Jump to content

Hayasa-Azzi

Страница полузащищена
(Перенаправлено с Хаясы )

Хаяса-Аззи или Аззи-Хаяса ( хетт .: ПРЕИМУЩЕСТВА Ḫaiaša- , армянский : Հայասա ) — конфедерация позднего бронзового века на Армянском нагорье и/или Понтийском регионе Азии Малой . Конфедерация Хаяса-Ацци находилась в конфликте с Хеттской империей в 14 веке до нашей эры, что привело к краху Хатти около 1190 года до нашей эры. Долгое время считалось, что Хаяса-Аззи, возможно, сыграл значительную роль в этногенезе армян . [ 1 ]

Расположение

Хеттские надписи, расшифрованные в 1920-х годах швейцарским учёным Эмилем Форрером, свидетельствуют о существовании горной страны Хаяса-Ацци, лежащей к востоку от Хатти в районе Верхнего Евфрата . Его западная граница, по-видимому, чередовалась между Самухой (вероятно, к западу от современного Сиваса ) и Куммахой (вероятно, современные Кема, Эрзинджан ). [ 2 ] Позднее эти территории географически, по крайней мере частично, совпали с Верхней Арменией. [ 3 ] провинция позднего Армянского царства и соседняя область Малая Армения . [ 1 ]

Хаяса-Аззи, по-видимому, граничил с Исувой (позже известной как Софен , теперь известной как Элязиг ) и Паххувой (возможно, недалеко от современной Дивриги или провинции Бингол ) на юге или западе. [ 2 ] [ 3 ] Восточная протяженность Хаяса-Ацци неизвестна, хотя некоторые полагают, что она находится в районе современного Теркана . [ 4 ] или на восток до озера Ван [ 2 ] [ 5 ] или Араратская равнина . [ 6 ]

Имя Хаяса, возможно, связано с Ия(ни) / Ига(ни) урартских текстов. [ 7 ] И Хаяса, и Ия (ни) / Ига (ни) были связаны с Айа из греческой мифологии. [ 7 ] [ 8 ] С другой стороны, другая теория предполагает связь с Хушей (ни) , упомянутыми урартскими царями Аргишти I и Сардури II в 8 веке до нашей эры. [ 4 ] Ия(ни) / Ига(ни) и Хуса(ни), вероятно, находились в современной провинции Ардахан в Турции .

Вполне возможно, что имя Аззи сохранилось до классической эпохи как Аза, город, расположенный в долине реки Келькит . [ 4 ] С другой стороны, форма имени Аззи могла продолжаться и в 17 веке нашей эры как Азнцик, район Ани-Каммахк (Кемах) в Верхней Армении. [ 3 ]

Аззи не следует путать с одноименным городом Алзи (Алше) , который располагался южнее. [ нужна ссылка ]

Политическая структура

Точный характер отношений Хаясы и Аззи неизвестен. Обычно считается, что они представляли собой конфедерацию двух разных королевств на территории нынешней северо-восточной Турции: Хаяса на севере и Аззи на юге. Хотя эти две земли были отдельными образованиями, они были политически и, вероятно, лингвистически связаны. [ 2 ] Однако существуют альтернативные теории относительно характера их отношений. Некоторые предполагают, что Аззи был регионом или районом Хаясы или что Хаяса и Аззи были разными названиями одного и того же места. [ 9 ] Вардан Матиосян утверждает, что хайаса был этнонимом , а Аззи - государством или землей, на которой жили хайясаны. [ 3 ] По мнению Массимо Форланини , Хаяса и Аззи, возможно, обозначали одно и то же государство, при этом название изменилось с Хаяса на Ацци после основания новой правящей династии или столицы. [ 10 ]

Договор хеттского царя Суппилулиумы I с Хаккани из Хаясы адресован «народу Хаясы». По мнению Игоря Дьяконова , это, вероятно, говорит о том, что у хайасанов было народное собрание или совет старейшин. [ 9 ] [ 5 ] Точно так же Мурсили II позже вел переговоры со «старейшинами» Аззи. [ 9 ] В соседней земле Пахува, возможно, был аналогичный управляющий совет. [ 9 ]

Возможная альтернативная интерпретация этих договоров состоит в том, что эти советы состояли из вождей различных племен, входивших в конфедерацию Хаяса-Аззи. [ 9 ]

Хотя хеттские тексты часто расходятся с Хатти, в них упоминается, что хайасаны служили колесничими в хеттской армии. [ 9 ]

Столица Хаяса-Аззи неизвестна, но его главной крепостью была Ура, возможно, располагавшаяся где-то недалеко от современного Байбурта или вдоль реки Келькит . [ 3 ] Другая крепость, Арипса, возможно, располагалась на берегу озера Ван. [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ]

Ранняя история

Керамическая ваза, найденная недалеко от Эрзурума, ок. 2000 г. до н.э.

Все сведения о Хаяса-Ацци происходят от хеттов, первоисточников от Хаяса-Ацци нет. Таким образом, ранняя история Хаяса-Ацци неизвестна. По мнению историка Арама Косяна, не исключено, что истоки Хаяса-Аззи лежат в Триалети-Ванадзорской культуре , которая распространилась от Закавказья в сторону северо-востока современной Турции в первой половине II тысячелетия до нашей эры. [ 14 ] Связанный с Триалети-Ванадзором участок Сос-Хёюк IV, расположенный в районе Эрзурума, возможно, был связан с Хаяса-Аззи. [ 15 ]

Тудхалия III и Суппилулиума I (1360–1320 гг. до н. э.)

Хеттский царь Тудхалия III решил сделать город Самуха «важным культовым центром, расположенным в верхнем течении реки Марассантия ». [ 16 ] : 160  в качестве временного дома для хеттского царского двора через некоторое время после того, как он покинул Хаттусу перед лицом нападений на его царство со стороны Каски , Хаяса-Аззи и других врагов его государства. Однако Самуха была временно захвачена войсками из страны Аззи. [ 16 ] : 160  В это время королевство Хатти было настолько осаждено жестокими атаками врагов, что многие соседние державы ожидали его скорого краха. Египетский фараон Аменхотеп III даже писал Тархундараду, царю Арзавы: «Я слышал, что все кончено и что страна Хаттуса парализована» (EA 31, 26–27). [ 17 ] Однако Тудхалия сумел сплотить свои силы; действительно, скорость и решимость хеттского царя, возможно, удивили врагов Хатти, включая Каску и Хаяса-Аззи. [ 16 ] : 160–162  Тудхалия послал своего генерала Суппилулиуму, который позже стал королем под титулом Суппилулиума I , к северо-восточным границам Хатти, чтобы победить Хаяса-Аззи. Хайясаны первоначально отступили от прямого боя с хеттским полководцем. Однако хеттитолог : Тревор Р. Брайс отмечает, что Тудхалия и Суппилулиума в конечном итоге

вторглась в Хаяса-Аззи и вызвала разборку с ее королем Каранни (или Ланни) возле города Кумаха. Отрывок (в «Делах Суппилулиумы»), описывающий исход этой битвы, отсутствует. Но почти наверняка хеттский поход завершился завоеванием Хаяса-Аззи, поскольку впоследствии Суппилулиума сделал его вассальным государством хеттов, заключив договор с Хакканой, его нынешним правителем. [ 18 ] [ 16 ] : 162–163 

Хайасаны теперь были обязаны репатриировать всех захваченных в плен хеттских подданных и уступить «границу [территорию], которая, по утверждению Суппилулиума, принадлежала Земле Хатти». [ 16 ] : 163  Несмотря на ограничения, наложенные на Хаккани, он не был вполне кротким и покорным зятем хеттов в политических и военных делах. В качестве условия освобождения тысяч хеттских пленников, содержавшихся в его владениях, он потребовал сначала возвращения пленников Хайясана, содержавшихся в Хатти.

Во время их правления на клинописных табличках Богазкея начинают упоминаться имена трех последовательных королей, которые правили государством Хаяса и/или Аззи. Это были Каранни (или Ланни), Мария и Хаккани (или Хуккана). Хаккани женился на хеттской принцессе. Когда Суппилулиума сам стал королем, Хаккани женился на сестре Суппилулиумы.

В договоре, подписанном с Хаккани, Суппилулиума I упоминает ряд обязательств гражданского права:

У моей сестры, которую Я выдал тебя замуж, есть сестры; благодаря вашему браку они теперь стали вашими родственниками. Что ж, в стране Хатти есть закон. Не приближайтесь к сестрам, невесткам или двоюродным братьям; это не разрешено. В Земле Хатти тот, кто совершает такой поступок, не живет; он умирает. В вашей стране вы, не колеблясь, женитесь на своей сестре, невестке или двоюродном брате, потому что вы нецивилизованы. Такое действие не может быть разрешено в Хатти.

Мурсили II (1320–1290-е гг. до н. э.)

Статуи хеттской эпохи, найденные недалеко от Сиваса, ок. 1600–1200 до н.э.

Королевство Хаяса-Аззи какое-то время оставалось лояльным вассальным государством хеттов, возможно, пораженное той же чумой, которая унесла жизни Суппилулиума и его сына Арнуванды II . Но на седьмом году правления Мурсили (за три года до затмения Мурсили – так, 1315 г. до н.э.) «владыка Аззи» Анния воспользовался объединением Пиххунии каска и совершил набег на Землю Данкува, хеттский пограничный регион, куда перевез свои население вернулось в свое королевство.

Кавеньяк писал о том периоде, что Анния «разграбила несколько районов и отказалась освободить взятых пленных». Восстание Аннии вскоре вызвало ответ хеттов. Хеттский царь Мурсили II , разгромив Пиххунию, двинулся к границам Хаяса-Аззи, где потребовал от Аннии возвращения захваченных им подданных. [ 16 ] : 219  Когда Анния отказалась, Мурсили немедленно атаковал пограничную крепость Хаясы Ура. [ 19 ] Следующей весной он переправился через Евфрат и реорганизовал свою армию в Ингалове, которая примерно десять веков спустя стала сокровищницей и местом захоронения армянских царей династии Аршакуни .

Несмотря на кампании Мурсили 7-го года и, вероятно, 8-го года против Хаяса-Аззи, Анния все еще оставалась непокоренной и продолжала игнорировать требования хеттского царя вернуть свой народ в начале девятого года правления Мурсили. [ 16 ] : 219  Затем, в 9-м году правления последнего, Анния начала крупное контрнаступление, снова вторгнувшись в регион Верхних земель на северо-восточной границе Хатти, разрушив Землю Иститина и осадив город Каннувара. [ 20 ] Хуже того, Мурсили II был вынужден столкнуться с новым кризисом в том же году после смерти своего брата Сарри-Кусуха, хеттского наместника Сирии. Это спровоцировало восстание земель Нухаше против контроля хеттов. [ 16 ] : 220  Мурсили II предпринял решительные действия, отправив своего генерала Курунту для подавления сирийского восстания, в то время как он послал другого генерала, способного Нуванзу (или Нуванзу), чтобы изгнать врага Хаяса-Аззи из Верхней Земли. Посоветовавшись с некоторыми оракулами, король приказал Нуванзе захватить территорию Верхней Земли у сил Хаясана. Это Нуванза сделал, нанеся громкое поражение захватчикам Хаяса-Ацци в битве при Гануваре ; отныне Верхняя Земля останется «твердо в руках хеттов до конца правления Мурсили под непосредственным руководством местного губернатора, назначенного царем». [ 16 ] : 221  В то время как Мурсили II вторгся и отвоевал Хаяса-Аззи на десятом году своего правления, [ 21 ] его официальное подчинение произошло только в следующем году правления хеттского царя. [ 16 ] : 221 

В «Анналах Мурсили» ниже описаны кампании Мурсили против Хаяса-Аззи: [ 22 ]

Народ Нахассе восстал и осадил» (имя неразборчиво). «Другие враги и народ Хаясы тоже. Они разграбили Инститину, блокировали Ганувару войсками и колесницами. И поскольку я оставил Нувансаса, главного виночерпия, и всех начальников лагеря, войска и колесницы в Горной Стране, я написал Нувансасу следующее: «Видите, народ Хаясы опустошил Инститину и заблокировал город Ганувару». И Нуванза повел войска и колесницы на помощь и двинулся к Гануваре. И затем он послал ко мне гонца и написал мне; — Не пойдете ли вы посоветоваться за меня с авгуром и предсказателем? Разве не могли за меня принять решение птицы и плоть искупительных жертв?

И я отправил Нуванзе такое письмо: «Смотри, я посоветовался с птицами и мясом, и они приказали: Иди!» потому что эти люди Хаясы, Бог У, уже передали вам; ударь их!

И когда я возвращался из Астатана в Кархемиш , царственный принц Нана-Лу встретил меня на дороге и сказал: «Враг Хайсана, осадивший Ганувару, Нуванза выступил против него и встретил его под стенами Ганувары. Против него было выставлено десять тысяч человек и семьсот колесниц, и Нуванса разгромил их. Много убитых и много пленных.

(Здесь таблички испорчены, и потеряно 15 строк.)

И когда я прибыл в Тиггарамму , главный виночерпий Нуванза и все дворяне пришли встретить меня в Тиггарамме. Мне следовало бы еще отправиться в Хаясу, но вожди сказали мне: «Сегодня уже далеко, господин господин!» Не ходи в Хаясу». И я не поехал в Хаясу.

Упадок Хаясы

Сам Мурсили теперь мог получить удовлетворение от превращения враждебного и агрессивного королевства Хаяса-Аззи еще раз в вассальное государство хеттов. [ 16 ] : 223 

Хеттская империя в наибольшем своем развитии при Суппилулиуме I (ок. 1350–1322 до н. э.), регион к северу от Ишувы и Альше, как полагают, был местом расположения Хаяса-Аззи.

После поражения Аннии Хаяса-Аззи больше никогда не появляется в хеттских (или ассирийских ) записях как единая нация. Хаяса как боевая сила была практически уничтожена экспедицией Мурсили II.

Однако Аззи продолжал упоминаться еще некоторое время после того, как упоминания о Хаясе прекратились. Вполне возможно, что Хаяса был разрушен Мурсили и/или стал частью Аззи. [ 2 ] Упоминается, что Мутти, житель города Халимана, приветствовал Мурсили в Аззи. Больше о нем ничего не известно, но, возможно, он был современным королем Аззи. [ 23 ]

Многие из бывших районов и городов Хаяса-Ацци стали самостоятельными городами-государствами после распада конфедерации Хаяса-Ацци в конце 13 века до нашей эры. [ 9 ] Другие регионы Аззи, вероятно, соответствуют областям наирийского государства Урарту , упомянутым в ассирийских записях примерно того же времени. [ 24 ] : 310  [ 25 ]

Территория Хаяса-Аззи могла, по крайней мере частично, соответствовать Диауэхи из текстов урартской эпохи. [ 26 ] [ 27 ] [ 28 ]

Хаяса и армяне

Сходство имени Хаяса с эндонимом армян хай и привело к предположению, что армянским названием Армении Айк или Айастан конфедерация Хаяса-Аззи участвовала в армянском этногенезе или, возможно, была армянской -речевое состояние. -assa / -asa — соответственно хеттский и иероглифический лувийский суффиксы родительного падежа. Следовательно, Хаяса могло быть хеттским или лувийским именем, означающим «земля сена». [ 3 ] По сути, это то же самое значение, что и современный Айастан . Хаяса-Аззи мог быть хеттским переводом азна армянского айоца, или «армянской нации». [ 3 ]

Hay может происходить от протоиндоевропейского слова * h₂éyos (или, возможно, * áyos ), что означает «металл». Согласно этой теории, Хаяса означает «земля металла», имея в виду ранние методы металлургии, развитые в этом регионе. [ 29 ]

Хотя язык или языки, на которых говорят в Хаяса-Ацци, неизвестны, похоже, что там действительно преобладал неанатолийский индоевропейский лингвистический элемент. Этот язык, по-видимому, имел некоторое сходство с древнегреческим и мог быть ранним армянским диалектом. [ 14 ] Имя царя Каранни может быть связано с греко- македонским Караносом . [ 30 ] [ 14 ]

Некоторые ученые утверждают, что имя царя Хайясана Мария связано с санскритским марья , что означает «молодой человек, воин», и, таким образом, указывает на возможное индоиранское присутствие (возможно, связанное с Митанни) в Хаяса-Аззи. [ 31 ] Вместо этого Вардан Матиосян утверждает, что это имя является формой классического армянского мари , что также означает «молодой человек». [ 32 ] И санскритские, и армянские слова в конечном итоге происходят от одного и того же протоиндоевропейского корня * méryos . [ 33 ] [ 34 ]

Некоторые из богов Хаяса-Аззи, записанные в договорах с хеттами, могли быть связаны с армянскими или греческими традициями. Унаг-Астуас , вероятно, связан, по крайней мере этимологически, с классическим армянским Астуатсом (современный армянский: Аствац ), что означает «Бог» и продолжает использоваться в армянском языке сегодня. [ 35 ] Балтайк могла быть богиней, связанной с западносемитским Баалат ( Астарта ), с вероятным армянским уменьшительным суффиксом -ик (например, который присутствует в имени армянской богини Астлик ). [ 30 ] С другой стороны, этимологически оно могло произойти от протоиндоевропейского * bʰel- (что означает «яркий») через форму * bʰel-to . [ 36 ] Териттитуниш может быть связан с Тритоном из греческой мифологии. [ 14 ]

Регион, охватываемый Хаяса-Аззи, позже составит Малую Армению, а также западные и юго-западные регионы Древней Армении . Главные храмы многих дохристианских армянских богов, таких как Арамадз , Анаит , Мгер , Нане и Барсамин, располагались там, где, вероятно, находился Хаяса. [ 37 ] Сокровищница и царские захоронения династии Аршакидов (Аршакуни) также располагались в этом регионе в I тысячелетии до нашей эры. [ 38 ] Ани-Каммахк, вероятно, Куммаха хеттских источников, был главным культовым центром богини Анаит и местом расположения армянских царских гробниц в классическую эпоху . По мнению выдающегося лингвиста Грачья Ачаряна , название города Куммаха могло происходить от кмахк» , означающего «скелет». армянского слова « [ 30 ]

Некоторые ученые полагают, что армяне были коренными жителями региона Хаяса или, возможно, переселились в регион Хаяса из близлежащих северных или восточных регионов (таких как современная южная Грузия или северная Армения). [ 39 ] [ 1 ] Меньшая часть историков предполагают, что после возможного фригийского вторжения на хеттов гипотетически названные армяно-фригийцы поселились бы в Хаяса-Аззи и слились с местным населением, которое, возможно, уже было распространено в западных регионах Урарту . [ 40 ] Однако свидетельств тесной армяно-фригийской связи почти нет.

Термин Хайастан имеет сходство с древним месопотамским богом Хая ( ха-иа ) и другим западным божеством по имени Эбла Хайя , родственным богу Эа ( Энки или Энкиль на шумерском языке, Эа на аккадском и вавилонском). [ 41 ] Так, в Большой советской энциклопедии 1962 года утверждалось, что армяне произошли от миграции Хаясы в Шуприю в XII веке до нашей эры. [ 42 ] Это вызывает возражения из-за возможности простого случайного сходства между двумя именами. [ 43 ]

Критика теории армянской связи

Упоминание названия Армения можно с уверенностью датировать только VI веком до нашей эры, при царях Оронтидах , и о самом народе Хаяса-Ацци как таковом известно очень мало. [ 16 ] : 158–163 

Игорь Дьяконов утверждает, что произношение Хаяса, вероятно, было ближе к Хаясе , с придыханием h . По его словам, это сводит на нет связь с "Армянским Ай" (հայ). Кроме того, он утверждает, что -asa не может быть суффиксом анатолийского языка, поскольку имена с этим суффиксом отсутствуют на Армянском нагорье. [ 9 ]

Критика Дьяконова была опровергнута Матиосяном и другими, которые утверждают, что, поскольку Хаяса является хеттским (или хеттским) экзонимом, применяемым к чужой земле, суффикс -asa все еще может означать «земля». [ 3 ] Кроме того, Хаяса можно согласовать с Хай , поскольку хеттские фонемы h и kh взаимозаменяемы, что также присутствует в некоторых армянских диалектах. [ 3 ]

См. также

Ссылки

  1. ^ Перейти обратно: а б с Петросян, Армен (2007). «Проблема идентификации протоармян: критический обзор» . Журнал Общества арменоведения . 16:43 .
  2. ^ Перейти обратно: а б с д и Косян, Арам (2015). Между Евфратом и озером Ван (О расположении Хаясы и Ацци) . Международный симпозиум по культурам Восточной Анатолии и Южного Кавказа. Издательство Кембриджских ученых.
  3. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Матиосян, Вардан (2009). «Аззи-Хаяса на Черном море? Еще одна загадка армянского происхождения». В Ованнисяне, Ричард Г. (ред.). Армянский Понт: Трапезундско-Черноморские общины . Серия Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе по истории и культуре Армении. Коста Меса, Калифорния: Издательство Mazda. п. 75.
  4. ^ Перейти обратно: а б с Форланини, Массимо (01 января 2017 г.). «Древняя земля «Северной» Куммахи и Арипсы «внутри моря»» . Места и пространства в Хеттской Анатолии I: Хатти и Восток .
  5. ^ Перейти обратно: а б Казарян, Роберт П. (2015). «Развитие армянской государственности: Царство Хаяса (XIV–XIII вв. до н. э.)» (PDF) . Фундаментальная арменология . 1 .
  6. ^ Серкан Демирель, «Вклад в локализацию Аззи-Хаяши, упомянутой в хеттских клинописных текстах». Архив Анатоликум-Анадолу Аршивлери (АрАн) . 2017. стр. 97–110|url= https://www.academia.edu/38267672/A_Contribution_to_Localization_of_Azzi_Hayaša_Mentioned_in_Hittite_Cuneiform_Texts
  7. ^ Перейти обратно: а б Армен Петросян. «Проблема армянского происхождения: миф, история, гипотезы (серия монографий JIES № 66)», Вашингтон, округ Колумбия, 2018 г., стр. 151–154.
  8. ^ Гордезиани, Леван (01.01.2019). «Некоторые замечания о Кулхе» . За горами и далеко. Исследования представлены Мирьо Сальвини .
  9. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Дьяконов, Игорь М. (1968). «Предыстория армянского народа» . Проверено 1 июня 2021 г.
  10. ^ Массимо Форланини. Древняя земля «Северной» Куммахи и Арипши: «Внутри моря». Места и пространства в хеттской Анатолии I: Хатти и Восток Материалы международного семинара по хеттской исторической географии в Стамбуле, 25-26 октября 2013 г. Türk Eskiçağ Bilimleri Enstitüsü. п. 2. https://www.academia.edu/44937753/The_Ancient_Land_of_Northern_Kummaha_and_Aripsa_inside_the_Sea_
  11. ^ Косян, Арам (2015). Между Евфратом и озером Ван (О расположении Хаясы и Ацци). Международный симпозиум по культурам Восточной Анатолии и Южного Кавказа. Издательство Кембриджских ученых.
  12. ^ Роберт Казарян. «Значение хеттских источников периода Мурсили II для древней истории Армении». Фундаментальная арменология . 2016. https://fundamentalarmenology.am/datas/pdfs/297.pdf .
  13. ^ Серкан Демирель, «Вклад в локализацию Аззи-Хаяши, упомянутой в хеттских клинописных текстах». Archivum Anatolicum-Архивы Анатолии (АрАн). 2017. стр. 97-110. https://www.academia.edu/38267672/A_Contribution_to_Localization_of_Azzi_Hayaša_Mentioned_in_Hittite_Cuneiform_Texts
  14. ^ Перейти обратно: а б с д Косян, Арам (2014). «К востоку от Хатти» . В Озфирате, Айнур (ред.). Очерки в честь Вели Севина . Яинлари. п. 279.
  15. ^ Серкан Демирель, «Вклад в локализацию Аззи-Хаяши, упомянутой в хеттских клинописных текстах». Archivum Anatolicum-Архивы Анатолии (АрАн). 2017. стр. 97-110. https://www.academia.edu/38267672/A_Contribution_to_Localization_of_Azzi_Hayaša_Mentioned_in_Hittite_Cuneiform_Texts
  16. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л Брайс, Тревор Р. (1999). Царство хеттов . Издательство Оксфордского университета. ISBN  9780199240104 . Следует подчеркнуть, что Тудхалия III Брайса эквивалентна Тудхалия II Википедии . Среди хеттитологов существуют некоторые разногласия по поводу точного числа царей по имени Тудхалия.
  17. ^ Моран, Уильям С. (1992). Письма Амарны . Балтимор: Издательство Университета Джонса Хопкинса. п. 191. ИСБН  978-0-8018-4251-1 .
  18. ^ КТХ 42
  19. ^ AM 86–87 [ нужна полная цитата ]
  20. ^ AM 110-11 [ нужна полная цитата ]
  21. ^ AM 130–133 [ нужна полная цитата ]
  22. ^ КТХ 61, 43, 78
  23. ^ Премьер-министр Доброй воли. «Ссылка, Дейксис и фокус на хеттском языке. Указательные ка- «это», апа- «то» и аси «йон». Амстердамский университет. 2003. стр. 144. https://pure.uva.nl/ws/ файлы/3448919/28669_Thesis.pdf .
  24. ^ Брайс, Тревор (2009). Справочник Рутледжа по народам и местам древней Западной Азии . Тейлор и Фрэнсис.
  25. ^ Косян, Арам (2011). «К хеттской восточной периферии» . Армянский журнал ближневосточных исследований . VI (2): 91–92.
  26. ^ Массимо Форланини. Древняя земля «Северной» Куммахи и Арипши: «Внутри моря». Места и пространства в хеттской Анатолии I: Хатти и Восток Материалы международного семинара по хеттской исторической географии в Стамбуле, 25-26 октября 2013 г. Türk Eskiçağ Bilimleri Enstitüsü. п. 5. https://www.academia.edu/44937753/The_Ancient_Land_of_Northern_Kummaha_and_Aripsa_inside_the_Sea_
  27. ^ Армен Петросян. «К истокам армянского народа. Проблема идентификации протоармян: критический обзор». Журнал Общества арменоведения. 2007. с. 47. https://www.academia.edu/3657764/Towards_the_Origins_of_the_Armenian_People_The_Problem_of_Identification_of_the_Proto_Armenians_A_Critical_Review_in_English_
  28. ^ Леван Гордзеиани. «Некоторые замечания о Кулхе». За горами и далеко: Исследования по истории и археологии Ближнего Востока, представленные Мирьо Сальвини по случаю его 80-летия. ред. Павел С. Аветисян, Роберто Дан и Ерванд Г. Грекян. Археопресс Археология. 2019. С. 242–243. [1]
  29. ^ Мартиросян, Грач (2010). Этимологический словарь армянской унаследованной лексики . Лейден: Брилл. стр. 382-385 . ISBN  9789004173378 .
  30. ^ Перейти обратно: а б с Петросян, Армен (2002). Индоевропейские и древнеближневосточные источники армянского эпоса . п. 154. [ ненадежный источник? ]
  31. ^ Петросян, Армен (2018). «Арийские следы в ономастике Хаясы» . Иран и Кавказ . 22 (2): 179. дои : 10.1163/1573384X-20180207 . S2CID   165481073 .
  32. ^ Белый Матиосиан. Мария, лидер страны Хаяса, и его связи. Базмавеп 1-4 1992. стр. 101-1. 322–324.
  33. ^ Дж. П. Мэллори и Д. К. Адамс. Оксфордское введение в протоиндоевропейский и протоиндоевропейский мир . Издательство Оксфордского университета. 2006. с. 205.
  34. ^ Грачья Ачарян. Хайерен арматакан бараран . 2-е издание. Ереван: Университетское издательство, 1971–1979.
  35. ^ Мартирос Кавукджян. Армения, Субарту и Шумер. Монреаль. (1987) с. 136
  36. ^ Матиосян, Вартан (2009). «Аззи-Хаяса на Черном море? Еще одна загадка армянского происхождения». В Ованнисяне, Ричард Г. (ред.). Армянский Понт: Трапезундско-Черноморские общины. Серия Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе по истории и культуре Армении. п. 77.
  37. ^ Армен Петросян (2007). Проблема идентификации протоармян: критический обзор . Общество арменоведения. п. 46 . Проверено 23 ноября 2018 г.
  38. ^ Ваан Куркджян [2] История Армении AGBU. (1958) с. 35
  39. ^ Хэмп, Эрик П. (август 2013 г.). «Распространение индоевропейских языков: развивающийся взгляд индоевропейцев» (PDF) . Китайско-платонические статьи . 239 : 8, 10, 13 . Проверено 8 февраля 2014 г.
  40. ^ Королевство Армения, История Мака Чахина, 1987 (пересмотренная в 2001 г.), стр. 180–182. ISBN   0-7007-1452-9
  41. ^ «Древние месопотамские боги и богини — Хая (Бог)» . Архивировано из оригинала 28 апреля 2016 г. Проверено 26 июля 2012 г.
  42. ^ Армяне , Great Soviet Encyclopedia
  43. Энн Элизабет Редгейт, Армяне , Вили-Блэквелл, 2000. ISBN   978-0-631-22037-4 , с. 24.

Дальнейшее чтение

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 3008781e189090892855f9843496486a__1722245280
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/30/6a/3008781e189090892855f9843496486a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Hayasa-Azzi - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)