Тиридат III Армении
Тиридат III Великий | |
---|---|
Король Армении | |
Царствование | 298– ок. 330 г. н. э. |
Предшественник | Khosrov II |
Преемник | Хосров III Малый |
Рожденный | 250-е годы нашей эры |
Умер | в. 330 г. н. э. |
Похороны | |
Супруга | Ashkhen |
Проблема | Хосров III Малый Саломея Армянская |
Династия | Династия Аршакидов |
Отец | Khosrov II of Armenia |
Религия | Зороастризм (до 301 г.) [ 1 ] Армянское христианство (после 301 г.) |
Часть серии о |
Восточное православие |
---|
Восточные православные церкви |
Христианский портал |
Тиридат III ( ок. 250-х — ок. 330 ), также известный как Тиридат Великий или Тиридат IV , был армянским царем Аршакидов. [ 2 ] из ц. 298 до ок. 330 . В начале IV века (традиционная дата — 301 год) Тиридат провозгласил христианство государственной религией Армении, сделав Армянское царство первым государством, официально принявшим христианство. [ 3 ]
Имя
[ редактировать ]Имя Тиридат — греческий вариант парфянского имени Трдат , что означает «созданный Тиром ». [ 4 ] Хотя Тир не упоминается в Авесте, он является выдающимся язатой (ангельским божеством) в зороастрийской религии. [ 5 ] Имя также встречается в других греческих вариантах, таких как Terdates , Teridates , Teridatios и Tiridatios . оно встречается На сирийском языке как Турадатис , а на латыни — как Тиридат . [ 6 ]
Раннее детство
[ редактировать ]Тиридат III был сыном Хосрова II из Армении , последний был убит в 252 году парфянским агентом по имени Анак по приказу I. Ардашира У Тиридата был по крайней мере один брат и сестра, сестра по имени Хосровидухт , которая была тезкой его деда по отцовской линии, Тиридата II Армянского . Анак был схвачен и казнен вместе с большей частью своей семьи, а его сын, Григорий Просветитель , был укрыт в Кесарии, в Каппадокии . Как единственный выживший наследник престола, Тиридат был быстро увезен в Рим вскоре после убийства своего отца, когда он был еще младенцем. Он получил образование в Риме и хорошо владел языками и военной тактикой; [ 7 ] [ 8 ] кроме того, он твердо понимал и ценил римское право . Армянский историк Мовсес Хоренаци описывает его как сильного и храброго воина, участвовавшего в боях со своими врагами и лично приведшего свою армию к победе во многих сражениях.
Царство
[ редактировать ]В 270 году римский император Аврелиан вступил в бой с Сасанидами на восточном фронте и смог отбросить их. Тиридат, как истинный наследник ныне оккупированного персами армянского престола, пришел в Армению, быстро собрал армию и изгнал врага в 298 году.
На какое-то время судьба благоволила Тиридату. Он не только изгнал своих врагов, но и пронес свое оружие в Ассирию. В то время Персидская империя находилась в растерянном состоянии. Трон оспаривался амбициями двух соперничающих братьев, Ормуза и Нарсеса. [ нужна ссылка ] Однако гражданская война вскоре закончилась, и Нарсес был повсеместно признан королем Персии. Затем Нарсес направил все свои силы против внешнего врага. Тогда борьба стала слишком неравной. Тиридат снова укрылся у римлян. Римско-армянский союз крепчал, особенно во время Диоклетиана правления . Это можно объяснить воспитанием Тиридата, постоянными персидскими агрессиями и убийством его отца Анаком. С помощью Диоклетиана Тиридат вытеснил персов из Армении. [ 7 ] В 299 году Диоклетиан оставил Армянское государство в статусе квазинезависимого протектората , возможно, чтобы использовать его в качестве буфера в случае нападения персов. [ 9 ]
В 297 году Тиридат женился на аланской принцессе по имени Ашхен , от которой у него было трое детей: сын по имени Хосров III , дочь по имени Саломея и еще одна дочь, вышедшая замуж за святого Гусика I , одного из первых католикосов Армянской Апостольской церкви .
Конверсия
[ редактировать ]Тиридат III Великий Св. Царь Трдатус Великий | |
---|---|
Король Армении | |
Место отдыха | Кемах, Эрзинджан , Армения |
Почитается в | Восточное православие Католическая церковь |
Праздник | Суббота перед пятым воскресеньем после Пятидесятницы (Армянская Апостольская Церковь) [ 10 ] |
Атрибуты | Корона Меч Крест Глобус крестигер |
Покровительство | Армения |
Традиционная история обращения царя и народа в первую очередь основана на армянской истории пятого века, приписываемой Агафангелу . [ 11 ] [ 12 ] В нем рассказывается о Григории Просветителе , сыне Анака, который был воспитан христианином и, чувствуя вину за грех собственного отца, вступил в армянскую армию и работал секретарем при царе. Христианство в Армении имело прочную основу к концу III века, но нация в целом все еще следовала зороастризму . Тиридат не был исключением, поскольку он тоже поклонялся различным древним богам. Во время зороастрийской религиозной церемонии Тиридат приказал Григорию возложить цветочный венок к подножию статуи богини Анаит в Эризе. Григорий отказался, заявив о своей христианской вере. Этот поступок разгневал короля. Его ярость только усилилась, когда несколько человек заявили, что Григорий на самом деле был сыном Анака, предателя, убившего отца Тиридата. Григория пытали и в конце концов бросили в Хор Вирап , глубокую подземную темницу.
В годы заключения Григория в Армению приехала группа монахинь-девственниц во главе с Гаяне , спасавшихся от римских гонений на их христианскую веру. Тиридат услышал о группе и легендарной красоте одной из ее участниц, Рипсиме . Он привел их во дворец и потребовал жениться на прекрасной деве; она отказалась. Король приказал замучить и убить всю группу. После этого события он заболел и по легенде принял поведение кабана, бесцельно бродящего по лесу. Хосровидухту приснился сон, в котором Григорий был еще жив в темнице, и он единственный, кто мог вылечить царя. На тот момент прошло 13 лет с момента его заключения, и шансы на то, что он выживет, были невелики. Они нашли его, и, несмотря на невероятное истощение, он был все еще жив. Его поддерживала в живых добросердечная женщина, которая каждый день бросала ему в Хор Вирапе буханку хлеба.
Тиридат был доставлен к Григорию и чудесным образом исцелился от болезни. Убежденный силой лекарства, король немедленно провозгласил христианство официальной государственной религией. Таким образом, Армения стала номинально христианским королевством и первым государством, официально принявшим христианство. Тиридат назначил Григория Католикосом Армянской Апостольской Церкви .
Обращение в христианство оказалось поворотным событием в истории Армении. По мнению исследователя зороастризма Мэри Бойс , кажется, что христианизация Армении Аршакидами Армении частично была вызовом Сасанидам. [ 13 ]
Остаток правления
[ редактировать ]Переход от традиционного зороастризма к христианству был нелегким. Тиридат часто использовал силу, чтобы навязать эту новую веру людям, и последовало множество вооруженных конфликтов из-за того, что зороастризм глубоко укоренился в армянском народе. Между войсками короля и зороастрийским лагерем произошла настоящая битва, приведшая к ослаблению политеистической военной мощи. Таким образом, Тиридат провел остаток своей жизни, пытаясь уничтожить все древние верования, и при этом уничтожил бесчисленные статуи, храмы и письменные документы. В результате из местных источников мало что известно о древней армянской истории и культуре. Царь лихорадочно работал над распространением веры и умер в 330 году. Мовсес Хоренаци утверждает, что несколько членов семей нахараров сговорились против Тиридата и в конечном итоге отравили его. [ 14 ]
Тиридат III, Ашхен и Хосровидухт — святые Армянской Апостольской Церкви и, как следствие, всех Восточных Православных Церквей , и их праздник приходится на субботу после пятого воскресенья после Пятидесятницы . В этот праздник поется гимн «Царям». [ 15 ] Их праздник обычно приходится на 30 июня.
Галерея
[ редактировать ]-
Григорий Просветитель крестит Тиридата III.
-
Тиридат III с женой Ашхен и сестрой Хосровидухт Нагашем Овнатаном .
-
Тиридат III и Григорий Просветитель, Эчмиадзин .
-
Григорий Просветитель крестит Тиридата III.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Кертис 2016 , с. 185; Де Йонг, 2015 , стр. 119–120, 123–125; Рассел 1987 , стр. 170–171.
- ^ Эдвардс и др. 1970 год .
- ^ Биннс 2002 , с. 30.
- ^ Шмитт 2005 ; Рассел 1987 , с. 386; Рэпп 2014 , с. 263
- ^ Рассел 1987 , с. 382.
- ^ Рассел 1987 , с. 386.
- ^ Перейти обратно: а б Григорян 1987 .
- ^ Мовсес Хоренаци 1997 , 2.79.
- ^ Барнс 1981 , с. 18.
- ^ Решения 2002 г. , стр. 443.
- ^ Бурнутиан 2006 , стр. 47.
- ^ Агафангелос 1976 .
- ^ Бойс 2001 , с. 84: «[...] и нет никаких сомнений в том, что во второй половине парфянского периода Армения была преимущественно зороастрийской страной. После этого она приняла христианство (частично, по-видимому, вопреки сасанидам) [.. .].
- ^ Мовсес Хоренаци 1997 , 2.92.
- ^ Жизнеописания армянских святых 2012 .
Библиография
[ редактировать ]- Агафангелос (1976). История армян . Перевод и комментарии Роберта В. Томсона (Первое изд.). Олбани: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 0-87395-323-1 .
- Барнс, Тимоти Дэвид (1981). Константин и Евсевий . Издательство Гарвардского университета.
- Биннс, Джон (2002). Введение в христианские православные церкви . Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-66738-0 .
- «Жизнеописания армянских святых, святитель Дртад (250-330)» . Армянская семинария Св. Нерсеса . Архивировано из оригинала 14 августа 2012 года.
- Бурнотьян, Джордж А. (2006). Краткая история армянского народа (Пятое изд.). Коста Меса, Калифорния: Издательство Mazda. ISBN 1-56859-141-1 .
- Бойс, Мэри (2001). Зороастрийцы: их религиозные верования и практики . Психология Пресс.
- Шомон, Мария-Луиза (1996). «Визит армянского царя Тиридата III к императору Константину в Рим?» [Визит армянского царя Тиридата III к императору Константину в Рим?]. В Гарсоян, Нина (ред.). Армения и Византия: история и культура [ Армения и Византия: история и культура ] (на французском языке). Париж: Éditions de la Sorbonne. стр. 55–66. ISBN 9782859448240 .
- Кертис, Веста Сархош (2016). «Древние иранские мотивы и зороастрийская иконография». В Уильямсе, Маркус; Стюарт, Сара; Хинтце, Альмут (ред.). Зороастрийское пламя, изучающее религию, историю и традиции . ИБ Таурис. стр. 179–203. ISBN 9780857728159 .
- Де Йонг, Альберт (2015). «Армянский и грузинский зороастризм». В Стаусберге, Майкл; Веваина, Юхан Сохраб-Диншоу; Тессманн, Анна (ред.). Уайли Блэквелл, компаньон зороастризма . Джон Уайли и сыновья, ООО
- Домар: Календарный и литургический цикл Армянской Апостольской Православной Церкви . Армянский православный богословский научно-исследовательский институт. 2002.
- Эдвардс, Йорверт Эйддон Стивен; Гэдд, Сирил Джон; Хаммонд, Николас Джеффри Лемприер; Бордман, Джон; Уолбанк, Фрэнк Уильям; Льюис, Дэвид Малкольм; Боуман, Алан; Астин, А.Е.; Гарнси, Питер (1970). Кембриджская древняя история: Том 12, Кризис империи, 193–337 гг . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-30199-2 .
- Григорян, В. (1987). «Трдат Г Мец» Трдат Г. Мец [Трдат III Великий]. Амбарцумян Виктор; и др. (ред.). Айкан Советы Армянская советская энциклопедия [ Армянская советская энциклопедия ] (на армянском языке). Том. 12. Ереван:Нет советских лидеров. п. 94.
- Мовсес Хоренаци (1997). Саргсян, Гагик (ред.). Айоц Патмутюн, Дар История Армении, Е век [ История Армении, V век ] (на армянском языке). Ереван: Айастан. ISBN 5-540-01192-9 .
- Рэпп, Стивен Х. (2014). Сасанидский мир глазами грузин: Кавказ и Иранское Содружество в позднеантичной грузинской литературе . Фарнхэм: Издательство Ashgate. ISBN 978-1-4724-2552-2 .
- Рассел, Джеймс Р. (1987). Зороастризм в Армении . Издательство Гарвардского университета. ISBN 978-0674968509 .
- Шмитт, Рюдигер (2005). «Личные имена, иранский iv. парфянский период» . Энциклопедия Ираника, интернет-издание . Нью-Йорк: Фонд Энциклопедии Ираника.
Общие ссылки
[ редактировать ]- Кеттенхофен, Эрих (2002). «Начало христианства в Армении» . Хандес Амсорей (на немецком языке). 116 :45-104. OCLC 5377086 .
- Кеттенхофен, Эрих (1995). Тирдад и Пайкулинская надпись: Критика источников по истории Армении конца III и начала IV веков н. э. [ Тирдад и Пайкулинская надпись: Критика источников по истории Армении конца III и начала IV веков н.э. ] (на немецком языке). Райхерт Верлаг. ISBN 9783882268256 .
- Манасерян, Рубен (1997). Айастане Артаваздицминчев Трдат Мец Армения от Артаваза до Трдат Мец [ Армения от Артавазда до Трдата Великого ] (на армянском языке). Ереван: Арег. OCLC 606657781 .
- Мардироссян, Арам (2001). «Валарсапатский Синод (491 г.) и дата обращения в христианство Королевства Великой Армении (311 г.)». Обзор арменоведения . 28 : 249–260. дои : 10.2143/REA.28.0.505082 . ISSN 0080-2549 .
- Томсон, Роберт В. (1997). «Константин и Трдат в армянской традиции». Восточный журнал Венгерской академии наук . 50 (1/3): 277–289. ISSN 0001-6446 . JSTOR 23658223 .
- Вальбург, Карин Мозиг (2006). «Армянская война Максимина Дая». Historia: Журнал древней истории (на немецком языке). 55 (2): 247–255. дои : 10.25162/история-2006-0016 . ISSN 0018-2311 . JSTOR 4436812 . S2CID 252446106 .
- Цукерман, Константин (1994). «Походы тетрархов, 296-298. Хронологические заметки» [Походы тетрархов, 296-298. Хронологические заметки]. Поздняя античность (на французском языке). 2 :65–70. дои : 10.1484/J.AT.2.301153 . ISSN 1250-7334 .
См. также
[ редактировать ]- 286 рождений
- 330 смертей
- Цари Армении III века
- Цари Армении IV века
- Армянские святые
- Христианские святые IV века
- Римско-католические королевские святые
- Армянские апостольские христиане
- Римские цари-клиенты Армении
- Переходит в христианство из зороастризма
- Христиане 3-го века
- Христиане 4-го века
- Аршакиды, цари Армении