Mushki
Часть серии о |
История Грузии |
---|
![]() |
История Армении |
---|
![]() |
Хронология • Происхождение • Этимология |
Мушки Мушки (иногда транслитерируемые как хеттов ) были людьми железного века в Анатолии, появляются в источниках из Ассирии , но не из которые . [1] Некоторые авторы связывали их с Мосхой (Μόσχοι) греческих источников и грузинским племенем месхи . [2] Иосиф Флавий отождествлял Мосха с библейским Мешехом . В ассирийских источниках две разные группы называются Мушками ( Дьяконов 1984:115), одна из них проживала с 12 по 9 века до нашей эры недалеко от слияния рек Арсания и Евфрата («Восточные Мушки»), а другая с 8 по 7 века. до н.э. в Каппадокии и Киликии («Западные Мушки»). Ассирийские источники ясно отождествляют западных мушек с фригийцами , но более поздние греческие источники затем различают фригийцев и москоев.
Идентификация восточных мушек с западными мушками неясна, но возможно, что по крайней мере часть восточных мушек мигрировала в Киликию в 10-8 веках до нашей эры. Хотя почти ничего не известно о том, на каком языке (или языках) говорили восточные или западные мушки, они по-разному идентифицировались как говорящие на фригийском , армянском , анатолийском или грузинском языках.
Eastern Mushki
[ редактировать ]Восточные мушки, судя по всему, переселились в Хатти в XII веке до нашей эры, примерно в то время, когда распалась Хеттская империя.
Вместе с уруму и кашками (Апишло) они попытались вторгнуться в анатолийские провинции Алзи (Алше) и Пурухуцци Среднеассирийской империи примерно в 1160 г. до н.э., но были отброшены и порабощены Ашур-Даном I. [3] В 1115 году до нашей эры мушки продвинулись дальше, проникнув в Кадмухи, по Верхнему Тигру . отверг их После того как Тиглатпаласар I , мушки, по-видимому, поселились в Алзи. [4]
Историки спорят о том, переселились ли мушки первоначально в основные хеттские районы с востока или запада. Было высказано предположение, что Мушки были связаны с распространением так называемой закавказской керамической посуды, которая появилась на западе, в современном Элязыге, Турция , в конце второго тысячелетия до нашей эры. [5] Считается, что эта керамическая посуда возникла в регионе Южного Кавказа , возможно, первоначально в Триалети-Ванадзорской культуре , что предполагает восточную родину мушек. [6] [7] [8]
Western Mushki
[ редактировать ]В VIII веке до нашей эры Тавал стал самым влиятельным из неохеттских государств, а мушки под предводительством Миты вступили в антиассирийский союз с Тавалом и Каркемишем . Альянс вскоре потерпел поражение от Саргона Ассирии , который захватил Кархемиша и отбросил Миту в свою провинцию. Амбарис из Табала был дипломатически женат на ассирийской принцессе и получил провинцию Хилакку под ассирийским владычеством, но в 713 г. до н.э. Амбарис был свергнут, и Табал стал полноценной ассирийской провинцией.
В 709 г. до н. э. мушки снова стали союзниками Ассирии, и Саргон назвал Миту своим другом. Похоже, что Мита захватил и передал ассирийцам эмиссаров Урикки, царя Ке , которых послали для переговоров об антиассирийском договоре с Урарту, когда они проходили через его территорию.
Согласно отчетам ассирийской военной разведки Саргону, записанным на глиняных табличках, найденных в Королевских архивах Ниневии сэром Генри Лейардом , киммерийцы вторглись в Урарту из Маннаи. [9] [10] в 714 г. до н.э. Оттуда они повернули на запад вдоль побережья Черного моря до Синопа , а затем направились на юг в сторону Табала, в 705 г. до н.э. ведя кампанию против ассирийской армии в центральной Анатолии, что привело к гибели Саргона II, хотя они и были очищены от ассирийцев. управляемая территория. ассирийских источников, но попав на периферию греческой историографии как царь Мидас Фригии Маккуин (1986:157) и другие предположили, что Мушки под командованием Миты, возможно, участвовали в ассирийской кампании и были вынуждены бежать в западную Анатолию, исчезнув из .
Русас II из Урарту в VII веке до нашей эры сражался с Мушки-ни на западе от него, прежде чем заключил с ними союз против Ассирии.
Некоторые ученые предполагают, что западные мушки не были фригийцами, но они победили фригийцев или были завоеваны фригийцами, и эти два народа стали объединены друг с другом. [11]
Предполагаемые отношения с современными народами Закавказья
[ редактировать ]Mushki and Armenians
[ редактировать ]По словам Игоря Дьяконова , мушки были фрако-фригийской группой, которая принесла свой протоармянский язык с Балкан через Малую Азию , смешиваясь с хурритами (и урартами ) и лувийцами . по пути [12] Дьяконов предположил, что корнем имени Мушки было «Муш» (или, возможно, «Мус», «Мос» или «Мош») с добавлением армянского суффикса множественного числа -k' . [13] Армен Петросян поясняет это, предполагая, что -ki было протоармянской формой классического армянского -k' (сравните с древнегреческим -κοί) и этимологизирует слово "Муш" как означающее "рабочий" или "земледельец". [14]
Некоторые поместили (по крайней мере, восточную) родину Мушки в Армянское нагорье и регион Южного Кавказа. Вполне возможно, что по крайней мере некоторые из мушек были армяноязычными или носителями близкородственного языка. [15] [16]
Плиний в I веке нашей эры упоминает Мошени на юге Армении (« Армения » в то время простиралась на юг и запад до Средиземноморья и граничила с Каппадокией). В византийской историографии Мосхой был именем, эквивалентным или считавшимся предками «кападокийцев» ( Евсевий ) со столицей в Масаке (позже Кесария Мазака, современный Девели, Кайсери ). Согласно армянской традиции, город Мазака был основан и назван в честь Мишака (Мисак, Мошок), двоюродного брата и генерала легендарного патриарха Арама . [17] Ученые предположили связь имени Мишак и Мушки. [18] [19]
Армянский регион Мокк и город Муш (Муш) могут получить свои названия от Мушки. [20] [21]
По мнению профессора Джеймса Р. Рассела из Гарвардского университета, грузинское обозначение армян «Сомехи» относится к мушкам. [22]
Однако связь между мушками и армянским языками совершенно неясна, и многие современные ученые отвергают прямую языковую связь, если мушки были носителями фригийского языка. [23] [24] [25] [26] Кроме того, генетические исследования не подтверждают значительную примесь к армянской нации после 1200 г. до н.э., что делает мушки, если они действительно мигрировали с Балкан или западной Анатолии во время или после краха бронзового века , маловероятными кандидатами на роль протоармян. [27] [28]
Mushki and Georgians
[ редактировать ]Некоторые грузинские историки предполагают, что мушки вместе с другими древними племенами Малой Азии, упомянутыми в ассирийских источниках (такими как тибалы и другие), были «протогрузинскими» племенами, которые способствовали образованию восточно-грузинского Иберийского царства. . [29]
По словам Дональда Рэйфилда, Мушки, Мошой и Месхи — плавающие имена. [30] Он утверждает, что мушки, возможно, поклонялись хеттскому богу луны Арме и лувийскому богу Сантушу (Санта/Сандан) , сравнивая эти имена с фонетически близкими языческими иберийскими богами Армази и Заденом , чьи идолы были свергнуты христианскими миссионерами в 4 веке нашей эры в Иберия. [31] Однако теории Рэйфилда носят умозрительный характер, и о религиозных убеждениях Мушки на самом деле ничего не известно.
Мощой
[ редактировать ]
Гекатей Милетский (ок. 550 – 476 до н.э.) говорит о москах как о « колхах », расположенных рядом с матиенами . [32]
По словам Геродота , снаряжение мосхов было похоже на снаряжение тибаренов , макронов , моссиноэков и мардов , с деревянными шапками на головах, щитами и небольшими копьями, на которых были установлены длинные наконечники. Все эти племена образовали 19-ю сатрапию империи Ахеменидов , простиравшуюся вдоль юго-востока Евксинского, или Черного моря , и ограниченную с юга высокой цепью Армянских гор .
Страбон находит Мосхой в двух местах. Первое место находится где-то в современной Абхазии, на восточном берегу Черного моря, по соглашению со Стефаном Византийским, цитирующим Гелланика . Второе место Мошице ( Moschike ) — в котором находился храм Левкотеи , некогда славившийся своим богатством, но разграбленный Фарнаком и Митридатом — было разделено между колхами , армянами и иберийцами (ср. Мела , III. 5.4; Плиний VI .4.). Эти последние Мосхи, очевидно, были Месхи или Месхи (где греческое χ, chi — грузинское ხ, x), расположенные в южной Грузии. Прокопий называет их Месхами и говорит, что они подчинялись иберам (т. е. грузинам) и приняли христианство , религию своих хозяев.
Библейский Мешех
[ редактировать ]
Иосиф Флавий отождествлял каппадокийских москоев с библейским яфетическим племенем, произошедшим от Мешеха в своих трудах по Генеалогии народов в Бытие 10 , а Ипполит Римский связывал Мешеха с иллирийцами . Мешех назван вместе с Фувалом как княжество князя Гога и Магога в Иезекииля 38:2 и 39:1.
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Отождествление с касками было предварительно предложено Гетце (Дьяконов 1984:116).
- ^ Туманов, Кирилл (1963). Исследования по христианской истории Кавказа . Издательство Джорджтаунского университета. стр. 56–57.
- ^ Дьяконов, Игорь М. Предыстория армянского народа [1] Дельмар, Нью-Йорк (1968, перевод 1984 г.), глава 3.2.4.
- ^ Дьяконов, Игорь М. Предыстория армянского народа [2] Дельмар, Нью-Йорк (1968, перевод 1984 г.), глава 3.2.4.
- ^ Kossian, Aram V. (1997), The Mushki Problem Reconsidered pp. 260-261
- ^ Севин, Вели (1991), «Ранний железный век в регионе Элазы и проблема мушкиан», Anatolian Studies , 41 : 87–97, doi : 10.2307/3642931 , JSTOR 3642931 , S2CID 164050075 , стр. 96-97
- ^ Копаниас, Константинос (2015), Проблема Мушки/Фригийская с точки зрения Ближнего Востока, стр. 220-222.
- ^ Kossian, Aram V. (1997), The Mushki Problem Reconsidered pp. 260-261
- ^ Коццоли, Умберто (1968). Киммерийцы . Рим Италия: Графика Читта ди Кастелло (Рим).
- ^ Сальвини, Мирьо (1984). Между Загросом и Урмией: историко-археологические исследования в Иранском Азербайджане . Рим Италия: Ред. Делл'Атенео (Рим).
- ^ Копаниас, Константинос (2015), Проблема Мушки / Фригии с ближневосточной точки зрения . стр. 218. [3]
- ^ Ланг, Дэвид М. (1983). «Иран, Армения и Грузия» . Кембриджская история Ирана . стр. 505–536. дои : 10.1017/CHOL9780521200929.016 . ISBN 9781139054942 .
- ^ Игорь М. Дьяконов. Предыстория армянского народа . 1968. стр. 120. ( http://www.attalus.org/armenian/diakph11.htm )
- ^ Петросян, Армен (2002), Индоевропейские и древние ближневосточные источники армянского эпоса. стр.140, 146
- ^ Kossian, Aram V. (1997), The Mushki Problem Reconsidered pp.262
- ^ Иванов Вяч. Вс. (1983). "Выделение разных хронологических слоев в древнеармянском и проблема первоначальной структуры текста гимна Вахагну" (PDF) (4) (Историко-филологический журнал ed.). Ереван.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) CS1 maint: дата и год ( ссылка ) - ^ Эйнсворт, Уильям Фрэнсис. Путешествия и исследования в Малой Азии, Месопотамии, Халдее и Армении . стр. 222-223. ( https://www.google.com/books/edition/Travels_and_Researches_in_Asia_Minor_Mes/-IVxAAAAMAAJ?hl=en&gbpv=1&printsec=frontcover ).
- ^ Петросян, Армен (2002), Индоевропейские и древние ближневосточные источники армянского эпоса . стр.140
- ^ Олмстед, Австралия (1929), Два каменных идола из Малой Азии в Университете Иллинойса . стр. 313. ( https://www.jstor.org/stable/4236961?read-now=1&refreqid=excelsior%3Aeb2f654f8d09b7b6fd30f32d7d1679fa&seq=4#page_scan_tab_contents )
- ^ Kossian, Aram V. (1997), The Mushki Problem Reconsidered pp.255
- ^ Петросян, Армен (2002), Индоевропейские и древние ближневосточные источники армянского эпоса, стр. 140.
- ^ Джеймс Р. Рассел. «Поэты, мистики и философы, или Ближний Восток в сознании Армении. Лекция первая». 27 августа 2006 г.
- ^ Ваврушек П. (2010). "Фризский". Языки Древнего Востока . Прага: Карлов университет в Праге. стр. 129. ISBN 978-80-7308-312-0 .
- ^ Дж. П. Мэллори, Дуглас К. Адамс. (1997). Энциклопедия индоевропейской культуры . Лондон: Издательство Фицрой Дирборн. п. 419. ИСБН 9781884964985 .
- ^ Брикше К. (2008). «Фригийский». Древние языки Малой Азии . Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. п. 72.
- ^ Ким Рональд И. Греко-армянский. Устойчивость мифа // Индоевропейские исследования. — 2018. — 123-й том. - стр. 247–271.
- ^ Хабер, Марк; Меззавилла, Массимо; Сюэ, Яли; Комас, Дэвид; Гаспарини, Паоло; Заллуа, Пьер; Тайлер-Смит, Крис (2015). «Генетические доказательства происхождения армян от смешения нескольких популяций бронзового века» . Европейский журнал генетики человека . 24 (6): 931–6. биоRxiv 10.1101/015396 . дои : 10.1038/ejhg.2015.206 . ПМК 4820045 . ПМИД 26486470 .
- ^ Уэйд, Николас (10 марта 2015 г.). «Дата рождения Армении, указанная в V веке, приобретает достоверность» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ Суни, Рональд Григор (1994). Создание грузинской нации (2-е изд.). Блумингтон: Издательство Университета Индианы. ISBN 978-0-253-20915-3 .
- ^ Рэйфилд, Дональд (2012). Край империй: История Грузии . п. 12.
- ^ Рэйфилд, Дональд (2012). Край империй: История Грузии . п. 18.
- ^ Карл Вильгельм Людвиг Мюллер , Греческие исторические фрагменты I, фрагмент. 228
См. также
[ редактировать ]- Хаяса-Ацци
- Каскианцы
- на урумейском языке
- Фригийцы
- Триалети-Ванадзорская культура
- Табал
- Моския
- Гог и Магог
- Moksha and Mushki
Ссылки
[ редактировать ]- Дж. Г. Маккуин, Хетты и их современники в Малой Азии (1986), ISBN 0-500-02108-2 .
- И. М. Дьяконов , Предыстория армянского народа (переработанная, перевод Лори Дженнингс), Caravan Books, Нью-Йорк (1984), ISBN 0-88206-039-2 , стр. 115–119.
- Анна-Мария Витткер, Мушкер и фригийцы. Вклад в историю Анатолии с 12 по 7 века до нашей эры. , Висбаден (2004 г.), ISBN 3-89500-385-9 .
- В эту статью включен текст из Словаря греческой и римской географии (1854 г.), публикации, которая сейчас находится в свободном доступе .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- История Армении Ваана М. Куркджяна (1958)
- Midas and the Mushki by Miltiades E. Bolaris (2010)