Каскианцы
Шлем Табалийский (также Кашка позже , шлем [1] и Гасга [2] ) были слабо связанными бронзового века . неиндоевропейскими народами [3] племенной народ, говоривший на несекретном каскском языке и живший в горной Восточно- Причерноморской Анатолии , известный из хеттских источников. [4] Они жили в гористой местности между основным хеттским регионом в восточной Анатолии и Черным морем , и их называют причиной того, что более поздняя Хеттская империя никогда не распространялась на север в эту область. Иногда их отождествляют с кавконами , известными из греческих записей.
История
[ редактировать ]Каска, вероятно, берущая свое начало на восточном берегу Пропонтиды . [5] возможно, вытеснили носителей палайского языка из их дома в Пале . [ нужна ссылка ]
Каска впервые появляется в хеттских молитвенных надписях, датируемых периодом правления Хантили II , ок. 1450 г. до н.э., и делают упоминания об их движении к руинам священного города Нерик . [6] Во время правления сына Хантили Тудхалии II (ок. 1430 г. до н.э.) « третий поход Тудхалии был против каскас». [7] Его преемник Арнуванда I составил молитву богам о возвращении Нерика империи; он также упомянул Каммаму и Залпуву как города, которые, как он утверждал, были хеттскими, но теперь находились под властью Касков. Арнуванда пытался успокоить некоторые племена каска с помощью дани.
Где-то между правлением Арнуванды и Суппилулиумы I (около 1330 г. до н.э.) в письмах, найденных в Машат-Хойюке, отмечается, что саранча поедала зерно Каскасов. Голодные Каска смогли соединиться с Хаяса-Аззи и Исувой на востоке, а также с другими врагами хеттов и сжечь Хаттусу дотла , хеттскую столицу. Вероятно, они также сожгли второстепенную столицу хеттов Сапинуву . Внук Суппилулиумы Хаттусили III в середине 13 века до нашей эры писал о времени до Тудхалии. Он сказал, что в те дни каска «сделали Ненассу своей границей» и что их союзники в Аззи-Хаясе сделали то же самое с Самухой .
В письмах Амарны Аменхотеп III писал арзаванскому царю Тархунта-Раду, что «страна Хаттуса» уничтожена, и далее просил Арзаву прислать ему некоторых из этих людей каска, о которых он слышал. [8] Хетты также включили в свои армии подданного Каску. Когда каска не совершали набегов и не были наемниками, они разводили свиней и ткали полотно. [9] почти не оставляя никакого отпечатка на постоянном ландшафте. [10]
Тудхалия III и Суппилулиума I (ок. 1375–1350 до н.э.) основали свой двор в Самухе вторглись в Аззи-Хаясу и оттуда . Каска вмешались, но Суппилулиума победил их; после того, как Суппилулиума полностью умиротворил регион, Тудхалия и Суппилулиума смогли двинуться на Хаясу и тоже победить ее, несмотря на некоторую разрушительную партизанскую тактику в их тылу. Около двенадцати племен Каски затем объединились под предводительством по имени Пияпили , но Пияпили не мог сравниться с Суппилулиумой. В конце концов Тудхалия и Суппилулиума вернули Хаттусу хеттам. Но Каска продолжала представлять угрозу как внутри, так и снаружи, а также постоянную военную угрозу. Говорят, что они выставили на вооружение до 9000 воинов и 800 колесниц. [11]
Во время болезни Арнуванды II (около 1323 г. до н.э.) хетты беспокоились, что каски от Ишупитты внутри царства до Каммамы могут воспользоваться чумой в Хатти. Ветеран-командир Ханнутти переехал в Ишупитту, но там и умер. Затем Ишупитта отделился от Хатти, и Арнуванда тоже умер. Брат и преемник Арнуванды Мурсили II записал в своих анналах, что он разгромил это восстание. В течение последующих десятилетий касканцы также действовали в Дурмитте и Типии, у горы Тарикариму в земле Зихаррия и у горы Ашарпая на пути в Палу; они восставали и/или совершали вопиющий бандитизм в каждом месте. Поначалу Мурсили постепенно разгромил каждое восстание Каски.
Каска впервые объединились под властью Пиххунии из Типии, который, как писали хетты, «правил как царь». Пиххуния завоевал Иститину и продвинулся до Зазиссы. Но Мурсили разгромил эту силу и вернул Пиххунию пленником в Хаттусас. Затем Мурсили переключился на оборонительную стратегию с цепью пограничных крепостей к северу от Девреза . [12] Несмотря на это, в начале 13 века, когда сын Мурсили Муваталли II был королем Хатти, каски разграбили Хаттусу. Муваталли прекратил набор Каски в войска; он перенес свою столицу в Тархунтассу на юге; и он назначил своего брата, будущего Хаттусили III , губернатором северных границ . Хаттусили победил Каску и отбил Нерик, а когда он захватил королевство, он вернул столицу Хаттусе.
Каска, возможно, способствовала падению Хеттской империи в эпоху бронзового века , ок. 1200 г. до н.э. [13] Затем они проникли в восточную Анатолию и продолжили наступление на юг, где столкнулись с ассирийцами . Ассирийский царь Тиглатпаласар I записал в конце XII века до нашей эры, что Каска (которого он называл «Апишло») и их союзники Мушки и Уруму (урумейцы) действовали в том, что раньше было центром Хатти. Тиглатпаласар победил их, и затем Каска исчезли из всех исторических записей. [ нужна ссылка ]
Отбитая ассирийцами, часть каска могла пройти на северо-восток к Кавказу , где они, вероятно, смешались с протоколхидскими или занскими автохтонами, образовав государство, известное урартам как Колха , а позже как Колхида. грекам . Другая ветвь могла утвердиться в Каппадокии , которая в 8 веке до нашей эры стала вассалом Ассирии и управляла некоторыми анатолийскими областями. [5]
По мнению И. Зингера , каскианцы и хатты — разные ветви одного и того же народа. Однако если хатты были ассимилированы хеттами, то каскии были оттеснены на периферию своей бывшей территории. [14]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ š — общепринятая передача звука /s/ на хеттском языке; несвязанная каска в клинописных текстах, найденных в Киркуке , на хурритском языке , написанная аккадской клинописью, по-видимому, относится к первому срезанию части зерна, которую должник не мог убрать с убранного поля, находящегося во временном владении кредитора: Э. А. Спейзер , «Новые документы Киркука, касающиеся сделок с ценными бумагами», Журнал Американского восточного общества 52.4 (декабрь 1932: 350-367), особенно. стр. 362 и далее. Кроме того, Кашку было именем лунного бога в Хаттике , на котором говорили на месте их первого известного завоевания, в Нерике . Этот хаттский этноним не обязательно отражает язык или самоидентификацию самих каска.
- ^ IES Эдвардс, CJ Gadd, NGL Hammond, E. Sollberger, Кембриджская древняя история Издательство Кембриджского университета, 1973 стр. 660
- ^ Энциклопедия индоевропейской культуры, стр. 29 (1997) https://archive.org/details/EncyclepediaOfIndoEuropeanCulture/page/n63/mode/2up?q=Kaskians
- ^ «Хотя каска исторически засвидетельствованы, они практически неизвестны археологически», - заметил Роджер Мэтьюз, «Ландшафты террора и контроля: имперское воздействие в Пафлагонии» Ближневосточная археология 67.4 (декабрь 2004: 200-211), особенно. пп202ф.
- ^ Перейти обратно: а б Туманов, Кирилл (1967). Исследования по христианской истории Кавказа , стр. 55–56. Издательство Джорджтаунского университета .
- ^ Мэтьюз 2004:206.
- ^ «Сведения о хеттах — Хеттская история» . 17 января 2007 г. Архивировано из оригинала 17 января 2007 г.
- ^ Дж. Дэвид Хокинс (2009). «Письма Арзавы в современной перспективе, стр.77» (PDF) . Британский музей .
- ^ Краткая Британника , св "Каска" [ мертвая ссылка ]
- ^ Мэтьюз 2004: особенно. стр. 202ф.
- ^ Глатц, Клаудия; Мэтьюз, Роджер (август 2005 г.). «Антропология приграничной зоны: хеттско-каскские отношения в Северо-Центральной Анатолии позднего бронзового века» . Бюллетень американских школ восточных исследований . 339 . Американские школы восточных исследований, Бостонский университет: 56. doi : 10.1086/BASOR25066902 . S2CID 162689511 . Проверено 15 июля 2015 г.
- ^ «К северу и западу от Деврез-Дахары было обнаружено очень мало стоянок хеттов», - сообщил Мэтьюз о тщательном полевом исследовании проекта «Пафлагония» (Мэттьюз 2004:204).
- ^ Брайс, Тревор (1998). Царство хеттов . Оксфорд: Кларендон Пресс. п. 379. ИСБН 0-19-814095-9 .
- ^ Зингер, И. Кем были Каска? // Фазис. Греческие и римские исследования, 10(I), Тбилисский государственный университет, 2007. — С. 166—181.