иафетиты
Термин «иафетиты» (иногда пишется «иафетийцы» ; в форме прилагательного «яфетитяне» или «иафетиты» ) относится к потомкам Иафета , одного из трех сыновей Ноя в Книге Бытия . [1] Этот термин использовался в этнологических и лингвистических трудах с 18 по 20 века как библейская расовая классификация европейских народов , но в настоящее время считается устаревшим. [2] Средневековые этнографы считали, что мир был разделен на три крупные группы, соответствующие трем классическим континентам: семитские народы Азии , хамитские народы Африки и яфетические народы Европы . [3] [4]
Этот термин используется в наше время как обозначение в физической антропологии , этнографии и сравнительном языкознании . В антропологии оно использовалось в расовом смысле для Белых людей ( кавказской расы ). [2] В лингвистике оно относилось к индоевропейским языкам . [2] Оба эти использования в настоящее время считаются устаревшими. [2] Только семитские народы образуют четко выраженную языковую семью. Индоевропейская группа больше не известна как «яфетиты», а хамитская группа теперь признана парафилетической внутри афро-азиатской семьи.
Среди мусульманских историков Иафет обычно рассматривается как предок племен Гога и Магога , а иногда и тюрков , хазар и славян . [5] [6]
В книге Бытия
[ редактировать ]Иафет впервые появляется в еврейской Библии как один из трех сыновей Ноя, спасенных от Потопа через Ковчег . [1] В Книге Бытия они всегда располагаются в порядке «Сим, Хам и Иафет», когда перечислены все трое. [7] [8] В Бытии 9:24 Хам назван младшим, [8] а в Бытии 10:21 Сим двусмысленно упоминается как «брат Иафета старшего», что может означать, что любой из них является старшим. [9] Большинство современных авторов считают, что Сим-Хам-Иафет отражает порядок их рождения, но это не всегда так: Моисей и Рахиль также появляются во главе таких списков, несмотря на явное описание их как младших братьев и сестер. [10] Иафет считается старшим сыном Ноя Однако в раввинистической литературе . [1]
После Потопа Иафет фигурирует в истории об опьянении Ноя . [1] Хам видит Ноя пьяным и обнаженным в своем шатре и рассказывает об этом своим братьям, которые затем накрывают своего отца плащом, избегая этого зрелища; Проснувшись, Ной проклинает Ханаана, сына Хама , и благословляет Сима и Иафета: [1] «Благословен Господь Бог Сима, и пусть Ханаан будет его рабом ; и пусть Бог расширит Иафета, и пусть он обитает в шатрах Сима, и пусть Ханаан будет его рабом!» [11] Глава 10 Книги Бытия, « Таблица народов» , описывает, как после Потопа земля была заселена сыновьями Ноя, начиная с потомков Иафета:
Иафет | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Гомер | Магог | Претензии | Джаван | Тубал | Мешех | Полоски | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ашкеназ | Рифат | Тогарма | Элиша | Фарсис | Киттим | Добавлен | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Библейская генеалогия
[ редактировать ]Иафет упоминается как один из трех сыновей Ноя в Книге Бытия . Два других сына Ноя , Сим и Хам , — одноимённые предки семитов и хамитов соответственно . В библейской Таблице народов (Бытие 10:2–5 ) упоминаются семь сыновей и семь внуков Иафета:
Предполагаемая этническая принадлежность этих «потомков Иафета» не определена; отождествляли их однако на протяжении истории ученые-библеисты с различными историческими народами, которые считались потомками Иафета и его сыновей - практика, восходящая, по крайней мере, к классическим еврейско-греческим встречам. По словам римско-еврейского историка Флавия Иосифа в книге «Иудейские древности» , I.VI.122 ( Уистон ):
У Иафета, сына Ноя, было семь сыновей: они заселили так, что, начав от гор Тавр и Аман , проследовали по Азии, до реки Танаис (Дон), и по Европе до Кадиса ; и поселившись на землях, на которые они пришли, на которых никто прежде не был заселен, они назвали народы своими именами.
Древняя и средневековая этнография
[ редактировать ]Этногенетические интерпретации
[ редактировать ]Иафет (на иврите : Yā́p̄eṯ или Yép̄eṯ ) может быть транслитерацией греческого Iapetos , предка эллинских народов . [12] [13] Его сыновья и внуки связывают его с географической областью, включающей Эгейское море , Грецию , Кавказ и Анатолию : Ионию / Яван , Родос / Роданим , Кипр / Киттим и другие места в регионе Восточного Средиземноморья . [13] [14] Смысл «благословения Иафета», похоже, заключается в том, что Иафет ( народ греческого происхождения ) и Сим ( израильтяне ) будут совместно править Ханааном ( Палестиной ).
С 19-го века до конца 20-го века Иафет обычно рассматривался как отсылка к филистимлянам , которые разделяли власть над Ханааном в домонархический и раннемонархический период Израиля и Иуды . [15] Эта точка зрения соответствовала пониманию происхождения Книги Бытия, которая, как считалось, составлялась поэтапно, начиная со времен царя Соломона , когда филистимляне еще существовали (они исчезли из истории после ассирийского завоевания Ханаана ). Однако в Бытии 10:14 их предком назван Хам, а не Иафет. [12]
Псевдо-Фило
[ редактировать ]Древний, относительно малоизвестный текст, известный как Псевдо-Филон и предположительно первоначально написанный ок. 70 г. н. э., содержит расширенную генеалогию, которая, по-видимому, искажена по сравнению с генеалогией Книги Бытия, а также отличается от гораздо более поздней генеалогии, найденной в раввинистическом тексте 17-го века Сефер ха-Яшар («Книга Яшера»): [16]
- Сыновья Иафета: «Гомер, Магог и Мадай, Нидиазех, Тувал, Моктер, Кенез, Рифат и Тогорма, Елиса, Дессин, Кетин, Тудант».
- Сыновья Гомера: Телез, Луд, Деберлет.
- Сыновья Магога: Цессе, Тифа, Фарута, Аммиил, Фимей, Голоза, Саманах.
- Сыновья Дюдена: Салл, Фелукта Фаллита.
- Сыновья Тувала: Фанатонова, Этева.
- Сыновья Тира: Маак, Табл, Баллана, Сампламеак, Элаз.
- Сыновья Меллеха: Амборадат, Урах, Босара.
- Сыновья Асценеза: Джувал, Зараддана, Анак.
- Сыновья Хери: Пхуддет, Доад, Дефадзеат, Енок.
- Сыны Тогормы: Авиуд, Сафат, Асапли, Зепфир.
- Сыновья Элизы: Эцаак, Зенес, Мастиса, Рира.
- Сыновья Зепти: Макциэль, Темна, Эйла, Финон.
- Сыновья Тессис: Меккул, Скот, Зелатабан.
- Сыновья Дуоденнина: Итеб, Беат, Фенек.
Более поздние писатели
[ редактировать ]Некоторые из народов, которые различные более поздние авторы (в том числе Иероним и Исидор Севильские , а также другие традиционные источники) пытались описать как иафетитов, перечислены ниже:
- Гомер : скифы , киммерийцы , фригийцы , тюрки (исключая аваров и татар), болгары , армяне (включая большинство других родственных народов Кавказа), валлийцы , пикты , германские народы (исключая скандинавов/скандинавов), германцы , кельты.
- Магог : готы , скифы , скандинавы / скандинавы , финны , ранние славяне (исключая восточных славян, болгар и македонцев), гунны , мадьяры (сегодня венгры ), ирландцы , армяне (включая большинство других родственных народов на Кавказе).
- Мадаи : Митанни , Маннаи , Мидяне , в более общем плане персы или даже их родственники.
- Яван : древние греки , ионийцы , тартессы.
- Тубал : табали , черкесы , ирландцы , грузины (включая большинство других родственных народов Кавказа), иллирийцы , курсивы (исключая латинян этрусского происхождения), баски , иберийцы.
- Мешех : ранние славяне (включая русских), фригийцы (возможно), москои , месхети , грузины , армяне , иллирийцы , ирландцы.
- Тирас : фракийцы , этруски , румыны.
Этнография от Возрождения до раннего Нового времени
[ редактировать ]Книга Джашера
[ редактировать ]Сефер ха-Яшар («Книга Джашера»), написанная талмудическими раввинами в 17 веке (впервые напечатанная в 1625 году), якобы основанная на более раннем издании 1552 года, дает некоторые новые имена внукам Иафета:
- Гомер (сыновьями были Ашкеназ , Рифат и Тогарма [17] )
- Магог (сыновьями были Элиханаф и Любал [18] )
- Мадай (сыновьями были Ахон, Зило, Хазони и Лот)
- Иаван (сыновья: Елисей , Фарсис , Киттим и Доданим [19] )
- Тувал (сыновьями были Арифи, Кесед и Таари) [20] )
- Мешех (сыновья: Дедон, Зарон и Шебашни [21] )
- Тирас (сыновьями были Бениб, Гера, Лупирион и Гилак [22] )
Антропология
[ редактировать ]Термин « европеец » как расовый ярлык для европейцев частично происходит от предположения, что племя Иафета развило свои отличительные расовые характеристики на Кавказе , мигрировав туда с горы Арарат, прежде чем заселить европейский континент . [2] Грузинский Иване историк и лингвист Джавахишвили связал сыновей Иафета с определенными древними племенами, называемыми тубалами ( табалами , по-гречески: Тибареной ) и мешехами (мешехами/мосохами, по-гречески: мосхои ), которые утверждали, что представляют собой неиндоевропейские и не-индоевропейские племена. Семитские, возможно, «протоиберийские» племена, населявшие Анатолию в III — I тысячелетиях до нашей эры . [4] Эта теория повлияла на использование термина «яфетический» в лингвистических теориях Николая Марра (см. ниже).
В XVIII и XIX веках библейское утверждение, приписываемое Ною, о том, что «Бог расширит Иафета» (Бытие 9:27), использовалось некоторыми христианскими проповедниками. [23] как оправдание «расширения» европейских территорий посредством империализма , которое они интерпретировали как часть Божьего плана для мира. [24] Покорение африканцев было также оправдано проклятием Хама . [24]
Лингвистика
[ редактировать ]Термин «яфетический» также применялся филологами, такими как Уильям Джонс , Расмус Раск и другими, к тому, что сейчас известно как индоевропейская языковая группа. В другом смысле этот термин использовался советским лингвистом Николаем Марром в его Яфетической теории , целью которой было продемонстрировать, что языки Кавказа составляли часть некогда широко распространенной доиндоевропейской языковой группы.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и Хирш, Эмиль Г .; Селигсон, М.; Шехтер, Соломон (1906). «Иафет» . Еврейская энциклопедия . Фонд Копельмана . Архивировано из оригинала 17 октября 2012 года . Проверено 27 февраля 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Аугштейн, Ханна Ф. (2014) [1999]. «Изменение представлений о происхождении человечества – Изменение географии: Блюменбах и Кавказ» . В Эрнсте, Вальтрауд; Харрис, Бернард (ред.). Раса, наука и медицина, 1700–1960 гг . Исследования Рутледжа по социальной истории медицины (1-е изд.). Лондон и Нью-Йорк : Рутледж . стр. 61–74. ISBN 9780415757478 .
- ^ Рейнольдс, Сьюзен (октябрь 1983 г.). «Средневековое происхождение Gentium и сообщество королевства». История . 68 (224). Чичестер, Западный Суссекс : Уайли-Блэквелл : 375–390. дои : 10.1111/j.1468-229X.1983.tb02193.x . JSTOR 24417596 .
- ^ Jump up to: а б Джавахишвили, Иване (1950), Историко-этнологические проблемы Грузии, Кавказа и Ближнего Востока . Тбилиси , стр. 130–135 (на грузинском языке ).
- ^ Хеллер, Б.; Риппин, А. (2012) [1993]. «Яфит». В Бирмане, ПиДжей ; Бьянкис, Т. ; Босворт, CE ; ван Донзель, EJ ; Генрихс, В.П. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Лейден и Бостон : Издательство Brill . дои : 10.1163/1573-3912_islam_SIM_7941 . ISBN 978-90-04-16121-4 .
- ^ Лесли, Дональд Дэниел (1984). «Иафет в Китае». Журнал Американского восточного общества . 104 (3). Американское восточное общество : 403–409. дои : 10.2307/601652 . ISSN 0003-0279 . JSTOR 601652 .
- ^ Бытие 5:32 , 9:18 и 10:1 .
- ^ Jump up to: а б Хейнс 2002 , стр. 204, 269.
- ^ Гарсия Мартинес 2012 , с. 33 сн.7.
- ^ Гринспан 1994 , с. 65.
- ^ Бытие 9:20–27 .
- ^ Jump up to: а б День 2014 , с. 39.
- ^ Jump up to: а б Глоуберман 2012 , с. 112.
- ^ Гмиркин 2006 , с. 165 сн.192.
- ^ День 2014 г. , стр. 38–39.
- ^ Псевдо-Фило
- ^ Парри, Дж. Х. (ред.). «7:3» . Книга Джашера . Перевод Моисея, Самуила.
- ^ Парри, Дж. Х. (ред.). «7:4» . Книга Джашера . Перевод Моисея, Самуила.
- ^ Парри, Дж. Х. (ред.). «7:6» . Книга Джашера . Перевод Моисея, Самуила.
- ^ Парри, Дж. Х. (ред.). «7:7» . Книга Джашера . Перевод Моисея, Самуила.
- ^ Парри, Дж. Х. (ред.). «7:8» . Книга Джашера . Перевод Моисея, Самуила.
- ^ Парри, Дж. Х. (ред.). «7:9» . Книга Джашера . Перевод Моисея, Самуила.
- ^ Мигер, Джеймс Л. «Хлеб, вино, вода, масло и ладан в храме», Как Христос сказал первую мессу. Нью-Йорк: Ассоциация христианской прессы, 1908. 95-96. Интернет-архив. Веб. 4 июня 2017 г.
- ^ Jump up to: а б Джон Н. Свифт и Гиген Маммозер, «Из царства суеверий: «Ошейник Дэйва» Чеснатта и проклятие ветчины», Американский литературный реализм , том. 42 нет. 1, осень 2009 г., 3
Библиография
[ редактировать ]- Бреммер, Ян Н. (2004). «Помните Титанов!». В Ауфарте, Кристоф ; Штукенбрюк, Лорен Т. (ред.). Падение ангелов . БРИЛЛ. ISBN 9004126686 .
- Дэй, Джон (2014). «Пьянство Ноя, проклятие Ханаана». В Баере, Дэвид А.; Гордон, Роберт П. (ред.). Лешон Лимудим: Очерки языка и литературы еврейской Библии в честь А. А. Макинтоша . А&С Черный. ISBN 9780567308238 .
- Гарсиа Мартинес, Флорентино (2012). Между филологией и теологией: вклад в изучение древней еврейской интерпретации . БРИЛЛ. ISBN 978-9004243934 .
- Глоуберман, Марк (2012). Ворон, голубь и сова Минервы: Сотворение человечества в Афинах и Иерусалиме . Университет Торонто Пресс. ISBN 9781442645059 .
- Гмиркин, Рассел (2006). Беросс и Бытие, Манефон и Исход: эллинистические истории и дата Пятикнижия . Блумсбери. ISBN 9780567134394 .
- Гринспан, Фредерик Э. (1994). Когда братья живут вместе: превосходство младших братьев и сестер в еврейской Библии . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780195359558 .
- Грайфенхаген, Франц В. (2003). Египет на идеологической карте Пятикнижия . Блумсбери. ISBN 9780567391360 .
- Хейнс, Стивен Р. (2002). Проклятие Ноя: библейское оправдание американского рабства . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780198032601 .
- Хант, Гарри Б. младший (1990). «Иафет». В Миллсе, Уотсон Э.; Буллард, Роджер Обри (ред.). Библейский словарь Мерсера . Издательство Университета Мерсера. ISBN 9780865543737 .
- Кидд, Колин (2004) [1999]. Британская идентичность до национализма: этническая принадлежность и государственность в атлантическом мире, 1600-1800 гг . Кембридж : Издательство Кембриджского университета . ISBN 0-521-62403-7 .
- Кидд, Колин (2006). Формирование рас: раса и Священное Писание в протестантском атлантическом мире, 1600–2000 гг . Кембридж : Издательство Кембриджского университета . ISBN 9781139457538 .
- Кванвиг, Хельге (2011). Первобытная история: вавилонская, библейская и енохическая: интертекстуальное чтение . БРИЛЛ. ISBN 978-9004163805 .
- Томпсон, Томас Л.; Вайденбаум, Филипп (2014). «Освободите место для Иафета». В Томпсоне, Томас Л.; Вайденбаум, Филипп (ред.). Библия и эллинизм: греческое влияние на еврейскую и раннехристианскую литературу . Рутледж. ISBN 9781317544265 .
- Вайбенбаум, Филипп (2016). «Цари Бытия как платонический эпос». В Хьельме, Ингрид; Томпсон, Томас Л. (ред.). Библейская интерпретация за пределами историчности . Рутледж. ISBN 9781317428121 .