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Берни, Калифорния; Ланг Д.М. (1972). Народы холмов. Древний Арарат и Кавказ . Нью-Йорк–Вашингтон. ISBN 0-297-00495-6 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Кэмпбелл С.; Грин А. (1995). Археология смерти на Древнем Ближнем Востоке (старицы по археологии) . Оксфорд. ISBN 0-946897-93-Х .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Чахин М. (2001). Королевство Армения . Лондон. ISBN 0-7007-1452-9 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Чилингироглу А.; Французский DH (1994). «Материалы третьего анатолийского коллоквиума по железному веку, состоявшегося в Ване». Анатолийский железный век . Том. 3. Анкара. стр. 6–12. ISBN 1-898249-05-9 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Чилингироглу, Алтан; Сальвини, Мирьо (2001). Аянис И. Десятилетние раскопки Русахинили Эйдуру-кай, 1989–1998 гг . Рим: Институт микенских и эгейско-анатолийских исследований CNR. ISBN 88-87345-04-Х . OCLC 50604710 .
- Эдвардс ИЭС (1982). Кембриджская древняя история . 1. Том. 3. Лондон. ISBN 0-521-22496-9 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Джонстон С.И. (2004). Религии древнего мира. Путеводитель . Кембридж. ISBN 0-674-01517-7 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Король ФВ (1955). Справочник халдийских надписей . Грац.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Краусс Р. (1975). Находки костей животных из Бастама на северо-западе Азербайджана/Ирана (материал найден при раскопках 1970 и 1972 годов) . Мюнхен.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Леманн-Хаупт CF (1910–1931). Армения тогда и сейчас . Том 2. Берлин.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Редгейт А.Е. (1998). Армяне . Оксфорд. ISBN 0-631-14372-6 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Сассон Дж. М. (1995). Цивилизации Древнего Ближнего Востока . Том. 2. Нью-Йорк. ISBN 0-684-19279-9 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Микенские и эгейско-анатолийские исследования , т. 1, с. 44, 2002 г.
- Р. Г. Ованнисян, изд. (2004). Университет Лос-Анджелеса. Армянский народ с древнейших времен до наших дней . Нью-Йорк. ISBN 1-4039-6421-1 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Зиманский П.Е. (1998). Древний Арарат. Справочник по урартоведению . Нью-Йорк. ISBN 0-88206-091-0 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Зиманский П.Е. (1985). Экология и империя. Устройство Урартского государства . Чикаго. ISBN 0-918986-41-9 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Арутюнян Н.В., Земледелие и скотоводство Урарту , Ереван 1964.
- "Вестник древней истории", 1 (1927), 2 (1948), 2–4 (1951), 1-4 (1953), 1 (1954), 2 (1958), 1 (1987).
- Древний Восток. Этнокультурные связи , Москва 1988.
- Дьяконов И. М., Языки древней Передней Азии , Москва 1967.
- "Известия АН Армянской СССР. Общественные науки", 10 (1958).
- История древнего мира , T. 1, Ранняя древность , red. И.М. Дьяконов, В.Д. Неронова, И.С. Свенцицкая, Москва 1989. ISBN 5-02-016782-7 .
- История Древнего мира , т. 2, Расцвет древних обществ , изд. Я. Дьяконов, В.Д. Неронова, И.С. Свенцицкий, Москва 1983.
- Капанцян Г., Об урартском божестве Шебиту , Ереван 1947.
- Марр Н.Я., Орбели И.А., Археологическая экспедиция 1916 года в Ван , Петроград 1922.
- Меликишвили Г.А., Наири-Урарту , Тбилиси 1954.
- Меликишвили Г.А., Урартские клинообразные надписи , Москва 1960.
- Пиотровский Б.Б., Ванское царство (Урарту) , Москва 1959.
- Пиотровский Б.Б., Кармир-Блур II. Результаты раскопок 1949–1950 гг. , Ереван 1952 г.
- "Сообщения Академии наук ГрузССР", 14 (1953).
- Тер-Саркисянц А., История и культура армянского народа с древнейших времён до начала XIX века , Москва 2005. ISBN 5-02-018445-4 .
- Токарев С.А., Мифы народов мира , vol. 2, Москва 1982.
Внешние ссылки
[ редактировать ]" Древнее царство Урарту " . annals.xlegio.ru . Archived from the original on 2015-09-01. – scientific literature on Urartu.